15 июня 2018 г. независимая общественно-политическая газета
Главная Общество Полпред (ч.5)
Рубрики
Архив новостей
понвтрсрдчетпятсубвск
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      

Полпред (ч.5)

27 мая 2018 года
Полпред (ч.5)

     Истоки булгаризма

     Во время одной из русско-турецких кампаний Петр I со своей армией был окружен у реки Прут османским войском, полностью состоявшим из крымско-татарских подразделений. Петру I грозил плен, но спас огромный выкуп. После переговоров с русскими Мехмед-паша выпустил Петра I со свитой из окружения. Сторонниками был подписан соответствующий договор о временном перемирии.
     В эти времена Петр I уже призывал в регулярную армию урало-поволжских татар. Участие в составе русской армии татарских воинов в сражениях против татарских войск Османской империи противоречило логике военной пропаганды, и поэтому встал вопрос возможного пересмотра этнического названия российских татар. (По этой же причине татарская конница в русской армии в 1798 – 1861 гг. была официально названа башкиро-мишарским казачеством.)
     Досконально изучив эту проблему, Петр I в 1722 году приехал в Булгар, дал указание казанскому губернатору, чтоб начали восстановление древних памятников. В то же время он поручил применять к носителям этнонима «татар» самые суровые притеснения. Но в Булгарском городище памятников булгарского периода не было. Поэтому стали восстанавливать и реставрировать здания, сооружения и надмогильные камни татарского золотоордынского периода XIII - XIV веков, приписывая их к булгарам. По заданию царя с этими «булгарскими» памятниками начинают проводить соответствующую работу ученые-историки из С.-Петербурга. С этого периода (XVIII в.) зародилась теория о происхождении волжско-камских татар от булгар. Даже разработчик первой цельной истории татарского народа в XIX веке Ш. Марджани, будучи действительным членом научного сообщества Казанского императорского университета, вынужден был учитывать эту официальную концепцию.
     Но булгаризм как фактор идентификации не укрепился среди татар. Даже в начале XX века, когда революционные события дали право на самоопределение, о булгарском варианте никто и не вспомнил. Рассматривались варианты создания Всероссийской национально-культурной автономии мусульман Европейской части и Сибири, штата «Идель-Урал», «Татаро-Башкирской Республики», которые закончились созданием отдельных республик: Башкортостан в 1918 году и Татарстан в 1920 году.
     Почти забытая теория булгаризма получила очередной политический импульс из центра только во время Великой Отечественной войны Постановлением ЦК ВКП(б) от 09.08.1944 г., наверное, опять в связи с крымскими татарами - на этот раз в связи их депортацией. (Официальная версия принятия постановления - издание дастана «Идегей» о Золотой Орде.)
     Булгарское городище для современного татарского народа постепенно становится памятником архитектуры золотоордынского периода и священным местом российского традиционного ислама.

     Н.М. МИРИХАНОВ,
август 2005 г.
    

 

     Байки от полпреда

     Многие уже знают, что полпред Республики Татарстан в РФ Назиф Мириханов неплохо выступает с речами на любые темы, может написать глубокомысленную, чаще острую, статейку, но, мало кто знает его как интересного рассказчика, потому что в мероприятиях с участием высоких гостей и в шумных компаниях он больше слушает. Я тоже люблю его слушать, как пресс-секретарь полпредства.
     Вот некоторые байки, основанные на реальных событиях, от Назифа Мириханова.

     Президенты

     В годы, когда Б.Н. Ельцин работал на даче с документами, М.Ш. Шаймиев побыл у него, подписал кучу документов и поехал в Кремль к А.С.Волошину - руководителю администрации президента РФ, чтобы дать ход подписанным письмам. После основной работы я вышел в приемную, оставив руководителей для разговора тет-а-тет. За это время дверь несколько раз открывал сухощавый, небольшого роста, светленький молодой человек и спрашивал: «Не освободился ли еще Волошин?». Потом он решил подождать, присел рядом со мной к журнальному столику. Пообщались о погоде в Казани, о передаче, которая шла в этот момент по телевизору, о том о сем. Вышел Минтимер Шарипович, мы оба встали. В коридоре Шаймиев между прочим спросил, кто со мной был рядом. Я сказал, что новый заместитель Волошина, назвал фамилию. Минтимер Шарипович молча принял эту, малозначащую тогда, информацию, и мы зашагали к выходу. Так состоялась первая мимолетная встреча президента Республики Татарстан М.Ш. Шаймиева с будущим президентом Российской Федерации В.В. Путиным.    

     Он сам такой

     В первые годы работы полпредом в близких к президенту Республики Татарстан кругах я иногда подвергался критике как националист. В один из таких моментов Минтимер Шарипович пошутил: «Да не националист он, он сам такой». Так я остался самим собой не только среди своих, но и в общении с федералами.

     Пушкин

     Ехали мы как-то с Минтимером Шариповичем в машине по Москве в сторону Кремля. Президент неожиданно спросил:
     - Александра Сергеевича знаешь?
     - Пушкин, - тут же автоматически выпалил я по давней школьной привычке и зная обычную многогранность вопросов Шаймиева. Заметив, что мой ответ не в точку, быстро поправился:
     - Абрамов.
     Реакция президента была адекватной создавшейся ситуации:
     - К первому у меня вопросов нет. А со вторым - соедини...    

     Клинтон

     Работа полпреда считается отчасти дипломатической, которая требует знания английского языка. А у меня немецкий в советском формате: школа, вуз. Это несоответствие мне ни разу не помешало, кроме одного случая.
     Когда на приеме в Кремле в честь юбилея президента РФ в отставке Б.Н. Ельцина мы ходили среди многочисленных гостей, М.Ш. Шаймиев, заметив бывшего президента США Билла Клинтона, захотел с ним пообщаться и спросил насчет моего английского.
     Я дал отрицательный ответ, Минтимер Шарипович расстроился. Так я единственный раз подвел своего президента.    

     Псевдоним

     Со временем сотрудники Федеральной службы охраны в Московском Кремле начали узнавать меня в лицо и, не утруждая себя произношением моей фамилии, по внутренней связи начали докладывать друг другу: «Шаймиевский прибыл», «Шаймиевский прошел», «Шаймиевский к вам пошел» и т.п. Так я получил почетный для себя псевдоним - Шаймиевский. Изредка при обращении ко мне этим псевдонимом пользовались и высокопоставленные лица.

     Рафис ИЗМАЙЛОВ.
     (Газета «Татарские края»,
Казань, №11, март, 2005 г.
     По случаю 70-летия М.Ш. Шаймиева
повторно опубликованы в газете
«Республика Татарстан», 20.01.2007 г.)

    

     Предложения по развитию отношений между Республиками Татарстан и Башкортостан
(в порядке подготовки соответствующей конференции при поддержке академика РАН и АН РТ, бывшего президента АН Башкортостана Р.И. Нигматуллина)

     Современные татары и башкиры, как и некоторые тюркские народы Российской Федерации, являются производными от одного исторического тюркского (тюрко-татарского) золотоордынского суперэтноса.
     Башкиры, как самые близкие родственники современных татар, сохранили элементы кочевой культуры, а татары сегодня представляют в основном оседлую жизнь. Только в симбиозе этих двух начал в культуре и двух диалектов в языке сила наших народов. Без башкир у современных татар не может быть полноценной истории и культурного наследия, а без татар башкирам будет трудно идентифицировать себя в прошлом, настоящем и будущем. Взаимодействие на современном этапе должно быть построено на основе принципа: «Две республики - один народ, один народ - две ветви».
     Исходя из этого предлагается:
     1. Не политизировать, а по возможности минимизировать конфликтные выступления друг против друга татарских и башкирских националистов в Башкортостане и Татарстане.
     Основной проблемой наших народов является не взаимная башкиризация и татаризация, а общая тенденция потери родных национальных языков. Только объединив усилия, как самые близкие родственные тюркские народы, мы сможем противостоять процессу ассимиляции, исчезновению.
     2. По возможности в отчетность и лексику ввести понятие «татарский и башкирский народ». Например, татар и башкир в Российской Федерации 6,8 млн. чел., в т.ч. татар 5,5 млн. чел., башкир 1,3 млн. чел.
     3. Сохранить и развивать общее достояние двух народов в культуре, гуманитарной сфере: татаро-башкирские песни и пляски, татаро-башкирскую литературу, татаро-башкирский сабантуй, татаро-башкирскую борьбу и др. Не допускать их разделения на татарскую и башкирскую - такой подход приведет только к ослаблению обоих народов.
     4. Ученым двух республик приступить к работе по сближению и унификации существующих алфавитов татарской и башкирской письменности с целью создания единого алфавита.
     5. В учебники татарского языка включить сведения о башкирском языке, а в учебники башкирского - о татарском языке, как о ближайших родственных тюркских языках.
     Рассмотреть возможность открытия татаро-башкирских и башкиро-татарских учебных заведений.
     6. Ученым двух республик вести постоянные консультации по разработке ассоциированной (взаимоувязанной) концепции истории татарского и башкирского народов.
     7. Активизировать обмен опытом и совместную работу в республиках в области реализации национальной политики и законов о языках.
     8. Вести согласованные взаимоотношения с соседними регионами Российской Федерации, а также с Республикой Казахстан в рамках подписанных международных договоров РФ.
     9. Принимать совместное участие в научно-исследовательских разработках российской науки в области этнологии и истории, разработке стратегических документов федеральными структурами по развитию федерализма в России и формировании Евразийского союза.
     Предлагаемая тематика выступлений:
     1. Глобализация и этносы. Консолидация родственных народов - естественная реакция на процесс глобализации.
     2. Усиление межрегионального экономического сотрудничества - мировая тенденция.
     3. Два народа - одна культура. Две республики - один народ.
     4. Сотрудничество в сфере образования: общие учебные заведения, общий алфавит.
     5. Разработка общей исторической концепции.
     6. Сотрудничество между Всемирным конгрессом татар и Всемирным курултаем башкир, Федеральной национально-культурной автономией татар и Федеральной национально-культурной автономией башкир.
     7. Объединение татарских и башкирских национально-культурных автономий и других общественных организаций в регионах Российской Федерации и за рубежом.

     Н.М. МИРИХАНОВ,
март 2009 года.

     На снимке: Назиф Мириханов.

 


Комментарии (0)