Размышления о вере (ч.3)
Жизненным примером может служить судьба татар в Российской империи: после завоевания Казанского ханства в 1552 году татары еще более пяти лет воевали за свою независимость, за свою землю и религию - Отечественная война татар.
И дальше народ не примирился с угнетением: каждые 3 - 5 лет поднимались на восстания, часто под руководством свободных народных мулл, таких как Батырша.
Только умной немке Екатерине Второй удалось загнать татар в «стойло» - организовать в Уфе Оренбургское Духовное управление мусульман, назначая муфтия, соответствующего политике русско-православной империи, обер-прокурором Синода в Санкт-Петербурге. Далее строго назначались в приходы муллы, выдавались им «указы». Она даже разрешила строить каменные мечети - за что мы ее «любим» и «гордимся», называя Эби патша - бабушка царица.
Интересно письмо Н. Ильминского - крестителя татар-мусульман обер-прокурору Победоносцеву с рекомендацией, кого назначить муфтием ДУМ: «…Для нас подходяще было бы, чтобы он в русском разговоре бы путался и краснел, писал бы по-русски с порядочным количеством ошибок, трусил бы не только губернатора, но всякого столоначальника и т.п.», так и назначали муфтия. Только в 1918 году мусульмане сами избрали муфтием великого богослова - философа Ризаэтдина Фахретдина, автора огромного труда в трех томах «Асар».
Дальше отпала необходимость опасаться татар, как говорится, дело техники - один хороший пастух с помощниками с ними справлялся. Скорее по этим соображениям татарам позволили исповедовать не свободолюбивый поэтичный суфизм, более близкий менталитету татар-тюрков, а один из самых реакционных в исламе, как пишут аналитики, - ханафитский мазхаб.
К нашей чести, татарские богословы-философы (не чтецы или знающие наизусть Коран) отличались от арабских и других исламских богословов, оставшихся во многом на уровне старого консервативного мышления, так как наши ученые прошли гуманистическую, толерантную тенгрианскую веру, и у них она сохранилась на генетическом уровне. Они воспринимали ислам как учение развития не только мусульманской уммы, а всего человечества. Эти великие татарские ученые были ненавистны официальным исламским структурам - Курсави за его реформаторские, модернистские взгляды в Багдаде даже приговорили к смертной казни, еле спасся в своей деревне.
Великому ученому богослову-философу, стороннику реформаторства ислама Марджани, запрещали входить в мечети Казани.
И Габдуллу Тукая осмеивали, оклеветали в безбожности за его вольности, за острые его стихи, снимающие маску ханжества с лица некоторых «служителей». Он оставил завещание - зачитать его стихи на похоронах о том, что он богобоязненный мусульманин, его Коран не в мечете, а в его груди!
Загир Бигиев, просветитель, отличный писатель, публицист, автор очень увлекательных и сегодня книг «Тысячи, или Красавица Хадича», «Великие грехи», «Путешествие по Междуречью». Интересен эпизод в его жизни: в Ростове-на-Дону он участвовал в открытой дискуссии с руководителями епархии, где он как знаток ислама очень убедительно доказал преимущества исламского учения, после чего Священным синодом был издан специальный указ о запрете публичных дискуссий с представителями ислама. После пребывания в Бухаре, увидев, что сотворено с исламом, когда каждый ишан считал себя пророком - у каждого мавзолеи и т.д. - ему стало плохо, не хотелось дальше жить.
Зиятдин Камали, мыслитель, просветитель и религиозный деятель, написавший интереснейшую серию книг по философии ислама, лекции по многим наукам, в начале ХХ столетия создал в г. Уфе высшее университетского уровня медресе «Галия» с обучением современным естественным и математическим наукам. Только 28,2% отводилось на преподавание религиозных дисциплин. Здесь начали свою творческую деятельность великие в будущем Г. Ибрагимов, М. Гафури, С. Габаши, Ш. Бабич, С. Кудаш и др. Итогом педагогической и организаторской деятельности З. Камали явилось то, что из 1500 шакирдов, закончивших курс медресе в 1906 - 1919 гг., лишь 35 человек выбрали сан духовного служителя, а остальные посвятили себя общественному, литературному, педагогическому и иным видам активной деятельности. По бесконечным доносам, обыскам, арестам, через давление на попечителей, меценатов было закрыто его медресе «Галия».
Муса Бигиев, всемирно известный выдающийся ученый, богослов-философ, автор более 120 научных трудов по фикху, основам фикха и проблемам фикха (мусульманское право); по тафсирам (толкование) и кораническим наукам; об исламской мысли; по политическим и общественным проблемам; по арабскому, персидскому и тюркскому языкам и литературе; по летоисчислению; по истории религий и др. - только перечисление этих трудов занимает много страниц.
Кроме них известны написанные им 26 объемные научные статьи, найденные в т.ч. турецкими учеными, изданные в России, Стамбуле, Каире. Еще в 1912 году М. Бигиевым был подготовлен «Перевод Корана на татарский язык». Но по доносу реакционных мулл Казани и ДУМЕС обер-прокурору готовый набор книги в типографии Санкт-Петербурга был уничтожен. Среди бесценных его трудов значится и тафсир (комментарии) Корана на арабском языке в 6 томах. Считается, что этот труд не издавался и был оставлен автором в Индии, там последние годы жизни Муса Бигиев изучал санскрит.
Как нам не хватает этой книги, т.к. его комментарии Корана во многом отличаются от традиционных, взять хотя бы:
- о Всемилостивости Аллаха не только мусульманам, а всем людям без ограничения. А сегодня заявляется, что Аллах Всемилостив в земной жизни всем, но после смерти в рай попадут только мусульмане, что меняет в корне великое учение ислама как общечеловеческой религии;
- опровергает понятие вечного ада, доказывая аятами из Корана о Всемилостивости и Милосердности Аллаха;
- анализируя аяты Корана, он доказывает, что мужчина и женщина созданы единовременно, а не женщина из «ребра» мужчины;
- опровергает закрытие лица женщины в исламе - доказывает, что ее ум, язык, глаза, выразительность лица являются достаточной защитой.
И так парадоксально объясняет многое в своих трудах.
Турецкими учеными сегодня проводятся огромные усилия по восстановлению научных трудов (была информация о планах создания института Мусы Бигиева в Анкаре). Также проходила информация, что якобы найдены 2 тома из шести где-то в Каире. Такое увлечение турецких ученых, видимо, объясняется тем, что учение М. Бигиева общечеловеческое, гуманистическое, реформаторское, призывающее к развитию, модернизации ислама. В отличие от арабского оно соответствует ментальности турецкого народа, проходившего тенгрианский этап развития в своей истории, где заложены эти стремления.
Любой народ гордился бы таким великим сыном. Дали бы своему университету его имя, открыли бы научный центр по изучению его наследия и т.д. Правда, его имя в Казани не «забыто» - присвоили его имя одной улочке «Сухой реки» в Авиастроительном.
Сегодня великим турецким исламским богословом-философом является Фатхуллах Гюлен, учение, мировоззрение, философские мысли которого сравниваются с Аристотелем, Сократом, Сенекой. Он является вдохновителем современной системы образования Турции, что за последние десятилетия резко подняло страну.
Тысячи лицеев сегодня открыты и дают отличные результаты по всему миру, вплоть до США. Только татарстанцам это было не позволено - 7 отличных лицеев в Казани и Набережных Челнах были ликвидированы, хотя были строго светские, работали по федеральным стандартам. С большим желанием училось там много и русских детей. Лицеи давали отличное образование: на высоком уровне четыре языка - русский, татарский, английский, турецкий и высококультурное воспитание. Готовили мыслящих, конкурентоспособных граждан для страны.
Есть и отрадные факты: в серии «Антология татарской богословской мысли», подготовленной ученым-богословом к.ф.н. Айдаром Хайрутдиновым, научным редактором Р. Мухаметшиным под руководством Р.С. Хакимова, изданы избранные труды Мусы Джаруллаха Бигиева в трех томах. Низкий поклон им за этот труд и за всю серию «Антологии татарской богословской мысли»!
Также был создан отличный, актуальнейший документальный фильм «И раскололся месяц» с участием Айдара Хайрутдинова о великом богослове-философе Мусе Бигиеве. Жаль, что ТНВ показало его всего раз 10 лет назад.
Зиннур ЗАКИРОВ,
заслуженный врач,
почетный ветеран здравоохранения РТ.
(Продолжение следует.)
а где же восхваления
пророку сибагатуллину?!
или я опять пропустил самое-самое?..
Guest, 10.05.2017 в 21:39
а где же восхваления
пророку сибагатуллину?!
=============================
Обычная тактика русского нацизма:
1) оскорблять и унижать нерусские народы
2) раздувать среди них рознь по любому поводу
3) для этого делать заявления от чужого имени.
Последний прием очень характерен для русских нацистов совковой школы, поскольку ничего умнее этого глупейшего приема они не могут выдумать.
Эби патшу мы любим, а Фетхуллаха Гюлена "любим".