7 июня 2024 г. независимая общественно-политическая газета
Главная Общество Портрет на фоне (ч.1)
Рубрики
Архив новостей
понвтрсрдчетпятсубвск
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   
       

Портрет на фоне (ч.1)

17 января 2013 года
Портрет на фоне (ч.1)

     Автор, о котором идет речь, личность, широко известная по его пространным публикациям на страницах «Звезды Поволжья» и в то же время явно загадочная. Его имя часто мелькает в средствах массовой информации. Но что бросается в глаза, что даже общегосударственный канал («Время»), демонстрируя, видимо, авторитетное на его взгляд, мнение Сулейманова, обходит молчанием какое-либо его официальное положение, звания и пр. Обычно же в вещаниях такого рода, рассчитанных на всю страну, даются титры – политолог, экономист или же психоаналитик, если напомнить читателям, скажем, имя нашего Рамиля Гарифуллина, доцента Университета культуры и искусств. Сам же он позиционирует себя в качестве эксперта, руководителя Поволжского филиала РИСИ. Что кроется за этой аббревиатурой, опять-таки не совсем ясно. 
      Но не будем умножать наши вопросы. Перед нами немалое количество текстов, устных, а еще более печатных выступлений Сулейманова. О них-то и пойдет речь. Отметим сразу – они скроены у Сулейманова весьма умело. Он мастерски владеет пером, ему доступен весь мощный, разноплановый пласт культуры русского слова. И даже самые многосложные стилистические конструкции, которые он выстраивает, не угнетают излишней тяжестью, поскольку всегда скреплены единством сквозной для их автора центростремительной мысли. Не может не остановить на себе внимания и та скоропись, быстрота, с которой он выдает свои развернутые «анализы», как именует он жанр своих выступлений. И потому-то, наверное, так ценят своего «эксперта» его покровители, учредители этого самого РИСИ, что, конечно, лишь подогревает его рвение в столь громозвучно выдаваемой им на гора словесной риторике, в которой он и в самом деле мастер, быть может, как никто другой на ближайшем горизонте.
      Но стилистическая ухищренность – далеко не главное, что заключает в себе тот или иной литературный текст. Он, этот текст, может преследовать и явно деструктивные цели, сеять среди своих читателей чувство неуверенности, подозрительность, страх. В полной мере это относится и к сочинениям, что в таком изобилии выходят из-под пера Сулейманова.
      Известно, что идеи, в отличие от явлений материального плана, не умирают – рукописи не горят! Они способны к мимикрии, к разного рода видоизменениям, соответственно, меняющимся условиям. Серьезная наука, собственно, и изучает этот бесконечный процесс – метаморфозу, движение идей. И в этом смысле идеи, которые транслирует наш персонаж, в общем-то давно известны. Более того, они по-своему даже востребованы в родных нам пределах, где не принято даже задумываться о законах политкорректности, по которым живет высокопросвещенный в этом плане западный мир. Учитывая и даже негласно поддерживая этот не изжитый круг идей, в данном случае, националистический атавизм, властные круги создают даже специальные структуры для их консервации (РИСИ) и, конечно, привлекательные условия для их служителей, куда более престижные, чем для обычных, скажем, вузовских структур, подведенных сегодня к критерию так называемой эффективности, то бишь сокращению своих рядов. Однако же понятие эксперта как явления, пусть и помимо нашей воли, вошедшего в нашу повседневную жизнь, все же нуждается в своей дальнейшей конкретизации. Явление – это, конечно, он сам, Сулейманов Раис Равкатович. Но суть, изнанка явления – это уже другое, что прямо противостоит ясной, мудро-соломоновской форме своего именования. И еще одно предварительное замечание. В качестве материала для нашего анализа мы привлекли далеко не все источники, что помечены именем нашего автора, но преимущественно лишь те, в которых более всего сказывается его так называемый аналитический метод.
      Помнится, как меня, привыкшего к строго академической атмосфере научных дискуссий, поразила своей крайней агрессивностью его статья «Юбилей Салагаева», опубликованная в одном из ранних номеров «ЗП» за прошлый год. Затем запестрели и другие его публикации, в которых он все продолжал наращивать свой нетерпимый, осудительный вердикт, который он выносит в отношении Татарстана, его руководителей – прошлых и ныне действующих, всего ученого, общественно-активного творческого состава его деятелей, вносящих свой достойный вклад в дело развития не только лишь своей республики, но, думаю, и России в целом.
      Не могу претендовать на роль знатока столь широкого круга знаний, как это делает мой оппонент, что следует из совершенно непререкаемого тона его заявлений. Но как филолог, привыкший внимательно вчитываться в литературный текст, могу определенно сказать о тех приемах, к которым он прибегает для достижения своих целей. Вот та же, упомянутая выше, мартовская статья о А.Л. Салагаеве. Внешне она весьма нейтральна по названию, посвящена юбилейной дате в жизни ученого. Но невольно создается впечатление, что этот факт Сулейманов использует лишь как повод для целой серии своих нападок, которые у него связаны с понятием «татарский». Хотя, конечно, сам-то Салагаев здесь никак не может быть причастен к этим установкам своего автора. Напротив, всячески подчеркиваются татарские симпатии Салагаева, о чем свидетельствует уже одно имя Альфия, носительницу которого он избрал в спутницы своей жизни. Но смею все же полагать, что сделал он это не потому, что будущая жена его выросла в татарской семье, но что она и в самом деле замечательная женщина, на которую не мог не обратить своего внимания будущий доктор социологии. А другая особенность, на которую указывает автор, это ностальгия, которую испытывает Салагаев по уходящей Казани, по ее дворикам, сохранявшимся, цитирую, «до разрушительной политики Камиля Исхакова и Ильсура Метшина». Вот, оказывается, для каких целей понадобился Сулейманову этот мотив – для совершенно огульного охаивания тех, кто своими усилиями внес и продолжает вносить столь ощутимый вклад в обновление нашей столицы. Начиная с периода своих давних аспирантских лет мне подолгу пришлось жить в одном из домов по улице Нариманова, здесь родились и стали подрастать мои дети, потом наше место мы уступили семье нашей свояченицы, с которой мы также продолжали сохранять наши семейные связи. Так вот, ничего поэтически памятного от жизни в тех условиях, в доме с печным отоплением, без канализации, без воды у меня не осталось. Чтобы купать детей, мне приходилось носить воду с колонки, расположенной на соседней улице Ахтямова, а жена целыми часами разогревала ее на примусе, установленном в коридоре. А затем я брал уже помойные ведра, чтобы вылить использованную воду в выгребную яму, служившую заодно в качестве уборной для всех жильцов нашего трехэтажного дома – Нариманова, 98. Вот что на самом деле «порушили» Исхаков и Метшин, которых ругмя ругает Раис Сулейманов. Не лучше обстояло дело с санитарией не только по улицам, которые он перечисляет (Тукая, Кирова, Нариманова), но и центральной тогда магистрали столицы – улицы Баумана. Дворы ее, скрытые за фасадами домов, неделями оставались под завалами накопившихся за это время бытовых отходов, мусора, нечистот.
      Но вернемся к другим положениям статьи. И здесь я должен попросить прощения у не повинного в данном случае Александра Леонидовича, относящегося к тому же ученому цеху, что и я, пусть и по другой специальности. Ведь не я, но Сулейманов использует его ученое имя как щит для прикрытия своих докторальных амбиций как ментора и бесценного знатока все и всяческих наук, в том числе и такой тонкой сферы, как сфера межнациональных отношений. Так, в числе прочих заслуг проф. Салагаева, должных быть отмеченными в день его юбилея, он выделяет и весьма симпатичное для меня качество – знание им татарского языка – «пусть и на бытовом уровне». Более того, говорится в статье, «он всегда уважительно относится к татарской культуре, с удовольствием интересуется татарским искусством». Вроде бы все замечательно, но бегло прокламируемая здесь мысль оставляет впечатление и некой двусмысленности. Выражение «уважать культуру», конечно, никак не может относиться к носителю высокой степени доктора наук. Оно предполагает примерно такую же степень кругозора, до которой разве что смог дорасти только тот субъект, который, по известному анекдоту, все задается вопросом: «ты меня уважаешь?».
      Интересоваться же искусством, в том числе и искусством народа, в непосредственном соседстве с которым ты находишься, если даже не затрагивать здесь тему личного, семейного родства – это в давних правилах русской интеллигенции. Но в интересах объективности считаю должным заявить и о правилах татарской интеллигенции. Она не просто «интересуется», пользуясь термином Сулейманова, искусством русского народа, но и, не ставя себе в особую заслугу, она любит русскую культуру, воспитана на ее достижениях – в школе, вузе, везде. Вместе с тем она трепетно любит и собственную, национальную культуру, мучительно переживает, что день ото дня все более сужаются возможности для ее полнокровного функционирования. В этом принципиальное отличие татарской культуры от положения, в котором находится культура русского народа, и в частности, его литература, рекрутирующая в свои ряды таланты, рассыпанные по всем необъятным просторам России. У нас же они сосредоточены всего лишь на узком пятачке, каковым является современный Татарстан и где проживает лишь незначительная часть его коренного населения. Остальные же три четверти, остающиеся за пределами республики, в огромнейшем своем большинстве – редкие исключения здесь лишь подчеркивают наш общий всенациональный недуг – не имеют не только школ, но даже национальных классов, где могла бы прозвучать татарская свободная речь.
      Задумывается ли об этом Сулейманов как ревнитель русской культуры в Татарстане, который, как говорят в подобных случаях, более католик, нежели сам папа римский. Проф. Салагаев, по крайней мере, здесь куда более последователен. Как наследник своих далеких предков русичей, он обеспокоен тем обстоятельством, как неправильно (недостаточно) преподается русский язык в школах Татарстана. А если спросить уважаемого профессора, озабоченного уровнем школьных знаний, как с их родным языком у ребятишек из татарских семей? А ведь эти самые ребятишки рассеяны по всем школам России – от Калининграда и до Магадана, а вместе со своими родителями они, не подозревая об этом, занимают второе место по числу народонаселения страны. В отличие от своих русских сверстников они в результате «справедливой» национальной политики отторжены, искусственно оторваны от своего исконного языка и своей культуры. Но все это, конечно, не та область, которая смогла бы привлечь внимание нашего тандема. Ее мы коснулись лишь в связи с провозглашенной здесь заявкой на «уважение», которое, оказывается, требует не декларации, но действительно реализуемого в жизни права на паритет в заботах о попечении культур, которого, паритета, как не было, так и нет и по сей день.
      Однако же фимиам вокруг отсутствующего на самом деле «уважения» становится все гуще. «Хотя, – продолжает Сулейманов, – некоторые «творения» вызывают его (Салагаева) огорчение. Таков фильм «Зулейха», проникнутый зоологической русофобией». Как будто зритель должен испытывать радость при виде тех мучений, которые принуждена переносить Зулейха, героиня трагедии (1911) и позднее созданного на ее основе фильма. Автор ее, Гаяз Исхаки, обратился к одной из самых трагических страниц национальной истории – к эпохе насильственного крещения своего народа, начавшегося вскоре после падения Казани. И как трогателен в устах Сулейманова этот эвфемизм – «огорчение». А где кровь, насилие, самая смерть, которая пожирает Зулейху, ее мужа, замученного на каторге? А где страдания ее односельчан или ее малолетних детей, отданных кто куда – кто в русскую семью, кто в монастырь? И пусть это была бы какая-то одноразовая, скажем, преходящая акция царизма в отношении народа, попавшего под его зависимость. Нет, она продолжалась сотни и сотни лет. И за что? А всего лишь за то, отвечает Исхаки, что его герои остаются людьми, преданными своей вере, и не захотели присягать другому учению о Боге – кресту, к чему мечом и кровью принуждали их российские властители – события, слишком хорошо известные из истории, чтобы их можно было обойти стороной. Причем ничего собственно антирусского, раздувающего этническую вражду, как это кажется Сулейманову, не ведающему, что значит сам текст, в пьесе нет и в помине. Ведь в уста самого же русского персонажа, односельчанина Зулейхи, автор вкладывает слова, прямо осуждающие эту преступную акцию властей: «Силою нельзя сделать человека русским, силою невозможно превратить его и в татарина. Пусть всяк остается в своей вере!». Вот какой идеей руководствовался автор этой трагедии, выдающийся татарский писатель и драматург Гаяз Исхаки. А сам плод его усилий, перенесенный на сцену в революционные дни 1917 года, вызвал широчайший общественный резонанс. Длиннющая пьеса из пяти актов шла на сцене, как идут сейчас только спектакли греческих трагиков, устраиваемые раз в году на Бродвее исключительно лишь для театральной элиты мира – в продолжении семи часов! И все залы, как писал об этом в своих репортажах Фатих Амирхан, в течение целой недели были переполнены до отказа (газ. «Кояш», 19 марта 1917 года). И вот самый блестящий, самый многогранный талант в истории нашей литературы, в одном лице совместившей для нас Тургенева, Толстого и Чехова вместе взятых, о творческом своеобразии каждого из которых он оставил свои глубокие по смыслу отзывы, этот-то художественный гений у Сулейманова удостаивается лишь уничижительной клички сепаратиста. Таково отношение «эксперта» к общенациональным, культурным, идейным ценностям татарского народа, о которых он не имеет ни малейшего представления. Он манипулирует, подтягивает, отсеивает и отбирает факты в угоду успешно воскрешаемой им великодержавной шовинистической концепции, восходящей у него к идеологии далеко не забытой Российской империи.
      К этому тезису, вытекающему из всех построений Сулейманова, мы еще вернемся. А пока снова обратимся к мыслительному ходу, проявляющему себя в его текстах. Это идея некой родовой неисправимой дефективности, ущербности татарского сознания, невосполнимый изъян которого связан, разумеется, с самыми гибельными для республики последствиями. Он, этот физический изъян, искажает зрение, не позволяет ему видеть то, что ясно свободному от этого недуга «эксперту», бесстрашно обличающему перед своим центром злокозненные тайны Татарстана, начиная от «потворствующего экстремизму» чиновничьего клана, угодничающей перед ним «лживой науки», то и дело фальсифицирующей прошлое, вроде «выдуманной истории 1000-летия Казани», или, как он выбрал особенно изящную форму, – «словоблудия» вокруг положения о самоопределении, иначе права самим строить ход внутренней, хозяйственной, национально-культурной жизни без какой-либо руководящей указки свыше. И до неведомо как установленного им количества боевиков на его территории или числа салафитских точек в его вузах – ровно четырнадцать! Писания Сулейманова наглядно демонстрируют, как проявляет себя известный науке феномен под названием «негативная идентичность». Маргинальное сознание, которое довлеет над Сулеймановым, уже по своему определению предполагает нечто, находящееся на периферии, в отдалении от своего первоначального центра. Оторванное от своих корней, национальной истории, культуры, которую он, как мы только что убедились, совершенно не знает, это сознание, однако, вынуждено искать какую-то опору, определить свою идентичность, чтобы не оставаться в роли абсолютного маргинала. Но как? Для Сулейманова это – самоидентификация через «другого», определение (утверждение) себя через непрерывное производство врагов, что он и проделывает с небывалым усердием. Для него свойственно редко встречающееся среди человеческих особей свойство – сладострастие обличителя. Так и кажется, что он старательно взращивал, прямо таки лелеял в себе это качество. Ибо откуда тогда этот, льющийся, как из рога изобилия, неудержимый поток обвинений, направленных против всех и вся, которыми он буквально заполнил весь видимый горизонт. Невольно создается впечатление, что он лишь обрадовался, когда случился этот трагический акт – покушение на религиозных деятелей республики с гибелью одного из них. Разумеется, экстремизм, национальный он или религиозный, связанный с кровью и насилием, требует незамедлительной и столь же решительной отповеди. Здесь не может быть абсолютно никаких сомнений. Но вместе с тем заставляет задуматься и другое. Если только это не заранее спланированный и, конечно, внеморальный во всех отношениях, свершающийся на наших глазах бесчеловечный акт, предотвратить который на сегодняшний день оказалось невозможным, то ведь все это есть ни что иное, как настоящий абсурдистский спектакль, который разыгрывает жизнь по едва не специально подготовленному ей сценарию. Уход невинно убиенного Якупова – звездный час для другого, для не брезгующего средствами Сулейманова. Он немедленно вознесся на вожделенный им пьедестал: «Мы говорили, мы предупреждали о грозящей республике опасности – в ее лесах боевики, в мечетях – салафиты, в руководстве – потворствующие им сепаратисты». Атмосфера испуга перед неизвестным и потому страшным (салафиты, ваххабиты и в особенности – шахиды, которых отродясь не было в татарской истории), которую нагнетает Сулейманов как руководитель регионального центра Российского института стратегических исследований (РИСИ), и в самом деле провоцирует лишь страх. А он, в свою очередь, в силу таинственности своего источника подавляет в человеке сферу сознания, кроме инстинкта самосохранения, приводит в движение глубоко затаенные в нем темно-родовые, защитные инстинкты. А это уже начинающийся в такой атмосфере распад, раскол общественного сознания на основе реального и, разумеется, фатально неизбежимого в данном случае факта – национально–этнического, религиозно-конфессионального различия внутри, в составе всегда исторически терпимо настроенного в отношении друг к другу многоразличного народонаселения нашей республики.
      Но конек Сулейманова, разумеется, не аргументы, которые у него, как мы только что видели, совершенно не состоятельны. В его владении лишь один, намертво схваченный им, риторический костыль, которым он размахивает направо и налево, механически тасуя факты, искусственно подбрасывая «кавказскую идею» из моноэтнически, да и конфессионально тоже далекого от нас Дагестана в полиэтнический и совершенно не отягощенный в своей психологии комплексом кровной мести, современный, да и исторический тоже, столь же мусульманский, сколь и православно–христианский территориальный анклав, который значится на карте под названием Республика Татарстан. Но зато он сам прочно усвоил этот, не свойственный для наших равнин, горно-племенной, нетерпимый к сторонним, дикий дух кавказских вершин, все призывая силовые структуры к усилению, ужесточению своих действий. Как будто это ведомство во главе со своим руководством и не подозревает, к чему оно призвано и в чем состоит его функция. Оказывается, что нет, не знает! И вот уже он сам хватается за клинок и издает истерически-оглашенный клич: «Скоро будет жарко» – «ЗП». Уже екает сердце – зажатая в его руках стальная шашка вот–вот обрушится на своих противников, в том числе, конечно, и на мою атеистическую голову, сохранившую, однако, память о своих глубоко преданных исламу предках. Возможно, будь он более зрел опытом да по летам тоже, он бы наверняка постарался, чтобы не затрагивать этот самоубийственный провокативный мотив – прорицать и едва ли не призывать и не загадывать грядущий вскорости кровавый разгул.
      Но поскольку он сравнительно молод и еще не заматерел в своих чревовещаниях, он действует весьма топорно, не задумываясь даже о нестыковке, а то и прямой ложности выдвигаемых им положений. Такова откровенная спекуляция, которую он развернул вокруг самого имени покойного Валиуллы Якупова. Поначалу он говорил о нем просто как о религиозном деятеле, который стоит «на уровне Ш. Марджани». Затем стал поднимать планку все выше и выше. В итоге глава учебного управления ДУМ уже ни кто иной, как «самый выдающийся татарский богослов ХХ столетия». Это из той же области, что и известный миф о романе «Юрий Милославский», который будто бы написал гоголевский персонаж. Не было у Валиуллы Якупова трудов на темы бытия Бога, его тайнах и знаках его всеприсутствия в мире, которые рассматривает наука о богословии, как и того романа, что сочинил, но, конечно, только в своих фантазиях вошедший во все легенды Хлестаков. Сочинения–то у Якупова, конечно, есть, но выполнены они совершенно в ином жанре. Судите сами: мусульманское образование – 16 стр., необрядовый ислам в Татарстане – движения, течения, секты – 32 стр., адреса сунны – 36 стр., уставная литература ДУМ Татарстана – уже без указания страниц и др. Хороша же «теология» (богословие), которая укладывается в три десятка страниц типографского текста! Более того, этот высочайший шедевр научной мысли уже победно шествует по странам и континентам! Это напоминает хорошо известный старшему поколению барабанный бой, возвещавший тогда советский миф о «всемирно историческом значении великой октябрьской социалистической революции». Славная, надо сказать, компания, вот отцы – коммунисты, сторонники «великого учения», а вот их последователь – внук, далеко не без успеха использующий их пропагандистские ухищрения – пионер Раис Сулейманов!
      И, конечно, он далеко не одинок, кто закоснел в догмах подобного рода идеологических ухищрений. Можно сказать, целиком солидарен с ним и его единомышленник по партийному списку сам Салагаев, сменивший на этот раз прочный фундамент своей социологии на зыбкую почву веры – в богословские штудии по Якупову: «Его труды по теории ислама ценятся во всем мире». Но не будем изымать это утверждение из общего контекста Салагаева, рисующего разнообразные, в том числе еще и исторические пристрастия Якупова. Теме-то истории (не богословию!) как раз и была посвящена кандидатская диссертация покойного «Исламский компонент государственно-конфессиональных отношений в Татарстане 1990-х годов (историко-политический анализ)». «Он член комитета ВЛКСМ, – между тем продолжает Салагаев, – активно интересовался общественной жизнью». Бывший ритор научного коммунизма как теории, принципиально не совместимой с учением о Боге (Салагаев), и ритор ислама (Якупов), таким образом, сходны в своей мировоззренческой основе, то есть в полном отсутствии таковой. Иначе, как можно, оставаясь искренним, слагать песнопенья, посвященные одному богу, а потом бить поклоны другому? Возможен, конечно, и другой путь, ведущий к вере – глубокий мировоззренческий сдвиг. Но и при этом допущении не все сходится с концами. Когда было исполнительнейшему общественнику, недавнему активисту ВЛКСМ обрести столь обширные знания по теологии, что в лучших своих образцах звучит, конечно, только на языке самого аль-Корана и чтобы к тому же еще удивить ими целый мир? А между тем просто к первоначальному-то изучению богословия он мог приступить лишь с началом 90-х годов, когда стал шакирдом медресе. Кто поверит в этот фантастический взлет, который бывает разве что только в сказках? Просто здесь элементарная подстановка, подмена понятий, которую и не заметит иной простодушный читатель, когда конкретный предмет науки выдается за его теорию. Скажем, я преподаватель вуза – филолог, в прошлом учитель литературы. Но это вовсе не означает, чтобы я числился еще и по ведомству теоретика, хотя в течение все своей, уже весьма немалой по летам жизни, и старался вычитывать все, что было доступно мне в этой сфере. То же самое и в случае с теорией богословия по Якупову. Да простит мне покойный мое невольное прегрешение, что я тревожу его страдальческий дух, однако же Сулейманов все продолжает всуе повторять его имя. Он скорее был успешным популяризатором догматов ислама, много сделавшим для их понимания со стороны приверженцев этого вероучения, чем его теоретиком. Об этом, собственно, свидетельствует и его докторская диссертация, над которой он работал, «История ислама в Республике Татарстан», и которая опять-таки лишь косвенно связана с темой богословия.
      Однако же настойчивое внушение, навязывание своего, явно предвзятого мнения другому – испытанный метод Сулейманова. Лик одиозного эксперта лишь камуфлирует фигуры тех, кто стоит за его спиной и кто диктует ему правила, которых он должен придерживаться. Это правила, направленные на политику всяческой дискредитации татарского, религиозно-этнического, народно-национального сознания в глазах наших российских соотечественников, по которым, в частности, скомпонован и недавно прошедший в наших кинотеатрах шовинистический фильм «Орда». Но поскольку вера во все времена служила мощным фактором, способствовавшим национальной консолидации, то все нападки и ведутся на эту «татарскую веру», представляемую ныне в качестве воинственно-ваххабитской. А Раис Сулейманов – всего лишь усердный служитель, исполнитель этой далеко идущей и, конечно, не им придуманной стратегии, на которую работают целые исследовательские центры. Стратегию одного из них совсем недавно озвучил историк Юрий Жуков («Литературная газета», 6 ноября 2012 года). И чаемый здесь результат, который он формулирует – полное ассимилирование, поглощение, читай – изничтожение других российских этносов и языков во имя целостности только одной великорусской нации. И даже сами имперские самодержцы, оказывается, в этом плане были сущие либералы, ибо в них сохранялась, цитирую, «значительная примесь немецкой крови». Арийская теория на новый лад! Не будучи истинными великороссами по своему родопроисхождению, они, самодержцы, и не думали защищать подлинные интересы русского этноса. Не смог, видите ли, полностью поглотить инославные народы Поволжья и сам Иван Грозный после своего воцарения в Казани. Выходит, эту задачу царя–опричника должны решать его нынешние оруженосцы. Так раскрывает планы своего научного ведомства профессор истории – исправить ошибки, которые допустил Иван Грозный, объявить новый, идеологический поход на казанскую столицу. Теперь становится очевидным, почему вдруг всплыл на горизонте отсутствовавший у нас доселе «координатор», как верно определил в одном из своих материалов свое назначение сам Сулейманов. Это канализация, отбор соответствующего информационного потока, направление его в угодное идеологическое русло, сторонником которого явил себя в своих откровениях на вопросы «Литературки» упомянутый выше Юрий Жуков. И, конечно, самый выигрышный здесь материал, почерпнутый из более чем богатой на кровавые разборки криминальной хроники. Но какое дать им истолкование?
      Вот лишь два примера такого рода кровавых расправ, которые своим цинизмом повергли в состояние шока всех, кому пришлось в свое время быть их свидетелем. На самом исходе минувшего столетия, прямо среди бела дня, в двух шагах от Невского проспекта, выстрелами в упор был убит петербуржец Михаил Маневич. А до того, уже в Подмосковье, зарублен православный священник Александр Мень. Оба преступления официально не раскрыты, виновники не обличены. И обе жертвы – лица еврейской национальности. Один – номенклатурный чиновник, вице-губернатор северной столицы, а другой, перешедший в православие ученый–богослов, труды которого действительно получили всемирное признание – семитомный словарь по Библии и столь же фундаментально значимые исследования по истории русской церкви, изданные за границей. Сколько воды утекло с тех пор, убийства лиц столь высокого ранга, к сожалению, не редкость. И бытовой антисемитизм, о котором говорит сам Путин, отнюдь еще не преодолен. Что ж, будем подводить еще и идеологическую базу под эту уголовщину? Хотя, конечно, непрекращающийся ползучий антисемитизм здесь явно проглядывает. Но именно доморощенно-бытовой, а не специально насаждаемый сверху, в далеко идущих политических целях. Не случайно, что никто до сих пор не смел даже заикнуться о подобных планах, вынашиваемых в недрах наших столиц, говорить о прямом сговоре, существующем между верхушкой экстремизма и лоббирующей ее бюрократией, как это, применительно к Татарстану, методически внушает своим читателям Сулейманов. Что это, если не логика двойных стандартов, на тему которой он так любит нагнетать пар в других случаях? Но именно она, эта предвзятая субъективистская логика, во многом и формирует массовое сознание, так и остающееся во власти разного рода предубеждений и стереотипов. В свое время мне пришлось участвовать в работе научной конференции в Оренбурге, одном из признанных, сейчас уже полузабытых центров татарской культуры начала ХХ века. Мой доклад был посвящен теме «Л.Н. Толстой сквозь призму татарской мысли». Главное, что я пытался донести до своих слушателей, это чувства того огромного пиетета, с каким относились деятели татарской культуры начала минувшего столетия к личности их великого соотечественника как защитника всех обездоленных, независимо от их национальных, религиозно–этнических и прочих различий. Позвольте, заявил тогда тамошний профессор литературы, вот вы говорите о любви к Толстому как о чувстве, в котором все силы татарского общества были едины, в том числе, выходит, едины и в своем отношении к земле России, породившей своего столь великого сына. А где сепаратизм, идеи отталкивания, отторжения от России, о которых пишут газеты? Вот он негативный, «сепаратистский» Татарстан, как миф, засевший в голову даже столь просвещенного оренбуржца, каким был знакомый мне профессор литературы. И все благодаря доносительным реляциям, что готовили тогда почву, на которой ныне возрос эксперт РИСИ.
      «Обругай образа», – говорит у классика его рогатый парнокопытный персонаж. И вот насельник преисподней, предварительно убрав свои рога, удобнейшим образом воцарился в наших пенатах – и все с той же целью: ругать, бесчинствовать, хулить. Разрушение национальной гордости, третирование истории, уничижение ее деятелей, поклеп, возводимый им на цвет нации – ее духовную, творческую, политическую элиту – агрессивный, тотально-всеохватный, дьявольский навет – такова поведенческая стратегия, которую избрал для себя эксперт Сулейманов. И все эти гнусности, которыми он заполняет медийное пространство от Казани и до Москвы, у него фарисейски прикрыты словами заботы о мире и согласии в республике, за которые, видите ли, он только и ратует. Но, к счастью, татарское сознание пришло в движение не вчера и не сегодня. Оно при всех сложностях своего становления в состоянии различить, где истина и где ложь, где истинные национальные интересы России, которым служат носители этого сознания, и где ветхозаветный российский же национализм, который, как козырную карту, пытаются разыграть сомнительного рода политиканы.
      Если бы власть предержащие были более мудры да и просто более начитанны, они бы не делали ставку на столь поверхностные заключения своего эксперта, не говорили, что он «открыл им глаза». Что он может открыть, этот целитель, когда он сам непоправимо слеп – навсегда, исторически. Не подозревая, не ведая о том, он всего лишь дублирует, повторяет наиболее оголтелые идеи великодержавия и шовинизма своих предшественников. Не верите – так вот вам пример всего лишь из близкой мне литературы.
       127 лет тому назад, в 1886 году, появился роман молодого писателя Мусы Акджигита «Хисаметдин – менла» – первый образец этого жанра в татарской литературе нового времени. Он выражает актуальную для своего времени идею – это борьба за просвещение, преодоление отсталости национальной жизни, приобщение ее к достижениям цивилизации и культуры. И герой Акджигита развертывает энергичную деятельность в этом направлении. Он умелый педагог, перенявший новую, реформированную систему обучения в школе, он успешно борется за свободу женщины, вместе с любимой им девушкой составляет образцовую семейную пару. Ну чем не идеал? Ан, не тут-то было. Царское око строго следит за умонастроением своих подданных из мусульман, чинит всяческие препятствия в их стремлении к знаниям и культуре. Как «инородец», Муса не был допущен в университет, хотя у него и золотая медаль выпускника пензенской гимназии. Тогда для завершения своего образования он выезжает в Турцию. Вот этот-то факт и насторожил Николая Ильминского, как и упомянутый выше Юрий Жуков, сторонника полного обрусения всего тюркско-мусульманского народонаселения империи. «Что же это в самом деле? – негодует он в своем доносе Синоду. – Татарское медресе открыло своему питомцу путь христианско-православной русской науки, а русская гимназия направила его в заведение заграничное, в центр исламизма – знаменитый Стамбул?». Уже в том, в какой интонации звучит вопрос, заключен и сам ответ – пресечь грозящий, как выражается Ильминский, «отрыв от родных государственных корней», предотвратить «переход ко всякому чужому миросозерцанию и строю», который, оказывается, таит в себе уже сам этот факт – обучение татарского писателя за границей! Как и нынешний эксперт, миссионер из позапрошлого столетия прямо предвещает ужасы, если только не будут предприняты меры государственного пресечения: «Отсюда должны последовать трагические последствия, напоминающие несколько младшего сына Тараса Бульбы, который, влюбившись в польку, изменил своему родному знамени» (письмо обер-прокурору Синода Победоносцеву от 19/VIII 1889 года). Пугало «исламизма», «переход к чужим», «измена» – ну чем же не прорицания, которые только и выдает Сулейманов? Жив, жив, однако, наш дремучий российский национализм! Скрываясь под видом патриота, он намеренно зачеркивает, отказывает в этом чувстве другим, миллионам и миллионам российских граждан из мусульман, что верой и правдой служат интересам своего отечества – России.

О.Х. КАДЫРОВ,
доктор филологических наук,
почетный профессор КГУКИ.

(Продолжение следует).


Комментарии (35)
Рафаэль, 17.01.2013 в 16:32

Сулейманов это рупор Московского Кремля ,сам по себе он ничего не значит . Воинствующий православный ,но открыто об этом не заявляет ,но это видно невооруженным глазом Да и большинство статей пишет для него специальный отдел в Риси .

Внимательный, 17.01.2013 в 17:34

Не интересная статья.
Много воды...
И подобострастия к власть имущим

@@@
по ее дворикам, сохранявшимся, цитирую, «до разрушительной политики Камиля Исхакова и Ильсура Метшина». Вот, оказывается, для каких целей понадобился Сулейманову этот мотив – для совершенно огульного охаивания тех, кто своими усилиями внес и продолжает вносить столь ощутимый вклад в обновление нашей столицы
@@@

Аналитик, 17.01.2013 в 18:13

В самом деле, татарин, так волнующийся за владение русским языком русскими детьми, но совершенно не интересующийся владением татарским языком татарскими детьми, выглядит, мягко говоря, странно. Ведь русскому языку в России ничего не угрожает, а татарский, наоборот, находится в упадке, особенно по причине закрытия татарских школ по всей России. Причина такой слепоты рафиса-дефисова очевидна и она состоит в том, что перед нами ренегат, отрабатывающий свои сребренники путем разжигания ненависти к Татарстану и татарскому народу.

Ирек, 17.01.2013 в 19:05

Доктор наук Кадыров, видимо, не знает, что как раз Дагестан -самый полиэтничный регион России

Guest, 17.01.2013 в 20:22

NETCAT_BBCODE_QUOTE:
Доктор наук Кадыров, видимо, не знает, что как раз Дагестан -самый полиэтничный регион России


Полиэтничный, но моноконфиссиональный.

Guest, 17.01.2013 в 20:31

Очень интересная статья, спасибо!

Только непонятно, почему в отношении этого экстремиста и воинствующего радикального православного шовиниста-неонациста - Раиса Сулейманова, разжигающего ненависть и межнациональную рознь в РТ, фальсифицирующего реальную обстановку в Татарстане, обливающего грязью и оскорбляющего народ республики и руководство РТ, не возбудят уголовное дело по 29 ст. Конституции РФ и 282 ст. УК РФ???

Неужели всем все равно???

Ведь налицо его преднамеренная, умышленная, методичная пропаганда ненависти и розни, насилия в отношении татарского народа и РТ!!!

Он, видимо, хочет устроить в РТ войну, и погреть на этом свои грязные руки, и смыться за граниицу, когда люди, доведенные оскорблениями и унижениями до отчаяния, выйдут на улицы защищать свои семьи, свой язык, культуру, религию, республику!

Куда смотрит интеллигенция, юристы, и, наконец, руководство РТ???
Такая наглая ложь, фальсификация фактов и хамство Сулейманова ведь уже перешли давно все границы!!!

Таким экстремистам опасно находиться среди нормальных людей в РТ, от него можно ожидать все, что угодно!
Ведь он может и теракт устроить и все, что угодно, ради более высокой должности, орденов и т.д.!!!
У таких людей нет ничего святого!!!

Вот именно такие люди, как Сулейманов, и способствуют появлению ваххабизма - как ответной реакции на экстремизм шовинистов, на их оскорбления, унижения; как защитной реакции на посягательство и нападки на свой народ, религию и республику!!!

Именно такие люди служат катализатором процесса радикализации общества!!!
Удивляюсь недальновидности политики Москвы, создавшей такую экстремистскую организацию, как РИСИ, в многонациональной и многоконфессиональной республике!!!

Разве можно играть с огнем - национальными и религиозными чувствами людей???

Guest, 17.01.2013 в 22:47

Им кажется ,что они контролируют ситуацию .Хотется окончательно решить татарский вопрос .Затянули с этим немного .Теперь на фоне экономического кризиса сделать это будет намного сложнее.

Guest, 17.01.2013 в 23:49

В Казанском ханстве этот Сулейманов давно был бы казнен.

Guest, 17.01.2013 в 23:50

Как раз сейчас наиболее подходящий по всем параметрам момент для решения этого вопроса!

Вил Мирзаянов, 18.01.2013 в 00:51

Как можно так долго и по-"научному" писать про говно?

ТУГАН, 18.01.2013 в 09:32

НЕПОНЯТНОЕ ТВОРИТЬСЯ В КОРОЛЕВСТВЕ: ИЛШАТ АМИНОВ РЕКЛАМИРУЕТ НА 7 ДНЕЙ ИДЕИ И КЛЕВЕТЫ РАИСКИ, КОТОРЫЙ ОТКРЫТО ОБВИНЯТ МИТШИНА, АМИРОВА, МИННЕХАНОВА И ВСЕ ВЛАСТИ В ПОСОБНИЧЕСТВЕ В ВАХХАБИЗМУ И НЕОБХОДИМОСТИ В ПРИНЦИПЕ ВООБЩЕ ЛИКВИДАЦИИ РЕСПУБЛИКИ. ПОЛУЧАЕТСЯ, ЧТО АМИНОВ СООБЩНИК РАИСКИ. ЕСЛИ ОН ЖУРНАЛИСТ, КАК ХОЧЕТ ПРЕДСТАТЬ, ТО ОН ДОЛЖЕН БЫЛ ПРЕДСТАВИТЬ СЛОВО И РУСТАМУ ХАЗРАТУ САФИНУ, ИСКАНДЕРУ СИРАЗИЕВУ И ДР. - НЕ ТОЛЬКО ЭТИМ МУСОРАМ ТИПА РАИСКИ И САЛЬМАНАМ. ЕСЛИ ЗП ДАЕТ СЛОВО РАИСКЕ, ТО ОН ДАЕТ МЕСТО И ЕГО ОПОНЕНТАМ. ВОТ ПРЕКРАСНЫЙ ПРИМЕР - ЭТО СТАТЬЯ КАДЫРОВА. КАК МИННЕХАНОВ ТЕРПИТЬ ЭТУ АМИНОВСКУЮ ДВОЙНУЮ ИГРУ. МОЖЕТ ОН ОСТАЛСЯ ТОЛЬКО МЕНЕДЖЕРОМ - НЕ СТАЛ ПОЛИТИКОМ И ОКРУЖЕН НЕ ТЕМИ ЛЮДЬМИ. МОЖЕТ ОН НЕ ПОНИМАЕТ, ЧТО СЦЕНАРИЙ ПО ТАТАРСТАНУ НАВЕРНО УЖЕ НАПИСАН САТАНОВСКИМИ - ОН ОБ ЭТОМ ВЕЩАЕТ ПОСТОЯННО - ГЛАВНОЕ СБЫВАЕТСЯ.
А ТАК СПАСИБО КАДЫРОВУ, ПИШИТЕ БОЛЬШЕ - ОПРАВДЫВАЙТЕ СВОИ НАУЧНЫЕ ЗВАНИЯ. ВОН С ГОВОРЯЩЕЙ ФАМИЛИЕЙ САЛАГАЕВ КАК АКТИВНЫЙ, А НАШИ МОЛЧАТ.

нерусский, 18.01.2013 в 14:23

Р.Сулейманов-предатель, иуда. Если власти не могут разобраться с этим иудой, то с ним разберётся "братва".

Guest, 18.01.2013 в 16:16

http://vk.com/tpf_altin_urda?z=photo-42679574_295410765%2Fwall-41094377_2983

На вышеприведенном фото видно, как православный ваххабит Р.Сулейманов дает указания уголовнику М.Шарову(выложившему на Коран собачьи фекалии и сало)о дальнейших действиях при организации массовых беспорядков в Казани 4 ноября, на так называемом "Русском марше"....
Но никто не пишет в прокуратуру по этому поводу. Все только болтают в инете.. Мне кажется необходимо организовать массовое обращение в правоохранительные органы о принятии мер к провокатору Р.Сулейманову и его ФСБшной структуре РИСИ, за провоцирование межнац. и межрелигиозной вражды... Отчего мы молчим??

Guest, 18.01.2013 в 17:07

Примерный образец заявления. Каждый может от своего имени отправить , через интернет-приемную прокуратуры РТ, данное заявление. Чем будет больше, тем лучше.
И не обязательно быть жителем татарского государства. Прошу подписывайте заявление, распространяйте в интернете...


Президенту Республики Татарстан
Минниханову Рустаму Нургалиевичу

Председателю Государственного Совета
Республики Татарстан
Мухаметшину Фариду Хайрулловичу

Прокурору Республики Татарстан
Амирову Кафилу Фахразеевичу

От гр.РФ……………………….
Проживающего по адресу:……………………
Телефон………………………….





Заявление.


На протяжении длительного периода времени сотрудник Казанского отделения Российского института стратегических исследований (далее РИСИ) Раис Сулейманов публикует репортажи, где определенная группа лица исламского вероисповедания (по большей части татарской национальности) бездоказательно, основываясь лишь на личных предположениях и антипатии к данной группе лиц, представляется в образе «ваххабитов», «террористов» и т.д..
Вышеуказанные репортажи рассчитаны в основном на русскоязычную аудиторию (в основной массе православного вероисповедания) и вполне естественно данные репортажи формируют в глазах русскоязычной и православной части граждан Республики Татарстан негативный образ татар-мусульман. Что безусловно может вызвать межнациональную и межрелигиозную рознь не только среди граждан Республики Татарстан, но и в пределах всей Российской Федерации.

Так сотрудник РИСИ Раис Равкатович Сулейманов в своем репортаже в СМИ ( http://www.rosbalt.ru/federal/2012/10/30/1052733.html), заявил, что
«Исламистское сообщество в Татарстане представлено тремя звеньями: есть боевое крыло ("моджахеды Татарстана"), политическое крыло – организаторы и участники уличных акций: митингов, пикетов, автопробегов и т.д., и лоббистское крыло – представители региональной бюрократии, которые не дают принимать превентивные меры со стороны силовых органов в отношении ваххабитского сообщества".

Таким образом, по мнению сотрудника РИСИ Р.Сулейманова в нашей Республике Татарстан власти Татарстана не дают правоохранительным органам, принимать превентивные меры в отношении ваххабитских сообществ. То есть вмешиваются в дела правоохранительных органов РТ. Коль это действительно так, то где же реакция прокуратуры РТ или же сотрудник РИСИ Раис Сулейманов клевещет по данному поводу?

Тот же самый термин в отношении властей Республики Татарстан сотрудник РИСИ Раис Сулейманов употребил и в репортаже http://www.regnum.ru/news/fd-volga/tatarstan/1587691...

В репортаже http://www.interfax-religion.ru/islam/?act=news&d.. Сотрудник РИСИ Раис Сулейманов пошел еще дальше заявив;
Цитата:
"Ряд событий в республике, которым не дана должная оценка, говорит о том, что сторонники радикального ислама чувствуют свою безнаказанность, и налицо – импотенция региональной власти", - сказал Р.Сулейманов на пресс-конференции в понедельник в Казани. "Если не действуют региональные власти, пусть действуют федеральные, это единственное, что остается делать в этой ситуации", - считает он.»

Таким образом сотрудник РИСИ Раис Сулейманов, требуя вмешательства федеральных властей, обвинил власти Татарстана в невозможности управлять нашей Республикой. А уж обвинение властей РТ в импотенции – это нечто из ряда вон выходящее.

В репортаже http://www.regnum.ru/news/polit/1585969.html сотрудник РИСИ Раис Сулейманов объявил Татарстан зоной террористической опасности. Сославшись на распространение в Татарстане терроризма. Разве не является данное утверждение сотрудника РИСИ Р.Сулейманова явной клеветой как в адрес всей Республики, так и в адрес всех жителей Татарстана? И несомненно данная клевета направлена на создание имиджа Республики Татарстана, как «террористической» Республики. Не в этом ли (создание негативного имиджа Республики Татарстан) делается основной упор в деятельности РИСИ на территории Республики Татарстан?

В репортаже http://kazan.kp.ru/daily/25974.5/2910317/ сотрудник РИСИ Р.Сулейманов мусульман Татарстана уже не называет «ваххабитами» или «салафитами», а дает им четкое определение - террористы. Увязывая мусульман Республики с терроризмом.

Об этом же говорит и его следующий репортаж озаглавленный
«Политолог Раис Сулейманов о том, что роднит Россию с Сирией, и как росли силы исламских террористов в Поволжье http://vkurse.ru/article/6539881/
Мне не совсем ясно разве могут быть террористы исламскими или православными? Терроризм вне каких либо религий, так как терроризм основывается на убийстве мирных граждан, что не приветствуется ни в одной религии мира. Неужто об этом не известно сотруднику РИСИ Р.Сулейманову? А если известно - делаются ли им эти репортажи сознательно, или по некоему заданию своих работодателей?
Так как вне всякого сомнения данные репортажи, безусловно у граждан православного вероисповедания и атеистов, могут вызвать страх перед мусульманами и вызвать межрелигиозную нетерпимость.
Как может вызвать межрелигиозную нетерпимость в Республике, следующий репортаж сотрудника РИСИ Р.Сулейманова о подготовке в Татарстане смертников.
http://www.rosbalt.ru/federal/2012/10/25/1050694.html, цитата: В Татарстане появилась целая индустрия подготовки "шахидов-смертников". Как заявил корреспонденту "Росбалта" руководитель Приволжского центра региональных и этнорелигиозных исследований РИСИ Раис Сулейманов, религиозные радикалы модернизируют свою террористическую деятельность. По мнению эксперта, то, что так называемые "моджахеды Татарстана", вступившие в боевые действия в жилых кварталах Казани с правоохранительными органами, используют при этом "пояса шахидов" свидетельствует, что в Поволжье появилась своя индустрия подготовки смертников. Теперь в Казани, видимо, нередкостью станут и перестрелки с салафитами на городских улицах.

Следующая цитата сотрудника РИСИ Раиса Сулейманова: « Власти Татарстана поддерживают сепаратистов, чтобы напугать Москву» www.rosbalt.ru/federal/2012/10/10/1044494.html подлежит тщательному анализу правоохранительных органов, так как, обвиняя власти Татарстана в поддержке «сепаратистов» сотрудник РИСИ Раис Сулейманов фактически обвинил власти Татарстана в уголовном преступлении.
Власти Татарстана действительно поддерживают сепаратизм? Коль это действительно так, отчего не применяются меры и не заключаются под стражу власти Татарстана, указанные в репортаже сотрудника РИСИ Р.Сулейманова? Или, как обычно, сотрудник РИСИ Раис Сулейманов наговаривает на руководство Татарстана, дабы очернить их в глазах всего многонационального народа Российской Федерации?

Следующая цитата сотрудника РИСИ Раиса Сулейманова «Перемирие под флагами халифата. Светские и духовные власти Татарстана перешли к тактике замалчивания проблем религиозного экстремизма» www.ng.ru/columnist/2012-10-05/6_halifat.html, означает, что в Республике Татарстан власти РТ, а следовательно и прокуратура РТ замалчивают проблемы религиозного экстремизма в Республике?

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности"
Понятие «экстремистская деятельность (экстремизм)» включает: «насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации; публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность; возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни; пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии; нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии; воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав и права на участие в референдуме или нарушение тайны голосования, соединенные с насилием либо угрозой его применения; воспрепятствование законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций, соединенное с насилием либо угрозой его применения; совершение преступлений по мотивам, указанным в пункте "е" части первой статьи 63 Уголовного кодекса Российской Федерации; пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения; публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения; публичное заведомо ложное обвинение лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей деяний, указанных в настоящей статье и являющихся преступлением; организация и подготовка указанных деяний, а также подстрекательство к их осуществлению; финансирование указанных деяний либо иное содействие в их организации, подготовке и осуществлении, в том числе путем предоставления учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной и иных видов связи или оказания информационных услуг.»

Исходя из данного закона, подлежат ли чиновники Татарстана уголовному преследованию за фактическое замалчивание проблем религиозного экстремизма (исходя из выводов сотрудника РИСИ Раиса Сулейманова), или сотрудник РИСИ Раис Сулейманов в своих репортажах клевещет на весь правительственный аппарат Татарстана выставляя их в неприглядном свете не только в глазах жителей Татарстана, но и в глазах граждан всей нашей страны?

Следующая цитата сотрудника РИСИ Р.Сулейманова: из репортажа http://navoine.ru/tatarstan-republic-sharia.html «Власти Татарстана наведут порядок в республике – шариатский»
«Это свидетельство окончательной идейной нищеты местных властей. Сейчас они идут по такой тактике – собираются с помощью судебной расправы нейтрализовать меня. Какие-то малоизвестные националистические организации пишут жалобы в прокуратуру, чтобы меня привлекли к ответственности «за разжигание ненависти к татарскому народу» - так теперь называется призыв к борьбе с ваххабизмом и терроризмом». Поражает наглостью и циничностью обвинений руководства Татарстана (по мнению Раиса Сулейманова окончательно опустившееся на уровень идейной нищеты), в том что именно власти Татарстана инициировали обращение движения «Алтын Урда» в прокуратуру Республики Татарстан.

Рассмотрим следующую цитату сотрудника РИСИ Р. Сулейманова из репортажа http://ruskline.ru/news_rl/2012/11/26/v_tatarstane_nachinayutsya_goneniya_na_russkih/
«Руководитель Приволжского центра региональных и этнорелигиозных исследований Российского института стратегических исследований (РИСИ) Раис Сулейманов в связи с делом Павла Хотулева выступил с заявлением для СМИ, в котором сказал, что «подобные носящие устрашающий характер примеры судебной расправы над русскими активистами имеют под собой определённую подноготную. По мнению эксперта, «присутствующее в высших эшелонах власти региональной этнократии ваххабитское лобби» стремится таким образом подавлять «любые попытки со стороны русской общественности добиваться соблюдения федеральных законов в республике». Как полагает Сулейманов, «русские как единственный на сегодняшний момент сила способная противостоять усилению радикал-исламизма в Татарстане сознательно таким образом запугиваются и устрашаются». «Русским в Татарстане показывают место - быть пассивным сообществом, не претендующим на какие-либо свои права»,- отметил руководитель Приволжского центра РИСИ. По его мнению, «ваххабитское лобби которое присутствует в среде региональной бюрократии» стремится к тому чтобы «путём репрессий в отношении русских активистов устрашить их и тем самым дальше продвигать идеи исламизации Татарстана по радикальному пути».

-Что это? Обвинение властей Татарстана в несоблюдении федеральных законов??
И отчего сотрудник РИСИ Раис Сулейманов сделал вывод, (на основании каких фактов) что только русские (в общей массе православного вероисповедания) способны противостоять усилению, как он выразился, радикал-исламизму в Татарстане? И каким образом в Республике Татарстан сознательно запугивается и устрашается русский народ? Репрессии, какого рода применяются к русским активистам? И каким образом власти Татарстана продвигают идеи исламизации Татарстана по радикальному пути? А может все это измышления и клевета не только самого Раиса Сулейманова, но и его руководителей из РИСИ и структур приближенных к ним?

- Коль это действительно так, отчего не принимает меры прокуратура Республики Татарстан, по защите прав русского народа?

Следующая цитата Р.Сулейманова из репортажа http://www.regnum.ru/news/fd-volga/tatarstan/1598992.html
«По словам Сулейманова, для выхода на арену общественно-политической жизни Татарстана у русской городской молодежи имеются объективные предпосылки: закат субкультуры гопников, доступность интернета, где зачастую и идет самоорганизация, смена поколений ("постсоветская молодежь"), обострение этнолингвистического конфликта, реакция на рост исламского фундаментализма и национал-сепаратизма, увеличение количества мигрантов и попытки инвазии их ценностей на новом месте жительства.
"Печально осознавать, что с русской молодежью совершенно не работают региональные власти, а вся молодежная политика Татарстана сводится к поддержке татарской молодежи: в Казани регулярно проходят Дни татарской молодежи, финансируются организации типа Всемирного форума татарской молодежи или центра "Идель", создан был даже Форум кряшенской молодежи, но не предпринимается ничего для поддержки русской национально-ориентированной молодежи. Им отводится роль некой массы без роду и племени", - полагает эксперт.» - говорит о том, что по мнению сотрудника РИСИ Раиса Сулейманова власти Татарстана оказывают некие преференции исключительно татарской молодежи, при этом русская молодежь не поддерживается, что явно не соответствует действительности.
Следующая цитата из репортажа сотрудника РИСИ Раиса Сулейманова (сотрудника РИСИ) «Автопробег из зоны в мечеть» http://ati-times.tatar-inform.ru/news/society/672/, заслуживает тщательного внимания прокуратуры РТ. Так как в этом репортаже сотрудник РИСИ Раис Сулейманов фактически призывает
-К фактическому контролю исключительно за мечетями. Про православные церкви сотрудник РИСИ не упоминает, тем самым противопоставляя исламские и православные культовые сооружения, и разжигая межконфессиональную рознь, умаляя значение исламских культовых сооружений.
-К контролю за гражданами исключительно исламского вероисповедания, совершающими хадж в Саудовскую Аравию. Про граждан православного вероисповедания, направляющихся в паломничество в святые места, сотрудник РИСИ, опять же умалчивает, тем самым разжигая межконфессиональную рознь, подозревая бездоказательно в каких-то антигосударственных намерениях, исключительно граждан исламского вероисповедания.
-К созданию при ДУМ РТ специального отдела по работе с мигрантами, так как их, по мнению сотрудника РИСИ, вовлекают в различные процессы экстремисты. Но коль сотрудник РИСИ Р.Сулейманов знает о наличии экстремистов в РТ, отчего им не указываются конкретные фамилии, и места проживания? Не является ли это укрытием преступления, в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности»? Или же сотрудник РИСИ опять лжет? Как лгал и клеветал он в репортажах о прячущихся в лесах Татарстана 3000 вооруженных «моджахедах»?
А цитата сотрудника РИСИ Р.Сулейманова,
«Да, все террористические организации используют символ ислама, в том числе надпись «Нет бога, кроме Аллаха», явно увязывает, в его интерпретации, ислам и терроризм. Что не допустимо по отношению к мировой религии, и что несомненно разжигает межконфессиональную рознь. Так как у русских граждан Республики Татарстан, православного вероисповедания, не знакомыми с основами ислама, вследствие этих репортажей появляется страх и отторжение, перед исламской религией и перед гражданами исламского вероисповедания. Что недопустимо в многонациональной Республике Татарстан, так как может привести к насилию.
Таким образом, по моему мнению, сотрудник РИСИ Раис Сулейманов, невольно фактически призывает к насилию не только над людьми, совершившими какие-либо действия, выдаваемые сотрудниками РИСИ за «террористические», но и над лицами, открыто высказывающими свое мнение и суждения по отношению к исламу.
Конституция Российской Федерации, гарантируя свободу мысли и слова, запрещает пропаганду или агитацию, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, пропаганду социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства (статья 29).
Согласно ст. 7 Всеобщей декларации прав человека (Принята резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 года) все люди имеют право на равную защиту от какой бы то ни было дискриминации, нарушающей настоящую Декларацию, и от какого бы то ни было подстрекательства к такой дискриминации.
Согласно ст. 20 Международного пакта о гражданских и политических правах (Принят резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи от 16 декабря 1966 года) всякое выступление в пользу национальной, расовой или религиозной ненависти, представляющее собой подстрекательство к дискриминации, вражде или насилию, должно быть запрещено законом.
Согласно ст. 2 Декларации Генеральной Ассамблеи ООН от 25 ноября 1981 года о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений (принята Генеральной Ассамблеей ООН 25 ноября 1981 г.) никто не должен подвергаться дискриминации на основе религии или убеждений со стороны любого государства, учреждения, группы лиц или отдельных лиц. Также согласно ст. 4 данной декларации все государства должны принимать эффективные меры для предупреждения и ликвидации дискриминации на основе религии или убеждений в признании, осуществлении и реализации прав человека и основных свобод во всех областях граж данской, экономической, политической, социальной и культурной жизни.
Согласно п. 4 Постановления Пленума Верховного суда РФ № 11 "О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности" под публичными призывами (статья 280 УК РФ) следует понимать выраженные в любой форме (устной, письменной, с использованием технических средств, информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, включая сеть Интернет) обращения к другим лицам с целью побудить их к осуществлению экстремистской деятельности.
Преступление считается оконченным с момента публичного провозглашения (распространения) хотя бы одного обращения независимо от того, удалось побудить других граждан к осуществлению экстремистской деятельности или нет.
Согласно п. 7 вышеуказанного постановления Верховного Суда РФ под действиями, направленными на возбуждение ненависти либо вражды, следует понимать, в частности, высказывания, обосновывающие и (или) утверждающие необходимость геноцида, массовых репрессий, депортаций, совершения иных противоправных действий, в том числе применения насилия, в отношении представителей какой-либо нации, расы, приверженцев той или иной религии и других групп лиц.
Предусмотренное частью 1 статьи 282 УК РФ преступление считается оконченным с момента совершения хотя бы одного действия, направленного на возбуждение ненависти либо вражды, а равно на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам их принадлежности к определенным полу, расе, национальности, языку или в зависимости от происхождения, отношения к религии, принадлежности к какой-либо социальной группе.
Считаю, что вышеуказанные действия сотрудника РИСИ Р.Сулейманова содержат признаки преступления, предусмотренного ст. 282 УК РФ и являются умышленным призывом сотрудника РИСИ Раиса Сулейманова к дискриминации лиц по признаку отношения к религии и высказываемым ими оценкам и суждениям, а также к самосуду и физическим расправам над дискриминируемой группой лиц помимо или вопреки действиям и решениям государственных органов РФ.
Прошу провести проверку по изложенным выше обстоятельствам и принять решение по вопросу о возбуждении в отношении сотрудника РИСИ Раиса Сулейманова уголовного дела по ч.1 ст. 282 УК РФ, либо вынесения ему письменного предупреждения в порядке ст. 6 ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности", либо по принятию иных предусмотренных законом мер реагирования.
С уважением,

Дата……… Подпись.

Guest, 18.01.2013 в 19:34

Так ведь уже обращались в прошлом году в прокуратуру. Ответ был?

Мишәр, 18.01.2013 в 19:53

Спасибо большое за статью уважаемому ученому мужу О.Х. Кадырову. Но, к сожалению, для молодежи "многа букафф". Не осилят...

Guest, 18.01.2013 в 20:01

"Спасибо большое за статью уважаемому ученому мужу О.Х. Кадырову. Но, к сожалению, для молодежи "многа букафф". Не осилят..." Абсолютно прав уважаемый---длинные тексты не читаются, зря тут некоторые изощряются писаниями)))

Guest, 18.01.2013 в 20:16

, 18.01.2013 в 19:34
Так ведь уже обращались в прошлом году в прокуратуру. Ответ был?



Русские экстримисты пишут против татарского языка и пишут... И ведь достигли "успеха".. Принят новый закон об образовании... Отчего же и татарам не писать и писать?? Вода камень точит.
А от болтовни в инете толку мало.

Guest, 18.01.2013 в 21:08

, 18.01.2013 в 19:34
Так ведь уже обращались в прошлом году в прокуратуру. Ответ был?

[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[

Первоначально по первому заявлению ответили, что мер для принятия мер прокурорского реагирования не выявлено.
Затем при повторной жалобе тексты и репортажи Р.Сулейманова были переданы на экспертизу на экстримизм, и она не закончилась. Так как экспертиза процедура долговременная.

Поэтому необходимо (в период проведения экспертизы и решении вопроса о возбуждении уг.дела или отказе в возбуждении уг. дела), создать резонанс по разжиганию межнац. розни Сулеймановым и РИСИ. И заявлений должно быть как можно больше. Коль уголовного дела возбуждено не будет(учитывая структуры за коими скрывается педераст Сулейманов), следовательно каждый может утверждать, что принявшая православие татарка-это стопроцентная террористка, что в лесах Татарстана прячутся 3000 православных ваххабита и они координируются Р.Сулеймановым и РИСИ, и что этих православных террористов поддерживают власти РФ.. Короче будет простор для фантазий и инсинуаций не только по отношению к татарам и мусульманам, но и по отношению к русским и православным.(Уг. дела возбуждаться не будут). И все это благодаря РИСИ и педерасту Сулейманову.....
Так что пишите татары, чем заявлений будет больше тем лучше (Таковы юридические реалии). Тем более, что это наиболее законный способ по нейтрализации провокаторов типа педераста Сулейманова.

Guest, 19.01.2013 в 04:25

Разжигают Ахметов с Зайнуллиным, а Раис Сулейманов интернационалист, который беспокоиться, чтобы в Татарстане всем было комфортно и татарам и русским и кряшенам!

Аналитик, 19.01.2013 в 07:41

, 19.01.2013 в 04:25
Разжигают Ахметов с Зайнуллиным, а Раис Сулейманов интернационалист, который беспокоиться, чтобы в Татарстане всем было комфортно и татарам и русским и кряшенам!
=======
Не знаю, как насчет русских и кряшен, но насчет татар раиска точно не беспокоится. Иначе бы он давно выступил в защиту права татар на образование на родном языке, признание татарского языка вторым государственным языком России и т.д. Вместо этого провокатор Сулейманов выдумывает какие-то 3000 мифических боевиков в лесах Татарстана, чтобы оправдать настоящую оккупацию республики и силовое вмешательство с целью уничтожить республику с превращением ее в русскую область или губернию, как того давно добиваются русские шовинисты. Сулейманов - наемный провокатор, это давно всем ясно, как и то, от кого он получает сребренники за свои инсинуации.

Guest, 19.01.2013 в 14:52

Пинка под зад дать этому Раису Сулейманову и отправить с тремя буквами к его хозяевам в его сионо-израильский Кремль.

Guest, 19.01.2013 в 15:35

Просто Раис хочет развалить Россию. Очень хочет.

Guest, 19.01.2013 в 21:44

"признание татарского языка вторым государственным языком России " Ты что,Аналитик хренов, совсем оглупел?

Guest, 19.01.2013 в 23:16

Аналитик совершенно прав!
Давно уже надо было признать татарский язык вторым государственным языком России!
Татары - основной государствообразующий народ РФ, который создал российское государство за счет объединения отдельных мелких русских удельных княжеств, которые бесконечно воевали друг с другом, грабили друг друга и убивали, и если бы не татары, то они давно бы уже истребили друг друга из-за алчности, лени и нежелания трудиться, т.к. привыкли жить только грабежом!
Но татарам лучше всего жить отдельно от грабителей, в своем государстве!

Аналитик, 20.01.2013 в 00:05

Если 200 тысяч русских в Литве заслуживают второго государственного языка - русского, то татары, которых в России 6 миллионов, то есть в 30 раз больше, тем более заслуживают второго государственного языка - татарского !

Guest, 20.01.2013 в 13:46

А чем башкиры хуже татар? Они тогда тоже потребуют признать их язык государственным!Так же поступят и другие народы многонациональной нашей страны.

Ленар(Татар), 20.01.2013 в 18:25

Раиска-манкурт!Самый настоящий!А еще разжигает в Татарстане межнациональную рознь!И это статья!И он должен сидеть!

Guest, 21.01.2013 в 16:43

Сулейманов разжигатель межнациональной и межрелигиозной вражды. Он это знает, и ему это нравиться

Guest, 21.01.2013 в 19:30

, 21.01.2013 в 16:43
Сулейманов разжигатель межнациональной и межрелигиозной вражды. Он это знает, и ему это нравиться

хххххххххххххххххххххххххххххххх

Более того, он за это деньги получает.
Так как задача ФСБ, РИСИ и иных подобных структур-вызвать ненависть к исламу у граждан русской национальности в татарском государстве.

Guest, 21.01.2013 в 23:41

Раис представляет силы, которые объективно сознательно или по невежеству хотят развалить Россию. Ну как взрывать и поджигать армейские склады, после того, как там все уже украли.

Guest, 21.01.2013 в 23:43

Бессмысленно делать из мусульман в России образ врага. Слишком мощная религия. Это все равно, что плевать против ветра.

Guest, 22.01.2013 в 03:06

Вы очень точно выразились, Ислам - это слишком мощная религия!
Как бы не старались шовинисты - исламофобы бороться с Исламом, у них ничего не получится!!!
Ислам - это Истинное Божье Слово, выше него ничего нет и никогда не будет!
Поэтому опорочить его, и победить никому не удастся, т.к. Ислам защищен от посягательства Самим Всебышним Господом миров - Аллахом!!!

Guest, 22.01.2013 в 08:50

"Ислам - это слишком мощная религия!" О да!!! Уже в Лондоне исламская полиция появилась. К прохожим пристаёт.

Guest, 27.01.2013 в 22:07

Все статьи опубликованные Раисом, голая правда!!!!!
Достаточно почитать ваши коменты в этой газетенке и видишь, что он практически на 99,9% ПРАВ!!!! Чем больше и озлобленней на него крыситесь, тем больше фактов и аргументов не только у него, а и у НАС против вас!!!!!
Россия едина и не делима и вам не по зубам, со всеми вашими большими и маленькими ханами!!!!