Культура и искусство
Памятнику Баумана не повезло…
Николай Бауман – человек, имя которого и по сей день носит «казанский Арбат».
В середине 1930 года было принято решение о переименовании большинства улиц Казани с целью увековечения истории Октябрьской революции и ее деятелей. В частности, уже в декабре того же года улице Большой Проломной присвоено имя Баумана, а на прилегающей Рыбнорядской площади начали подготовку к установке памятника профессиональному революционеру. В 1930 году как раз исполнилось 25 лет со дня гибели Н.Э. Баумана от рук черносотенца.
Именно эта деталь легла в основу надписи на памятнике. На постаменте кириллицей и более крупно латиницей выгравированно: «Бауман».
Сарай земной
С точки зрения прогресса российской киноиндустрии «Орда» – безусловное достижение. Высокобюджетный фильм снят, как говорится, на чистом сливочном масле. Изучались литературные документы эпохи, музейные экспозиции и археологические раскопки. На берегу Клязьмы была построена декорация Москвы ХIV века, в павильонах «Мосфильма» воссоздан интерьер Успенского собора. Сшито более тысячи костюмов; тот, что надевал Максим Суханов, с настоящими коваными украшениями, весил 20 кг. Съемки Орды проходили в Астраханской области, в местах, где находилась золотоордынская столица Сарай-Бату; теперь на базе этой декорации создается туристический центр. В массовых сценах фильма участвовали триста местных жителей и более ста наездников.
«Орда»
Фильм – полное фуфло, уж извините за грубость. Жалко потерянных денег и времени. Историчность фильма не выдерживает никакой критики. Исторических ляпов множество, начиная с упоминания аллаха Великим ханом (ордынцы все еще были язычниками во времена и Казанского царства, и Голубой Орды – XVI в.) и их просто не перечислить. Среди прочих, например, крайне жестокое обращение с пленными, доведение их до измождения, их бессмысленное убийство. Глупость! Пленные в те времена – крайне дорогой товар, с которым ордынцы обращались бережно, даже с батраками, т.к. их при нужде тоже можно было продать или обменять. А мотивация убийства одного из пленных, которому в начале фильма так реалистично отсекли голову?
Сонет 66
Устал я жить и видеть, как
удачлив в жизни лжец и рвач,
а тот, кто трудится, – бедняк,
а кто не трудится, – богач;
Мои учителя
Из русских поэтов трое вредили мне в моем ученичестве: Блок, Фет и Есенин, за что первого я возненавидел, второго забыл, а у третьего взял очень немногое.
Блок вреден для учеников вот чем: имея авторитет поэта, он дает возможность ученику вбить себе в голову, что если ты пишешь «музыкально» и «красивыми словами», то эта писанина и есть стихи.
Стихи
Всё знали руки – стирку, пяльцы,
мороз и жар. Но мне в лицо
блестит у матери на пальце
её венчальное кольцо.
Оно утончилось о тыщи
рукопожатий и вещей,
но – вещь! И блещет еще чище,
еще священней и вечней!
Рифкат Исрафилов
Он упорен и трудолюбив, настойчив и целеустремлен. В своей профессиональной деятельности он где-то даже азартен и своим азартом заражает всех вокруг, он умеет собрать команду единомышленников и вместе добиваться успеха. Театр – дело его жизни, театр – это его девиз. Его с полным правом можно назвать созидателем. Народный артист России, лауреат Государственной премии России, художественный руководитель и главный режиссер Оренбургского драматического театра им. М. Горького Рифкат Исрафилов.
Выставка художника Яушева
В Госсовете РТ в фойе проходит выставка картин художника Яушева. Довольно интересен портрет Рустама Минниханова на фоне гоночного автомобиля. Интересен портрет Чулпан Хамматовой. Есть портрет Василия Аксенова, портрет Мусы Джалиля в Моабитской тюрьме.Но, пожалуй самые оригинальные картины – это картина огромного змея Зиланта, накрывающего собой казанский Кремль. То есть получается в Казанском Кремле царствует с древних времен змей-дракон Зилант. Вторая картина - с имперской короной России на фоне структур молекул и суперсовременных зданий называется»Сколково».
Константин Великоросс
3 сентября в НКЦ «Казань» открылась выставка, посвященная 70-летию со дня рождения Константина Васильева. Выставку посетил мэр Казани Ильсур Метшин. Творчество художника настолько самобытно, не укладывается в рамки академического «прокрустова» искусствоведения, трансцендентное, сакрально-мифологичное, сконструированное с железной логикой римско-германского порядка, парадоксальное русской идее, что о нем идут принципиальные споры. На выставке один из молодых людей спросил Пронина: поселок Васильево назван в честь Константина Васильева? И в этом был глубокий смысл – не зря его называют «народным художником». Баки Урманче очень сожалел, что не смог с ним познакомиться. Васильев, конечно, был продолжателем линии Нестерова, Васнецова, Сурикова, Кустодиева, Корина.
Красный уголок
В советские времена было все как-то по-другому, по-особенному, хотя люди в общем–то не меняются в зависимости от строя и уклада жизненного. И любовь, и ненависть, и радость, и отчаяние – все чувства свойственны человеку во все времена, и жившему в пещере, и собирающемуся охотиться на мамонта, и современному человеку, удобно расположившемуся в уютном кресле перед компьютером.
Но все-таки было в советские времена что-то такое, о чем теперь так ностальгирует душа и чего теперь так не хватает, была какая-то идея общая, радость, чувство сопричастности к одному чему-то большому и непонятному, а потому и так притягательному, точно было.