2 марта 2024 г. независимая общественно-политическая газета
Главная Общество Родной язык и татарские школы (ч.2)
Рубрики
Архив новостей
понвтрсрдчетпятсубвск
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
       

Родной язык и татарские школы (ч.2)

27 мая 2018 года
Родной язык и татарские школы (ч.2)

     Принятие парламентом Татарстана Декларации о государственном суверенитете, подтверждение вскоре этого статуса всенародным референдумом, закрепление новой Конституцией права народов республики на свободное развитие, принятие закона о языках народов Республики Татарстан – все эти и другие законодательные акты открыли широкий простор для успешного развития экономической, культурной, духовной жизни народов Татарстана. Татарский язык, перейдя из разряда второстепенных, стал наряду с русским государственным языком республики. На основании названных законов увеличилось количество татарских школ, татарский язык в довольно большом объеме стали преподавать и в русскоязычных школах, возросли средства массовой информации на татарском языке, происходили и другие позитивные перемены по расширению функций татарского языка.
     Татары, не утратившие чувства своего национального достоинства, в свете этих позитивных перемен стали жить в надежде на то, что наконец многовековые чаяния народа о свободном развитии, счастливой жизни станут реальными. У них появилась уверенность в том, что они на основе международных правовых норм будут добиваться процветания национальной культуры, широкого употребления родного языка.
     Однако таким надеждам не суждено было сбыться. Руководители Татарстана, не будучи в состоянии или не желая противостоять давлению российских властей, раз за разом стали терять достижения, завоеванные в начале 90-х годов народом Татарстана и парламентом республики, стали отступать от своих жизненно важных позиций. Принцип толерантного сосуществования был заменен состоянием слишком большого послушания, покорности перед вышестоящими органами. Иначе, чего только стоит, например, изменение в 16 раз основополагающих статей Конституции республики под предлогом необходимости приведения их в соответствие со статьями Российской Конституции. Это был, по сути, отказ от жизненно важных статей, первоначально принятых в интересах народа Татарстана в соответствии с положениями референдума.
     Утрата достигнутых завоеваний в национальных вопросах проявлялась в разных сферах жизни.
     Создалась ситуация, аналогичная положению в 50-х годах, о чем говорилось выше. Функционирование татарского языка в официальной жизни, в сфере государственного управления незначительное, и оно продолжает сокращаться, небольшой процент составляет количество татарской интеллигенции, способной свободно общаться на правильном родном языке, изобилуют нарушениями норм родного языка татарские средства массовой информации (печать, радио и телевидение). Не случайно, что ряды читателей, слушателей и зрителей этих средств изо дня в день редеют. Продолжает неуклонно сокращаться количество тиражей художественной литературы на татарском языке. Соответственно, уменьшается и численность читателей.
     Если серьезно задуматься о теперешнем положении татарского языка, о том, что его ожидает в недалеком будущем, если объективно оценить ситуацию, то нетрудно убедиться в том, что состояние и перспективы родного языка вызывают тревогу и что, следовательно, прогрессу татарского народа как передовой, развитой нации грозит опасность.
     Наше пессимистическое заключение основывается на следующих объективных и субъективных факторах.
     Прежде всего напрашивается вывод о том, что успешной реализации проблемы родного языка, которая красной нитью проходит в ряде законов, призванных сыграть решающую роль в судьбе татарского народа, не было должного внимания соответствующих органов республики. Правительство Татарстана выполнением положений законов, нацеленных на изучение, развитие и сохранение татарского языка, в достаточной мере не занималось. К решению многих важнейших вопросов, связанных с этой проблемой, подходили формально. Упустил ее из виду и парламент республики, призванный держать под контролем выполнение принятых им законов и потребовать от правительства претворения их в жизнь. Многие существенные положения закона о языках народов Татарстана не реализуются. Более того, результаты, достигнутые в первые годы после принятия этого закона, начинают утрачиваться.
     Не останавливаясь на всех перипетиях реализации данного законодательного акта, хочется поделиться с читателями некоторыми соображениями об одном важнейшем вопросе – о состоянии обучения татарскому языку, о работе татарских школ.
     Во-первых, в последние годы в республике значительно сократилось и продолжает сокращаться количество татарских общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. По данным Министерства образования и науки, лишь в последнем учебном году количество девятилетних школ в Татарстане сократилось на 36, средних школ – на 73, сельских начальных школ – на 15. Из этих цифр большая часть выпадает на долю татарских школ. В сельской местности данное явление мотивируют процессом оптимизации, в городах – нежеланием родителей отдавать своих детей в татарские школы.
     Во-вторых, в школах с татарским языком обучения стали переходить к преподаванию на русском языке. Сейчас, по свидетельству очевидцев, общение детей между собой на русском языке даже в чисто татарских деревнях становится привычным явлением. Запрещать им разговаривать на русском языке, разумеется, нельзя и не надо: по-русски знать надо и знать хорошо. Но хорошо следует знать и свой родной язык, иначе как бы татарские дети не разучились говорить на нем.
     Сокращение татарских школ и переход в существующих к обучению на русском языке – это, по сути, подрыв устоев функционирования татарского языка. Это ничем невозможно оправдать. Впрочем, на первый взгляд может показаться, что обоснование этого явления можно находить: по указанию Москвы теперь в национальных школах, в том числе и в татарских, выпускные (единые государственные) экзамены должны сдаваться на русском языке. При этом ребята, окончившие национальные школы, вынуждены участвовать в конкурсах для поступления в вуз по баллам, полученным на ЕГЭ. Понятно, что в этих условиях возможности поступления в вуз выпускников национальных школ оказываются гораздо меньше, чем у выпускников русских школ. Если учесть данную ситуацию, устремление в настоящее время руководителей татарских школ обучать детей на русском языке можно понять.
     По этому поводу следует сказать следующее. Руководителям Татарстана ни в коем случае нельзя было соглашаться с указанием или требованием Москвы переходить к системе сдачи выпускных экзаменов в татарских школах на русском языке. Нет сомнения в том, что это нововведение направлено на уничтожение национального образования. Необходимо, объединив усилия президента, парламента, правительства Татарстана, а также депутатов Государственной думы от Татарстана, попытаться убедить центральные власти в неправомерности этой системы и, отказавшись от нее, вернуться к прежнему положению, когда в национальных школах выпускные экзамены сдавали на родных языках, как этого требует здравый смысл. Здесь не лишне было бы упомянуть об огромных усилиях, предпринятых в 50-е годы С.Д. Игнатьевным и К.Ф. Фасеевым по спасению национального образования в Татарстане, когда они смело и без обиняков ставили вопрос перед ЦК КПСС и правительством СССР о необходимости коренного улучшения работы татарских школ и добились своей цели. Так что есть с кого брать пример. Если даже эта попытка руководителей нашей республики не увенчается успехом, нельзя становиться на путь свертывания татарских школ.

     Рузаль ЮСУПОВ,
профессор.

     (Продолжение

     следует.)

     На снимке: Семен Игнатьев,
     член Президиума ЦК КПСС
     (1952 - 1953).


Комментарии (56)
Guest, 27.05.2018 в 17:13

Пока Татарстан находится в составе России, татарский язык и культура будут находиться под угрозой, поскольку российское государство рассматривает само существование нерусских народов как угрозу своему существованию. Сказать вкратце, или русский империализм уничтожит татарский народ, превратив его в навоз для процветания русского народа, или мы уничтожим русский империализм. Если у вас в соседях людоед, провозглашающий своим намерением вас съесть, у вас остается единственный способ выжить - убить людоеда. Единственный путь к спасению татарского народа в исторической перспективе - это создание независимого государства. Других вариантов не существует!

Guest, 27.05.2018 в 18:13

Не надо спешить. Все будет в свое время.

Guest, 28.05.2018 в 09:35

Как всегда читаем шовинистические проклятия татарам.

Guest, 28.05.2018 в 11:31

Принятие парламентом Татарстана Декларации о государственном суверенитете, подтверждение вскоре этого статуса всенародным референдумом, закрепление новой Конституцией права народов республики на свободное развитие….

Старый лис Шаймиев или явно скривил душой, когда повелся на мнимый суверенитет, разглядев за этой ширмой возможность неслыханно обогатиться или действительно его надули. О каком суверенитете может идти речь, когда РТ находится в составе РФ и еще на правах таких образований как Коми республика , например? О каком свободном развитии может идти речь, если ты не праве даже выбрать алфавит, которым хочешь пользоваться. Все эти преференции в области налоговых отчислений затмили разум Ш. и его окружению. У них случилась амнизия и воспаление головного мозга от одной мысли, что этим денежным потоком можно порулить, а заодно и хапнуть в собственность заводы и предприятия РТ. Тогда некогда было думать, надо было пилить народное достояние, пока дают. Вы думаете сейчас, когда они обогатились, они будут что то требовать от Москвы? Успокойтесь, попивайте свой боярышник/колитесь наркотой и уходите из этого мира поскорей. Есть еще один вариант, отрастить бородку как у пророка, закутать свою жену в черные простыни и уйти жить своей жизнью в аул.

Guest, 28.05.2018 в 14:12

Други! Если вы считаете Шаймиева дурачком, то Вы ошибаетесь. Он все знал заранее, чем начнется и чем кончится, со всеми договорился, и играл на настроениях глупенького народа, который все его декларации, референдумы и прочие переливы политики принимал за истину. Он лично и его клан получил все, что хотел: и заводы, и почетную запись в списке Форбса, и звезду Героя России. Молодец!

На его месте только идиот может требовать полной независимости, т.е. отключения от нефтяного и газового сосца России и пр.

Guest, 28.05.2018 в 19:53

В рабском государстве или все обретут свободу или все будут рабами.В США почему война Юга с Севером случилась.Север,свобода Юг рабство.Такое существование невозможно. Когда ак-кулаки прозреют от своей рабской жизни.тогда может быть и будет свобода для всех, а так все Шаймиевы да Кадыровы с Миннихановыми, просто бригадиры мафиозных рабовладельцев.

Guest, 28.05.2018 в 21:33

Да нет давно никакого русского империализма.Он давно выдохся. Пример - распад СССР и последующее вытеснение России с постсоветском пространства.

Guest, 28.05.2018 в 21:38

В Татарстане почти 50 % не татарского населения. Нужно создавать равноправный симбиоз, а не призывать к разрушению Татарстана с помощью радикальных призывов.

Guest, 28.05.2018 в 21:46

У татар и русских должен быть достигнут взаимный экономический компромисс на основе взаимовыгодных интересов. Зачем плодить вражду, дружба всегда выгодней, чем химеры.

Guest, 29.05.2018 в 09:35

Дружба может быть только на основе равноправия.
Ак-кулаки этого не понимают,им надо как при союзе,они выше всех,остальные обслуга.

Guest, 29.05.2018 в 22:44

Guest, 28.05.2018 в 21:38
В Татарстане почти 50 % не татарского населения. Нужно создавать равноправный симбиоз
=============================
Мы находимся в составе России уже почти 500 лет и никакого "равноправного симбиоза" не было, нет и не предвидится. Все сказки о дружбе народов в России адресованы идиотам и они разрушаются одним простым фактом: русские предпочитают отношения господства и подчинения, а никак не равноправия. О каком равноправном симбиозе может идти речь, когда один народ берется приказывать другим народам даже то, какими буквами писать на родном языке?! Как всегда в России, русские нацисты говорят одно, думают другое, а делают третье. Когда будут хоть какие-то признаки равноправия, тогда и поговорим, а пока последние 500 лет нам приходится бороться за выживание татарского народа как такового, бороться против уничтожения татарского народа через уничтожение татарского языка и культуры. Самый лучший способ обеспечить равноправие татар и русских - это создать независимое татарское государство, а у русских свое государство уже есть. Вот такие отношения и гарантируют подлинное, а не лживое равноправие народов!

Guest, 31.05.2018 в 13:35

У русских своего государства пока нет. Россия - не русское государство. Возможно, лет через 800 можно будет сосдать и русское и татарское государство.

Guest, 31.05.2018 в 13:42

Guest, 29.05.2018 в 09:35
Дружба может быть только на основе равноправия.
Ак-кулаки этого не понимают,им надо как при союзе,они выше всех,остальные обслуга.
==================================================
Как раз наоборот. Рабы жили в разы лучше хозяев. В то время, когда в России сливочное иасло выдавали по талонам, в Киеве в магазинах масло навязывали в
А сейчас идет строительство нормальной империи, такой, как американская.нагрузку к купленным товарам. Уровень жизни грузина был в 10 раз выше уровня жизни среднего русского. У нас была империя наоборот. Поэтому русские и поддержали распад СССР.

Guest, 31.05.2018 в 20:03

Если русские поддержат распад России,они станут свободными людьми,не рабами,станут жить еще лучше.

Guest, 01.06.2018 в 04:53

Guest, 31.05.2018 в 13:35
У русских своего государства пока нет. Россия - не русское государство.
========================
Тогда напрашивается совершенно логичный вывод: Россию надо разделить на русские и нерусские государства. чтобы и русские, и нерусские имели свою государственность. А то как-то нелогично получается, ни один из народов России, даже русские, не имеют своей государственности. Тогда нафига и кому надо это государство?

Guest, 01.06.2018 в 10:10

Ни один народ и не должен иметь свое государство в России. Самые развитые многонациональные страны -США, Китай, Индия и т.д. имеют народов больше, чем в России, а никаких нац. государств там нет. И нам нужно идти по этому цивилизованному пути. Наличие границ внутри страны - признак феодального отсталого государства. Долой внутренние границы! Долой этнические кланы! Да здравствует безграничный развитой капитализм!

Guest, 01.06.2018 в 12:56

Странно рассуждает кремлебот.В США например,каждый штат,это государство в государстве.Имеет свою законодательную систему,национальную гвардию, и пр.,территория штата самоуправляема законодателями штата.И права штатов никто не нарушает.Вот это и есть федерация,в отличие от бутафорской федерации России,где все определяет московская мафия.
Вот это и есть все признаки феодализма,поэтому Россия и будет отсталой с такой феодальной системой управления. Какие глупости пишет,и не стыдится своей безграмотности.

Guest, 01.06.2018 в 18:59

Guest, 01.06.2018 в 10:10
Ни один народ и не должен иметь свое государство в России. Самые развитые многонациональные страны -США, Китай, Индия и т.д. имеют народов больше, чем в России, а никаких нац. государств там нет
====================================
Как я всегда говорил, главное оружие русского нациста - ложь и провокация. В США индейские резервации имеют объем прав, о которых любая национальная республика РФ, не говоря уже о национальных краях и областях, может только мечтать. Индейцы в своих резервациях имеют полное право собственности на все природные ресурсы, не платят налогов в американский бюджет и всегда служили и служат в американской армии исключительно на добровольной основе. Американские штаты являются настоящими государствами, со своими законами, которые ни один президент не смеет нарушить, со своей национальной гвардией, подчиненной избранному народом губернатору штата. В Индии штаты также имеют огромный уровень полномочий и созданы, кстати, по национальному признаку, например, населенный тамилами штат Тамилнад. Короче говоря, русский нацист врет и не краснеет, ведь ему платят за ложь, а не за правду.

Guest, 01.06.2018 в 23:47

В США штаты - чисто территориальные единицы. Национальных образований в принципе нет. Резервации получили некоторые права только недавно. А еще несколько десятков лет из обстреливали из танков.

Guest, 02.06.2018 в 08:21

Резервации получили некоторые права только недавно. А еще несколько десятков лет из обстреливали из танков.
===================================
Как я всегда говорил, главное оружие русского нациста - ложь и провокация. Резервации индейцев в США никогда не обстреливались из танков. Видимо, ванятка под резервацией понимает что-то вроде некоторых российских национальных республик, которые недавно обстреливались танками, артиллерией, ракетными установками и подвергались бомбардировке российской авиацией. Что касается права не платить налоги и не служить в американской армии, то это право у индейцев было всегда.

Guest, 02.06.2018 в 08:31

В Татарстане почти 50 % не татарского населения. Нужно создавать равноправный симбиоз, а не призывать к разрушению Татарстана с помощью радикальных призывов.
=========================
В России свыше 20% нерусского населения, так что же мешает русским создать равноправный симбиоз? У русских для этого было достаточно времени, целых 500 лет!
На самом деле у русских нацистов на уме не равноправный симбиоз, а совершенно другая цель. У зэков в Гулаге был один обычай - "побег с коровой". Цитата: История побегов из таёжных лагерей полна трагических примеров, когда беглец, не зная местных условий, оказывался один на один с тайгой, и погибал от холода и голода медленной и мучительной смертью. Обычно к побегу готовились долго и основательно - запасались тёплой и прочной одеждой, каким-либо подобием холодного оружия и обязательно запасом еды. Но много ли еды может взять с собой беглец?!

О добывании же пищи в лесу говорить не приходится, ибо он сам становится дичью. Именно поэтому опытный зэк, как правило, брал с собой в побег такого же сидельца, как и сам. Брал на съедение, в качестве "коровы". Ещё находясь на зоне, он подкармливал его, рассчитывая на мягкое и вкусное мясо. Ведь этим мясом ему предстоит питаться не один день, и даже не одну неделю.

Guest, 02.06.2018 в 19:53

Подскажите, когда Татарстан отделится от России? Понятно, что совсем скоро. В каком году?

Guest, 02.06.2018 в 23:54

Guest, 02.06.2018 в 19:53
Подскажите, когда Татарстан отделится от России?
============================================
Можешь заниматься троллингом сколько угодно, но Татарстан отделится от вашей империи, которая полным ходом идет к краху. И мы будем способствовать этому, не из вражды к русским, а просто исходя из собственных интересов. Разве не противоположны интересы у людоеда и того, кто не хочет быть жертвой людоеда?

Guest, 03.06.2018 в 08:11

Guest, 02.06.2018 в 23:54
Татарстан отделится от вашей империи, которая полным ходом идет к краху
============================================
"Пилите, Шура, пилите..." (с)

Guest, 03.06.2018 в 08:17

Guest, 02.06.2018 в 23:54
Халва, халва, халва, халва, халва, халва, халва... УРА!!! СЛАЩЕ СТАЛО!!!

Guest, 03.06.2018 в 08:46

Пилит история и неотвратимо. По объективным данным Минздрава,треть граждан мужского пола в России не доживают до пенсионного возраста по причине пьянства,наркомании.Хотя в истории болезней указываются не эти причины а болезни индуцированные этими пороками. Демография В России снижается быстрыми темпами.Только народы Кавказа,тувинцы и переселенцы из числа народов СА имеют положительную динамику.
Основная причина,вскользь упоминаемая государственными экспертами,низкий уровень жизни,тревога матерей за будущее своих детей,это когда не уверен,что будешь иметь собственное жилье.Система управления в государстве стимулирует пролонгацию патернализма, то есть раз у народа нет свободы ни в чем,он ждет благ от государства и не стремится менять свои жизненные условия. Отсюда ясно,что Россия не обойдется без иммигрантов в виде рабочей силы. Акцент на международные достижения уже исчерпал себя.Людям становится не нужна Украина с Донецком и Луганском,про Сирию вообще никто и не упоминает. Нарастает раздражение по поводу роста цен на хлеб,бензин и пр.Особенно много протестантов против повышения пенсионного возраста.Какое может быть повышение,когда 30% людей просто не доживают до него.

Guest, 03.06.2018 в 08:52

Guest, 03.06.2018 в 08:46
Какое может быть повышение,когда 30% людей просто не доживают до него.
--------------------------
Так в этом и смысл повышения ПВ. Нет человека - нет проблемы.

Guest, 03.06.2018 в 11:38

Guest, 03.06.2018 в 08:11
"Пилите, Шура, пилите..." (с)
=============================
Ванятка думает, что остроумно троллит, не понимая, что говорит. Но самом деле все империи были подточены неустанной борьбой патриотов колоний, которые не оставляли своих усилий по борьбе за независимость даже в самых, казалось бы, безнадежных обстоятельствах. И империи разваливались и гибли, даже самые на первый взгляд прочные и могущественные. "Тысячелетний рейх" протянул всего 12 лет, а советская империя немного больше, 69 лет, но все же рухнула под всеобщим напором сторонников независимости республик и Татарстан тоже внес в это свою лепту.

Guest, 03.06.2018 в 11:51

Guest, 03.06.2018 в 11:38
Ванятка вообще не понимает ничего в этой жизни. Потому что все русские - дебилы. У них в голове умещается всего один язык. Нет ни одного русского, владеющего иностранным языком. Татары же наоборот - мудрецы и гении, знающие целых два языка.

Guest, 03.06.2018 в 16:46

Манкурт,как всегда пытается делать провокационные вбросы,хамить оскорблять. Понятно,надо оправдывать свою рабскую сущность.Таким как он вдвойне неприятны татары противопоставляющие себя и свой народ рабству.
Как точно сказала старинная татарская пословица" кто носит русскую одежду,тот болеет русскими болезнями."

Guest, 04.06.2018 в 10:53

Guest, 03.06.2018 в 11:38
Guest, 03.06.2018 в 08:11
"Пилите, Шура, пилите..." (с)
=============================
Ванятка думает, что остроумно троллит, не понимая, что говорит. Но самом деле все империи были подточены неустанной борьбой патриотов колоний, которые не оставляли своих усилий по борьбе за независимость даже в самых, казалось бы, безнадежных обстоятельствах. И империи разваливались и гибли, даже самые на первый взгляд прочные и могущественные. "Тысячелетний рейх" протянул всего 12 лет, а советская империя немного больше, 69 лет, но все же рухнула под всеобщим напором сторонников независимости республик и Татарстан тоже внес в это свою лепту.
=================================================
Я, Ванятка, думаю, что СССР развалили не нац республики, которые, кроме, прибалтийских, и не хотели выходить из СССР. Вспомните испуганные глаза Назарбаева, когда он узнал, что Казахстан уже не входит в состав СССР, и его судьба теперь всем до лампочки. Таджикистан и др. тоже не хотели заканчивать жизнь на халяву.
СССР развалили мы, русские, совершенно добровольно, когда приняли Декларацию о гос. суверенитете РСФСР. Причина ее принятия - освобождение русского народа от нахлебников в лице республик. Вспомните дискуссии, предшествовавшие ее принятию. Жизнь показывает, что сделано правильно. Пусть теперь их кормит Китай. Республики даже и мечтать о независимости не могли до тех пор, пока русские пе подарили им ее.

Guest, 04.06.2018 в 11:44

Теперь надо провести деколонизацию,бывших советских колоний от русских военно-политических союзов,которые созданы для удержания новых государств в своих интересах.Но это скоро произойдет,т.к. руководство и население этих стран понимают шовинистическую сущность этих союзов и настроены против.Тем более после обмана Украины и агрессии против нее.И государства и народы,все поддерживают Украину,что и показывает голосование в ООН.

Guest, 04.06.2018 в 19:59

Guest, 04.06.2018 в 11:44
Но это скоро произойдет
=======================
Халва, халва, халва ...

Guest, 05.06.2018 в 14:15

Уважаемые жители РТ, Поздравляю Вас с началом съемки фильма по роману Яхиной! Ее тут хулили, но правде берет верх! Торопитесь на кастинг!


УФА, 21 май 2018. /ИА «Башинформ», Лейла Аралбаева/.

Телеканал «Россия-1» приступает к съемкам многосерийного фильма «Зулейха открывает глаза». Главную роль, как и хотела автор книги Гузель Яхина, сыграет известная российская актриса Чулпан Хаматова.

Как сообщает газета «Бизнес Online», с августа сибирские пейзажи и Каму в роли Ангары будут снимать в Лаишевском и Чистопольском районах Татарстана. Там будут построены гигантские декорации спецпоселения Семрук.

Примерное время появления многосерийного фильма на телеэкранах — вторая половина 2019 года.

Режиссер сериала - Егор Анашкин, выпускник ВГИКа и ученик Вадима Абдрашитова. Над сценарием работают сразу несколько групп авторов. Итоговый вариант будет согласован с автором Гузель Яхиной.

Дебютная книга Гузель Яхиной «Зулейха открывает глаза» о раскулаченной в 30-е годы ХХ века татарке, стала бестселлером и была переведена на 20 языков мира. Первая театральная постановка по книге была сделана в Уфе, в Башкирском драматическом театре им. М. Гафури. Гузель Яхина специально приезжала в Уфу и высоко оценила спектакль «Зулейха открывает глаза», поставленный режиссером Айратом Абушахмановым.

Guest, 05.06.2018 в 15:50

Слава,слава,великой русской писательнице Яхиной!
Будем лелеять надежду на Нобелевскую премию по литературе и кинопремию Оскар.
Несомненно ее фильм переплюнет такие фильмы как "Орда" и "Коловрат". Русские как говорили "Отатаренный хуже татарина",а обрусевший татарин....,что можно написать г.кремлебот?

Guest, 06.06.2018 в 07:12

Слава,слава,великой русской писательнице Яхиной!
Несомненно ее фильм переплюнет такие фильмы как "Орда" и "Коловрат". Русские как говорили "Отатаренный хуже татарина",а обрусевший татарин....
===============================
На самом деле фильм по гнилой книге Яхиной направлен на то же, что и фильмы "Орда" и "Коловрат" - чтобы возвысить русских и унизить татар. Одна обрусевшая, точнее, бывшая татарка прониклась гнилой русской идеей рабства и написали идиотский опус, который очень понравился русским нацистам именно своей идеей привыкания к рабству. Русский империализм постоянно пытается внушить татарам и всем другим нерусским народам, что быть рабом русских есть дело почетное, так что книга бывшей татарки очень даже ложится в рамки пропаганды русского империализма, направленной на внедрение среди нерусских народов рабского мышления.

Guest, 06.06.2018 в 09:30

Сейчас активно обсуждается вопрос: А имеют ли современные татары отношение к ЧХ и его ЗО? Все больше ученых склоняются к тому, что имеют мало. Они тоже - пострадавшие от ЧХ. Поэтому возмущение некоторых татар не совсем понятно. Монголы - это одно, а татары - это другое. С монголами все понятно. А с татарами - нет, ибо сами татары не могут договориться, кто они и откуда появились.
А историю не надо отменять, ее надо знать. Ведь немцы не возмущаются, когда во всех странах мира ставят фильмы о зверствах фашизма. Что было, то было, и забыват нельзя. Только в РТ правительственные псевдоученые хотят запретить историю, причем на маленьком кусочке Земли. Татары не должны знать свою истинную историю. Но мир больше этого кусочка.

Guest, 06.06.2018 в 10:54

Татары все прекрасно знают и не заморачиваются по поводу своей истории.Вся проблема для татар,что вы хотите татарам подсунуть свою историю.Когда вам надо вы будете татар хаять за ЗО,когда не надо будете говорить ,вы же не монголы,потом опять что то выдумаете. Но вы никого не обманете.Враг никогда ничего хорошего не посоветует и правды не скажет.Издавна сказано выслушай своего врага и поступай ровно наоборот.

Guest, 06.06.2018 в 12:00

Татар никто не хает. Особенно современных В те времена все народы мочили друг друга, так что никто не имеет право считать себя чистым. Мы против того, чтобы нам подсовывали ЧХ как благодетеля русского народа, создателя России и пр. Если он Вам нравится, любите его. А нам его благодеяния ни к чему.

Guest, 06.06.2018 в 14:43

Мы против того, чтобы нам подсовывали ЧХ как благодетеля русского народа, создателя России и пр. Если он Вам нравится, любите его. А нам его благодеяния ни к чему.____________________

Ты прям как страус - голову в песок ! ЧХ вы, дорогие россияне должны поставить памятник хотя бы потому,что налог , который собирали баскаки составлял 10%, нынешняя , но бывший улус ЗО московия 99% . Это называется колониальным ограблением, а навязывание религии и русского языка всем направо и налево, называется гнетом. Так кто мудрее был ЧХ, или нынешняя москва, которая ничего не производит, но деньги все там.

Guest, 06.06.2018 в 19:56

Guest, 06.06.2018 в 09:30
Сейчас активно обсуждается вопрос: А имеют ли современные татары отношение к ЧХ и его ЗО?
==============================
Сейчас гораздо активнее обсуждается вопрос: является ли московское государство наследницей Киевской Руси? Есть много доводов в пользу того. что центром т.н. русского мира является Украина, тогда как Россия является отколовшейся от нее колониальной империей, присвоившей себе чужое название и пытающееся напялить на себя маску культурного государства, оставаясь при этом дикой деспотией. Еще четыре века назад украинский патриот Иван Богун говорил о Московии так:
«в народе московском владычествует самое неключимое рабство и невольничество в высочайшей степени… человеки, по их мыслям, произведены в свет, будто для того, чтобы в нем не иметь ничего, а только рабствовать»
Какое яркое описание т.н. русской идеи, однако!

Guest, 07.06.2018 в 09:24

Старая уловка человека,безграмотного или некомпетентного - отвечать вопросом на вопрос. Раз Вы не отвечаете на мой вопрос, значит отвечу я сам: не имеют и просто примазываются, как казахи. Некрасиво. А Русь и Украина меня не интересуют и отвечать мне на этот вопрос не надо. Я все равно читать Ваш ответ не буду.

Guest, 07.06.2018 в 09:56

У татар полиэтнический генезис,так же как у русских и еще сотен народов.Несомненно народы входящие в ЗО оставили свой след в генотипе татар.Мало кто знает,что в период принятия ислама предками татар,с арабского востока к ним пришли около двух тысяч арабов,для помощи в исламизации.И их след есть в татарском генотипе.
Только глупец с шовинизмом мозга может считать,что имевшаяся связь татар с этими народами,несет в себе нечто унизительное.

Guest, 07.06.2018 в 09:58

Это не ответ какому то глупцу,а общие сведения из истории татарского народа.

Guest, 08.06.2018 в 14:34

Согласно новейшим исследованиям и находкам татары, и вообще тюрки, не могут относиться к правящей элите ЗО. Ибо все ханы ЗО - люди европейского вида - и ЧХ, и Тимур, и Улуг Бек и др. Скорее это не монголы , а славяне и среднеазиаты. Не зря ЧХ истребил всех татар в своем государстве великих Моголов. Об этом говорят рисунки Марко Поло и др. западных путешественников, миниатюры и скульптуры древних ханов, реконструкции Герасимова и т.д. Их раньше никто и не называл монголами, в называли моголами что не одно и то же! Об этом говорит и Лев Гумилев. Он утверждает, что монголы в древности были рослые европейцы, которые набрали в свое войско всякие тюркские народы, а потом постепенно деградировали, смешались с тюркам? bpvtybkb zpsr и превратились с современных монголов. Есть подозрение, что моголы говорили на русском языке.
Так что пора осознать, что Казанское ханство - это
не продолжатели ЗО, а новое образование.

Guest, 08.06.2018 в 16:01

Глуп ты и не можешь воспринимать критически разные около научные домыслы.Ты даже не знаешь,что те татары с которыми враждовал Чингиз-Хан,было одним из монгольских племен,но нетюркским.Судя потвоей писанине,ты не знаешь историю.Не надо позориться и писать отом чего не знаешь.

Guest, 09.06.2018 в 07:19

Так что пора осознать, что Казанское ханство - это
не продолжатели ЗО, а новое образование._____________

Какое образование ? Откуда оно ?

Guest, 09.06.2018 в 10:12

Этого никто не знает. И вряд ли узнает. Будут просто разные спекуляции. На этой территории проживало множество народов, которые к сожалению, не оставили письменных источников. Есть подозрение, что тут жили коренные славяне, вытесненные пришлыми племенами.

Guest, 12.06.2018 в 16:08

В общем, с кремлеботом все ясно - в ответ на вопрос и колониальной эксплуатации и национальном угнетении татарского народа переводит стрелки на Казахстан, пытаясь разжечь рознь между тюркскими народам по любому поводу и без повода. Сразу видно совкового агитатора, у которого всегда был ответ на любые вопросы - а в Америке негров линчуют! Похоже, у ванятки мозги свихнулись на этом глупом и примитивном приеме, однако.

Guest, 12.06.2018 в 17:37

Интересно, куда делись половцы, которые наводили ужас на все Восточную Европу?

Guest, 13.06.2018 в 15:18

Интересно, куда делись половцы, которые наводили ужас на все Восточную Европу?----------------------

Половцы - это ногайцы. И живут они в Астрахани под кличкой татары.

Guest, 13.06.2018 в 15:56

И они наплевали на какого то тенгри и сказали мы мусульмане и отвяжитесь от нас со своим многобожием.

Guest, 13.06.2018 в 16:54

Т.е. они сменили свое название на татар. Хотя на самом деле остались половцами-язычниками. На самом деле половцы=татары?

Guest, 14.06.2018 в 07:32

Guest, 13.06.2018 в 16:54
Т.е. они сменили свое название на татар. Хотя на самом деле остались половцами-язычниками. На самом деле половцы=татары?_______________

т.е. практически все мусульмане Поволжья. Крыма, Астрахани с подачи ленинской национальной политики получили клички татары. Некоторые народы Ср.Азии получили тоже имена, убрали оскорбительные. русские горазды на разные клички. Вот и сейчас урюки, чучмеки и.т.д.

Guest, 14.06.2018 в 11:52

Что-то я не пойму. Одни тат. ученые доказывают что народ под гордым именем "татары" был известен еще 1000 лет назад, а другие все валят на Ленина, который якобы дал эту кличку. Так "татары" - это народ или кличка?.
Однако Пушкин задолго до Ленина писал про один народ и называл его "татары".

Guest, 14.06.2018 в 17:38

На Ленина валят ваши прихвостни,русские никому никакие клички дать не смогли.Не тот авторитет у них среди народов,чтобы их слушались и меняли самоназвание.Просто всех мусульман всегда называли басурманы и татары.Татары всегда знали,что они татары,остальные мусульманские народы называли себя так привыкли исторически.Есть конечно среди любого колониального народа особи,используемые колонизаторами в своих целях для проведения политики "разделяй и властвуй".Среди татарского народа есть какой то мизер в виде булгаристов,обитающих в основном на просторах интернета.Про них сказано уже достаточно и нет смысла повторяться.Вот и на этом сайте присутствует один из таких.Раньше он открыто хаял татар,получив крепкие ответы на свои комменты,замаскировался под русского и исподтишка провоцирует,но иногда срывается и проявляет себя.