2 марта 2024 г. независимая общественно-политическая газета
Главная Общество Путь к политической нации
Рубрики
Архив новостей
понвтрсрдчетпятсубвск
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
       

Путь к политической нации

27 июля 2012 года
Путь к политической нации

Urbi et orbi

     До того как перейти к разбору фундаментального вопроса о новом общественном объединении, способном татарские проблемы решить на качественно ином уровне, чем сейчас, надо сделать одно отступление.
      Несмотря на то что в России наметился постепенный переход к многопартийности – разумеется, это произойдет не так быстро, и ясно, что правящие российские элиты сделают все, чтобы их конкуренты не усилились – татарское сообщество должным образом не реагирует на эту ситуацию, способную коренным образом перекроить политическое пространство страны. Кроме того, в такой динамике для татар, за исключением Татарстана и Башкортостана, достаточно малочисленных, чтобы одним отстаивать свои национальные интересы, скрывается величайшая опасность быть «растащенными» между разными политическими силами, преследующими свои собственные цели, а отнюдь не наши интересы. В данных условиях для татарского общества особенно важно сохранение своего единства, но не за счет бесконечного следования за «партией власти», тем более не ясно, какая из партий (а их может быть и несколько) в будущем займет центральное положение, а за счет создания такой общенациональной организации, которая будет способна выстроить из татар политическую нацию, способную действовать в современных условиях как самостоятельная политическая сила (примеров много – это и Польский конгресс в США, и украинские объединения в Канаде и т.д.). Создание такой организации не означает, что татарская нация не будет участвовать в политических баталиях – наоборот, именно наличие такого объединения позволяет входить в разного рода соглашения с другими политическими группами в целях реализации своих собственных интересов, а не интересов чужого дяди.
      Лучше всего было бы, конечно, начинать не с пустого места, а с соответствующей реорганизации существующих уже общенациональных организаций. С этой точки зрения, если не рассматривать переживающий длительный период упадка Всетатарский общественный центр (ВТОЦ), ставшие уже экзотическими Милли меджлис и так называемые группы «в изгнании», к интересным для выстраивания дальнейших шагов общенациональным организациям можно отнести лишь действующую в рамках РФ Федеральную национально-культурную автономию татар (ФНКАТ) и имеющий международный характер Всемирный конгресс татар (ВКТ).
      Однако с реформированием ФНКАТ и ВКТ не все так просто.
      Первый из них, в последние годы переставший фактически существовать как сколько-нибудь заметная на общероссийском общественно-политическом поле организация, вряд ли даже в случае попытки ее реанимации сможет быть ключевым звеном в продвижении общенациональных дел. Во-первых, из-за особенностей российского законодательства о национально-культурных автономиях изначально все НКА народов РФ были поставлены в стране в прямую зависимость от вертикали власти. По татарским организациям, например, можно привести ряд примеров, как региональные НКА превращаются в игрушку в опытных руках местных властей, никак не отстаивая национальные интересы. Во-вторых, несмотря на то что большинство региональных татарских НКА вполне дееспособны, их федеральная структура сейчас ни на что не годна, поэтому возиться с ней с целью приведения ее в божеский вид себе же дороже.
      С ВКТ свои проблемы. Прежде всего он является на деле всего лишь союзом около 400 разнородных (от местных конгрессов и региональных НКА до культурных и иных обществ) национальных организаций, собирающихся в г. Казани путем делегирования своих представителей один раз в 5 лет на съезд, проходящий под эгидой политического руководства Татарстана. Из-за особенностей формирования ВКТ не имеет четко выстроенных единообразных подразделений не только в большинстве регионов РФ, но и в самом Татарстане – его республиканские отделения, существующие больше на бумаге, обычно из летаргического сна просыпаются только для выборов делегатов на очередной съезд ВКТ, но и то по команде сверху. Наконец, согласно уставным документам этой организации, ей предписывается нахождение в постоянных дружественных отношениях со всеми властными органами. Хотя иногда в реальной жизни этот принцип и нарушается (бывает, что для отстаивания татарских интересов приходится входить с региональными органами власти в легкий клинч), это случается весьма редко. Если еще учесть, что исполнительный орган ВКТ находится в г. Казани под постоянным контролем руководства Татарстана и фактически им финансово поддерживается, то возможность его перестройки с тем, чтобы эта организация приобрела иное измерение, не так велика. Тем не менее такое преобразование ВКТ возможно, о чем далее еще будет сказано.
      Таким образом, выбор не очень большой. Разумеется, при наличии у руководства республики соответствующей политической воли придумать приемлемый вариант выхода из этой ситуации, кажущейся безвыходной, было бы можно.
      Реальных вариантов организационных изменений, могущих в конце концов привести к созданию новых или обновленных общенациональных структур, способных в итоге заняться превращением татар в политическую нацию, не так много.
      Одна оговорка. В существующих условиях, конечно, было бы логично выстроить такую всетатарскую организацию, которая бы имела более выраженный общественно-политический характер. Но превратить ее в национальную партию оказалось бы все равно невозможно – подобные объединения запрещены российским законодательством. К тому же создание аналогичных структур требует серьезных финансов и хотя бы минимального содействия республиканских властей. Ни того, ни другого в ближайшей перспективе не предвидится. Если бы политическое руководство Татарстана имело более широкий кругозор и лучшее понимание происходящего, а национальный бизнес был более дееспособным, ситуация имела бы иной характер…
      Но в политической аналитике приходится исходить не из розовых мечтаний, а из жестких реалий. Поэтому я считаю, что для того, чтобы татары опять возобновили свой прерванный путь к превращению в политическую нацию, надо найти практически реализуемые в настоящих условиях, сценарии действия. На мой взгляд, их можно предложить всего два. И татарской общественности надо бы приложить максимум усилий, чтобы это дело двинулось с места. Предупреждаю: может получиться не все, но важно начать эти изменения с тем, чтобы наконец-то выйти из сильно затянувшегося состояния «подмороженности».
      Первый сценарий, который на практике можно реализовать достаточно быстро, это создание через Интернет виртуальной общенациональной структуры. Для претворения в жизнь такого проекта в Интернете вначале следует провести серьезную дискуссию, обсудив широкий круг проблем, связанных с дальнейшим продвижением национальных дел, в том числе и отдельно рассмотрев организационные аспекты национальной жизни. В итоге получится то, что сейчас называют модным термином «краудсорсинг» (от англ. «crowd» – толпа). Кроме мнения «толпы» в ходе такого обсуждения мы не только узнаем и много интересного о представлениях сидящих сейчас в Интернете «продвинутых» наших сородичей, а также, естественно, создадим новую внутринациональную сеть виртуальных связей. Получится, конечно, не партия, но ничуть не хуже того, что обещал слепить, например, г-н Прохоров. А из самого процесса дискуссий и из анализа их содержания может выкристаллизоваться идеолого-управленческая группа виртуально выстраиваемого общенационального объединения. При хорошей поддержке сетевых связей эта структура вполне может играть и политическую роль, в том числе и через поддержку того или иного кандидата (в зависимости от его обязательств по учету татарских интересов) в ходе предстоящих выборов разного уровня.
      На самом деле выстроенное как виртуальное образование национальное «тело» татар при грамотном подходе способно приобрести гораздо более важное значение. Но это уже вопрос для обсуждения в узком кругу посвященных.
      Несмотря на некоторый скепсис, который я высказал по поводу возможных преобразований ВКТ, не стоит с ходу отбрасывать и этот второй сценарий. При этом следует иметь в виду, что придуманный в 1992 г. политической элитой республики как альтернатива тогдашнему Милли меджлису проект ВКТ готовился в спешке и с тех пор, несмотря на то что жизнь сильно изменилась, он ни разу не пересматривался. Так как мне начиная с 2002 года довольно долго пришлось входить в руководящее ядро исполкома ВКТ, все достоинства и недостатки этой организации я знаю очень хорошо, и если говорить о ее реформировании, то следует признать – это возможно только при передаче госорганам тех явно государственных полномочий, которые наше родное правительство по непонятной причине возложило на общественную организацию в лице ВКТ. Речь идет как об образовательных делах, так и о многом другом (сабантуи, фольклорные фестивали и даже экономические вопросы и т.д.). Но на самом деле вся эта деятельность может осуществляться и конкретными республиканскими ведомствами, однако, при соответствующей их координации. Вот для этого и можно было бы создать в составе Кабинета министров РТ специальный орган (министерство или управление), призванный заниматься делами татарского населения, проживающего за пределами Татарстана (по примеру израильского министерства по делам диаспор). В бюджете на финансирование этого направления тогда пришлось бы предусмотреть определенные средства, что гораздо лучше, чем поддержка татарской диаспоры как некоей подпольной организации. Законодательных преград в рамках РФ для этого, по-видимому, нет. И наша Конституция (статья 14) позволяет идти таким путем, и Договор 2007 г., являющийся федеральным законом, способствуют реализации указанного шага. Если реализовать данный сценарий, возникает возможность полной «перезагрузки» института ВКТ, когда он перестает заниматься бесчисленными мелкими татарскими проблемами – пусть ими займутся чиновники – переключившись на жизненно важные общенациональные задачи, обеспечивающие действительное продвижение татарской нации. Именно в этом случае ВКТ мог бы стать ядром формирующейся татарской политической нации. Правда, при таком реформировании института ВКТ в его деятельности ключевое значение приобретает информационно-аналитическое составное, что требует и соответствующего финансового и кадрового сопровождения. То есть ВКТ, его исполнительные органы должны будут иметь другой состав и по-другому работать.
      Оба обрисованных выше сценария в принципе не противоречат друг другу, при разумном подходе взаимно даже дополняясь. А Татарстан, где будет действовать эта структура, сможет приобрести новые возможности.
      Понятно, что интернет-проект может быть реализован и без отмашки сверху, чего не скажешь о преобразованиях, связанных с ВКТ.
      В данном случае моей задачей было предложить варианты возможных преобразований, а что будет в реальной жизни – покажет будущее. Но не будем забывать, что очередной съезд ВКТ уже близок (он назначен на декабрь 2012 г.). Между тем, что весьма прискорбно, особого ажиотажа по поводу содержательных проблем, которые должны быть вынесены на этот единственный общетатарский курултай, не видно. Наши СМИ тоже молчат. Хотелось бы надеяться, что эта публикация подтолкнет дискуссии вокруг тех вопросов, о которых говорилось в настоящей статье. А если нет, то что поделаешь, как было сказано еще в начале данной публикации, тогда она останется еще одним опытом участия ее автора в интеллектуальном ристалище. Занятие небесполезное для тех, кто не разучился размышлять.
 

Дамир ИСХАКОВ,
доктор исторических наук.


Комментарии (2)
Гаяр, 01.08.2012 в 10:26

Не стоило бы выделять интернет-проект как самостоятельную, значимую силу. Имея, многолетний опыт общения в татарском интернете могу констатировать, что единого органа создать не получилось. Каждый ресурс имеет своего хозяина, а тот, понятно, имеет свои представления. Поэтому интернет можно рассматривать, только как эффективный инструмент.

Конечно, единый интернет-проект очень нужен, но он должен быть создан и работать в рамках общетатарской организации. Замечу, что может существовать несколько общетатарских организаций и, следовательно, интернет-проектов. К сожалению руководители существующих организаций далеки от Интернета и неспособны сформулировать цели и задачи такой системы. То есть для реализации интернет-проектов необходимо внедрение в руководство людей, также разбирающихся и в коммуникационных проблемах.

Второй болезнью существующих общетатарских организаций является их нацеленность на Татарстан и слабое владение проблемами татар вне Татарстана. То есть события, происходящие в татарском мире имеют недостаточный отклик в этих организациях и в Татарстане. А это касается 3/4 татар! Например, ФНКАТ и ее председатель из Татарстана, где нет ни одной татарской автономии.

Таким образом, нужна самая обычная организация, которой может стать одна из трех перечисленных в статье или лучше - все три, но каждая в своей сфере, пересекающейся с остальными.

Характерным отличием должно стать помимо усиления информационных возможностей также распределение ресурсов и руководства по татарским территориям, возможно путем образования филиалов или бюро. И здесь может служить примером довольно успешная деятельность радио "Азатлык".

Ваш Гость, 06.09.2012 в 11:35

Чего стоит только одна фраза автора статьи - весьма прискорбно NETCAT_SMILE_SAD