15 июня 2018 г. независимая общественно-политическая газета
Главная Общество Полпред (ч.3)
Рубрики
Архив новостей
понвтрсрдчетпятсубвск
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      

Полпред (ч.3)

6 апреля 2018 года
Полпред (ч.3)

     Об этнической самоидентификации татар. Краткая классификация


     Как говорят ученые-этнологи, нет постоянных этносов, есть только процесс этногенеза как одно из явлений биосферы земли. В этом процессе народы рождаются, растут, проживают зрелую жизнь, стареют и умирают (как правило, становятся генетическим материалом для других народов). Как любое живое создание природы, народ наделен инстинктом самосохранения, он хочет продлить свою жизнь, свой род и развиваться для занятия достойного места среди себе подобных. В самосохранении и развитии народа важнейшее место отводится его этнической самоидентификации, которая подвержена внешним и внутренним, объективным и субъективным факторам влияния.
     По моим наблюдениям, среди современного татарского населения Российской Федерации имеются следующие направления этнической (субэтнической) самоидентификации (приводятся по степени распространенности): татаризм, этнический сепаратизм, исламизм, тюркизм, татрусизм, манкуртизм, космополитизм, татарстанизм, россиянизм, евразийство, тюрко-славистика, русизм. Кратко рассмотрим базовые принципы каждого направления в отдельности:
     Татаризм. К счастью, является доминирующей этнической самоидентификацией среди современных татар. «Мы - татары: были, есть и будем татарами!». Сумбур в татаризм вносит отсутствие общепринятой этнологами и историками точки начала формирования современных татар. Ею, на наш взгляд, является XIII век, когда тюркские народы, вошедшие в состав Золотой Орды, получили общий политоним, в последующем ставший этнонимом «татары». Нашим доисторическим, дотатарским периодом является Тюркский каганат и образовавшиеся в результате его распада тюркские государства, в т.ч. Дешт-и Кипчак (Половецкая степь), Волжская Булгария, Хазария (VI - XIII вв.). Нужно четко разделить историю современных татар от истории этнонима (названия) «татар», который еще в доисторическое время применялся на Дальнем Востоке по отношению к соседям Китая. Попытка проложить этническую связь с этими древними татарами только запутывает прагматическое сознание и клиповое мышление современного татарина. К тем древним татарам мы имеем такое же отношение, как русские к шведам (варягам-роусам), которые привнесли славянам-венедам этноним «русы».
     Этнический сепаратизм. Имеет лозунг: «Мы - не татары, а булгары, кряшены, мишары, крымлы и т.п.». Происходит от негативной оценки роли татар в Российской официальной евроцентристской истории и имеющего место быть, из-за этого, негативного отношения к татарам в современном российском обществе. Этнический сепаратизм - это страусиная политика, ведущая в никуда.
     Исламизм. Имеет радикальный лозунг, отрицающий этничность: «В исламе национальностей нет, мусульмане - братья!». К счастью, радикальный исламизм среди татар не имеет большого распространения. Татары в основном называют себя этническими (татарскими) мусульманами и специфически совершают религиозные обряды как татарские национальные традиции. Иногда до такой степени, что начинают путать национальность и религию.
     Тюркизм. Теория общности истории, языка, культуры тюркских народов Российской Федерации и внешнего тюркского мира, куда относятся и татары. Основатель - Исмаил Гаспарлы (начало XX в.), крымский татарин.
     Татрусизм. Теория очень сомнительная, базирующаяся на возможности формирования русскоязычных татар как нового этноса. Пока на свете кроме русских нет никакой русскоязычной национальности, кроме русскоязычной переходной массы инородцев. Столетиями потомки нерусских народов, потерявших свой язык в русской среде, со временем становились русскими. К сожалению, этот конвейер в татарской среде продолжает свою работу.
     Манкуртизм. Мировоззрение человека без рода, племени, национальности. Термин ввел Чингиз Айтматов - великий сын киргизского и татарского народов.
     Космополитизм. Близок к манкуртизму. Сторонники этого подхода приписывают себя к землянам и самоопределяются как человек Вселенной: «Мне все равно, к какой национальности я отношусь, мне в любой точке мира комфортно!», - говорят они. Эта точка зрения встречается среди крупных бизнесменов, ученых, международников, эмигрантов - т.е. среди относительно развитой части этноса. При определенной работе их можно склонить к татарской идентичности.
     Татарстанизм. Социально-земляческое региональное самоопределение выходцев из Республики Татарстан без акцентирования внимания на этнической принадлежности. Ментальность татарстанцев - русско-татарская, язык - русский с татарскими словами и оборотами. Значительная часть русского населения Татарстана является приверженцем татарстанизма. Они себя называют «татарстанцами» и особо не возражают, когда их за пределами республики иногда называют «татарами». При определенных исторических этнополитических условиях «татарстанец» (как «дагестанец») может перерасти в этническую идентификацию.
     Россиянизм - существующая общегосударственная теория и практика формирования единой исторической общности - россиян (читай «русских»), нации-государства. Возник после распада СССР взамен политонима «советский», опасен принудительной ассимиляционной политикой по отношению к нерусским народам Российской Федерации, подпиткой русского шовинизма и национал-патриотизма, русификацией неправославных религий («русский ислам» и т.п.).
     Евразийство. Базируется на теории «особого пути» развития России. Основными этническими составляющими в национальном вопросе евразийства являются славяне, тюрки и финно-угорские народы при доминировании русских и православной религии, с чем современные татары согласиться не могут. Татар и евразийцев объединяет только взгляд в прошлое, согласно которому Россия есть преемник Золотой Орды. Евразийство базируется на идеологической основе, разработанной в 30-е годы прошлого века русскими учеными-эмигрантами, и подлежит серьезному пересмотру с учетом современных реалий.
     Тюрко-славистика. Одно из направлений евразийства, выдвигающее теорию единства происхождения тюрков и славян, татар и русских еще со скифских, антских времен. «Да, скифы мы, делить нам нечего!». Татары согласны с этим подходом при равных правах дальнейшего языкового и культурного развития.
     Русизм. Базируется на том, что слово «русский» является не именем существительным, а прилагательным. Мол, в недавнем историческом прошлом мы были русскими (варяжскими) венедами-славянами, русскими тюрко-татарами, русскими мерянами, русскими финнами и т.п. Русский якобы - это не национальность, а новый политоним молодого государствообразующего народа Российской империи.
     Считаю, что татарским ученым, политикам, руководителям общественных организаций необходимо учесть все течения, происходящие в процессе этногенеза современных татар при работе по консолидации татарского народа, формировании концептуальных документов по его дальнейшему развитию, решении межнациональных вопросов, подготовке и проведении переписи населения.

     Н.М. МИРИХАНОВ.
     01.02.2004 г.


Комментарии (2)
Guest, 07.04.2018 в 20:58

ЗАКИ ВАЛИДИ, 07.04.2018 в 05:28
=================================
Башизм, основанный на покорном служении русскому империализму и позиционировании себя как верного слуги Москвы, является разновидностью политической проституции. Они себя позиционируют как противовес татарскому сепаратизму, т.е. стремления независимости и свободе. Башисты стремятся быть верными русскими рабами, рассчитывая на какие-то бонусы, а результате получают только презрение от своих московских хозяев. Но большего они и не заслуживают.

Кунак, 07.04.2018 в 21:15

Куда смотрят админы? Дремлют.