7 июня 2024 г. независимая общественно-политическая газета
Рубрики
Архив новостей
понвтрсрдчетпятсубвск
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   
       

Ветер

19 апреля 2012 года
Ветер

     На этой неделе президент Рустам Минниханов был вызван в Москву и принят президентом Медведевым. Медведев заслушал подробный отчет о состоянии развития экономики в республике и заявил, что он очень впечатлен результатами, достигнутыми Миннихановым за эти два года.
      Что бы это значило? Медведев 7 мая перестанет быть президентом России и затем будет выдвинут Путиным на пост премьера. Перед ним встанет задача формирования нового правительства, причем он уже объявил осенью, что из прежнего правительства никто не останется. Уж на что был успешным и популярным министром Шойгу, но и его перевели на должность губернатора Московской области, то есть чистка в составе правительства действительно предстоит серьезная. Да и общество требует перемен, они перезрели. Если Минниханов остается на должности президента Татарстана, то никакой логики во встрече с уходящим через три недели президентом нет. Такие авансы, которые сделал Медведев Минниханову, с другой стороны, явно не случайны. Встреча имеет смысл, если воспринимается, как смотрины на высокую федеральную должность. Медведев нуждается в твердых и эффективных хозяйственниках, с другой стороны, кандидатуру Минниханова при выдвижении в новое федеральное правительство явно поддерживает Путин. Минниханов считается человеком Путина (Путин уже говорил Шаймиеву в Челнах - «спасибо за хорошего преемника»), и Путин хочет, чтобы Медведева окружали преданные ему люди.
      Минниханова хотят пригласить на должность первого вице-премьера правительства России, связанную с экономикой. Если его попросил занять эту должность Путин, то здесь у Минниханова нет свободы маневра, отказаться - это означает проявить нелояльность к патрону, это означает проявить фронду. Вряд ли Минниханову так хочется занять должность первого вице-премьера России, все-таки, несмотря на высокий пост, это должность скорее исполнительского плана. Но работал же Минниханов долгое время премьером при Шаймиеве, и там он прямо всегда заявлял: я не хочу лезть в политику, моя сфера - исключительно экономика, Минниханов не хотел выходить из «тени». Минниханов демонстративно сторонился политики, и с этой точки зрения он бесценен для современной федеральной политики, где почти все стремятся превратиться в самостоятельные политические фигуры. То, что Минниханов татарин – это еще один довод в его пользу, следовательно, он будет зависеть от патрона, ему трудно будет начать самостоятельную игру, даже если возникнут благоприятствующие обстоятельства.
      Так как встреча была освещена по всем федеральным каналам, высокие оценки работы Минниханова президентом Медведевым были доведены до общества, это скорее всего свидетельствует о том, что Минниханов дал согласие на то, чтобы занять высокий пост, предложенный ему Медведевым. При этом Татарстан будет, вероятно, объявлен некоей федеральной экспериментальной экономической площадкой, образцом модернизации для остальных регионов России. Это не означает, что у нас дела идут хорошо, это означает, что в других регионах дела идут еще хуже. Таким образом, где-то в конце мая в республике уже может появиться третий президент.
      Конечно, возникает вопрос: кто станет этим третьим президентом? Это должна быть компромиссная фигура между группами Шаймиева, Минниханова, и его должен хорошо знать Путин, так как именно президент Путин уже будет выдвигать человека на должность президента Татарстана. Перед Путиным стоит цель, чтобы третий президент Татарстана мог быть лоялен в первую очередь ему, а не группе Шаймиева или Минниханова. Так как республика быстро экономически развивается (ежегодный валовой региональный продукт уже почти 1,3 триллиона рублей), то экономический потенциал, скажем так, реальной самостоятельности создан, республика далее не может уже переносить ежегодные отчисления в 400 миллиардов рублей в федеральный центр, и при нарастающих требованиях регионов прекратить политику «пылесоса», вытягивания средств из регионов, при даже небольших тенденциях к федерализации, волна «второй суверенизации» может иметь стихийный необратимый характер. При перераспределении доходов от схемы «центр-регионы» 70:30 к схеме 50:50 будет уже иное качество существования. С этой точки зрения федеральный центр не может себе позволить существование национально-территориального деления в России, будет вынужденно форсировать укрупнение регионов и ликвидацию республик.
      Конечно, наиболее оптимальной для Путина кандидатурой был бы нынешний министр МВД Нургалиев. Его явно отправят в отставку за провал реформы в полиции, но с другой стороны, у Путина не было человека, который был бы так предан ему, а Путин своих не сдает. И куда отправлять Нургалиева, кроме как в Татарстан. При этом явно попросят поддержать его кандидатуру Шаймиева и Минниханова. Но примет ли его общество в Татарстане? Конечно, существующий в республике административный ресурс может перемолоть в муку любой протест, но в самой России ситуация неспокойная. Настроения общественности могут в конце концов сыграть решающую роль при назначении нового президента в Татарстане. То, что Нургалиев принял православие – с точки зрения татарской общины для него минус, но с точки зрения русской общины плюс. Но все-таки такое назначение в современных реалиях смотрится слишком вызывающе, православный татарин президент - это как-то уж слишком наперекор всей негласной шаймиевской системе сдержек и противовесов.
      Хорошие шансы имеет премьер Халиков, это компромиссная фигура, он считается человеком Шаймиева, то есть определенная преемственность будет соблюдена, система сохранится, значит, сохранится и управляемость. Наверное, некоторые усилия будет предпринимать бывший мэр Казани Камиль Исхаков, но против него категорически выступит группа Шаймиева, а без ее поддержки практически любая кандидатура на этом посту будет крайне неустойчивой. Назначение Ильсура Метшина вызовет слишком большое недовольство действующего президента Минниханова, и он в этом цикле будет только на скамейке запасных. Фарид Мухаметшин также не вызовет энтузиазма у Минниханова, и скорее всего будет рад, если ему дадут спокойно доработать на должности до конца срока полномочий. Кажется, он уже расстался с мечтой стать президентом республики, хотя еще несколько лет назад готовился Шаймиевым именно к этой роли. Еще недавно очень хорошие шансы были у министра МВД Асгата Сафарова, генерал-лейтенанта и человека, которого не раз положительно отмечал Путин. Возможно, и кампания по поводу пыток, сама по себе совершенно объективная, назревшая, была некоторым образом использована высокими чиновниками для того, чтобы ограничить возможности Сафарова стать новым президентом Татарстана. Но политика никогда в России не была широким прямым тротуаром Невского проспекта.
      Довольно идеальной фигурой нового президента мог бы стать трудяга вице-премьер Марат Ахметов. Его, несомненно, поддержали бы и группа Шаймиева, и группа Минниханова, с другой стороны, он не вызывает противодействия федерального центра. Но новому президенту придется столкнуться с рядом крупных политических вызовов – как в атмосфере роста протестных настроений, например, и требований назревшей федерализации, отказаться от наименования «президент» в Татарстане? При назначении руководителя республики, возможно, на этом будет настаивать федеральный центр. Но подобные новации рассматриваются значительной частью общества республики как символ национального унижения.
      Если конфликт вокруг поста имама Кул Шариф вызвал «взрывы» тысячных митингов мусульман в республике, то изменение названия президент может послужить детонатором куда более мощного взрыва недовольства. Сегодня ясно, что уместнее всего нового президента республики выбирать прямым голосованием, а не назначать, потому что общественное мнение ныне – фактор даже сильнее мнения групп Шаймиева или Минниханова. Времена отстраненного молчания, «моей хаты с краю» объективно проходят.
      Еще одно соображение в конце, так сказать, постскриптум. В Лондоне открыт прекрасный памятник Чингисхану работу Даши Намдакова. Может, когда захочет. На открытие памятника приехала делегация Монголии. А почему не было делегации из Татарстана? Чингисхан к татарам, конечно, отношения не имеет. К китайцам, казахам имеет, к нам нет. Что за чиновники такие у нас трусливые? Памятник простоит в Лондоне год, затем ищут другой город для его размещения. Может, все-таки к Универсиаде перенесем его в Казань на площадь Свободы?
 

Рашит АХМЕТОВ.


Комментарии (3)
Гостьрустам, 20.04.2012 в 13:16

такие мечты...да наши местные разве допустят.это игнатьев для этого нужен

Damir Nabi, 20.04.2012 в 22:14

Можно со всем что написано согласится или не совсем.
Да, если Минниханов согласится пойти только замом премьера, то конешно это будет "парень в побегушках". Если уж соглашатся, и идти туда , то лучше премьер министром и не менее !
Вот мне кажется, на этот вопрос федеральный центр не может себе позволить существование национально-территориального деления в России, будет вынужденно форсировать укрупнение регионов и ликвидацию республик. да, это у них это "как кость в горло", пока намека на это нет, и кажется вопрос пока останется без изменений, "до лучших времен".
Если поставят Нургалеева, то народа не будет никакой реакции... --"исламская толпа" не может протестовать. Так как у татар нет национального самосознания, этого ясно показывает то, что они не поехали посмотреть Чынгызхана в Лондон .NETCAT_SMILE_CRY

Гость, 25.04.2012 в 19:13

Если президент - то я поддерживаю варяга!Надо сломать устоявшиеся родственно - клановую верхушку!Все хвалят Шаймиева ,кстати он ушел и в последнее время никто тем среди народа не вспоминают его!Вспомнили когда он с своим " уродом" барса на тв показался!Вот он установил бы памятник Чингисхану то остался в памяти на века.И на последок ушел Шаймиев что хуже стало нет!Так что незаменимых людей нет к тому же он не Чингисхан!!!