Татары глазами русского
Я родился в Татарстане, тогда он назывался ТАССР, для тех, кто не знает, что это такое: Татарская автономная советская социалистическая республика. Родился в Зеленодольске, где моя мама точила снаряды на заводе, но вырос в деревне, на другом берегу Волги, куда она каким-то образом сумела перебраться. Деревня русская, близлежащие тоже, поэтому татар в детстве не встречал, а увидел, будучи уже подростком. Увидел на станции Свияжск, там был небольшой рынок, где торговали молочными продуктами женщины: татарки и чувашки. Кто из них татарки, а кто чувашки, мы не разбирались, но катык у них был великолепный. Они продавали сметану, творог и кислое молоко из деревянных ведер-бадеек, которые носили на цветных коромыслах. Одеты были в нарядные расшитые сарафаны, головы повязаны белыми платками, на ногах тоже было что-то симпатичное, а может, и лапти, я не помню. Осталось лишь общее впечатление нарядности и их приветливости. Денег у нас было очень мало, но все-таки иногда можно было купить пирожок с ливером и стакан катыка, и это было высшим наслаждением для нас. Сейчас тот рынок на станции, конечно, исчез, как и сами молочницы, но в душе остался светлый осадок, как о чем-то прекрасном и недостижимом в сегодняшней жизни, и я связываю это впечатление прежде всего с обликом этих женщин.
В нашей деревне всего около ста домов, детей в послевоенное время мало, поэтому школа у нас была только начальная, а в пятый класс нужно было идти на станцию. Здесь учились дети со всех окрестных сел, но и опять детей татар почти не было, во всяком случае, в нашем классе все были русские. Мальчик-татарин появился только в третьей четверти, и посадили его со мной за одну парту. Я бы сейчас и не помнил этого, если бы не один случай. Папа у этого мальчика работал директором местной бойни, мясокомбината по-нынешнему. Они не были местными, его отца перевели откуда-то, вот мальчик и попал к нам в середине года. О том, что он татарин, мы и не догадались бы, если бы не его имя, да нам и это было все равно, мальчик как мальчик. А случай произошел следующий: однажды он принес в портфеле колбасу. Целый круг полукопченой колбасы! На уроке вынул ее, разломил пополам и угостил меня. Долго не думая, мы стали жевать столь диковинный для меня деликатес. Что такое колбаса в пятидесятых, знают только посвященные, те, кто вдоволь хлебнул послевоенного детства. Сейчас трудно поверить, но в то время колбасу делали из мяса, и она обладала не только умопомрачительным вкусом, но и бесподобным ароматом. Это-то нас и подвело. Класс и учитель мгновенно учуяли голодными носами волшебный запах и его источник. Нас с позором вытурили из класса в коридор, где мы и доели свою колбасу. Давно это было, имени этого мальчика не помню, но его щедрость, вкус и аромат той колбасы у меня до сих пор, как говорят, в памяти и на кончике языка. К сожалению, не знаю его дальнейшей судьбы, после восьмого класса я уехал и вернулся в родные края уже юношей, с бывшими одноклассниками связь утратил.
Вот таким образом впервые судьба соприкоснула меня с татарином, и по воле той же судьбы я это вспоминаю с теплотой в душе и благодарностью в сердце. Но это все-таки детские впечатления и воспоминания. А вот уже в 1961 году, когда я пошел работать на завод в Зеленодольске, то здесь встретил уже настоящего друга – татарина Рената Сакаева. Сейчас это уважаемый глава большого семейства, а тогда крепкий молодой парень, спортсмен, открытый и добрый человек. Мы с ним до сих пор иногда видимся, нам есть о чем вспомнить, а при встрече можно и чарочку даже пригубить в память о минувших днях. Мне повезло, среди моих друзей юности есть замечательный, очень хороший человек.
Наступил 1964 год, год нашего призыва в Советскую армию. Судьба опять позвала меня в дальнюю дорогу, я оказался на Дальнем Востоке. Здесь новые друзья и опять среди самых лучших друг-татарин. Шавалиев Мирзагит, но мы звали его на русский манер Мишей. Наш сейнер бороздил дальневосточные моря в поисках рыбы. Летом мы ловили сайру в акватории острова Шикотан, ранней осенью уходили в Охотское море, к холодному Магадану за жирной сельдью, а с нового года «гоняли» минтай от Камчатки до берегов Кореи. В межсезонье ловили в заливе Петра Великого рыбу частиковых пород для производства знаменитых консервов: «котлеты рыбные». И всегда рядом, у «самой кромки борта», плечом к плечу, был он, самый лучший и самый надежный матрос рыболовецкого флота, наш Миша. В позапрошлом году я умудрился все-таки съездить туда, где был когда-то молодым. Картина грустная. Остров, который был когда-то нашей базой, в запустении, почти вымер, рыбокомбинат закрыт, флота нет, люди даже надежду потеряли, браконьерят, ловят трепангов и крабов, продают за бесценок эти деликатесы туристам, тем и живут. И вот среди уныния радость великая: Миша жив, здоров и не унывает. Он знатный пенсионер, кавалер орденов за свой труд, женат, присох к здешним красотам и людям, никуда уезжать не собирается. Встретились, поговорили, чаю попили, друзей-товарищей вспомнили. Иных уж нет, а которые давно уже уехали за лучшей долей. Грустно и радостно стало на моей душе от этой встречи. Грусть понятна, а радость потому, что встретил хорошего человека, что, несмотря на все передряги, он по-прежнему бодр и не падает духом. Счастья тебе и здоровья, Мирзагит, наш Миша Шавалиев. Вот ведь как в жизни получается: он татарин, родился в Татарии, а помирать собирается за десять тысяч километров от своей малой родины, я русский, родился тоже здесь, избороздил полмира, а умирать, надеюсь, буду в Татарстане. Неисповедимы пути твои, Господи!
Мне в жизни, слава Богу, везло на встречи и даже дружбу с хорошими людьми. Хочу назвать имя еще одного татарина, моего друга на протяжении вот уже более сорока лет. С Равилем Аскаровым мы знакомы с 1968 года, и с каждым годом наша дружба только крепнет. Общение с ним для меня настоящая роскошь или, как когда-то говорили, праздник души, именины сердца. Нам есть о чем поговорить, что обсудить, и при этом мы прекрасно знаем, что он татарин, а я русский. Но это нам ничуть не мешает, потому что не это для нас главное, потому что мы ощущаем себя прежде всего жителями планеты, гражданами России и только затем соплеменниками в своей нации. Да, мы разговариваем на русском, так сложилось, что по жизни мне не потребовалось знание татарского, а Равиль двуязычен. По-русски, кстати, разговаривает лучше многих русских. Но кто скажет, что он не татарин? Никогда и ни у кого таких сомнений не возникало, да и возникнуть не могло, потому что он настоящий татарин, сын своего отца Ахата-абыя, прошедшего всю войну, сын своей прекрасной матери Залихи-апы, воспитавшей четверых детей. Он сын татарского народа. Но он не нацик, он хочет жить в мире и дружбе со всеми народами России, совместно строить великое и справедливое федеративное государство.
Я не так умен и мудр, чтобы поучать других и давать советы, по каким критериям можно определить в человеке его национальность и настоящий ли он русский, еврей, татарин и так далее или нет. Мне, по простоте своей душевной, кажется, что это должен и имеет право определять только сам индивид, но никто другой, будь он хоть трижды патриот своего народа. В своих дружественных пристрастиях я никогда не ориентировался на национальность человека, а искал в нем общечеловеческие черты и в результате имею то, что имею. Например, во время своего кругосветного путешествия был в Грузии и не встретил там ни одного косого взгляда, негативно настроенного человека, а везде встречал приветливых и доброжелательных людей. А ведь это было всего четыре года спустя после известного конфликта в 2008 году. Такое же отношение в Турции и США, других странах, где мне довелось побывать. Замечу, я нигде не скрывал, что русский, из России, но ни разу даже и не пытался втолковать своим визави некие мысли об исключительности русской нации, ее древнейшей и богатейшей истории. Просто я искренне считаю, что каждая нация имеет свое достоинство, свою замечательную и богатую историю, культуру и нет плохих наций, а есть плохие люди, к сожалению, любых национальностей. Не сомневаюсь, так же думает и большинство моих сограждан, где бы они ни жили, в Муроме, на Чукотке или в Татарстане. Но, как говорится: «в семье не без урода», так думают не все.
В своем нынешнем пенсионерском бытии я имею безразмерный досуг и по давней привычке много читаю. В том числе уже несколько лет газету «Звезда Поволжья». В России, полагаю, трудно найти еще одну столь же оригинальную, строго ориентированную на одну нацию, газету. Правда, к чести редактора нужно отметить, что здесь печатаются и не только русофобские статьи. Но это обстоятельство не меняет общего вектора, нацеленного на поддержку татарского национализма. Не могу сказать, что это однозначно плохо. Среди авторов есть и вполне адекватные, разумные люди. Например, академик Индус Тагиров всегда пишет довольно острые статьи в поддержку национального самосознания татарского народа, и в этом праве ему никто не может отказать. С ним можно соглашаться или не соглашаться, но нельзя обвинить его в предвзятости высказываемых суждений. С ним можно и нужно спорить, ибо именно в таких дебатах истина и рождается. На мой взгляд, такие авторы и составляют «золотой фонд» редакции. Но, к сожалению, на страницах газеты можно встретить и таких авторов, которых даже близко нельзя поставить с вышеупомянутым академиком. В советское время таких звали отщепенцами и злопыхателями. Познакомившись с их трудами, я понял, что заблуждался и не так уж хорошо знаю татар. В качестве иллюстрации своих заблуждений хочу привести здесь позиции двух национал-патриотов, их отношение к русским.
Первый из них, бывший ракетчик, профессор и целый полковник Заки Зайнуллин, несомненно, один из самых одиозных, беспардонных в стане националов. Этих полковников, подполковников Советская армия наплодила в свое время тьму тьмущую, как, впрочем, и вояк, докторов наук. Никогда даже и подумать не мог, что придется заочно встретить такую личность, читать такие откровения. Оный человек по молодости закончил в городе Иркутске военное ПТУ, где, по его словам, систематически подвергался сексуальным атакам местных русских девиц. Правда, там у них ничего с этим не получилось, но уж в Лодейном Поле они не дали маху, познали всю силу и мощь мужского достоинства юного лейтенанта. Они, видимо, сполна удовлетворили свою похоть. Ведь, как он говорит, всем и даже за границей известно, что русские «слабы на передок» и что это основная черта русских женщин. На некоторое время я даже потерял дар речи, прочитав такое хамство. Это даже не давнее утверждение другого русофоба Хакимова об исключительной чистоплотности татарских женщин, это прямое оскорбление ВСЕХ русских женщин. Дожили. И такое говорит человек, который когда-то носил погоны советского офицера. У меня нет слов, а впрочем, что взять с пэтэушника по базовому образованию и русофоба по воспитанию. Руки при встрече не подавать и в дом свой на порог не пускать, это то малое, что я могу предложить, а в качестве интернационального просвещения посоветую прокатиться по дороге М-7 вокруг Казани и поспрашивать у девочек с обочины об их национальностях, может, он что-то и поймет.
Впрочем, я заранее знаю, что он этого не сделает, а просто скажет: «Проститутка не может быть татаркой, а татарка проституткой». Это стало традиционным утверждением нациков, как и некоторых религиозных и государственных деятелей о террористах: «Террорист не может быть мусульманином, а мусульманин террористом».
Юрий ШМЕЛЕВ.
В Казани потатарски некто
неразговоривает.Все
порусски.Татарский Язык некому
ненужен.
Здравствуйте, Юрий! (к сожалению, не знаю как Вас по батюшке)
Пожалуйста, ответьте мне на один вопрос. С какой целью Вы так упорно пишете статьи в татарскую газету? Выдвину свои версии:
1. Чтобы кого-то из них переубедить? Так это невозможно в принципе. Не только Вы, никто этого не сможет.
2. Что выговориться по волнующей Вас проблеме? А смысл какой? Думаете кто-то здесь Вас поддержит, скажет "О, да! Русский абсолютно прав"?
3. И простите за резкость. Вам больше нечем заняться?
Юрий ШМЕЛЕВ:
«Проститутка не может быть татаркой, а татарка проституткой».
------------------------------
Как бывший спортсмен, объездивший всю европейскую часть СССР, Казахстан и некоторые еврпейские страны, могу утверждать, что легче всего было затащить в постель русскую девушку. Более того, только русские девушки меня самого затаскивали в постель. Но это ни в коей мере не указывает на то, что все эти русские девушки были проститутками. Всё делалось бесплатно и по взаимному желанию.
В связи с тем,что Юрий ШМЕЛЕВ не внушает доверия, т.к. постоянно занимается демагогией, то хотелось бы увидеть ссылку на подлинную цитату Заки Зайнуллин о том, что все русские женщины проститутки.
Была бы моя воля,поставил бы памятник Ю.Шмелеву при жизни и назвал бы "Памятник совку".
Адиль а теперь придумай себе памятник!
поступил в институт казанский в 70г.с тех пор много раз при разговоре спотыкался о выражение:"вот уменя друг! -правда,он татарин"(т.е.,было бы еще лучше,если бы не татарин...)до этого живого русского не видел,как шмелев не видел татарина.как-то у них в крови это превосходство имперское.пенсионер никак не поймет:хороший товарищ МИША шавалиев-это еще не все,что нужно. теперь в копилку шмелева,туда,где зайнуллин: ФАИМА апа отдыхала в трускавце в сов.время(это известный санаторий,гряелечение,кажется,на зап.украине).поселили в двуместный номер с русской женщиной,тоже в возрасте.она,приглядываясь к ней: ой,ФАЯ,ты такая чистюля!даже не подумаешь,что татарка(комплимент!). ФАИМА апа,не растерявшись от такой наглости(похоже эта русская женщина ранее не встречалась-таки с татарами по жизни): а вы когда перестали мочиться стоя?без трусов ведь ходили и стоя ссали,по-простецки!" вот так,ненароком и проявляется шовинизм,прямо с языка срывается-привычно!(а что-татар-значит второй сорт, откуда быть чистоплотным!куда там до русской ухоженности и чистоте во всем,вокруг.ведь там,где русский-там чистота и порядок,а там,где инородец-там,как обычно,грязь: русское мнение, интересное для нас,татар,и слегка удивительное,правда?!
а фотография какая удачная:вона как смотрит!такой убть может при случае,если дать ему топорик в руки.и шеи нету -куда делась? повезло чуваку-всю жизнь встречались только отменно хорошие люди из татар-прямо конфетки:мужики,бабы,все-все!относились к нему по-человечески! г.шмелев,послушайте:так это же нормально,чему удивляетесь?!у татар так и заведено с древности-с соседями вести себя уважительно! а вам это кажется открытием-вот,мол,какие встречаютсч татары хорошие(не все подряд плохие,в смысле).это по вашему метко называется "медвежья услуга".если можешь удержаться,зажать песню в кулаке-лучше не пиши,лучше помолчи.