Российская активистка
Избрание Владимира Путина президентом России стало серьезным ударом для зарождающегося протестного движения, однако на московских муниципальных выборах коалиция начинающих политиков сумела добиться скромного успеха, начав продвижение к власти с самых нижних ступеней.
В число этих политиков входит Вера Кичанова – активистка, пользующаяся определенной известностью среди молодых участников протестов. Эта 20-летняя студентка успела заслужить репутацию в движении – она участвовала в университетской акции протеста, бросившей вызов лично президенту Дмитрию Медведеву, протеже Путина, и ее шесть раз задерживала полиция.
В воскресенье 71 член коалиции независимых и оппозиционных активистов, включая г-жу Кичанову, завоевал места в 125 муниципальных собраниях столицы, потеснив «Единую Россию» – партию г-на Путина. Это скромное достижение указывает на новый приоритет критиков Кремля, которым стала борьба за контроль над московской мэрией.
Пока организаторы охвативших зимой Россию уличных демонстраций пытаются сплотить свои павшие духом ряды и повести их в наступление на г-на Путина, новым муниципальным депутатам предстоит иметь дело с более приземленными проблемами – такими как нехватка парковочных мест, трудности с вывозом мусора, пришедшие в упадок городские парки.
«Это может стать для нашего поколения началом, подготовкой к управлению страной», – заявила г-жа Кичанова, потягивая лимонад в кафе в нескольких кварталах от Кремля, после своей победы на выборах в расположенном на северо-западе Москвы районе, в котором она еще два месяца назад жила вместе с родителями.
Днем раньше полиция сорвала попытку создать на московской Пушкинской площади антипутинский палаточный лагерь. Г-жа Кичанова ускользнула, но 250 других активистов были задержаны полицейскими. Разгон акции и возвращение г-на Путина в президенты на третий срок многих угнетают, заметила она, но добавила, что есть и другие пути, позволяющие изменить Россию.
«Настоящая политика – это не просто борьба на улицах. Нужно помогать людям в их повседневной жизни, – говорит она – Возможно, это нудная работа, но делать ее полезнее, чем стоять в стороне и критиковать. Кто-то должен этим заниматься».
Лидеры оппозиции поддерживают эту стратегию действий на низовом уровне, хотя и расходятся в вопросе о том, следует ли бросать вызов официальным ограничениям, накладываемым на демонстрации за честные выборы и против автократического правления.
В декабре, после того, как партия г-на Путина сохранила за собой контроль над российским парламентам по итогам вызвавших подозрения в нечестности выборов, в России прошли крупнейшие за десятилетие антикремлевские демонстрации. Кремль отверг требования назначить перевыборы, но пообещал облегчить регистрацию политических партий и – когда закончатся сроки правления назначенных им губернаторов – провести выборы глав регионов.
Г-н Путин заявил в среду, что оппозиция станет «реальной политической силой» только тогда, когда она «воспользуется плодами предложенной реформы» и представит избирателям «привлекательные предложения».
Муниципальные выборы, которые в России где-нибудь проходят каждые несколько месяцев, предоставят критикам г-на Путина новые возможности двинуться к власти с низового уровня.
В расположенном в 160 милях от Москвы Ярославле независимый кандидат в мэры в воскресенье получил 40% голосов и теперь будет 25 марта бороться с поддерживаемым Кремлем кандидатом во втором туре. Эта проба сил привлекает к себе большое внимание.
В Москве, в которой протестное движение среднего класса сильнее, чем в других городах, лидеры протестов утверждают, что они хотят потребовать отзыва мэра Сергея Собянина, назначенного Кремлем выходца из Сибири, срок полномочий которого истекает в 2015 году, добиться избрания своего кандидата и попробовать отобрать у партии г-на Путина контроль над городским парламентом.
«Москва – единственный регион, в котором Путин [в воскресенье] не получил большинство голосов, – заявил организатор протестов Сергей Пархоменко. – Нам нужно вступить в битву за Москву. Люди в других городах могут последовать нашему примеру».
1560 депутатов, которые были избраны в воскресенье в Москве, будут работать в муниципальных собраниях – на уровень ниже столичного законодательного собрания. Их формальные полномочия фактически почти ограничиваются организацией спортивных и общественных мероприятий. Они также вправе оспаривать – но не блокировать – решения назначенных глав местной исполнительной власти, которые контролируют землепользование, строительные тендеры и бюджет, и которых часто называют самодержцами в миниатюре, ответственными только перед мэром.
30-летний преподаватель политической социологии Михаил Вельмакин, четыре года назад избранный в однj из муниципальных собраний, добивается передачи власти от назначенцев выборным органам. Осенью он принял участие в основании инициативы «Наш город» – коалиции, выступающей за муниципальное самоуправление.
Он организовал занятия, чтобы обучать сторонников коалиции, как участвовать в выборах. Г-жа Кичанова, студентка факультета журналистики, принадлежащая к крошечной Либертарианской партии и, по ее собственным словам, восхищающаяся американским Движением чаепития, присоединилась к проекту и стала одним из 220 кандидатов, поддержанных «Нашим городом».
Г-жа Кичанова – девушка со стрижкой «паж» и в огромных очках – вела кампанию, обходя квартиры в своем районе. Она обещала создать сайт, который облегчит избирателям доступ к депутатам и к данным по расходам района.
Она также воспользовалась своей известностью в протестном движении, попросив читателей своего популярного блога призвать друзей из ее района голосовать за нее.
Г-жа Кичанова и остальные 70 кандидатов от «Нашего города», получивших мандаты, заняли 4,5% мест в муниципальных собраниях. Большинство из них баллотировались впервые. Сколько мест получили депутаты от традиционных оппозиционных партий и насколько ослабли позиции «Единой России» пока сказать трудно, так как правящая партия, на репутацию которой бросили тень предполагаемые декабрьские фальсификации, велела своим членам выступать в качестве независимых кандидатов, утверждают аналитики.
По мнению г-на Вельмакина юношеская энергия его последователей и их готовность к активной деятельности может дать им больше влияния, чем можно было бы ожидать, исходя из их численности.
«Подобные маленькие победы на первый взгляд не имеют значения для большой политики, – заявил он. – Но если мы добьемся для людей реальных улучшений, мы, возможно, сумеем изменить мышление тех, кто верит в президента и принимает вещи такими, какие они есть».
("The Wall Street Journal", США)
Там где люди идут в народ, причем в буквальном смысле, есть успех.
Там где профессора и прочие гуманитарные деятели пишут письма, протесты и возвания ничего не меняется. Это я о ТОЦ и миллимиджилисе.