Вещателям на национальных языках говорят: "Нет!"
Татароязычные вещатели терпят одну неудачу за другой в борьбе за радиочастоты в FM-диапазоне. В ходе конкурса, который прошел в Москве 26 ноября прошлого года, определились вещатели двух казанских FM-частот.
Оба татароязычных проекта – радио «Курай» и «Дастан FM» – проиграли состязание, в котором участвовало 17 претендентов. Хотя, как рассказал журналистам представлявший «Дастан FM» певец Салават Фатхетдинов, комиссия тщательно изучала татарстанские проекты, пожалуй, более тщательно, чем другие. Но конкурс, организованный Роскомнадзором, выиграли федералы: «Комсомольская правда» и «Наше радио».
Надо отметить, что при всем многообразии выбора ФМ-радиостанций в Татарстане на татарском языке работают только три. И было бы оправданно расширение присутствия этого контента. Но татароязычным проектам отказали. Впрочем, как ранее уже не раз отказывали и другим кандидатам на вещание на национальном языке.
Конечно, есть вопрос рейтингов и перспектив в условиях информационного перепроизводства. Но ведь в данных конкретных случаях мы говорим о национальных радиостанциях, где о перепроизводстве утверждать не приходится и еще существует большая потребность в такого рода медиа.
«Курай» и «Дастан ФМ» остались ни с чем, вернее, с тем, что имели. На УКВ, в Интернете, ну и на бумаге, как концепция соответственно. Профессорский портфель и многолетний творческий багаж народного артиста Татарстана Салавата Фатхетдинова, по совместительству художественного руководителя «Дастан ФМ», не помогли пробить федеральную стену и во второй раз. Народный эпос в виде литературных произведений, что и легло в основу концепции этого радио, комиссия не сочла нужным пропускать на ФМ-волну. Десятый (!) бой радио «Курай» также не увенчался успехом.
– В общей сложности за всю историю поступило 22 заявки на татароязычное радио, но они ни разу не прошли. Подобная статистика имеется не только по РТ, но и по Башкортостану, Удмуртии, Чувашии. Национальные СМИ имеют тенденцию не получать право на вещание, федеральные игроки их переигрывают. Таким образом, на ФМ волне в Татарстане по-прежнему будут работать только 3 радиостанции. В их числе с восьмого раза наведший порядок «Тэртип ФМ». И его путь на эту частоту был непростой. Взять свое удалось только при условии, что пятую часть вещания займет тема спорта на двух языках. Хотя позиционируют они себя как возродители классической татарской песни.
О том, насколько татароязычная аудитория огромна, могут судить на «Татар радиосы». Она сегодня в рейтинге самых прослушиваемых радиостанций в Татарстане и самых популярных среди татар, проживающих за пределами. Уже несколько лет программы ретранслируют в Тюмени, Ульяновске и Перми. Право на общение со своим слушателем на родном языке и вещать на ФМ-частоте отвоевали 13 лет назад, когда еще баталии были не столь жаркие. С них теперь начинается не только хорошее настроение, но и ряд востребованных татарских проектов, – прокомментировал журналистам происходящее заместитель генерального директора ОАО «Татмедиа» Марат Ибляминов.
Федеральные игроки обыграли и ходатайства от президента Татарстана, государственного советника, руководителей министерств и ведомств, театров, творческих коллективов и мэрии Казани. Практически вся республика просила оказать содействие в получении частоты для «Дастан FM». Но эти письма комиссия сочла как административное давление.
Три дня спустя Всемирный конгресс татар выступил с заявлением против языковой дискриминации в радиоэфире, требуя распустить федеральную комиссию по распределению радиочастот.
«Неужели 8-миллионный народ, вносящий свой достойный вклад в развитие Российской Федерации, не вправе рассчитывать на удовлетворение своих духовных и культурных потребностей через радиовещание? А ведь свершилась чудовищная несправедливость: из 27 радиостанций, действующих в Татарстане, лишь 3 вещают на татарском языке. Видимо, господа из федеральной комиссии сочли, что для татар будет слишком жирно иметь еще одну радиостанцию, вещающую на родном языке...
…Мы считаем, нынешнее решение упомянутой комиссии идет вразрез с линией президента России В.В. Путина на укрепление единства народов страны и полное удовлетворение их духовных потребностей», – говорится в заявлении ВКТ.
28 января 2015 года также было отказано и ООО «Татарское радио-Самара», которое ранее инициировало конкурс в Федеральной конкурсной комиссии на получение права на наземное радиовещание в Самаре на частоте 98,2 FM. Девять радиостанций претендовали на две новые частоты в Самаре. По итогам конкурса они, так же как и в Казани, достались «Комсомольской правде» и «Нашему радио».
25 февраля 2015 года на заседании совета по межнациональным отношениям в Казанском Кремле тема получила продолжение. Президент РТ Рустам Минниханов заявил о том, что собирается обратиться к Владимиру Путину по поводу частоты для татароязычного канала:
– Я обращался по поводу радиочастот, просил, чтобы одну частоту дали на татарский канал, мое обращение осталось без внимания. Я считаю, это совершенно неправильно. Когда у меня будет встреча с президентом, я этот вопрос обязательно поставлю. Потому что не учитывать такие моменты... Почему же татары, удмурты, чуваши, другие национальности не имеют права получить свой канал? Поэтому, считаю, действия, которые принимаются на федеральном уровне, не до конца оцениваются, – сказал Минниханов.
Так совпало, что день в день комиссия Роскомнадзора вынесла новое решение, подливающее масло в огонь спора о вещании на национальных языках. На сей раз дело касается не Татарстана, а нового российского региона – Крыма, в присоединении которого определенную роль сыграла и республика. При этом на высшем уровне неоднократно говорилось о том, что крымским татарам будут предоставлены все возможности и права для развития национальной культуры и языка.
Проект татароязычной радиостанции «Тэртип» не вошел ни в один из 19 частотных пулов в Крыму (в каждом из них было от 3 до 6 частот в разных городах). Идея выдвинуться принадлежит учредителю «Тэртип» и по совместительству заместителю генерального директора по электронным СМИ ОАО «Татмедиа» Марату Ибляминову. Однако его проект обошли сильные федеральные игроки: «Русское радио», «Европа+», «Радио 7», «Дорожное радио», радио «Ваня», «Радио Рекорд», «Наше радио», «Комсомольская правда» и другие. Они, по словам участников рынка, и пользуются широкой федеральной поддержкой.
Таким образом, татарской радиостанции в Крыму, в том числе в Бахчисарайском районе, не быть. Как, впрочем, и в нашей многонациональной Самарской губернии...
Учитывая все перечисленное выше, было бы справедливо вернуться к обсуждению вопроса о возобновлении в Самаре вещания передач на национальных языках, существовавшего с 1992 по 2002 год. Тогда главной причиной прекращения работы многонационального «Радио-7» из Самары», вещавшего по 14 часов в сутки на 11 языках, стало прекращение финансирования.
Возобновление национального вещания в регионе, наверное, возможно. Но при одном условии – если заинтересованность проявит правительство Самарской области, если захочет развития культуры разных народов, истинной дружбы и любви между ними, мира и спокойствия на земле. Пока же наше государство в целом, как мы видим, движется в совершенно другом, прямо противоположном направлении – создании новой исторической общности: единой российской нации. То есть повторяет опыт СССР.
Сегодня все радиостанции на одно лицо: поп-музыка, реклама, разговоры ни о чем. А на «Радио-7» из Самары» у каждой национальной редакции [русской, татарской, чувашской, эрзя, немецкой, польской, армянской, грузинской, еврейской, белорусской, украинской) было свое лицо. И в то же время они делали одно общее дело. А каким широким был творческий диапазон их вещания – от народной музыки до религиозных передач традиционных религий. Множество писем, приходящих от слушателей, бесконечные телефонные звонки на радиостанцию были бесспорным свидетельством крепкой обратной связи с аудиторией.
Подготовила
Римма НУРЕТДИНОВА.
(Из журнала «Самарские татары»)
Русские нацисты открыто взяли курс на уничтожение нерусских народов путем уничтожения их языков и культур. Иначе чем объяснить тот факт, что для распространения русского языка в России и за ее пределами у правительства РФ находятся и средства, и кадры, и школы, все что необходимо, а на татарский и другие нерусские языки не находится ничего? Это культурный геноцид, иначе не скажешь!
Во всем этом русском шабаше я вижу позитивный момент для татар . Когда нарисуется очередной политический кризис в Москве у думающих татар не останется иллюзий насчет мерзкой сущности русского государства .
"Очередной политический кризис" не нарисуется. Не мечтай напрасно.
Башкир мечтать не вредно от реальности не уйдешь ,ваш Путин все делает чтобы ускорить этот процесс если ему на смену придет такой чел как Рогозин будет еще лучше .
Кризис давно существует и дальше будет только хуже.Пора всем нам, нерусям, уяснить мы не граждане этой империи,мы вынужденные жители второго сорта.
Московские, так же как и сибирские, татары не союзники средневековым порядкам в Татарстане.
Что мама сибирячка а папа москвич ? Другие значит за ?)))
Guest, 28.12.2015 в 12:29
Московские, так же как и сибирские, татары не союзники средневековым порядкам в Татарстане.
==================
А московские и сибирские татары поручали тебе выступить от их имени в пользу средневекового бандитского режима в Кремле? Или ваньке-провокатору это поручили ни сибирские, ни московские татары, а куратор из ФСБ?
Чем объяснить тот факт, что в Пермском крае из 64 татарских школ закрыто 64? Чем объяснить тот факт, что изучению русскими детьми русского языка в Татарстане мешает татарский язык, в Бурятии - бурятский, в Якутии - якутский? Почему ни одному русскому ученику не мешают уроки любого другого языка и любой другой предмет - физкультура, математика, физика, история или уроки православия? Правильный ответ: русские нацисты взяли курс на откровенное преследование татарского и других нерусских языков, чтобы путем уничтожения языков уничтожить нерусские народы, превратить их в навоз для процветания русского народа. Вот вам и вся разгадка!
Guest, 28.12.2015 в 12:29
Московские, так же как и сибирские, татары не союзники средневековым порядкам в Татарстане._________________________
cредневековье в рашке,а до м-чей, сибиряков - они пишут свою историю.