Путь татар к политической нации
Urbi et orbi
Единственный путь, который может повести татарское общество в желаемое будущее – формирование у нас гражданского общества. Реализация же этого сценария весьма трудна и не только из-за общей ситуации в России. В татарском случае сложности возникают также из-за проживания 70% татарских масс за пределами Татарстана, к тому же с крайне дисперсным расселением, когда в каждом субъекте РФ, не говоря уже о зарубежных странах, где татар также много, свои особенности, которые нашим соотечественникам приходится учитывать.
По большому счету ясно, что вначале надо хотя бы в рамках республики создать влиятельное общественное движение, способное стать внутренней оппозицией нынешнему руководящему слою в Татарстане. Только в этом случае удастся продвинуть национальные дела и в масштабах всей РФ. Так было, как известно, в конце 1980-х годов, когда национальная оппозиция боролась с Татарским обкомом КПСС, очень далеким от учета подлинных интересов татарского народа.
Но в реальности опыт 1980-х годах не удастся повторить один к одному потому, что теперешняя обстановка как в республике, так и в стране в целом радикально отличается от прошлых лет, и трезвые аналитики должны это учитывать. Что я в данном случае имею в виду? Во-первых, кроме фундаментальных различий социально-экономического и политического характера (в конце ХХ в. мы имели хотя и сильно размытое, но социалистическое общество при ведущей роли КПСС, тогда как сейчас на дворе капитализм, правда, сохранилось господство клона КПСС «Единой России»), произошли коренные изменения в ориентациях и психологии народа. Если сказать обобщенно, то общество сегментировалось, формировалась ситуация крайней индивидуализации людей, невиданно выросло недоверие к любым политическим и общественным структурам, к идеям, выдвигаемым ими, большинство населения, не в последнюю очередь в результате господства «нефтяной» экономики как в России в целом, так и в Татарстане в частности, стало ориентироваться на ценности потребительского общества. Во-вторых, благодаря выраженному очень резко социальному расслоению единство интересов в обществе исчезло: богатые россияне (как и татарстанцы) научились смотреть свысока на своих малосостоятельных сограждан, коих большинство, в том числе и оно включает много высокообразованных людей, а те, в свою очередь, на разбогатевших далеко не праведными путями нуворишей реагируют негативно, что, естественно, не способствует социальной консолидации. Надо в этом случае учесть, что в Татарстане социально-классовое расслоение, быть может, будет даже покруче, чем в России в целом. Так что у нас в рассматриваемом плане ситуация выглядит еще хуже.
Понятно, что в таких условиях поднять массы на новую «битву» во имя общенациональных интересов чрезвычайно сложно. Но, несмотря на отмеченное выше, положение мне не кажется безвыходным, ибо у татарского общества сохраняются некоторые общие ключевые задачи по совершенствованию собственной «высокой» (общенациональной) культуры, затрагивающие всех наших соотечественников без исключения. А вот сделать это без глубоких политических реформ в направлении демократизации общества и создания новой институциональной среды нельзя.
Дело в том, что все отмеченные уже ранее недостатки современной национальной культуры татар в широком смысле слова, приводящие в целом к общей слабости татарского сообщества, напрямую зависят от современного уровня демократизации российского общества, что можно было бы показать конкретно при детальном анализе нынешнего состояния этнокультуры. Но это в мою задачу не входит, тем более что такое рассмотрение потребовало бы слишком больших усилий. Поэтому я ограничусь одним конкретным примером, позволяющим проиллюстрировать сказанное, а именно, обращением к состоянию в республике фундаментальных гуманитарных исследований, проводимых в рамках АН РТ.
Несмотря на привычное в этом учреждении регулярное восхваление академическим сообществом самого себя (последний «парад» был совсем недавно в ходе очередного общего собрания республиканской Академии наук), ситуация там очень далека от радужных картинок, рисуемых академическим начальством. Просто из-за отсутствия независимого аудита качественного уровня содержания пишущихся трудов реальное состояние дел там не становится достоянием общественности. Однако для тех, кто способен сравнить зарубежные исследования по политологии, социологии и истории татарского населения и Татарстана с теми работами, которые по этим же направлениям пишутся в институтах АН РТ, сказанное вполне очевидно. И такое положение, когда начинаешь разбирать его конкретно, оказывается связанным не только с уровнем финансирования НИР, но и с господством в местной Академии наук несменяемых «бессмертных» - академиков, уже не способных ни выработать, ни воплотить в жизнь новую научную политику, отличную от давно уже отживших себя старых советских традиций академической науки, благодаря академикам–старцам, все еще воспроизводящимся в этом учреждении.
Да и характерное для институтов АН РТ полное отсутствие демократии при решении всего комплекса внутренних проблем объясняется указанной выше общей ситуацией. В итоге, несмотря на все усилия академического начальства делать хорошую мину при плохой игре, гуманитарные исследования в АН РТ неуклонно движутся к упадку, и весьма скоро это станет известно всем. В принципе с такой фундаментальной гуманитарной наукой, как у нас сегодня, в цивилизованном мире нам делать нечего, поэтому никакое экономическое благополучие, если оно и наступит – а до этого еще очень далеко – нас не спасет.
То, что я хочу подчеркнуть в данном случае, это наличие у татар как национальной общности острейшей внутренней потребности в дальнейшем развитии своей «высокой» культуры. Без этого нам современной нацией не стать. А такое развитие возможно лишь при переходе к демократической модели общественного устройства. Именно поэтому у татар есть повышенная склонность к демократизации общественной жизни. И вообще, исторически в России татары добивались реальных успехов только в период демократического подъема. Так же обстоит дело и сейчас.
По моим многочисленным наблюдениям (как член бюро исполкома ВКТ езжу очень часто) в татарском обществе сейчас накоплен значительный реформаторский и демократический потенциал, в том числе достаточно много мыслящих по-новому людей и среди состоятельных соотечественников. Но организационного ядра, способного эти силы объединить во имя достижения общенациональных целей, в республике нет, как и в России в целом. Для способных мыслить понятно, что руководство республики не справилось с задачей формирования такой структуры. Это факт. Причина весьма проста: пока Татарстан находится под пятой «Единой России» – если судить о ней по ее делам, глубоко враждебной народам страны силы – другого результата и быть не может. В таких условиях вряд ли из нашей республики поступит импульс к формированию той силы, которая могла бы действительно заняться решением наших бесконечных национальных проблем.
Тогда откуда же она появится?
Дамир ИСХАКОВ,
доктор исторических наук.
(Продолжение. Начало №№19, 20 и 24.)
"Несмотря на привычное в этом учреждении регулярное восхваление академическим сообществом самого себя (последний «парад» был совсем недавно в ходе очередного общего собрания республиканской Академии наук), ситуация там очень далека от радужных картинок, рисуемых академическим начальством."
Уже во времена Пушкина "в академии наук заседает князь Дундук". Институт оплачиваемых академиков и член-корров не может быть улучшен, в принципе. Его нужно распустить, заменить его на регулярно переизбираемый совет экспертов. При избрании в этот совет должны учитываться такие объективные показатели, как цитируемость публикаций, импакт-фактор публикаций, индекс Хирша,...
«Трудно найти черную кошку в темной комнате, особенно если ее там нет».
"Единственный путь, который может повести татарское общество в желаемое будущее – формирование у нас гражданского общества."
Не надо лукавить, Исхаков. Вы прекрасно понимаете, что НАСТОЯЩИЙ единственный путь не только для сохранения, но и для развития татар это наличие собственного национального государства. Без него НИЧЕГО не сделать. Только собственное государство может стоять на страже не только "высокой" культуры, но и основ жизни народа. А поскольку на данном этапе это невозможно - чего же дудеть в дуду "демократического развития" России? Это развитие не для вас, а для "белых" людей.
Вообще, вам, как историку надо знать, что увлечение татар "прогрессивными" идеями метрополии заканчивалось весьма печально для них. Вспомнить хотя бы судьбу без сомнения выдающегося Султан-Галиева. А вот встань он(а с ним и тысячи активных татарских патриотов тех лет) на позицию Гаяза Исхаки - так может и история нашего народа пошла бы по другому.
"Единственный путь, который может повести татарское общество в желаемое будущее – формирование у нас гражданского общества."
Этот тезис автора верный. Кстати, он не исключает и возможности, национального государства. Основная проблема сегодняшнего дня - татарское национальное движение, впрочем и как остальные оппозиционные чекисткой хунте движения, находится в примитивной, отсталой форме. Появилось оно во времена перестройки, во многом под контролем КГБ. Ему была придана изначально религиозно примитивная форма, с сильными антизападными чертами.
Татары вовсе не так религиозно примитивны, какими их пытаются представить. Общий враг всей России, в частности и татар, - московский империализм. У татар нет оснований ненавидеть современный Запад, являющийся дитем Гуманизма, Реформации и Просвещения. Более того, начавшаяся "арабская весна", есть ничто иное, как повторная попытка провести в исламском мире Реформацию, Просвещение и Гуманизм.
Первая попытка, кончившаяся неудачно, была в Самарканде в эпоху Улугбека в первой половине 15 века, существенно раньше, чем в Западной Европе. Первый "блин вышел комом". "Второй блин" удался в Западной Европе.
Кстати, гражданскую войну в Золотой Орде второй половины 14 века и первой половины 15 века следует, на мой взгляд, рассматривать именно как попытку провести Реформацию, к сожалению, неудачную. В пожарище этой войны сгорела Золотая Орда, затем и вся исламская цивилизация начала систематически отставать от Западной Европы.
На евразийском пространстве, после пожарища гражданской войны, разросся исторический византийский сорняк: вечно встающая с колен, вертикально крепостническая Московия.
Европейская культура, несколько позднее привитая Петром была не более чем показухой, попыткой выглядеть по-европейски, нежели быть Европой. И не Европа изнасиловала Русь культурой и цивилизацией , а сами русские в приступе русского садомазохизма. Даже скорее культура и цивилизация были изнасилованы и извращены в России. Коммунизм прививался в России также как и реформы Петра в свое время – против воли, без участия самого народа, во многом ради показухи.
Так кто против тезиса о гражданском обществе? Если он сработает на благо татар, только рады будем. Вопрос такой - гражданское общество у татар или в целом у расеян? Давйте не будем лукавить или обманываться, будущее гражданское общество РФ априори, как и в любом государстве, заточено под размывание идентичности национальных групп. Не будет в таком обществе высокой татарской культуры, потому что она мешает развитию основной культуры. Сравнительно мирно ужиться разным культурам можно в империи, что сложно представить наличие гражданском обществе в такой стране.
И кто из власти просто так будет безучастно взирать на развитие потенциально опасного соперника в лице национального гражданского общества? В любом виде это все равно сепаратизм. Будут давить, душить, шельмовать. Что мы можем противопоставить этому? Откровенно - ничего. Национальное движение слабо по понятным причинам. Главная из них - идея национализма свое изжила, в ней отсутствует сила воли народа к независимости. К тому же нет ни одного союзника в этой борьбе. Может ситуация и изменится со временем, когда татарский интерес к суверенности разделит какой-нибудь игрок на планете, но будет ли это и когда неизвестно.
Единственно что сейчас может татарам помочь в противостоянии с Москвой за свои интересы - это консолидированная фронда мусульман России. Тут и союзников предостаточно в мире. Надо этим научиться пользоваться и уметь влиять на власть. Главное что в этом есть, так это практически безграничная сила воли заключенная в идее ислама. Защитим ислам в России, значит защитим свою этническую идентичность. Исламу не противоречит национальная культура - это я для тех, кто путает национализм и нацкультуру.