Правильный Бог (ч.2)
Интервью с депутатом Государственной думы, членом-корреспондентом Академии наук Татарстана, бывшим министром сельского хозяйства Татарстана Фатихом Сибагатуллиным, как всегда, вызвало большой интерес читателей. Особенно его рассуждения о том, что через 200 лет тенгреизм будет основной религией человечества и что тенгреизм – более правильная религия для татар. Некоторые читатели считают, что с точки зрения ислама Сибагатуллин не прав, что как раз ислам – гораздо более правильная религия для татар. С нетерпением ожидают книгу мемуаров Фатиха Сибагатуллина, он много знает о современном Татарстане, опыт у него колоссальный. Например, такой факт – еще 20 лет назад Сибагатуллин утверждал, что Рустам Минниханов обязательно будет президентом Татарстана. Это было неожиданно. Продолжаем интервью с ним:
– Когда я был руководителем Мамадыша, ко мне приезжали Ельцин с Шаймиевым. Ельцин Шаймиева очень уважал и советовался с ним. Я был очевидцем некоторых их разговоров. Нужно подчеркнуть – Шаймиев сохранил целостность России. Главные качества Шаймиева – он очень любил родителей. Когда у меня мать умерла, он меня утешал, знал, что мама для меня была всем. Он мне говорил: «Вот я уже старик, как мне не хватает мамы. Жалею до сих пор, что из-за занятости в последнее время не мог к ней часто приезжать. А ты счастливый человек, часто в последние годы с мамой виделся». Часто рассказывал с восхищением об отце. Отец у него был председателем колхоза и в военные году спас людей от голодной смерти. Мать работала жницей на полях. Конечно, все были голодные. Жницы обычно приносили с собой немного зерна для голодных детей, какие-то граммы. На трудодни почти ничего не давали, работали за «палочки». А в то время за 400 граммов на три года сажали. Раз в неделю в деревню приезжает неожиданно уполномоченный из МГБ, делает обыски у людей, когда они с поля идут. Встречает около деревни. Мама Шаймиева шла обычно на сто метров впереди как жена председателя. Все видят, если у нее серп на правом плече, можно идти спокойно, если муж ей дает знак, приехал уполномоченный из МГБ, она кладет серп на левое плечо и всех колхозниц предупреждает. Они зерно оставляют и дальше идут, их везде щупают – ничего нет. Такая суровая жизнь была. Любит Шаймиев беззаветно отца, мать и родную землю, Татарстан и народ.
– Ночь перед референдумом в Татарстане, Шаймиев говорил, что это была самая трудная ночь в его жизни, он готовился к аресту, его прокурор предупредил о персональной ответственности, войска стояли на границе с Татарстаном.
– У него очень трудный момент был и связанный с ГКЧП. Тогда все его разговоры записывались. У него много было тяжелых ночей. Думаете, у него жизнь была сахарной? Думаете, работа президента – сахар? Все на нервах. Спокойных ночей у него в первые годы президентства практически не было. Сейчас он нормально себя чувствует. Недавно встречались. Я его спрашиваю: 25 лет назад все говорили, Минтимер Шарипович, что вы очень плохо себя чувствуете, что здоровье слабое, что долго не сможете быть руководителем Татарстана. А ты оказался здоровее всех и сейчас цветешь и пахнешь, и дай Аллах тебе до 100 лет дожить таким же бодрым. Мы расхохотались. По-татарски это складно звучит. Он не «долгоживущий», а «крепкий». Татарский язык очень богатый, мягкий, русский слишком прямолинейный.
– То есть Шаймиев сегодня находится в состоянии гармонии с самим собой, он доволен проделанным?
– Да. Я, работая министром сельского хозяйства, вставал в пять часов утра и даже полпятого. С 12 лет я 40 лет вставал в четыре утра. В бассейне суворовского училища проплывал два километра и затем в половине седьмого уже был в кабинете министра в Кремле. И он тоже стал плавать. Тогда Захаров построил в Сбербанке плавательный бассейн, у Шаймиева один километр в день была норма. Один раз он нам с гордостью сказал: в год 385 километров проплыл.
– Получается, вы больше плавали?
– Я моложе на 13 лет. В общем, книгу хочу написать интересную, чтобы люди не отрываясь читали.
– Все книги о Шаймиеве писали до сих пор люди, которые близко его не знали.
– У Шаймиева есть черта – огромное, не показное человеколюбие. Когда стал начальником, молодым, практически никого не наказывал. Он только повышал их. Все его оппоненты пошли на повышение – Газизуллин стал министром России, Галимов – генерал-полковник, даже Алтынбаев в Москве. А за такие действия он должен по аппаратной логике их стереть в порошок, искоренить.
– Путч глав будет в вашей книге описываться?
– Конечно, опишу. Мы тогда из глав двое с Хамадеевым остались, которых не посетили Халяф Низамов с Галимовым. Они побоялись к нам приехать. Они нас объехали, поехали дальше в Альметьевск.
– То есть там было очень опасная ситуация для Шаймиева?
– Очень сильно помог тогда Камиль Исхаков. Тогда с Мухаметшиным мы были родственники, сватья, и я стоял у урны, смотрел, как голосуют депутаты, переживал за Шаймиева. Например, Галеев, руководитель Татнефти, голосовал за Мухаметшина против Алтынбаева, он показал мне свой бюллетень. Вся история Татарстана могла бы повернуться в другую сторону. Татарстан мог сильно ослабнуть, если бы сместили Шаймиева. Мы прошли по острию бритвы. У Шаймиева, считаю, два ангела-хранителя за плечами, у меня один, а у него два. Поэтому он такой мудрый.
– Скажите, мог бы Шаймиев стать вице-президентом России? Татарин вице-президент России – это возможно?
– Я самого института вице-президентства не признаю. Этого нет же во Франции. У нас двух царей быть не может. У нас единоначалие. Вице-президент в России – бесправный помощник.
– Вот был бы Дмитрий Медведев у Путина вице-президентом.
– Медведев не хочет быть вице-президентом, он знает, что это генерал без солдат. У нас в Татарстане вице-президентом был Василий Лихачев. И то возникли структурные разногласия. Это неизбежно.
– Спасибо за интервью. Ждем новую книгу о Шаймиеве и поздравляем с выходом очередной исторической книги. Желаем вам выдвинуться в будущем году на Тукаевскую премию и получить ее.
Беседовал
Рашит АХМЕТОВ.
вася лихачев.
Фатих Саубанович -умный человек, но философия и религия это не самые его сильные стороны. Ему надо делать ставку на конкретные факты и умные мысли, а не на общие рассуждения.
не фатыху,а мастеровым,кот.пишут книжки
сибагатуллы.
Сибгатуллин был министром сельского хозяйства Татарии и лучше бы рассказал, почему Татария всегда была самым голодным регионом России. Что касается его высказывания, что Шаймиев сохранил целостность России, то это просто смешно. Целостность России сохранил Путин, а Ельцин и Шаймиев вели ее к развалу.
Через 200 лет все в Европе и Азии будут либо атеисты либо буддисты.
А будет ли сама Европа?
Мусульмане все будут в Европе и носить хиджаб.Президент России будет мусульманин.
Человек не может без религии. Любой крупный ученый, художник, писатель и т. д. религиозен.
..человек не может без религии.любой куруппный..
или прикидаваится для камуфляжа.
тот же крупный сибагагатулинн,к примеру.
пока напишет- могут поменяться полюсы:
плюс пойдет на минус.
не напишет про шаймиева.
давно бы написал уже.
так что не обрадует благодарных читателей
восторженным жизнеописанием отца нации.
не дурак.
Фатих Саубанович - Человек с удивительно широким кругозором, реально читал и знает первоисточники архивных материалов не с чужих слов.Рассказывает о своём отношении к прочитанным материалам с искренним эмоциональным подъёмом. Он " в теме" того, о чём пишет! Я убедился в этом лично. Вообще очень интересный и одарённый Богом человек!
"... русский слишком прямолинейный".
___________________________________________
Рус. яз. изначально формировался и являлся сленгом маргиналов, объединявшим бандформировамния русов для воровства, насилия и убийств. Эти признаки сохранились в нём до настоящего времени.
Сравнивать тат. яз с рус. язом, это кощунство.
Фат. Сиб. оскорбляет и унижает татарский язык, сравнивая его с каким -то рус язом. Этот хвастун скачет "по верхам" попутно профанируя всю историю татар.