Татарская "Катынь"
«Комсомольская правда» написала, что в «Хайтарму» должны были войти острые антироссийские кадры, например, эпизод, в котором сотрудник НКВД мочится на татарских детей и стариков, которых гонят в поезд. Их якобы не удалось снять, потому что ни один русский актер не согласился играть в сценах, которые бросают тень на память о его народе. Однако ничего подобного в сценарии не было. Мы снимали не антирусский, а антитоталитарный фильм, как Вайда. Дело в том, что не все в России понимают эту разницу», – сказал «Gazeta Wyborcza» Ленур Ислямов – продюсер и автор идеи ленты «Хайтарма».
Герой возвращается домой
«Хайтарма» по-татарски – это возвращение и название национального танца. Фильм переносит зрителей в 1944 год. Красная армия гонит немцев из Крыма, 17 мая герой СССР майор авиации Аметхан Султан прилетает на своем истребителе с фронтового аэродрома в короткий отпуск в родную Алупку. Утром следующего дня по приказу Сталина начинается зачистка полуострова от татар, которых «отец народов» назвал предателями и прислужниками Гитлера. Людей выгоняют из домов, позволяя взять с собой только запас еды на два дня. Тысячи женщин, детей и стариков грузят в поезда и везут в далекий Узбекистан. Мужчин нет. 50 тысяч крымских татар сражаются на фронте в рядах Красной армии, а те, кто во время оккупации оказался в немецких отрядах (а их было около 15 тысяч), отошли с отступающим вермахтом на запад.
Сталин, руководствуясь излюбленным большевиками, гитлеровцами и последователями прочих тоталитарных доктрин принципом коллективной ответственности, признал целый народ крымских татар предателями, заслуживающими наказания ссылкой в далекие негостеприимные места.
От офицера, который руководит операцией в Алупке, Султан узнает, что и он – человек, сбивший 30 немецких самолетов и награжденный Звездой Героя, – считается предателем, потому что он татарин. Пилот предпринимает отчаянную попытку спасти свою семью и любимую женщину. Ему удается спрятать родителей и сестру от палачей благодаря помощи майора Кротова – доброго НКВДшника, который напоминает героя вайдовской «Катыни» капитана Попова.
Сценарий фильма написан на основе рассказов татар, которые были еще детьми, когда 18 мая 1944 г. их выгнали из домов и вывезли в Узбекистан, откуда им позволили вернуться в родные края только через 45 лет. Многие из них сыграли в массовых сценах «Хайтармы». Они пришли на главные площади Алупки и Бахчисарая, где проводились съемки, со своими внуками – как их бабки и деды 69 лет назад. Некоторые принесли с собой предметы, которые удалось тогда забрать с собой их предкам и которые как реликвии хранились в их семьях: миска, швейная машинка...
Одним их тех, чьи воспоминания легли в основу сценария, был Айдер Асанов – ювелир из Бахчисарая. Он рассказывал мне, как его, двенадцатилетнего мальчика, 18 мая 1944 года разбудил громкий стук в дверь. «Потом целый день отовсюду несся лай собак и крики «Твою мать, твою мать, твою мать!». Когда я смотрю фильмы о Холокосте и вижу, как лица набитых в теплушки евреев пропадают за закрывающимися дверями вагонов, у меня вновь стоит в ушах эта монотонная ругань. Я, наверное, никогда от этого уже не избавлюсь», – вздыхал старый татарин.
Консул заявляет: «извращение»
Премьера «Хайтармы» в Симферополе обернулась громким скандалом. Авторы пригласили на нее восемь русских летчиков-ветеранов, которые знали Султана. Однако четверо из них не пришли на сеанс, поскольку генеральный консул Российской Федерации убедил их не ходить на картину, очерняющую СССР. Позже в интервью крымскому телеканалу ATR дипломат признался, что не видел фильма, но был бы готов его посмотреть, если бы это был 20-серийный сериал, где эпизод с депортацией был бы 17-й серией, а в предыдущих показывались подвиги советского народа во время войны и сотрудничество крымских татар с немцами. Рассказ об одной только депортации, в результате которой в Среднюю Азию было выслано 200 тысяч татар, а по пути и в первый год ссылки умер каждый четвертый из них, российский консул назвал «извращением».
Крымские татары вышли на демонстрацию к консульству России в Симферополе, требуя немедленной отставки дипломата. «Мы не дадим консульству работать, пока им будет управлять этот человек. Для нас он – сталинист и фашист. Мы требуем его немедленной высылки с украинской территории», – заявил зампред крымско-татарского меджлиса Рефат Чубаров.
С протестом выступил также МИД Украины. В конце концов российское ведомство иностранных дел открестилось от высказываний своего чиновника, признав в специальном заявлении, что оно «понимает реакцию», вызванную некорректными высказываниями Андреева. Консул, сознавая, что ему уже не удержаться на своем посту, ушел в отставку, хлопнув на прощание дверью и назвав заявление МИД России «беспомощным, глупым, беспринципным и позорящим ведомство».
Дипломат, который попытался учить украинцев, о чем им снимать фильмы, получил нагоняй, потому что занялся не своим делом, однако он не отклонился от генеральной линии, обозначенной руководством Российского государства. Несколько дней назад Сергей Нарышкин, председатель Госдумы и Российского исторического общества, предложил подвергать сценарии исторических фильмов специальной экспертизе, чтобы избежать в них ошибок и недоразумений.
Месяц назад сам Владимир Путин на встрече с кинематографистами в Сочи призвал их создавать фильмы, которые «рождают гордость за свой народ, за его историю». «Хайтарма» – первый фильм, повествующий о преступлении Сталина против целого народа, – к этой категории не относится. Он скорее склоняет к размышлениям и напоминает, что аналогичную депортацию «отец народов» устроил чеченцам, ингушам, поволжским немцам, туркам-месхетинцам и другим советским народам.
На фронте было легче
Пропутинская газета «Комсомольская правда» посвятила «Хайтарме» две обширные, двухстраничные статьи, в которых объясняла читателям, откуда берутся такие вредные фильмы. Газета, ссылаясь на директора Центрального музея Тавриды Андрея Мальгина, писала, что речь здесь идет о явлении, которое называется в психологии «виктимизация». «Любая нация, особенно новая, должна раскопать в своей истории преступление, которое было против нее совершено и которое способно ее сплотить. Так действовали все начиная с XIX века: венгры, поляки, евреи. Этим не страдали старые нации – французы и англичане. Несвойственно это и русским», – утверждал эксперт. 17 июня крымские татары представили «Хайтарму» на закрытом показе в Москве – для круга знакомых и их приятелей. Похожим образом в российской столице несколько лет назад дебютировала «Катынь» Вайды.
Зрители размышляли, может ли подобное кино быть показано по российскому телевидению, и пришли к выводу, что шансов на это нет. Пример «Катыни», которую в 2010 году показал канал «Культура», а затем Россия-1, тем не менее демонстрирует, что может быть и иначе. Ленур Ислямов обратился к зрителям с вопросом: «Наши предки пережили войну, а сможем ли мы выдержать правду о ней?».
(«Gazeta Wyborcza»,
Польша.)
Крымские татары - великий и сильный народ! Мы, т.е. тюрки Кырыма, Северного Кавказа и Идел-Урала, потомки одного корня - мы народ Тенгри! Свободу Татарстану!
Преступление против крымских татар совершило российское государство, которое должно принести им за это извинения и это как минимум. Америка извинилась за преступления, совершенные против индейцев и ничего плохого с Америкой не случилось. Вряд ли что-то случится плохое, если Россия извинится за преступления против крымских татар, чеченцев, калмыков, бурят, корейцев и других народов, значительная часть которых погибла при изгнании с родины.
Пусть русские выплачивают татарам компенсации за геноцид!
Фильм смогли снять на Украине о трагедии крымских татар. Да,великодержавным русским шовинистам это поперек горла, на Украине они не в силах запрещать и нельзя им осудить создателей фильма за экстремизм. А нам бы, хоть бы памятник поставить в Казани погибшим татарам в 1552 году и позднее. Вообще понравилась идея, высказанная в МТСС, выпустить такой настольный памятник, пускай будет у нас дома, если публично не разрешают.
При рассмотрении таких болезненных исторических фактов,как депортация крымских татар, надо учитывают всю совокупность обстоятельств приведших к этой трагедии. Во-первых, государство называлось тогда Советский Союз, а не Россия, и ответственность несут конкретные руководители этого государства. Во-вторых, это произошло в 1944 году во время Великой Отечественной войны в условиях военного времени. При этом , на мой взгляд имел факт переплетения национальных интересов. К решению о депортации имели отношение еврей Лев Мехлис, грузин Иосиф Сталин, русский Михаил Калинин, да и украинцы вроде Никиты Хрущева в стороне, наверное не остались. Крым всегда был лакомый кусочек территории. После войны евреи просили у Калинина и Сталина отдать им Крым, но им отказали.Сталин, наверное, мечтал что Крым станет грузинским. Хрущев самолично передал Крым из РФ в состав Украины. В Крыму всегда сталкивались интересы самых разных национальных групп. Депортация крымских татар одна из трагических страниц истории Крыма.
Роман
Приведены достоверные факты. Всё это так. Конкретных руководителей того государства и самого государства уже нет. Но Россия правоприемница, распавшегося СССР значит и ответственна засовершенный геноцид. Помню как чеченцам, ингушам, карачаево-балкарцам, калмыкам и другим депортированным народам дали при Хрущеве разрешение на возврат в свои родные места, а крымским татарам нет. Бедолаг, которые на риск и страх из крымских татар поехали на родину, непринимали на работу,всему населению, поселившихся в их дома запрещали продавать татарам. Даже свое жилье нельзя было выкупить. Только татарам было отказано в репатриации. В этом подлую роль сыграл бывший министр иностранных дел СССР Громыко. Кто бы из верхов не сменял друг друга, но отношение к крымским татарам до сих пор существенно не поменялось До сих пор из-за не выделения земли под застройку, еще много татар не может реализовать возвращение в Крым.
Rimma
Держать миниатюрный памятник павшим воинам при защите Казани в доме можно, но это не дело. Русским оккупантам есть, а татарам нет.
Уже писал,но повторюсь. Готов оставить от пенсии на хлеб и воду, и 10 тыс. перечислить на счет для воздвижения настоящего памятника на людном месте в Казани.
Кунак дело здесь не в деньгах. Поставить памятник не дают русские и их татарские прислужники. Дело не в деньгах - не денег не хватает, а татар-патриотов.
Роман, 26.07.2013 в 18:27
При рассмотрении таких болезненных исторических фактов,как депортация крымских татар, надо учитывают всю совокупность обстоятельств приведших к этой трагедии. Во-первых, государство называлось тогда Советский Союз, а не Россия, и ответственность несут конкретные руководители этого государства.
-----------------------------------------------
Но генконсул России Андреев выразил недовольство тем, что в картине не затронута тема «сотрудничества лиц крымскотатарской национальности с фашистскими оккупантами»
Надо обратить на немало важное обстоятельство, всего на стороне фашистов воевало в различном качестве 1,5 млн бывших советских граждан, крымских татар 10тыс. Но на слуху одни крымские татары.Украинцев-180тыс., белорусов-70тыс,эстонцев-100тыс.,грузинов-25тыс.,армян-20тыс. это только что навскидку.В основном зап.украинцы, татары,эстонцы, своих как бы и нет.Одних только казаков 70 тыс. Станицами уходили с немцами после наступление советских войск.http://cossac-awards.narod.ru/Zametki/Zametka25_Kazaki_Wermacht.html
Вот одно высказывание с русского сайта "С моральной точки зрения, украинцы, белорусы, казаки, грузины, армяне и туркмены не могут считаться предателями, как и представители всех других нерусских национальностей. Россия не может считаться их родиной, поэтому они имели полное право выступить на любой стороне, лишь бы добиться независимости для своих народов. "С http://www.omolenko.com/istoria/vlasov.htm.
Может по ТНВ покажут.
Точка зрения власовцев понятна и объяснима. Но предательство в условиях войны вряд ли будет когда-нибудь оправданна. Но депортация целых народов не имеет оправдания ни с юридической, ни с моральной точки зрения. Если среди крымских татар были предатели совершившие преступления, их надо было выявить и судить. Женщины, дети и старики не должны были отвечать за преступления членов своих семей.Даже марксиско-ленинская теория не предусматривает ответственность национальных групп за преступления своих членов. Наоборот, в марксизме-ленинизме утверждается, что у рабочих нет ни национальных признаков, ни Отечества. Ответственность за деяния преступника могут нести его родители, да и то в основном моральную. Депортации нет оправдания.
Роман не все так однозначно с власовцами .Ведь с со событий распада Союза прошло 22 года а все помниться как вчера .Так и события 18года репрессии ,голод,раскулачивания, они свежи в памяти у людей того времени.По сути война с Германией это продолжение гражданской много было недовольных сталинским режимом.Ведь 1,5 мил. на стороне вермахта, это много.
Западная Украина только вошла в состав СССР как и прибалты отнюдь не добровольно, как они могли оказаться предателями не понятно.По казакам Дона так там почти каждая семья пострадала от коммунистического режима,понятны их настроения.За все азиатские республики и говорить нечего ,лояльности никакой к советской власти.За 20лет совместной жизни я думаю мало было.Так и власовцы помнили тамбовские события, как Тухачевский травил их газом и остальные преступления режима.Вот они и перешли на сторону вермахта.Ведь в то время никто не читал Маин Кампф, если читали то вряд ли перешли на сторону немцев.Гитлер обещал избавить от коммунистов во что и поверили многие.По большому счету они предали режим но не народ.Остальные народы освободиться от России как таковой ,что и случилось с распадом Союза.