14 февраля 2019 г. независимая общественно-политическая газета
Рубрики
Архив новостей
понвтрсрдчетпятсубвск
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
       

Советник

30 марта 2013 года
Советник

     Исполнилось три года, как президент РТ Шаймиев ушел в отставку. Он стал государственным советником РТ и на этой неделе в интервью «Комсомольской правде» сообщил, что хочет отойти от государственных дел, сосредоточиться на восстановлении Булгара и Свияжска, работе в фонде «Возрождение».
      Правда, через несколько часов после выхода интервью последовало разъяснение Шаймиева, что уход от государственных дел не подразумевает ухода с поста государственного советника Республики Татарстан, который признается вторым по значимости и протоколу в Татарстане. Но само заявление – уйти от государственной деятельности – столь радикальное, что оно может означать? Прежде всего уйти от государственных дел Шаймиев не может по определению, даже если он и покинет пост государственного советника, он все равно останется крупнейшей политической фигурой в России. Его мнение всегда интересно и неординарно, оно глубоко и часто парадоксально, высвечивает многие проблемы с совершенно новых сторон.
      У Шаймиева сильно развита интуиция, предвидение, у него внутренняя ответственность и осторожность, взвешенность оценок. Это действительно дар небес. По теории реинкарнации интуиция бывает развита у личностей, которые прожили много жизней и имеют огромный опыт в решении сложных проблем, причем решают эти вопросы не узко прагматично, а подходя к ним стратегически. Шаймиев – Козерог, это знак стратегов и пророков. Даже если Шаймиев удалится в деревню, все равно его интервью будут превращаться в сенсацию. Не меньшей сенсацией могла бы быть книга воспоминаний Шаймиева, но даже неторопливое написание мемуаров в современной политической ситуации есть объективно «дезертирство» с фронта борьбы за развитие гражданского общества в России. Настоящий политический боец не может себе позволить таких формулировок – уход от государственных дел. Потому что он не принадлежит себе, он принадлежит народу.
      Трудно себе представить, чтобы, например, Ленин или Маркс, Рузвельт или Ганди ушли бы от государственных дел. Для политика уйти от государственных дел – это все равно как если бы Пушкин отказался писать. Это даже не ошибка – это преступление. По большому счету один Шаймиев – уже гарант сохранения пусть и довольно «обкорнанного» суверенитета Татарстана, который является естественным следствием татарского народного духа, татарской народной жизни. Суверенитет является стремлением народа к свободе, и это естественно для любого народа, природно, попытка ограничить суверенитет есть попытка ограничить свободу народа. Любые политики, которые «ставят» на ограничение свободы народа, рано или поздно оказываются на свалке истории.
      Возможно, Шаймиев применил столь неудачную формулировку относительно своей будущей сферы деятельности, потому что предстоит очередная коренная «переломка» Конституции Татарстана, отмена поста президента, ликвидация остатков духа суверенитета, наконец, возможное «укрупнение Татарстана» с перспективой превращения его в Казанский край. Тянуть с этим становится довольно сложно, откровенное давление со стороны Москвы все больше возрастает, возможности для маневра быстро сужаются. И когда эти непопулярные в республике решения придется принимать, то, естественно, у Шаймиева будут выяснять мнение. Он сможет тогда более искренне сформулировать свою позицию, так как уже отмежевался от «государственной позиции».
      Вспомним, как еще недавно, на 20-летнем юбилее Конституции РТ, Шаймиев выступил совершенно блестяще. Те, кто находился тогда в зале, могут подтвердить – зал затих и выслушал выступление Шаймиева в звенящей тишине. Атмосфера свободных 90-х годов словно волшебным образом вернулась в этот зал, люди вновь ощутили себя не статистами, а вершителями истории. Мне кажется, выступление Шаймиева вызвало страх и испуг в Москве, и его даже специально попросили больше не выступать, не будоражить народ. Говорит же пословица: «Слово правды весь мир перевесит».
      Лично мне кажется, что Шаймиев совершил крупную ошибку (хотя понятно, что его могли и ограничить в выборе реакционные силы, оказывая внешнее давление), когда отказался во время визита Хиллари Клинтон в Казань принять предложение стать советником Барака Обамы по взаимодействию с мусульманским миром. Это был достойный уровень для Минтимера Шаймиева, да и он много мог передать президенту США, наладить новые взаимоотношения между ним и Путиным. Возможно, предложение Барака Обамы и преследовало эту цель, использовать Шаймиева как специального медиатора в сложной системе российско-американских отношений. Тогда, мне кажется, не было бы трагических событий в Ливии, в Северной Африке.
      Шаймиеву необходим не уход от государственных дел, а, наоборот, необходимо и востребовано его гораздо большее включение в государственные дела в Татарстане. Как говорил Гете: «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день идет за них на бой». Он должен выступать с выражением своего мнения, по крайней мере, раз в месяц. Давайте проведем мысленный эксперимент – представим себе республику без Шаймиева. Мне кажется, она словно осиротеет.
      Когда-то это неизбежно случится, но давайте мы сейчас будем использовать его гигантский политический потенциал, не уступая давлению. Шаймиев выступает в роли мощного духовного фокуса, он концентрирует в себе энергию свободы татарского народа. На него возлагаются народные чаяния, и он должен олицетворять татарского народного лидера, его авторитет бесспорен. И нужно «не отодвигать» его от решения крупных проблем, опираясь на конъюнктурные соображения, часто вторичные, а «нагружать» его сильнее.
      Не нужно быть ясновидящим, чтобы в случае с Шаймиевым предвидеть повторение поговорки «Что имеем – не храним, потерявши – плачем». Кажется, был бы жив сегодня Тукай и его стали бы грызть завистники. Татары как-то уже очень привыкли не воздавать человеку по заслугам при жизни, именно это приводит к элементам «отрицательного» кадрового отбора и постоянного возврата республики к состоянию вторичной «автономности». Никто республике свободу и самостоятельность на блюдечке не принесет, каждый небольшой сдвиг нуждается в тщательной кропотливой работе именно по «шаймиевской» методологии.
      Впрочем, известно, что Шаймиев в политической игре – гроссмейстер. Он ничего не делает зря. Возможно, заявление Шаймиева об «уходе от государственных дел» представляет собой типичный и любимый татарский маневр – отступить с поля боя, дав противнику расслабиться, и затем со всей мощью обрушиться на него, зайдя с тыла. Возможно, заявление Шаймиева лишь только свидетельствует, что нам как раз в недалеком будущем предстоят жаркие политические схватки. Татарстан вряд ли примет решение об отмене прямых выборов президента республики. Это было бы уже совсем позорно. Конечно, давление из Москвы по этому поводу будет значительным. Как просто – раз и нет проблем. Потому что новый избранный прямым голосованием президент должен быть предварительно согласован с группой Шаймиева, она слишком влиятельна в республике, и ее невозможно так просто отодвинуть в тень.
      Не могу не прокомментировать в конце обыск в редакции. Событие беспрецедентное. Это скорее всего свидетельствует, что некоторые «силовые экстремисты» как раз хотят нарушить сложившийся межнациональный баланс в Татарстане. Или кто-то хочет сорвать Универсиаду? Началось с отставки министра МВД Сафарова, массированной информационной атаки на республику в федеральных СМИ, затем последовали заявления о 3 тысячах ваххабитов в лесах Татарстана и т.д. Стал, кстати, анализировать заявления о 3 тысячах боевиков. Фидель Кастро, например, писал исходя из своего опыта, что одного «партизана» содержат обычно не менее 10 сочувствующих, то есть в Татарстане это 30 тысяч человек для 3 тысяч. Невероятно.
      И на одного такого «боевика» необходимо не менее миллиона рублей на содержание в год. 3 миллиарда рублей нужно, чтобы содержать в лесах Татарстана такую ораву. Никто на это не пойдет, эти деньги у нас лучше разворуют. Попытки внедрения «боевиков» в Татарстан как раз эффективно пресек именно Асгат Сафаров. Попытки в лесах республики держать схроны с боевиками даже в несколько человек сразу стали бы заметны местным жителям, среди которых разделяющих взгляды экстремистов не наблюдается. Да и в 30-градусный мороз никто в наших лесах жить не согласится, даже фанатики, у нас не Кавказ. То есть это все сознательно высосанные из пальца цифры. Вопрос в том: для чего они понадобились, кто и зачем пытается создать из Татарстана образ «ваххабитского» страшилища?
 

Рашит АХМЕТОВ.


Комментарии (49)
Nur, 30.03.2013 в 20:47

Рафису Кашапову Нобелевскую премию!

Норвегия, Осло, Нобелевский центр мира.
Секретарю норвежского Нобелевского
комитета Гейру Лундестаду.

Активисты Татарского общественного центра в Набережных Челнах единогласно поддержали принятие решения о выдвижении председателя НЧО ТОЦ Кашапова Рафиса Рафаиловича претендентом на получение Нобелевской премии.
Предложение инициировали представители татарской диаспоры Украины, Турции, Казахстан и России.
Р.Р. Кашапов, известен как активный борец за права казанских татар в качестве председателя НЧО ТОЦ с 2000 года. Р.Р. Кашапов является выдающимся общественным и политическим деятелем Республики Татарстан, последовательно, непредвзято и целеустремлённо отстаивающим права жителей Республики и права людей во всех частях света независимо от их национальной, религиозной, политической принадлежности.
Он разумно и последовательно отстаивает право татарского народа на обретение Республикой Татарстан полноправного суверенитета и независимости.
Р.Р. Кашапов является достойным, порядочным и богобоязненным мусульманином, любящим и почитающим Религию ислам и как подобает канонам и нормам ислама, с глубокой терпимостью и пониманием относящийся к прочим религиозным обществам. Он в своей благородной общественной и правозащитной деятельности уделяет первостепенное внимание и оказывает поддержку подрастающему поколению своего родного Татарстана в воспитании молодёжи. Р.Р. Кашапов всегда ясно и последовательно озвучивает свою позицию в отношении права человека в России.
Братья-близнецы Рафис и Нафис Кашаповы в 90-ые годы прошлого века были успешными предпринимателями в Набережных Челнах (республика Татарстан). Ими была оказана спонсорская финансовая помощь развитию родного языка, культуры, традиций, религии, образования, науки, СМИ, татарской диаспоре в Ближнем и Дальнем зарубежье. Были изданы и распространены безвозмездно книги и брошюры десятков наименований в целом миллионными тиражами. Оказана гуманитарная помощь народам, пострадавшим от военных конфликтов, депортаций (чеченцам, ингушам, абхазцам, крымским татарам, беженцам азербайджанцам из Нагорного Карабаха, пострадавшим от обстрела Белого дома), а также проведены многочисленные акции в защиту репрессированных народов. Благодаря им школьники и студенты Татарстана, Башкортостана, Удмуртии, Мари Эл, Мордовии в течении 20 лет ездили на экскурсию в г. Булгар к историческим памятникам наших предков. Об их благотворительной деятельности не мало было написано в газетах журналах и книгах…
Мы предлагаем вручить ему нобелевскую премию за вклад в развитие демократии и борьбу за права человека, а именно за защиту коренных жителей Российской Федерации. Так же он систематически защищает права чеченцев, ингушей, адыгейцев, крымских татар и поволжских народов, а также журналистов, мусульман, общественных деятелей и всех тех, кто стал жертвой произвола российских властей.
Нобелевская премия мира должна даваться тем, кто рискует своей жизнью, своим здоровьем, семьей, кто борется за мир, за демократию, за свободу человека. Мы в курсе того, как Рафиса Кашапова несколько раз незаконно сажали в тюрьмы, а потом оправдывали, как устраивали нападения с угрозой для жизни на него и на его соратников. О всех остальных случаях можете ознакомиться здесь: http://tatar-centr.blogspot.ru/2012/03/blog-post_18.html
В числе лауреатов Нобелевской премии мира - политики, философы, борцы за свободу и права человека. Для нас Рафис Кашапов - символ демократии в Татарстане. И мы считаем, что Нобелевский комитет и страны Европы помогут переломить нынешнюю ситуацию. Очень важно, чтобы российские власти и весь мир признали национально-освободительное демократическое движение казанских татар! В этот почетный список также можно с уверенностью внести достойных дочерей и сыновей татарского народа: Фаузию Байрамову, Альмиру Идиатуллину, Агдаса Бурганова, Галишана Нуриахмета, Айдара Халима, Виля Мирзаянова, Закия Зайнуллина, Рашита Ахметова, Надира Давлета, Мохаммада Миначева, Мукаддаса Бибарсова, Фандаса Сафиуллина, Нафигулла Аширова, Масгута Гаратуева, Рамиля Юнусова, Индуса Тагирова, Окана Дахера, Нурмухамета Хусаинова, Карима Яушева, Ирека Гарипова…

Председатель ассоциации «Татарские учителя», Фарит Рахимов - Украина, Киев.
Глава киевского татарского студенческого клуба, член Совета Национальных обществ Украины, Асхат Кашапов – Украина, г. Киев.
Предлагаем всем, согласным с изложенным выше, подписать данное письмо:
Айрат Шарипов - Башкортстан, г. Уфа.
Кайрат Кудайберген – Казахстан, Алма-Ата.
Урал Юнусбаев - Казахстан, г. Астана.
Нурмагомед Алиев - Карачаево-Черкесия, г. Черкесск.
Ольга Невская - Россия, г. Москва.
Нафис Кашапов - Украина, г. Киев.
Нурахмед Магомедов – Дагестан, г. Махачкала.
Ринат Юсупов - Татарстан, г. Казань.
Энзе Даутова - Татарстан, г. Казань.
Юнус Камалутдинов - Татарстан, г. Казань.
Заки Зайнуллин - Татарстан, г. Казань.
Сергей Крюков - Россия, г. Ульяновск.
Монир Насыров - Россия, г. Ульяновск.
http://idrisov-rustam.livejournal.com/39331.html

Guest, 30.03.2013 в 22:20

Одни лозунги и разговоры. Лучше бы на митинг пришли продемонстрировали свою гражданскую позицию.

Рафаэль, 01.04.2013 в 13:54

Сегодняшний мир сложный и динамичный ,что было актуально вчера завтра будет тормозом для общества .Шаймиев несомненно незаурядная личность ,но времена его прошли .Татары достойны лучших руководителей .

Guest, 01.04.2013 в 14:13

"Татары достойны лучших руководителей ." Хоть бы одного такого увидеть.

Guest, 01.04.2013 в 14:15

Газета становиться скучной и не интересной. Давайте лучше про русский язык в Татарстане!

......, 01.04.2013 в 15:15

На митинги татары неходят.Зачем им митинги? Татары они в интернете любят поболтать.

Guest, 01.04.2013 в 17:14

Здесь большой вопрос, почему татары не ходят на митинги - может в принципе не разделяют идеи ТОЦ ? Необходимо провести социологический опрос - сколько татар поддерживает идеи ТОЦ. Сколько выдумаете - 5%, 10%, 15%?

Рафаэль, 01.04.2013 в 17:52

Идеи Тоц поддерживают я думаю меньше 50 % процентов татар .Почему татары не ходят на митинги ? хороший вопрос .Видимо считают что с помощью митингов проблемы не решить . Затем способность терпеть жизненные трудности (легкой жизни у татар давно не было )С одной стороны хорошее качество ,но на данный момент явно черезмерно ,можно сказать высокий болевой порог.Но основная причина внутренний страх ,вследствии этого безразличие .

Guest, 01.04.2013 в 18:08

Может быть татары уже не верят, что у них когда-нибудь будет независимое государство?

Guest, 01.04.2013 в 19:56

Только рабы могут не согласиться с позицией ТОЦА.

Халида Хамидуллина, 01.04.2013 в 19:58

В отношение Минтимера Шариповича Шаймиева согласна с автором на все 100%. Влияние этой личности на людей огромно, по-моему, мнению.

По поводу 3 тысяч "ваххабитов в лесах Татарстана" - это из той оперы, что 6 миллионов "жертв холокоста". Одни и те же мастера виртуозных дел создания мифов.

По Кавказу им много лет удавалось пудрить мозги, зомбировать россиян устами руководителей ФСБ: "в Чечне (и каждый раз назывались разные исламские регионы - Кабардино-Балкария, Ингушетия, Карачаево-Черкессия) осталось не более 2 (3) тысяч исламских боевиков, ваххабитских группировок, к весне, есть уверенность, они будут разгромлены, ликвидированы".

Хотя самую настоящую войну Кремль по-прежнему ежедневно ведет против мусульман Кавказа, давненько перестали озвучивать об "остатках численности исламских ваххабитствующих группировок и бандформирований". Кроме реальной войны с убийствами "ваххабитов", там втихую составляются списки на убийства "ваххабитов", а зловещие "эскадроны смерти" приводят эти убийства в исполнение.

На Ваш вопрос, уважаемый Рашит Ракипович, "для чего они понадобились, кто и зачем пытается создать из Татарстана образ «ваххабитского» страшилища?" ответ, по-моему мнению, может быть, возможно, и таким:

Когда на Кавказе стремительно шло возрождение ислама и прежде всего в среде молодежи татарские вояки МВД, далекие словно от Луны от исламской веры, массово ехали практиковаться убивать своих единоверцев на Кавказ. Ехали на практику борьбы с исламским народом и с самой исламской верой (кто там приобщался к вере, как Айдар Хабибуллин, тех бросали с фабрикациями уголовных дел в тюрьмы). А пока в самом Татарстане исламская вера держалась на полудремучих "бабаях", образованщине и реликтах коммунистической веры, контролируемые Салманами-Якуповыми-Файзовыми мусульмане были не страшны верхам антиисламского московского Кремля.

Когда стал заметным рост влияния исламской веры новой формации образованной в исламских науках молодежи на среду отпавших от веры этнических татар, и в особенности на молодежь, оказалось мало централизованного информационного антиисламского террора, понадобилась реальная война - террор - против татар (и не татар в Татарстане), распространяющих исламскую веру. В каждом городе, районе РТ в мечети ходят по 100-150 татар. Вот они, а также активисты и составляют 3 тысячи потенциально опасных для режима людей.

Потому что фактически единственным препятствием процессу окончательного уничтожения (порабощения) страны в ее регионах являются мусульмане, не вписывающиеся в политику государства «московский Кремль». А вдруг практикующими исламскую веру мусульманами завтра станет самая умная, думающая часть общества -интеллигенция татарского народа, его элита?

Можно уничтожить язык, можно даже отнять память у народа. Но если отнять веру из практики (не ту, которая просто в душе, а реально реализуемую в жизни), считайте, что народа не станет. Оглянитесь вокруг. Я оглянулась и это мой, к сожалению, горький опыт. Один лишь национализм не сохранит нас, не даст возможности быть одной из доминирующих в России нации.

Guest, 01.04.2013 в 19:59

Истребили в татарах идею независимости на генном уровне.

Guest, 01.04.2013 в 20:16

Надо ТОЦу организовать работу в массах ! Тогда не будет таких депрессивных настроений типа " на генном уровне"

Guest, 01.04.2013 в 20:19

Уже 20 лет они работают в массах. Постарели. Но массы равнодушны.

Guest, 01.04.2013 в 20:26

Х.Хамидуллиной
Российская политика разделяй и властвуй! Россия всегда загребала жар чужими руками, руками инордцев. У самой руки по локоть в крови так пусть и инородцы запачкаются. Так было во все времена.У ребят участвовавших в Чеченской войне не было выбора: они выполняли приказ. А вот Руководство РТ:Президент, Гос.Совет что сделали для того, чтобы защитить ребят из Татарстана. Они даже не осудили агрессию ! Лишь национальное движение во главе с Ф.Байрамовой требовали прекратить войну ! Мусульманам РФ надо объединить усилия. В единстве СИЛА!

Рафаэль, 01.04.2013 в 20:31

Согласен с вами Халида ханум на одном национализме далеко не уедешь .Проблема в том что у татар нормального национализма не осталось худосочный какой то ну а Ислам это отдельная тема.

Адиль, 01.04.2013 в 20:58

Если бы Р.Кашапов получил бы нобелевскую премию,это был бы мощный удар по империи.Заходил на указанный сайт,но проголосовать за Р.Кашапова почему-то не получается.
Р.Ахметов хвалит все время Шаймиева,но Шаймиев не хочет оправдывать похвалы,никаких призывов с его стороны никто давно уже не слышит.

Guest, 01.04.2013 в 21:30

Здесь можно зарегистрироваться и подписать Петицию https://mypetition.ru/petition/234#description

Халида Хамидуллина, 01.04.2013 в 21:41

Запятая 01.04.2013 в 20:26 //У ребят участвовавших в Чеченской войне не было выбора: они выполняли приказ.//

Извините, запятая. Говоря "татарские вояки МВД" (заметьте, я не написала о срочниках), я имела в виду тех, кто ехал добровольно за "бабки" , т.е. фактически наемниками. Бывая в Казани, при случае разговаривала с обыкновенными милиционерами про Кавказ. Так они мне так и говорили: " А что не поехать, там хорошие деньги платят; с командировки я приезжаю с хорошими деньгами".

Халида Хамидуллина, 01.04.2013 в 21:44

И глядя на таких (наверное их немало) самодовольных татарских мужчин, мне было в душе омерзительно и охватывало чувство стыдно, будто они ехали убивать моих соплеменников.

Guest, 01.04.2013 в 22:08

Пока есть такие люди как Шаймиев М.Ш.,МинихановР.Н.,И.Тагиров Р.Ахметов,Р.Хакимов, (всех не перечислю)-татарам быть! Если вдруг на олимпе окажется новая фракция- например,Метшин и иже с ним,то никакой уверенности в этом нет.Эпоха оттепели 90-х ,как и эпоха оттепели 60-х годов закончится.Чтобы этого не случилось представляется необходимым, чтобы должностная элита бегло говорила на татарском.Русскоязычным татарам,и татарам владеющим только бытовой его базой в элите власти будет легче уступить давлению из центра и поступится с языком,сувернитетом,культурой народа.И это будет не их вина а их беда- как потерявших с ним связь.Ни разу не слышал официального выступления Метшина на татарском,как говорят на нем Ф.Мухаметшин и выше названные уважаемые личности.А вина будет на тех, кто способствовал протекции такой категории выдвиженцев в свое время.Не знающий языка не может быть его защитником.OWGXB

Блгар, 02.04.2013 в 12:21

Миннән башка мине өйләндергән шикелле, сез туганнар болгар илендә урыс телле ятлар иле төземәкче була