Украинские тетради
Украина, украинский народ переживают трагические времена… Важно не ожесточиться нашим народам… Уверен, что народ, обладающий великой культурой и историей, достойно ответит на вызовы времени.
Выдающийся художник слова, чье творчество явилось ценнейшим вкладом в сокровищницу украинской литературы, Панас Мирный, еще юношей проникновенно писал: «Прекрасна моя Украина! За что я тебя люблю? Как солнце всходит над землею, прячется, скрываясь за горой, и снова всходит, и люди любят его и радуются восходу его и заходу, и не может случиться, чтобы оно не взошло и не зашло, – так и любовь моя к тебе, Отчизна моя! Она объемлет тебя своей мыслью и живет тобой, и радуется тебе! Ты баюкала меня в колыбели… ты выпестовала – вырастила меня… и тебя не любить? Сердце мое бьется для тебя!.. В моих жилах бьется кровь твоя!.. Отчизна моя! Я люблю тебя днем и ночью, в час утренний и в час вечерний и не знаю конца своей любви…»
Молотовская область напоминала плавильный котел – поляки, немцы, украинцы из Подолья, Полесья, Волыни и Галиции, белорусы из Западной Беларуси, татары… Таких плавильных котлов немало было по стране. В них поддерживалась определенная температура. Нельзя было выйти добровольно из плавильни, если только по определенным властями правилам и по прошествии определенного времени. С распадом страны все бурно закипело и разлилось… Плотность котла снизилась в 4 раза! То есть не на один десяток тысяч человек.
Для справки: на февраль 1950 г. в Молотовской области находилось на спецпоселении 10275 оуновцев из 52551 расселенных по 15 регионам страны. Конечно, эти цифры включают детей и подростков, членов семей. Поэтому нельзя однозначно сказать, что все из них были фанатичными «фашистами», ибо жизнь всегда сложнее однозначных оценок.
Прибежала соседка тетя Катя: взволнованная, пряди кудрей с проявляющейся проседью тряслись от сбивчивого и скорого разговора… Который буквально бурлил и сбивчиво звонко разливался. Она сбивалась в словах, теряла логику.
– Аня, я столько лет дружила с Людой… И Иван всегда заходил в гости… А сегодня она как с цепи сорвалась… Бандеровка проклятая… Я, говорит, отравлю вас и глазом не моргну… Я колодцы травила не в одном селе.
А сама смеется дьявольским смехом.
– Господи… Может, она с ума сошла. Кто бы мог подумать. У нее же дочь есть. Надо спросить…
– Я ведь тоже ее ругаю, а насчет того, что травила, – дочь не удивилась: так ей же сказали, что это противоэпидемиологические мероприятия. Ее саму обманули, она же думала, что против эпидемии борется… Сослали же за укрывательство. Иначе она здесь не жила бы. Сами знаете. Там разговор короток.
Мне стало интересно. Новое слово я услышал. И спросил: а кто такие бандеровцы? Мама сказала: вас в школе совсем ничему не учат и не знаете вы истории. Здесь в 1953 – 1955 годах сложно было. Преступность возросла, по ночам убивали. Конечно, не только бандеровцы. И своих хватало. А кто такие бандеровцы, у отца спроси. Он с ними, когда холост был, жил в общежитии. Они его чуть не убили.
– Не убили же… А почему не убили? Как это было?
– Ночью на работу шел. Тогда не было автобусного сообщения. Его окружили, но некоторые оказались его знакомые…
– Значит, знали, что не выдаст? – спросил я..
– Никто не выдавал. Они разные. Потом так их обобщенно называли. После Хрущева многие стали не верить властям, государству. Военные займы прекратил выкупать, а что обещали? Цены повысил и сказал, что временно… Сколько сбережений сгорело после реформы? А здесь люди всегда в достатке жили и многое потеряли. Обобрал. С религией борются. Национальные школы позакрывали.
Действительно, на эту тему было наложено негласное табу и все делали вид, что ничего не знают, да и ничего не происходит.
В школе принимают в пионеры. Так хотелось, но мама сказала, что не следует. Конечно, я вступил в пионеры, но последний и в следующем году… Не хотели в пионеры и Кравченко, Полищук… Возвращаемся гурьбой из школы. Девчонки и мальчишки преследуют Нину Гербер, кричат: фашистка, это вы на нашу страну напали. Нинка вся в слезах. Догнали и окружили. Нина говорит: я вот замуж выйду и фамилию сменю. Тогда я не буду фашисткой. Старший Валера сказал: да, она права. И все, подчиняясь авторитетному мнению, разочарованно разбредаются.
– Представляешь, Лилия Карловна, которая преподает немецкий язык, настоящая немка! И как она здесь оказалась. Может, партизанкой была?
После школы я зашел в гости к Ленке Кравченко. У нее во дворе мама выращивает кроликов, и курочки есть. Я первый раз попробовал мясо кролика. Ее мама повязала коричневый платок по-украински, в фуфайке вошла в дом, когда мы с Ленкой пили чай. Грустно и внимательно она смотрела на нас. И говорит: вот и вы подросли… Я уж не увижу, наверное, родины… А ты, Лена, уедешь…
– О чем это она говорила? – спросил я у Лены.
– Не обращай внимания. Это она всегда так. Болеет.
– А вы откуда приехали?
– Из Ровно мы. Это Украина.
– Зря вы сюда приехали, сказал я, мы вот тоже хотим уехать. Мама сказала, как школу закончим.
На межшкольных соревнованиях парни смеются.
– А что у тебя фамилия Музычко, а ты не умеешь играть ни на одном инструменте. Должен музыку любить.
Он не реагирует, привык уже, наверное, к таким подколам.
Разнеслась весть, что Проценко уезжают. Соседи пошли поговорить.
– Ганна, а может, не надо уезжать? Вот Карпо уехали, и потом вести приходят, что умирают быстро. Говорят, нельзя уже в таком возрасте менять климат.
– Какой Карпо? А, вспомнила, из Ивано-Франковска они… Ну как не уедешь. Родина все же.
– Да, конечно. Мы понимаем, просто сдружились уже. Столько лет.
– А вы в гости приезжайте. Все ведь оставляют адреса, будем рады.
Исторический экскурс
Одни считают, что история развивается по спирали, другие – линейно. Я думаю, что традиция, преемственность как историческое древо, как стержень не всегда очевидна современникам, но проявляется в переломные моменты истории. В современных событиях в Украине проявляется историческая логика. Под идеологической оболочкой проявляются два мироощущения, два менталитета.
В средние века главным идентификатором являлось религиозное мировоззрение. Более трех веков украинский, белорусский и литовский народы жили в едином государстве – Великом княжестве Литовском, где государственным языком был старобелорусский язык. В период господства Польши православные поднимали восстания – это восстания Наливайко (1594 – 1596), Павлюка, Остраницы. Немалая часть населения как Великого кн. Литовского (элита княжества была языческой, но старалась выступить объединителем русского народа и в этом составляла конкуренцию Москве, и с этим была связана борьба Твери и Москвы), впоследствии Речи Посполитой была русская. Но это были русские не в современном понимании. Как мы отмечали выше, важна была религиозная идентификация. Русских, проживающих в Московии, называли россиянами, а проживающих на окраинах, – украинцами. Например, Богдан Хмельницкий был шляхтичем русского происхождения, т.е. православным. Католические шляхтичи-поляки притесняли православных. Деятельность иезуитов привела к Флорентийской унии (1439 г.). Православных различными притеснениями (налоговые, судебные и т.п.) принуждали к принятию католичества как более «современной религии». Русские бежали в Запорожье, где служили казаками, но для этого надо было попасть в реестр. Польша ограничивала число реестровых казаков. Поляки, несмотря на то что казаки охраняли рубежи страны, к ним относились настороженно. У казачьего старшины Б. Хмельницкого запороли до смерти сына. Он, не найдя правды в католических судах и у короля, обратился к казакам, призвав собрать Раду в защиту православных и русских. Рада выдвинула требования: записать в реестр желающих, предоставить шляхетские привилегии, вернуть православные церкви, которые были захвачены униатами. Считалось, что эти вопросы можно решить в рамках единого государства. Б. Хмельницкий был провозглашен гетманом (1647 г.). Он одержал победы над польскими войсками под Желтыми Водами, Корсуни и под Пилявцами. Но и эти победы не побудили поляков к переговорам. После смерти короля Владислава в Кракове начались бесконечные заседания Сейма.
Р. ХАПЛЕХАМИТОВ,
кандидат исторических наук.
(Продолжение следует.)