Во главе Татарской республики (ч.3)

Внимательно относился он к укреплению материальной базы вузов. Правда, удавалось не все. Помню, как по указанию Игнатьева отдел науки и школ подготовил письмо в ЦК КПСС с просьбой вернуть Казанскому педагогическому институту «студгородок», отданный в конце войны созданному в Казани Суворовскому училищу. Суворовцам предполагалось передать в Кремле комплекс зданий, в которых размещалась так называемая «кадрированная» воинская часть, «отстойник» для офицеров, ждущих нового назначения или увольнения в запас и в отставку. Подписывая его, Игнатьев сказал, что вывод войсковой части из Кремля — это и политический символ, правда, не стал расшифровывать, какой. В ЦК КПСС, в принципе согласившись с предложением, передали его для «согласования» в Минобороны, однако там оно не получило поддержки. До нас дошел апокрифический ответ министра обороны Р. Я. Малиновского, якобы сказавшего: «Передайте Игнатьеву, что его татарам надо было крепче держать свой Кремль при Иване Грозном. Сейчас войска оттуда уже не уйдут».
Но особенно запомнился Игнатьев своим огромным, без всякого преувеличения, вкладом в восстановление статуса татарского языка в школах и других сферах жизни общества. Тогда я работал инструктором отдела науки и школ обкома и принимал посильное участие в этом процессе. Вот почему теперь имею возможность, опираясь на факты, подробнее остановиться на этой драматической истории. Тем более, что документы дают далеко не полное представление о происходившем. Появляются печатные и устные вымыслы, искажающие историю противостояния двух тенденций в области изучения родного языка и национальной политики в целом, закончившуюся отставкой Игнатьева.
Коротко напомню о сложившейся в этой сфере ситуации. Долгие годы «интернационализации» духовной жизни татарского народа самым болезненным образом сказались на языке. Он все стремительнее уходил из сферы обучения, науки и делового общения. Особенно это чувствовалось в Казани и других городах. Оказались утраченными некоторые достижения национальной политики 1920 — начала 30-х гг. Тогда в институтах и техникумах создавались «коренизированные» группы, в которых обучение шло на татарском языке, его изучали также в учреждениях, а для работников и руководителей ряда отраслей считалось необходимым знание татарского языка хотя бы на уровне понимания предмета обсуждения. Доходило до таких «экзотических» проектов, как выпущенный в 1925 г. массовым тиражом «Эсперанто-русско-татарский словарь». Даже еще в конце 30-х гг. на областной партийной конференции отчетные доклады делались на двух языках.
Создавшееся положение все более и более беспокоило общественность, по этому поводу шли письма в обком и ЦК, случались и довольно резкие выступления на собраниях творческих организаций, особенно у писателей. Тем более, что после XX съезда КПСС вероятность репрессий за инакомыслие существенно уменьшилась. Да и спецслужбы после целого ряда разгромных акций, когда ответчиками за беззакония середины 30-х гг. были представлены только работники НКВД, а их политические заказчики остались в тени, особого рвения в поисках «крамолы» пока не проявляли.
В конце 1957 г. министр просвещения республики А.Г. Валиуллина обратилась к Игнатьеву с просьбой рассмотреть вопрос о положении татарских школ на пленуме. Предварительно она советовалась по этому вопросу с секретарем обкома по идеологии К.Ф. Фасеевым, который и сформулировал основное содержание ее докладной записки на имя Игнатьева. По прошествии более чем 50-ти лет со времени этих событий, трудно судить о мотивах поведения Игнатьева, но более активного пропагандиста восстановления статуса татарского языка и повышения престижа национальной школы, чем он, в обкоме тогда не было. Его поддержал министр просвещения РСФСР Е.И. Афанасенко, а заместитель заведующего отделом науки, школ и культуры ЦК КПСС В.Н. Дербинов с группой своих инструкторов в течение недели знакомился с работой школ в районах, встречался с учителями и родителями.
В апреле — мае 1958 г. с учителями, учеными, литераторами и деятелями культуры, представителями технической интеллигенции были проведены совещания, на которых обсуждались вопросы, связанные с мерами по восстановлению роли татарского языка в жизни общества. Создавалось впечатление, что намечавшимся мерам будет обеспечена широкая общественная поддержка. После этого на заседании бюро обкома был обсужден вопрос «О состоянии и мерах улучшении работы татарских общеобразовательных школ». Выступая на нем, Дербинов назвал подготовленный план развития и укрепления татарских школ примером осуществления ленинской национальной политики.
Пиком этой работы стал пленум обкома КПСС, состоявшийся 21 мая 1958 г. и рассмотревший вопрос «О состоянии и мерах улучшения работы татарских общеобразовательных школ». С докладом выступил секретарь обкома К.Ф. Фасеев, хорошо знавший положение дел и являвшийся горячим поборником восстановления статуса татарского языка. Ряд положений доклада отличался нестандартным характером и остротой. Но, предваряя их, докладчик сказал, что «было бы глубокой ошибкой думать, что национальные школы отдаляют нас от русской культуры, от русского языка. Нет, наоборот, развитие и укрепление татарской национальной школы может быть осуществлено на основе хорошего знания русского языка и русской культуры». Он подчеркнул также особую роль русской культуры в духовной жизни татар и недопустимость недооценки этого фактора в процессе восстановления статуса языка.
На пленуме выступили 14 человек, в их числе были партийные работники, учителя, видные представители научной и творческой интеллигенции. Почти все выступавшие, одобрив намеченные меры по развитию татарских школ, подчеркивали, что они не должны привести к ухудшения знания русского языка татарским населением, и вносили конкретные предложения. Остановимся вкратце на некоторых из них.
Выдающийся ученый-педагог, директор педагогического института Ю.А. Туишев заявил о необходимости изучения истории и культуры татарского народа во всех типах специальных учебных заведений (заметим, что эта проблема сохраняет актуальность и сейчас). Оживление в зале вызвало сообщение о том, что в пединституте уже несколько лет «полулегально» существуют «коренизированные» группы с обучением на татарском языке будущих преподавателей математики. Очень эмоциональным было выступление директора консерватории Н.Г. Жиганова, начавшееся словами: «Язык и музыка — самое дорогое, что есть у народа». Он предложил создать в Казани школу-интернат для одаренных детей с правом зачисления после ее окончания в консерваторию, отдел по изучению татарской музыки в академическом институте, исполнять классические оперы на татарском языке. Некоторые его предложения выходили за рамки музыки, в частности, призыв к татарским писателям вести уроки родного языка и литературы в школе. Писатель Гумер Баширов, который тогда был наиболее авторитетным представителем татарской литературы и считался главным кандидатом на пост председателя Президиума Верховного Совета республики, весьма обстоятельно и образно говорил о причинах, которые привели к падению престижа татарского языка и национальной школы. В частности, о вине в этом самих руководителей республики, включая докладчика. Особо подчеркнул, что все выдающиеся представители татарского народа считали, что, наряду со знанием родного языка, необходимо изучать русский язык и культуру. Ряд предложений по пропаганде татарской культуры в стране внес известный литературовед профессор И.Г. Пехтелев.
С большим интересом было выслушано выступление В.Н. Дербинова, многоопытного партийного работника (до назначения на должность первого заместителя заведующего отделом ЦК в течение ряда лет возглавлял Вологодский обком КПСС). Он сказал, что полностью одобряет доклад Фасеева и поделился своими впечатлениями о республике и ее школах. В резком снижении числа татарских школ, заявил он, виновны все, от обкома и до министра просвещения.
Б.Ф. СУЛТАНБЕКОВ.
(Из книги
«Семен Игнатьев.
Свет и тени биографии сталинского министра».)
(Продолжение следует.)
Что бы не писалось о первых лицах республики - все они служили москве и как преданные слуги грабили республику его природные богатства и многонациональный народ. Длинный и зеленый, колбасой пахнет - этот анекдот все помнят. В сравнении с союзными республиками, которые жили преизобильно, Татарстан находился на 40 - месте по уровню жизни.
Русские и татары в республике должны все вместе потребовать в два раза снизить отчисления в Москву. Когда этот грабеж закончится?
Никогда!
Табеев слишком прогибался перед Москвой. Несмотря на то, что Татарстан добывал по 100 млн. тонн нефти высокого качества в год и как писал пред. Госплана СССР Байбаков, весь СССР держался 20 лет на нефти Татарстана, республика жила на голодной пайке, по карточкам. Табеев заботился только о своей карьере.
на фотке кто справа,слева кто?
Табеев слишком прогибался перед Москвой. Несмотря на то, что Татарстан добывал по 100 млн. тонн нефти высокого качества в год и как писал пред. Госплана СССР Байбаков, весь СССР держался 20 лет на нефти Татарстана, республика жила на голодной пайке, по карточкам. Табеев заботился только о своей карьере.________________________________________
Во главе Республики должен быть не временщики, пришлые из российских глубин и , конечно, татарин хорошо говорящий на татарском языке и самое главное он должен быть душой народа: любить историю, обычаи, язык, культуру, религию народа, чтобы не балансировать между Москвой и Казанью в ущерб своему народу.
Это уж как решит Президент Российской Федерации.
Президент России ставит наместника исходя из собственных интересов. Зачем ему лишние проблемы. Поэтому и прямые выборы отменили. Состоятся ли они в 2015 году в Татарстане?
Будет ли выдвигаться на выборах в Татарстане Метшин?
Исправьте
Будет ли выдвигать Президент РФ Метшина?
Пусть выдвинет А.Кабаеву,не одной же Матвиенко в начальниках ходить.Татарам все равно п..., проглотят.
Кабаеву,_______________________-
Нельзя ! Она не знает татарский !
Путин уже научил. Он же выступал на татарском в Казани. Всем понравилось.
...........
БАйрамову пусть назначит, нашу татарстанскую Тимошенко
байрамова не допустила бы юлядств,
об которые спотыкаемся на кажном шагу
начиная к примеру бутылкой из под шампанского
оружия возмездия -моя полиция меня ....ет
кончая ВНУЧКОЙ,жучкой,бабкой и дедом
ИЗ СПИСКА ФОРБС
Мы верим, верим.