Потери
Война в Украине начинает забирать больше жизней, чем в Афганистане. В Украине это знают. В России – пока нет. Чем быстрее поймут, тем быстрее предотвратят новый Афганистан.
Если считать жертвы с обеих сторон, война в Донбассе начинает забирать жизни с большей скоростью, чем даже война СССР в Афганистане. Официально с украинской стороны погибли более 800 силовиков. Неофициально чиновники признают, что цифры выше, поскольку не все проходят как силовики и многие раненые умирают за пределами зоны АТО. Сюда также нужно добавить неизвестное пока количество погибших мирных жителей. Все цифры примерные, точных нет ни у кого, но в целом количество погибших с украинской стороны может достигать 1,5 тыс. человек.
Погибших со стороны т.н. ЛНР, ДНР и России посчитать еще сложнее. Многие просто присыпаны сотнями на востоке страны с номерами на безымянных табличкам, или же числятся пропавшими без вести, как брат нашего журналиста Максима Бутченко родом из Луганской области, который пошел воевать за т.н. ЛНР и с которым уже три недели связи нет.
Мы провели неделю, пытаясь собрать хотя бы оценки числа погибших со стороны сепаратистов. Цифры очень разнились, но большинство данных указывали на то, что погибших также не меньше 1,5 тыс., а скорее больше, около 2 – 3 тыс.
На востоке Украины за 4 месяца погибли тысячи людей, возможно, около 4 – 5 тыс. человек – темпы значительно выше, чем в Афганистане
Сколько в этой войне погибло россиян? Еще одна большая загадка. Сегодня российский политик и основательница группы Груз-200 Елена Васильева сообщила о том, что 1 сентября на территорию России из Украины заехали около 15 грузовиков с сотнями тел российских военных, которые погибли в противостоянии с украинцами. По данным Васильевой, число погибших колеблется от 800 до 1 тыс. человек. До этого представители комитета солдатских матерей России сообщали, что у них есть список из 400 раненых и погибших на Украине. Совсем недавно появился сайт lostivan.ru, который собирает информацию о раненых и погибших российских военных в Украине. Сайт лишь начал работать, но там уже перечень из более чем 60 погибших россиян с именами и фотографиями.
В городе Красный Луч Луганской области российские военнослужащие требуют от местной власти выделить участки земли для захоронения погибших российских военных. Об этом сегодня заявил спикер СНБО Андрей Лысенко. Он добавил, что речь идет именно о представителях России, которых решено хоронить на Украине, чтобы избежать нежелательной огласки на родине.
Советник министра обороны Александр Данилюк считает, погибших на Украине россиян и вовсе уже более двух тысяч. Предположим, что Данилюк, как и положено, преувеличивает, но судя по всему, число погибших на Украине россиян уже может достигать 1 тыс. человек.
Таким образом, общее количество погибших с обеих сторон может достигать 4 – 5 тыс. человек. Повторяю, цифры очень приблизительные, убитых может быть меньше, а может быть и больше. Но реальность вряд ли существенно отличается от этой цифры.
За время войны СССР в Афганистане официально погибли 15 тыс. советских солдат и офицеров. Неофициально, согласно расследованию, проведенному офицерами Генштаба, около 26 тыс. человек (война также уничтожила 10% населения Афганистана, но эти показатели волновали советскую статистику еще меньше).
Однако это количество погибших в Афганистане за 10 лет (!) войны. На востоке же Украины за 4 месяца погибли тысячи людей, возможно, около 4 – 5 тыс. человек – темпы значительно выше, чем в Афганистане.
Российский военный журналист Аркадий Бабченко называет войну на Украине «очень интенсивной и очень кровавой войной, которая сопоставима, а может, даже и превосходит самые интенсивные бои в Грозном».
Беспокоит ли такая статистика украинцев? Да, очень.
Беспокоит ли она россиян? Пока лишь руководство РФ, которое прилагает все усилия для того, чтобы о сотнях погибших россиян не стало известно широкой общественности и чтобы эти сотни остались проблемами лишь своих российских семей. Ведь то, что не попадает на главные каналы страны, не является проблемой для всей России.
Вот в Кремле как умеют, так и пытаются не допустить появления этой информации в широком информпространстве. Депутату Псковского облсовета Льву Шлосбергу, который поведал нашему журналу и некоторым российским СМИ подробности похорон псковских десантников, добавив, что никто из военных не сомневается, что люди эти погибли на Украине, сразу же после этого проломили голову. Двух журналистов, которые успели заснять на псковском кладбище кресты с фамилиями псковских десантников Осипова и Кичаткина, также избили. К комитету солдатских матерей России начали примерять «почетное» звание иностранного агента, что чревато проверками и ре-лицензированием.
Тем не менее информация по России пошла. Видео с допросом российского десантника на Украине за первые сутки стало вторым в российском сегменте YouTube, его посмотрели на данный момент уже 1,9 млн. человек. Даже на нашем юном сайте блоги россиян Марата Гельмана и Александра Невзорова о войне на Украине прочли более 138 тыс. и 46 тыс., соответственно, половина из них – россияне. Думаю, далеко не все, но многие в России уже поняли, что на Украине – не гражданский конфликт, а украино-российская война, которая переходит из гибридной формы в открытую.
Пока на протесты против войны в России вышли всего около 150 человек в Петербурге. Но информация о погибших россиянах будет шагать по стране – ведь Груз-200 в Россию лишь начинает заходить. Украинцы могут ускорить этот процесс – помочь забросить за железный занавес как можно больше информации, подобной сайту с перечнем и фотографиями погибших россиян lostivan.ru.
Россияне должны понять, что война эта не по телевизору, не где-то там далеко, война это пришла в Россию в виде сотен Грузов-200. Война, согласия на которую они не давали и существование которой от них скрывают.
Дойдет ли эта информация до десятков миллионов россиян и станет ли рычагом давления на Владимира Путина изнутри? Посмотрим.
Ведь когда-то мы все думали, что наша страна воевала с мировым закулисьем и защищала братские народы, когда она вводила войска в Будапешт, Прагу и тот же Афганистан. Затем удивлялись, почему ни чехи, ни венгры не хотят с нами даже разговаривать.
Надеюсь, в этот раз прозрение в России наступит значительно быстрее. 2014 год все-таки, технологии.
Виталий СЫЧ,
главный редактор.
(«Новое время».)
еврейчик знает как жить русским