Смутное время в истории России и Казанский край: к 400-летию освобождения Москвы от польских оккупантов
2 ноября 2012 года в столице Татарстана прошло заседание Казанского экспертного клуба Российского института стратегических исследований (РИСИ) на тему «Смутное время в истории России и Казанский край: к 400-летию освобождения Москвы от польских оккупантов», организатором которого стал Приволжский центр региональных и этнорелигиозных исследований РИСИ. Мероприятие прошло в формате научной конференции.
Открывая ее работу, руководитель Приволжского центра региональных и этнорелигиозных исследований РИСИ Раис Сулейманов отметил, что сегодняшнее мероприятие, посвященное такой исторической теме, единственное в Татарстане. «Совершенно непонятно, почему в республике, в Казани не провели ни одного круглого стола, посвященного этой юбилейной дате, тем более что это событие отмечает вся страна», – справедливо заметил эксперт, высказав предположение, что, возможно, у этого были политические предпосылки. Правда, логически это объяснить сложно: если 200-летний юбилей победы в Отечественной войне 1812 года в республике отмечался, проводились круглые столы, были организованы музейные выставки, печатались в местной прессе публикации об этом событии, подчеркивалась героическая роль татар в победе над Наполеоном Бонапартом и место Казанской губернии в победе над врагом, то почему события Смутного времени, куда более трагические для страны, никак не нашли своего отражения в организации хоть какого-то юбилейного характера, до сих пор неизвестно.
Как известно, региональный сепаратизм, который Казанский край продемонстрировал в эпоху Смутного времени, остается позорной страницей в истории Среднего Поволжья. Об этом факте детально и подробно рассказал 80-летний «патриарх казанской исторической школы», профессор Казанского федерального университета Игорь Ермолаев, выступив с докладом «Казань в общественно-политической борьбе за изгнание поляков из Москвы в 1612 году».
По словам ученого, казанские воеводы Василий Морозов и Богдан Бельский, дьяки Никанор Шульгин и Семен Дичков в самых трудных для страны условиях 1610 – 1612 годах повели себя, мягко говоря, неоднозначно. В тот период времени, когда страна находилась на грани политического краха, в Москве размещался польский гарнизон, весьма странной была ситуация в Казанском крае. Когда стало известно о действиях и насилиях поляков в Москве, казанцы на призыв о единении и борьбе против польских захватчиков откликнулись совершенно неожиданно: «вся земля Казанского государства» целовала крест Лжедмитрию II (в Казани тогда еще не знали о смерти этого самозванца в декабре 1610 года). «По-видимому, уже тогда у части феодальной верхушки казанского общества возникла идея образования отдельного государства на Средней Волге под эгидой защиты христианской идеологии, т.е. независимого от Москвы самостоятельного христианского государства, руководящую роль в политической жизни которого должна была играть группа средневолжских феодалов русского происхождения. Это была политическая авантюра небольшой группы находящейся у власти феодальной верхушки, в которой в скором времени особенно выделилась фигура дьяка Никанора Шульгина», – считает казанский профессор. Политические авантюристы решили использовать имя Лжедмитрия II, чтобы потом отказаться и от него, и от московского польского правительства, и от патриотической части российского общества, поднявшегося на борьбу за освобождение Москвы от польской оккупации. Поэтому, по-видимому, казанские власти попытались ввести в заблуждение руководителя Первого ополчения Прокопия Ляпунова, которое в это время начало формироваться. Они обещали выслать свои отряды для сбора ратных сил, но не сделали этого, ссылаясь на финансовые трудности. Бывшие в это время в Казани торговые люди сообщали, что «казанцы» (т.е. жители города и уезда) ничего не знали о сборе ратных людей и о призывах ко всем городам объединиться для освобождения Москвы. Эти данные наводят на мысль, что патриотические призывы были скрыты правящей в Казани элитой от народных масс города и уезда. Согласиться с тем, что власти Казани не получали письма с этими призывами, нельзя, ибо известны ответы руководителей Казани на эти письма, где они выражали свое согласие объединиться с другими городами. «Так что приходится признать, что политика казанских властей в этот период времени была демагогической и предательской по отношению к народам края и России в целом», – отметил Игорь Ермолаев.
Лишь после того как Казань посетило официальное посольство от имени ополчения, а вместе с тем приехали из полков ополчения казанцы (дети боярские Воин Левашов и Семен Пелепелицын), которые привезли грамоту, обстановка начала изменяться. Но все же и после этого более месяца еще Казань выжидала, отмалчивалась. Здесь шла политическая борьба, в результате которой был убит второй казанский воевода Богдан Бельский. Лишь в июне 1611 года первый казанский воевода Василий Морозов и дьяки Шульгин и Дичков сообщили о согласии казанцев участвовать в освобождении Москвы от польских оккупантов.
После ухода из Казани воеводы Морозова с ратными служилыми людьми и стрелецкими отрядами в руководстве местного управления остались только дьяки (Шульгин и Дичков). Не было регулярных правительственных военных сил (стрельцов), отсутствовала и значительная часть наиболее патриотически настроенных русских и татарских служилых людей. Ничто уже не мешало Никанору Шульгину проводить свою политическую линию.
Сохранилось письмо, с которым казанцы в конце августа – начале сентября 1611 года обращаются в Пермь о готовности продолжать борьбу за освобождение страны. Обращают на себя внимание нюансы, появившиеся в позициях казанской региональной элиты. Они призывают «стоять» не только за «Московское государство», но и за «Казанское государство».
В этот момент в позицию казанцев попытался вмешаться идеолог народной борьбы за национальную свободу бывший казанский митрополит – патриарх Гермоген, находившийся с мая 1610 года в тюремном заключении в стенах Чудова монастыря. Он в августе 1611 года нашел возможность направить в Нижний Новгород грамоту. Призывы Гермогена возымели свое действие. В сентябре 1611 года начинается народное движение в Нижнем Новгороде, возглавленное земским старостой, купцом Кузьмой Мининым, а затем и князем Дмитрием Пожарским, которое привело вскоре к созданию Второго, или Всенародного, ополчения. Однако казанские руководители не спешили подать пример к единению. Правда, в апреле 1612 года в состав Второго ополчения влилась «казанская рать» под командованием воеводы Василия Морозова, находящаяся до этого под Москвой среди остатков Первого ополчения. Но это не являлось показателем политической линии тогдашнего реального казанского руководства, ибо Морозов практически не имел никаких политических контактов с казанскими дьяками уже в течение почти целого года.
Между тем в Казани в это время все шире развертывал свою деятельность дьяк Никанор Шульгин, стремящийся, возможно, сконцентрировать в своих руках всю власть в «Казанском государстве» и, по-видимому, даже дистанцироваться от лозунгов, под которыми шла борьба Всенародного ополчения. В это время соратником Шульгина стал стряпчий (чиновник) Иван Биркин, направленный руководителями Второго ополчения в Казань для организации ратных сил. Он вступил в сговор с Шульгиным и в дальнейшем проводил единую с ним политику. В Нижнем Новгороде Минин и Пожарский так и не дождались прихода казанских ратных людей, на которых, по-видимому, была большая надежда. Казанцы подошли к ополчению тогда, когда оно уже было в Ярославле (в мае-июне 1612 года). Но их приход мог только разочаровать руководителей Всенародного ополчения. Иван Биркин, приведший казанцев, ссылаясь на приказ Шульгина, покинул ратные силы ополчения. С ним ушли и многие казанские ратники. Летописи пытались объяснить эту ситуацию тем, что все-таки часть казанцев осталась, в частности Лукьян Мясной, глава отряда, состоящего из татарских мурз. Отказ татарских феодалов поддержать авантюру Шульгина говорит о позиции татарской элиты и их отрицательном отношении в это время к идее обособления Среднего Поволжья от центральной России. К сожалению, о том, что как раз татары были против регионального сепаратизма во время Смутного времени, сегодня в Татарстане почему-то умалчивается.
После избрания на царство Михаила Романова (21 февраля 1613 года) лидер казанских сепаратистов Никанор Шульгин пытался оправдаться перед царем и направил ему из Свияжска челобитную. Однако его под конвоем доставили в Москву. Затем он был отправлен в ссылку в Сибирь, где вскоре умер. Судьба Биркина неизвестна. Казанский воевода Василий Морозов же упоминается среди участников Всенародного ополчения, освободивших Москву от поляков.
Игорю Ермолаеву задали вопрос о происхождении Кузьмы Минина. Дело в том, что в Татарстане в среде местных национал-историков распространено мнение о якобы татарском происхождении нижегородского купца, что якобы его настоящее имя до крещения – Кириша Минибаев или Касим Минуллин. Откуда берутся подобные факты, на основании каких документов делают татарские историки подобные громогласные заявления, неизвестно. «Если в Москве существует фоменковщина, в Татарстане существует хакимовщина – желание везде и всюду увидеть татарский след, даже там, где его нет», – заметил Раис Сулейманов, ссылаясь на то, что рассуждения о «татарине» Кузьме Минине принадлежат директору Института истории Академии наук Татарстана Рафаэлю Хакимову. Профессор Ермолаев предложил больше доверять фактам, предложив ознакомиться с диссертацией «Казанская коллекция нижегородских рукописей XVII века» (2001) его ученика Александра Хачко, который детально исследовал этот вопрос, доказав, что у Минина финно-угорское происхождение. Внуки Минина уже во времена царя Алексея Михайловича подавали челобитные с просьбой предоставить им привилегии как потомкам освободителя России и сыгравшего тем самым большую роль в восхождении на престол династии Романовых. В предоставленных ими документах значилось черемисское (марийское) происхождение купца. Версия о татарском происхождении появилась в конце 1990-х годов в Татарстане, непонятно на чем основанных фактах. Возможно, с политической точки зрения подобное вранье необходимо, но к науке это не имеет никакого отношения.
Доклад Игоря Ермолаева у многих присутствующих вызвал ассоциации с концом 1980-х – началом 1990-х годов, когда такая же Смута происходила в России в период правления Бориса Ельцина. Тогда региональный сепаратизм в Поволжье, получивший свой расцвет в том числе и в Татарстане, у многих вызывал опасения повторения событий начала XVII века. Об этом было выступление научного сотрудника Приволжского центра региональных и этнорелигиозных исследований РИСИ Василия Иванова на тему «Восприятие и оценка событий эпохи Смутного времени современным молодым поколением россиян», который представил результаты социологического исследования среди 300 молодых жителей Татарстана. «Как выяснилось, Смутой в России называют не только эпоху начала XVII века, но и 1990-е годы в нашей стране, при этом если 40% опрошенных считают, что Владимир Путин завершил Смутное время в постсоветской России, то 60% опрошенных уверены, что Смута продолжается и сейчас», – привел факты эксперт. Параллели между Смутой 1605 – 1612 гг. и 1990-х гг. напрашиваются сами: это не только «два Бориса» – царь Годунов и президент Ельцин, но и «семибоярщина» – «семибанкирщина», нищета основной части населения, региональный сепаратизм, последующее собирание земель и укрепление необходимой централизации страны Михаилом Романовым и Владимиром Путиным. Отдельно было сказано об отношении к Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому. Оказывается, резко отрицательно к этим национальным героям России относятся сибирские, ингерманландские (петербургские) и казачье сепаратисты, считая, что именно они не дали «отделиться от Московии» ее окраинам. В среде «белоленточных» звучат призывы в духе «Нам нужны новые Минин и Пожарский, пока оккупанты сидят в Кремле», что, впрочем, не мешает либералам частенько посещать посольства ряда стран Запада. А вот «левые» при оценке событий Смутного времени отрицают роль и значимость Казанской иконы Божьей Матери, перед которой молились участники ополчения, как и вообще стараются нивелировать роль Православной церкви в победе над польскими оккупантами.
Кандидат исторических наук Юлия Терехина выступила с докладом «Роль даточных людей в освобождении Москвы в период Смутного времени». Даточные люди – это особая категория военного сословия, которое должно было население предоставлять в правительственную армию на период военных действий. Первоначально даточные люди формировались за счет помещиков, не желавших или не имевших возможности (в силу старости или физических увечий) нести воинскую службу. Такого даточного человека помещик брал из числа крестьян или своих холопов, которого обеспечивал обмундированием, питанием и денежным довольствием. Однако в период Смутного времени стали появляться посошные даточные люди, т.е. те, кто «брались от сохи». Теперь вместо помещика выставлять таких даточных людей обязаны были крестьяне или посадские люди (горожане), обеспечивая его также питанием и обмундированием на время военных действий. Фактически даточные люди – это предшественники рекрутов.
Преподаватель Казанского национального исследовательского технологического университета теолог Сергей Кульпинов рассказал о межконфессиональных отношениях в эпоху Смутного времени. По его словам, укоренившаяся в сознании как населения Татарстана, так и в среде местных историков насильственная христианизация чрезмерно абсолютизируется. К примеру, если проанализировать письмо Ивана Грозного к английской королеве Елизавете I, на которой царь даже подумывал жениться, можно прочитать упрек российского правителя в адрес европейцев, что они ведут межрелигиозные войны, устраивают гонения на иноверцев, в то время как в России карают «не за веру, а за измену царю». Определенная часть мусульманского населения подвергалась дискриминации именно за нежелание признавать власти российского монарха. Те же, кто признавали его, находились в равном положении с остальным населением. Наличие особой категории мурз – татарского дворянства – тому прямое доказательство. Сергей Кульпинов отметил, что в условиях проблемы легитимности светской власти именно Русская православная церковь воспринималась всем населением России, включая мусульман, как источник централизованной государственности.
Кандидат исторических наук Игорь Алексеев рассказал о казанском митрополите Ефреме (? – 1613), помазавшем и венчавшем на царство первого царя из династии Романовых – Михаила Федоровича, являющейся одной из наиболее масштабных личностей эпохи Смутного времени. После смерти патриарха Гермогена от голода в заточении в 1611 году и до избрания на патриарший престол Филарета именно митрополит Казанский и Свияжский Ефрем считался временным главой Русской православной церкви, а Казань признавали в качестве временной церковной столицы России. Именно к Ефрему обращали свои послания Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. Историк рассказал о том, как в конце XIX – начале ХХ вв. почитали и изучали жизнедеятельность местоблюстителя патриаршего престола митрополита Ефрема и как его имя практически забыто сегодня в России. «Три фигуры, сыгравшие огромную роль в Смутном времени, – патриарх Гермоген, митрополит Ефрем и Авраамий Палицын (? – 1626), состоявшем в начале XVII века в числе братии Свияжского Свято-Успенского монастыря, – связаны с Казанским краем, однако в Татарстане их имена никак не увековечены», – отметил историк. Мощи Ефрема находятся с 1995 года в Казанском Петропавловском соборе, однако до сих пор церковью официально не подтверждена его канонизация даже как месточтимого святого.
Противостояние митрополита Ефрема с казанскими сепаратистами продолжалось практически до самой его кончины в 1613 году. Возвращение Ефрема в Казань после коронации Михаила Романова можно объяснить тем, что лидер казанских сепаратистов дьяк Никанор Шульгин ослабел в Казани и пытался удержать казанцев от присяги новому русскому царю, уверяя, что царь «избран на царство без ведома государства Казанского». Казань на этот раз оказалась верной законному царю, присягнула ему, конечно, зная, что избрание его произошло не без участия Казани в лице ее уважаемого иерарха Ефрема. Тем не менее отголоски смут могли найти отклик в Казанском крае. В этом отношении личное присутствие Ефрема в Казани было положительно необходимо. Он был самым авторитетным защитником законности царствования вновь избранного царя Михаила Романова.
Казанский исследователь Сергей Саначин свое выступление начал с оценки Смутного времени во всей истории России. «Смута XVII века была, наверное, одним из самых страшных страниц отечественной истории, и если бы она не завершилась бы так, как она завершилась, то сегодня эта конференция, на которой сейчас мы находимся, проходила бы на польском языке», – высказал предположение эксперт. Он призвал отнестись критически к некоторым фактам из истории того времени. По его мнению, в российской историографии совершенно забыто имя Прокопия Ляпунова, организатора первого ополчения, при этом значимость многих других исторических персонажей преувеличена. «Если патриарх Гермоген рассылал грамоты, призывая к сопротивлению полякам, то именно Ляпунов непосредственно занимался его организацией», – заметил Саначин, считая, что второе ополчение Минина и Пожарского не возникло бы без первого ополчения Ляпунова, чье имя несправедливо оттеснено в разряд исторических персонажей второго плана.
Присутствовавший на конференции протоирей о. Олег (Соколов) отметил ценность мероприятия. «Удивляет казанскую общественность, что региональные власти не потрудились ничего организовать в празднование 400-летнего юбилея такого крупного события», – с досадой сказал пожилой православный священник. По его мнению, главная значимость Смуты – это преодоление регионального сепаратизма, какой бы он окраски ни был. «Я, наверное, отношусь к тем 60% из опрошенных экспертами РИСИ молодых татарстанцев, которые считают, что Смута в России до сих пор не преодолена, потому что российская государственность до сих пор не восстановлена в полном объеме», – считает о. Олег, объясняя это тем, что «Россия без Украины, Белоруссии и Казахстана – это не Россия». Казань внесла свой вклад в освобождение Москвы и всей России от польских оккупантов. И речь не только о таких великих личностях, как Гермоген, Ефрем или Авраамий Палицын, но и о казанских ополченцах, принимавших участие в формировании первого и второго ополчений. В 2011 году Общественная палата России приняла Концепцию празднования 400-летия освобождения Москвы, согласно которой по всей стране должны пройти конференции, круглые столы, музейные выставки, издаваться книги, но также должно происходить увековечение этого события в монументальном искусстве (скульптуре) и топонимике (наименовании улиц). Священник поведал об инициативе казанской общественности о переименовании одной из улиц города в улицу Казанского ополчения. Причем о. Олег предлагает назвать так одну из улиц возле Казанского Богородицкого монастыря, в котором находится Казанская икона Божьей Матери, с которой происходило освобождение России от иностранных захватчиков и их пособников.
Подводя итог работе заседания Казанского экспертного клуба РИСИ, его модератор Раис Сулейманов отметил, что, как показали выступления докладчиков, региональный сепаратизм бывает и русским, что представляет для страны не меньшую опасность в самые трудные и переломные эпохи ее истории. При этом при анализе прошлого параллели с современностью особенно напрашивались. Но важно, что на этом фоне всегда находились не только те, кто спешил растащить страну в разные стороны, прикрываясь разными масками, будь то словоблудием об «ассоциировании с Россией», «суверенитете республик», «федеративных отношениях», «правом наций на самоопределение» или лозунгами «Хватит кормить Кавказ», но и те, кто собирали страну, укрепляя ее единство и скрепляя ее в сильную державу.
Раис СУЛЕЙМАНОВ.
Очень интересная статья! "Священник поведал об инициативе казанской общественности о переименовании одной из улиц города в улицу Казанского ополчения. " Тоже заслуживает внимания.
Россия сильная держава ! Самому не смешно ?
(Смута в России до сих пор не преодолена, потому что российская государственность до сих пор не восстановлена в полном объеме», – считает о. Олег, объясняя это тем, что «Россия без Украины, Белоруссии и Казахстана – это не Россия».)
Это он пусть украинцам и казахам скажет в лицо, что интересно они ответят.
"Определенная часть мусульманского населения подвергалась дискриминации именно за нежелание признавать власти российского монарха. Те же, кто признавали его, находились в равном положении с остальным населением"
Типичное для раиски наглое пропагандистское вранье ! Если татары, признававшие власть русского царя, якобы находились в равном положении с остальным населением, то почему татары даже столетие спустя платили в два раза больше налогов по сравнению с русскими и выставляли в два раза больше рекрутов на душу населения - русские и крещеные одного с 300 человек, а нежелавшие креститься одного с 150 ? Можно перечислять множество примеров религиозной дискриминации, существовавшей в Российской империи, причем не только по отношению к мусульманам, но и по отношению к язычникам, католикам, староверам и т.д. Короче говоря, то, что несет раиска, это обычное пропагандистское вранье. Мне он напоминает власовского агитатора в концлагерях, призывавшего заключенных вступать их во власовскую "армию", чтобы бить общего врага - большевиков, а на самом деле сражаться против собственного народа. Даже в концлагерях находилось мало веривших таким говорунам, а уж у нас, надеюсь, таких и вовсе не будет.
Священник поведал об инициативе казанской общественности о переименовании одной из улиц города в улицу Казанского ополчения. Причем о. Олег предлагает назвать так одну из улиц возле Казанского Богородицкого монастыря, в котором находится Казанская икона Божьей Матери, с которой происходило освобождение России от иностранных захватчиков и их пособников.
=========
Оченно похоже, что раиска таки тайный православный. Говорят, у чекистов это приветствуется, когда их сотрудник предает свою веру и переходит в православие. Правда, таких все презирают, но разве это важно для раиски ?
Так Кузьма Минин был крещеный мариец? Что-то сомнительно, он был удачливый купец, а в Нижнем Новгороде в это время была сильна мишарская купеческая община. Марийцы лесной народ, они не стремились кочевать. А татары степной - для них как раз привычно перемещение товаров и капиталов. Нужно проанализировать состав купцов в Нижнем Новгороде в то время,их связи. Для татар, для татарского капитала, было все же комфортнее тогда православие, чем поляки-католики.Казань стала местом, откуда вышли первые патриархи. И не отражена важность роли в борьбе иконы Казанской Божьей матери. Столкновение с поляками носило характер религиозного столкновения католиков с объединенными православными и мусульманами. Как ни прарадоксально такое геополитическое объединение, но оно оказалось довольно мощным. Первое русское ополчение как раз и потерпело поражение, потому что в нем был слабо представлен татарский элемент. Именно объединение татар и русских, татарский и русской аристократии позволило победить западнорусскую аристократию. Поэтому слишком много косвенных признаков свидетельствует, что Минин татарин. И то, что его род потом отодвинули на задний план - не случайно, а результат татарского происхождения. Какой-то Сусанин даже больше известен, чем Минин. А Минин остался темной лошадкой. Минин, кстати, типично татарская фамилия. Так и Шаймиева скоро объявят марийцем. Что же касается "хакимовщины" - "сулеймановщина" выглядит гораздо смешнее ( это слабый повтор ироничного выражения сталинской эпохи "Россия - родина слона").
Насчет переимнования улицы - интересно. А почему тогда в Казани до сих пор нет улицы Ивана Грозного? Пора бы. Кстати улица Татарстан раньше называлась улицей Молотова. А улица Сталина это какая была?
Улицу Баумана переименовать в улицу Ивана Грозного?
"Улицу Баумана переименовать в улицу Ивана Грозного?")))))))Ухахочешься))))) Тогда уж лучше площадь Свободы в площадь Ивана Грозного!)))
Улицу Баумана нужно переименовать в Задне-Ивана Грозного
А вместо Ленина поставить на площади Свободы гранитный крест 50 метров высотой.
Тогда напротив креста на площади Свободы надо ставить "Хранительницу" Даши Намдакова
Читая Раиса вспоминаешь песню: "Наши жены -пушки заряжены".
Это была попытка скинуть московский империализм и крепостное право. Так что 4 ноября нужно считать днем торжества крепостничества. Единение в рабстве.
События 1612 года слишком сложны для истории России. Анализировать это период истории должны компетентные люди. Вам господа "историки" место в 7 классе средней школы, или в псих. больнице.
раиска,ты у нас один во всех вопросах компитентен...
"раиска,ты у нас один во всех вопросах компитентен..."
Да, он знает у кого и сколько сосать!
Давно уже доказано, что версия о Минине-татарине является фальшивкой. А вы задумывались, для чего была создана эта фальшивка ? Ее единственная задача состоит в том,чтобы внушить татарам мысль, что их место в истории - это место народа-слуги, призванного верно служить своему русскому господину. Вроде бы и похвалили татар, но похвала в устах врага, как известно, плохо пахнет. Еще древние китайцы знали: берегись, когда тебя хвалит враг. Так что берегитесь, татары, нас еще раз пытаются использовать в роли навоза для процветания русского народа !
Кем доказано? Чтобы из марийцев были богатые купцы в Нижнем Новгороде - тогда еще во многом родоплеменная система сохранялась. Это сейчас марийцы почти русские, приняли православие, а тогда они почти поголовно были язычники.
Раису - Железный крест за развал России.
"Так что берегитесь, татары, нас еще раз пытаются использовать в роли навоза для процветания русского народа !"
Когда это русский народ процветал?
Его дело постоянно "вставать с колен" после развала Золотой Орды.
Говорят предатель и дырка. А никто не подумал, почему так много дырок и предателей? Может потому что никто из нас не оказался с этими людьми в трудную минуту рядом и не помог им. Не помог им быть сильнее и праведнее и не встать на этот низкий путь. Может нам всем необходимо быть внимательнее друг к другу, к соплеменникам и заботиться друг о друге. Говорят Раис Сулейман предатель и дырка, так ли это или нет, я не знаю. Но опять-таки если, к примеру, это и так, почему же так случилось, и наш соплеменник оступился, имеется в виду, конечно же, стал предателем, а не "дыркой"? Ведь дырка тогда у него не на заднице, а в мозгах. Почему так получилось, что рядом с Раисом не нашлось нашего, к примеру, авторитетного гея, который сказал бы ему, мол, сынок кто бы тебя ни трахал сегодня, это не повод, чтобы становиться предателем и продавать свой народ. Почему не нашлось среди своих "голубков" того кто бы его приголубил и согрел и научил бы быть патриотом? Что среди нашего народа нет жопников или они все не "натуральные" и "подставляются" лишь из-за денег или из трусости? Или что никому из наших "голубков" не приглянулся Раис? Почему в итоге какой-то чужой и подлый пидор возможно теперь "шпилит" и "пердолит" его во все щели, причем возможно лишь из-за денег или по службе, по заданию так сказать соответствующих органов и "пудрит парню мозги", совращает его, сбивает с пути истинного, внушает ненависть и учит вредить и продавать свой народ. А он быть может влюбленный и нежный верит этому извергу и изменщику, считая его своей первой и, может быть, последней любовью и идет у него на поводу. Может он был "тонким" и чувственным мальчиком и ждал когда-то просто любви и добра и хорошего отношения со стороны окружающих, но никто не дал ему это тепло, не научил быть мужчиной и патриотом, защитником своего рода-племени. Где были родители, которые должны были его воспитать? Где были родные и соплеменники? Где были мы все? А вы говорите предатель и дырка! Вот вам и дырка! В семье как говорится не без урода, и наш долг "позаботиться" о своих "больных" соплеменниках!
Вывод к предыдущему посту - не нашлось таки пидоров среди татар, кто бы его "приголубил".
Кончайте свои сексуальные излияния, это понижает общий интеллектуальный уровень обсуждения. Писать оскорбления может каждый дурак, а написать обоснованный пост надо хоть немного ума. Раиска, конечно, ренегат и проходимец, но не стоит из-за него опускаться на уровень базарной брани.
Отказ татарских феодалов поддержать авантюру Шульгина говорит о позиции татарской элиты и их отрицательном отношении в это время к идее обособления Среднего Поволжья от центральной России. К сожалению, о том, что как раз татары были против регионального сепаратизма во время Смутного времени, сегодня в Татарстане почему-то умалчивается.
=========
К сожалению, русские империалисты и их прихвостни вроде раиски умалчивают, что у татар тогда никто уже не спрашивал, хотят ли они отделиться или нет, в Поволжье был установлен жестокий оккупационный режим, большая часть татарских феодалов была попросту физически уничтожена, а небольшая часть, согласившаяся признать власть русских, уже не играла никакой политической роли. Ссылаться на их действия как выражение воли татарской нации такое же извращение истины, как если бы на действия русских полицаев во время войны ссылались как на волю русского народа. Нет, этот раиска точно извращенец !
Отличный материал! Открыл для себя немало нового. Все-таки казанская историческая школа по прежнему на высоте. Ученых "от хакимова", готовых обслужить любой политзаказ, это не касается. Жаль, что вместо аргументированных комментариев появляется тупая колхозная брань, показывающая убожество иных "оппонентов". Вот тут и нужен модератор, а его, похоже, нет
Гость
Жаль, что вместо аргументированных комментариев появляется тупая колхозная брань, показывающая убожество иных "оппонентов".
=============
Отличный пример русской политической культуры. Вместо аргументированного комментария - тупая шовинистическая брань.
Гость, 10.11.2012 в 22:41 интеллект дело тонкое и не у всех он есть. Не каждый способен отличить "юмор на грани " или скажем "игру слов" от "базарной брани". Уровня интеллекта, знаете ли, не хватает. Вот такой человек и не понимает смысла и сути сказанного. И за ширмой вроде бы "сексуальных излияний", которые видимо, судя по себе, он и способен, лишь уловить и воспринять от всего написанного в посте Гость, 10.11.2012 в 19:17, причем характеризуя все это как "оскорбления" он, прежде всего сам и скатывается до уровня этого самого "каждого дурака" пишущего псевдо "обоснованные посты".
А смысл сводился лишь к тому, что необходимо быть внимательнее друг к другу и помогать своим родным и соплеменникам, заботиться о своих больных и согревать даже "нетрадиционных" своих соплеменников теплом человеческой и братской любви, чтобы потом чужие педерасты не "портили" их и не вели на путь предательства. Базарная брань это пошлый набор оскорблений низкого уровня вызывающий лишь отвращению у интеллектуального человека, но даже с помощью самых матерных слов умный и тонкий человек сможет выстроить "умное" и даже "веселое здание", но дураку, конечно же, не понятное. Да, специально для Гость, 10.11.2012 в 22:41 – педераст есть не матерное слово, а человек склонный к педерастии, т. е. к определенным отношениям, но в данном случае это слово было действительно использовано с известной и прозрачной целью. Не переживайте к вашему уровню "интеллекта" и возможно ваших "сексуальных излияний" это отношение не имеет, а возможно имеет, но тогда это ваши проблемы.
Соплеменники помогайте и заботьтесь друг о друге, ведь мы одна семья.
Гость, 11.11.2012 в 10:11, если ты бедняга в этом "Отличном материале. Открыл для себя немало нового", это лишь свидетельствует об уровне твоего развития, но не более. И то, что ты не способен отличить "тупую колхозную брань" от сарказма опять-таки говорит лишь именно о твоем "убожестве". Но это все даже не имеет значения, так как может быть ты и есть автор этой статьи или тот самый "милый друг", вот поэтому и бесишься, а имеет значение, то, что манкурты и коллаборационисты просто не достойны "аргументированных комментариев", ибо они сами себя в этой жизни оскорбили, унизили и опустили. Но они бесспорно достойны того, чтобы соплеменники протянули им руку помощи и помогли вылезти из "болота", если конечно они сами этого хотят и заинтересованы в этом.
"манкурты и коллаборационисты просто не достойны "аргументированных комментариев" – справедливые слова, присоединяюсь.
Видимо действительно не нашлось какого-нибудь своего "авторитетного гея", который бы вовремя научил этого самого "нежного" и пухлого "мальчонку" Раиса быть патриотом и Родину любить, вот его и подобрал какой-то чужой "педераст", "приголубил" его, совратил и научил нехорошим вещам и делам, научил его ненавидеть своих, предавать их и вредить своему народу.
Действительно необходимо "заботиться" о своих больных соплеменниках и быть к ним внимательнее. А сколько таких несчастных Раисиков и Айратиков ходит еще по земле и ждет помощи от своих соплеменников, дождутся ли или их так и "испортит" наш враг.
Нету таким людям как раиска и им подобных места среди татарского народа, их надо изгонят как бесов из нашей среди, у нашего народа должны быть крепкие моральные устои, содомизм страшный грех во всех религиях.
Бу бәндәне бу хәтлем дә ялган, шул кадәр дә ялган язганы өчен нигә җир йотмый микән?
Ничек җир күтәрә микән барысын да б..ка батырырга, кешеләрне үзара сугыштырырга маташкан бу провокаторны?
Ми табибына күренергә кирәк бу авыруга.
Где то писали что нашёлся желающий и написал жалобу в прокуратуру РТ на Р. Сулейманова вот и посмотрим что скажет прокуратура РТ. Если ничего не найдут то возможна обратная реакция уже Сулейманов может подать в суд на редакцию этой газеты за распространение клеветы на него. Но это если прокуратура ничего на него не накопает.
Зачем нам праздновать эту дату?Я удивляюсь..
Какая прокуротура?
А на картинке не Раис с иконой?
Исследователь Любовь Андреевна Дубровина предполагала, что на присягу Казани царю Дмитрию повлиял именно военно-политический расчёт, поскольку существовала прямая угроза Казани от его многочисленных подданных на Горной стороне и в Вятской земле [3, с. 60-61]. Присягая самозванцу, казанское правительство отводило от себя эту угрозу. То что в день присяги «Калужский вор» был почти месяц как мёртв уже не играло никакой роли.
Не соответствует действительности отнесение гибели Бельского к истории с присягой самозванцу. Живой и здоровый Богдан Яковлевич присягнул Дмитрию Ивановичу и его имя есть на крестоцеловальной записи. Рядом всё те же имена первого воеводы Морозова, дьяков Шульгина и Дичкова. [1, с. 292] Угроза, исходившая с Горной стороны и с Высокой горы, была сильнее личных амбиций членов казанского правительства.
Аутентичный казанский рассказ о событиях начала 1611 года сохранился в отписке вятской администрации в Пермь. Вятчане присягнули Лжедмитрию II вслед за казанцами и к тому же призывали пермичей. В своем послании в Вятку Морозов, Бельский, Шульгин и Дичков рассказывали, как 7 января к ним прибыл дьяк Афанасий Евдокимов (он служил в Казани до 1606 года), и поведал им и митрополиту Ефрему о делах, творящихся в Москве. Евдокимов говорил о давлении на патриарха Гермогена и его отказе благословить людей на крестоцелование Владиславу, об оккупации Москвы «литовскими людьми» и установленном ими режиме, о неясной ситуации со смоленским посольством, которое отправилось для приглашения Владислава на престол. Сразу же после рассказа о Евдокимове казанские воеводы и дьяки призывают вятчан целовать крест Дмитрию Ивановичу и «стати бы, господа, нам православным крестьяном за истинную православную Христову веру всем единодушно, чтоб нам православным крестьяном не отдатись от православныя крестьянския веры в злую и в проклятую Латынскую веру». [1, с. 292] Вероятно информация, полученная от Евдокимова, повлияла на окончательное решение Казани в пользу Лжедмитрия II или же рассказом о плачевных московских делах казанцы мотивировали вятчан последовать своему примеру.
http://www.proza.ru/2012/10/23/381
Раису надо было написать что пермяки и вятчане тоже имели сепаратистские настроения !!! :-)
Раису надо было написать что пермяки и вятчане тоже имели сепаратистские настроения !!! :-)
==========
Ручаюсь, что раиска этого не напишет, потому что это правда. Раиска пишет только ложь за "бочку варенья и корзину печенья" или что еще ему дают в качестве гонорара за лживую пропаганду ?
И коммиссары в пыльных шлемах, склонятся молча надо мной...
, 13.11.2012 в 10:02
И коммиссары в пыльных шлемах, склонятся молча надо мной...
======
Не склонятся. В России принято воздавать своим служакам за верную службу нищетой. Если не веришь, спроси у ветеранов различных войн, как к ним отнеслось государство, они тебе много чего могут рассказать.
И среди марийцев были служилые люди, князья, торговые люди. Версия черемисского происхождения Минина выглядит вполне правдоподобной.
О подлинной роли татар в Смутное время, сокрытой историками-западниками, и вообще правдивую историю этой Смуты, которая на самом деле продолжалась с примерно середины 16-го века по начало 17-го, читайте в книгах "Великая Орда: друзья, враги и наследники" (автор Г. Еникеев) и "Наследие татар" (авторы Г. Еникеев и Ш. Китабчы). Оглавления, обложки и первые главы этих книг на сайте "Татары Евразии (подлиннуя история)". Сайт легко найти в Инете по названию.