2 марта 2024 г. независимая общественно-политическая газета
Главная Общество «Россия – для русских»
Рубрики
Архив новостей
понвтрсрдчетпятсубвск
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
       

«Россия – для русских»

26 марта 2012 года
«Россия  – для русских»

     Прочитав, в газете «Звезда Поволжья» за 16-21 февраля 2012 публикацию Бориса Надеждина под таким названием я долго раздумывал о том, нужно ли откликнуться на нее или нет. Решил, однако, выждать, ибо по большому счету речь не идет только об одной какой-то не совсем адекватной публикации. Как это ни прискорбно, в обществе набирают силу народофобские настроения. Публикация Надеждина является относительно мягкой формой выражения этих настроений. Он не гонит татар в Монголию, «позволяет» им жить в России. И не только татарам, но всем пока еще нерусским народам. Но только с одним условием: пусть они превратятся в русских. В неизбежности такого превращения он не сомневается. 
      Публикация эта составлена в ходе подготовки ее автора к телепередаче по национальному вопросу, которая, по его словам, получилась«жесткой и острой». Только вот не понятно, почему «жесткой и острой»?
      Казалось бы, разговор по такому тонкому и весьма болезненному вопросу, несомненно, нужно вести в спокойных тонах, аргументируя каждое свое положение. И, разумеется, для этого недостаточно одних лишь данных последней переписи, на которых Надеждин построил свою публикацию.
      Его воодушевило то, что по данным этой переписи населения значительная часть нерусского народов страны не владеет своим родным языком. И сделал весьма скоропалительный вывод о том, страна состоит из русских людей. Беда, оказывается только в том, что «просто многие не осознали, что они русские». «Но ничего,- обнадеживает он себя,- их потомки это поймут».
      Обрусение нерусских народов не выдумка Надеждина. До него таких людей было немало. И опирались они при этом на государственную машину. Не знаю, известно ли ему или нет документ 1870 года "О мерах к образованию населяющих Россию инородцев", где говорилось, что " конечной целью образования всех инородцев, живущих в пределах нашего отечества, бесспорно, должно быть обрусение их и слияние с русским народом''. Если неизвестно, с ним можно ознакомится, он хранится не в секретном сейфе. Да и не только с ним, но с другими фактами попыток русификации татар. Это, я полагаю, помогло бы понять, что русификация нерусских народов далеко непростая задача. Ни он первый и, видимо, ни он последний, кто пытался обрусить татар и ломал на этом зуб. Я остановлюсь лишь на некоторых фактах, коих более чем достаточно. Начнем с самого начала.
      В записи «Царственной книги», можно сказать, составленной по следам трагических событий 1552 года, когда была взята Казань, говорится, что «по улицам костры мертвых лежаще с стенами градными ровно. Рвы же на той стороне града полны мертвых лежаще и по Казань реку, и в реке, и за рекою по всему лугу мертвии погании лежаша». В Никоновской летописи рассказывается, что луга от Казанки до леса, лесные поляны были усеяны татарскими трупами. Город и его окрестности были полны трупами. Люди в буквальном смысле ходили по ним. В ряде мест они валялись целыми кучами». Было захвачено так много пленных, что Иван Грозный приказал пригодных к работе мужчин убить, а оставшихся раздать войскам».
      Одновременно с этим началась депортация татарского населения с обжитых мест, разорение их хозяйств, грабеж имущества. Сотни татарских сел и так называемых пустошей были переданы русским помещикам. Массовый размах приобрела кампания насильственного крещения, когда людей сажали в тюрь¬мы, держали в це¬пях, погружали в купель, выламывали окна и двери крестьянских изб, разрушали мечети, с тем, чтобы как писал Е.Ф. Грекулов, «народ от татарской веры отучить и остращать».
      Когда стало ясно, что татар невозможно покорить такими варварскими методами, стали применяться более мягкие, чем прежде формы. Стало ясно, что Казань можно было взять штурмом, а татар – нет. И в этом неоднократно убеждались миссионеры и русификаторы.
      В одной книге, изданной в том же 1870 году в Симбирске, говорилось: «Татарская народность доселе составляет самую крепкую из народностей восточного инородческого края, не поддающуюся никаким влияниям со стороны народности господствующей. Триста лет они живут вместе с русскими и под русской властью и не только не русеют, как другие инородцы, но еще и сами развивают с своей стороны огромное влияние на соседних инородцев, обращая их в магометанство и постепенно отатаривая». «Татарин искренне гордится своим происхождением, и образованием, и моральными качествами, и религией, и всем вообще своим».
      В дневнике ученого-миссионера Ефимия Малова за 30 сентября-14 октября 1904 года есть такие строки: «Мы русские не десятки лет, а целые столетия живем как господствующий класс над татарами. Ведь более трехсот лет прошло со времени взятия Казани, а посмотрите, сколько мы их обрусили? Ужели ждать еще три четыре столетия»?
      Для ускорения этого процесса, государство разработало сотни методов и способов. Большие усилия в этом проявил П.А. Столыпин, ставший сначала министром внутренних дел, затем премьер-министром при Николае II. По его инициативе в 1910 году было созвано «Особое совещание по выработке мер для противодействия татарско-мусульманскому влиянию в Приволжском крае». Однако участники обсуждения татаро-мусульманского вопроса пришли к выводу о том, что «при культурном столкновении двух миров: христианского и мусульманского, ни тот, ни другой не поддавался духовному и культурному порабощению». Примечательны следующие строки, зафиксированные в журнале этого совещания: «о слиянии с инородцами, исповедущими ислам не может быть и речи».
      К таким же выводам, в том же году в своей книге «Казанские татары» пришел и профессор богословия П.В. Знаменский. Он писал: «Татары представляют собою вообще самую крепкую из народностей восточного инородческого края, не поддающуюся никаким влияниям со стороны народности господствующей» и что «татарская вера твердо выдерживала все напоры на нее христианской миссии» и что «о каком-нибудь обрусении татар теперь пока не может быть и речи». Известный профессор Н.А. Фирсов, подтвердив его, написал, что несмотря ни на что большинство татар «оставалось в твердой вере отцов и дедов».
      Да, именно она эта вера отцов и дедов спасла татар от исчезновения. Упомянутый Малов писал, что «кадимизм создал заслон русификации, христианизации, укрепил татар в исламе. Он создал систему образования, которая сделала татар почти поголовно грамотными».
      Этот умный и коварный миссионер очень правильно оценил роль национального образования в жизни татар. Он писал, что оно стало «мощной системой самозащиты и выживания татар как самостоятельного этноса», удивлявшее современников тем, что «татарские школы содержатся самими татарами, без всякой правительственной поддержки». Удивляла та «энергия, с какою они заботятся об образовании». В этом отношении характерно его следующее признание: «Если магометане так долго отстраняли от себя влияние окружающего русского населения, то именно благодаря своему школьному устройству. Удивительная в самом деле, вещь, эта магометанская школьная организация. При населении менее чем из двух миллионов магометан, существует 3000 общинных школ, основанных по инициативе самих общин. Без всякой внешней связи, они стремятся к одной цели, к соблюдению строгого правоверия. Помимо этих низших школ существует еще около 250 школ для приготовления мулл /медресе/, из которых иные посещаются многими сотнями студентов. В них магометанская ученость процветает во всей своей первобытной чистоте» .
      Профессор Знаменский в упомянутой книге особо подчеркивал место образования в национальной жизни татар. Привожу цитату из нее: «Не мудрено, что благодаря своим многочисленным школам и печати, татарское население в настоящее время почти сплошь грамотное и с презрением смотрит на русских крестьян, страдающих безграмотностью…Между татарами существует крепкое убеждение, что татарским книгам нет конца… По своей привычке к книге, татарин легко выучивается и русской грамоте, как это отмечено в полках; солдаты из татар скорее делаются грамотными, чем русские». .
      Интерес к книге, рост спроса на нее привели к появления десяток типографий, печатавших книги не только религиозного, а все больше светского характера. В 1802 году появилась первая татарская типография при Казанской гимназии. Она уже в первый год своего существования отпечатала 11000 татарских букварей, 7000 гафтиака, 3000 Корана и до 10200 других книг религиозного содержания. В 1855-1864 годах типография издала 1084320 экземпляров книг. Кроме того, появилось много частных типографий. Число всех изданий достигло 20 миллионов экземпляров в год.
      Столь же поразительна история становления татарской периодической печати. Если до 1905 года существовал всяческий запрет на татарские газеты и журналы, то когда революция устранила их, в течение одного-двух лет появилось более 30 газет и журналов. Выросла большая армия писателей и журналистов.
      Господин Надеждин в качестве одного из аргументов обрусения татар указывает на ассимиляцию. Действительно, ассимиляция была и есть. Русь находилась в теснейших взаимоотношениях с половцами. Ярослава Мудрого родила половецкая мать. Владимир Мономах женил своих сыновей Юрия и Андрея на половчанках. Тогда на русскую службу перешли целые половецкие рода. Среди них Урусовы, Свенины, Есенины и др. В жилах Александра Невского, также как и в жилах многих русских князей, текла тюркская кровь.
      Ученые называют 500 знатных фамилий, пополнивших ряды русского дворянского сосло¬вия. Из них вышли Н.М. Кармзин, Г.Р.Державин, С.Т.Аксаков, И.С.Тургенев, П.Я.Чаадаев, А.И.Куприн и др. Кутузовы, Суворовы, Бахметьевы и в целом не менее одной трети русского дворянского со¬словия – выходцы из этих корней.
      Сотни знатных татар еще в период Золотой Орды переходили на русскую службу. Они хорошо известны в отечественной литературе. Однако и в них зов крови, нет-нет, да давал о себе знать. Знаменитый герой войны 1812 года Денис Давыдов так писал о своем происхождении: «Блаженной памяти мой предок Чингисхан, грабитель, озорник с аршинными усами…».
      Вспоминал о своих предках-татарах генерал А. П. Ермолов, также называвший себя потомком Чингисхана. Этот список можно было бы продолжить. Однако все это более всего касалось верхов общества. А народы жили вместе, в мире и согласии, в то же время оставаясь самим собой.
      Нельзя забывать, что, кроме языка, есть еще душа народа. Народы, такие как татары и евреи, могут быть рассеянными по всему миру и могут даже потерять язык. Но сохраняется душа. Прав был Густав Лейбон, писавший, что скрещивание двух народов – это «значит изменять сразу как его физический, так и душевный склад, что это единственное средство изменить характер какого-нибудь народа». По нему первый результат скрещивания различных рас приводит к уничтожению их души, т.е. совокупности общих идей и чувств, которые составляют силу народов, без которых «не могут существовать ни нация, ни отечество».
      Не угрожает ли осуществление надежд Надеждина на обрусение страны, да и не его одного, сохранности русской души, русского характера. Не приведет ли это к возникновению многомиллионной русскоговорящей массы, без чувства своей русскости? Короче людей без нации и отечества. О душе надо думать, прежде всего, господа хорошие. Ибо без души нет народа.
      Именно оттуда черпает этнос силу для своего самосохранения. На этой основе у татар, в том числе и живущих вне России, сложилась своя система самосохранения, в основе которой лежит религия, традиции и обычаи предков. Так, численность татар в Финляндии никогда не превышало тысячи человек. Но они жили и живут одной общиной со своими традициями и родным татарским языком. В США нет каких-то специальных национальных школ. Но там татары, объединившись в общины, создали систему воскресных школ, содержащихся за их счет.
      В то же время, где бы не жили татары, они тянутся к Казани, как к центру нации. Зов крови всегда дает о себе знать. Ныне покойный знаменитый певец Гали Илъясов родился и вырос во Владивостоке, в русской среде. Однако в нем жил татарин, из его души выливалась родная татарская мелодия. Это его привело в Казань. Он освоил, казалось бы, забытый язык, традиции и обычаи своего народа.
      Слово «моң» не переводится на русский язык. Это, скорее всего, музыкальное состояние души, где хранятся как в некоей кладовой сокровища исторической памяти народа. Он – этот «моң» пробуждает в человеке его национальную сущность. Он хочет петь, а песня требует слов, родных татарских слов.
      Однажды в 1992 году в Бишкеке я присутствовал на концерте местной татарской самодеятельности. Вот вышел на сцену молодой человек и начал петь. Пел задушевно, целиком отдавшись чувствам. После я подошел к нему. Выяснилось, что он плохо знает родной язык. Однако родная музыка требует слов. Он держал в руках им же написанный текст нескольких татарских песен. Родная кровь, родная душа взывали к родному языку.
      И таких примеров немало. Это даже не пример, а массовое явление, характерное для многих регионов бывшего СССР и России, свидетельствующее о неистощимом духе народа.
      Нет, татары никогда не исчезнут. Ибо, это народ с тысячелетней историей и древней культурой. Эта история и культура пробуждают в каждом татарине его национальную гордость, придают ему жизненную силу и пассионарность на долгие времена.
      Надеждин питает надежду и на исчезновение евреев, украинцев и других относительно малочисленных народов. Это тщетные надежды, ибо для таких далеко идущих прогнозов недостаточно оперировать лишь количественными показателями. В истории, во всех ее проявлениях, решает не количество, а качество. Так, казалось, что евреи лишились языка, нет у них и государства. Однако возродился и язык, возродилось и государство. Евреи России сейчас не скрывают своей национальности, наоборот, гордятся этим. Укрепляются их связи с их исторической родиной. Так, что надежда на их растворение ничто иное, как иллюзия.
      То же самое можно говорить и об украинцах. Это наиболее близкий русским народ. К тому же одной религии. Процессы ассимиляции в этой среде идут быстрее. Однако украинцы России, сплотившись в одну национально-культурную автономию, сохраняют и развивают свою культуру, укрепляют связи с Украиной. Разумеется, оставаясь в то же время патриотами России.
      Говоря обо всем этом, нельзя забывать и о демографических процессах. Всем помнится, с какой тревогой говорил В.В. Путин о перспективе сокращения русского населения. Это вполне обоснованная тревога и к ней нужно относиться со всей серьезностью.
      А вот у ряда нерусских народов рождаемость растет. В частности в республиках Северного Кавказа, где немало семей с десятью детьми.
      Такая ситуация, правда, несколько медленнее, и у татар. Причем, не только в Татарстане, но и в других регионах России. Татарские села России не только сохранились, но и продолжают развиваться. Так, в селе Среднее Илюзань Пензенской области проживает около 10 тысяч человек. Все они трудоустроены. Функционирует 9 мечетей. Такая же картина в татарском селе Шыгырдан Чувашии с населением около 9 тысяч человек. Здесь 8 мечетей, причем одна из них соборная и построена по типу булгарской мечети. Сел, живущих полнокровной национальной жизнью, немало в Ульяновской, Самарской, Оренбургской, Нижегородской и других областях страны.
      Конечно, в городах ситуация сложнее. И, тем не менее, национальная жизнь не утихает и в них. Растет тяга к родному языку. И не только в Казани. Чего стоит хотя бы саратовская татарская гимназия, расположенная в центре города, в которой обучается более 300 детей. Для поступления в первый класс конкурс 6 человек на одно место. Не хватает помещения, школа нуждается в расширении.
      Такие же образцовые татарские школы работают в Ижевске и Самаре. И не только. Все это, также как и многочисленные воскресные школы, национальные организации и общества, функционирующие повсюду, в том числе и в Москве – показатели качественного состояния народа, его способности выживать и развиваться в любых условиях.
      Казалось бы государство должно поощрять развитие национального образования. Однако оно вместо этого создает ему бесконечные препоны. Чтобы убедиться в этом достаточно назвать запрет татарам перейти на латинскую графику, ликвидацию турецко-татарских лицеев, принятие Думой закона №309, исключившего из стандартов образования национально-региональный компонент, лишение школьников права сдавать ЕГЭ на родном языке. Между тем, в «Декларации о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам», принятой Комиссией ЮНЕСКО по правам человека в 1992 году написано: «Государства охраняют на своих соответствующих территориях существование и национальную или этническую, культурную, религиозную и языковую самобытность меньшинств и поощряют создание условий для развития этой самобытности».
      Мне уже приходилось писать, что в простых людях никогда не было народофобии. Русские, татары, чуваши, удмурты, мордва всегда жили в обстановке полного доверия и взаимопонимания. Простые русские люди, лучшие представители интеллигенции всегда способствовали и способствуют сохранению и развитию национальных культур народов страны. Состоявшееся в Казани 21-22 марта сего года расширенное заседание коллегии журнала «Дружба народов» еще одно тому свидетельство. Там состоялся продуктивный разговор об улучшении творческих связей между писателями народов страны, о взаимообогащении культур народов.
      Я убежден, ничто не должно приводить к противопоставле¬нию одних наций другим, к стремлению слить народы и их культуры в один плавильный котел. Ибо ничего хорошего из этой попытки не получится. Речь должна идти об укреплении дружбы и согласия в нашем общем доме, каковой является Россия.
 

Индус Тагиров,
академик Академии наук Татарстана,
профессор КФУ


Комментарии (4)
Гость, 27.03.2012 в 09:45

А Вы обратили внимание на увеличение теледискуссий на тему " Русский -россиянин"?
Ничего удивительного,при 80% русском населении иначе и быть не может

http://www.pronk.ru/clubs_poll/vy-kto-russkij-ili-rossijanin

Гость, 27.03.2012 в 15:16

Ничего нового Надеждин не озвучил, любое нормальное государство реализует формулу " один язык, одна религия". Поэтому все нормальные народы всегда стремились создать свое независимое государство , так как знали , что в чужом государстве их всегда будут ассимилировать.



http://www.peoples-rights.info/2011/02/russkij-nacionalizm-dmitriya-medvedeva/

Прошедший 11 февраля в Уфе Госсовет подчеркнул правильность курса президента России на строительство в нашей стране единой нации, тем самым Дмитрий Анатольевич подчеркнул необходимость завершения процессов, прерванных Октябрьской революцией 1917 года – процессов превращения России в государство русских.

Гость, 27.03.2012 в 20:05

за что ни беретесь-у вас ничего не получается.то же и с ассимиляцией.империя всеравно сдохнет.

Ильнур, 04.01.2013 в 20:03

Ничего у русских не получится!!! В Казани скоро будут бунты и митинги!