2 марта 2024 г. независимая общественно-политическая газета
Главная Общество Родной язык
Рубрики
Архив новостей
понвтрсрдчетпятсубвск
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
       

Родной язык

24 марта 2013 года
Родной язык

     Вопрос этичности-неэтичности разговаривать на своем языке обсуждался в бытность СССР в «Комсомольской правде» во время совместного путешествия по Армении группы журналистов русских и армян, которые говорили чаще на армянском. Вывод был, что этично разговаривать по-армянски в обществе, где присутствовали русские.
      Ваш покорный слуга родился и 20 лет прожил в Узбекистане. Там не считается неэтичным разговаривать на своем языке в присутствии любых собеседников.
      Так, в Самарканде узбеки знают таджикский (совершенно разные языки) и наоборот. Многие русские тоже знают эти языки. Наши соседи говорили и на таджикском, и на узбекском, и на русском, так что их пятилетняя дочь одновременно изъяснялась на трех языках, причем на хорошем уровне.
      Моя мать 1912 г.р. окончила 7 классов татарской школы на ж/д станции Каган вблизи г. Бухары, отец 8 классов. Тогда еще были татарские школы с использованием арабского шрифта. Мать после школы окончила курсы машинисток, тогда они были престижны, и всю жизнь проработала секретарем-машинисткой в различных учреждениях. Печатали десятью пальцами лучше под диктовку с громадной скоростью и не делала в русских текстах грамматических ошибок. Это сейчас бывший министр образования призывал осваивать клавиатуру компьютеров десятью пальцами, что известно всему миру.
      Отец всю жизнь, кроме войны, проработал в Госбанке, окончив банковские курсы, был и управляющим районной конторы Госбанка.
      Кстати, в 1920 г. моя мать оказалась свидетелем участия двух татарских бригад в штурме Бухары. Перед этим в Бухаре была уничтожена делегация во главе с комендантом Самарканда татарином Галимхановым, которая должна была следить за разоружением войск эмира. Вдова Галимханова впоследствии стала мачехой моей матери. В семье Галимхановых хранилась книга «Война в песках» под ред. М. Горького. Из нее я узнал подробности этих событий, которые, естественно, были искажена в нескольких кинокартинах Узбекфильма («Крушение эмирата» и т.д.). В фильмах нет ни одного татарина.
      С фронта если отец писал по-арабски на татарском, цензура не понимала, и было ясно, где он находится и что происходит вокруг (а он был и под Воронежем, и под Сталинградом, и под Белградом). Стоило написать по-русски, многое вымарывалось в письме военной цензурой.
      В Самарканде в те времена было порядка 10 русских школ, а остальные школы были узбекскими. Уже в начальных классах учительница стыдила русских учеников за их ошибки, вот, мол, татарин, а пишет грамотно. За всю школу я сделал пару грамматических ошибок. Отсюда я делаю вывод, что грамотность зависит не от учебы, а от того, что происходит в голове. Работая в НИИ мы («грамотеи» русские и татары) исправляли грамматические ошибки русских начальников в статьях и отчетах.
      Поэтому я считаю, что сыну некой Дианы Фарсиной, переехавшей в Москву из-за преподавания татарского языка в школе, ничем помочь нельзя, а татарский язы здесь не причем.
      В русских школах Узбекистана узбекскому языку начинали обучать с 4-го класса. Помню до сих пор строки из гимна Узбекской СССР, который учили и сдавали экзамен в 4-м классе. Сам текст при небольшом напряжении татарину понятен. Очень красива мелодия гимна, если он остался с другими словами.
      В классах обучались в русских школах 1 – 2 узбека, остальные интернационал: армяне, евреи, русские, немцы, 1 – 2 татарина и метисы разных кровей. Проблем с узбекским не возникало, хотя оценка выставлялась в аттестат зрелости. Основные проблемы были в русском языке и математике, из-за которых уходили из школы в основном после 7 класса. К 10 классу остались очень сильные ребята и все поступили в институты, причем человек 10 поступили в Москве, в том числе в физико-технический. Там и остались работать – могли уехать и учиться в Москве и сын уборщицы, и сын профессора.
      По Всесоюзной переписи населения 1959 г. в Узбекистане было 8 млн. жителей, из них узбеков 6 млн., татар 600 тыс. человек, по-видимому, большинство из них крымские татары, остальные русские и другие. Соответственно и квоты при поступлении в вузы 3 части узбекам, 1 часть остальным. В вузах уже в 1959 г. в узбекских группах физические и математические дисциплины преподавались на узбекском по переводным или написанным на узбекском языке учебникам. Только дипломную работу следовало писать на русском языке. По переписи 1969 г. узбеков стало свыше 8 млн. К концу СССР узбеков было уже свыше 20 млн. Численность татар с 1959 г. почти не менялась.
      При выселении крымских татар, немцев и других многие оказывались в сельских районах, и дети были вынуждены учиться в узбекских школах на узбекском языке. Мой товарищ учился в узбекской школе, окончил университет, работал на руководящих должностях на КОМЗе, этнический немец, не каждый узбек так грамотно говорил по-узбекски. В нашем НИИ работал рабочий-татарин, 5 классов образования, самородок, мог собрать любой сложный прибор, много читал, работал часовщиком, трактористом в Узбекистане, где овладел еще узбекским.
      В армии возил командира полка, был фотографом в части. На авиационном предприятии сделал крупное изобретение – станок, не захотел делиться с начальством. У нас его начальник называл доктором наук. Читал по-арабски, «Декамерон» по-узбекски.
      Крымских татар, говорящих на узбекском языке, я встретил в 1974 г. в Крыму, в Рыбачьем на базаре. Приехали торговать из Краснодарского края морем. В Крым их еще не пускали. Изъяснялись не на крымско-татарском языке, а на чистейшем узбекском.
      Считаю, что все жалобы родителей на изучаемый татарский язык в школе как помеху в обучении не имеют под собой никакого ни практического, ни научного основания. Государство бесплатно обучает тебя одному из наиболее распространенных тюркских языков, что может пригодиться в будущей жизни, например, филологам, историкам (почитайте книги «Тюркизмы в «Слове о полку Игоревом», «русские фамилии тюркского происхождения» и т.д.). К. Маркс считал, например, персидский (иранский, таджикский) язык самым легким. Он писал, что выучил бы этот язык за 3 месяца, если бы не арабский шрифт (алфавит). Кстати, изучая татарский, вы уже научились считать до пяти на таджикском (иранском, персидском). Считаете по-таджикски як (один), ду (два), си (три), чер (четыре), пенж (пять), добавляется шембе и получаете дни недели от воскресенья до четверга.
      Слова арабского происхождения из узбекского языка через много лет встречали евреи в Израиле как еврейские, например, «марказий» – центральный. Я сам удивлялся в школе словосочетанию «социалистик мусобака», что означало социалистическое соревнование. Только через многие годы уже в Казани узнал, что слово «собака» арабского происхождения, «собак» означает быстрый, скорый, истинно славянское название животного – пес. Многие ли знают, что слова пирог или буран имеют один тюркский корень.
      В начале 60-х годов в казанских технических вузах училось мало выпускников татарских школ из села из-за языковых трудностей при поступлении. Так, в национальном составе физфака КГУ было порядка 15% татар. При Табееве в экзаменационные комиссии стали обязательно включать одного преподавателя-татарина, которому можно было отвечать экзамен на татарском. Мне известен такой примечательный факт, как на экзамене по химии в мединституте сыну Девятаева предложили отвечать по выбору на мордовском, татарском или русском. Он, конечно, выбрал русский язык. Этот факт сообщил мне лично экзаменатор, доцент КХТИ, мордвин по национальности. Всем известно, что Девятаев – мордвин, а его жена – татарка.
      В связи с внедрением ЕГЭ на русском языке пострадали выпускники татарских школ, родители которых считают необходимым дать высшее образование своим детям. Этого нельзя допускать, по крайней мере в Казани. Ведь учатся в вузах Казани иностранцы, не сдавая никакого ЕГЭ. Мы встречали студентку из Израиля, которая учится на спецфаке КХТИ, по-моему, даже на бюджетном отделении, а ее брат также учится в Москве. Они устроились, благодаря своим родителям, которые в свое время преподавали в России, и их связям в Казани и Москве. В конце концов надо требовать квоты для выпускников татарских школ, как существуют квоты для республик Кавказа в московских вузах.
      В связи с последней статьей небезызвестного М. Щеглова «Русский вопрос в Татарстане» («ЗП» N8 2013 г.) полностью солидарен с Ф. Сафиуллиным, который заявил: «Отстаньте!».
      Родители М. Щеглова в Татарстан попали случайно, по распределению, им было в свое время недосуг разбираться в национальных взаимоотношениях, татары им совершенно не мешали работать с утра до вечера и до пенсии. У сына, видимо, было много времени, «земли чужой язык и нравы» он не понял и не хочет понять. Пусть он овладеет разговорным татарским языком, тогда можно будет с ним разговаривать. Ведь куда не пойди: в суд, в прокуратуру, в госучреждение, везде с тобой разговаривают по-русски в ущерб татарскому. Видите, татары толерантные, не позволят в присутствии русского разговаривать на татарском.
      Я был свидетелем в Верховном суде РТ в 2000 г., на кассации по гражданским делам перед нами женщина из провинции стала излагать жалобу на татарском. Два члена суда – татары, один русский. Так председательствующий татарин грубо оборвал татарскую речь: «говорите по-русски!». И женщина, коверкая русский, излагала суть жалобы в угоду членам Верховного суда РТ. Кстати, жалоба женщины не была удовлетворена, так же как и наша, хотя мы заявили о фальсификации. Впоследствии решение было отменено по представлению прокуратуры РТ. Факт фальсификации подтвержден. Данный случай напомнил мне факт из мемуаров политработника известной дивизии генерала Панфилова. По-моему, батальонный комиссар Мамурджан Момыш Углы вспоминает, как перед строем оборвал солдата-казаха который обратился к нему по-казахски, словами «говори по-русски, мы не в казахском ауле». Видимо, о таком конце русского вопроса мечтает скрытый татарофоб М. Щеглов и иже и ним. Не дождетесь!
      Кстати, по поводу новой статьи Р. Сулейманова против миграции («ЗП» N7 2013 г.). Согласен только с одним утверждением: «Этнографы уже констатируют появление небольших этнических кварталов в столице Татарстана». Только эти этнические кварталы в основном из граждан бывшего СССР, которые имеют свою государственность не в Средней Азии, а в другом месте, вне России. А кварталы их проживания находятся не в районе городских рынков, а в центре Казани. Как заявила в одной телепередаче представителям властей этническая русская женщина, это явление уже влияет на сложившуюся спокойную жизнь русских и татар в республике, основанную на взаимодоверии, а не на деньгах.
 

Р. ЕНГАЛЫЧЕВ,
инженер.


Комментарии (13)
Алмаз улы, 25.03.2013 в 19:35

" Кстати, по поводу новой статьи Р. Сулейманова против миграции («ЗП» N7 2013 г.). Согласен только с одним утверждением: «Этнографы уже констатируют появление небольших этнических кварталов в столице Татарстана». Только эти этнические кварталы в основном из граждан бывшего СССР, которые имеют свою государственность не в Средней Азии, а в другом месте, вне России. А кварталы их проживания находятся не в районе городских рынков, а в центре Казани. Как заявила в одной телепередаче представителям властей этническая русская женщина, это явление уже влияет на сложившуюся спокойную жизнь русских и татар в республике, основанную на взаимодоверии, а не на деньгах."

Ну, вот , под конец выдал. Процитировал проститутку раиску и еще согласился с ним и с какой-то этнической бабой-маржой.
Узбеки, в отличии от русских очень быстро осваивают татарский язык,хотя они такие же мигранты, как и русские (как и та маржа). Хотя русских назвать мигрантами можно с великим трудом. к ним более походит другое определение. А узбеки неотесаны оттого, что с ними мало работают в культурном плане. С ними активно работают только менты, а как менты работают - всем известно. В анклавы они сбиваются не от хорошей жизни, там они не теряют и хранят свой язык, культуру и менталитет. Боятся мигрантов только перепуганные и оболваненные русскими шовинисткими СМИ. Одна из тем передачи "Кара-каршы", там сидели и говорили люди, всерьез обеспокоенные "нашествием" мигрантов из ЦА, готовые лизать оккупационные задницы.

Guest, 26.03.2013 в 07:33

Хорошая, убедительная статья, написанная культурным человеком.

Guest, 28.03.2013 в 16:16

А кто запускает толпами армян в Татарстан, спускающихся из их горных аулов Армении?

А евреев, уехавших из России в 70-ые годы на блага своей исторической родины и вдруг сейчас толпами "возвращающиеся" на наши татарские и российские города и земли? Только за один 2012 год в России осели 60 тысяч зарубежных мигрантов-евреев.

Армянам и евреям (пятой колонне Израиля и Армении в России) за счет их связей и денег в первую очередь дают гражданство РФ, а татары и русские годами и десятилетиями мыкаются, не имея возможности получить гражданство РФ на своей отчей земле.

Guest, 28.03.2013 в 16:18

Вы можете себе представить, чтобы в Госдуме были депутаты - граждане Ирана или Королевства Саудовской Аравии? А Израиля - пожалуйста. И одни старперы евреи -Ресины, Кабздуны, Шпигели.

Ильсур, 29.03.2013 в 08:09

У автора статьи, считающего себя татарином - вполне русскоязычные дети. Сын Рустем Енгалычев (Галич) - блестяще познал русскую культуру, организовал собственный театр. Его авторская постановка "Демона" М.Ю.Лермонтова - завораживающее действо, созданное талантливым человеком. Дочь Элина - руководит воскресной школой при православной церкви.
У автора статьи, по-видимому далёкого от талантов сына, вне сомнения - комплексы, что его дети не живут в среде татарского языка и что дети его детей (его внуки) уже не заговорят на татарском. Отсюда - немотивированная агрессия, объект которой - тоже не определен. Это - то работники Узбекфильма, "заныкавшие" роль татар в разоружении бухарского эмира, то безграмотные "русские начальники" в НИИ, то Диана Фарсина и "жалующиеся" на засилье татарского родители школьников, то сын героя Девятаева, то Щеглов (заодно с его родителями), то судья-татарин, то командир-казах - оба за указание говорить по-русски.
Больше на себя внимания, ипташ Енгалычев! И не надо сейчас жалить других за то, что сам когда-то не привил своим детям.

Guest, 29.03.2013 в 13:40

Боже, какой срам этот Енгалычев по своим детям!

Можно ли сказать, что Енгалычевы с их крещенными детьми, крещенные Рустамы Нургалиевы, крещенные дети Эльвиры Набиуллиной, крещенные гимнастки Алины Кабаевы, Альбины Мустафины - это лицо татарской интеллигенции и их детей?

Скоро ждите: место президента Татарстана займет православный татарин со своей православной командой наподобие антиисламиста и антитатариста Раиски Сулейманова.

Guest, 29.03.2013 в 17:35

У Эльвиры Набиуллиной дети не крещенные!
Это какие-то фантазии!
А про остальных не знаю.
Статья автора, Енгалычева - умная, справедливая, спасибо ему за объективность!
P.S. В Казахстане точно также было раньше (мы раньше жили там): там никогда не считалось неприличныи говорить не казахском языке в присутствии русских.
Даже наоборот, считалось неприличным переходить с казахского на русский, если вдруг присоединился русский собеседник, т.к. казахи очень патриотичны, уважают и любят свой народ, язык, культуру, знают свою историю, и почитают всех своих исторических героев, и считают, что русские должны тоже знать язык и говорить по-казахски.
Казахи - гордый народ, поэтому они выжили как нация, не растворились среди русских.

Аналитик, 29.03.2013 в 18:48

Ильсур, 29.03.2013 в 08:09
У автора статьи, считающего себя татарином - вполне русскоязычные дети.
==========
В статье идет речь не о воспитании детей, а культурном геноциде, преследовании татарского и других нерусских языков везде где только можно и где нельзя, в том числе и методами психологического террора - мол, при русских на родном языке говорить некультурно и т.п. Кстати, тебе надо подписываться своим именем - как тебя зовут там, Ваней или Петей ?

ИНОРОДЕЦ, 29.03.2013 в 23:17

Депутату Государственной Думы РФ
тов.________________________________
от избирателя ______________________
по адресу: __________________________
___________________________________

ОБРАЩЕНИЕ-ЗАЯВЛЕНИЕ

Уважаемый депутат Гос.Совета РТ – ______________________________!

Прискорбный факт - в России татары исчезают как народ и государство-образующая нация. Численность татар когда-то была равна численности русских. Сейчас их в 20 раз меньше в результате векового гнета инородцев.
На грани полного исчезновения сибирские, ногайские и астраханские татары - титульные нации огромной Сибири и Поволжья. Из огромной территории татары в настоящее время остаются титульной нацией лишь на небольшой территории – в республике Татарстан.
Государственная национальная политика России, проводимая до последнего времени была направлена на этноцид татарского народа (халык) – в первую очередь, при переписе населения в РФ татары были подвергнуты статистическому дроблению на этносы (милләт) несмотря на наличие у них общей тюркоязычной словарной лингвистики и использование ими письменности с использованием кириллицы. Такая политика явно нацелена на дальнейшее духовное разъединение татар для последующего упразднения Республики Татарстан, претендующей на суверенную национальную политику. При этом угроза исчезновения татар как народа может стать реальностью (Гаяз Исхаки предсказывал до 2025 года). Пренебрежение этим фактом есть этнологическое преступление против татарского народа! Впрочем, то же самое, с искусственным приумножением численности русскоязычного населения, делается за счёт родственных финно-угорских этносов – опять таки с той же антиконституционной позиции и желанием упразднения их национальных республик. При этом фактически проводится разграничение населения по их вероисповеданию, а иногда со вторжением государства в религиозные чувства граждан, например без суда и следствия объявляя некоторых религиозных граждан, в большей части исповедующих ислам – экстремистами и даже террористами.
Но остановить процесс может осознание своего исчезновения самими народами, и возврат к государственной (ленинской, как образец) национальной политике РФ, как основа естественного сосуществования российских народов (русских, татар) и других наций.
Указ Президента РФ №1666 от 19 декабря 2 012 года «Стратегия государственной национальной политики РФ на период до 2025 года» при соответствующей активной позиции Госсовета РТ может открыть возможность направления государственной политики РФ в русло сохранения и развития татар как единого народа, а именно исходя из той части, где утверждается что: «Стратегия основывается на общепризнанных принципах и нормах международного права...». Это означает, что опираясь на это утверждение, Госсовет РТ может и должен выступить с требованием о ратификации Российской Федерацией «Европейской Хартии региональных языков меньшинств», разработанной Советом Европы 1992 году, «Рамочной конвенции о защите национальных меньшинств» от 1 февраля 1995 года, « Декларации о правах национальных меньшинств» от 1 февраля 1995 года, «Декларация о правах коренных народов», принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 2007 г
Ратификация этих документов позволило бы Республике Татарстан сохраниться как светское государственное образование с собственной национальной и религиозной политикой, и соответствующим уровнем самоопределения татарского народа, а именно:
- с истинным государственным статусом татарского языка;
- с истинным отделением государства от религий;
- с собственной образовательной системой татарского народа (от начального до высшего включительно) не отделяя другие нации от родного языка;
- с чадящей социально ориентированной бюджетной политикой при отчислении центру не более 30%.
К тому же статус суверенной Республики позволит сохранить пост его Президента.


С уважением__________________/________________________________/

Рауф, 30.03.2013 в 00:22

От умножения злости и негодования против русских (что у автора статьи, что у большинства комментариев) татарский язык - не сохранится.
Татарский язык - "интимный" и только для нашего народа. Возродим его в наших татарских семьях! Добьёмся расширения школ для детей-татар!

Ильсур, 30.03.2013 в 00:27

Я - татарин! Уехал из города в татарскую деревню, живу здесь, выращиваю скотину, ухаживаю за ней, и ни в чьих советах - не нуждаюсь! Лучше хоть на половину, но БЫТЬ татарином, чем на 200% призывать к этому других, и на 300% посвящать жизнь борьбе против русских!

Аналитик, 30.03.2013 в 13:44

Ильсур, 30.03.2013 в 00:27
Лучше хоть на половину, но БЫТЬ татарином, чем на 200% призывать к этому других, и на 300% посвящать жизнь борьбе против русских!
=========
Тогда я не понимаю, где ты увидел борьбу против русских ? Разве борьба за татарский язык является борьбой против русских ? А почему не против китайцев ?

Guest, 30.03.2013 в 14:04

Илсур и Рауф - это, видимо, Иван и Роман на самом деле.
Интересно, в чем они увидели борьбу татар против русских?
Разве татары борются против русских? Это какой-то бред.
Либо у этих товарищей с головками не в порядке, либо они умышленно под дурачка работают, прикидываются непонимающими, глупенькими и наивненькими простачками. Но зачем?
Ведь все здравомыслящие люди всех национальностей понимают, что татары не против русских, а за свои права борются, за равноправие, свой язык, культуру и т.д. Причем тут русские?
Зачем так хитро и коварно сталкивать народы?
Пора уже быть умнее, мудрее, а не расшатывать обстановку в нашей мирной РТ!