2 марта 2024 г. независимая общественно-политическая газета
Рубрики
Архив новостей
понвтрсрдчетпятсубвск
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
       

Полифем

20 октября 2013 года
Полифем

     Как известно, Одиссей, вызвавший гнев бога морей Посейдона, долго скитался по безбрежным волнам без пищи и воды и вот. Когда уже и надежды стали угасать, судьба или фортуна (это слово употребляется в смысле «повезло» в отличие от первого) забросила его на остров циклопов. Остров был богат на фрукты и живность, красив и уникален. В поисках более существенного путники набрели на пещеру и нашли там много всяких припасов. Они радостно принялись, мягко говоря, хозяйничать, зажарили барашка, вытащили вино, и вдруг явился хозяин. Это был великан, циклоп с одним глазом на лбу, сын Посейдона и нимфы Фоосы по имени Полифем. Он вначале был удивлен появившимся в его пещере странникам и потом после некоторого объяснения с их царем Одиссеем неожиданно и, страшно сказать, на их глазах съел одного из греков. Ужас охватил спутников Одиссея, они обнажили мечи, готовые постоять за себя. Бежать было некуда, циклоп закрыл вход огромным камнем, что окончательно привела всех в отчаяние. Вся команда не смогла его сдвинуть. Одиссей спросил, почему он так жестоко поступил и погубил невинного человека вопреки законам гостеприимства, на что циклоп ответил, что на их острове нет никаких законов и они делают то, что хотят, и пообещал и дальше съедать их. Тогда у Одиссея созрел хитрый план. Он напоил одноглазого великана вином и, когда тот заснул, проколол ему острым колом единственный глаз. Полифем взревел от боли и стал метаться по пещере. Но овцы блеяли, и он вынужден был отвалить камень, загораживающий выход из пещеры. Путники спрятались под шкурами баранов и, несмотря на попытки циклопа найти их, благополучно ускользнули из лап монстра. Полифем стал звать на помощь своих братьев, те прибежали и на вопрос, кто ослепил его, тот твердил только одно слово – «никто». Так назвал себя Одиссей. «Никто ослепил меня». Те пожали плечами и разошлись, подумав, что их братец тронулся умом. Вот так вкратце излагается древнегреческий миф из поэмы Гомера «Илиада».
      Вы спросите, какое это имеет отношение к сегодняшнему дню, эпохе высоких технологий и цифровых коммуникаций. Конечно, можно смотреть на этот миф как на сказку или фильм А. Михалкова-Кончаловского «Путешествия Одиссея» и вообще на мир, особо не заморачиваясь. Этот миф чрезвычайно актуален в наше время. В нем отражается непримиримый, глубинный конфликт между варварством и культурой, между сознанием и подсознанием, между отцом и сыном, убивающим властного и деспотичного отца. Современные потомки Полифема, не имеет значения, мужского или женского пола, поменяли только внешний вид, форму. Но, по сути, они такие же жестокие и не ведающие нравственных законов каннибалы, как их античный предок. Их ненасытное эго-убийца живет по одной им ведомой программе – лозунгу «Наслаждайся! Лови кайф. Бери от жизни все».
      Что же противопоставил Одиссей этому получеловеку, говоря современным русским языком, отморозку? Только одно – интеллект, разум, моральное сознание, дух. Это божественная черта Адама, созданного по образу и подобию Бога. Конечно, Бог не похож на физического человека с руками и ногами. Бог – это Дух Святой. Царь Итаки назвал себя «Никто». Это очень близко или чисто христианское смирение своего я в отличие от бессердечных гордецов, которые хотя и способны говорить, но абсолютно не способны воспринимать советы, рекомендации, инструкции и не ведают, что творят, фанатично, параноидально упертые в своей идее фикс, или каком-нибудь фетише, или так называемой «правоте», или чреве и тщательно обожаемом здоровье. Полифемизация, то есть погружение и пребывание пусть даже в красивое и дорого одетое тело самого себя, дипломом о высшем образовании, которое окаменело чувствами и глухо к страданиям других людей, неумолимо ведет к энтропии внутреннего мира, к нарциссизму, самовосхвалению, патологическому яканью. Причем не важно, циклоп может быть и хорошим семьянином, журналистом, дипломатом, госслужащим. Одно только характерно: «Я вот такой особенный и живу, как хочу, и точка». XX – XIX век породил еще один вид полифемов – стерв. Эти страшнее мужиков. За их внешней женской красотой таится расчет и это постоянное жужжание «моя жизнь», день и ночь они думают, как выкачать деньги, озабоченные своим эпидермисом и скукой, не знают ни жалости, ни милосердия, а любовь для них всего лишь эректильная функция. Вот так живешь-поживаешь, детей нарожаешь, учишь добру, а счастья нет. Проведя генетический анализ, вдруг открываешь истину, что твоя вторая половина -циклоп. Бытие и сущность циклопа – пожирать, причем сознательно, невинных между людьми. Наступает такой момент, когда она или он получает кол в глаз и тогда выскакивает на крыльцо и орет что есть мочи: «Этот сделал меня несчастной, Этот обокрал меня, разлюбил меня и т.д. Да только этого мало. Мужчина, если он Одиссей, а не съеденный бифштекс, поднял уже паруса и спешит к Пенелопе, туда, где добро и милосердие.
      Современные полифемы – это вовсе не великаны на острове циклопов. Это сверхэгоисты, независимо от уровня счета в банке, живущие в своих суперпещерах или хрущевках, жестокие, презирающие закон и Божьи заповеди, презирающие и пожирающие людей, шепчущие «хочу – хочу». И кто в этом виноват. Никто?
 

Р. ЛЮКМАНОВ.


Комментарии (0)