Студенческие годы (ч.2)
Его манера чтения лекций также была своеобразной. Это был прирожденный лектор. Иногда у дверей аудитории, откуда раздавался его голос, останавливались и слушали его даже студенты других факультетов. Его изложение предмета иногда сопровождалось обращением к кому-то из студентов. Скажем, рассказывая о Щапове, он подходил к Тамаре Красиковой и говорил: «Итак, матушка Красикова, этот человек, не побоявшись преследований, открыто заступился за бездненских крестьян и их вожака Антона Петрова». Речь шла о восстании крестьян села Бездны Спасского уезда, по-своему толковавших царский манифест 23 февраля 1861 г., и общественном резонансе по поводу этих событий. Вот эта его манера частого обращения к студенту создавала у слушателей их незримую причастность к событиям, о которых он рассказывал.
Да, поскольку я упомянул имя Тамары Красиковой, надо, видимо, сказать и о ней. Она высокая и красивая и до университета какое-то время была балериной. На нее обращали внимание, и она сама также не была безразличной к мужскому полу. Дело однажды дошло даже до обсуждения ее персонального дела. Группа заступилась за нее, и ее оставили в комсомоле, а, следовательно, и в университете. Да, именно так. Ибо тогда исключение из комсомола вело и к непременному исключению из университета. После окончания университета она оказалась в Воронеже, защитила там кандидатскую диссертацию и работала доцентом университета.
Ирина Матвеева также по-своему была красива. У нее был особый талант по привлечению к себе сокурсников и особенно из числа ребят. Хитровата, находчива и умна. Она также окончила аспирантуру и защитила кандидатскую диссертацию под руководством профессора Аркадия Семеновича Шофмана.
С третьего курса в нашу группу влились Миркасым Усманов и Азгар Мухаммадиев, обучавшиеся до этого в группе татарского отделения. Их перевели в нашу группу, как людей, проявивших интерес к истории татарского народа. Миркасым родом из Китая. Их семья после возвращения оттуда обосновалась в Казахстане. Миркасыма потянула родина предков, и он оказался в Казани среди нас. Он кроме родного татарского, русского языков владел уйгурским и казахским языками. Знал все тонкости арабской графики и умел читать древние рукописи. Это были хорошие слагаемые к его природному уму. Можно сказать, что он в последующем их смог реализовать в полной мере. Азгар Мухаммадиев родом из Башкортостана появился в университете в матросской форме. Он бывший матрос-подводник. Филологические способности соседствовали в нем с нарастающим интересом к древней истории татарского народа. Его более всего занимали археология и нумизматика. Оба эти студенты летнее каникулярное время проводили в экспедициях. Усманов - в археографических, а Мухаммадиев - в археологических. Первый находил и собирал древние рукописи, второй - древние монеты. Они не только находили и затем сдавали в соответствующие учреждения свои находки, но и усиленно занимались расшифровкой своих находок. В последующем Азгар, обнаружив одну медную тарелку гуннских времен, смог расшифровать написанное предложение: «Аттила улы Тингиз» - «сын Аттилы Тингиз». Этих ребят и до этого хорошо знали в нашей группе, и потому они быстро влились в наш небольшой коллектив студентов исторического отделения. По окончании университета в 1963 г. оба были оставлены в университете. В последующем защитили кандидатские и докторские диссертации и стали признанными учеными нашей республики.
Вообще значительная часть нашей группы пошла в науку. 6 докторов и 7 кандидатов наук. И остальные выпускники нашей группы заняли достойные места в обществе. Интересная была наша группа.
Старостой группы был Володя Трофимов - уволенный в запас вчерашний армейский офицер. Комсоргом группы мы избрали Рамзи Валеева. Оба они в первый год обучения жили в одной квартире и были очень дружны. Они вместе приложили немало сил для сплочения группы. Я же был избран секретарем курсового бюро ВЛКСМ. Курс состоял кроме группы историков из групп филологов, татарских филологов и РТО (русско-татарское отделение). И курс наш был очень дружным и сплоченным. Затем я возглавил комсомольскую организацию факультета. Историко-филологический факультет в те годы.
И.Р. ТАГИРОВ.
(Из книги «По жизненному пути».)
Все нынешние великие люди были пионерами и комсомольцами. И даже членами КПСС. А я, несчастный, комсомольцем, хотя и чисто формально, был, а пионером быть отказался. И никогда не имел счастья носить пионерский галстук. И в партии не был. Наверно, напрасно. Много потерял.
так вступай в "ядрёну расею",
япона мать!
наверстаешь исчё..
А на кой? Стар я ужо. О вечном думать надо. Т.е. о том, кому на руси жить хорошо.