19 ноября 2024 г. независимая общественно-политическая газета
Главная Общество Тоталитарный дрейф (ч.2)
Рубрики
Архив новостей
понвтрсрдчетпятсубвск
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
       

Тоталитарный дрейф (ч.2)

15 февраля 2016 года
Тоталитарный дрейф (ч.2)

     И еще один тоталитарный признак. Это вождь, персонификация всего символически целого. В прежних конструкциях тоталитаризма он наделялся статусом харизматического лидера, обладающего особыми, необычайными личными свойствами. Но мне кажется, что такая фигура – обязательный компонент лишь домедийного, дотелевизионного тоталитаризма. Идея харизматического вождя (пророка, демагога, удачливого генерала) предполагает личное воздействие на массы на митингах, в каких-то публичных выступлениях. В наших условиях при такой интенсивности контроля в медиапространстве, при новых технологиях харизматический эффект может быть создан медийными средствами.
     Наш президент – это медийный персонаж, а не государственный деятель, предлагающий новые политические цели, новые горизонты и решения. Это не Черчилль, не Рузвельт, это функция медиа. Во время президентской кампании 2012 года 75% новостного времени занимали сообщения о Путине. Остальным кандидатам достались 25% на всех. Поэтому возникает эффект, который Левада называл «наведенной харизмой».
     Это создание образа всемогущего безальтернативного лидера, который, собственно, и должен определять всю политику.
     Еще одна очень важная вещь – идеология. До самого последнего времени я думал, что идеологии нет. Как говорится, only business. Но с украинским кризисом, с Евромайданом появляется и формируется вполне связанная, оформленная и практически действующая идеология.
     Это идея разделенной нации, которая снимает любые вопросы об институциональной системе – о представительстве, о праве, о международном устройстве, и, напротив, создает искусственную, мифологическую конструкцию, в центре которой тезис о существовании органического целого – тысячелетней России. Это вера в единство по крови или происхождению как в основу общественной солидарности.
     Здесь важно не только что говорится, но и что при этом вытесняется. А вытесняется идея многообразия, представительства, прав и ценности отдельного человека или групп населения. И это очень опасно, потому что основа современного общественного устройства – это именно представительство, позволяющее согласовывать и гармонизировать различные общественные интересы.
     Мне могут возразить: все исторически известные тоталитарные идеологии проспективные, они обещали тысячелетний рейх, коммунизм и прочие сияющие образы будущего, а эта – нет.
     Вообще-то тоталитарные идеологии обычно сочетали светлые перспективы с архаикой. Точнее, предполагали воспроизвести очищенное от недостатков, идеальное прошлое современными средствами и технологиями – будь то расовое превосходство в нацизме или архаическая утопия общины как государственное целое и с новейшими технологиями в коммунизме.
     Кроме того, все тоталитарные идеологии включают и фактор, который постоянно мешает реализации утопии, – это враги. Это еврейский заговор, это классовые враги или, как у нас сейчас, – американцы, Запад. Очень важный тезис для всех тоталитарных идеологий – это «гнилая» либеральная демократия, разложение. А противостоит этому здоровое начало, возрождение нации и государства, возвращение к традиционной морали.
     – Я, честно говоря, тоже не вижу в нынешней отечественной конструкции привлекательного для толпы проекта и образа будущего. Вижу только архаику – вплоть до явного мракобесия. Нет ли здесь какого-то методологического сбоя? Может, то, что у нас сегодня созревает, вовсе и не тоталитаризм?
     – Сбоя нет. Особенность нашего, имитационного или рецидивного, тоталитаризма: нынешний режим не изобретает новые программы, он берет остатки старой и склеивает.
     – Такой прихотливый постмодернизм?
     – Ну, похоже. Почему я и говорю, что это не продуктивная власть, она пытается рутинизировать последствия краха СССР, эклектически соединяя нужные для себя элементы, но не в состоянии произвести конструкцию или образ будущего, привлекательные прежде всего для молодежи. Там, например, нет идеи социальной мобильности.
     – Идея мобильности – это одна из самых мощных движущих сил прежних тоталитарных обществ.
     – Именно так. Было обещание карьеры (вполне реалистичное в условиях массового террора, «освобождающего» должности), было ощущение подъема, строительства нового общества и т.п. Здесь же максимум, что можно обещать, – это возрождение России на базе воспроизводства традиционных ценностей с противостоянием здоровой православной державы Европе, потерявшей свои христианские основания. На образ будущего это явно не тянет. Кстати, оппозиция пока тоже не в состоянии его предложить.
     – А причина этого не в самом ли запросе общества? Ведь элитные группы не просто вбрасывают что-то в общество, они до этого еще что-то в этом обществе собирают, «подслушивают», потом творчески перерабатывают под свои интересы, а потом уже вбрасывают. Нет ли здесь ощущения утомленности самого общества, которая не дает возможности любым – прогрессивным ли, реакционным ли – элитным группам «вытащить» из него этот образ будущего?
     – Это именно так, и в этом, мне кажется, самая тяжелая проблема и, если хочешь, причина тоталитарного рецидива. Потому что у общества нет сил сопротивляться. Самая большая проблема, с которой мы сталкиваемся, – это процессы саморазрушения общества и человека. Связано это с инерцией приспособления к репрессивному государству, с адаптивностью через понижение.
     При таком устройстве власть монополизирует право выступать от имени социального или национального коллективного целого. Претендуя на то, чтобы представлять общие ценности, она тем самым отказывает людям в признании их самодостаточности, их достоинства. А политически это выражается в устранении многопартийности и структур гражданского общества, в их подавлении. Это не отдельные вещи, а взаимосвязанные. Это, собственно, и есть социологическое выражение насилия, потому что насилие строится на том, что насильник, использующий средства принуждения, отказывает другому в признании его самодостаточности, естественности его прав, интересов, желаний, возможностей и всего прочего, навязывая свое понимание того, чем являются он сам и окружающий его мир. Отсюда возникает идея бескачественности большинства, которое для патерналистского государства всего лишь объект управления либо источник ресурсов для себя. Это большинство лишено каких-то своих собственных автономных, неотчуждаемых качеств и достоинств.
     Если интересы государства превыше всего, то нет никакого логического или морального, правового барьера между уничтожением продуктов и уничтожением отдельных групп населения, объявленных врагами народа.
     Если власти решают – что есть мораль, что есть искусство, что достойно, а что нет, что есть история, как заниматься сексом и как воспитывать детей, – то это признаки установления тоталитарного контроля. Конечно, мы пока имеем дело лишь с попытками его навязать. Но мне важно сейчас подчеркнуть именно интенцию на это.
     Неспособность представлять самих себя и готовность принимать власть как держательницу коллективного целого – равнозначно оправданию институтов насилия, принятие их как должного. Идея приоритета коллективных значений над ценностью частной жизни – это дисквалификация индивидуального субъективного начала, прав человека и гражданина. Когда это принимается или не вызывает сопротивления, то последствия оказываются разрушительными и для отдельного человека, и для общества в целом.
     Но это не сегодняшний результат, это инерция непроработанного советского прошлого. Это сохранившаяся привычка к насилию. И мы с этим постоянно сталкиваемся, когда одни и те же люди говорят: «Да, действительно, Сталин виновен в уничтожении миллионов людей», и с другой стороны: «Он великий человек, он организатор Победы, и он сделал страну великой». В итоге мы получаем, если хочешь, социальный идиотизм. Это вот та «выученная беспомощность», о которой я уже говорил.
     Если была бы продуктивная работа элит, то, конечно, произошла бы какая-то рационализация ситуации, и она была бы не столь драматичной. Но сегодня элит нет, они стерты. Мы имеем дело с тем, что Левада называл «назначенные быть элитой». Потому что власть решает, кто великий ученый, кто великий писатель, великий политик, полезный общественный деятель, что можно делать, а что нельзя.
     – Есть ли в современной общественной науке понимание особенностей тоталитарных тенденций на современном этапе?
     – Я думаю, что критики тоталитаризма исходили в основном из описаний конкретных режимов, известных истории, в то время как мы сегодня имеем дело с проблемой выхода из тоталитаризма, совершенно не разработанной. Как известно, нацистский и фашистский режимы были разрушены в ходе военного поражения. Советский же режим рухнул изнутри, но частично. И основные институты его – прежде всего организация власти и политическая полиция – сохранились. И еще. Катализатором, ускорителем процесса возвращения к тоталитарным практикам стала, несомненно, реакция власти на массовые протесты 2011 – 2012 годов, когда режим почувствовал угрозу со стороны формирующегося среднего класса и сумел его расколоть.
     – Расколоть, запугать и натравить то, что называют «молчаливым большинством» на протестующее меньшинство.
     – Которое, собственно, и являлось средой, в которой были требования институциональных реформ.
     – А какую роль во всем этом играет укрепившаяся в очередной раз в нашей истории концепция особого пути России?
     – Особый путь – это глубочайший комплекс массового сознания, характерный для общества догоняющей, но не завершенной модернизации. Очень важным фактором массовой фрустрации населения стало формирование у нас потребительского общества. Явление совершенно новое и неосмысленное. Наверх вышло подсознание брежневского времени принудительного распределения, уравниловки, вечного дефицита, бесперспективности. Сегодня – пожалуйста, покупай, если у тебя есть деньги! Реальные доходы населения действительно росли, на чем и держится нынешний режим. Если брать показатели за 25 лет с момента последнего советского года, то доходы населения выросли в 1,6 раза. А если брать с нижней точки – кризиса 1998-го, то почти в 4 раза (восстановление сильно упавшей экономики было достигнуто лишь к 2004 году, отсюда и такие цифры).
     Но распределение этого прироста (фактически – углеводородной ренты) крайне неравномерное, и получили выигрыш от этого прежде всего приближенные к власти группы: на их долю приходится примерно 45% всего прироста. Возникло крайнее неравенство, какого никогда не было. А соответственно, и сильнейшее чувство социальной зависти, несправедливости социального порядка.
     И в этом смысле никаких иллюзий в отношении власти нет, представление о власти, что она коррумпированная, эгоистичная, наглая, плюющая на обычных людей, – прослеживается во всех наших исследованиях.
     – А какое отношение к этому имеет «особый путь»?
     – Но власть, как мы говорили, – держатель коллективных ценностей, поэтому с ней не спорят. Возникает психологическая сшибка. Особый путь – это защитный барьер против болезненного сопоставления положения дел в стране и в «нормальных странах». Это комплекс «не хочу даже сравнивать», это закрытие от всего внешнего. Это понятие абсолютно пустое: все попытки как-то определить, что такое «особый путь», кончаются полным фиаско. Это защитная реакция, если хочешь, это выражение своей несостоятельности.
     – В мифологической форме.
     – Но миф – тоже реальная вещь, если действует на людей. И выражалось это в очень сильном чувстве утраты статуса великой державы. Потому что единственная возможность неболезненного сопоставления с развитыми странами – это то, что «мы – великая держава». И настроения типа «Верните нам статус великой державы!» начали проявляться еще до прихода к власти Путина. Чувство причастности к великой державе компенсировало все убожество повседневной жизни, согласие на бедность и подчинение, на насилие. Это готовность терпеть ради сохранения великой державы.
     – Видимо, отсюда и готовность к ограничению свобод и сопровождающей это некоей репрессивности. Не той, когда миллионами расстреливают, а в более классическом, менее кровожадном понимании этого термина.
     – Совершенно верно. Капиллярная репрессивность, которая пронизывает всю плоть, все ткани социальных отношений.
     – Откуда такая готовность игнорировать «рацио» и переходить на мифологический уровень оценки жизни, истории, прошлого, настоящего, будущего? Это что? Боязнь столкновения с реальной жизнью?
     – Отчасти это страх нового, страх того, что все реформы принесут только ухудшение жизни (а для провинции – это зачастую реальность). А, кроме того, что очень важно, другого способа придать себе значимость, кроме как воспользоваться языком насилия, нет. Мне очень нравится выражение Сенеки: «Наглость – это признак ложно понятого величия». Звучит вполне современно.
     – Если не работают институты, которые призваны регулировать и налаживать отношения между людьми, между категориями людей, то что остается?
     – Понимаешь, перестроечная идеология была такая: вот мы разрушим монополию КПСС, и сразу возникнет освобожденный человек, который будет добр, умен, свободен, солидарен, и все прочее. А поднялся другой человек: ущемленный, злобный, принявший насилие как единственный код и норму социального поведения, признающий государство как стационарного бандита, устанавливающего свои нормы и свое право на насилие.
     – Есть ли какие-то оптимистические элементы в опросах, показывающие неготовность наших людей к тоталитарному будущему?
     – Ну, во-первых, все время есть какие-то импульсы противодействия.
     Если возьмем протестное движение 3 – 4-летней давности, то оно было не политическим, а скорее моральным. Оно отстаивало право на честность, справедливость, достоинство. «Не воруйте голоса на выборах!», «Если побеждаете, то делайте это честно!».
     Это говорит о том, что общество не окончательно разрушено.
     И потом: при нынешнем прессинге на общество постоянно появляются общественные инициативы, различные формы волонтерства. Это тоже говорит о том, что общество не окончательно мертвое. Другое дело, что политически эти контрдвижения почти никак не представлены.
     – Есть ли в сегодняшнем российском обществе запрос на демократию?
     – Примерно у 10% населения. Это более образованные, более инициативные люди. Плохо то, что в нынешней ситуации это меньшинство оказалось в ситуации полной растерянности и либо отъезжает (имеем явный миграционный отток), либо дезориентировано и пребывает в депрессивном состоянии.
     – Главная проблема нынешнего усталого общества – это где найти силы для некоторого идеализма, для нового подъема.

     Андрей ЛИПСКИЙ.
     («Новая газета».)

На снимке: Лев Гудков.

Комментарии (16)
Guest, 15.02.2016 в 15:04

מוות טטארי

Guest, 16.02.2016 в 11:54

По словам многих студентов, некоторые преподаватели гуманитарных наук агитируют студентов участвовать в компании травли Раиса Сулейманова. Причем за это предлагают деньги.
Идиоты не понимают, что ваххабиты первыми посадят на кол бывших партийных работников, преподавателей кафедр истории, научного коммунизма и т.д. (Фандаса Сафиуллина, Байрамову и др.).

Иван Иванович, 16.02.2016 в 13:33

Суд над Раисом Сулеймановым - татарский суд над Россией. Приговор Раису Сулейманову - приговор татар России.

Юра и другие, 19.02.2016 в 11:42

Наконец-то! Нам повезло с верховным главнокомандующим В.В. Путиным! Казанская губерния ждёт нас! Общероссийский народный фронт в поддержку В.В. Путина принял окончательное решение о ликвидации татарского языка в образовании и татарских школ! Теперь учить будут только русскому и только по-русски! С национальным образованием в России будет покончено! Ура! Русский мир зайдёт в Казанскую губернию! Казань - колыбель русской нации! http://onf.ru/2016/02/18/onf-vyyavil-chto-v-devyati-regionah-rf-shkolniki-mogut-byt-lisheny-vozmozhnosti-poluchat/

ОНФ выявил, что в девяти регионах РФ школьники могут быть лишены возможности получать образование на русском языке

Опубликовано: 14:28 / 18.02.2016
NETCAT_BBCODE_IMG
ОНФ выявил, что в девяти регионах РФ школьники могут быть лишены возможности получать образование на русском языке
изображение voronezh.doski.ru

Эксперты рабочей группы ОНФ «Образование и культура как основы национальной идентичности», изучив ситуацию с преподаванием в стране русского языка, обнаружили, что в девяти регионах школьники могут быть лишены возможности получать образование на русском языке. Причина в том, что на местном уровне законодательно не закреплены гарантии обучения на государственном языке РФ. По мнению экспертов, нужно внести необходимые поправки в федеральный закон «Об образовании в РФ», чтобы исключить возможность противоречий и разночтений.

Дело в том, что этот закон гарантирует детям право на изучение русского языка, но одновременно с этим наделяет прерогативой выбора языка образования региональные власти. При этом большинство решений, связанных с развитием образовательной системы в регионах, принимается на местном уровне. То есть правом выбирать, какой язык станет использоваться в процессе обучения в том или ином учебном заведении, наделены муниципальные чиновники, отвечающие за данную отрасль. Однако экспертиза, проведенная рабочей группой ОНФ, показала, что образовательное законодательство нескольких автономных республик построено так, что в принципе может лишить школьников возможности учиться на русском языке.

Так, законодательно не закреплены гарантии получения образования на государственном языке РФ в Ингушетии, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Республике Коми, Северной Осетии, Татарстане, Туве, Удмуртии и Чувашии. При этом имеющиеся в законодательстве некоторых субъектов ссылки на ведение преподавания в соответствии с общими стандартами не влияют на отсутствие законодательного закрепления гарантий получения образования на государственном языке, отмечают эксперты.

Для регионов является обычной практика, когда обучение в школах идет на каком-либо местном языке, а русский входит в число изучаемых предметов. Таким образом, закон, гарантирующий любому гражданину РФ право на изучение русского, соблюдается лишь формально. Это приводит к тому, что выпускники школ, в которых отсутствует русская языковая среда, не получают хороших знаний государственного языка РФ, а русские дети, обучающиеся в школах национальных меньшинств, имеют серьезнейшие речевые проблемы, обладая крайне низким лексическим запасом родного языка.

Помимо этого, во многих регионах или вообще отсутствует законодательное регулирование данного вопроса, или оно содержит отсылочные нормы к законодательству РФ. Эта недосказанность, необходимость руководствоваться не одним законодательным актом, а несколькими также не способствуют правильной трактовке действующего законодательства.

«Одной из главных трудностей российского образования является необходимость удерживать его на приемлемом международном уровне. А для этого важно, чтобы из стен российских учебных заведений выходили всесторонне подготовленные выпускники, у которых не будет проблем с нужными знаниями и опытом. Но как сможет даже талантливый выпускник школы продолжить полноценное обучение в вузе страны, если он в полной мере не владеет русским языком? Поэтому, проанализировав положения действующих законов об образовании в субъектах РФ, мы считаем необходимым рекомендовать им внести изменения в статьи, посвященные языку обучения. А чтобы исключить возможность противоречий и разночтений, поправки, закрепляющие гарантии получения образования на государственном языке, нужно внести и в федеральный закон «Об образовании в РФ», – отметила представитель Центрального штаба Общероссийского народного фронта, руководитель рабочей группы ОНФ «Образование и культура как основы национальной идентичности» Любовь Духанина.

Кунак, 19.02.2016 в 20:38

Юра и другие, 19.02.2016 в 11:42

Но как сможет даже талантливый выпускник школы продолжить полноценное обучение в вузе страны, если он в полной мере не владеет русским языком?

Да очень просто. Вот не русские народы, не то что не в полной мере, а В МИЗЕРНОМ УРОВНЕ владеют своими языками. Ты хоть лелеешь надежды учится им дальше в вузах. Приезжали из разных стран абитуриенты без знания русского латиноамериканцы, африканцы,арабы и тд АДАПТИРОВАЛИСЬ, освоили язык, и успешно заканчивали вузы, а ты что-то выдумываешь
Если вуз связан с филологией,лингвистикой, журналистикой, литературоведением, то да, русский нужно подтянуть к экзаменам. У тех у кого голова излучает талант по знаниям наук различных направлять в вузы со знанием русского через пень-колоду.

Guest, 20.02.2016 в 19:37

Россия потеряла еще одно поколение жизни людей,которые лучшие свои годы вынуждены будут влачить свою жизнь в основном для поддержания своих элементарных жизненных потребностей,не думая об улучшении своей жизни,хотя бы до стран второй линии,той же Португалии или Венгрии. На преодоление кризиса с Украиной,война в Сирии,кризиса в экономике,по прогнозам ученых уйдет 15-20 лет и это лучший вариант,про худший и думать страшно.

Иван Иванович, 21.02.2016 в 17:23

В 2013 году татарские национал-сепаратисты сожгли 13 православных церквей. Из них 7 за одну ночь. Татарские национал-сепаратисты запустили ракету в Нижнекамский нефтехимзавод. Не забудем. Не простим. Русская власть должна ответить массовыми репрессиями против татар!

Уфа губернасынан Венер, 21.02.2016 в 21:10

Дуслар! Татарстан һәм Русия арасында нинди каршылыклар бар икән? Нинди урыс дусларыбыз белән талашабыз? Урыслар, Русия белән бердәм булыйк! Чукыныйк! Безнең атаклы, мәшһүр шәхесләребез, артистларыбыз, экшуарларыбыз ЧУКЫНГАННАР! Православиега күчтеләр. Мәсәлән, экшуарлар-олигархлар Альберт Мифтахов, Рәмил Бигнов. Артистларыбыз Ләйсән Үтәшева, Чулпан Саматова һәм башкалар. Чукынган татарлар Мәскәүдә бик зур казанышка өлгәшкәннәр! Дуслар! Кадерле татарларым! Чукыныйк! Урыс дөньясына кушик!

Guest, 21.02.2016 в 22:13

Как всегда, главное оружие русского империализма - ложь, подлость и провокации. А почему? А потому, что такова подлая природа русского империализма.

Иван Иванович, 22.02.2016 в 09:47

Оружие татарского национал-сепаратизма - ложь, подлость и провокации. Это мы, русские, прекрасно видим на примере Татарии, Башкортостана и всей России. Чего стоит "герой татарского народа", легионер гитлеровского татарского легиона Идель-Урал, основавший татарское радио Азатлык - филиал Радио Свободы.

Guest, 23.02.2016 в 10:23

Шизофренику отвечать или спорить с ним бесполезно.Расим или Иван Иванович шизофреник,шизофрения неизлечима,но главное постепенно приводит к умственной деградации. Даже по истечению короткого срока наблюдения,видно как его писанина все более глупее и глупее.

Иван Иванович, 23.02.2016 в 20:34

Смерть татарам!

Петр Петрович, 24.02.2016 в 19:46

Поэтому башкурды плачутся все время русским на татар,просят защиты.За свое предательство хотят вечно у русских на шее сидеть.Предателей никто не любит,башкурды исключением не будут.Предатели народов Поволжья.Это же надо,как можно предать всех с кем общался,а Валиди предал всех,начиная от русских и татар и кончил Гитлером.Даже Гитлера предал.Настоящий башкурд. Башкурдский Муртаза,тоже не промах оказался,обокрал всех башкурдов с сыночком,а теперь мемуары напишет,как старался работать. Поганый народец,исторические стукачи и предатели. Кто хочет больше про их предательство узнать смотрите архив РЕН ТВ.Все документально и точно.Организовывали у Гитлера легионы против СССР именно башкурды,там все показано.Молодцы русские,знают своих предателей,давно пора было их вывести на чистую воду.Завоняли весь Урал с Поволжьем. А уж башкурдские "ущеные",что пишут то,башкурды древние арийцы,Аркаим они построили и пр. Кумыз с бузой намешают,напьются потом пишут. Цирк да и только. В татарском алфавите две буквы поменяли и назвали башкурдским,ну будем обьективны,это татары для них так сделали. Вот и делай добро таким,а они тебя же и обсирать будут.Одно слово башкурды.Работать не хотят,одно дело пить водку да языком чесать.Главное без татар жить же не смогут,постоянно к татарам лезут,дайте то да дайте это,да помогите. Свои имена давно позабыли детей только татарскими именами называют,а где спрашивается Юлтыбай,Кургакбай,Аксакбай,Куянбай.Татарскую Уфу всю загадили,в аилах до сих пор туалетов не знают.
Я хоть русский человек,но за справедливость

Иван Иванович, 25.02.2016 в 08:20

Что сделали татары для России? Предали в Великой Отечественной Войне. Сто тысяч татар предателей гитлеровского татарского Легиона Идель-Урал. И восхваляют их сейчас фильмом война непрощённых! Подло поджигают русские православные церкви в "Татарстане". Это вы называете верностью Родине?!

Петр Петрович, 25.02.2016 в 13:28

Сколько татары добра сделали башкурдам,научили умываться,туалетом пользоваться,обьяснили,что мясо надо варить,а не сыро-вяленым есть.Советская власть насильно организовала татарскую интеллигенцию для приведения башкурдов в надлежащее состояние. И что получили татары взамен,только предательство и подлость.Они не только татар предают,своих предать им раз плюнуть.Ихний Заки Валиди украл все деньги у своих же и свалил в Турцию. Такой же финт повторил Муртаза со своим сыночком Уралом,продал всю башкирскую нефть и хим.производство. Изначальные предатели,из тьмы веков идет ихнее предательство. Советская власть их специально для расчленения Татарстана создала,отдала им татарские земли.
Кто хочет больше узнать о предательстве башкурдов,в Яндексе откройте сайт РЕН ТВ архив про предателя Заки Валиди.До последней точки все документально про их предательство. Русские их создали,русских же и предали. А сейчас выродились в стукачей,народ стукач.Научили татары их грамоте на свою голову.Но на их стукачество по правде сказать никто и внимание не обращает.Предателей никто не любит.

Иван Иванович, 25.02.2016 в 21:24

На зло башкирам будете продолжать подло поджигать русские православные церкви!