Протокол
За последние несколько недель в России было много новостей того сорта, который характерен для автократий: отставки и назначения, перестановки таинственных людей и часто безвестных имен, пишет в «The New Yorker» журналистка Маша Гессен. В том числе Путин назначил нового главу президентской администрации - Антона Вайно.
«Как и большинство тех, кто правит Россией, Вайно оставил мало следов в публичном пространстве, за исключением того, что написал несколько статей и как минимум одну книгу. Они странные, а теперь, когда их автор сделался одним из самых могущественных людей в России, наводят страх», - говорится в статье.
В 2012 году Вайно опубликовал в российском научном журнале статью «Капитализация будущего». «По-видимому, в тексте предлагается новый термин для обозначения пространственно-временного континуума. Это термин «протокол». По случайному совпадению, первая работа Вайно в администрации Путина в 2002 - 2007 годах была в службе протокола», - пишет Гессен, предполагая, что там Вайно почерпнул идею для своей статьи - для таблицы «Модель протокола формирования соотношения пространства и времени», похожей на лабиринт. В статье также описано устройство «нооскоп», которое, по-видимому, осматривает ноосферу.
Вайно также соавтор книги «Образ победы», пишет Гессен. По ее мнению, в книге содержится «рецепт глобального господства», а ее основная мысль - абсолютный триумф благодаря применению тактики самбо во всем, особенно в экономике. Гессен напоминает: Владимир Путин в детстве успешно занимался самбо до того, как переключился на дзюдо. «Похоже, Вайно импонирует принцип самбо, состоящий в том, что удар надо наносить в самый неожиданный для противника момент», - говорится в статье.
Из букв фамилии «Вайно» можно составить слово «война». Блогеры вопрошают: «Что, если Путин посылает такой сигнал? Будет ли война?». Гессен комментирует: «В обычных обстоятельствах это не стоило бы упоминания, но в эру нооскопа все вещи, похоже, обретают значение».
«На деле война уже идет. Пока то, что осталось от российских СМИ, поглощено темой кадровых перестановок, а прочий мир завороженно наблюдает за зрелищем кампании Трампа, Россия нагнетает напряженность и накал боевых действий на Украине», - говорится в статье.
Зачем Путину кадровые перестановки? - вопрошает Гессен. По ее мнению, лучшее объяснение дала Ханна Арендт более 50 лет назад, написав, что сталинские партийные чистки были «инструментом в целях перманентной нестабильности», а состояние нестабильности - мощнейшим инструментом контроля. «Лучший способ заручиться способностью наносить удары в самый неожиданный момент - это хаотично смешать любые ожидания. Возможно, потому-то «Протокол» Вайно превращает пространственно-временной континуум в лабиринт. А может, для этого служит нооскоп», - заключает Гессен.
(«The New Yorker».)