Старец Гавриил (Зырянов) (к 100-летию со дня блаженной кончины)
100 лет назад, 7 октября 1915 года (24 сентября по старому стилю) в Казани, в левом флигеле Казанской духовной академии, в келье своего духовного чада, инспектора академии, будущего священномученика архимандрита Гурия (Степанова) упокоился известный старец преподобный схиархимандрит, бывший наместник Седмиозерной Богородичной пустыни Гавриил (Зырянов).
Прошло сто лет со дня его блаженной кончины, а жизнь преподобного, его духовный подвиг притягивают православных христиан, историков церкви к еще более глубокому поклонению, почитанию и осмыслению.
Жизнь старца Гавриила – удивительное явление в русской духовной жизни рубежа веков. В ней отразились духовные искания многих русских богоискателей и духоносных отцов, всего русского боголюбивого народа.
Личность духовного старца наполнена не столько исключительными подвигами, сколько терпеливым, богопреданным несением креста скорбей, постоянной людской черствости и собственной немощи с истинно русской кротостью и смирением.
У старца было много учеников и почитателей. Одни из них были случайными кратковременными посетителями его гостеприимной обители, другие же надолго остались подле старца, испытывая большую притягательную силу его личности.
Его путь к иночеству был непростым. Он подвизался в Оптиной пустыни, в Московском Высокопетровском монастыре. С 1882 по 1908 годы его духовное стояние связано с Казанским краем – в Раифской пустыни его рукополагают в иеромонахи и назначают братским духовником, но уже в ноябре 1883 года переводят в Седмиозерную Богородичную пустынь, в которой старцу предстоит провести целых 25 лет. Именно здесь произошло созревание и преображение монаха-подвижника в великого старца, наделенного благодатными дарами Святого Духа.
В 1892 году старец постригается в схиму, в которой он был наречен именем своего небесного покровителя от купели Архангела Гавриила.
У старца Гавриила появляется круг учеников и почитателей. Совершенно особые отношения складываются у него со студентами и преподавателями Казанской духовной академии, преимущественно из числа монашествующих.
В фондах библиотеки Казанской православной духовной семинарии имеется книга старца Гавриила «Поучения и слова иеросхимонаха Гавриила», изданная типографией Казанского императорского университета в 1900 году, с авторской подписью: «Дарствую сию книжицу студенту I курса Духовной академии Александру Сковорцову на молитвенную память. 9 августа 1906 года. Схиархимандрит Гавриил».
Среди учеников и пострижеников старца оказалось много исповедников и новомучеников, стойких и непоколебимых воинов Христовых, дерзновенно противоставших насилию богоборцев. Ни один из учеников старца не оказался ни в числе обновленцев, ни среди «павших», т.е. духовно отрекшихся от Христа и Его страдающей церкви.
В 1902 году по настоятельной просьбе архиепископа Казанского и Свияжского Арсения (Брянцева) старец Гавриил принял на себя функции наместничества над обителью. Трудился святой старец над благоустроением Богом ему врученного монастыря не покладая рук.
Еще до своего наместничества он приступил к построению на средства благотворителей храма для неусыпного поминовения усопшей братии монастыря и всех православных христиан. 15 октября 1900 года архиепископ Казанский и Свияжский Арсений совершил чин освящения нового двухэтажного храма в честь преподобного Евфимия Великого (небесного покровителя основателя Седмиозерной пустыни схимонаха Евфимия) и святителя Тихона Задонского (небесного покровителя схиархимандрита Гавриила до принятия схимы).
В нижнем храме было устроено помещение для иноков – чтецов неусыпаемой Псалтири. И совершенно поразительно, что, начиная с 1928 года – года разгрома обители, когда подверглись уничтожению практически все монастырские постройки: храмы, хозяйственные помещения – был почти полностью снесен весь монастырь, за исключением только этого храма, ставшего видимым знаком святости его устроителя и указанием на великое духовное значение непрестанной молитвенной памяти.
В этом храме преподобный старец сподобился видению тайны Христовой жертвы за человеческие грехи, здесь старец проливал святые молитвенные слезы за совершаемой им литургией, здесь от избытка сердца, наполненного светом и радостью Царства Небесного, произносил он глубокие и проникновенные слова о духовной жизни и назначении христианина.
Высочайший духовный авторитет старца и его активная и успешная административная деятельность вызывали недовольство и у нерадивой части братии, и в светских кругах. Жалобы на схиархимандрита Гавриила подавались постоянно, но предыдущие архиереи понимали их мотивы и по доносам и жалобам дела даже не заводили.
Однако недоброжелатели воспользовались неосведомленностью нового архиерея, и вскоре после приезда владыки Никанора в Казань (назначен архиепископом Казанским и Свияжским 5 апреля 1908 г.) ему было подано сразу несколько подписанных и анонимных прошений.
Отца Гавриила обвиняли в том, что он по старости и нетрудоспособности не в состоянии руководить хозяйством, передоверил все казначею монастыря иеромонаху Тихону, который нечист на руку. В письме некоего «почетного гражданина Поливанова» содержалось обвинение в принадлежности отца Гавриила «к социал-демократической партии», обоснованное тем, что в монастыре не проводятся торжественные службы по «царским дням», а сам настоятель в эти дни вообще не служит. Подпись была явно вымышленной – в Казани не было такого потомственного почетного гражданина.
Владыка Никанор, настроенный против отца Гавриила, возбудил дело. И 15 мая 1908 года (отметим небывалую, а где-то и неоправданную оперативность) схиаримандрит Гавриил и иеромонах Тихон были отстранены от должностей. Хотя дальнейшее более тщательное расследование в 1910 году завершилось полным их оправданием.
В Казани считали, что главным мотивом удаления старца было желание владыки поставить во главе монастыря своего человека, архимандрита Андроника (Богословского), что действительно и было сделано.
Впрочем, желание иметь доверенного человека во главе Седмиозерной пустыни для владыки Никанора было вполне естественным, ведь монастырь был приписан к архиерейскому дому, его настоятелями были епархиальные архиереи, а значительная часть доходов монастыря шла на содержание архиерейского дома.
Тогда один из близких духовных сыновей старца будущий священномученик Иувеналий (Масловский), в то время игумен псковской Спасо-Елеазаровой пустыни (Спасо-Елеазаровский монастырь, древнейший на псковской земле. Основан в начале XV века прп. Евфросином. В XVI веке старец Елеазарова монастыря Филофей формулирует церковно-политическую идею «Москва – Третий Рим, Россия – как хранительница истинного православия»), смог выхлопотать перевод старца к себе. Замечательны и обстоятельства перевода старца: уже перед самым отходом парохода выяснилось, что у нестяжательного старца, обвинявшегося в растрате монастырского имущества, не только не хватает денег на билет, но даже вовсе не было средств на предстоящую дальнюю дорогу!
Анатолий ЕЛДАШЕВ,
доцент Казанской православной
духовной семинарии,
лауреат Макариевской премии.
(Продолжение следует.)
Романтизация татар-убийц русских - новый тренд в Татарии. Вся Татария сочувствует Мисбах-бабаю, убившему русского врача Железнова.
http://www.azatliq.org/a/27571306.html
Дело Мисбаха Сахабетдинова, убившего в Набережных Челнах врача, передано в суд
Закончено предварительное расследование по делу Мисбаха Сахабетдинова, убившего врача Андрея Железнова в Набережных челнах, Дело передано в суд.
Согласно обвинительному заключению, 8 июля 2008 года Мисбах Сахабетдинов, сломав палец, обратился в городскую больницу № 4, где работал Железнов. Во время приёма травматолог Железнов потребовал с него снять тюбитейку, потому что в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями требуется снимать верхнюю одежду. Но обвиняемый отказался выполнить требование врача и заявил, что не выйдет из комнаты пока ему не будет оказана медицинская помощь. Не смотря на это Сахабетдинова выгнали из комнаты приёма.
Обидевшись на это происшествие, Мисбах бабай (дедушка Мисбах) изготавливает огнестрельное оружие, замаскированное под трость, и с целью мести в мае 2014 года снова приходит к тому же врачу. Но в то время оружие не стреляет из-за неисправности.
После исправления неисправности оружия, Сахабетдинов снова приходит в больницу 11 декабря 2015 года и убивает Железнова.
Мисбах бабай (дедушка Мисбах) признаёт все обвинения, говорится в сообщении Следственного комитета России. Он останется под стражей. Дело передано в Набережночелнинский городской суд.
бабайка старый,можно и поиздеваться.
да и небогат,не разживешься.
чаплашка!
тем врачам,кто ХАМСТВУЕТ,а также требует МЗДУ
без разбору с любого,-
инфо к размышлению.
на распутина смахивает поп с другого боку лизы.
Всегда оказывается в православной секте процветала несправедливость,а сейчас тем более.
Видели, русские? Не только татарская редакция радио Свободы романтизирует убийство русского татарином. Это всё делается под трудно скрываемое одобрение всех татар. Не зря же сняли фильм Война непрощённых. Сто тысяч татар - легионеров татарского гитлеровского Легиона Идель-Урал - герои. А что они делали? Да просто резали русских на оккупированных территориях! Убийства русских оправдываются и поощряются татарской прессой и общественностью. Татарин, убивший русского, всегда будет прав! Процесс пошёл.
Шиза,русским вообще то по херу твои стенания,они уже давно посмотрели РЕН ТВ про башкурдские предательства,а сейчас читают книжку Мурзагулова про башкурдские,нынешние подлости.
Иван Иванович, 04.03.2016 в 11:06
татарская редакция радио Свободы романтизирует убийство русского татарином.
==================
Русское телевидение романтизирует убийство татарок русскими уголовниками. Это ведь правда, иван иванович?
Не надо говорить то, чего не было. Это татарское радио вместе со своими читателям-комментаторами рукоплещет деду Мисбаху, убившему русского врача Железнова.
Ну что же все таки сказал ваш русский врач 80 летнему деду. Иван Иванович хотим знать ваше мнение,пусть вы и шизофреник на почве татарофобии,но все таки интересно ваше специфичное мнение.
Татары начали убивать русских. Нам, русским, надо дать ответ.
иван пошел на прием к врачу-татарину.
тот приказывает снять штаны.
иван и снял.
жив остался врач.
иван тоже,только слегка больной душевно:
адекватные люди где попало без штанов не ходют.
Урысларны үтерик! җиребезне хәләл түгел халыклардан чистартырга кирәк!
Ну, а теперь ванька-провокатор переименовался в Мисбаха Сахабетдинова. Но быть ванькой-провокатором не перестал!
Мисбах Сахабетдинов Татарстанский, 11.03.2016 в 10:10
Урысларны үтерик! җиребезне хәләл түгел халыклардан чистартырга кирәк!
_______________
Тёзка убийцы русского врача Андрея Железнова призывает убивать русских. Очистить татарскую землю от нехаляльных.
Ну, а теперь Иван Иванович переводит то, что он сам написал под именем Мисбаха Сахабетдинова. Какой же русский нацист одновременно не подлец и не провокатор? Так и Иван Иванович!