В год культуры…
Обращается за помощью казанский скульптор, Рада Хусаиновна Нигматуллина, член Союза художников России и Татарстана, Заслуженный художник России и Татарстана, народный художник Татарстана, Ветеран труда, имею медали «За доблестный труд», медаль ордена «За заслуги перед Отечеством II степени», Лауреат государственной премии Татарстана имени Г. Тукая.
Мне 83 года, 60 лет из которых отдано активному, безупречному служению татарстанскому искусству, о чем, наверное, и свидетельствуют высокие награды. Вся моя семья, кто не знает, – скульпторы с высшим образованием. Мы с мужем, В.И. Рогожиным, окончили в г. Ленинграде художественную академию им.Репина на отлично. Двое наших дочерей окончили в Москве художественный институт им. Сурикова также на отлично, с медалью и аспирантурой.
Послевузовский наш приезд в Казань, где тогда город не имел ни одного скульптора с высшим образованием, оказался тогдашнему союзу художников не нужным – там крепко сидели «во властях» свои скульпторы-«самоучки». И так вот с тех пор и по сегодняшний день тянется эта враждебная обстановка и мешает нам жить.
А сейчас наше положение следующее: как бы ни было, прожив 60 лет трудную жизнь в искусстве Татарстана, мы создали много работ – они и в городах Татарстана, в музеях, в ведущих театрах, в большом концертном зале им. С. Сайдашева, где проходят все самые значительные мероприятия, мировые концерты, политические форумы; кстати, фойе оформили скульптурными портретами выдающихся композиторов мира и Татарстана наши дочери-«суриковцы», лауреаты Гос. премии им. Г. Тукая.
Мы были постоянными участниками конкурсов на памятники для города Казани… Но такая наша активность только раздражала тех, от кого зависела наша жизнь, наше творчество. Жизнь шла очень тяжело – постоянная неуверенность в завтрашнем дне, постоянная, десятилетиями, жизнь без заказов, без закупок. Незаметно накопилось много болезней на фоне нервной жизни. Перенесли грандиозный пожар – сгорело все имущество, накопленное за 60 лет жизни в Казани, остались ни с чем. Сгорело также около 400 работ графики, живописи и скульптуры. В связи с пожаром один раз сделали закупку, чтобы мы могли хоть как-то встать на ноги. Закупили половину серии многофигурной композиции из 45 тем, посвященной жизни нашего великого поэта Г. Тукая – от рождения до последних дней. Вторая половина серии осталась никому не нужной, отделенная по смыслу работы от всей темы. Этой половинчатой закупки все равно не хватило ни на восстановление дома после пожара, ни на жизнь. Прошло около десяти лет, развалины все еще пугают и нас, и соседей, и приезжих. Денег на полное восстановление нет, поскольку мы, четыре скульптора, постоянно без работы, делим две стариковские пенсии на четыре человека. В основном, вся она уходит на ЖКХ и на лекарства. Все больные.
В данный момент обо всем этом я была вынуждена написать в высокие инстанции своей республики и попросить помощи. Это и Министерство культуры, и аппарат президента РТ, и Госсовет РТ, и премьер-министру и т.д. Президенту даже повторное письмо. Жду ответа уже больше года (это вместо одного законного месяца!). Никакого ответа, кроме одной-двух «отписок» одного содержания на любые вопросы, а вопросов было много… Основные вопросы моих писем следующие:
1. Сколько еще можно доживать без работы четырем скульпторам? У нас остановилась жизнь. Стыдно признаться, но жить вчетвером на две мизерные пенсии невозможно, переведите это на себя… В этой связи я, отдавшая всю свою жизнь, с прекрасным образованием, не покладая рук работавшая в любых условиях, не могу не вспомнить, как выиграла шесть памятников для города Казани, в тяжелых и серьезных конкурсах. Вот они:
I. Памятник Муллануру Вахитову – выиграли конкурс мы с мужем.
II. Памятник художнику Ивану Шишкину для Елабуги выиграли мы с мужем (именной заказ обкома КПСС). Приняли на «ура»! Отформовали.
III. Памятник Галимжану Ибрагимову, по завещанию Баки Урманче (перед смертью лично завещал). Мы с мужем сделали эскиз и рабочую модель. Работа по договору была принята, жена Урманче даже получила аванс. Мы постеснялись…
IV. Памятник композитору Салиху Сайдашеву, выиграла я. На мой эскиз собирала деньги вся республика – был целые сутки телемарафон. Собранных средств, говорят, хватило бы на «золотой памятник», только потом они куда-то испарились.
V. Памятник Федору Шаляпину выиграли мы с дочерьми. С заключенным договором, принятый – его разбили в автокатастрофе! Я с инфарктом, дочь (одна из соавторов) пролежали четыре месяца в больнице – еле выжили! Его у нас тоже отняли!
Не многовато ли шесть памятников подряд выиграть, заключить договора и с Мин. культуры Татарстана, и с Москвой? И тем не менее остаться без единого памятника?! Многими «ухищрениями», затяжками – то места нет, то финансов нет, то то, то другое, – все сумели у нас вероломно отобрать!
Сейчас я, 83-летний ветеран, в трудное мое время, – десятилетиями безработная, тяжело больная, в трудном материальном положении, – посмела написать письмо об этом. Надеясь на помощь – не «халявную» – прошу дать работу! Войдя в наше трудное положение, дать социальный госзаказ. Прошу поставить хоть один памятник за всю мою долгую жизнь в искусстве Татарстана – памятник Галиаскару Камалу у театра его имени. Этого так хотел, просил бывший директор ТГАТ им. Г. Камала Ш.З. Закиров, всей душой служивший этому театру. Об этом просят сейчас весь коллектив театра, новая дирекция, новый главный режиссер театра, заслуженный артист Татарстана, России, лауреат госпремии им. Г. Тукая Фарит Бикчантаев. Письмо из администрации театра у властей… И, наконец, это мечта – завещание бывшего, незабвенного главного режиссера театра Г. Камала, Марселя Хакимовича Салимжанова. Он – мой двоюродный брат – я родилась в семье знаменитых артистов Х.Ю. Салимжанова и Г.Н. Нигматуллиной. Мы с Марселем росли вместе все детство и юность в одной семье, разошлись, только когда разъехались на учебу в институты – он в ГИТИС в Москву, я – в Академию художеств, в Ленинград. Иметь памятник у своего нового театра было мечтой М.Х. Салимжанова. Мне он предложил – «Рада, делай эскиз Г. Камала, я покажу и буду «пробивать» у властей его установку». Эскиз мы делали почти вместе, согласовывая каждую деталь.
Работа режиссеру понравилась… но прервалась надолго в связи с его болезнью. Было не до этого, а потом, после его смерти, все остановилось. Совместная мечта надолго заглохла. Но меня не покидала мысль, что я не довела до конца просьбу и мечту брата. И тогда мы решили с моими дочерьми, уже тоже с высшим образованием – скульпторами, увеличить эскиз до рабочей модели и стали показывать общественности. Кто только ни смотрел рабочую модель: тысячи зрителей на столетнем юбилее ТГАТ им. Г. Камала каждый день! Как раз там была наша персональная выставка, посвященная юбилею театра; а также на выставках союза художников и т.д. Смотрела не только общественность, но и все власти, с президентом. Были прекрасные отзывы (есть фотографии, где присутствуют и с одобрением рассматривают Г. Камала высшая власть нашей республики, поговаривая: «Да, мог бы такой памятник стоять у входа в театр и встречать своего зрителя»!
Казалось бы, работа прошла все просмотры и одобрения! Что еще надо? А надо, как оказалась, теперь уже пройти разные немыслимые препоны бюрократии. Отписки от заместителя министра культуры Персовой именно об этом. Неужели нельзя услышать и уважить последнюю просьбу Ветерана, отдавшую всю свою жизнь родному татарстанскому искусству, сделавшую столько работ любого жанра, которыми можно было бы весь город украсить!? Наш дом и мастерская ломятся от работ! И все бесплатно – ни закупок, ни договоров! В исторических документах, энциклопедиях я – первая женщина-скульптор из татарского народа, столько званий и наград! А где в Казани хоть одна моя работа на улицах, площадях, в скверах?!
Полная мастерская парковой скульптуры, фонтанов, рабочих моделей памятников! Почему я сейчас, прослужив татарстанскому искусству безупречно 60 лет, не могу выпросить себе хоть один памятник, чтобы и обо мне осталась память на своей Родине?
Я с этим явлением не хочу соглашаться и выношу этот вопрос на всеуслышание! Мне 83 года, делю две стариковские пенсии на четверых взрослых скульпторов безработных! Если бы не было так трудно жить, я бы не стала просить эту последнюю помощь!
И прекратите свои «отписки-заготовки» на птичьем языке! Ответьте конкретно на человеческом языке, заслужила я или нет хоть один памятник – с готовой рабочей моделью – Г. Камалу? Может быть, в последний год своей жизни. И в так называемый нынче Год культуры?
2. Вторая моя беда и позор республики – это готовый десять лет тому назад, отлитый в бронзе, и теперь валяющийся, никому не нужный памятник замечательному татарскому композитору Саре Садыковой! А эскиз и рабочая модель были вылеплены и показаны народу, общественности еще раньше, почти 20 лет тому назад в, 1994 году. Я уверена, ни одна республика, ни один город, ни одна страна – никогда не допустит такого вопиющего позора для себя! Сначала чиновники много лет боролись – памятник ставить или всего лишь бюст, дескать, «кто такая» Сара Садыкова? Но народ отлично разобрался, какова цена любимому композитору! Моя же позиция была – или памятник, или отказываюсь делать только бюст (портрет). Наконец, после долгой изнурительной борьбы и ожидания, глава правительства Р.Н. Миннеханов (2006 год) вынес решение – не бюст, а памятник-ансамбль! К столетию любимице народа, замечательному композитору глава правительства дарит место для установки памятника! Место это – Юнусовская площадь! И дал распоряжение городским властям заниматься оформлением площадки-сквера! Казалось бы, наконец все положенное случилось! …С тех пор прошло больше восьми лет! А кому поручен следующий этап работ, палец о палец не ударили! Вообще забыли о постановлении. Зато за эти восемь лет не дремали «шустряги» – пока Юнусовская площадь утопала в бурьяне, украли или продали часть композиции – вырубленное в граните пианино, на которое облокотилась композитор! Где камень? Кто это сделал? Никто не отвечает! Гранит пропал, как иголка в стоге сена, среди белого дня!
Спросили у министра культуры А. Сибагатуллина. Естественно, удивлен! Потому что это все случилось до его вступления в должность. Пообещал подать в суд на виноватых – но сделал ли он это и какие результаты – спросите у него! Года идут, игра в «пинг-понг» продолжается… По всему видно, и Юнусовскую площадь, вполне возможно, или продали, или подарили «олигархам». Поэтому дела опять застопорились. А нам тем временем предлагают для С. Садыковой разные неподходящие места, притом это делают упорно!
Сколько можно писать письма? (В основном это ведь – миллионерам и миллиардерам. Им разве это нужно? У них своя жизнь, неведомая нам.) Сколько можно писать в газеты? Тоже бесполезно – прочитали и забыли.
В отчаянии я попыталась обратиться через газету «Ватаным Татарстан» к народу, попросив поддержку в этом вопросе.
Дочь Сары-ханум Садыковой, известная балерина Альфия Айдарская стала собирать подписи в поддержку Юнусовской площади. Народ проявил очень активное участие. Кто только ни подписывал обращение! Все слои: научный мир – профессора, академики, кандидаты и доктора наук, ведущая интеллигенция творческих профессий, известные врачи, инженеры, учителя, молодежь – всех не перечислить. Их так много оказалось – тех, кто давно ждут памятника, чтят, любят и поют до сих пор музыку С. Садыковой. Негодуют, удивляются равнодушию властей, требуют Юнусовскую площадь! Не верят, как президент Республики не слышит глас своего народа! Он же уже на законном основании, сам подписал указ, к 100-летнему юбилею замечательного композитора отдает под ее памятник сквер на Юнусовской площади!
Разве так шутят? Где этот указ? Почему он не исполняется вот уже скоро девять лет? Почему городские власти сразу не преступили к работе? К исполнению указа? Разве так работать можно?
Подписи продолжаются, их уже около четырехсот, идут со всех концов, районов и городов Татарстана, Москвы и т.д. в адрес правителей. Все задают одни и те же вопросы. И все удивлены одним и тем же – «отпискам» под копирку всем подряд из Министерства культуры (от замминистра госпожи Персовой). А дела стоят.
Я, как автор памятника, никогда не соглашусь с этими «отписками». Если власти «оглохли» и держат политику «кто кого», «молчания», или попросту равнодушия и совершенного неуважения к обращениям своего народа, – я готова пожертвовать собой; нет, не голодовку объявлять. Это мне не по силам, у меня застарелый 40-летний сахарный диабет с грозными осложнениями и т.д.
Я просто буду вынуждена сидеть на Юнусовской площади вместо памятника, пока меня не унесут оттуда вперед ногами. Неужели моя республика и мой народ позволит мне этот крайний случай? Другими словами, если принадлежащую по закону площадь Саре Садыковой не вернут, отнимайте ее через мой труп! Я это сказала и министру культуры, когда он, наконец, через год с лишним ожидания, посетил нашу мастерскую. Он обещал эти мои слова передать высоким властям! Если Татарстан хочет еще одного позора – я пойду на все!
А если по-доброму, без обычного мухлежа, может быть, без обычной мести нашей семье, то давайте уж заниматься делом, без позоров!
Я прошу мои просьбы – и первую и вторую, – удовлетворить! Если не будет договоренности – второе мое обращение появится в сети Интернет в виде открытого письма президенту России В.В. Путину. Оно будет еще длиннее – ничего не скрою. Пусть знает вся страна, что творится в Татарстане, кроме «Без булдырабыз!».
Рада НИГМАТУЛЛИНА,
скульптор.
P.S. На днях, кажется 29 июля, выходной праздничный день, все на отдыхе, на дачах, – нам поступил звонок из союза художников Татарстана. Оказалось, срочная просьба в союз исходила из кабинета министров РТ. В союзе художников никого нет, все разъехались отдыхать. Вот тут отыскали нас, «изгоев», не членов правления, выставкомов или экспертных советов, никогда, никому всю жизнь не нужных. Но здесь вопрос оказался настолько щепетильным, что понадобились и мы.
Вопрос был вот в чем: оказывается (наша семья, естественно, не знала об этом) известный бурятский скульптор Даши Намдаков, как нам пояснили, оформил «большой казан» – ЗАГС – на Казанке. Если слышали, это его работу «Хранительница» народ с большим скандалом до сих пор не разрешает устанавливать в городе Булгары. Устраивают пикеты. И это, видимо, потому, что работа эта (безусловно, талантливого скульптора) – не нашего духа, менталитета. Ясно же всем, – в каждой стране, республике, нации – свои традиции. Это прежде всего касается изобразительного искусства. А работа эта, и все его творчество бурятского национального стиля. Наши власти, конечно же, своих специалистов ни во что не ставят! Им подавай Намдаковых, Церетели, дорогих футболистов, хоккеистов, певцов и т.д. и т.п. И вот они являются и берутся за любые заказы. В данном случае Намдаков сделал, кажется, барельефы, или решетку, – на этом «казане» на берегу Казанки. И представил нашим властям счет – 220 миллионов рублей! Да! Это вполне возможно – бурятский скульптор-мультимиллиардер многие свои работы отливает в Италии из чистого золота и серебра, украшая свои «шедевры» дорогими камнями и бриллиантами (так написано в книге о нем).
Что же, «наши» не знали этого, когда «упали» на эту знаменитость? Знали! Теперь хочешь не хочешь, придется платить «чужаку» 220 миллионов рублей! Ничего! Татарстан, видимо, настолько богат, что может позволить себе (и позволяет) любое расточительство. А мы, свои, простые труженики, с прекрасным образованием и маленькой зарплатой, с мизерной пенсией, и не заметим, что все это покроется за наш, народный счет. Не впервой! К нам обратились, видимо, затем (мы и не поняли толком), чтобы мы, как скульпторы-профессионалы, взяли на себя щепетильную роль экспертной комиссии – и либо поддержали это шоковое безобразие, либо не поддержали.
Нас ни разу не спросили, когда приваживали Намдаковых (их много!). Мы – изгои. Вообще вряд ли кто еще знает из наших художников про эти «внутренние дела». Мое личное мнение: заплатите, конечно, ему его 220 миллионов! Только не из народного кармана. Я лично почти десятилетиями не имею работу в своей родной республике! И сейчас обиваю пороги моих властей, тех, кого я выбирала (на выборах) в надежде, что хоть в беде помогут. Я ошиблась. Пока что все еще стою перед ними с протянутой рукой в свои 83 года, выпрашивая хоть одну работу, – хоть и имею и прекрасные звания и награды, и любовь зрителей, коллег, «простого» народа.
И конечно – известие, что чужим «варягам» платят за работу у нас по 220 миллионов – вводит всех нас в шок! И очень обидно, что, отдав 60 лет жизни родному татарстанскому искусству, в трудной старости, не можешь купить себе лекарство, в теплом доме жить (нечем платить за газ), нормально питаться. Свои не нужны им.
Статья потрясла равнодушием Президента РТ, депутатов Гос. Совета, Мэра нашей столицы. Как это так получается: в Казани живет семья талантливых скульпторов, а они спонсируют бездаря с его чудовищем " Хранительницей " и готовы выложить миллионы. Тут или полнейшее равнодушие к гражданам РТ или полнейшее непонимание искусства. Как можно народные деньги перекладывать чужаку, а своих держать на голодном пайке. Вот уж крайне обрадовали сельским двором казанцев, более тупее не придумаешь. Как выглядила бы наша замечательная столица, если бы были реализованы проекты госпожи Р.Х. Нигматуллиной. Это какое вредительство. Уважаемые народные депутаты, Президент РТ и мэр города, отдайте 220 млн. рублей нашим скульпторам и создайте условия для наших татарстанских скульпторов, художников итд. и домашние, и в творческих лабораториях. Или Омоний, или АЭС, или радиактивные отходы,или Инополис - для вас важнее. Тогда вам делать нечего на таких высоких постах. Как можно было допустить такой ПОЗОР и строительство предприятий, которые ни одна уважающая себя страна не станет строить.
Творческим людям надо дать возможность РАБОТАТЬ и ЗАРАБАТЫВАТЬ ! Сегодня депутаты Гос. Совета пусть отдадут часть зарплаты СЕМЬЕ Нигматуллиной, если они слуги народа. А не то какой смысл от них: нужды людей их не трогают, Конституцию обкорнали,радиоактивные отходы не запрещают, против АЭС не выступают. Армия ... Зачем они нам ? Там же только олигархи, а от народа никого.
эти бляди всегда поступали так и только так.
никак не иначе.
и впредь будут вести себя таким же блядским образом.
АМИНЬ АЛЛАХУ АКБАР.
жалко всех творческих людей - татар.
у этих же сволочей -жизнь удалась!
у тех, от кого зависит талант :шаймиевы,миннихановы,метшины и прочая шваль.
Асхат! Татарин стал начальником, перестал быть татарином, что ли? Так получается.
По сколько предлагают скинуться депутатам Госсовета скульптору - по 100 тысяч рублей каждому? Вы считаете это реальным?
По сколько предлагают скинуться депутатам Госсовета скульптору - по 100 тысяч рублей каждому? Вы считаете это реальным?___________
Да, если они реально имеют совесть, то не обязательно 100 тысяч, просто помочь семье и создать условия для творческой работы. И платить за работу как этому Намдакову/
Ситуация с семьёй скульпторов из г. Казань, несомненно, шокирующая.
Однако, утверждение,что " ...работа эта (Хранительница), и всё его творчество бурятского национального стиля" — дискуссионно. Хранительница, это -"связующее звено", или один из "символических образов" древнетюркского периода в истории татар. Совершенно очевидно, что аппеляция татарского искусства, к этому периоду не выражена в необходимой полноте. В ментальности современных татар,связующие элементы также не выражены. Это, очевидно, является одной из главных причин утверждения Р. Нигматуллиной, что работа Намдакова " не нашего духа, менталитета". Это показывает, что представление Р. Нигматуллиной о духе татар крайне ограничено. Дух татар древнетюркского периода, очевидно, для современных татар Поволжья неведом. Это показывает также, что полноценное историческое самосознание татар всё ещё не восстановлено. Более того, сами татары противятся этому, ограничивая свой духовный мир " оскульптуренными" и "обархитектуренными" символами периода русского оккупационного режима.
Очевидно, «большой казан» – ЗАГС – на Казанке", это прямая аппеляция к желудку, т. е. символизация вторичного. Это также трансляция для татар "пути к скотству, рабству" и к жизни лишь для физиологических потребностей. Подобная "архитектура" выполняет функцию ментальных вирусов, загрязняющих сознание татар, и прежде всего молодёжи. По сути, это антитатарский акт. Вместо "кастрюли" там должна быть ЮРТА ( ЙОРТ). В символогии татар и тюрков, юрта, это не только жилище человека. Это также его ЗЕМЛЯ, РОДИНА, ВСЕЛЕННАЯ и КОСМОС,где два человека соединяют свои судьбы для ЖИЗНИ, РАЗВИТИЯ и ПРОДОЛЖЕНИЯ ТАТАР.
Удивляет и настораживает то, что Р. Нигматуллина этого не замечает, но пишет об оформлении этой "кастрюли" и : " Мое личное мнение: заплатите, конечно, ему его 220 миллионов".
Однако, в любом случае, тест Р. Нигматуллиной показывает множество проблем в современном искуссте, культуре и образовании татар, требующих внимательного изучения и безотлагательного решения.
"Вместо "кастрюли" там должна быть ЮРТА ( ЙОРТ)...Это также его ЗЕМЛЯ, РОДИНА, ВСЕЛЕННАЯ и КОСМОС,где два человека соединяют свои судьбы для ЖИЗНИ, РАЗВИТИЯ и ПРОДОЛЖЕНИЯ ТАТАР"
_______________________________________________
ХА ХА -Ха!
Пусть татары размножаются пройдя через кастрюлю.Ещё лучше пусть прямо в ней. Будут плодить кастрюлеголовых татар, жующих чак- чак.
Эту кастрюлю надо переоборудовать в ресторан или какой - нибудь общепит. В самом деле, это какое - то издевательство и насмешка над татарами. Здание ЗАГС должно быть другим . Это точно.
А чья это идея сделать там ЗАГС? Это обсуждалось в СМИ? Какой баран это предложил? Назовите его фамилию? Неужели Шаймиев? КТо знает?
эти 220 миллионов - не что иное,как в недалекие времена развитого социализма приглашались армяне
шабашники(хотя у себя имелись первоклассные строители).
в результате получалось :один коровник,построенные армянами,давал председателю колхоза одни жигули в придачу.
здесь тот же нехитрый принцип :
двести двадцать миллионов делятся в художественных пропорциях между бурятом и остальными "художниками" - участниками СГОВОРА.
танцуют фсе!
Русский казанец, 12.09.2014 в 09:28
"пусть прямо в ней. Будут плодить кастрюлеголовых татар, жующих чак- чак.
______________________________________________
Молодец! Татары действительно какие - то кастрюлеголовые. Их как баранов загоняют в какую- нибудь кастрюлю и они молча идут. Ещё они будут это оправдывать и говорить : Есть такая легенда, что казан утонул, золотой!!!
Ну и что из этого?
Те, кто будет регистрироваться в этой кастрюле будет иметь кастрюлеголовое потомство. Это БУДУЩЕЕ поколение ТАТАР. ПРЕКРАСНОЕ КАСТРЮЛЕГОЛОВОЕ БУДУЩЕЕ! ХА- ХА - ХА!!
Весь РУССКИЙ МИР валяется от хохота. Татары ух как рассмешили. Давно так не ржали.
"...работа эта, и все его творчество бурятского национального стиля". Рада НИГМАТУЛЛИНА,
скульптор.
_______________________________________________
Это неверно.
Скульптор Намдаков Д. работает в разных стилях.
Но, Хранительница, это-древнетюркский стиль.
Ассоциативная связь со скифским стилем очевидна.
Причина в том, что скифский и древнетюркский стиль это одно и то же. Скифы, это и есть татары.
Вспомните "образы" скифского золота.Неужели вам это ничего не говорит? Если всё ещё ничего, советуем заняться своим образованием или освежить то, что есть.
Осве
Guest, 10.09.2014 в 17:50
"... чудовищем " Хранительницей".
_______________________________________________
Понятие КРАСОТЫ в искусстве и культуре относительно. Например, для коренных африканцев облик европейцев чудовищен,и наоборот. Поэтому, прежде чем говорить о "чудовищности" или "красивости",следует осмыслить суть этих понятий и освободить своё сознание от стереотипов.
русскому -
ТАТАР ТУРЭ БУЛСА -
ЧАБАТАСЫН ТУРГЭ ЭЛЭР.
Вот только не надо протуривать относительность. Чудовище и только ! Чуждое казанцам. То то Ак Барс - тотемное животное древних болгар.
И не об этом надо говорить, а о том есть ли среди нас меценаты, способные помочь семье и дать возможность реализовать проекты: Президент РТ, Гос. Совет, мэр и просто денежные мешки - ПОМОГИТЕ ! Кто первый ?
Очевидно, «большой казан» – ЗАГС – на Казанке", это прямая аппеляция к желудку, т. е. символизация вторичного. Это также трансляция для татар "пути к скотству, рабству" и к жизни лишь для физиологических потребностей. ________________
Так вот казан - это легенда о возникновении названия Казани. Не надо нас называть татарами, мы - казанцы, наши предки - болгары. И Р. Нигматуллина ПРАВА, что произведения Намдакова ЧУЖДЫ нашему народу. Накрутил всякую чепуху и думаешь, что проглотят. Давай напиши как ты будешь помогать Р.Нигматуллиной реализовывать творческие проекты.
Для больного из палаты № 6, который пишет о кастрюлеголовых - по тебе скучает Наполеон.
Не понятно, где между Намдаковым и еще кеми оговаривалась такая сумасшедшая сумма за работу, или действительно сговор: мне столько, а остальную, оставшуюся сами делите, тут уж мое дело-сторона. По мне нужно вернуть его творчество, а деньги оставить если пока не оплачено. Или денюшки плакали?
Народ, извините Асхата Зиганшина
Он тут под моим ником пробежался.
Заявляю, что
Русский казанец, 12.09.2014 в 09:28
не писал следующего:
ХА ХА -Ха!
Пусть татары размножаются пройдя через кастрюлю.Ещё лучше пусть прямо в ней. Будут плодить кастрюлеголовых татар, жующих чак- чак.
Это башкирский дюртюлинец Зиганшин Асхат балует.
- Асхат, веди себя прилично. Ты уже не молод, тебе не к лицу так хулиганить.
Проезжая мимо Чаши, я всегда обращаю внимание на нее, как она освещена и т.п. Она очень оригинальна. Может стать новым символом Казани без религиозного подтекста, что важно для туристов.
"Если слышали, это его работу «Хранительница» народ с большим скандалом до сих пор не разрешает устанавливать в городе Булгары".
Рада НИГМАТУЛЛИНА, скульптор.
Guest, 12.09.2014 в 17:54
" Р. Нигматуллина ПРАВА, что произведения Намдакова ЧУЖДЫ нашему народу".
___________________________________________
Р. Нигматуллина считает стиль Д. Намдакова - бурятским. Однако, её работы также нельзя назвать "татарским" стилем. Стиль Р. Нигматуллиной, это -псевдомонументализм, так называемого советского реалистического искусства. Это образ закрепощённого человека, вынужденно изображающего удовлетворённость жизнью в замкнутом пространстве. Этот стиль насаждался идеологами сталинизма и инструкторами от коммунистической партии во времена СССР. Этот стиль доминировал также в нацисткой Германии времён Адольфа Гитлера. В России, этот стиль сохраняется русскими нацистами, исповедующими русификацию не русских народов и уничтожение их национальных языков и культур.
Изображать в этом стиле деятелей татарского искусства, культуры и науки абсолютно не означает, что это татарский стиль или развитие татарского национального искусства.
Наоборот, это уход от национальных корней культуры и истории татар.
Основой для образов татарского изобразительного искусства в жанре скульптура, является древнетюркское культурное и духовное наследие. В работах Р. Нигматуллиной нет на них даже намёка. Для неё они чужды. Заявлять, что "...произведения Намдакова ЧУЖДЫ нашему народу", также неверно. Наследие древнетюркского периода для народа остаётся неизвестным, как и большинству деятелей культуры татар. Работа Д. Намдакова, это, очевидно, первая и удачная попытка трансляции современным татарам образов и идей древнетюркского мира. Этот мир (древнетюркский) является естественно - исторической основой для развития современного изобразительного искусства татар, в том числе в жанре скульптуры.
Нет абсолютно никакой надобности устанавливать " Хранительницу" в Булгаре. Для неё можно организовать другое пространство и дополнить его другими элементами древнетюркского наследия. На эту тему уже давно пора провести цикл передач и обсуждений в СМИ татарскими культурологами, историками и т. д. Отчуждённость татар от древнетюркского наследия показывает их отношение к "Хранительнице". Их отношение к ней показывает также их дремучесть , невежество, незнание своей настоящей истории, культуры и наследия.
Не будьте кастрюлеголовыми!Расширяйте свой кругозор и займитесь своим образованием по существу. Шаймиев М. поступил правильно заказав Д. Намдакову эту работу, в которой ясно выражен образ свободного и независимого тюркского и татарского мира. Очень сомнительно, что Р. Нигматуллина смогла бы это представить, если судить по её работам в псевдомонументалистском стиле. Неприятие определённой группой татар образа "Хранительницы" показывает прежде всего их рабскую сущность и подсознательный страх СВОБОДНО ВЫРАЖАТЬ СЕБЯ И СВОЮ НАЦИОНАЛЬНУЮ СУЩНОСТЬ.
Guest, 15.09.2014 в 08:43
"Неприятие показывает... страх СВОБОДНО ВЫРАЖАТЬ СЕБЯ И СВОЮ НАЦИОНАЛЬНУЮ СУЩНОСТЬ".
_________________________________________
Мы согласны с этим мнением.
Но, на наш взгляд необходимо дополнение.
У "Хранительницы" в ночное время суток должны светиться глаза. В полости для глаз должны быть вставлены элементы, аккумулирующие энергию света в дневное время суток, и излучающие её в ночное время. Это, несомненно, создаст дополнительный эффект в восприятии этой скульптуры в вечернее и ночное время. Учтено ли это Д Намдаковым?. Если нет, то до её установки было бы правильным решить этот вопрос.
Guest, 12.09.2014 в 17:54
"Так вот казан - это легенда о возникновении названия Казани."
___________________________________________
В любом случае это не место для ЗАГСа.
"В любом случае это не место для ЗАГСа." А там на табличке и не указано что это ЗАГС! Приезжай в Казань и сам увидишь.
Guest, 15.09.2014 в 08:43
Нет абсолютно никакой надобности устанавливать " Хранительницу" в Булгаре.
_______________________________________________
"Булгар" и "Хранительница" это -два разных проекта. Для "Хранительницы" нужна другая площадка с другими, древнетюркскими элементами культуры. Цетром Булгарского комплекса является мечеть. Центром комплекса "Хранительницы" должна быть тенгрианская кенасса. Действующие кенассы сохранились в г. Евпатории. Кенасса, это предшественница мечети. Татары до сих пор не могут назвать "Хранительницу" по татарски. Удивительно.
В этом комплексе должны быть рунические тексты обязательно. Копии каменных. Этим должен заниматься специалист, тонко понимающий смысл древнетюркской символогии и её материализованных образов, включая скифо - гуннские и центральноазиатские, особенно изученные А. П. Окладниковым - сибирским археологом, историком, а также Рерихом. Этот комплекс должен быть местом паломничества для тюрко - татар всего мира. Кстати, Рерих и его работы на тему "Гэсэр", также должны быть представлены в этом комплексе. Удивляет очень поверхностное отношение татар, и особенно татарской интеллегенции к древнетюркскому наследию. Например, для Р. Нигматуллиной со всеми её регалиями и красными дипломами это вообще не существует. Для Рогожиных тоже самое. И называют себя скульпторами, работающими в татарском стиле. Это же очевидный бред.
Кстати, древнетюркские образы генетически и идейно переплетаются с античными - Древнего Средиземноморья. Эти аспекты необходимо изучать и анализировать, но татарские культурологи очень далеки от этого. Это всё очень грустно. Неужели они не понимают, что полноценное развитие культуры татар без этого просто невозможно!
Молодец булгарин, правильно написал.Заткни этой вонючей татарве глотку. Мы с вами булгарами поставим эту татарскую орду в стоило.
Илья Муромец , 16.09.2014 в 15:35
_________________________________________________
Мы не булгаристы и никогда ими не были. Мы самые настоящие татары. Уясни для начала то, что Илья Муромец, это "продукт" культуры народов Поволжья, т. е. к русским не имеет никакого отношения. Однако, русские называют его своим, также, как , например, Рудольфа Нуриева.Уясни и то, что татарская культура с её древнетюркским субстратом, является основой и фундаментом для множества субкультур, включая вторичную и производную, так называемую русскую и их недоразвитый язык, и то, что
ты сам уже давно сидишь в этом стойле, дурачок.
Далее. Мы упоминали ранее в своём комм-н - те Н. Рериха. Дело в том, что Рерих изучал эпическое наследие о татаро- тюркском пророке Гэсэр в Центрально- азиатском регионе, включая Тибет. Он отмечал генетическую взаимосвязь этого наследия с древнегерманской мифологией, в частности, о Зигфриде в "Песнь о Нибелунгах". Очень жаль, что в работах по культурогенезу татар этот аспект не рассматривается. Территория Германии, это ареал распространения древнетюркской рунической письменности с её западным диалектом, поэтому эти работы Н. Рериха представляют интерес в сязи с проектом создания комплекса " АНА САКЛАУЧЫ" (Мать Хранительница)(возможное название). Эта скульптура показывает и отражает взаимосвязь древнетюркских образов также с античными. Вспомните, например, скульптуру на Капитолийском холме в Риме - "Волчица, вскармливающая Ромула и Рема", будущих основателей Рима.
Мы решили отметить ещё один аспект.
Стиль древнетюркских и античных древнесредиземноморских образов, генетически взаимосвязан. В средневековой Европе именно этот стиль и эти образы явились основой для европейского Возрождения. Однако, с началом Возрождения в Европе (западной), в её восточной части, началось нашествие русских варваров на средневековые татарские государства, и уничтожение древней, татарской культуры русскими вандалами. Этот процесс продолжается до настоящего времени.
Таким образом, античный стиль и образы стали основой будущей демократизации Европы в целом.
Возрождение древнетюркского стиля и образов в современном татарском искусстве и культуре точно также будут и должны стать основой полноценного Возрождения татарской и тюркской культуры в Евразии.
кстати,о РОМУЛЕ и РИМЕ -
несомненные татары!
в кажной актанышской деревне найдутся
эти исконные имена.
Guest, 17.09.2014 в 10:33
"...РОМУЛЕ и РИМЕ -
несомненные татары
_____________________________
Ты забыл указать, что ты ИЛЬЯ Муромец - несомненный русский!
В каждой русской деревне найдутся эти исконные русские имена, и соответствующие им персонажи.
Бред!