2 марта 2024 г. независимая общественно-политическая газета
Главная Общество Высокая Гора (ч.3)
Рубрики
Архив новостей
понвтрсрдчетпятсубвск
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
       

Высокая Гора (ч.3)

13 января 2021 года
Высокая Гора (ч.3)

     Действительно, на сегодняшний день главной задачей каждого муниципалитета является исполнение доходной части бюджета района. В 2011 году Счетная палата РТ проверила деятельность Высокогорского района за 2008 - 2010 годы и выявила нецелевое использование бюджетных средств на сумму более 70 млн. руб. Также был проведен анализ по всем отраслям жизнедеятельности. Честно сказать, данные были не лучшими - по сравнению с другими районами.
     В 2008 году денежные доходы населения района составили 4915 рублей, что ниже республиканского уровня на 63%. Объем инвестиций в основной капитал составил 388,5 млн. Доля ВТП (валового территориального продукта) в РТ - 0,34%, объем ВТП - 3200 млн. руб. В 2008 году общий доход районного бюджета составил 430720,4 тыс. рублей, из них 341689 млн. - из бюджета РТ. Кредиторская задолженность составила 37 млн. рублей.
     И поэтому, когда Рустам Калимуллин стал главой района, то первоочередной задачей он поставил вопрос об изыскании дополнительных средств по наполнению местного бюджета своими доходами. В 2012-м году была полностью ликвидирована кредиторская задолженность. Объем собственных доходов по сравнению с 2008 годом увеличился почти на 35%. В 2019 году объем ВТП вырос почти на 68%. Этому предшествовали не только улучшение производственных показателей промышленности и сельхозпредприятий, но и другие факторы.
     Бюджетная политика в области налогов и сборов в районе направлена на увеличение собственных доходов консолидированного бюджета муниципальных образований.
     Налоговые поступления продолжают оставаться главным источником пополнения собственных доходов местного бюджета и формируют его более чем на 70%, неналоговые доходы - менее чем на 30%. Основными доходными источниками были и остаются налог на доходы физических лиц, доля которого составляет более 78%, земельный налог, который является самым существенным источником пополнения доходной части местного бюджета сельских и городского поселений 9% и более, доля поступлений по остальным на совокупный доход составляет более 12%.
     Вот что видно уже из Отчета Счетной палаты РТ по результатам проверки исполнения бюджета Высокогорского муниципального района, использования бюджетных средств, государственной и муниципальной собственности за 2016-2017 годы и 1 квартал 2018 года:
     «В 2016-2018 годы резервный фонд формировался в объеме 4 622,4 тыс. рублей. Расходы резервного фонда составили: - в 2016 году - 4 622,4 тыс. рублей; - в 2017 году - 4 622,4 тыс. рублей; - за 5 месяцев 2018 года - 621,0 тыс. рублей. Проверкой расходования средств резервного фонда нарушений не установлено.
     Поступлении субсидии и субвенции из республиканского бюджета в 2016-м году уменьшилось на 17 процентов, в 2018-м году - на 19 процентов.
     В 2017-м году по сравнению с 2016 годом объем безвозмездных поступлений (межбюджетных трансфертов) из бюджета РТ в местный бюджет уменьшился на 50 607,0 тыс. рублей или на 7,9%. Удельный вес безвозмездных поступлений из бюджета Республики Татарстан в доходах бюджета Высокогорского муниципального района составил: в 2016-м году - 61,4%, в 2017-м году - 55,6% ,(в 2018-м -51%,в 2019-м-49%). Этому предшествовала увеличение налоговых и неналоговых доходов в районный бюджет. Это увеличение доходов на физических лиц (в 2016-м году- на 22 миллиона, в 2019-м - на 31 миллион), доход от использования муниципального имущества (2016 год - 21 миллион, 2019 год -26 миллионов).
     Налоговые доходы за 2016 год составили 321 238,6 тыс. рублей. Перевыполнение плановых показателей на 2016 год составило 41 955,2 тыс. рублей или 15,0%.Основными причинами перевыполнения налоговых доходов, в основном, явились дополнительные поступления по налогу на доходы физических лиц в сумме 22 526,2 тыс. рублей. Объѐм неналоговых доходов за 2016 год составил 55 586,3 тыс. рублей, что на 2 982,6 тыс. рублей или на 5,7% больше уточненного планового показателя на 2016 год. Основными причинами перевыполнения неналоговых доходов, в основном, явились дополнительные поступления по доходам от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, в сумме 807,7 тыс. рублей.
     Налоговые доходы за 2017 год составили 399 263,5 тыс. рублей. Перевыполнение плановых показателей на 2016 год составило 65 093,0 тыс. рублей или 17,8%. Указанное объясняется, в основном, дополнительными поступлениями платежей по налогу на доходы физических лиц в сумме 57 829,9 тыс. рублей, по акцизам по подакцизным товарам - в сумме 1 895,4 тыс. рублей и по налогам на совокупный доход - в сумме 5 077,4 тыс. рублей. Объѐм неналоговых доходов за 2017 год составил 47 589,1 тыс. рублей, что на 6 763,9 тыс. рублей или на 16,6% больше уточненного планового показателя на 2017 год. Указанное объясняется, в основном, дополнительными поступлениями по доходам от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, в сумме 4 757,7 тыс. рублей и по доходам от оказания платных услуг (работ) и компенсации затрат государства в сумме 1 417,1 тыс. рублей.
     В 2016 году бюджетом Высокогорского муниципального района были получены дополнительные доходы в сумме 20 922,6 тыс. рублей, в 2017 году - в сумме 20 117,2 тыс. рублей, в 2019-м - 22 миллиона. Они были направлены для реализации социальных программ.     .
     В расчетах налога на доходы физических лиц учтен фонд оплаты труда на 2020 год в размере 4274,9 млн.рублей, на 2021 год - 4580,8 млн.рублей, на 2022 год - 4929,3 млн.рублей.
     Основными источниками бюджета района также являются доходы от использования имущества, арендной платы земли. Поэтому глава района поставил цель увеличить их сумму несмотря ни на что.
     В 2020-м году в бюджет муниципального района зачислен доход от передачи в аренду земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах сельских поселений по нормативу 100%, в сумме 15388 тыс.рублей. В 2021-м году планируется зачисление в бюджет 15405 тыс.рублей дохода, в 2022 году -15713 тыс.рублей.
     Земельный налог является местным и в полном объеме зачисляется в бюджеты сельских поселений. В 2020-м году и плановом периоде 2021-2022 годов планируемая сумма составил 65136 тыс. рублей.
     Объем налоговых и неналоговых доходов(собственные доходы) с 2011 года в сумме 261 180 тыс. руб. увеличился в 2015 году до 393 466 тыс. руб., что составляет в абсолютном выражении на 132 268 тыс. руб. или 150,6%. А в 2019-м году увеличение составило 478 675 тысяч рублей. Это один из лучших результатов среди сельских районов.


     

 

     Из таблицы видно, что динамика роста валового территориального продукта на период с 2011 по 2015 года является положительной. В 2019-м году этот показатель составлял 22 миллиарда рублей.
     В структуре ВТП наибольший удельный вес занимает производство промышленной продукции. Поступления налогов от бюджетообразующих предприятий района, тыс. руб. за 2019 год.


     


     Таким образом видно, что бюджет муниципального района составляет НДФЛ 64%, ведущими бюджетообразующими организациями являются «Усадский спиртзавод», ООО «Сафт пласт» и ООО «Казаньсельмаш».
     Как удалось добиться этого важного показателя?
     Во-первых, этому предшествовала деятельность всех предприятий, организации сельхозпроизводства и промышленности, малого бизнеса. Потому что если они добиваются хороших показателей и получает прибыль, то это и высокая заработная плата, налоги, социальное обеспечение работников.
     Конечно, руководства Высокогорского района не пытается остановиться в достигнутом и планирует довести:
     - рост валового регионального продукта: в 2020-м году на 3,48 %, в 2021-м году - на 3,07%, в 2022-м году - на 3,08%;
     - объем отгруженных товаров собственного производства: в 2020-м году рост на 2,4%, в 2021-м году - на 2,6%, в 2022-м году - на 2,7%;
     - рост фонда заработной платы: в 2020-м году на 5,13 %, в 2021-м году - на 7,15 %, в 2022-м году - на 7,61%;
     - рост объема инвестиций в основной капитал: в 2020-м году - на 0,22%, в 2021-м году на 0,73%, в 2022 году на 4,15%;

     Земля-матушка-кормилица.
 

     Также многие годы во многих сельских поселениях района находилось в бесхозном состоянии без собственности (без регистрации) неоформленное имущество и земельные участки. Они использовались по-простому, без оплаты налогов. Глава района с первых дней своей работы поставил в этом плане вопрос ребром, обязав произвести инвентаризацию имущества и учет земельных участков. В результате если еще совсем недавно только 23% земель приносили доходы, то сегодня эта цифра уже доходит до 90%. По настоянию главы района органы прокуратуры, земельных и имущественных отношений, местного самоуправления проводят проверки целевого использования земельных участков сельхозназначения, их оформления.
      Например, несколько человек лишились своих участков по иску Палаты земельных и имущественных отношений в Арбитражный суд РТ в связи с длительным неиспользованием данных земель.
     Как говорят фермеры, глава района, у которого вся трудовая деятельность была связана с землей, каждому буквально твердит, что к земле надо относиться бережно, поскольку земля - это кормилица, которая приносит доход. Фермеры, положа руку на сердце, заявляют, что не имеют никаких преград при оформлении земельных участков.
     В Высокогорском районе построен в кратчайшие сроки и заработал многофункциональный центр - для удобства регистрации, оформления земель, объектов и имущества под одной крышей разместились все регистрирующие организации.
     А к тем, кто относится к землице-матушке недобросовестно, отношение со стороны главы района довольно жесткое. Но, как мы убедились, в районе незаконно не лишают ранее выделенных участков. Но если вместо сельхозкультур в поле растут сорняки - этому горе-фермеру пощады не будет.
     Высокогорский район расположен очень близко к столице и поэтому он очень привлекателен для многих землеобладателей. Некоторые чересчур шустрые граждане пытаются путем обхода законов и нормативных актов стать хозяином земельных участков. Но руководство района четко контролирует эту работу, оно тоже заинтересованы, чтобы аукционы проводились правильно и средства от продажи и аренды поступили в бюджет.
     Конечно, такие вот «недовольные» и пытаются очернить главу района. Но их же недовольство, неумение и нежелание трудиться на земле к ним же и возвращается бумерангом. Некоторые даже с жалобами обращаются в ФАС РТ. И, к сожалению, не вникая в суть дела, там пытаются отменить все аукционы по «просьбе» жалобщиков. Только в 2018-м году по решению ФАС РТ были отменены 8 открытых аукционов, проведенные ПИЗО района, по продаже в собственность и на право заключения договоров аренды земельных участков - якобы за допущенные нарушения. Но потом все эти решения были отменены Арбитражным Судом РТ.
     Вот и из жалобы гражданина М.Рахимова следовало, что МУП «ПИЗО» Высокогорского района при проведении открытого аукциона по продаже в собственность и на заключение договоров аренды 48 земельных участков допустило нарушение действующих законов. УФАС РТ заняло сторону жалобщика и выдало предписание об отмене всех торгов. Арбитражный Суд РТ, наоборот, отменил решение УФАС РТ и признал действия ПИЗО района правомерным, указав в своем определении, что не был нарушен принцип конкурсного отбора и договор заключен с единственным участником законно.
     Самое обидное, что некоторые проигравшие даже пытались убедить в своих жалобах различные проверяющие органы в том, что к их проигрышу привела …»личная заинтересованность» районного руководства. Хотя всем известно, что глава района никак не может воспрепятствовать открытому аукциону. Это и доказали многочисленные проверки со стороны правоохранительных и проверяющих органов. Главное для главы района -земельные участки продавались по самым высоким ценами и там были возведены привлекательные объекты.
     По состоянию на 1 января 2020 года общая площадь земель Высокогорского муниципального района составила 157,4 тыс. га, из них: - земли сельскохозяйственного назначения - 118,8 тыс.га; - земли населенных пунктов - 8,35 тыс. га; - земли промышленности - 2,09 тыс. га; - земли лесного фонда - 29,2 тыс. га.
     Еще раз остановимся на акте проверки Счетной палаты РТ. В нем говорится:
     «За 2016 год заключено 56 договоров аренды земельных участков, из них: - 3 договора аренды земель сельхозназначения; - 1 договор аренды земельного участка из категории земель промышленности; - 52 договора аренды земельных участков из земель населенных пунктов, из них 9 участков под ИЖС и для ведения личного подсобного хозяйства, 43 - под использование в иных целях (размещение гаражей, объектов розничной торговли и др.). В 2016-м году заключено 163 договора купли-продажи земельных участков общей площадью 146,23 га.
     В 2016-м году от продажи земель в бюджет района поступило 14 347,3 тыс. рублей. За 2017 год заключено 108 договоров аренды земельных участков, из них: - 22 договора аренды земель сельхозназначения; - 4 договора аренды земельных участков категории «земли промышленности»; - 82 договора аренды земельных участков из земель населенных пунктов. В 2017-м году заключен 141 договор купли-продажи земельных участков общей площадью 156,57 га. Также в этом году от продажи земель в бюджет района поступило 23 765,9 тыс. рублей.
     Извещения о проведении торгов по передаче в аренду или в собственность земельных участков размещены на официальных сайтах муниципальных образований Республики Татарстан, в печатных изданиях в полном объеме. Нарушений при продажи и аренды земельных участков не установлено.
     В результате анализа закупок, существенных нарушений при установлении начальной максимальной цены не обнаружено.
     Проведен анализ использования земель, находящихся в муниципальной собственности. Земельные участки предоставляются согласно установленным нормам земельного законодательства. Проведена проверка по использованию земель сельскохозяйственного назначения. Палатой имущественных и земельных отношений Высокогорского муниципального района осуществляется контроль за эффективностью использования земель, находящихся в муниципальной собственности. Земельные участки предоставляются согласно установленным нормам земельного законодательства».
     В 2019-2020 годы продолжались работы по выявлению использования земель сельскохозяйственного назначения. Во исполнение поручения Президента и Премьер-министра Республики Татарстан в целях расширения налогооблагаемой базы за счет постановки на учет и государственной регистрации прав на земельные участки и объекты недвижимости совместно с главами сельских поселений проведена работа по выявлению неоформленных земель и объектов недвижимости. Это, в свою очередь, приводит к повышению эффективности пополнения доходной части бюджета района.
 

     Коррупция
 

     Если внимательно изучить отчет о состоянии коррупции в РТ за 2019 год, то можно выяснить, что в Высокогорском районе в 2019-м году в два раза сократилось число нарушений «О муниципальной службе в РТ». Как отмечено, к этому привела профилактическая работа с муниципальными служащими. Как видно из отчета о состоянии коррупции в Татарстане, населению района неизвестны случаи злоупотребления должностными обязанностями, связанные с привлечением аффилированных лиц.
     Это вызвано тем, что сами власти района заинтересованы в том, чтобы был порядок, соблюдены правила и законы в действиях муниципальных служащих, при проведении аукционов, заказов. Только в последние годы Комиссией по противодействию коррупции, где председатель - сам глава района, выявлено 119 нарушений при размещении заказов на поставки товаров, выполнении работ, при использовании муниципального имущества. На своих заседаниях комиссия постоянно рассматривает вопросы, связанные с наиболее высокими коррупционными рисками. По поручению совета Контрольно-Счетная Палата постоянно проводит контрольные мероприятия в отношении бюджетных учреждений. В прошлом году объем выявленных нарушений составил 1986 тыс. руб.
     Муниципальный заказ является одной из наиболее значимых отраслей экономии бюджета района. В 2018-м году был заключен 151 контракт. Из них запрос котировок - 22 контракта на сумму 4796800 руб. - экономия 36418 руб., открытый аукцион в электронной форме - 122 контракта на сумму 45375493 руб. - экономия составила 3689247 руб. Неэффективного использования денежных средств и также возврата денег за нарушение контрактов не имеется. Это и понятно - ведь глава района держит этот вопрос на строгом контроле. Также по постановлению главы района утвержден порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов. По выявленным в ходе проверок нарушениям в сфере жилищно-коммунального хозяйства, законодательства о жилищных правах граждан по представлению прокуратуры района к дисциплинарной ответственности привлечено 19 должностных лиц, 3 должностных лица привлечены к административной ответственности в виде штрафа.
     Законодатель предусматривает административную ответственность практически по всем позициям, установленным в Федеральном законе № 44-ФЗ.
     Важно анализировать все заявки муниципальных заказчиков на предмет обоснованности и целесообразности проведения закупок, а также выявление случаев завышения начальной (максимальной) цены контракта.
     Анализ и сопровождение всех стадий жизненного цикла закупки обеспечивает получение максимального эффекта для района от вложенных бюджетных средств, а также возможности исключения коррупционных рисков.
     В 2019 году периодически сотрудники исполкома посещали семинары по вопросам изменений в Федеральном законе от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в сфере осуществления закупок товаров и услуг на муниципальные нужды, которые проводил Госкомитет по закупкам РТ.
     Проведено 119 торгов:
     Аукцион (113) 103 613 928,62 рублей
     Конкурс (6) 5 279 681 рублей
     Ед. поставщик (68) 195 134, 58 рублей
     Экономия бюджетных средств составило 9 983 715 рублей.
     В 2019 году Контрольно-Счетной Палатой Высокогорского муниципального района РТ проведено 16 контрольных мероприятий, при проведении данных контрольных мероприятий охвачено 37 объектов, проведено 35 экспертно-аналитических мероприятий.
     Выявлено нарушений при поступлении и использовании бюджетных средств на сумму 9 млн. 540 тыс. рублей (данная сумма не является хищением бюджетных средств).
     Выявленные нарушения, имеющие непосредственное влияние на бюджетные потери или несущие риски возникновения ущерба району, по итогам года составляют чуть более 5 млн. рублей. К ним относятся: оплата невыполненных работ по муниципальным контрактам; непредъявленные исковые требования по уплате платежей в бюджет; нарушения порядка предоставления и управления имуществом.
     После каждой проведенной проверки у главы района проводятся совещание, принимаются меры по их дальнейшему искоренению.
 

    Судьба
 

     В Высокогорском районе дружно проживают и мусульмане, и христиане. Только в течение 10 лет в районе возведено более 15-ти мечетей и церквей. Сам Рустам Калимуллин - человек верующий, совершает намаз. В своей родной деревне Казаклар в Тюлячинском районе он построил мечеть, отремонтировал кладбище, подарил односельчанам родник. На трассе М-7 в Мамадышском районе пассажиров провожают две мечети, которым дал жизнь сын Галиуллы, одна из них носит его имя. В райцентре Высокая Гора воздвигается также еще и центр Ислама.
     На своем жизненном пути Рустам Калимулин оставил в трех районах Татарстана множество домов, культурных объектов, других сооружений. Во все эти объекты он вложил всю свою душу, энергию, не жалел сил и времени. Безусловно, все его благие дела окупятся сторицей, не останутся незамеченными, ведь сделанное добро зачастую порождает ответное добро - как на земле, так и на небе.

Нафис ХАЗИЕВ.
(Продолжение следует.)


На снимке:
Рустам Калимуллин.


Комментарии (0)