Русские в современном Татарстане: положение, проблемы, поиск путей их решения (часть 4)
С заключителльным докладом «Татарское национальное движение и русский вопрос в Татарстане» выступил руководитель Приволжского центра региональных и этнорелигиозных исследований Российского института стратегических исследований Раис Сулейманов.
Эксперт напомнил присутствующим о том, что на смену ситуации начала 1990-х годов, когда татарский национализм воспринимался как политическая сила, с которой были вынуждены считаться и в Казани, и в Москве, пришло время, когда татарских националистов не воспринимают всерьез, а рассматривают их как пережиток эпохи «суверенного Татарстана». Одной из главных причин этого является то, что татарское национальное движение, с точки зрения республиканских властей, выполнило свою миссию, позволив последним выторговать в конце ХХ века максимум преференций у федерального центра. Однако в конце 1980-х – начале 1990-х годов татарское национальное движение находилось на самом пике развития. В тот период татарские радикалы при негласной поддержке властей республики выступали за создание независимого от России татарского государства.
Мало кто помнит, что в тот период один из лидеров татарского националистического движения, председатель партии национальной независимости «Иттифак» Фаузия Байрамова публично выступала за передачу Казанской епархии Петропавловского собора, в котором в советское время был открыт городской планетарий. Байрамова говорила о том, что собор «принадлежит русской культуры» и поэтому необходимо его «возвратить русскому народу». Точно также она выступала за возвращение здания синагоги еврейской общине. Однако это факт никак не мешал Фаузие Байрамовой и другим лидерам татарского национального движения демонстрировать крайне негативное, шовинистическое отношение к русскому народу, которому безосновательно приписывались «многочисленные преступления против татар», утверждать что «наши энергоресурсы забирают русские и на этом держится их колониальное государство».
При этом и Советский Союз, и дореволюционная Россия в публичных высказываниях татарских националистов всегда ассоциировались с русским населением Республики Татарстан, русофобия татарских радикалов всегда сочеталась с явлением которое условно можно охарактеризовать как «Россия-фобия». В 2011 году Фаузия Байрамова (не далее как в феврале 2010 года осужденная условно за разжигание межнациональной розни), продолжает утверждать, что «русское государство построено на трагедии татарского народа, на татарской крови, и держится оно за счет энергоресурсов, выкачиваемых из недр татарских земель», «кормят и питают это государство татары», «истинный татарин никогда не пойдет на кровосмешение с русскими» и т.п. В своей статье «Мы – татары, а не русские!», являющейся своеобразным манифестом татарской русофобии, Байрамова призвала татар навсегда размежеваться от русской культуры и России.
Как считает Сулейманов, в современный период взгляды радикальных татарских националистов не претерпели каких-либо существенных изменений и представляют собой сочетание двух основных положений: создание, несмотря на всю утопичность подобных замыслов, независимого татарского государства (сепаратизм) и крайне негативное, шовинистическое отношение к русскому народу. Судя по их словам и действиям, татарские радикал-националисты не способны рационально обосновать свои претензии к русскому народу и необходимость создания независимого государства. Вытесненные на обочину общественно-политической жизни республики на протяжении как минимум последних пятнадцати лет, они стали абсолютно маргинальным явлением. В настоящее время татарское национальное движение перестало быть нужным Казанскому Кремлю и даже начало представлять для него определенную опасность.
Всё это привело к существенному – на порядки – сокращению числа как реальных, так и потенциальных сторонников татарских национального движения. В настоящее время можно говорить не более чем о двух сотнях активных татарских националистов старшего поколения (пенсионного возраста), которых можно увидеть, например, на ежегодном «Дне памяти защитников Казани», который проводится 15 октября под лозунгами вроде «Долой российское иго!», «Где Россия – там война» .
По мнению ученого, идея отделения Татарстана от России не отражают чаянья татарского народа и не поддерживаются ни властями республики, ни ее населением, ни подавляющим большинством татарской национальной интеллигенции, что подтверждается малочисленностью участников «национально-ориентированных» мероприятий, в том числе массовых, которое никогда не достигает и трехсот человек. «В целом же, – отметил Сулейманов, - современная татарская молодежь оказалась отнюдь не склонной к поддержке сепаратистских идей, демонстрируя высокую лояльность российскому государству».
В то же время, по мнению эксперта, можно проследить определенные параллели в татарском национальном движении в конце 80-х-начале 90-х годов прошлого века и в современном русском национальном движении. Русский национализм сегодня переживает такой же расцвет, который в те годы переживал национализм других народов, имеющих свои национальные республики, в современный период идёт этническая мобилизация русских. В конце советской эпохи «парад суверенитетов» на территории РСФСР и в союзных республиках фактически был обусловлен подъёмом «национального самосознания» этнических меньшинств. В наши дни мы наблюдаем подобный подъём национального самосознания у этнического большинства России – у русских. Разумеется, расцвет национализма у этнического большинства вызывает определённые опасения у национальных меньшинств: татары, как пусть второй по численности, но все значительно меньший (в 20 раз), не знают, как реагировать на усиление популярности национализма среди русских. Большинство татар себя ассоциирует с Россией, ни о каком независимом Татарстане не мечтает, но и не знает, как вести себя при росте национализма русского народа.
«Однако в последнее время в России пробуждается иная, «сепаратистская» трактовка русского национализма», – отметил Сулейманов. - В наши дни не для всех русских националистов «русское» является синонимом «державности» («имперскости»), и многие нынешние русские националисты уже не считают себя представителями «имперской нации», и говорят о необходимости «отделить Кавказа» и создать «Русскую республику». Уже появились «казачьи сепаратисты», появились сибирские и калиниградские «русские сепаратисты». Некоторые русские националисты рассуждают о скором «разделении России на малые государства» и прогнозируют «рождение многих русских наций» по типу англоязычных наций Британского Содружества (канадцы, австралийцы, новозеландцы и др.). Определенная популярность лозунгов типа «отделить Кавказ от России» можно объяснить желанием части русских иметь свою национальную республику. В условиях современной кавказофобии в России и выдавливания русского населения из Северо-Кавказского региона подобные лозунги имеют большой пропагандистский потенциал.
В то же время, по мнению Сулейманова, отделение Северного Кавказа от России неминуемо повлечёт за собой цепную реакцию, когда пойдут разговоры об отделении всех национальных республик, которые частью русских националистов, считаются «нерусскими» республиками. Проблема в том, что даже гипотетическое отделение Кавказа или любого другого региона не решит проблемы: в 1991 году от России отделились республики Центральной Азии, однако лучше от этого России не стало.
Практически каждый доклад конференции «Русские в современном Татарстане: положение, проблемы, поиск путей их решения» стал причиной оживлённых обсуждений, из-за чего мероприятие закончилось на 3 часа позже запланированного. Дискуссии шли даже во время кофе-брейка, и даже после окончания заседания Казанского экспертного клуба РИСИ многие участники мероприятия не торопились расходиться. Присутствующие согласились с тем, что в Татарстане отрицать «русский вопрос» не получается: реальность такова, что у русских в Поволжье, в центре России есть национальные проблемы. Русские являются здесь коренным населением, но имеют национальные проблемы в качестве этнической группы.
Участники заседания Казанского экспертного клуба РИСИ согласились с высказыванием социолога Людмилы Лучшевой о том, что русские в Татарстане ощущают свою невостребованность, в т.ч. и во власти. Все это начинает напоминать ситуацию в прибалтийских республиках, где русское население неприкрыто ущемляется в правах и свободах. «Но если прибалтийские нацисты ведут дискриминацию против русских открыто, то в Татарстане она латентна, но при этом не менее опасна», – отметил председатель Общества ревнителей истории г.Казани Василий Ордынский.
Что касается дальнейшего развития ситуации с русским вопросом как в Татарстане, так и в остальных национальных республиках России, то здесь мнения участников и гостей конференции были схожи: когда люди понимают, что «федеральное правительство русским на местах не поможет, не защитит и не вступится», то они будут стремиться к самоорганизации. В лучшем случае, это будет вести к созданию различных культурных сообществ и обществ типа «Русские за здоровый образ жизни», в худшем – к созданию молодёжных групп типа «Фронта казанских патриотов».
Социолог Людмила Лучшева высказала следующее суждение: «Нерегулируемые проявления этнической консолидации со стороны «титульного» этноса в доступе к политическим, экономическим и социально-культурным ресурсам в полиэтническом обществе, каким, в частности, является Республика Татарстан, могут в будущем стать причиной межэтнического конфликта». По мнению представителя движения «Русский язык в школах Татарстана» Екатерины Беляевой, наблюдается явное желание «замолчать» проблемы русского народа со стороны министра образования Татарстана Альберта Гильмутдинова и некоторых других местных чиновников. Председатель Казанского отделения Общества русской культуры Татарстана Михаил Щеглова высказал своё наблюдение: некоторые местные чиновники стараются продемонстрировать Москве антураж абсолютного благополучия в этнических вопросах, создавая благостную картину отсутствия проблем в этой сфере. По мнению Щеглова, проблемы русских местные власти не хотят решать на основе диалога с русской общественностью и пытаются скрыть эти проблемы от федерального центра.
«Остается только надеяться, что руководство Республики Татарстан в будущем начнет проводить более продуманную политику в сфере межэтнических отношений», – выразил надежды многих Михаил Щеглов.
«Несмотря на смену регионального лидера, русский вопрос так и остался нерешенным в Татарстане», – констатировали участники конференции.
Василий Ордынский
Трогательная идиллия вместе на фото! Яна Амелина крещена татарка журналист! Сравните, этнический башкир «иштяк» Рафис Кашапов косит под Татарина. Убогий и полуслепой, ростом метр с кепкой мошенник, экстремист. В армии не служил, образование и трудовой книжки не имеет. Связан с органами, находится, под ручным управлением. Разыгрывает патриотическую карту и вымогает деньги у Татар. Держится, за хлебное мест, 20 лет злостный тунеядец! Собирает старух на своей квартире и морочит им голову. Вдумайтесь Татары, если вы будете собирать сборища на своей квартире, то за вами скоро придут!!! Органы позволяют ему! Яна Амелина и её муж Раис Сулейманов грамотные связаны с Москвой сотрудники… Рафис Кашапов не легитимный председатель ТОЦ, его ни кто не избирал. Он, самозванец и шкурник, сеет межнациональную рознь и вредит Татарстану!!!Рафис Кашапов «ШАЙТАН!!!