2 марта 2024 г. независимая общественно-политическая газета
Главная Политика Тяжелый выбор на фоне инкыйраза
Рубрики
Архив новостей
понвтрсрдчетпятсубвск
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
       

Тяжелый выбор на фоне инкыйраза

1 марта 2012 года
Тяжелый выбор на фоне инкыйраза

     Из пятерых кандидатов в президенты с точки зрения чисто нравственной и моих интересов как татарина мне симпатичен М. Прохоров как человек, заявивший, что языковые и культурные вопросы должны решаться каждым народом самостоятельно, а не по указке Москвы.
      Остальные кандидаты, кто больше, кто меньше, в данном вопросе придерживаются имперско-ассимиляторских взглядов. Одни планируют ликвидировать национальные республики, другие говорят исключительно о русском народе и его роли в стране.
      Согласно логике, мы, татары, вроде бы должны голосовать за молодого «западника», а не за «почвенника» В. Путина. И часть национальной интеллигенции, действительно, будет голосовать за олигарха. А вот наша элита поставила карту на В. Путина и основную массу населения постарается повести в этом направлении.
      Часто национальные организации осуждают элиту за такое приспособленчество и каждому крупному чиновнику готовы дать премию им. Шах-Али. Это у нас зачастую происходит оттого, что мы очень упрощенно понимаем проблему «народ – правящая элита».
      Если называть вещи своими именами, наша элита – это, по сути, колониальная администрация из туземцев, сформированная Москвой. Это означает, держать татарский народ в узде татарскими же руками. Согласие наших верхов на подобный вариант не говорит о том, что все они – плохие люди сами по себе, они идут на это от безысходности.
      Думаете, что тот же Р. Минниханов не понимает всего этого? На месте президента я бы был вынужден пойти таким же путем. Если наша элита заняла бы откровенно антимосковскую позицию, ее удалили бы со всех постов и на их место поставили бы русских чиновников. Это называлось бы прямым колониальным правлением. Мы бы были низведены до уровня марийцев в Республике Марий л.
      Образно выражаясь, форму какого бы сосуда не приняла московская власть, татарская элита – это вода, которая, вливаясь в этот сосуд, всегда будет принимать его форму. Вода – очень подвижное и гибкое вещество. Другими словами, если завтра в Москве к власти придет коммунистический «сосуд», то наша элита, как вода, вынуждена будет влиться в него и принять его форму. Если придет «Справедливая Россия», то форму сосуда этой партии и т.д.
      Но вода всегда ищет трещины в сосудах, и когда наступают соответствующие условия, она вырывается на свободу, сметая все на своем пути. Сейчас наша элита готовится влиться в сосуд власти В. Путина. Она поставила на него. Об этом заявили как Р. Минниханов, так и М. Шаймиев.
      Конечно, элиту следует критиковать. Например, разрушение здания, где жил Г. Тукай, или перенос магазина татарской книги на ул. Баумана под землю, с глаз долой, не были осуществлены по приказу из федерального центра. Даже в качестве колониальной администрации наша элита могла бы многое сделать, и она кое-что и сделала. Например, осуществила программу «Ветхое жилье», создание Всемирного конгресса татар (ВКТ), организацию сабантуев, Фестиваль «Мусульманское кино», строительство здания Кукольного театра и т.д.
      Национальные общественные организации и интеллигенция в своих лозунгах и СМИ не должны сводить свою критику элиты к грубой ругани, а обе стороны должны вести конструктивный диалог, учитывающий реальное положение и тех и других. Мы – небольшая нация, разделение для нас смерти подобно.
      Если раньше империя отняла наш политический суверенитет (изменение Конституции РТ), затем – экономический (70 процентов нашего дохода переводится в центр), то теперь же грязные руки колонизаторов лезут в святая святых, тонкую душу татарского народа: его язык, религию и культуру.
      Материально мы, татары, с характерным для нас трудолюбием, исполнительностью и трезвостью выживали при любых режимах: царском, большевистском, либеральном, авторитарном. Но язык и культура – это последний рубеж, наши предки не сдавали его ни при каких обстоятельствах.
      При насильственной христианизации правительство пыталось купить татар мелкими подачками: в каждую деревню бесплатно привозили бочку вина, отменялись налоги на несколько лет, парней не брали в солдаты. Зачастую пряники не помогали, тогда использовался кнут: пытались крестить под страхом смерти. Но наши предки в ответ поднимали восстания и уходили целыми деревнями в башкирские леса.
      Москва нам сейчас как бы говорит: «Мы вам увеличиваем пенсии, даем деньги (из наших же нефтяных денег, отобранных центром) на празднование тысячелетия Казани и Универсиаду. Но вы должны забыть свой язык, культуру, не формироваться как нация, а стать русскими татарского происхождения».
      Но до каких пределов наша элита должна идти в фарватере имперского центра, и при этом чтобы был хотя бы какой-то резон для нации? Или народ должен следовать за ней до своего полного исчезновения? Пока народ еще терпит и надеется на лучшее, наша элита должна начать какие-то телодвижения по выходу из тупиковой ситуации. Может быть, начать с диалога с общественностью и интеллигенцией (ученые, писатели). Точку невозврата мы еще не прошли.
      Итак, допустим, как выражается Р. Минниханов, мы выберем «белого царя» В. Путина, а дальше что? Инкыйраз (исчезновение нации)?


Рафаэль МУХАМЕТДИНОВ.


Комментарии (0)