15 февраля 2022 г. независимая общественно-политическая газета
Главная Общество Высокая Гора (ч.3)
Рубрики
Архив новостей
понвтрсрдчетпятсубвск
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Высокая Гора (ч.3)

13 января 2021 года
Высокая Гора (ч.3)

     Действительно, на сегодняшний день главной задачей каждого муниципалитета является исполнение доходной части бюджета района. В 2011 году Счетная палата РТ проверила деятельность Высокогорского района за 2008 - 2010 годы и выявила нецелевое использование бюджетных средств на сумму более 70 млн. руб. Также был проведен анализ по всем отраслям жизнедеятельности. Честно сказать, данные были не лучшими - по сравнению с другими районами.
     В 2008 году денежные доходы населения района составили 4915 рублей, что ниже республиканского уровня на 63%. Объем инвестиций в основной капитал составил 388,5 млн. Доля ВТП (валового территориального продукта) в РТ - 0,34%, объем ВТП - 3200 млн. руб. В 2008 году общий доход районного бюджета составил 430720,4 тыс. рублей, из них 341689 млн. - из бюджета РТ. Кредиторская задолженность составила 37 млн. рублей.
     И поэтому, когда Рустам Калимуллин стал главой района, то первоочередной задачей он поставил вопрос об изыскании дополнительных средств по наполнению местного бюджета своими доходами. В 2012-м году была полностью ликвидирована кредиторская задолженность. Объем собственных доходов по сравнению с 2008 годом увеличился почти на 35%. В 2019 году объем ВТП вырос почти на 68%. Этому предшествовали не только улучшение производственных показателей промышленности и сельхозпредприятий, но и другие факторы.
     Бюджетная политика в области налогов и сборов в районе направлена на увеличение собственных доходов консолидированного бюджета муниципальных образований.
     Налоговые поступления продолжают оставаться главным источником пополнения собственных доходов местного бюджета и формируют его более чем на 70%, неналоговые доходы - менее чем на 30%. Основными доходными источниками были и остаются налог на доходы физических лиц, доля которого составляет более 78%, земельный налог, который является самым существенным источником пополнения доходной части местного бюджета сельских и городского поселений 9% и более, доля поступлений по остальным на совокупный доход составляет более 12%.
     Вот что видно уже из Отчета Счетной палаты РТ по результатам проверки исполнения бюджета Высокогорского муниципального района, использования бюджетных средств, государственной и муниципальной собственности за 2016-2017 годы и 1 квартал 2018 года:
     «В 2016-2018 годы резервный фонд формировался в объеме 4 622,4 тыс. рублей. Расходы резервного фонда составили: - в 2016 году - 4 622,4 тыс. рублей; - в 2017 году - 4 622,4 тыс. рублей; - за 5 месяцев 2018 года - 621,0 тыс. рублей. Проверкой расходования средств резервного фонда нарушений не установлено.
     Поступлении субсидии и субвенции из республиканского бюджета в 2016-м году уменьшилось на 17 процентов, в 2018-м году - на 19 процентов.
     В 2017-м году по сравнению с 2016 годом объем безвозмездных поступлений (межбюджетных трансфертов) из бюджета РТ в местный бюджет уменьшился на 50 607,0 тыс. рублей или на 7,9%. Удельный вес безвозмездных поступлений из бюджета Республики Татарстан в доходах бюджета Высокогорского муниципального района составил: в 2016-м году - 61,4%, в 2017-м году - 55,6% ,(в 2018-м -51%,в 2019-м-49%). Этому предшествовала увеличение налоговых и неналоговых доходов в районный бюджет. Это увеличение доходов на физических лиц (в 2016-м году- на 22 миллиона, в 2019-м - на 31 миллион), доход от использования муниципального имущества (2016 год - 21 миллион, 2019 год -26 миллионов).
     Налоговые доходы за 2016 год составили 321 238,6 тыс. рублей. Перевыполнение плановых показателей на 2016 год составило 41 955,2 тыс. рублей или 15,0%.Основными причинами перевыполнения налоговых доходов, в основном, явились дополнительные поступления по налогу на доходы физических лиц в сумме 22 526,2 тыс. рублей. Объѐм неналоговых доходов за 2016 год составил 55 586,3 тыс. рублей, что на 2 982,6 тыс. рублей или на 5,7% больше уточненного планового показателя на 2016 год. Основными причинами перевыполнения неналоговых доходов, в основном, явились дополнительные поступления по доходам от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, в сумме 807,7 тыс. рублей.
     Налоговые доходы за 2017 год составили 399 263,5 тыс. рублей. Перевыполнение плановых показателей на 2016 год составило 65 093,0 тыс. рублей или 17,8%. Указанное объясняется, в основном, дополнительными поступлениями платежей по налогу на доходы физических лиц в сумме 57 829,9 тыс. рублей, по акцизам по подакцизным товарам - в сумме 1 895,4 тыс. рублей и по налогам на совокупный доход - в сумме 5 077,4 тыс. рублей. Объѐм неналоговых доходов за 2017 год составил 47 589,1 тыс. рублей, что на 6 763,9 тыс. рублей или на 16,6% больше уточненного планового показателя на 2017 год. Указанное объясняется, в основном, дополнительными поступлениями по доходам от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, в сумме 4 757,7 тыс. рублей и по доходам от оказания платных услуг (работ) и компенсации затрат государства в сумме 1 417,1 тыс. рублей.
     В 2016 году бюджетом Высокогорского муниципального района были получены дополнительные доходы в сумме 20 922,6 тыс. рублей, в 2017 году - в сумме 20 117,2 тыс. рублей, в 2019-м - 22 миллиона. Они были направлены для реализации социальных программ.     .
     В расчетах налога на доходы физических лиц учтен фонд оплаты труда на 2020 год в размере 4274,9 млн.рублей, на 2021 год - 4580,8 млн.рублей, на 2022 год - 4929,3 млн.рублей.
     Основными источниками бюджета района также являются доходы от использования имущества, арендной платы земли. Поэтому глава района поставил цель увеличить их сумму несмотря ни на что.
     В 2020-м году в бюджет муниципального района зачислен доход от передачи в аренду земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах сельских поселений по нормативу 100%, в сумме 15388 тыс.рублей. В 2021-м году планируется зачисление в бюджет 15405 тыс.рублей дохода, в 2022 году -15713 тыс.рублей.
     Земельный налог является местным и в полном объеме зачисляется в бюджеты сельских поселений. В 2020-м году и плановом периоде 2021-2022 годов планируемая сумма составил 65136 тыс. рублей.
     Объем налоговых и неналоговых доходов(собственные доходы) с 2011 года в сумме 261 180 тыс. руб. увеличился в 2015 году до 393 466 тыс. руб., что составляет в абсолютном выражении на 132 268 тыс. руб. или 150,6%. А в 2019-м году увеличение составило 478 675 тысяч рублей. Это один из лучших результатов среди сельских районов.


     

 

     Из таблицы видно, что динамика роста валового территориального продукта на период с 2011 по 2015 года является положительной. В 2019-м году этот показатель составлял 22 миллиарда рублей.
     В структуре ВТП наибольший удельный вес занимает производство промышленной продукции. Поступления налогов от бюджетообразующих предприятий района, тыс. руб. за 2019 год.


     


     Таким образом видно, что бюджет муниципального района составляет НДФЛ 64%, ведущими бюджетообразующими организациями являются «Усадский спиртзавод», ООО «Сафт пласт» и ООО «Казаньсельмаш».
     Как удалось добиться этого важного показателя?
     Во-первых, этому предшествовала деятельность всех предприятий, организации сельхозпроизводства и промышленности, малого бизнеса. Потому что если они добиваются хороших показателей и получает прибыль, то это и высокая заработная плата, налоги, социальное обеспечение работников.
     Конечно, руководства Высокогорского района не пытается остановиться в достигнутом и планирует довести:
     - рост валового регионального продукта: в 2020-м году на 3,48 %, в 2021-м году - на 3,07%, в 2022-м году - на 3,08%;
     - объем отгруженных товаров собственного производства: в 2020-м году рост на 2,4%, в 2021-м году - на 2,6%, в 2022-м году - на 2,7%;
     - рост фонда заработной платы: в 2020-м году на 5,13 %, в 2021-м году - на 7,15 %, в 2022-м году - на 7,61%;
     - рост объема инвестиций в основной капитал: в 2020-м году - на 0,22%, в 2021-м году на 0,73%, в 2022 году на 4,15%;

     Земля-матушка-кормилица.
 

     Также многие годы во многих сельских поселениях района находилось в бесхозном состоянии без собственности (без регистрации) неоформленное имущество и земельные участки. Они использовались по-простому, без оплаты налогов. Глава района с первых дней своей работы поставил в этом плане вопрос ребром, обязав произвести инвентаризацию имущества и учет земельных участков. В результате если еще совсем недавно только 23% земель приносили доходы, то сегодня эта цифра уже доходит до 90%. По настоянию главы района органы прокуратуры, земельных и имущественных отношений, местного самоуправления проводят проверки целевого использования земельных участков сельхозназначения, их оформления.
      Например, несколько человек лишились своих участков по иску Палаты земельных и имущественных отношений в Арбитражный суд РТ в связи с длительным неиспользованием данных земель.
     Как говорят фермеры, глава района, у которого вся трудовая деятельность была связана с землей, каждому буквально твердит, что к земле надо относиться бережно, поскольку земля - это кормилица, которая приносит доход. Фермеры, положа руку на сердце, заявляют, что не имеют никаких преград при оформлении земельных участков.
     В Высокогорском районе построен в кратчайшие сроки и заработал многофункциональный центр - для удобства регистрации, оформления земель, объектов и имущества под одной крышей разместились все регистрирующие организации.
     А к тем, кто относится к землице-матушке недобросовестно, отношение со стороны главы района довольно жесткое. Но, как мы убедились, в районе незаконно не лишают ранее выделенных участков. Но если вместо сельхозкультур в поле растут сорняки - этому горе-фермеру пощады не будет.
     Высокогорский район расположен очень близко к столице и поэтому он очень привлекателен для многих землеобладателей. Некоторые чересчур шустрые граждане пытаются путем обхода законов и нормативных актов стать хозяином земельных участков. Но руководство района четко контролирует эту работу, оно тоже заинтересованы, чтобы аукционы проводились правильно и средства от продажи и аренды поступили в бюджет.
     Конечно, такие вот «недовольные» и пытаются очернить главу района. Но их же недовольство, неумение и нежелание трудиться на земле к ним же и возвращается бумерангом. Некоторые даже с жалобами обращаются в ФАС РТ. И, к сожалению, не вникая в суть дела, там пытаются отменить все аукционы по «просьбе» жалобщиков. Только в 2018-м году по решению ФАС РТ были отменены 8 открытых аукционов, проведенные ПИЗО района, по продаже в собственность и на право заключения договоров аренды земельных участков - якобы за допущенные нарушения. Но потом все эти решения были отменены Арбитражным Судом РТ.
     Вот и из жалобы гражданина М.Рахимова следовало, что МУП «ПИЗО» Высокогорского района при проведении открытого аукциона по продаже в собственность и на заключение договоров аренды 48 земельных участков допустило нарушение действующих законов. УФАС РТ заняло сторону жалобщика и выдало предписание об отмене всех торгов. Арбитражный Суд РТ, наоборот, отменил решение УФАС РТ и признал действия ПИЗО района правомерным, указав в своем определении, что не был нарушен принцип конкурсного отбора и договор заключен с единственным участником законно.
     Самое обидное, что некоторые проигравшие даже пытались убедить в своих жалобах различные проверяющие органы в том, что к их проигрышу привела …»личная заинтересованность» районного руководства. Хотя всем известно, что глава района никак не может воспрепятствовать открытому аукциону. Это и доказали многочисленные проверки со стороны правоохранительных и проверяющих органов. Главное для главы района -земельные участки продавались по самым высоким ценами и там были возведены привлекательные объекты.
     По состоянию на 1 января 2020 года общая площадь земель Высокогорского муниципального района составила 157,4 тыс. га, из них: - земли сельскохозяйственного назначения - 118,8 тыс.га; - земли населенных пунктов - 8,35 тыс. га; - земли промышленности - 2,09 тыс. га; - земли лесного фонда - 29,2 тыс. га.
     Еще раз остановимся на акте проверки Счетной палаты РТ. В нем говорится:
     «За 2016 год заключено 56 договоров аренды земельных участков, из них: - 3 договора аренды земель сельхозназначения; - 1 договор аренды земельного участка из категории земель промышленности; - 52 договора аренды земельных участков из земель населенных пунктов, из них 9 участков под ИЖС и для ведения личного подсобного хозяйства, 43 - под использование в иных целях (размещение гаражей, объектов розничной торговли и др.). В 2016-м году заключено 163 договора купли-продажи земельных участков общей площадью 146,23 га.
     В 2016-м году от продажи земель в бюджет района поступило 14 347,3 тыс. рублей. За 2017 год заключено 108 договоров аренды земельных участков, из них: - 22 договора аренды земель сельхозназначения; - 4 договора аренды земельных участков категории «земли промышленности»; - 82 договора аренды земельных участков из земель населенных пунктов. В 2017-м году заключен 141 договор купли-продажи земельных участков общей площадью 156,57 га. Также в этом году от продажи земель в бюджет района поступило 23 765,9 тыс. рублей.
     Извещения о проведении торгов по передаче в аренду или в собственность земельных участков размещены на официальных сайтах муниципальных образований Республики Татарстан, в печатных изданиях в полном объеме. Нарушений при продажи и аренды земельных участков не установлено.
     В результате анализа закупок, существенных нарушений при установлении начальной максимальной цены не обнаружено.
     Проведен анализ использования земель, находящихся в муниципальной собственности. Земельные участки предоставляются согласно установленным нормам земельного законодательства. Проведена проверка по использованию земель сельскохозяйственного назначения. Палатой имущественных и земельных отношений Высокогорского муниципального района осуществляется контроль за эффективностью использования земель, находящихся в муниципальной собственности. Земельные участки предоставляются согласно установленным нормам земельного законодательства».
     В 2019-2020 годы продолжались работы по выявлению использования земель сельскохозяйственного назначения. Во исполнение поручения Президента и Премьер-министра Республики Татарстан в целях расширения налогооблагаемой базы за счет постановки на учет и государственной регистрации прав на земельные участки и объекты недвижимости совместно с главами сельских поселений проведена работа по выявлению неоформленных земель и объектов недвижимости. Это, в свою очередь, приводит к повышению эффективности пополнения доходной части бюджета района.
 

     Коррупция
 

     Если внимательно изучить отчет о состоянии коррупции в РТ за 2019 год, то можно выяснить, что в Высокогорском районе в 2019-м году в два раза сократилось число нарушений «О муниципальной службе в РТ». Как отмечено, к этому привела профилактическая работа с муниципальными служащими. Как видно из отчета о состоянии коррупции в Татарстане, населению района неизвестны случаи злоупотребления должностными обязанностями, связанные с привлечением аффилированных лиц.
     Это вызвано тем, что сами власти района заинтересованы в том, чтобы был порядок, соблюдены правила и законы в действиях муниципальных служащих, при проведении аукционов, заказов. Только в последние годы Комиссией по противодействию коррупции, где председатель - сам глава района, выявлено 119 нарушений при размещении заказов на поставки товаров, выполнении работ, при использовании муниципального имущества. На своих заседаниях комиссия постоянно рассматривает вопросы, связанные с наиболее высокими коррупционными рисками. По поручению совета Контрольно-Счетная Палата постоянно проводит контрольные мероприятия в отношении бюджетных учреждений. В прошлом году объем выявленных нарушений составил 1986 тыс. руб.
     Муниципальный заказ является одной из наиболее значимых отраслей экономии бюджета района. В 2018-м году был заключен 151 контракт. Из них запрос котировок - 22 контракта на сумму 4796800 руб. - экономия 36418 руб., открытый аукцион в электронной форме - 122 контракта на сумму 45375493 руб. - экономия составила 3689247 руб. Неэффективного использования денежных средств и также возврата денег за нарушение контрактов не имеется. Это и понятно - ведь глава района держит этот вопрос на строгом контроле. Также по постановлению главы района утвержден порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов. По выявленным в ходе проверок нарушениям в сфере жилищно-коммунального хозяйства, законодательства о жилищных правах граждан по представлению прокуратуры района к дисциплинарной ответственности привлечено 19 должностных лиц, 3 должностных лица привлечены к административной ответственности в виде штрафа.
     Законодатель предусматривает административную ответственность практически по всем позициям, установленным в Федеральном законе № 44-ФЗ.
     Важно анализировать все заявки муниципальных заказчиков на предмет обоснованности и целесообразности проведения закупок, а также выявление случаев завышения начальной (максимальной) цены контракта.
     Анализ и сопровождение всех стадий жизненного цикла закупки обеспечивает получение максимального эффекта для района от вложенных бюджетных средств, а также возможности исключения коррупционных рисков.
     В 2019 году периодически сотрудники исполкома посещали семинары по вопросам изменений в Федеральном законе от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в сфере осуществления закупок товаров и услуг на муниципальные нужды, которые проводил Госкомитет по закупкам РТ.
     Проведено 119 торгов:
     Аукцион (113) 103 613 928,62 рублей
     Конкурс (6) 5 279 681 рублей
     Ед. поставщик (68) 195 134, 58 рублей
     Экономия бюджетных средств составило 9 983 715 рублей.
     В 2019 году Контрольно-Счетной Палатой Высокогорского муниципального района РТ проведено 16 контрольных мероприятий, при проведении данных контрольных мероприятий охвачено 37 объектов, проведено 35 экспертно-аналитических мероприятий.
     Выявлено нарушений при поступлении и использовании бюджетных средств на сумму 9 млн. 540 тыс. рублей (данная сумма не является хищением бюджетных средств).
     Выявленные нарушения, имеющие непосредственное влияние на бюджетные потери или несущие риски возникновения ущерба району, по итогам года составляют чуть более 5 млн. рублей. К ним относятся: оплата невыполненных работ по муниципальным контрактам; непредъявленные исковые требования по уплате платежей в бюджет; нарушения порядка предоставления и управления имуществом.
     После каждой проведенной проверки у главы района проводятся совещание, принимаются меры по их дальнейшему искоренению.
 

    Судьба
 

     В Высокогорском районе дружно проживают и мусульмане, и христиане. Только в течение 10 лет в районе возведено более 15-ти мечетей и церквей. Сам Рустам Калимуллин - человек верующий, совершает намаз. В своей родной деревне Казаклар в Тюлячинском районе он построил мечеть, отремонтировал кладбище, подарил односельчанам родник. На трассе М-7 в Мамадышском районе пассажиров провожают две мечети, которым дал жизнь сын Галиуллы, одна из них носит его имя. В райцентре Высокая Гора воздвигается также еще и центр Ислама.
     На своем жизненном пути Рустам Калимулин оставил в трех районах Татарстана множество домов, культурных объектов, других сооружений. Во все эти объекты он вложил всю свою душу, энергию, не жалел сил и времени. Безусловно, все его благие дела окупятся сторицей, не останутся незамеченными, ведь сделанное добро зачастую порождает ответное добро - как на земле, так и на небе.

Нафис ХАЗИЕВ.
(Продолжение следует.)


На снимке:
Рустам Калимуллин.


Комментарии (0)