2 марта 2024 г. независимая общественно-политическая газета
Главная Общество Свобода совести
Рубрики
Архив новостей
понвтрсрдчетпятсубвск
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
       

Свобода совести

2 февраля 2012 года
Свобода совести

     В Казани в минувшую пятницу, 27 января, в Большом зале «Шаляпин-отеля» состоялась научно-практическая конференция «Духовная безопасность России и нетрадиционные религиозные движения», организованная Российским институтом стратегических исследований. Участвовало примерно 30 человек, достаточно большое количество мусульман. РИСИ недавно указом президента России от 4 января стал главным аналитическим органом администрации президента РФ, «задвинул» медведевский ИНСОР, возглавляется генерал-лейтенантом внешней разведки Решетниковым и занимает ярко выраженные государственнические и даже воинствующие «державные» позиции. Меня не устроила довольно официальная (иногда тенденциозная) статья Ислама Батыя о данном идеологическом событии, которое считаю знаковым и важным для Татарстана.

      В конференции должны были участвовать, но не пришли Валиулла Якупов и Фарид Салман по техническим причинам, был Марат Гатин из аппарата президента РТ, представители казанской мэрии, ФСБ, Совета безопасности РТ, аспиранты, муллы, священники. Открыл конференцию Михаил Смолин, начальник отдела гуманитарных исследований РИСИ. Неожиданный для научного учреждения термин «начальник» указывает скорее всего на военизированность учреждения. Михаил Смолин окончил истфак Петербургского университета, работал редактором журнала «Москва», руководил Православным центром имперских политических исследований. Православный консерватор и монархист. Издал много книг по этой тематике. Основную цель русского народа на сегодня видит в возрождении православной Русской империи.

      С развернутым сообщением выступил Роман Силантьев, о привлечении денег в «новых религиозных движениях». Роман Силантьев выпустил ряд работ по новейшей истории ислама в России, энциклопедию по современному российскому исламу. Его работы высоко оценивает Талгат Таджутдин и подвергает резкой критике Равиль Гайнутдин. Роман Силантьев – зам. председателя комиссии по экспертизе материалов по фальсификации истории России. Ему 34 года, и он даже способствовал возникновению в России так называемой «религиозной фантастики», за что получил премию «Серебряная стрела». В качестве одного из вызовов современной истории он называет «тотальную толерантность». Человек молодой, энергию и пассионарность явно почерпнул от глубокого изучения ислама и исповедует поэтому, я бы применил такой термин – православный «джихад». Силантьев считает, что около 10 миллиардов долларов за два десятилетия США затратили на продвижение в России протестантских сект. Как заявила Владислава Филянова, с.н.с. из РИСИ, сегодня «секты – инструмент геополитики». У секты два этапа развития, этап проникновения и этап захвата власти. В России первый этап близится к концу, секты переходят к непосредственному внедрению своих людей во власть. Например, как сообщил Силантьев, прокурор Хабаровска стал кришнаитом. Кириенко разделял идеи Хаббарда, сайентологи довольно активны в среде чиновников и бизнеса, активны Свидетели Иеговы, компания Вимм-Билль Данн активно распространяла раньше протестантские воззрения. Печатаются миллионные тиражи специализированной литературы. 80% сектантов – женщины, правда, в исламских сектах несколько иное соотношение, они более мужские.

      Раис Сулейманов сосредоточился на излюбленной им теме борьбы с салафитами. Он ходит в красной рубашке демонстративно, так как считает красный цвет антиваххабистским цветом, видимо, в пику зеленому цвету. Сулейманов заявил, что отмечены случаи посещения в Татарстане сотрудниками ОМОНа ваххабистских мечетей. Идет сращивание ваххабитов и преступных группировок. Как считает Сулейманов, идеология ваххабизма очень «комплиментарна» к стихийной идеологии криминального мира. Многие ваххабиты, побывав в тюрьмах, вербуют там значительное число новых сторонников, тюрьмы превращаются в джамааты. На Приволжском и Московском рынках идут сборы «джизью» в размере тысячи рублей в месяц с торговцев для помощи правоверным. Сейчас возник новый термин ОПЭГ (организованная преступная экстремистская группировка), это группировки, которые активно используют религию для консолидации сил. Такие группировки имеют хорошую связь с Кавказом, другими аналогичными (исламскими, как отметил Сулейманов) группировками в регионах страны, обладают значительными финансовыми ресурсами, современным оружием, связями с заграницей. Активизировалась на территории Татарстана «Хизб-ут Тахрир». В мусульманском мире Татарстан считают исторической территорией ислама, и здесь некоторыми выходцами из Дагестана образован Булгарский джамаат. Порядка 120 молодых проповедников ваххабистского толка должны приехать в Татарстан в следующем году после обучения в Саудовской Аравии, как раз накануне Универсиады. Возникают частные мечети-коттеджи, неподконтрольные ДУМ РТ. Например, в поселке Петровский построен коттедж с признаками мечети на деньги арабских организаций. Ваххабиты призывают не поклоняться могилам предков, требуют убрать памятники с мусульманских кладбищ, считая это язычеством. Осудил Сулейманов и разветвленный «клан Рашиды Исхаковой» в Татарстане. Осудил Сулейманов и заголовки некоторых мусульманских сайтов типа «МВД убило мусульманина!» (по поводу недавних событий в деревне Высокогорского района), когда был предотвращен теракт, планировавшийся в Казани. «А ведь могли погибнуть десятки невинных людей, дети», – заявил Сулейманов. Сулейманов считает, что в Татарстане сейчас примерно 3 тысячи активных «джихадистов», и это большая проблема. Он затруднился дать оценку финансовых ресурсов, стоящих за «джихадистами», но отметил, что это десятки миллионов рублей по скромным подсчетам. В Кул Шарифе, например, берут за обряд бракосочетания 16 тысяч рублей, при этом в день бывает иногда до 20 обрядов. ДУМ РТ судится с владельцами кафе «АЗУ» на 500 тысяч евро. Сулейманов с одобрением отозвался о деятельности министра МВД РТ Сафарова в области борьбы с терроризмом, если бы не он, то ситуация могла бы выйти из-под контроля.  

      Евгений Бахревский, с.н.с. РИСИ, выступил с интересным докладом «Суфизм как альтернатива салафизму. Организационная структура и психотехника суфизма». Пассионарная молодежь привлечена радикальным салафизмом, считает Бахревский и характеризует идеологию так: «салафиты – современные большевики». Необходимо сформулировать такой ответ, который имел бы этическую и эстетическую привлекательность для молодежи. Это суфизм. В суфизме ученик полностью отдает свою волю Учителю. Суфийские братства всегда исторически были в центре антиколониальной борьбы. Бахревский считает, что ислам в принципе и особенно суфизм дает больший простор для творчества. Суфизм в России нужно развивать, но в России нет действующих суфийских шейхов, а учение передается от живого учителя. Поэтому Бахревский сформулировал идею «импорта шейхов» в Россию. Правда, в последнее время в суфизме разрабатывается возможность получения откровения непосредственно от пророка Мухаммеда, когда он является избранному.

      Рамиль Гарифуллин, психолог, выступил с докладом «Фанатизм и богомания как одна из составляющих проблем российской психологической безопасности». Ситуацию с сектами он рассматривает как борьбу за деньги, за ресурсы, как борьбу бизнес-проектов. Ввиду деформации общества появилось много невротиков, которые идут в секты. Тип человека, склонного к участию в секте, довольно хорошо разработан в психологии. Но «несектантский» мир часто еще более извращен в России, чем «сектантский» мир. Он отмечает суицидальные мании у ваххабитов, когда подготовка к смерти вызывает эйфорию. В своей оценке «богомании» Гарифуллин опирается на постмодернизм. Религии умерли, в мире господствуют трансрелигии. Гарифуллин все сводит к психологии, в мире господствует психология, религия лишь психологический феномен защиты от страхов и опасностей жизни современного общества.

      Владислава Филянова, с.н.с. РИСИ, выступила с докладом «Религиозная политика США и новые религиозные движения». США гораздо более религиозны, чем светская Европа. Основа американского сознания – США созданы по проекту Бога и получили дар Бога. США наследуют и Византийскую империю в том числе (то есть третий Рим – это Вашингтон), несут фундаментальные ценности миру. Госдепартамент США вменил в обязанность посольству США проводить мониторинг сект в России, особенно протестантских. Многие правозащитные организации и протестантские секты сливаются в своей деятельности, протестанты финансируют правозащитные организации. В Южной Корее неопротестантизм сменил буддизм в течение двух поколений. Интересно, что в Сингапуре, например, английский язык, по существу, вытесняет китайский. Отвлекаясь от доклада, получается, для того чтобы добиться в Татарстане повторения сингапурской модели, необходимы три составляющие – 1) смена ислама и православия на протестантские культы, 2) смена русского и татарского языка на английский язык, 3) в Сингапуре 90% населения китайцы, китайцев по трудовой этике называют «немцы Азии», то есть необходимо насаждение немецко-китайской трудовой этики в сфере образования республики, советская и российская трудовая этика не обеспечивает стремления к накопительству, росту капитала, ислам и православие в принципе более «монастырские» религии, это религии ухода от мира, презрения к богатству. Без проведения этих трех идеологических реформ вряд ли президенту Минниханову удастся осуществить в Татарстане «сингапурское чудо». В России территории восточнее Урала, по существу, сейчас подвергаются широкой обработке протестантскими сектами, это не каноническая православная территория. Активно проникают протестанты в Казахстан и Киргизию. На Украине активным сторонником и актором «оранжевой революции» были протестантские секты. Протестантские секты, например, помогают переселению евреев в Израиль, так как считают это признаком «последней битвы». Когда все переселятся, тогда она и наступит. В идеологии протестантских сект нет места концепции «святой Руси». Протестанты постулировали, что битва с СССР являлась битвой с «империей зла».

      Отец Кирилл (Бухараев), кандидат исторических наук, преподаватель Казанской духовной семинарии, выступил с докладом «Пастырь и стихийные оккультисты». Оккультистами отец Кирилл называет тех, кто свою человеческую волю ставит выше Божьей воли. Оккультный мир есть арена борьбы различных сил, мир, из которого Бог уже устранился. Потеря денег не самая большая потеря при занятиях оккультизмом, считает отец Кирилл. Страну заполнили «ясновидящие», экстрасенсы, люди тянутся к языческой магии, не задумываясь об опасностях выхода в тонкий мир. Люди считают, что священник – это такой же колдун. Во Франции, например, в СМИ и на телевидении нет рекламы оккультизма. Отец Кирилл назвал оккультизм духовной порнографией и требовал его запрета. Оккультизм – источник соблазна. Идет «размывание мировоззренческого единства нации». Большевизм паразитировал на христианских корнях России.

      Лариса Астахова, зам декана философского факультета КФУ, рассказала об оккультизме в массовой культуре. «Гарри Поттер», сага о вампирах, множество фильмов о магии из Голливуда они привела в пример. Астахова в прошлом была участницей ролевых игр «Зиланткона» и в принципе положительно оценила его, но сделала акцент на опасности «заиграться», уйти совсем в виртуальный мир ролевых игр. «Властелин колец» и «Звездные войны» тоже в некотором виде «оккультные фильмы», созданные в подчеркнуто протестантской стилистике. С этой точки зрения можно вспомнить «Семнадцать мгновений весны», где эстетика нацистской формы неожиданно катализировала в СССР интерес молодежи к нацизму. Штирлиц стал вызывать интерес у молодежи не как разведчик, здесь сюжет был явно натянут, а именно как «истиный ариец», вспомним и Мюллера, и Шелленберга. «Семнадцать мгновений весны» снимались по заказу КГБ, в некотором смысле КГБ возбудило интерес к нацизму, раздувая, по существу, антисемитскую пропаганду в СССР.

      Яна Амелина, начальник сектора исследований Кавказа РИСИ, рассказала о неоязычестве на Кавказе. В Северной Осетии язычество выдвигается на первый план, пропагандируется, что осетины – потомки ариев. Вспомнила Амелина и книгу Емельянова «Десионизация».

      Бурное обсуждение вызвал доклад Василия Ордынского (Иванова) о партии «Воля» Светланы Пеуновой, концептуальной партии «Единение», движении «Возрождение. Золотой век» в Казани. Их охарактеризовали как оккультные секты с политическим уклоном. Николай Савухин, преподаватель КАИ, например, возглавляет отделение партии «Концепция общественной безопасности», учение о «мертвой воде», которое пропагандировал генерал Петров. Они смыкаются с радноверами, считают, что русские потомки инопланетян и именно русские создали цивилизацию Древнего Египта. Крещение Руси – это операция «мирового предиктора». Молодежь там хорошая, патриотическая, считает Иванов, они выступают за возвращение России к границам СССР. Языческие настроения возникают и в русском киноклубе Казани, считает Иванов.

      Светлана Пеунова ранее увлекалась учением Грабового о воскрешении мертвых, учением Саи Бабы, сейчас руководитель партии «Воля» утверждает, что к Земле летят инопланетные рептилии с планеты Нибир. Светлана Пеунова считает себя экстрасенсом, заявляет, что своей энергией отогнала радиоактивное облако от Самары. Она говорит о близком конце света. Несколько раз баллотировалась в мэры Самары, в депутаты Госдумы, набирала более 10% голосов.  
  Надежда Александрова из КФУ выступила с отрицанием деления религий на традиционные и нетрадиционные, религии не должны делиться на «плохие» и «хорошие», это противоречит Конституции РФ, у людей есть свобода совести. Раис Сулейманов активно возражал ей. Это, мол, у либералов такая концепция, что все религии одинаковы. Но если деление народов на первосортные и второсортные называется расизмом, то почему в религиях должен применяться такой «конфессиональный» расизм? Вызывает также сомнения и сам термин «духовная безопасность». Дух – это божественный атрибут, и в данном термине есть смешение человеческого и божественного. К тому же здесь «духовная безопасность» есть явно подчиненное, часть «государственной безопасности». Это все-таки чисто профессиональная тяга к термину «безопасность», к культу «безопасности», к гиперболизации «безопасности», вполне понятная. Интересна также новая эмблема РИСИ. Она символизировала собой «божественное око», но эстетику рисунка привлекательной и одухотворяющей не назовешь.

Рашит АХМЕТОВ.


Комментарии (0)