Шамовскую больницу – в отель?
Здание Шамовской больницы продано за 59 миллионов рублей. В Казани подписан договор купли-продажи с компанией из Малайзии. Инвестиции в реконструкцию составят около 20 миллионов евро. Пятизвездочная гостиница откроется через два года!
Кстати, трехэтажное строение, гордость казанцев, внесено в список объектов культурного наследия.
Шамовская больница – одна из старейших больниц города, построенная специально для простых горожан членом правления Казанского общества призрения, председателем совета Купеческого банка Казани Шамовым Яковом Филипповичем в 1910 году.
И это в 2012 году, в то время, когда больным людям, нуждающимся в стационарном лечении, не хватает коек в городских больницах.
Практически все опрашиваемые за то, чтобы Шамовская больница осталась после капитального ремонта, как есть – городской лечебницей!
Вот только одно мнение директора музея КГМУ Альфии Тутаевой: «Там должно быть только медицинское учреждение. Здание прекрасно сохранилось за 100 лет. И можно тут лечить людей… В больнице все предусмотрено для лечения: лаборатории, операционные, палаты…»
Яков Филиппович Шамов (1833 – 1908), миллионер, старообрядец, крупнейший хлебный торговец в Казани и Поволжье. Я.Ф. Шамов оставил хороший след как активный общественный деятель, как крупный благотворитель. Его последнее детище – больница и сегодня служит казанцам. Ее любовно называют не иначе, как «Шамовская». Мещанин Яков Шамов с Вятки приехал в Казань и поступил в услужение к хлеботорговцу Христиану Федоровичу Фомину на Сенном базаре (теперь улица Кирова), а через 10 лет сам получает чин купца сначала третьей, а затем в 1871 году в возрасте 33 лет – второй гильдии. Яков Шамов женился на дочери бывшего хозяина Аграфене – 28 лет. (В Казани в начале 80-х годов действовали хлебные купцы Оконишниковы, Фомины, Сусловы и Шамов.) Яков Филиппович арендовал большую городскую мельницу в пять этажей на Казанке под Кремлем с годовым доходом 488 тысяч рублей. Жили они в двух домах на ул. Вознесенской (ныне ул. Островского, 25). Был он главой старообрядческой общины. Детей у них не было. Якова Филипповича избирали старейшиной биржевого комитета, гласным городской Думы, председателем совета купеческого банка, членом правления Казанского общества призрения и общества образования глухонемых детей, членом попечительского совета Императорского русского технического общества. Яков Шамов вкладывал часть своих доходов в недвижимость и имел в центральной части Казани два дома и огромные склады, бездонные подвалы (Шамовские кладовые). Вместе с тем он был известен как крупный меценат и благотворитель. На строительство больницы купец I гильдии Я.Ф. Шамов затратил личных сбережений – 200 тысяч рублей. Город выделил место для больницы, там, где просил Шамов – в Осокиной роще со стороны улицы Третья гора. От подножья холма, на котором стоит трехэтажная (на цокольном этаже прекрасная) Шамовская больница, берет начало современная улица Калинина. Руководил строительством сам автор проекта – архитектор К.С. Олешкович. Работу начали в 1908 году. Контролировал стройку управляющий Шамова Иван Петрович Строкин. Город получил трехэтажное здание на высоком цокольном этаже, здание с декоративным оформлением фасадов в стиле «модерн». Если смотреть на больницу сверху, то корпуса напоминают начальную букву фамилии благодетеля – «III». Сам Яков Филиппович конца стройки не увидел – за год до открытия больницы, 30 ноября 1908 г. в 9 часов утра он умер. Дело закончила его жена Аграфена (Агриппина) Хрисанфовна, его главная душеприказчица. Она сама делала расходы на достройку здания.
Больницу открыли 25 апреля 1910 года. На торжественное открытие собрался весь цвет города, включая многочисленных врачей и строителей. Тут были казанский губернатор, городской голова, гласный городской думы и члены городской управы. Они скрепили своими подписями акт на открытие новой больницы (документы хранятся в фондах Национального музея РТ).
я больница уже сто лет служит городу и горожанам. Прах Якова Филипповича Шамова покоится в фамильном склепе на АПриему в нее подлежали мещане, пожарные, городовые. 20 мест выделили и для крестьян Казанского уезда. Лечение было частично платным. За месяц брали 8 руб., или 30 коп. в сутки. Яков Филиппович Шамов завещал на нужды благотворительных учреждений большие суммы – 95500 рублей.
После революции все имущество Шамовых национализировали. Аграфене оставили одну комнату на чердаке собственного дома на Вознесенской улице.
Злые языки говорили, что эта больница – дань властям. (В том числе из рассказов Александра Васильевича Реина, записанных М. Куницыным. Документ хранится в фондах Н.М.Т.) Семидесятидвухлетний Я. Шамов во время русско-японской войны 1904 – 05 гг. по подряду поставлял муку для армии. Одна из партий якобы оказалась залежалой, и у солдат появились желудочные заболевания. Шамова признали виновным, ему грозила тюрьма. И он предложил в качестве альтернативы – откупную. Вместо тюрьмы ему – больница для города. Идея была претворена в жизнь. Легенда это или истина – остается загадкой. Шамовскарском кладбище Казани. А имя купца Якова Филипповича Шамова, запечатленное в камне – больнице «Шамовской», не будет забыто.
Борис МИЛИЦЫН.
Несомненно, должно быть медицинское учреждение. Какая еще Малайзия. Какой еще отель.Это воровство у города ее истории.
Бедный Шамов. Построил малазийский отель.
Обратим внимание, что будущих хозяев «гостиницы не беспокоит, что бывшая больница и морг могут отпугнуть гостей. Значит, они уверены в доходности своего проекта с темным для народа замыслом. Судя по настырности заинтересованных инициаторов и туманной неясности истоков бизнес операции, там будет не гостиница, а 5-и звездная бордель под вывеской «Гостиница». Для узкого круга ограниченных людей с неограниченными возможностями. Место укромное с чудесным парком.
А самое страшное и непростительное – это будет не только осквернением памяти бескорыстных добрых дел и поступка купца Якова Шамова, а самой идеи благотворительности, ее истории, ее замечательных поучительных нравственных примеров. Какой ужасный урок безнравственности мы преподнесем вступающему в жизнь поколению.
Мало нам ракового корпуса в бывшей пересыльной перед расстрельным полигоном и лагерей ГУЛАГа тюрьме НКВД у стен Кремля, с палатами в бывших камерах пыток? Где все пропитано духом и ужасом страданий и гибели многих сотен невинных людей, цвета нации. Там сегодня больница, сама история которой способна убить волю человека к жизни. Вот ее можно было бы пересилить в восстановленную Шамовскую больницу.
Фандас Сафиуллин
Нужно устроить пикет протеста против малазийского отеля вместо больницы. Авторов идеи уволить в отставку. Куда смотрит гордума Казани?
Балтусовой эти малазийцы дали на лапу, она и сдала эту больницу им. Эх, Олеся, Олеся... стала ты обычным чиновником
Продажные шкуры-чиновники!!! И что народ молчит?
А на какие нужды пошли эти 59 миллионов? Нашим чиновникам о своей душе пора подумать. Вас будущее поколение точно хорошим словом не вспомнит. Не новое создать ни старое сохранить Души не хватает. В городе Набережные челны в городской больнице №5 нет достойного оборудования и инструментов (врачи личным инструментом оперируют), врач лечение назначает,а лекарств нет и от пациентов скрывают-требование главного врача. Бомжи и работающие граждане которые платят регулярно налоги в одном приёмном покое находятся. Врач может сам от бомжа заразится и передать другому пациенту инфекцию. Вот и получается создавать условия больным и врачам меценатов нет и вряд ли скоро появятся. 5-ти звёздочных отелей у нас в Казани конечно "не хватает", но не за чёт же своих граждан условия миллионерам создавать. Чтобы души свои сохранить чистыми для себя и своих детей каждые 5 лет чиновники уходите на другую работу.
НУ и продажныесволочи!