2 марта 2024 г. независимая общественно-политическая газета
Главная Общество Зураб Хубулава
Рубрики
Архив новостей
понвтрсрдчетпятсубвск
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
       

Зураб Хубулава

17 мая 2016 года
Зураб Хубулава

     Ушел из жизни Зураб Хубулава. Генеральный и легендарный директор Казанской кондитерской фабрики «Заря», которой он отдал 40 лет. Он часто писал статьи в нашу газету, часто звонил, обсуждал положение в стране и республике. Очень любил нашу газету, читал от корки до корки, цитировал. Часто приглашал меня к себе в по-кавказски большой кабинет на фабрику и вел разговоры «за жизнь». И всегда заваливал нашу машину своей вкуснейшей продукцией. Ум у него был острый, взгляд не зашоренный, он любил жизнь и мыслил парадоксально. Талантлив он был во всем. Любил юмор и по взглядам был типичным шестидесятником, мог рисковать в советское время и жил с шиком, правда, советским. 
     Конфеты «Татарстан», которые он придумал, были, по-моему, самыми вкусными конфетами в СССР, то есть Хубулава посрамил даже фабрику «Красный октябрь», которая выпускала продукцию для ЦК КПСС. Куда было московским «Мишам в сосновом бору» и «Мишкам на севере» до хубулавского «Татарстана». Тогда все сырье отпускалось Госпланом по фондам, и снабжалась фабрика значительно хуже, чем московские или ленинградские фабрики. Но Хубулава всегда находил выход из положения. Торт «Кофейный», например, не требовал такого количества дефицитного фондового сырья, но был оригинален, вкусен и недорог. Конфеты «Татарстан», кстати, чуть не стоили ему поста.
     Дело даже не в том, что там мечеть изображалась на обертке. Конфеты утверждались в Москве, и допустить, чтобы они назывались «Татарстан», в Москве не очень хотели, ТАССР, если помните, тогда называлась Татария. Воспринималось это как негласная заявка на союзный статус республики, как преодоление сталинской «автономизации», как некий, как тогда говорили, «буржуазный национализм» (получается, мог быть и пролетарский национализм?). Да и к тому же они оказались вкуснее московских, а это уже чуть ли не идеологическая диверсия, в автономной Татарии все должно быть второсортным априори. Был лозунг тогда «Превратим Москву в образцовый коммунистический город», и было понятие «московское обеспечение». Казань снабжалась по остатку, но остатков в СССР не было, все было дефицитом. Марат Ахметов, ныне министр, тогда был первым секретарем райкома КПСС в Балтасях и вспоминал: на район, например, оставляли по 400 граммов сливочного масла в месяц, все остальное вывозили в Москву, «образцовый коммунистический город». Жить в столице СССР было привилегией, потом по нормам снабжения шли столицы союзных республик, затем сами союзные республики. Но Хубулава умудрялся выбивать фонды из Госплана СССР и в этих сложных условиях казанской, получается, «четверосортности».
     Помню, однажды в десятом классе школы, у моего друга сестра работала на фабрике «Заря», кажется, завскладом, она нас троих пригласила ночью на фабрику и угостила горами конфет «Татарстан» только что с линии и вкуснейшей прокладкой-желе, которая была между пластинами торта «Татарстан». Съели мы этого добра килограмма по два каждый и потом полгода на конфеты смотреть не могли. Но воспоминание об этой продукции Хубулавы на всю жизнь. Хубулава был кондитер от Бога и жалко, что его жизнь и молодость так и прошли в тисках казенной советской экономики. Он «выскакивал» из времени, был человеком «без футляра».
     Личность была в Казани совершенно культовая. На покупку его торта «Татарстан» записывались в магазинах за несколько дней. Очередь тех, у кого подошла, начиналась затем с 3 часов утра. Но люди так любили необычный торт, что готовы были стоять ночами за ним. А какие вкусные он делал карамели, они таяли во рту, когда Казань пила с ними краснодарский чай и лишь по большим праздникам чай «со слоном». Это сейчас 100 видов чая (о существовании китайского чая тогда и не знали) и 1000 видов конфет. А тогда магазин «Кондитерский» на ул. Ленина казался седьмым чудом света, такая вкусная продукция фабрики «Заря» там продавалась, с такими запахами. Хубулава придавал экономике Казани человеческое измерение. Он действительно строил социализм с человеческим лицом, хотел, чтобы казанцам «вкуснее» жилось.
     «Птичье молоко» Хубулавы – отдельная история. Это было самое вкусное «Птичье молоко» в СССР. Фирменная продукция Казанской фабрики «Заря» всегда шла нарасхват. Когда он начал его выпускать, достать было очень трудно, было одним из самых ценимых подарков. Хубулава мог свое «Птичье молоко» в рай экспортировать, наверное, он там сейчас находится за добрые дела. А какое было диетическое печенье…
     В последние годы Хубулава жаловался: все заполнила украинская кондитерская продукция. Там сахар дешевле, рабочая сила дешевле, импортные пошлины меньше на естественное сырье. Давили мощные иностранные конкуренты. Сейчас, в эпоху импортозамещения, будь молод, он бы развернулся. Зря фабрику «Заря» сломали – никому она в центре не мешала, наоборот, запах вокруг нее стоял кондитерский, густой. Поставили там какой-то псевдоэлитный дом, а квартиры никто не покупает. 
     Помню, в Казань приехал Федор Бурлацкий, он собирался баллотироваться от Казани в депутаты Госдумы, жил в гостинице «Татарстан», мы с ним недели две каждый день тесно общались. Он встречался с руководством республики. Но ему зеленый свет на депутатство не дали, а жалко, он был близким другом тогдашнего вице-президента США, и там серьезно обсуждали вариант, который предлагал советник Шаймиева Рафаэль Хакимов, – ассоциированное членство Татарстана в Российской Федерации по типу Пуэрто-Рико. Руководство США готово было поддержать этот проект. Это было не отделение, а взаимовыгодный симбиоз, государственное строительство XXI века, так сказать, брак по любви, основанный на максимальной самостоятельности и взаимоответственности партнеров. Тогда Татарстан не выплачивал бы, как сейчас, по 750 млрд. рублей ежегодно в карман Москвы, а имел бы гораздо больше преференций. Никому от этого плохо бы не было. И Ельцин к этому решению склонялся.
     Все собирался познакомить Федора Бурлацкого с Зурабом Хубулавой, все хотел, чтобы он выступил на фабрике, но время пролетело быстро, и, к сожалению, не случилось. Федор Михайлович тепло ко мне относился, говорил, что пишу я лучше, чем Бовин и Арбатов, и он бы взял меня с удовольствием референтом в ЦК КПСС, если бы встретились раньше, звал меня в Москву. Своей главной победой в жизни Бурлацкий (который был любимцем и советником Андропова, да и любимцем Брежнева) считал то, что ему удалось отбить любовницу у Яноша Кадара, совершенно необыкновенную красавицу. Так вот Хубулава и Бурлацкий были поразительно похожи по характеру, по отношению к жизни, были два человека, брызжущие солнечной позитивной энергией, им было присуще какое-то естественное внутреннее тепло. Это были советские графы, какие-то при этом крупные «екатерининские» характеры. До сих пор виню себя, что эти два человека не встретились. Они были такие похожие и в то же время неуловимо дополняли друг друга, оба цельные, с несгибаемым стержнем внутри. И поразительно интересные.
     Хубулава все время что-то придумывал, у него всегда светлые мысли рождались. И он все тщательно отделывал, любое решение, для него мелочей не было. Когда писал нам статьи, раз двадцать все переделывал, отшлифовывал любую фразу, любое слово, пробовал его «на зубок», и это был творческий поиск, слово он рассматривал со всех сторон, искал новое, необычное. Но все-таки то, что он из советских времен, из времен Главлита, иногда это чувствовалось, к полной свободе он, по-моему, так и не привык, все время сам себя ограничивал, оставлял какие-то выходы.
     Человек был настолько заслуженный, многим в Казани дал надежду в то свинцовое время, что можно даже и при тоталитаризме жить по человеческим законам. Думаю, конечно, заслужил, чтобы одна из улиц Казани носила его имя. Действительно крупная фигура, действительно казанская живая история. Это вам не какой-нибудь Димитров, Урицкий или Патрис Лумумба – это Зураб Хубулава.

     Рашит АХМЕТОВ.


Комментарии (5)
Guest, 17.05.2016 в 14:26

не дадут улицу.
был бы еврей-дуругое дело.

Guest, 17.05.2016 в 18:55

Мэр обещал нам новую кондитерскую фабрику. Сначала строят, а потом сносят. Нет фабрики Заря, нет новой фабрики. Конфетами потчуют со все россии, только полезны ли они ?

Guest, 19.05.2016 в 16:37

какой он национальности,зураб?

Guest, 19.05.2016 в 19:55

Guest, 19.05.2016 в 16:37
какой он национальности,зураб?-------------
ГРУЗИН

Guest, 20.05.2016 в 10:42

может,абхазец,имеретинец,мингрель или сван?
хачапури?