2 марта 2024 г. независимая общественно-политическая газета
Главная Общество Путешествие в Чуфут-Кале
Рубрики
Архив новостей
понвтрсрдчетпятсубвск
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
       

Путешествие в Чуфут-Кале

29 августа 2013 года
Путешествие в Чуфут-Кале

     Наверное, у каждого есть свои места силы, где он набирается как духовных, так и физических сил на долгое время. Для меня таким местом является Украина и Южный берег Крыма, и не только как место моего рождения, духовного взросления и постепенного открытия своих каких-то истин и смыслов, но и как места сакральные для меня, вроде как тот хадж, который обязан совершить каждый уважающий себя мусульманин, так для меня путешествие в Крым – это мой своего рода «хадж» по священным местам, где я могу спокойно обратиться с молитвой, пусть даже с той молитвой, у которой нет слов, а только восторг и восхищение, к солнцу и морю, к величественным горам, к туману и дождю. К развалинам древних городов, к камням далеких цивилизаций, которых в изобилии на священном полуострове Крым. 
      Чуфут-Кале – это самый сохранившийся пещерный город Крыма. Тропа, ведущая в Чуфут-Кале, идет по каменистому плато и пересекает небольшую балку Канлы-Дере, здесь археологи обнаружили стоянку первобытных людей, живших в мустьерскую эпоху – 40 тысяч лет назад. Подумать только, сорок тысяч лет! Путешествие мое напоминает поездку на машине времени, вот сейчас одна из древнейших эпох, а дальше что ждет дальше на дорогах, ведущих в пещерный город? Поднимаемся снова на плато и подходим к крутым обрывистым скалам. Внизу в глубоком ущелье Майрем-Дере (овраг Марии) строение Успенского монастыря, на противоположной стороне следы каменных ступеней, это монахи вырубали их, чтобы спускаться к пещерному храму. А саму церковь они вырубили в толще известняковой скалы. Монастырь здесь был основан в VIII – начале IX в. н.э.
      Здесь скрывались от преследований монахи-иконопочитатели, бежавшие из Византии. Во времена татаро-монгольских нашествий в 1299 году много погибло пещерных монастырей в Крыму, но этот устоял. И позже стал центром Крымской епархии. Но в 1778 году русское правительство добилось переселение отсюда христиан в Приазовье, где они основали город Мариуполь. После ухода христиан монастырь захирел, но в 1850 году снова был открыт как Успенский скит. Во время революций и Гражданской войны в ХХ веке здесь прятались белогвардейцы и другие представители бывшей имперской России. Красноармейцы расправились с ними и закрыли монастырь в 1921 году. Но, как говорится, свято место пусто не бывает. Ведь именно здесь еще с древних времен была явлена чудотворная икона Божьей Матери. Монастырь существовал долгие века, соседствуя с Крымским ханством, и был почитаем не только среди христиан, но и в мусульманской среде. И вот уже в наше время в 1993 году монастырь снова открылся. Это теперь мужской Свято-Успенский монастырь. Заново была отстроена главная церковь монастыря, восстановили и другие монастырские постройки. Мы видели, как монахи и сейчас трудятся здесь, возделывая в горах небольшие огородики, а в самих скалах поставлены ульи, и тут же при монастыре можно купить чудесный горный мед. Рядом святой источник, вода в нем необыкновенно вкусная, и, подкрепившись, мы идем дальше.
      Немного удаляясь в строну от монастыря, ну примерно минут 10 – 15 ходу, мы приближаемся к мавзолею Хаджи-Гирея – основателя Крымского ханства и его сына Менгели-Гирея, по велению которого в 1501 году был построен мавзолей. Он имеет форму восьмигранника с порталом. Гиреи – это династия крымских ханов, которая правила Крымом с начала XV до начала XVIII в.
      Основателем ее как раз и был хан Хаджи I Гирей, мавзолей которого расположен по дороге в Чуфут-Кале. Говорят, что хана этого очень любили в народе и прозвали Мелек (Ангел) за его добрый нрав и справедливость. По одной из версий считается, что династия Гиреев принадлежит к потомкам Чингисхана, а также среди предков хана Гирея эмиры Крымского улуса Золотой Орды. Хаджи Гирей впервые появился в Крыму в 1433 году и вскоре разбил войска генуэзцев. Кстати, в Крыму часто можно услышать о генуэзцах – это выходцы из города Генуя в Италии, он был одним из крупнейших портов Средиземного моря. В начале III века город был покорен Римом, и в римской армии с тех пор генуэзская конница считалась элитой войск. Поэтому победить генуэзцев дорогого стоило, так что хан Гирей действительно был одним из талантливых руководителей войск. Хотя после этой победы на полуострове началась междоусобная борьба и хану Гирею пришлось уйти из Крыма. А появился он снова в Крыму в 1441 году и вскоре стал чеканить монету со своим именем. В 1443 году король Казимир вместе с польско-литовскими панами возвели хана Гирея на трон, и так он стал первым правителем Крыма, перенеся столицу ханства из города Кырым (Старый Крым) в Кырк-Ер или Чуфут-Кале. Структура управления Крымским ханством была заимствована у Золотой Орды. Государственной религией в Крымском ханстве стал ислам. Однако соблюдались и законы Ясы. Государством управлял хан, но велика была и власть дивана (совета). Диван определял размер содержания, которое выделялось на двор и на дворец, рассматривал вопросы о количестве войск и т.д. Ну чем не теперешняя Дума при президенте? В Крымском ханстве, как и вообще на мусульманском Востоке, важное место занимали наука и искусство. В медресе изучали Коран, арабский язык, астрономию, математику. Рядом с мавзолеем Хаджи-Гирея как раз и находится здание медресе Зынджырлы – ««медресе с цепью» (зынджыр – цепь, тюрк.), основанного в 1501 году.
      И снова возвращаюсь к Свято-Успенскому монастырю, чтобы подняться дальше к пещерному городу. После этого проходим мимо кладбища русских воинов, участников обороны Севастополя 1854 – 1855 гг., и кладбища советских воинов, участвовавших в мае 1944 года в освобождении Севастополя. И еще раз я убеждаюсь, настолько же здесь, в Крыму, переплетаются разные исторические события и судьбы. И кажется, на дорогах Крыма можно изучать всю всемирную историю. И вот опять дорога минует средневековое мусульманское кладбище Гази-Мансур. Захоронения здесь проводились с XV до XIX века. И до сих пор сохранились надгробия, выточенные искусными мастерами из известняка. Когда-то здесь находилось текие дервишей – то есть монастырь мусульманских монахов.
      По преданиям текие построил Менгли-Гирей на том месте, где были убиты и похоронены три дервиша: Гази Мансур, Ших Халим и Ших Рамаза. Кстати, история монастыря дервишей, основанного в XV веке, была связана и с судьбой татарского народа, депортированного сталинским режимом из Крыма. Тогда текие уничтожили до основания. Теперь на месте мусульманского монастыря лишь каменные обломки, поросшие травой, вокруг которых гуляют юркие ящерицы. Здесь есть источник святого Азиза, а среди мусульман Крыма особенно сильна вера в целительную силу святой воды. У источника молятся об избавлении от недугов и пороков, люди набирают емкости и увозят домой, чтобы лечить ближних, так и кажется, что святые дервиши незримо присутствуют здесь даже на развалинах текие.
      Вообще место в Чуфут-Кале символично с точки зрения единства мировых религий, ведь скалистая лощина у подножия Чуфут-Кале была прибежищем многих религий. У входа в ущелье прилепился, словно «Ласточкино гнездо», пещерный православный монастырь, а на самой высокой точке горной гряды по другую сторону ущелья видны черепичные скаты двух старинных караимских кенас. Миновав средневековое кладбище Гази-Мансур, поднимаемся к Малым воротам (Кучук-Капу) Чуфут-Кале. Их еще называют Южные или «тайные» ворота (снаружи их не видно). Отсюда начинается путь по древнему городищу. Вокруг многоярусные искусственные пещеры у ворот помещения хозяйственного назначения. И вот мы проходим мимо руин мечети XIV века к мавзолею Джанике-ханум – дочери хана Токтамыша, скончавшейся в 1437 году. Сам мавзолей – образец архитектуры XV века, которую называют «сельджукской». Сельджуки принадлежали к западным тюркам, имя они получили от главного вождя своей Орды Сельджука. Города сельджуков славились своими ремеслами, и архитектура их отличалась искусным орнаментом, позже сельджуки вошли в состав Османской империи.
      Мавзолей Джанике-ханум – восьмигранное сооружение под черепичной крышей, украшенное по ребрам граней резными колоннами, к нему же примыкает покрытый резьбой портал с массивной аркой. В глубине мавзолея на ступенчатой возвышенности видно надгробие, украшенное изящной, словно орнамент, арабской надписью: «Это гробница великой государыни Джанике-ханум, дочери Токтамыш-хана, скончавшейся месяца рамазана 8411 (1437) г. Об этом памятнике сложено немало легенд, по одной из них Джанике-ханум погибла, отважно защищая крепость от врагов, по другой же дочь хана влюбилась в красавца-генуэзца и преследуемая отцом бросилась с места, близ которого похоронена, вниз. Конечно, генуэзцы – парни хоть куда, генуэзцем был и Христофор Колумб – великий мореплаватель и великие живописцы Рубенс и Ван Дейк, и вполне возможно, что ханская дочь могла пожертвовать и жизнью своей ради любви к одному из представителей этого горячего, любвеобильного и талантливого народа. Но как было на самом деле, покрыто завесой тайн, и только мавзолей веками сохраняет память о дочери хана. Под мавзолеем растет дерево миндаль, говорят, если взять его плод с собой на счастье или, загадав желание, съесть, то оно обязательно сбудется. И пусть это не то дерево, которое росло при Джанике-ханум, а очень дальний его потомок, но все-таки, говорят, оно действительно приносит счастье. Дальше идем вдоль северного обрыва и подходим к огромным подвальным помещениям под богатой усадьбой уже XVII века – Чуш-Кобасы (пещера воина). И снова удивляешься, как здесь переплелись и времена, и судьбы. Здесь же начинается самая древняя оборонительная стена города с воротами Орта-Капу (средние ворота).
      Хаджи Гирей, победив владыку Кырк-Оркского ханства Эминек-бея, устраивает здесь свою резиденцию, надеясь на неприступные кручи Кырк-Ор, строит ханский дворец. В крепости сохранились остатки монетного двора Гиреев, где чеканилась серебряная с примесью меди монета с надписью «Кырк-Ор». Крепость укрывала ханов во время муждоусобиц, была надежным убежищем и в период борьбы с Золотой Ордой за самостоятельность. В конце XV века Менгли-Гирей заключил договор с московским князем Иваном III о совместном наступлении на Золотую Орду, а после ее разгрома Крымское ханство усилилось, и крепость Кырк-Ор свое оборонительное значение потеряла. Далее расположился «новый» по тем временам город, где стали селиться караимы. И что это за загадочный народ – караимы? По одной из версий караимы – потомки древнего тюркского племени хазар. Татары считали их евреями, и поэтому пещерный город, где они жили, стали называть Чуфут-Кале, что означает «Иудейская крепость».
      Караимизм как религия возник в Багдаде в VIII веке новой эры. Его основателем был еврейский ортодоксальный учитель Онан бен Давид. Караимы означает «читающие». Они исповедуют консервативную форму иудаизма – в основе их религии Ветхий завет. Люди писания они признают только Тору, отказываясь от Талмуда. Для них ничего не значат также Коран и Евангелие. Они считают, что закон божий совершенен и не нуждается ни в коррекции, ни в прибавлении. Вот мы пришли как раз к караимским кенасам – это молитвенные дома в скалах. Караимы не признают посредников между богом и человеком, и каждый возносит молитвы лично от себя. Мужчины и женщины, как и у евреев, молятся отдельно, для этого есть отдельные входы в храм. Прихожанки молятся на специальном балконе, а дети еще выше, для мужчин место на первом этаже. Сидят караимы на скамьях или располагаются на ковре во время своих молитв. Молятся шепотом, каждый за себя. После богослужения благотворительный завтрак, здесь же нам показывают древний мраморный фонтан для омовения рук перед трапезой.
      Двор ожидания молитвы огражден от мирской суеты белой аркатурой. Посреди ритуального дворика место для жертвоприношения, и здесь совершают курбан – заклание барана. Удивительное переплетение тюркских и иудейских традиций – не правда ли? Чуфут-Кале – город мертвый, здесь давно никто не живет, но, оказывается, караимы продолжают жить в Крыму и исповедуют свою религию, их немного, но они рассеяны по всему миру. И оказывается, что и Анна Павлова – русская балерина, и маршал Малиновский происходили из караимов. Хотя у караимов язык, принадлежащий к тюркской группе, богослужение у них проходит на древнееврейском языке.
      Подъем к Чуфут-Кале оказался совсем нелегким, каменистая тропа делала несколько поворотов, и так мы пришли к южным или малым воротам. По стертым от времени ступеням идем по городу. Тихие узкие улочки с остатками строений заросли кое-где травой. На дороге, проложенной в скальном грунте, выбиты две глубокие колеи, следы колес арб и повозок. И сколько же людей прошло по этим дорогам, думаю я, здесь действительно словно чувствуешь живое дыхание времени, словно становишься соучастником тех далеких событий. И кажется, что и человеку здесь идти трудно, а как же проезжали тяжело груженные арбы? Но экскурсовод рассказывает, что и ныне здесь бывает весело, так как жители близлежащих селений заезжают сюда, привозя для монахов в горном монастыре продукты питания или воду. Еще недавно ездил по этим дорогам старик – ветеран войны, оригинал еще тот! Он ездил на сумасшедшей скорости на мотоцикле с коляской да еще в немецкой каске, где-то раскопал, ведь в Крыму шли бои во время Великой Отечественной, и такие находки не редкость. Так вот, ехал старик по горной узкой каменистой дороге на своем стареньком мотоцикле с коляской, чем повергал в тихий ужас проходящих здесь туристов, и когда они едва оправлялись от шока, как он несется по такой скорости, кстати, еще гремя медалями, что заслуженно получил на войне. Как только он проезжал, то еще одно удивление ожидало туристов, сзади на мотоцикле у него, воробышком прилепившись, сидел пятилетний правнук! Вот уж бесшабашный дед, дед – сорви голова! – возмущались все.
      Вот такие они здесь местные жители. Люди гор. Далее по дороге мы подходим к крепости, где когда-то держали богатых пленников, а чуть дальше монетный двор. И столько здесь всего. Ведь когда-то город жил полной жизнью. Вот колодец Копка-Кую (ведро-колодец) и руины здания уже XIX века., а рядом хорошо сохранившаяся усадьба А.С. Фирковича – ученого, историка, археолога, жившего здесь в конце XIX века. У Фирковича была богатая коллекция старинных книг, рукопись Ветхого завета на арамейском языке. Он доказывал, что караимы жили в Крыму еще до рождества Христова и не участвовали в распятии Спасителя, потому и не должны подвергаться одинаковым с евреями ограничениям. Ученый много написал трудов по истории караимов, много путешествовал, исследовал и собирал древности, и похоронен он здесь же, в Чуфут-Кале на караимском старинном кладбище. Но мы идем дальше по Кеннасской улице мимо молитвенных домов караимов-кенас, осмотрев кенасы, по тропе вдоль обрыва спускаемся в Иософатову долину к древнему караимскому кладбищу. К середине XIX столетия караимы постепенно покидали Чуфут-Кале и рассеялись по Крыму и по другим городам мира. Но еще в 1902 году приезжал в Чуфут-Кале и был радушно принят караимами последний российский царь Николай II. Да, путешествие в Чуфут-Кале оставило незабываемые впечатления, будто за короткое время пути оказался на поворотах истории, будто ощутил ее живой, настоящей, не книжной и скучной, а живой. Словно я сама стала вдруг свидетельницей тех далеких событий, память о которых хранят древние камни таинственного пещерного города Чуфут-Кале, разве можно забыть такое…
 

Елена ЧЕРНЯЕВА.
(Крым – Казань.).


Комментарии (13)
Misharin2006, 02.09.2013 в 15:40

"Во времена татаро-монгольских нашествий в 1299 году много погибло пещерных монастырей в Крыму, но этот устоял."

Что за бред? Это Звезда поволжья или Регнум какой-нибудь???

Guest, 03.09.2013 в 01:24

Не думал писать коммент к этой статье, но руки чешутся (или язык?) и позволю себе реплику.
Леночка с присущим женщинам трепетом нарисовала картину пространства и времени своей малой родины. Всё это вызывает неподдельный интерес у далёкого аборигена северного края. Особенно, если он впервые встречается с этой темой.
Но всё-таки, когда уже хотя бы поверхностно соприкасался с этой областью знания, начинаешь придерживаться какой-то своей точки зрения на неё. Эту точку зрения пару-тройку лет назад я подкорректировал благодаря книге Г.В. Носовского, А. Т.Фоменко "Христос родился в Крыму. Там же умерла Богородица". Именно в главах 4 и 5 авторы дали совершенно новую трактовку истории полуострова в связи биографией прототипа создателя христианства и его матери. Невозможно равнодушно читать повествование авторов о новой интерпретации событий священной биографии, о деталях, которые не принимали во внимание или о которых сознательно умалчивали поколения "традиционных" историков, о красотах природы, например, мыса Фиолент как предполагаемого места рождения Спасителя, пещерах Чуфут-кале, Успенском монастыре, бахчисарайском "Фонтане слёз", истории Джанике-ханым, о караимизме, взаимопереплетённости корней религий, о зловещей роли и проклятии династии Романовых в "послерюриковичской" истории России. Такое щемящее чувство приоткрытой правды о настоящей, украденной у нас истории у меня было до этого только после прочтения книги "Царь славян" тех же авторов.
Не углубляясь в детали, хочется поблагодарить Леночку за интересный очерк, ставший поводом вспомнить новые идеи в интересных книгах.
P.S. Во фразе "...дочери Токтамыш-хана, скончавшейся месяца рамазана 8411 (1437) г. " очевидно должно быть число 841. Такова связь с исламской хиджрой.
Misharin2006, 02.09.2013 в 15:40 "Мягше" надо быть,"мягше"

Misharin2006, 03.09.2013 в 09:47

А чего мягше? Монастыри пользовались поддержкой ордынцев, а не уничтожались, почитайте у Карамзина, например.

Guest, 03.09.2013 в 12:08

Misharin2006, 03.09.2013 в 09:47
"Мягше" в том смысле, что без окриков, навешивания ярлыков, запретов на высказывания, лишения слова и излишней политизации надо попытаться воссоздать подлинную, правдивую историю нашей страны. Для этого нужны коллективные усилия многих общественных деятелей, публицистов и профессионалов. Пока и вы, и уважаемая Е.Ч. излагаете свое мнение, оставаясь на фундаменте "традиционной" европоцентристской версии историографии.

Misharin2006, 03.09.2013 в 14:39

Лижи дальше "мягше" "старшему брату"... В каком месте у меня "европоцентристская версия историографии"???

Misharin2006, 03.09.2013 в 14:41

В Крыму, видимо, благодаря просвещенной Екатерине остались памятники Крымского ханства. В Казани НИЧЕГО АБСОЛЮТНО не осталось. Так кто кого и что уничтожал???????????????

Guest, 03.09.2013 в 15:58

Misharin2006, 03.09.2013 в 14:39,в 14:41
+++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++
Оставляю ваши словесные изыски на вашей совести. В том и проблема, что эмоциональными наскоками вы ничего не добьётесь и никого не убедите. Логику и правильную интерпретацию фактов нахрапом не преодолеешь. Надо вам информационно и психологически подготовиться и привыкнуть к длительным и тягучим дебатам по этой проблематике. Тогда только сформируется соответствующее общественное мнение, а идея овладевшая массами, как говорили классики, становится материальной силой. Тогда и в Казани удастся кое-что сохранить и снова открыть. А уж на земле республики и дальше - тем более. Вы видимо не слишком жалуете последние открытия и трактовки в археологии и истории.

Аналитик, 04.09.2013 в 21:03

Во времена татаро-монгольских нашествий в 1299 году много погибло пещерных монастырей в Крыму, но этот устоял.
=========
Наверное, монголо-татарам нетрудно было погубить много пещерных монастырей в Крыму, хотя бы потому, что их там в XIII веке попросту не было. В подавляющем большинстве крымские монастыри возникли после российской аннексии Крыма в конце XVIII века как опорные пункты русской колонизации на деньги русского правительства.

Guest, 05.09.2013 в 06:53

Насчет монастырей. Рядом в сутках плавания был Константинополь. Крым был под влиянием византийцев и конечно там христианство пришло раньше, чем в Киев.

Guest, 05.09.2013 в 06:55

Греки там селились задолго до византийцев.Даже Путин там амфоры нашел.

Guest, 05.09.2013 в 15:55

Guest, 05.09.2013 в 06:55
Ваш юмор - в зачёт. А византийцы и есть греки.

Guest, 05.09.2013 в 17:52

Визинтийцы - не греки. Византийцы это тогдашние "россияне". То есть сборная солянка - имперский народ. Государственный язык был греческий. А если брать национальный состав, то Юстиниан, например, был иллирийцем, Нарсес - армянином, а Велизарий и вовсе - Ахтунг Дойчланд! - германцем.

Guest, 05.09.2013 в 22:06

Да, византийцы имперский народ с государственным греческим языком. Но вот были ли вообще "античные" греки, которых мы "проходили" в школе или вузе, да которые ещё селились в Крыму - большой вопрос в свете современных дискуссий и новых гипотез.