2 марта 2024 г. независимая общественно-политическая газета
Рубрики
Архив новостей
понвтрсрдчетпятсубвск
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
       

Столыпин

7 марта 2012 года
Столыпин

     Был крайне удивлен «очень знаковому» во времени, унизительно примитивному событию дней сегодняшних. Прежде всего поразило, что в современном «толерантном» обществе учреждена и введена в обиход процесса государственного поощрения 26 мая 2008 года медаль «Столыпина П.А.» 2-х степеней. Эта новость вытекала из первой. М. Шаймиева ею наградили «дальновидные» идеологи из команды премьера страны. Чем они руководствовались, остается только догадываться. 
      Так вот, хочется немножко о Столыпине П.А., о его персоне. Информации о нем в исторических справочниках, различных рубриках Интернета предостаточно. Приведу некоторые цитаты и отрывки завершенных по смыслу исторических изложений различных авторов (Анна Герт, Альта Махмутова и другие).
      С развалом СССР, когда хаос и беспредел стали обычным явлением российской жизни, а так называемые "демократические преобразования" вызвали множество неразрешимых экономических, социальных и юридических проблем, мечту о прекрасном будущем все более уверенно вытесняет миф о прекрасном прошлом. События, уже давно сделавшиеся достоянием истории, перекраиваются, героизируются и приобретают зачастую не свойственные им величественные черты. Как и всякая утопия, такого рода мифы отвлекают от настоящего, придают ему характер чего-то очень временного, почти эфемерного. С авторами мифов невозможно спорить, поскольку, как известно, они не признают "правду факта", им подавай "правду века", которая для них – все та же утопия, населенная исполинскими образами героев. Их могучие фигуры, мастерски нарисованные авторами, зачастую заслоняют ту самую "правду факта" или, точнее, "правду фактов", без которых не могут существовать ни вышеупомянутые герои, ни "правда века". Роль истории при таком подходе выражается известной пословицей в несколько измененном виде: "История – что дышло, куда повернешь, туда и вышло". Историк вырабатывает свою концепцию не на основе непредвзятого исследования фактов и документов, а трактуя их в соответствии с идеологическими установками сегодняшнего дня, руководствуясь определенными эталонами и штампами.
      Исходя из теперешней потребности в "идолах и идеалах" и учитывая их крайний дефицит в связи с тем, что перестроечная и постперестроечная пресса низвергла почти всех героев прежних времен, воплощавших социалистические принципы, начались лихорадочные поиски кандидатов в новые кумиры. При этом освободившиеся места на высоком пьедестале истории отнюдь не всегда предоставляются самым достойным. Это относится к крупномасштабной и крайне противоречивой личности П.А. Столыпина, который, руководствуясь благими побуждениями создать могучую Россию, практически подтолкнул страну к катастрофе.
      В апреле 1906 года, в разгар революционных событий, император Николай II назначил потомка старинного дворянского рода, саратовского губернатора Петра Столыпина министром внутренних дел Российской империи, а в июле – председателем Совета министров. И в Саратове, и в новой должности тот проявил себя как последовательный противник не только радикальных революционеров, но и либералов любого сорта – как на словах (он был незаурядным оратором), так и на деле. По его приказу войска и полиция жестоко наказывали участников крестьянских волнений, в тюрьмы в большом количестве бросали студентов и старшеклассников-гимназистов, замеченных в антиправительственной деятельности, провозглашенные царским манифестом от 17 октября 1905 года политические свободы были всячески ограничиваемы. Столыпин дал прямую директиву губернаторам: «Меньше арестовывать, больше стрелять… Убеждения полноте, действуйте огнем…"
      Неудивительно, что в августе 1906 года на Столыпина было совершено покушение. Погибли 27 человек, премьер остался жив. В ответ он добился введения военно-полевых судов – без адвокатов, без возможности подать апелляцию – с правом вынесения и исполнения в течение 24 часов смертных приговоров. А в придачу запретил включать в состав этих судов профессиональных юристов. Следовательно, виселица с пресловутым «столыпинским галстуком», то есть петлей, превратилась в один из символов тогдашнего российского государства. Только за 1907 – 1909 годы военно-полевые суды приняли более 5 тыс. смертных приговоров, подавляющая часть которых, по свидетельствам тогдашней либеральной прессы, были практически немотивированны, а сотни убитых государством людей (преимущественно молодых) не совершили ни одного преступления – ни политического, ни уголовного. К началу 1908-го в тюрьмах находилось более 200 тыс. «политических» узников, примерно такое же количество сослали в «отдаленные места империи».
      Введенный Столыпиным режим по многим параметрам оказался предтечей большевистской диктатуры, прежде всего по своему отношению к правовым нормам и к представительной демократии. В государстве, где уже несколько десятилетий успешно работал суд присяжных, вдруг появились военно-полевые суды, из которых впоследствии были скалькированы сталинские «тройки».
      Необходимо сказать, что общественное сознание в России никогда не оправдывало использование репрессивных методов для достижения внутриполитических целей, какими бы прекрасными они не казались. Достоевский, как известно, утверждал, что даже "высшая гармония" не стоит слезинки одного замученного ребенка. Лев Толстой в статье "Не могу молчать!" яростно выступил против столыпинских казней. Льва Толстого горячо поддержали Александр Блок, Леонид Андреев и многие другие известные литераторы. Художник Илья Репин в своем письме в газету заявил: "Прав Лев Толстой – лучше петля или тюрьма, нежели продолжать безмолвно ежедневно узнавать об ужасных казнях, позорящих нашу Родину, и этим молчанием как бы сочувствовать им. Миллионы, десятки миллионов людей, несомненно, подпишутся теперь под письмом нашего великого гения, и каждая подпись выразит собою как бы вопль измученной души".
      Позднее, уже в 1909 году, Лев Толстой подготовил Столыпину очередное послание, которое в конечном итоге не отправил. Начиналось оно словами: «Пишу вам об очень жалком человеке, самом жалком из всех, кого я знаю теперь в России. Человека этого вы знаете и, странно сказать, любите его, но не понимаете всей степени его несчастья и не жалеете его, как того заслуживает его положение. Человек этот — вы сами».
      В столыпинский план преобразований в России, рассчитанный на десять лет, входило и решение национального вопроса. Одним из краеугольных камней здесь явился лозунг единства и неделимости Великой России. Столыпин полагал, что при его реализации он может рассчитывать на тесное сотрудничество с националистами всех типов. Большая роль при этом отводилась школе, направление и дух которой был определен еще в 1870 году тогдашним министром просвещения Д.А. Толстым: "Конечной целью образования всех инородцев, живших в пределах нашего отечества, должно быть обрусение их и слияние с русским народом". Правительство П.А. Столыпина продолжило открыто русификаторское направление.
      Его позиция по этому вопросу очень полно и ясно была сформулирована в отзыве министра народного просвещения А.Н. Шварца от 3 апреля 1908 года на проект плана государственной обороны, представленный военным ведомством. Указав на необходимость развития и укрепления в школе русского национального духа, министр отмечал: "Необходимо неуклонно отстранять всякие притязания инородцев на какую бы то ни было обособленность и национализацию школы. Руководящим началом должна быть единая русская государственная школа, на всех ее ступенях и для всех без исключения инородцев империи". И далее: "Во всех учебных заведениях должно неуклонно и строго последовательно проводиться образование и воспитание в духе любви к русской народности и русским идеалам... Школа должна быть национальна и консервативна, и никакие в этом отношении послабления не должны быть терпимы".
      Итак, школа может быть только национальной русской. Это подтвердило и обсуждение в том же 1908 году в Совете министров законопроекта о допущении преподавания "в начальных школах местностей с малорусским населением" на родном языке, внесенного 37 депутатами III Государственной думы. Совет министров в особом журнале от 14 мая подчеркнул, что обучение на малорусском языке недопустимо: оно должно вестись "исключительно на общерусском языке". Смысл школьной политики в целом сводился к попытке полного запрета родного языка даже в начальной "инородческой" школе, к объявлению всех нерусских языков вне закона.
      Чтобы понять сущность реформатора Столыпина, суть его замыслов, идей, устремлений, довольно прочитать его труды, его письма к царю и другим правительственным чиновникам. Изучая историю его реформаторства, можно будет понять, почему питают ненависть и неприязнь к этой личности финны, поляки, евреи, украинцы и другие народности. Некоторые говорят о нем, как о великом реформаторе, собирателе русского духа. Нельзя осуждать историю, но делать выводы необходимо. Нельзя быть собирателем своего духа, уничтожая дух другой. Расхожая формулировка «инородцы» – это никто иные, как мы с вами – коренные народы этих территорий, не принадлежащие к титульной нации. «Инородцы» – это родившиеся в иных местах. Но это великая ложь. Нас чрезвычайно много. И у каждого из нас есть великая достойная история наших прародителей. И каждая имеет право на уважение. Все мы от Единого Бога. Выход из кризисов и переход в Новую Расу ознаменован будет не титульными нациями и религиями, а почитанием духа другого, как своего.
      Мои неглубокие изыскания о Столыпине не попытка развернуть национальную карту, а удивление недальновидностью и неосновательностью тех, которые формируют нынешний курс нашей исторически уникальной страны в такое сложное опасное и в то же время необычайное по своим возможностям время. Нет сомнений, что история обязательно даст этому событию свою достойную оценку. Историки – все мы с вами и наши потомки тоже.
 

Ильле Халык.


Комментарии (2)
Tatarin, 08.03.2012 в 11:22

Забыл автор и про столыпинские вагоны, которые и поныне живы и Инородцы-это иной род, а не иной местности.

Вил Мирзаянов, 08.03.2012 в 19:05

Основательная статья. Когда все толкуют о величии Столыпина, автор своим историческим обзором отрезвил их. Если Путину такой человек нравится, то одно это уже более чем подозрительно. Порядочный человек не будет носить эту железку в честь палача Русии.