2 марта 2024 г. независимая общественно-политическая газета
Главная Общество Размышления о вере (ч.7)
Рубрики
Архив новостей
понвтрсрдчетпятсубвск
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
       

Размышления о вере (ч.7)

11 июля 2017 года
Размышления о вере (ч.7)

     Уважаемый имам Исхак Лотфуллин говорил: «Зачем вы приглашаете каждый раз муллу, абыстай? Осмысленно прочесть суры из Корана можно самим, и на своем родном языке вполне богоугодно и достаточно - главное, чтобы от души было».
     Но сегодня редко увидишь в мечетях служителей с добрыми лицами, участливых, душевных, бескорыстно проникающих в горе, судьбу, сомнения обращающихся - много стало шустрых, «крутых».
     Недавно проходила информация, что Муфтият РТ объявил о непрерывных чтениях Корана до Судного дня, вслед за Каиром, если я правильно понял, то большей показухи на уровне кадимического медресе не может быть.
     Некоторые исламские деятели пророчат о скором приходе на землю имама аль-Махди, который должен явиться к людям перед Судным днем для очищения человечества от несправедливости, разврата, для возрождения ислама в первоначальной чистоте - так якобы написано в хадисах Пророка. В самом Коране, главном и единственном, самодостаточном вероуставе ислама, нет указания о приходе имама аль-Махди и про Даджале. Не является ли призыв к ожиданию прихода Махди очередным отвлечением от вовремя не решенных проблем развития исламской религии в соответствии с запросами времени, развития человечества и отхода от истинного учения Корана и заменой его сотнями тысяч так называемых хадисов от имени Пророка и в угоду властелинам мира?
     Ожиданием прихода имама Махди не подвергается ли сомнению вселенская и всевременная обращенность к человечеству послания Аллаха в Коране?
     Легче всего сказать: «Придет имам Махди, Махди и рассудит» - терпите и ждите…»
     Все эти примеры порой на грани мракобесия показывают, насколько далеки от нашей реальности жестко вводимые правила арабского ислама, принимаемые людьми чужой и совсем другой культуры. К примеру - ими не учитываются наши условия проживания (арабы в уразу не употребляют пищу и воду всегда по 7 - 9 часов, а в наших широтах это составляет в летние, самые жаркие месяцы до 19 часов).
     Что же нам делать? Беда в том, что какого-то осмысления сегодняшних проблем общества, его реформирования, модернизации, отвечающих на вызовы времени, духовного возрождения - от сегодняшней исламской системы, от людей, занятых в этих структурах, ожидать и надеяться не приходится.
     Анализируя другие сообщества, другие религии мира, приходится констатировать правдивость в словах великого Достоевского с татарскими, значит, и тенгрианскими корнями.
     Сегодня процветают народы, имеющие свои национальные государства, своих богов, свои религии, свои церкви – значит, опоры духовности: еврейский народ со своим иудаизмом, со своим Богом Яхве; армянский народ со своей Армянской церковью; японский народ со своей религией синтоизм (ответвление мангел-тенгрианства). Многие народы, исповедующие христианство, прошли реформирование своих церквей, и протестантские наиболее развитые сегодня общества.
     Анализируя их, убеждаешься, что иудаизм - религия, которая открыто поощряет в учениях размышление и анализ своих утверждений, то есть единственная не уничтоженная сейчас практическая религия. Даже в древние времена у евреев был объективный суд, правила поведения и жизни, системы образования, знаний по экономике. Иудаизм - это смесь агрессии и глубочайших и ценнейших знаний. Культ разума и знаний необходимо заимствовать из иудаизма всем народам.
     Японский синтоизм показал свою сущность особенно в трагедии в Фукусиме. Только такой духовный народ мог по-человечески выдержать эти страшные испытания. А какое гуманное отношение там между людьми к своим пожилым, к своим духам предков, к своей родине, природе - вот что значит, мы потеряли в свое время, предав своего бога Тенгре.
     Еще, кроме исламской религии, у всех народов вероисповедание происходит только на своих родных, понятных языках, даже наши кряшены Библию читают, молятся, службы проводят на своем татарском родном языке и неплохо развиваются.
     Аргументы, что Коран на неарабском языке теряет свою святость, не убедительны, может, теряет некоторую поэтичность, но сила Корана не в поэтичности - это скорее умышленная подмена, а в смысле, содержании, аргументированности, убедительности. Жесткое требование - Коран только на арабском, видимо, нужно для усиления загадочности, для избежания лишних вопросов, для большего маневра тафсиров: комментарий - «китап кушмый», «китап куша» - «книга так велит», «книга не велит»…
     Вторая причина непременности арабского языка, это желание сохранить огромное количество служителей - посредников между Аллахом и верующими. Хотя только личное обращение от всей души, от сердца может дойти до Всевышнего - коллективные, через посредников запросы не принимаются!
     «О вы, кто верует, не приближайтесь к молитве, если пьяны, до тех пор, пока не станете понимать, что вы говорите» (Коран 4:43). Однако не логично - не понимая истинного смысла слов молитвы, скорее неправильно произнося их на арабском языке, обращение к Всевышнему не только допускается, а строго предписывается.
     Думаю, не зря великий Муса Бигиев перевел его на татарский язык, далее написал комментарии в 6 томах - скорее для того, чтобы его народ глубоко понимал истинную суть Священного Корана, его возможности. Может, из-за этого нет особого усердия в поисках его книг - комментариев к Корану, не переводится до сих пор его Коран со старотатарского, написанный на арабском шрифте, на современный татарский язык - чтобы много не понимали?
     Выход на духовное возрождение татарской нации, во имя процветания всей страны - Евразийской державы, вижу только в постепенном возвращении к своим корням - мангел-тенгрианству, не через 150 лет как предсказывает уважаемый Ф. Сибагатуллин, а начинать уже сегодня, так как наш сегодняшний вектор развития вряд ли обеспечит надолго сохранность и татарского народа, и нашу национальную духовность - исламскую религию.
     Не зря крупнейшие исламские ученые из Организации исламской конференции Э. Ихсаноглу, министр по делам религии Турции М. Гермез, ученый института востоковедения РАН, д.ф.н. Т. Ибрахим заявляют, что они именно от татар ожидают реформации и тем самым спасения исламского учения, исламской уммы.
     Что же я предлагаю:
     1. Это постепенный переход с понятия виртуального греха перед Богом, якобы определяемого в Судный день, на понятие стыда - перед семьей, родными, сослуживцами, земляками, своей нации, страны и т.д. Должно быть стыдно за невежество, быть нищим, но и излишне богатым среди бедных, неграмотным, за незнание родного языка, истории своего народа, за незнание и непочтение своих предков, родной земли и т.д. Ведь основной цивилизованный мир так и живет - по понятиям стыда. Самый богатый миллиардер и крупнейший меценат США живет в скромном доме 1956 года постройки; мэр чудесного города Амстердам живет в общем доме, ездит на работу на обычном, простом велосипеде в общем потоке, и его уютный город для проживания процветает!
     2. С поклонения духам своих предков, восстановления памяти о них, восстановления духовных связей с ними. Отрадно, что уже делается сегодня немало - это огромное количество татар восстанавливают свое шажаре - родословную (помню лет 30 назад, когда мы начинали, как недовольны были в архивах Вятской губернии в Кирове, встречали словами «Чего не уймется вам, татарам, вы только и ходите», но после поняли, что это и немалые деньги.
     Издаются книги по истории своего района, села, рода. Только в Кукморском районе изданы шесть, готовятся еще десятки историй своих сел. Создаются неугомонными энтузиастами в районах, селах, школах отличные добрые музеи. Издали Книгу Памяти своего села о погибших наших сельчан в ВОВ, благодаря этой памяти мы знаем, какие они были красивые, какие песни пели, какие письма, стихи писали с фронта - 168 из 278 мобилизованных погибли, многие без вести пропали. Сотни вдов, сирот - мы знаем их имена. Читая эту книгу, начинаешь представлять всю глубину этой страшной трагедии нашего народа.
     Облагораживаются кладбища, могилы наших отцов и матерей, дедов и бабушек, они становятся все более серьезными, пристойными - многие со светлыми ликами.
     Очень важно не гнаться за дорогостоящими, блестящими снаружи, бездуховными для будущего развития внутри проектами. Они должны быть и толерантными в отношении соседних народов и их верований.
     Я сегодня уже не сторонник строительства монумента в честь памяти защитников Казани, о котором десятилетия мечтали. Наверное, было бы уместным рядом с мечетью Кул Шариф сделать «Могилу неизвестного воина - защитника Казани в 1552 году».

     Зиннур ЗАКИРОВ,
заслуженный врач,
почетный ветеран здравоохранения РТ.
    (Продолжение следует.)


Комментарии (1)
Guest, 11.07.2017 в 16:05

https://www.youtube.com/watch?v=dLtkye1P5dA

Казах Сулейменов жестко показал Путину его историю