Реформа
Дискуссия вокруг республиканской Академии наук начала переходить с вопроса о предстоящих в ней сокращениях (а он еще окончательно не решен) к проблеме полной реорганизации этой ключевой в республике научной организации, скроенной по уже отжившим свое старым советским лекалам. Ситуация чем-то напоминает то, что происходит в РАН, хотя есть и серьезные различия (масштабы, структура институтов, ресурсные различия и т.д.). Между тем, если слегка поразмыслить, очевидно, что без планов реформы структуры и всей деятельности АН РТ затевать сокращения численности работающих там научных сотрудников вообще-то дело довольно бессмысленное. Наверное, в президиуме Академии наук это понимают, но, как это ни странно, ничего в том направлении не предпринимают. В чем же дело? Почему руководство АН РТ все хочет свести к сокращениям, причем совершенно непродуманным?
Полагаю, что ответ заключается в следующем: для фундаментальной, уже давно назревшей реорганизации этого «штаба науки» нужны концепция и основанная на ней программа развития в республике фундаментальных исследований на достаточно длительный период. Как это ни покажется на первый взгляд странным, ведущим звеном в них должны выступать именно гуманитарные исследования. Объясняется это тем, что Татарстан и татарстанское сообщество стоят сейчас перед серьезнейшим выбором – как с экономики, базирующейся на проедании сырьевых запасов и основанной на ней весьма специфической социальной реальности, перейти к новой экономике, именуемой в мировой науке «экономикой знания», формирующей совершенно иную социальную реальность – как мы знаем, не идеальную, но другую, характерную сегодня для развитых обществ. В этом отношении некоторые авторы, чьи статьи в последнее время мы все читали, правы: без ясно прорисованного социального проекта – а это как раз и есть задача уровня фундаментальных исследований гуманитарного профиля – тут никак не обойтись, потому что возвести здания или даже научные городки под названиями «Сколково» или «Иннополис», конечно, можно, были бы деньги, но социальную реальность, которая должна быть их «начинкой» и которую они сами, в свою очередь, могли бы транслировать обществу, при помощи простых строительно-монтажных операций создать невозможно. К величайшему сожалению, наша Академия наук в силу многих причин оказалась неспособной представить республиканскому сообществу и нашим политикам видение такого перехода, сделав основной упор на нефтехимию и т.п. По большому счету состав корпуса «небожителей», сосредоточенных в этой организации, каких-либо надежд в этом плане не оставляет. Так рождается простое решение – сократить число ученых, выполнить «задание» по финансовой экономии и тихо продолжать жить дальше. План гениально простой, особенно если он устраивает руководство Татарстана, в чем я лично вообще-то сомневаюсь…
Если перейти к существу подлежащих обсуждению проблем, могу констатировать, что анализ публикаций и тех комментариев, которые появились в последнее время в связи с обсуждением ситуации в АН РТ, продемонстрировали, что как в обществе в целом, так и в экспертном сообществе представления о проводящихся в институтах этого учреждения исследованиях, в особенности гуманитарного профиля, весьма туманны, а суждения о реальных проблемах, имеющихся тут, попросту поверхностны. Такое положение возникает и потому, что действующее руководство Академии наук Татарстана вместо того, чтобы произвести анализ общего состояния дел в данной организации и честно сказать об имеющихся многочисленных научных и научно-организационных трудностях, занимается манипуляцией общественным мнением, вводя в заблуждение в том числе и руководство республики.
В таких условиях промолчать было бы равносильно поддержке такого положения, в конечном счете идущего во вред многонациональному народу республики, его политическому истеблишменту. Полагаю, что, проработав в разных казанских академических структурах свыше трех десятков лет, приняв активное участие во многих серьезных академических проектах и в экспертных работах государственного уровня, имею право на собственное суждение по обсуждаемым сейчас вопросам, имеющим отношение к академической проблематике. Тем более, раз академики молчат, бремя аналитики придется нести нам, докторам наук.
Хочу сказать отдельно: на днях президент АН РТ г-н Мазгаров довольно неосмотрительно призвал нас, представителей академического гуманитарного сообщества, молчать и смотреть в рот начальству. Похоже, человек, поставленный во главе Академии наук республики, не вполне ясно отдает себе отчет в том, что имеет дело со свободными творцами. Да и если он действительно является мусульманином – демонстрировать это он любит – ему бы следовало знать, что мусульмане преклоняют колени только перед Аллахом.
Дамир ИСХАКОВ,
доктор исторических наук,
академик РАЕН.
Научный труд-это творческий вид деятельности.Творить может только свободный человек.Свободный человек,тот человек у кого душа свободна,тот человек который не будет приспосабливать свой труд в угоду политической коньюнктуре,к тем мерзостям жизни которая его окружает.Особенно это касается ученых работающих на ниве общественных наук.Недаром в РОссии общественно-политическая мысль всегда была в загоне и вклад ее в мировую философию незначителен.Птица творчества не живет в клетке.Такое же положение и сейчас в России.Смешно смотреть как остепененные званиями клоуны в лице Маркова,Никонова,Соловьева на телевизионных ток-шоу пыжаться выдать себя гигантами русской мысли не выходя за рамки кремлевской идеологии.А уж татарские мыслители из АН пока ни на что не способились,кроме как спорить о булгаризме и татаризме,пытаться обрядить свободу татар в одежды русского неоколониализма и пр.
Почему только о булгаризма и татаризме ? Башкиры еще как-то тоже тема исследований у них и тявкания и плачь в их сторону по поводу Идель-Урала, Валиди.
Уничтожение татарской высшей школы русским империализмом есть только часть политики уничтожения татарской школы, языка и культуры. Пока Татарстан не станет независимым государством, татарская школа будет испытывать постоянные нападения со стороны русского империализма, который весьма опасается независимой татарской мысли.
Чего опасаться? Какой независимой татарской мысли? Ученые напоминают придворных поэтов времен средневековья, за деньги напишут все что угодно. Чтобы быть ученым нужно быть гражданином.
Дайте Дамиру зарплату в 150 тысяч, видите человек мучается, он уже не молод.
Такие зарплаты только у Раиса сулейманова.
Настоящий творец должен быть голодным. Иначе заплывет жиром, как Раис.
Guest, 24.07.2013 в 20:40
Какой независимой татарской мысли? Ученые напоминают придворных поэтов времен средневековья, за деньги напишут все что угодно.
===========
Мальчик, говори только за себя, а не за ученых. Так и пиши: я, раис сулейманов, за деньги напишу все что угодно, родную мать обвиню в вакхабизме, лишь бы деньгу получить за это.