Культура и искусство
Альбина
Альбина Шагимуратова получила в этом году «Золотую маску» за лучшую женскую роль в опере «Лючия ди Ламмермур». У нее было 9 конкуренток, однако вопрос для нее даже не стоял, жюри единогласно проголосовало за то, чтобы премию отдать Альбине Шагимуратовой. Из-за «Золотой маски» она даже разорвала контракт в Вене. На пресс-конференции в театре оперы и балета им. Джалиля ее спросили, где она будет хранить «Золотую маску», она сообщила: оставлю пока в театре в Казани. Она признана лучшей оперной певицей в России сегодня. И это при том, что, как она сама говорит, приняла решение стать оперной певицей только в 20 лет, как говорит, «перевернула страницу». Она поступила в Казанскую консерваторию на дирижерско-хоровое отделение, ее опекал Хайдар Бегичев, она безумно любила Марию Каллас. Возможно, в будущем году возьмет вторую «Золотую маску» уже за оперу «Руслан и Людмила» в Большом театре.
О Кожинове
Выдающийся литературовед, критик, историк, философ, публицист и на редкость цельная личность Вадим Валерианович Кожинов (1930 – 2001) в жизни и в духовном становлении множества людей нашей страны сыграл решающую роль. Так было и со мной.
Меня с Вадимом Валериановичем познакомил Евгений Петрович Барышников (1929 – 1991), мой духовный наставник, Учитель, друг, кандидат филологических наук, доцент, толстовед, а с 1971 г. доцент кафедры русской и зарубежной литературы Липецкого госпединститута. Евгений Петрович, преподававший нам в Елабужском госпединституте «Введение в литературоведение» и «Русскую литературу XIX в.» (вторую половину), учился с В.В. Кожиновым, П.В. Палиевским, С.Г. Бочаровым, Г.Д. Гачевым и др. на одном потоке филологического факультета Московского университета.
Родник
Однажды Рамазан бабай сидел с внуком, а мимо шли молодые люди с бутылками пива, смеялись. громко о чем то спорили и все время пили на ходу. Внук спросил деда: «бабай что это они все время пьют из этих банок ? Ты говорил, что есть живая вода и мертвая. Раз они веселые. значит это живая вода?»
Вздохнул Рамазан-бабай, погладил по голове внука и произнес: слушай, внучок такую историю.
Диана Вишнева
В Казани с большим успехом прошел фестиваль Дианы Вишневой, солистки Мариинского театра, народной артистки России, обладательницы титула «Лучшая балерина десятилетия» в мире, титула «Божественная» и многих других международных наград. У нее четыре «Золотые маски».
Родилась балерина 13 июля 1976 г. в Ленинграде, в семье инженеров-химиков. Мать – Гузель Фагимовна, татарка, приехала учиться в Ленинград из Киргизии, туда был сослан ее отец, мулла из Татарстана Афлятунов. Мать всегда хотела быть балериной, но мечта не сбылась. Старшая дочь Оксана живет в Австралии, домохозяйка, филолог, а Диана была «маминой» дочкой – стала лучшей балериной мира.
Яблоко от яблони…
Сегодня мы на различных собраниях, конференциях, парламентских заседаниях нередко говорим о правах человека. А что это такое? Знают ли у нас люди свои права? Обсуждение этой темы обычно затрагивают нормы и правила поведения людей, основанные на законах, на требованиях, прописанных в них, на случаях их нарушения. Да, законы, призванные держать государство на правовой основе, удерживать граждан в определенных рамках поведения, конечно же, должны соблюдаться беспрекословно. Но прежде чем требовать соблюдения этих законов, необходимо, чтобы люди знали и понимали их сущность.
Акробатика
Все чего-то ждем. А чего, и сами не знаем. Люди привыкли вечно чего-нибудь ждать. А природа? Она творит свои дела, невзирая ни на что.
Весна берет свое, и воробьи, точно гимнасты-акробаты, такие кренделя выделывают! Фильм недавно посмотрела « Тарзан – человек-обезьяна». Старый фильм, еще черно-белый с Джонни Вайсмюллером в главной роли, и была поражена не только красотой телесной актера и его акробатическими трюками, но и какой-то не сразу заметной, но явственно ощущаемой акробатикой души человеческой и постоянных упражнений ее на прочность нравственную.
Земфира Сайдашева
Среди музыковедов Татарстана Земфире Нурмухаметовне по праву принадлежит одно из ведущих мест. Её первые публикации, связанные с проблемами татарской музыки, появились ещё в годы учебы в Казанской консерватории (1961 – 1966). По сей день она успешно продолжает работать в данной области, причем в самых разных направлениях: как просветитель, исследователь и преподаватель.
Почему её читают?
Если спросить у любого татарина, кого из современных писателей он знает, то надо быть готовым к тому, что в ответ раздастся: Набира Гиматдинова, независимо от того, где проживает наш соплеменник. О Татарстане и речи нет, такой ответ можно услышать и далеко за пределами республики. Я сама, куда бы ни поехала, всюду задаю этот вопрос. Такова она, наверное, настоящая популярная писательница: её знают и в городах, и в сёлах и стар, и млад. В наше непростое время, когда экономические кризисы случаются с високосной регулярностью, в век компьютерной экспансии и господства Интернета, когда основной массе населения явно не до книг, её ЧИТАЮТ!
Айдар Файзрахманов
С 1958 года ежегодно в день рождения Габдуллы Тукая присуждаются Государственные премии Республики Татарстан имени Габдуллы Тукая за выдающиеся произведения в области литературы, искусства и исполнительское мастерство. В 2012 году одним из кандидатов на престижную премию стал руководитель Государственного ансамбля фольклорной музыки, заслуженный артист России, народный артист Республики Татарстан Айдар Файзрахманов за серию концертных программ ансамбля за период 2002 – 2010 гг.
Иронический реализм в татарской литературе (по поводу романа Камиля Каримова «Песочные часы»)
Язык Камиля Каримова как писателя всегда был особенным. Он кажется порой и ироничным, и игриво-задумчивым, и оценивающим, а иногда и уговаривающим. Однако этот язык становится понятным, когда все составляющие сливаются воедино. Чей-то считающийся изящным язык, пробегая по полям и лугам или же блуждая между башен Парижа, Рима, Каира, разбиваясь о горные вершины, оставляет ощущение погладившего волосы легкого ветерка. У К. Каримова он совершенно иной; он, образно выражаясь, напоминает сыплющиеся крупные горошины, причем не знаешь, куда они отскочат и куда попадут – то ли в лоб, то ли в другое место. Это ироничный, восхваляющий, ласкающий и дающий полную оценку объекту добротный язык.