Русские в современном Татарстане: положение, проблемы, поиск путей их решения (часть 1)
3 ноября 2011 года в Казани состоялась научно-практическая конференция «Русские в современном Татарстане: положение, проблемы, поиск путей их решения». Впервые в постсоветской истории этого поволжского региона прошло публичное обсуждение современного положения его русского населения. Конференция состоялась в рамках заседания Казанского экспертного клуба Российского института стратегических исследований (РИСИ).
Целью мероприятия было заявлено научно-теоретическое осмысление положения русских в Республике Татарстан в постсоветский период, анализ их национальных проблем в регионе и поиск путей их решения. На конференции было уделено внимание этническому представительству русских в государственных органах власти республики, "языковому" вопросу, религиозной идентичности русской молодежи, отношению к русской истории в официальной исторической науке Татарстана, отношению к русскому вопросу в татарском национальном движении, а также процессу возрождения русского острова-града Свияжск.
Участники конференции вспомнили следующий факт из истории Татарстана. Когда в августе 2002 года Владимир Путин приезжал в республику, он услышал от одного из делегатов Всемирного конгресса татар жалобу на то, что татарину в Башкирии жить нелегко. Президент России среагировал неожиданно: «А какого жить русскому в Татарстане?» С того времени прошло девять лет, а вопрос так и остался открытым.
Ответить подробнее на этот вопрос и попытались участники заседания Казанского экспертного клуба РИСИ.
В рамках приветственного слова один из организаторов мероприятия, руководитель Приволжского центра региональных и этнорелигиозных исследований РИСИ Раис Сулейманов отметил тот факт, что данная конференция является первой конференцией в Татарстане, посвящённой всестороннему изучению "русского вопроса". Эксперт обратил внимание собравшихся на следующее: "За двадцать лет после провозглашения суверенитета Татарстана в республике не было ни одной конференции, в названии которой присутствовало бы слово "русские". Получается, что публично ответить на вопрос Путина русская общественность Татарстана смогла только спустя почти 10 лет после того, как Владимир Владимирович задал этот вопрос.
Руководитель Приволжского филиала РИСИ выразил обеспокоенность тем, что в Республике Татарстан в современный период идут процессы, которые в республиках Северо-Кавказского региона начались ещё 10-15 лет назад. На Северном Кавказе в конечном итоге эти процессы привели к выдавливанию русских и к практически полной дерусификацией в некоторых его субъектах.
«Процессы, когда-то начавшиеся на Северном Кавказе и приведшие к нынешнем положению, в чем-то повторяются в Татарстане»,- отметил эксперт.
Аналогичные тенденции из года в год набирают силу и в Республике Башкортостан. Дерусификация Северного Кавказа является одним из факторов, который усиливает «центробежные» тенденции, которые потенциально могут способствовать распаду единого российского государства. Долгое игнорирование федеральными властями проблем русских в этом сложном регионе привели к нарастанию кавказофобии в российском обществе, нарастающему отчуждению между русскими и представителями народов Кавказа, результатом чего стало следующее явление: в массовом сознании многих русских Северный Кавказ перестал восприниматься как часть России. В результате всего этого в современном российском обществе стали набирать популярность идеи "русского сепаратизма", следствием чего стало появление и популярность лозунгов типа "Хватит кормить Кавказ", что только на руку "доброжелателям" Российского государства.
Из журналистов на мероприятии присутствовали только представители федерального информационного агентства "Регнум" и издающегося в Стамбуле протурецкого международного журнала "Диалог Евразия", известного в качестве рупора идей турецкого проповедника Фетхюллаха Гюлена, проживающего в настоящее время в США. По словам организаторов, на конференцию были приглашены журналисты практически всех общественно-политических изданий Республики Татарстан. Однако никто из них не явился.
Присутствующие связали это с "телефонным правом", весьма популярным в Татарстане: местные чиновники звонят журналистам и дают негласное указание "не давать информацию" по мероприятию. По мнению собравшихся, этими действиями чиновничий аппарат в очередной раз обозначил свою позицию по отношению к проблемам русских в Татарстане. Участники мероприятия с сожалением констатировали тот факт, что власти Татарстана не хотят признавать наличия собственно национальных проблем русских, руководствуясь принципом: если запретить говорить о какой-то проблеме, то ее вроде как и нет.
По мнению Раиса Сулейманова, такую научно-практическую конференцию в настоящее время в г.Казани не согласится провести под своей крышей ни один вуз, опасаясь негативной реакции со стороны властных структур Республики Татарстан. Участники мероприятия вспомнили печальную судьбу Центра евразийских и международных исследований Казанского федерального университета, который был ликвидирован под надуманным предлогом, т.к. на проходивших на базе данного научного центра конференциях поднимались "неудобные" для властей Татарстана вопросы.
С обзорным выступлением о положении русских в Татарстане выступил профессор, доктор социологических наук, председатель Общества русской культуры Республики Татарстан (единственная русская национальная организация в этом регионе) Александр Салагаев. По его мнению, корни русского вопроса в Татарстане и в других национальных республиках заключаются в нынешнем устройстве Российской Федерации. Во-первых, это – национальная федерация ("этническая"), а, во-вторых, федерация асимметричная. Как считает профессор Салагаев, в совокупности эти два фактора и порождают конфликты. Председатель Общества русской культуры Татарстана обратил внимание на следующее: хотя в Конституции России написано, что все республики в составе федерации равноправны, наличие в государстве нескольких государств-республик (ст.5) вызывает множество недоразумений и юридическое неравноправие субъектов. Противоречия заложены в самой Конституции и не могут быть устранены без изменения Основного закона.
Вторая причина – никак не определен статус русских в Российской Федерации. Самый многочисленный этнос в России не упоминается ни в одном правовом документе, хотя именно русский этнос объединил в единое государство другие народы, став по факту государствообразующим. Однако упоминание о русских отсутствует в законах России. Более того, в Татарстане даже закладывается юридическая дискриминация русских. Так, к примеру, в Конституции Татарстана в ее преамбуле написано, что «настоящая Конституция, выражая волю многонационального народа Республики Татарстан и татарского народа», т.е. есть многонациональный народ и есть татарский народ – два разных правовых субъекта. К слову сказать, в Конституции России говорится только о многонациональном народе страны, о русском народе ни слова. В ст.14 Конституции Татарстана четко говорится о том, что «Республика Татарстан оказывает содействие в развитии национальной культуры, языка, сохранении самобытности татар, проживающих за пределами Республики Татарстан»; ничего подобного нет ни в одном законе ни одного другого субъекта России в отношении русских. Для русских не предусмотрено создания национально-культурных автономий (НКА), на что имеют право все другие этносы согласно федеральному закону "О национально-культурной автономии" (№ 74-ФЗ от 17.06.1996). По мнению Салагаева, это приводит к тому, что русские в современной России являются "бомжами на своей родной земле ".
В Татарстане Общество русской культуры Татарстана является членом Ассамблеи народов Татарстана, однако русские не имеют своей национально-культурной автономии, что де-факто приводит к дискриминации русских в республике.
Салагаев рассказал о том, что делегацию Туркмении в Казани встречают представители НКА туркмен, делегацию Азербайджана – представители НКА Азербайджана. В отличие от них, представители же русской общественности Татарстана не имеют возможности встречаться с делегациями русских областей РФ. Профессор Салагаев напомнил о том, как представителям делегации Новосибирской области во время их визита в Казань в июне 2011 года запретили встречаться с представителями русской общественности Татарстана, хотя до этого президент Татарстана приезжал в Новосибирск и встречался с местной татарской общиной без каких-либо проблем, и это воспринималось как само собой разумеещееся. В то же время желание русских Новосибирской области встретиться с русскими Татарстана местные республиканские чиновники посчитали «лишним», это при том, что инициатором встречи выступила администрация главы Новосибирской области: за две недели до приезда делегации Александр Салагаев получил письмо из администрации губернатора Василия Юрченко с предложением "рассмотреть целесообразность и возможность встречи членов делегации с Вами лично и с участниками Общества русской культуры". По мнению руководителя Общества русской культуры Татарстана, представители сибирского региона хотели «навестить соотечественников, поинтересоваться их проблемами". В составе делегации находились министры правительства Новосибирской области (в частности образования, науки и культуры) и сотрудники Сибирского отделения Российской академии наук (РАН). До последнего момента перед приездом делегации из Сибири между сотрудниками аппарата новосибирского губернатора и руководством Общества русской культуры Татарстана по телефону шли согласования о времени и формате встречи. Однако буквально накануне приезда делегации выяснилось, что встречи нет в списке запланированных мероприятий, предложенном сибирским гостям аппаратом президента Татарстана. При этом гости из Новосибирской области по телефону сообщили членам Общества русской культуры Татарстана следующее: участники делегации по-прежнему хотели бы встретиться в Казани с русскими, но "это не вызывает поддержки принимающей стороны".
Как следует из этих событий, подобная заинтересованность жизнью и проблемами русских в Татарстане со стороны русской делегации из Сибири не обрадовала татарстанских чиновников. Представителям Новосибирской области дали понять, что любые встречи с представителями русской общественности нежелательны. Между тем, как уже говорилось выше, когда в декабре 2010 года состоялся визит президента Республики Татарстан Рустама Минниханова в Новосибирскую область, администрация области нисколько не препятствовала тому что в рамках этого визита состоялась встреча с представителями татарских общественных организаций г. Новосибирска.
В 1992 году была принята Конституция Республики Татарстан, в которой были определены два государственных языка – русский и татарский. В законе "О языках народов Татарстана" было написано, что они изучаются в равных объемах. Это привело к тому, что русский язык в республике изучается как не родной, количество часов, отведенных на его изучение, значительно меньше, чем в других субъектах федерации. В этой связи, считает Александр Салагаев, необходима поправка к Конституции Татарстана, в которой было бы зафисировано, что "русский и татарский языки изучаются как государственные". Это позволит русскоязычным и татарам изучать языки в полном объеме. Профессор-социолог предлагает следующую схему школьного расписания: 2 часа – русский, 2 часа – татарский как государственные, плюс на выбор – 3 часа русского или 3 часа татарского. Поправка небольшая, но здесь "встала насмерть", по выражению Салагаева, комиссия по культуре и межэтническим отношениям Государственного Совета (парламента) Татарстана под руководством депутата Разиля Валеева, которого поддерживают Туфан Миннуллин и другие русофобски настроенные депутаты-националисты.
Профессор Салагаев напомнил присутствующим о том, что русских в Татарстане можно безнаказанно оскорблять, называя «оккупантами». При упоминании имени депутата Туфана Миннуллина собравшиеся вспомнили состоявшийся 9 июля 2011 года пикет родителей, посвящённый проблемам русского языка в школах Татарстана, на котором присутствовал и вышеупомянутый «национально ориентированный» депутат. Одним из заметных событий, навсегда вошедших в историю постсоветского Татарстана, во время пикета стало эмоциональное выступление журналистки государственного республиканского телеканала «Татарстан – Новый Век» Эльмиры Исрафиловой, когда она назвала русских «оккупантами». Александр Салагаев сообщил, что изучил видеозапись выступления Туфана Миннуллина на памятном пикете. "Я понял, чем депутат Миннуллин сподвиг журналистку на ее заявление, – сказал Салагаев. – Он заявил на татарском языке, что "вот, пьют-пьют, потом протрезвеют и идут за русских тут выступать". Подобные реплики народного избранника спровоцировали Исрафилову на прямые оскорбления в адрес участников пикета, а также на обещания "перегрызть горло любому за родной татарский язык". Показательно, что, несмотря на обещания местных чиновников, Исрафилова до сих пор продолжает работать на государственном местном телеканале, где она даже получила повышение, став теперь продюсером, а местный Следственный комитет отказался возбуждать дело в отношении татарской журналистки, так как «не было найдено в её действиях состава преступления». Отсюда вывод: во-первых, верить словам местных чиновников нельзя, все равно они их не сдерживают, а, во-вторых, можно спокойно оскорблять русских, а тебя за это не то, что не накажут, наоборот, повысят.
Что касается школ с «русским этнокультурным компонентом», где русский язык все-таки можно изучать в достаточных объемах, то их, по данным Александра Салагаева, на весь Татарстан всего 14. Для сравнения: в республике имеется 51 школа с чувашским этнокультурным компонентом и 17 удмуртских. При этом русские в Татарстане составляют половину населения. Профессор-социолог в своём докладе обратил внимание и на этническую "перегруппировку" сил в сфере высокоинтеллектуального труда. Тенденция выдавливания русских из сферы художественно-творческой интеллигенции Татарстана, возникшая ещё в конце 1980-х гг., продолжает сохраняться. Сокращение доли творческой интеллигенции среди русских становится особенно заметно при анализе этнического состава Союза писателей, Союза композиторов и других творческих союзов Республики Татарстан. Анализ текущих архивов творческих союзов Татарстана показывает, что их членами являются главным образом представители татарского этноса. Наблюдается диспропорция и в присвоении заслуженных званий, что особо заметно в Союзе писателей и Союзе театральных деятелей. «Русским писателям практически невозможно «пробиться» в республиканский Союз писателей», – констатировал Александр Салагаев. Докладчик напомнил о том, что в приёмной комиссии Союза писателей заседает тот самый татарский депутат Туфан Миннуллин, которого татарские националисты при жизни объявили «классиком». «Татарских писателей широко публикуют на средства госбюджета, а русских писателей в республике не публикуют», – отметил докладчик.
«Мы вначале надеялись, что "Москва нам поможет", но пришли к выводу, что Москве нет дела до русских в Татарстане, и никто не поможет, кроме нас самих, – констатировал председатель Общества русской культуры Татарстана. – Более того, федеральный центр пытается исключить из дискурса само слово "русский", а СМИ стараются давать это слово исключительно в негативном контексте». Профессор-социолог привёл примеры, когда СМИ используют слово «русский» в негативном контексте: "русские фашисты", "русские проститутки", "русские бандиты". Если же о представителях русского этноса приходится говорить в положительном ключе, то СМИ используют прилагательное "российский", "российские спортсмены", "российские учёные" и др. Типичная подача СМИ: "Российские спортсменки завоевали награды на чемпионате" и "Русские проститутки подрались в Амстердаме".
По мнению Салагаева, единственный, кто не стесняется произносить слово «русский» на федеральном уровне – это патриарх Московский и Всея Руси Кирилл. От него часто можно услышать: «русский мир», «русская цивилизация», «русская держава».
"Как следствие всех тех процессов, что происходят в России в отношении русских, в России идет этническая мобилизация русских, – заявил профессор-социолог. – Пока власть реагирует на это репрессивными мерами. И здесь никакой тенденции к улучшению ситуации не видно, так как все наблюдаемые конфликты – это не межэтнические конфликты, а отчуждение русских от власти. По данным наших исследований, любые действия властей, даже если они носят объективно положительный характер, сейчас воспринимаются в обществе негативно", – отметил Александр Салагаев.
В своём докладе руководитель Общества русской культуры Татарстана коснулся и проблемы возвращения церковных зданий, в решении которой русская общественность наталкивается на непонимание властей Татарстана. Единственная русская национальная организация в регионе существует уже 20 лет, но все проблемы, на которые оно обращало внимание, по мнению профессора Салагаева, руководство Татарстана так или иначе игнорирует. Это касается и возвращения церковных зданий, и преподавания русского языка в общеобразовательных школах, и кадрового вопроса (русские слабо представлены в органах законодательной и представительной власти республики). Различия в количестве православных храмов и мечетей достигли соотношения 1 к 6. А некоторые храмы до сих пор просто не возвращают Русской Православной Церкви.
Показателен пример с колокольней Богоявленского собора в самом центре Казани. Уже несколько лет Общество русской культуры Татарстана безуспешно добивается, чтобы колокольню вернули православным верующим. Однако русскую общественность по какой-то причине отказывается поддерживать глава Казанской епархии Русской Православной церкви архиепископ Анастасий (Меткин). При этом руководство города и республики, к которому Общество русской культуры Татарстана неоднократно обращалось с просьбами о возвращении здания Церкви, ссылается на то, что архиепископ Анастасий, который непосредственно должен выступать от имени верующих, ни разу не обращался за передачей. По словам Александра Салагаева, в администрации президента Республики Татарстан, не скрывая своей радости, прямо говорят что "владыке это не надо". Здесь стоит напомнить случай из 1990-х годов, когда тогдашний министр культуры Татарстана Марсель Таишев сказал, что «ему как мусульманину будет неприятно слышать православный звон в центре Казани». К слову сказать, этот уже бывший министр выразил, таким образом, не только свою точку зрения, но и многих своих коллег из числа татарских чиновников.
Руководитель Общество русской культуры Татарстана констатировал "отсутствие взаимодействия" с руководством Казанской епархии, причём именно из-за нежелания архиепископа Анастасия идти на сотрудничество с русской общественностью Татарстана в деле защиты прав верующих. Одним из направлений деятельности Общество русской культуры Татарстана является пропаганда православных духовных ценностей. Активисты организации участвуют в крестных ходах, два священника входят в правление Общество русской культуры Татарстана. В свое время после обращений к теперь уже экс-президенту Татарстана Минтимеру Шаймиеву были решены многие вопросы, касающиеся возрождения православия в регионе. Однако – безо всякой поддержки со стороны правящего архиерея, епископа Анастасия. Инициативы Общество русской культуры Татарстана практически никогда не находили поддержку у руководства Казанской епархии. Во многом именно по этой причине власти отказываются передавать верующим колокольню Богоявленского собора в Казани.
В 1991 году церковь Ивановского монастыря и комплекс зданий под Казанским Кремлем были переданы православным верующим, а колокольню – была передана коммерческой фирме "Мирас". Однако после обращений Общество русской культуры Татарстана к Минтимеру Шаймиеву решение о передаче колокольни коммерческой структуре было отменено.
Несколько лет назад находящийся недалеко от Казани на территории Седмиозёрской пустыни Святой Ключ решением властей был передан частному предпринимателю Шавкату Абдуллину "для розлива питьевой воды". Решение о передаче Святого Ключа предпринимателю также было отменено после обращения Общество русской культуры Татарстана к президенту Шаймиеву.
Профессор Салагаев акцентировал внимание собравшихся на том, что архиепископ Анастасий в обоих случаях не поддерживал верующих на начальных этапах борьбы, и присоединялся к инициативе русской общественности только тогда, когда уже было ясно, что власти решили идти на уступки. До сих пор в здании Дворцовой церкви Казанского Кремля размещается Музей истории государственности татарского народа. Не трудно представить, как бы отреагировали татары, если бы, к примеру, в здании какой-нибудь исторической мечети Казани размещался бы Музей истории государственности русского народа. Естественно, они были бы возмущены, да и власти Татарстана так никогда бы не поступили. Но то, что не поступили бы в отношении мечети, вполне считается нормальным в отношении здания церкви.
В ходе обсуждения прозвучавшего доклада заведующий кафедрой социологии, политологии и менеджмента Казанского государственного технического университета, доктор политических наук, профессор Владимир Беляев, принимавший почти 20 лет назад участие в разработке законопроекта о языках в Татарстане, согласился с профессором Салагаевым в том, что назрела необходимость разработки поправки к Конституции Республики Татарстан, которая бы уточняла, что "русский и татарский языки изучаются как государственные". По мнению Беляева, только поправка к местной Конституции позволит реализовать права русских и татарам на изучение языков в полном объеме.
Присутствующий на конференции лидер немецкой диаспоры г.Казани, руководитель общественной организации «Немецкий дом Республики Татарстан» Виктор Диц выразил согласие с прозвучавшим в докладе профессора Салагаева утверждением о том, что русские в современной России являются "бомжами на своей родной земле». «Даже мне, человеку нерусскому, это ясно», – отметил Виктор Диц.
Представители русской общественности вспомнили о том, что один из «героев» доклада профессора Салагаева предприниматель Шавкат Абдуллин, «прославившийся» попыткой приватизировать Святой Ключ на территории Седмиозерского пустыни, является родным братом известного республиканского чиновника Талгата Абдуллина. Будучи в прошлом одним из лидеров татарских националистов, Талгат Абдуллин сделал крайне удачную карьеру в органах государственной власти Республики Татарстан и в настоящее время является исполнительным директором организации "Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан", занимаясь вопросами жилищного строительства.
Представители русской общественности высказали мысль о том, что России нужно отказаться от государственного построения в форме этнической ассиметричной федерации. «В построении федерации нужно брать пример с ФРГ и США», – высказал своё мнение представитель сообщества «Русский язык в школах Татарстана» Борис Бегаев.
Выступление профессора Владимира Беляева было посвящено возможным путям реформирования федеративного устройства Российского государства в свете положения русского этноса в Татарстане и других национальных регионах. В самом начале доклада Беляев прокомментировал слова руководителя Общество русской культуры Татарстана о недопустимости «этнических» федераций: «Профессор Салагаев высказался против асимметрии в построении федерации и против "этнических" федераций. Я глубоко убежден, что и то, и другое в мире не мешает ни равноправию субъектов и народов, ни стабильности федераций и межэтнических отношений».
Совершив небольшой экскурс в прошлое, докладчик обратил внимание участников мероприятия на то, что автономии (автономные субъекты) в составе государства возможны и при унитаризме (в царской России такой статус имела Финляндия, в Великобритании такими правами пользуется Шотландия, Уэльс и Ольстер). «Асимметрия» – это вариант «мягких» федераций, когда у федерального центра остается минимум полномочий, а остальное (например, в Испании) распределяется по-разному: у некоторых субъектов уходит в так называемую "белую зону" (исключительные полномочия центра), другие регулируют эти полномочия совместно с центром, третьи субъекты берут их на себя. Но равноправие всегда сохраняется. «Ибо равноправие не есть полное равенство», – пояснил Владимир Беляев. «К примеру, равное право на труд и его адекватную оплату не означает равенства зарплат», – привёл аналогию профессор.
В любой федерации есть полномочия федерального центра (признание всеми субъектами общих Конституции и Законов, отчисление равной – например, 50% – доли налогов в центр). А вот полномочия не относящиеся к прерогативе центра, как правило, распределяются в каждом субъекте по-разному, но каждое – оплачивается: если область хочет иметь собственную полицию или очищать загрязнённое русло реки, то сама и оплачивает расходы.
В своём выступлении Владимир Беляев особое внимание обратил на вопрос об "этнических" федерациях, их стабильности и "неравноправии" субъектов федерации. «Россия – не этническая федерация», – заявил он. – Этнических федерации, т.е. в которых субъекты создаются на основе этносов, в истории известно три: СССР, Чехословакия (ЧСФР), Югославия (СФРЮ)». «Скрепой» этих этнических федераций был тоталитарный режим, который консолидировал, несмотря на этническое построение, ведущее по идее к сепаратизму. При крахе тоталитаризма данные «этнические» федерации распались: каждый этнос, думая, что право нации на самоопределение относится к нему, потребовал своего государства. «Ничего хорошего не получилось, ибо этносы в Европе живут дисперсно, рассеяно и в новых государствах возникли меньшинства, тоже требующие государственности», – констатировал профессор. Такой процесс деления «так же бесконечен, как и деление атома».
Владимир Беляев привёл пример неэтнических федерации, где этничность ("национальность", как ее называют лишь на территории экс-СССР) не поднимают на уровень построения государства. «Не стоит приводить в пример только ФРГ и США, как тут звучало», – заявил профессор-политолог. – ФРГ – моноэтническая страна, несмотря на присутствие гастербайтеров, а в США этносы расселялись крайне дисперсно. И там, и там невозможно выделить «этнические субъекты». По мнению профессора Беляева, к неэтническим федерациям относятся также относительно моноэтнические Объединённые Арабские Эмираты, Коморы, «дисперсные» Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Мексика (этносы в этих государствах рассеяны «дисперсно»). Докладчик обратил внимание слушателей на то, что в Европе имеется одна совсем неэтническая федерация, где каждый этнос живет на определенной территории – это Швейцария. Отдельных «этнообъединяющих» субъектов (кантонов) для населяющих страну этносов не предусмотрено: в кантонах Во, Невшатель, Лозанна живут франкофоны, в Базеле, Берне – немецкоговорящие и т.д. То есть каждый этнос распылен по нескольким кантонам, и не имеет отдельной республики-«государства». По мнению Беляева, это один из вариантов выведения этнических проблем с уровня госстроительства.
Однако есть и третий тип федераций (если классифицировать по типу «рождения» субъектов) – смешанный («двухканальный»), где часть субъектов сформирована по этносу, а часть – по историко-географическим причинам (например, местный граф, князь претендовал на руководство страной или географически регион отделен горой или рекой, и т.п.). К такому типу федерации, по мнению Владимира Беляева, относились в равной степени Россия «красная» и Россия «белая» в период гражданской войны 1918-1920 гг.
К такому же типу федерации относились РСФСР в советский период и Нигерия в 1967-69 гг. В наши дни к этому типу федерации относятся: современная Россия, Малайзия, Индия, Пакистан, Канада, Испания. Во всех этих федерациях есть регион нестабильности, сепаратизма. И такой регион, как правило, выделяется по этническому признаку: Квебек в Канаде, Страна Басков в Испании, северо-запад Индии, Чечня и Татарстан в Российской Федерации. Профессор Беляев обратил внимание слушателей на то что и в Советской России, и в современной России всегда было неравноправие этносов, прежде всего в этнических («национальных») республиках – для "нетитульных" народов. Политолог напомнил сказанные на закате советского времени слова известного в Татарстане политического деятеля, который из коммунистического партийного функционера вовремя «перекрасился» в сторонника независимости Татарстана, идеолога татарстанского суверенитета Рафаэля Хакимова: «У нас же неслучайно в республике Обком КПСС называется Татарским».
Кроме того, неравноправие в России всегда ощущали представители этнических диаспор находящихся вне "своих" республик – те же татары , 3/4 которых живет вне Татарстана. Неравноправие этносов проявлялось и в том, что большинство народов в Советской России и современной России не удостоилось собственной государственности (цыгане, курды, талыши и др.). Русский этнос сегодня точно в таком же юридическом статусе: русские не имеют своей государственности в рамках России, как не имел его и в Советской России.
Политолог перечислил следующие варианты стабилизации ситуации и установления относительного равноправия в смешанных («двухканальных») федерациях, подобных России:
1) превращение смешанной федерации в федерацию, в которой нет «этнических» субъектов,
2) укрупнение субъектов (подобное проводилось в постсоветской России: к примеру, Коми-Пермяцкий автономный округ объединился с Пермской областью в Пермский край),
3) "раздробление" этноса между несколькими субъектами (Швейцария),
4) деэтатизация этносов (этносы не имеют своих автономных государственных образований в государстве) при квотировании их во власти (унитарный Ливан),
5) принятие важнейших законов после их утверждения абсолютным большинством субъектов, что делает субъекты равноправными,
&nbsraquo;, p; 6) принятие федеральным центром лишь Основ законодательства (это видим в Индии, подобное было характерно и для СССР), на основе которых субъекты принимают свои законы.
«Последнее имеется и в СНГ (Модельный уголовный кодекс СНГ), которое так и не стало даже конфедерацией», – напомнил участникам мероприятия политолог.
Докладчик рассказал о том, что в Испании и Индии имеют представляющий интерес для России опыт наступательного противодействия сепаратизму. «Не стоит бояться смешанных федераций, стоит бояться лишь взаимного непонимания и гражданской войны», – подвёл заключение профессор Беляев.
Старший преподаватель кафедры социальной и политической конфликтологии Казанского национального исследовательского технологического университета, кандидат социологических наук Людмила Лучшева, много лет занимающаяся изучением проблем русского этноса в Татарстане, выступила с докладом, посвящённым этническому представительству русских в органах государственной власти Республики Татарстан, их включенности в систему госуправления (тема ее кандидатской диссертации «Влияние культурной политики на этносоциальные процессы русской части населения Республики Татарстан» – это единственная защищенная в Казани диссертация, посвященная русским в постсоветском Татарстане). По мнению исследователя, статусы русского и татарского этносов в республике не являются равноправными. Людмила Лучшева напомнила о том, что в советский период соблюдались определённые квоты в представительстве двух этносов в государственных структурах, в наши же дни мы можем наблюдать что «органы государственной власти в Республике Татарстан фактически приобрели моноэтнический характер». Именно то, что советская партийно-государственная номенклатура подбиралась по квотному, этническому признаку определило специфику консолидации татарского этноса. Этническая городская специализация переселенцев из татарских сёл в силу ряда причин (слабого знания русского языка, отсутствия образования для занятия интеллектуальным трудом и др.) затрудняла пользование легальными социальными лифтами, вынуждала прибегать к родственным связям. «Особое качество» «титульного» этноса в условиях провозглашения суверенитета Республики Татарстан, принятие ряда правовых документов, позволивших получить приоритетное развитие татарской культуры и языка, оказало серьёзное влияние на изменение статусных позиций татарского этноса.
«Подготовленная процессами урбанизации этнополитическая консолидация татар в условиях «суверенизации» ослабила русскую этническую группу в отстаивании своих статусных позиций», – констатировала Людмила Лучшева.
Долгое время этнический статус русских был одним из самых высоких. В условиях СССР дети от смешанных браков, когда один из родителей являлся русским, чаще всего считали себя тоже русскими. В постсоветский период в Татарстане политика республиканских властей приводит к понижению статусных позиций русского населения. В политической элите Республики Татарстан преобладают именно татары сельского происхождения, доля городских татар крайне невелика.
Докладчик привела следующие данные: в середине 1990-х годов в политической элите Татарстана преобладали представители татарского этноса (77 %), причём на 75 % сельского происхождения, из них 42 % получили сельскохозяйственное образование, 35,6 % гуманитарное (из них около 13 % выпускники университета), 22,4 % – техническое (цифры взяты докладчиком из монографии профессора-политолога Мидхата Фарукшина «Лицо и маска: Заметки о политическом лидерстве в Татарстане, 1989-2005»).
Василий Ордынский
(Продолжение следует).