27 ноября 2024 г. независимая общественно-политическая газета
Главная Общество Запоздалые раздумья
Рубрики
Архив новостей
понвтрсрдчетпятсубвск
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Запоздалые раздумья

19 апреля 2015 года
Запоздалые раздумья

     Так назвал я эту статью потому, что она построена на осмыслении прошлой истории, нереализованных возможностей, на предположениях о том, что было бы, если бы… кабы.
     Однако это не сожаления по прошлому. Ибо его уже не вернуть, а будущее в неизвестности. И только настоящее в какой-то мере во власти человека.
     Раздумья мои не столько вокруг мировых проблем, хотя и они, поскольку оказывают все большее влияние на внутреннее развитие страны, не безразличны для нас. Они более всего о России, о ее прошлом и настоящем. И в какой-то мере о будущем.
     Мысли эти о взаимоотношениях русских и татар, народов, которые, находясь в разных отношениях друг с другом, из разрозненных, воюющих друг с другом княжеств скроили, может, не совсем ладно сшитое Московское государство, которое, расширившись, заняло все пространство Золотой Орды. Восприняло у нее технологию власти. Тогда неотъемлемым достоянием русского языка стали ключевые слова, такие как «казна» (казначейство), «тамга» (отсюда таможня), «ямь» (отсюда ямщик), «караул», «баш» (голова). Внедрились такие слова, как «карий», «халат», «кирпич», «тузлук» (соленый), «арбуз», «балык», «сундук», «чемодан», «карга», «ералаш» (аралаш) и много других слов.
     В течение многих столетий между нашими народами происходили и происходит обмен не только опытом, традициями и обычаями, но и кровью. Как говорят, в каждом русском сидит татарин. Прав житель Москвы А.А. Кузнецов, когда по поводу появления фильма «Орда» писал: «Ни один народ не оказал на русских такого влияния как татары. Без них русичи не стали бы русскими, а Русь – Россией. Русское государство по праву считается преемницей Золотой Орды – это часть истории России, часть истории моей Родины».
     Вопросы заимствований – это, разумеется, особая тема, четко обозначенная в ряде научных публикаций. Однако полагаю, что некоторые факты, приведенные в данном изложении, не окажутся лишними.
     Ибо, к сожалению, по разным политическим мотивам возникла традиция создавать образ врага в лице татар. Чего стоит только одно внедренное в русское сознание выдуманное так называемое татарское иго. Правда, ныне составители единого учебника истории слово «татарское» поменяли на слово «монгольское». Однако в то же время тем самым допустили фактическую ошибку, ибо Золотая Орда – государство татарское, а не монгольское. Впрочем, суть даже не в словах, а в самом понятии «иго». В учебнике оно осталось. 
     Между тем многие историки писали несколько иначе. Так, Н.М. Карамзин фактически отрицал наличие какого-либо ига. Он писал, что татары в период существования Золотой Орды не вмешивались во внутренние дела русского населения, не стесняли женскую свободу, не вытесняли из обращения русский язык, не вторгались в систему образования, не запретили летописания. 
     Другой дореволюционный ученый в области древнего права В. Сергеевич писал, что для православия были созданы особые условия. Церковные иерархи пользовались дипломатической неприкосновенностью, церкви и монастыри наделялись огромными земельными угодьями. Хула на православие предполагала смертную казнь.
     На вопрос, было ли иго, Лев Николаевич Гумилев отвечал «нет» и писал, что был «симбиоз русских и татар». Договор Александра Невского с Батыем и Берке, – писал он, – был фактически военно-политическим союзом, а «дань» – взносом в общую казну за содержание армии».
     «Из всех династий, правивших на Руси, только Чингисиды не проводили по отношению к церкви «жесткого курса... Напротив, именно Орда создала Православной церкви режим наибольшего благоприятствования – такой, какого церковь не имела ни при Романовых, ни при Рюриковичах». Так пишут современные историки А. Фурсов и Ю. Пивоваров.  
     Эти авторы период Золотой Орды оценивают как самый яркий излом российской истории. «Жаль, конечно, наших профессиональных патриотов, – отмечают они, имея в виду тех, кто не признает исторической преемственности государства Российского, – но царская власть возникла в России как инородческая». 
     Действительно, разве можно называть игом, когда налоги с русских земель при Золотой Орде составляли 10 процентов от доходов? К тому же их собирали сами русские князья, которые во многих случаях, как, например, Иван Калита, заботились не столько о ханской казне, сколько о своих карманах.
     Если все это называть игом, то тогда как оценивать  времена, наступившие после взятия Казани, ставшие для татар подлинной трагедией. Может быть, и к этим временам прикрепить ярлык ига? Впрочем, Габделбари Баттал называл эти времена русским адом для татар.
     И правда, разве можно иначе оценить уничтожение основных культурных ценностей, политику массового насильственного крещения, изгнания с насиженных земель, осуществлявшиеся по отношению к татарам. Достаточно указать, что тогда во владение русских помещиков перешли земли 206 деревень и 60 пустошей, которые до сих пор обрабатывались татарами.
     Однако при оценке этих времен необходимо исходить прежде всего из взаимоотношений народных низов. В них произошла трансформация неприятия друг друга в восприятие, отторжения – во взаимную совместимость, отчужденности – во взаимосочувствие, вражды – во взаимодействие и взаимопомощь.
     Именно тогда и во многом по этой причине начался процесс восприятия татарами России как своей родины. В них крепли чувства патриотизма. В такие трудные времена, как смута начала XVII века, в годы наполеоновского нашествия, грозившие России потерей государственности, татары вместе с русскими людьми отстояли независимость России.
     Особый период, испытавший прочность наших взаимоотношений, – это годы Великой Отечественной войны. Подвиги защитников Брестской крепости во главе с татарином майором Гавриловым, стойкость и мужество, проявленное татарином генералом Карбышевым, героизм Александра Матросова – Мухаметзяна Шакирзянова, Мусы Джалиля и его соратников, равно как и более 300 Героев Советского Союза – стали ярким проявлением преданности татар своему Отечеству.
     Годы перестройки, закончившиеся крахом СССР, создавшие угрозу целостности России, стали новым испытанием для взаимоотношений наших народов. Именно эти взаимоотношения определили целостность страны, положили начало созданию в ней демократических устоев. 
     К сожалению, громадный потенциал перестройки, начавшейся при правлении М.С. Горбачева, оказался нереализованным. Не случайно уже лишенный власти Горбачев сожалел, что не удалось сочетать суверенизацию народов и целостность страны.
     Причин этого несколько, но одна из основных в несоответствии самого Горбачева решению задач, стоявших перед страной. Он не обладал даром предвидения и достаточной политической волей для принятия необходимых, однако далеко неординарных решений.
     В результате большая страна, которая могла стать образцом демократического развития многонационального государства, ушла в историю.
     Впрочем, многое из советского прошлого надлежало перенести в новые условия. Жаль, что не случилось и этого.   
     Однако, как говорят, даже боги не могут сделать бывшее не бывшим, сделать прошлое настоящим. Того, что было, уже не вернуть. 
     Такая же ситуация сложилась для оставшейся от СССР России. И для нее, так же как и для большой страны, гвоздем проникновения стала задача сочетания ее целостности и обеспечения прав народов. Ибо и ей как многонациональному государству грозило превращение в объект такого рода запоздалых раздумий.
     Путь к тому, чтобы этого не случилось, был проложен ее взаимоотношениями с Татарстаном. Начало этому было положено принятием в республике Декларации о ее суверенитете и начавшимися в связи с этим переговорами по правовым взаимоотношениям с федеральным центром.

Индус ТАГИРОВ, 
академик АНТ.

(Продолжение следует.)

На снимке: Минтимер Шаймиев.

Комментарии (54)
Аналитик, 19.04.2015 в 19:03

Именно тогда и во многом по этой причине начался процесс восприятия татарами России как своей родины.
=====================
У татар нет никаких причин быть патриотами России! Россия для татар в лучшем случае злая мачеха, а в действительности - империя, укравшая у нас свободу и возможность развития! Разве татары не заслуживают ничего лучшего? Что мы можем ожидать от России? Если эта империя 500 лет угнетала нас и угнетает нас сейчас, то из этого следует только один вывод - она будет нас угнетать и впредь! Единственный способ добиться от России того, чтобы она нас не угнетала и не грабила, это создание независимого государства. Других вариантов просто не существует!

Guest, 19.04.2015 в 20:15

Бери мочало,начинай сначала.
Как Гитлера поощряли и привели к власти,так и Путина привели к авторкии своим покорством и молчанием наши Шаймиевы ,Миннихановы,Рахимовы и др.руководители нац.регионов. А теперь думают и сожалеют о прошлом,но боятся настоящего и будущего.

Guest, 19.04.2015 в 20:53

"Россия для татар в лучшем случае злая мачеха," аналитик, раз вы не согласны с АКАДЕМИКОМ, может подскажите нам какое у вас научное звание?

Аналитик, 20.04.2015 в 00:26

Guest, 19.04.2015 в 20:53
"Россия для татар в лучшем случае злая мачеха," аналитик, раз вы не согласны с АКАДЕМИКОМ, может подскажите нам какое у вас научное звание?
===========================================
Суръезный вопрос! А у вас-то есть хоть какое-то научное звание, чтобы задавать мне такие вопросы?

Аналитик, 20.04.2015 в 00:29

Guest, 19.04.2015 в 20:15
Бери мочало,начинай сначала.
Как Гитлера поощряли и привели к власти,так и Путина привели к авторкии своим покорством и молчанием наши Шаймиевы ,Миннихановы,Рахимовы и др.руководители нац.регионов.
===============================
Чушь собачья! Молчали бы руководители национальных регионов или что-то говорили, а чекистская каста все равно поставила бы в Кремле своего, не Путина, так другого ГБшника. Как без этого чекисты смогли бы разграбить огромную страну Россию?

Guest, 20.04.2015 в 06:47

У татар нет никаких причин быть патриотами России! Россия для татар в лучшем случае злая мачеха, а в действительности - империя, укравшая у нас свободу и возможность развития! ________________________

Это правда ! Даже такие герои ВОвойны были затерты и остались неизвестными Даян Мурзин, Г Загитов. Те, кто оставил заметный след не только в истории СССР,России, но и мировой истории. Так откуда патриотизму быть, ведь героями реальными или мифическими должны быть братья славяне. А сколько таких , кто заслужил и обойденных в силу идеологических инструкций. Так украинцы не стали народом предателем и русские - а генерал власов из числа славян и депортация их не коснулась. Откуда взяться патриотизму при таком селекционном отборе, идеологическом подходе. А россия всегда " загребала жар" и славу чужими руками - не своими собственными, а руками инородцев.

Guest, 20.04.2015 в 07:18

"Суръезный вопрос!" вот и отвечайте, раз уж поставили под сомнение слова академика!

Аналитик, 20.04.2015 в 13:04

Guest, 20.04.2015 в 07:18
вот и отвечайте, раз уж поставили под сомнение слова академика!
==================
А у тебя есть звание лауреата Нобелевской премии, чтобы задавать такие вопросы?

Расим, 20.04.2015 в 14:43

Татары создали Российское государство... Дальше можно не читать. Татарские отбросы постоянно занимаются самовозвеличиванием. На самом деле они стукачи, трусы, торгаши. Словом - отбросы. Дегенераты. С кучей наследственных болезней. Татарского государства нет и не будет. Татарам суждено стать русскими!

Guest, 20.04.2015 в 18:55

Аналитик, 19.04.2015 в 19:03Единственный способ добиться от России того, чтобы она нас не угнетала и не грабила, это создание независимого государства. Других вариантов просто не существует!
---------------------------------------------------------------------
Вот интересно как весь процесс представляете ? Лично мне трудно представить . Побыв в гостях у родственников Казане.Как то не почувствовал таких революционных настроений.Все разговоры сводились как хорошо съездить отдохнуть в Египет,а вот в Таиланде лучше,как бы машину поменять.Может это только они не такие татары?.

Guest, 20.04.2015 в 21:08

"Побыв в гостях у родственников Казане..." у меня друзья в Казани, был у них в гостях , но так же никаких разговоров про какие то притеснения татар не было. есть мелкая кучка татнациков считающих что они представляют весь татарский народ.

Аналитик, 20.04.2015 в 23:06

Самое интересное, русские нацисты не признают за татарами права на независимость и самостоятельность, но при этом клянутся в симпатиях к татарскому народу, который якобы не заслуживает ничего, кроме как русского кнута. Уж лучше никакой любви к татарскому народу, чем такая любовь русских нацистов к татарам, которая сводит нас к роли навоза для процветания русского народа!

Guest, 20.04.2015 в 23:21

Русским парням часто нравятся татарские девушки, а русским девушкам - татарские парни.

Что-нибудь из этого да выйдет!

Guest, 20.04.2015 в 23:57

Guest, 20.04.2015 в 23:21
Русским парням часто нравятся татарские девушки, а русским девушкам - татарские парни.
Что-нибудь из этого да выйдет!
====================================
А китайским парням очень нравятся русские девушки, своих китайских девушек они уже разобрали. Вот что выходит. когда китайским парням нравятся русские девушки - китайчата!
NETCAT_BBCODE_IMG
NETCAT_BBCODE_IMG
NETCAT_BBCODE_IMG
NETCAT_BBCODE_IMG
NETCAT_BBCODE_IMG
NETCAT_BBCODE_IMG
NETCAT_BBCODE_IMG
NETCAT_BBCODE_IMG
Не правда ли, какие они все красивые! Почему правительство РФ не допустит в Россию 40-50 миллионов непьющих китайских мужчин, чтобы удовлетворить тоску всех русских женщин по семейному счастью?!

Guest, 21.04.2015 в 00:11

NETCAT_BBCODE_IMG
Русские женщины и китайские мужчины созданы друг для друга - так считают в Китае!

Guest, 21.04.2015 в 00:15

NETCAT_BBCODE_IMG
NETCAT_BBCODE_IMG
NETCAT_BBCODE_IMG
Русско-китайские метисы из провинции Внутренняя Монголия. Красивые, не правда ли?

Guest, 21.04.2015 в 00:23

NETCAT_BBCODE_IMG
NETCAT_BBCODE_IMG
NETCAT_BBCODE_IMG
NETCAT_BBCODE_IMG
NETCAT_BBCODE_IMG
NETCAT_BBCODE_IMG
NETCAT_BBCODE_IMG
Да здравствует русско-китайская любовь и ее плоды - китайские дети!

Guest, 21.04.2015 в 02:18

Аналитик, 19.04.2015 в 19:03
Именно тогда и во многом по этой причине начался процесс восприятия
татарами России как своей родины.
=====================
У татар нет никаких причин быть патриотами России! Россия для татар в
лучшем случае злая мачеха, а в действительности - империя, укравшая у нас
свободу и возможность развития! Разве татары не заслуживают ничего
лучшего? Что мы можем ожидать от России? Если эта империя 500 лет угнетала
нас и угнетает нас сейчас, то из этого следует только один вывод - она будет
нас угнетать и впредь! Единственный способ добиться от России того, чтобы она
нас не угнетала и не грабила, это создание независимого государства. Других
вариантов просто не существует!


Аналитик -ты баклажан московский. Ты сам то когда в Татарстан собираешься переезжать ? Татарский народ ждёт!!!!!!! Вот приедет Господин-Аналитик из Москвы и начнёт создавать татарское государство.

Guest, 21.04.2015 в 07:26

но при этом клянутся в симпатиях к татарскому народу, ----очередная гаденькая чушь анала! Аналитик мальчик, никто тут не КЛЯНЁТСЯ в симпатиях к татарскому народу, а просто уважительно говорят о своих друзьях татарах, как и о других своих друзьях независимо от национальности.

Аналитик, 21.04.2015 в 09:00

Guest, 21.04.2015 в 02:18
Аналитик -ты баклажан московский. Ты сам то когда в Татарстан собираешься переезжать ? Татарский народ ждёт!!!!!!!
==========================
Ванька, педик ты казанский, когда ты собираешься переезжать в Москву? Все московские гомики тебя ждут!

Guest, 21.04.2015 в 11:34

Пока в Москве живёт такой упырь как аналитик я лучше в Казани останусь.NETCAT_SMILE_GRIN

Guest, 21.04.2015 в 20:37

Немытая Россия,страна рабов,страна господ.
Как точно подходит это определение русского поэта
под комменты злобствующих шовинистов и манкуртизированных акакиев.
Как они любят уверять всех о бесперспективности свободы для татар.Ошибаетесь,унтеры пришибеевы потомственные,конец ваш близок.

Guest, 21.04.2015 в 22:03

Аналитик запостил азнакаевских татар, а говорит, что это китайцы. Да таких китайцев - половина России.
Пусть живут и работают.

Guest, 22.04.2015 в 08:34

Россия это ложь и рабство,и ничего более.

Кунак, 22.04.2015 в 10:20

Года 2-3 назад была демография статистики данных по полу. Оказалось что крен в сторону мужского пола довольно наглядный. Давно уже Китай не ведет крупно масштабные войны, чтобы валить на военные потери мужчин,но дефицит девушек очевиден. Над причиной ломают головы ученые. Развелось похищение девушек своих китаянок, вьетнамок, кореянок и других монголоидок. На дальнем Востоке показывали русскую деревню. Сидит дед и забавляется внучкой китаёзкой, по хозяйству занимается зять китаец в огороде, журналист задает вопросы. Как вы ощущаете породнение с китайцами. Ответ. Ну что поделать, деревня почти полностью спилась, а так зять работящий, трезвенник, заботится о семье.

Аналитик, 22.04.2015 в 14:29

Кунак, 22.04.2015 в 10:20
Года 2-3 назад была демография статистики данных по полу. Оказалось что крен в сторону мужского пола довольно наглядный. Давно уже Китай не ведет крупно масштабные войны, чтобы валить на военные потери мужчин,но дефицит девушек очевиден. Над причиной ломают головы ученые.
=====================================
Тут не надо ломать голову, причина давно известна. В Китае широко практикуется УЗИ-диагностика на ранних стадиях беременности и если намечается девочка, то часто делают аборт. Кстати, в Индии такая же проблема, юношей много, девушек мало, и их начинают похищать.

Кунак, 22.04.2015 в 20:54

В Китае широко практикуется УЗИ-диагностика на ранних стадиях беременности и если намечается девочка, то часто делают аборт. Кстати, в Индии такая же проблема, юношей много, девушек мало, и их начинают похищать.Аналитик, 22.04.2015 в 14:29


Согласен. Так скорее всего, и пример с передачей по телеку был наверное еще раньше, но об узи тогда умолчали. Уж про деревню, спившеюся это без сомнения.

Guest, 22.04.2015 в 23:25

Guest, 21.04.2015 в 22:03
Аналитик запостил азнакаевских татар, а говорит, что это китайцы
________________________________________________________________________
Особенно, если учесть логотип Синьхуа-net и китайские иероглифы на стене на красной бумаге.

Guest, 23.04.2015 в 09:59

Посмотрите черно-белое фото в шапке статьи и эти цветные от Аналитика - по мне так никакой разницы в физиономиях - как говорится, один папа!

Guest, 23.04.2015 в 10:35

Guest, 23.04.2015 в 09:59
Посмотри на Ник. Валуева в Госдуме, Матвиенко в СФ, Володина, зам. рук. администрации президента. Им несть числа, таким "государствообразующим".
Так что не надо обобщать. Реальной жизни не знаешь.

Русский казанец, 23.04.2015 в 10:44

В том-то и дело, что картинки метисов из Китая никак не могут ни удивить, ни напугать.
Русские не обращают на это никакого внимания - был бы человек хороший, а форма лица - не важна абсолютно!

Русский казанец, 23.04.2015 в 12:23

NETCAT_BBCODE_IMG

NETCAT_SMILE_BIGSMILE

Русский казанец, 23.04.2015 в 12:29

NETCAT_BBCODE_IMG

NETCAT_SMILE_GRIN

Будем ТАК ездить по новым правилам!

Guest, 23.04.2015 в 13:41

Засранец,ты готов стать китайцем?

Русский казанец, 23.04.2015 в 23:25

NETCAT_BBCODE_IMG

Аналитик, 24.04.2015 в 05:20

Русский казанец, 23.04.2015 в 10:44

В том-то и дело, что картинки метисов из Китая никак не могут ни удивить, ни напугать.
Русские не обращают на это никакого внимания - был бы человек хороший, а форма лица - не важна абсолютно!
========================
В таком случае непонятно, почему на Дальнем Востоке не дают гражданства китайцам, которые женятся на русских женщинах, независимо от срока проживания в России? Узбек или таджик может получить гражданство РФ, но китайцам российские паспорта не дают категорически. А почему? Ведь китайцы ничем не хуже узбеков и таджиков!

Guest, 24.04.2015 в 05:22

Все именно так Засранец.
Чем вы и руководствуетесь оскорбляя не просто кого-либо,а в целом народы,страны.

Русский казанец, 24.04.2015 в 14:34

В таком случае непонятно, почему на Дальнем Востоке не дают гражданства китайцам, которые женятся на русских женщинах, независимо от срока проживания в России?

Я не в курсе правил натурализации иностранцев-мужей россиянок, и чем руководствуется ФМС.

Русских не спрашивают и их мнением не интересуются!

Никаких референдумов, официальных опросов, никакой обратной связи между верхами и низами.

Мне такое положение не нравится, честно говоря!

Если люди проголосуют в большинстве - За! (то, что я разделяю) - Я всегда буду с ними.
Если люди в массе будут - Против! - я пойму этот выбор, и не стану вредить.


Но власти никого ни о чем не спрашивают.

Поэтому невозможно выразить свое отношение ни за, ни против.
Власти относятся к людям как к балласту, мешающемуся под ногами, и им не интересно мнение простого народа.

Я за референдумы по любым вопросам.

Чтобы был выбран день (можно использовать единый день выборов) и на вопросы десятков(как я надеюсь) референдумов народ отвечал, как он думает.



Аналитик, 24.04.2015 в 20:31

Русский казанец, 24.04.2015 в 14:34
Русских не спрашивают и их мнением не интересуются!
===================================================
К вашему сведению, в России нерусских тем более не спрашивают и их мнением не интересуются, не считаются с ними и попирают их права. Отсюда вытекает вывод, что они в любой момент имеют право свергнуть российскую власть, которая только и делает, что попирает их права и ущемляет самые коренные интересы. Вы согласны с этим?

Аналитик, 24.04.2015 в 21:03

Чеченский доминион
Виталий Портников о том, что Чечня из республики в составе России фактически превратилась в ассоциированное государство
NETCAT_BBCODE_IMG
После своего нашумевшего заявления об "огне на поражение" глава Чеченской Республики Рамзан Кадыров вновь стал чуть ли не главным героем российского медиапространства, потеснив федеральных чиновников и украинские новости. Наблюдатели пытаются понять, понесет ли Кадыров какую-то ответственность за свои высказывания или в Москве попытаются спустить инцидент на тормозах. Сам глава Чечни поспешил вновь напомнить о своей преданности президенту России – в чем, собственно, никто и не сомневался ни до, ни после его заявления. Потому что одно дело – заезжие российские силовики, а совсем другое – Путин. Но вопроса о степени самостоятельности чеченского лидера и дальнейшей эволюции возглавляемой им республики это не снимает.

Главная проблема во взаимоотношениях между Москвой и Кавказом – это то, что со времен завоевания региона в России не могут понять логики его развития и совершенно естественных для любой покоренной страны процессов обособления. Если смотреть из Москвы, Чечня, Ингушетия, Дагестан или Кабарда – это обычные субъекты федерации, не сильно отличающиеся от Тамбовской или Брянской областей, разве что со своей национальной спецификой. Но это все равно, как если бы в Лондоне в XIX веке считали бы, что Индия или Бирма ничем не отличаются от Эссекса или Корнуолла. Да, возможно, джентльмены в британской столице считали, что речь идет о естественных владениях короны, но все же – не об Англии. А в Москве всякий раз, когда заговаривают о Кавказе, даже не делают вид, а искренне считают, что речь идет о России. И поэтому всякий раз удивляются, когда жизнь опровергает эти заблуждения.

Джохар Дудаев попал в Грозный не сам по себе. Его приходу во власть содействовали представители тогдашнего российского руководства, убежденные, что харизматичный генерал сможет стать достойной альтернативой выдвиженцу союзного центра, бывшему партийному работнику Доку Завгаеву. Но, оказавшись в кресле президента Чеченской Республики, Дудаев увидел то, что невозможно заметить из российской столицы – возможности регионального доминирования. В силу целого ряда обстоятельств, о которых написаны исторические монографии и этнографические исследования, именно Чечня является своеобразным магнитом региона, гораздо более эластичного по отношению к метрополии.

Увидев эти новые возможности, Дудаев стал энергично выстраивать в Чечне новое государство с геополитической претензией, вошел в клинч с Москвой, потом были две чеченские войны, гибель республики, умиротворение, Кадыров… И вот Кадыров – казалось бы, совершенно другой человек, диаметрально противоположный Дудаеву и выстроивший с президентом России отношения, противоположные отношениям своего предшественника с предшественником Путина, сталкивается с той же самой, "дудаевской" проблемой.

Эта проблема состоит в том, что единственным реальным ограничителем доминирования Чечни на Кавказе являются регионы, населенные по преимуществу русским населением. Именно они, а не Москва. Москва может послать армию или проверку, но не может – и в некритические моменты не хочет – вмешиваться в происходящее на Кавказе. В конце концов, ее чиновников можно коррумпировать.

А для соседних с Чечней регионов России важна их собственная роль. Их лидеры, их силовики – тоже игроки Кавказа. И если у этих игроков есть неформальная возможность вмешаться в происходящее – значит, другие кавказские лидеры могут искать у них поддержки, сопротивляясь доминированию Грозного.

Рамзан Кадыров не может не понимать, что пока сотрудники "чужих" спецслужб могут действовать на территории Чечни так, как будто она – обычный субъект федерации, ему никогда не стать настоящим региональным лидером. Для него удобна ситуация, когда чеченские спецслужбисты могут неожиданно появиться в любом месте России, и не только России, пусть даже решая вопросы внутреннего характера, а границы самой Чечни остаются неприступными для чужаков. Именно за это он сегодня и борется. И дело отнюдь не только в личных взаимоотношениях Путина и Кадырова.

Дело в том, что в результате последних войн Чечня из республики в составе России фактически превратилась в доминион, ассоциированное государство, страну со своими интересами и своей зоной влияния. Этого можно не замечать, это можно отрицать – но это уже произошло.

Очередное изменение статуса этого доминиона может произойти уже после Кадырова и Путина. Но необходимо понимать, что возвращение назад потребует войны, движение вперед – признания независимости, и отнюдь не только чеченской. А сохранение статус-кво подразумевает, что ни в самой Чечне, ни в России десятилетиями, а то и столетиями ничего вообще не будет меняться.

Впрочем, опыт русской истории учит, что и это возможно.


Виталий Портников

Русский казанец, 25.04.2015 в 02:03

Чечне помогли стать процветающей территорией.

В советское время такой территорией была Грузия.

Независимость Чечне на этот раз будет предоставлена без ковровых бомбежек. Кроме чеченцев там никого нет. Стратегического положения Чечня не представляет - времена другие, поэтому Чечню с богом отпустят.
Но с условием, чтобы никаких агрессий в Россию.
Это будет отрезанный ломоть.

Что потом будет с Чечней, и как там будут жить люди, уже не наши люди, Россию более волновать не будет. Мне кажется, мало найдется людей в России, кто бы высказался за продолжение их нахождения вместе с другими народами. Многие бы их даже выгнали бы, если бы те вдруг захотели остаться.

Развязка будет!

Аналитик, 25.04.2015 в 04:40

Русский казанец, 25.04.2015 в 02:03
Чечне помогли стать процветающей территорией.
=============================================
У вас, видимо, большое чувство юмора.
NETCAT_BBCODE_IMG
NETCAT_BBCODE_IMG
NETCAT_BBCODE_IMG
NETCAT_BBCODE_IMG
NETCAT_BBCODE_IMG
NETCAT_BBCODE_IMG
NETCAT_BBCODE_IMG
Вряд ли они нуждались в такой "помощи" России для процветания Чечни!

Guest, 25.04.2015 в 09:11

Получается Чечня не субъект России.
А кадры страшные. Неужели через это надо пройти, чтобы стать независимым.

Русский казанец, 25.04.2015 в 11:40

Тупое руководство в Москве в то время, а тогда как вы можете помнить, войсками руководил Паша-мерседес, решило силой решить вопрос, и в результате не жалело снарядов, под которыми погибали и мирные чеченцы, и простые люди любых национальностей. Бомбы не разбирают, где кто!

Это поразительное идиотство властей невозможно оправдать. Даже до начала событий многие предлагали политические решения с эвакуацией населения из мятежной территории. И уж разумеется, до сих пор неизвестно, кто разрешил оставить вооружения бывшего Закавказского военного округа.

Вот за эти глупости пьяного Ельцина и его сподручных и пришлось потом расплачиваться кровью.

А то, что я написал, что сейчас Чечня цветет, так это сами чеченцы так говорят. Туда фактически вернули социализм со множеством бесплатных услуг государства, чего давно уже нет нигде в России.

Отвечая на реплику Guest, 25.04.2015 в 09:11 - Да, нужна государственная мудрость с обеих сторон и способность договариваться, чтобы крови не было. Таких примеров мало. Тупость для политиков скорее правило, чем исключение.

Это мое мнение, можете оставаться со своим!

Русский казанец, 25.04.2015 в 21:31

Пора кончать с Татарстаном. Русскому народу он не нужен.

Русский казанец, 25.04.2015 в 23:31

Лжерусский казанец, 25.04.2015 в 21:31

Пора кончать с Татарстаном. Русскому народу он не нужен.


Маладис!Возьми пирожок с повидлом.

Кунак, 26.04.2015 в 13:50

Русский казанец, 25.04.2015 в 21:31
Пора кончать с Татарстаном. Русскому народу он не нужен.

Было бы так на самделе, с меня пузырь. Да и все не русские того чтобы Раша это поняла.

Евгений, 26.04.2015 в 16:06

Жаль, Иван Грозный своё дело не доделал. Аҡ батшаға дан!

От татарских лжецов и прохиндеев никакой пользы для природы. Это отбросы!

Аналитик, 26.04.2015 в 22:55

Российский национализм: империя, не ставшая нацией
Эксперты: «Национализм в России может быть только государственным»

По сообщениям СМИ, власти Москвы согласовали проведение в столице националистами первомайской демонстрации под лозунгом «За права и свободы русского народа и коренных народов России». Лидер объединения «Русские» Дмитрий Демушкин полагает, что в акции примут участие 3000 человек. Западные политологи считают при этом, что бытовой национализм и национализм на государственном уровне в России постепенно сливаются. В причинах и возможных последствиях этого явления пытались разобраться участники прошедшей в Вашингтоне конференции, на которой побывал Вадим Аленичев.

«Национализм в России может быть только государственным». К такому выводу приходит все больше политологов, анализирующих процессы в сегодняшней Российской Федерации. Как как в России, так и на Западе наблюдателей тревожит тот факт, что бытовой национализм и национализм на государственном уровне – в России постепенно сливаются. В причинах и возможных последствиях этого явления пытались разобраться участники прошедшей в Вашингтоне конференции.

О национализме и его разновидностях написаны тысячи книг. Специфика России, считают западные аналитики, заключается в том, что национализм в ней насаждается сверху. Россияне больше доверяют властям, чем общественным организациям. Поэтому националистические группировки страны малы, разобщены и не имеют потенциала для роста. Не поощряют их и власти РФ, стремясь сохранить государственный контроль над ними.

«В политической жизни России, – отметил американский аналитик Пол Гобл, – мы видим смену картинки по принципу калейдоскопа. С годами общий рисунок меняется, но составляющие его компоненты остаются прежними».

Следствие подобной парадигмы – в том, что в течение вот уже тысячи лет жители России не могут ответить на вопрос: что это значит – быть русским? Слишком много существует неясных определений и гипотез, из которых невозможно вывести стройную формулу.

«Трагедия России и русского народа в том, что российское государство превратилось в империю до того, как русские стали считать себя нацией, – говорит Гобл. – В результате Россия никогда не была национальным государством, наподобие тех, что мы видим на Западе. Вместо этого Россия стала государственной нацией. По такой схеме в ней строятся все отношения власти и народа, и слишком часто это приводит к негативным последствиям».

Пол Гобл, на протяжении многих лет работавший консультантом Госдепартамента по народам СССР, находит этому феномену России следующее объяснение. Могущественные империи Евразии – Испанская, Австрийская, Османская – придя в упадок и потеряв колонии и земли, не исчезли, а превратились в однородные этносы, занимающие относительно небольшие территории.

Аналогичным образом должна была развалиться после Первой мировой войны и Российская империя. Но усилиями большевиков, осуществивших революцию, Россия не отказалась от своих земель в Сибири и на Кавказе. Ее лидеры продолжают культивировать имперские амбиции и территориальные претензии. Однако на российских землях проживает почти двести различных народов, многие из которых не ассимилированы. Сделать их русскими советской власти так и не удалось. Но многие, в результате таких усилий, утратили самоидентификацию.


В российском обществе все чаще слышны разговоры о некой «русской цивилизации». По мнению участников конференции, этот термин поощряется Кремлем намеренно. Он позволяет идеологически сопоставлять Россию не с отдельными государствами, а с целой Европой или даже всей западной цивилизацией. Границ страны, установившиеся в 91-ом году после распада Советского Союза, россияне так и не приняли. Теперь же, после аннексии Крыма, находятся и те, кто требует присоединить к Российской Федерации Эфиопию и Гавайские острова.

Вадим Аленичев

Аналитик, 26.04.2015 в 23:00

Русский казанец, 25.04.2015 в 11:40
что сейчас Чечня цветет, так это сами чеченцы так говорят. Туда фактически вернули социализм со множеством бесплатных услуг государства, чего давно уже нет нигде в России.
===============================
Чечня процветает как раз потому, что не является больше колонией России. Де-факто Чечня уже независимое государство, которому Россия платит за имитацию статуса "субъекта федерации". А Татарстан является колонией России и подвергается колониальному ограблению и национальному угнетению по полной программе. Избавиться от этого страшного зла Татарстан сможет только тогда, когда станет независимым государством, не раньше.

Русский казанец, 27.04.2015 в 03:49

Я не против, чтобы Татарстан отделился вообще от России. Главное, чтобы это происходило не как в Таджикистане или Чечне, хотя в это не верится абсолютно. Даже в европейских Польше и Чехословакии, когда после 2й мировой "стало можно!", немцев выгоняли только в путь - 10 кг на руки, а ауфвидерзеен!


===

Теперь же, после аннексии Крыма, находятся и те, кто требует присоединить к Российской Федерации Эфиопию и Гавайские острова.

Вадим Аленичев



Ну это полемический перехлест, конечно. С такими журналистами это сплошь и рядом.

Ильдар, 27.04.2015 в 10:55

Если татары уйдут из рф считаете будет лучше??? Кому?

Русский казанец, 27.04.2015 в 12:47

Это к главному Аналитику, он это проповедует.

Guest, 27.04.2015 в 18:01

Ильдар, 27.04.2015 в 10:55
Если татары уйдут из рф считаете будет лучше??? Кому?================================= Вопрос поставлен не верно . Татары могут также продолжать в любой части мира и РФ в частности . Республика Татарстан должна выйти из состава России это однозначно . Могу судить по Казакстану при всех недостатках которые есть в Республике жить стало намного лучше и свободнее ( алкашей стало меньше NETCAT_SMILE_BIGSMILE)