27 ноября 2024 г. независимая общественно-политическая газета
Главная Общество Под одну гребенку
Рубрики
Архив новостей
понвтрсрдчетпятсубвск
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Под одну гребенку

7 декабря 2012 года
Под одну гребенку

     Несомненно, муфтий Республики Чувашии и города Москвы, член Общественной палаты РФ Альбир Крганов является одним из лидеров мусульманской уммы России. Встретившись с ним, мы попросили его прокомментировать последние события в духовной жизни нашей страны.
      – Совершенно недавно на просьбу мусульман столицы в строительстве мечети мэр Москвы Сергей Собянин ответил, что мечеть в столице нужна только мигрантам. Как вы на это смотрите?
      – Во-первых, Сергей Семенович ответил не так однозначно. Этот вопрос остался открытым. Он лишь обозначил плюрализм мнений. На сегодняшний день в целом, и не только в Москве, отношение к мигрантам, приехавшим к нам работать из других стран, во всех крупных городах не совсем положительное. Даже можно сказать, что отношения обостряются. Подводя итог своей работы двух лет на таком ответственном посту, Собянин сделал вывод, что на сегодняшний день, по неофициальным данным, в Москве проживает 2,5 миллиона мигрантов. Мне приходилось с ним несколько раз встречаться. На встрече мы обозначили, что данная проблема нас тоже беспокоит. Сегодня процесс приезда многочисленных мигрантов для работы в города начал влиять и на религиозную жизнь.
      Если раньше отношения между народами, живших бок о бок сотни лет, были дружескими, то сегодня желание больших групп мигрантов жить по своим обычаям и традициям, со своим укладом жизни, причем не всегда подчиняющимся законам страны, порождает непонимание и неприязнь со стороны местных жителей. И мнение о том, что «мусульмане все такие» переходит и на нас, на татар. Поэтому нам необходимо найти взаимопонимание с администрацией Москвы и других городов. Понятно, мы храним свои традиции – свою религию, свой язык и свои обычаи. Тем не менее мы не должны дистанцироваться от народов, рядом с которыми живем и к которым уже давно привыкли. Однако некоторые политиканы пытаются всех нас сгрести под одну гребенку. Собянин не говорит, что мечети совсем не нужны. Большинство из тех, кто приходит в московские мечети на намазы и праздники, это гости столицы. С этим можно согласиться. Поэтому сложно не согласиться с той его идеей, что необходимо строить мечети на окраинах города. Согласен, в самом Подмосковье мечетей тоже не хватает. Мусульмане, приехавшие из окраин города и области, не помещаются в мечети. Поэтому большинство из них пытаются попасть в центральную мечеть. Эту проблему необходимо решить, собрав за столом представителей религиозных организаций и общин, государственных органов, общественности и прийти к решению, которое удовлетворило бы их всех.
      – Проверяли ли в Общественной палате проект государственной национальной стратегии России?
      – В Общественной палате я занимаю должность председателя комиссии по делам межнациональных отношений и свободы вероисповедания. Этим вопросам там уделяется огромное внимание и значение. В проект этой стратегии мы планируем включить пункт создания образовательной программы, которая помогала бы формировать позитивный образ мусульман. Необходимо вести разностороннюю работу для того, чтобы популяризировать положительный образ народов, живущих в России и исповедующих ислам. Доведение до широкой общественности имен выдающихся татарских деятелей, литературных произведений видных писателей стало бы серьезным подспорьем в этом деле. Россия – федеративное государство. Политики не должны забывать об этом. Недавно на встрече с представителями общенационального фронта президент России Владимир Путин отметил: «Необходимо уделять большое внимание религиозной составляющей, государственные органы тоже не должны оставаться в стороне, однако в то же время не нужно забывать о том, что Россия - светское государство. Сколько людей, столько и мнений. Вот, понимая это, необходимо стараться во благо нашей страны, во благо создания условий, комфортных для всех.
      – Совсем недавно в Ставропольском крае случился инцидент, когда девочек в хиджабах не допустили к урокам в школе.
      – Да, такая проблема существует. Если, с одной стороны, она и кажется мелкой и не заслуживающей внимания, то с другой, вопрос одежды и внешнего вида – очень щепетильный вопрос. Раньше в школах существовала единая унифицированная форма для учеников. Это дисциплинирует детей. У девочек были темные платья с длинными рукавами, поверх которых они надевали белые фартуки. Это было красиво. И нет никакого вреда, если в дополнение к такой форме повязать какой-нибудь красивый пестренький платок. Действительно, вопросы хиджаба в шариате четко обозначены. Однако возникает какое-то чувство беспокойства, когда видишь девушку, полностью завернутую в черные одеяния. У нас государство, в том числе и школа – светское. Необходимо помнить об этом и не переусердствовать. Возможно, необходимо взять и одну из школ сделать мусульманской и разрешить посещать ее в платках и хиджабах. Нужно без эмоций, рассмотрев все правовые стороны этого вопроса, прийти к единому мнению. Вот, к примеру, Турцию называют мусульманской страной. Там сто тысяч мечетей. Несмотря на то что она считается передовой европейской мусульманской страной, посещение официальных учебных заведений – школ и университетов – в платках и хиджабах там запрещено. Поэтому не нужно спешить выказывать свое недовольство государству. Вот, в школы ввели предмет по основам мировых религий. Хвала Аллаху, у нас есть возможность работать цивилизованно.
      – Совсем недавно в Уфе прошел девятый курултай ЦДУМ. В ходе курултая были внесены изменения в устав, на основе которого предусмотрено проведение съезда один раз в двенадцать лет. Не слишком ли это большой промежуток времени?
      – Да, я принимал участие в работе этого съезде. Там прозвучали разные предложения. Верховный муфтий, наш уважаемый Талгат-хазрат руководит ЦДУМом уже 32 года. Он действительно предложил проводить съезд управления в таком масштабе один раз в двенадцать лет. Собравшиеся с его предложением согласились. Они сказали, что мы и в Булгаре каждый год встречаемся. Если возникнет необходимость, мы можем посоветоваться и посовещаться, собрав мухтасибов и ахундов. Приняли решение о создании при ЦДУМ организации, объединяющей мусульманскую молодежь под названием «Гибадуррахман», т.е. рабы Аллаха. Я считаю это своевременным решением. Мы сегодня должны всяческими разнообразными способами заинтересовывать нашу молодежь. Если коснуться других изменений, например того, что я больше не являюсь первым заместителем, то нужно относиться к этому совершенно спокойно, т.к. мы живем в демократическом государстве, смена власти – это нормальный, естественный процесс, здесь нет места сенсациям и удивлениям. Нужно всем дать возможность проявить себя.
      – В начале декабря в Казани состоится очередной съезд Всемирного конгресса татар. По вашему мнению, в каком направлении нужно работать, решение каких проблем выводить на первый план для того, чтобы сохранить и способствовать росту татарского народа? На какие недостатки обратить особое внимание?
      – Съезда ждем с нетерпением, с удовольствием поедем. Меня избрали делегатом от Чувашии. Съезд для нас – это возможность побывать в Казани, пообщаться со своими соплеменниками. Его в любом случае необходимо проводить. Конечно, мы ждем, что будут приняты продуктивные решения. Мы все любим свой народ. Все родились татарами и умрем татарами. Вопросы сохранения нации на митингах и на улице не решаются. Нам необходимо побольше людей, которые отстаивали бы интересы своей нации, опираясь на букву закона и нормы Конституции. Накопившиеся проблемы можно решить за столом переговоров с федеральной властью. Необходимо взрастить людей, способных на это. Например, необходимо создать в Казани школу лидера. Там можно было бы обучать не только татар, но и представителей других народов. Казань – это город, в котором уже двести лет есть университет. Сегодня нам необходимо подготовить как можно больше специалистов, способных решать наши проблемы, опираясь на здравый смысл и ум.
      – Во время очередного собрания в Булгаре Талгат-хазрат предложил Минтимеру Шаймиеву стать председателем ЦДУМ.
      – Эта идея муфтия, несомненно, правильная. Многие не до конца поняли ее смысл, сразу же выступили против. Таджутдин неспроста обратил свое внимание на личность такого уровня – с колоссальным опытом и мудростью. Это не означает, что нужно сделать из него имама, надев на него чапан и чалму. Он личность, которая объединяет. Если бы тогда мы встретили понимание с его стороны, то это, несомненно, пошло бы нам только на пользу. Люди, не совсем проникнувшиеся этой мыслью, в будущем, думаю, поймут нас. Наш муфтий - очень дальновидный человек. Но Минтимер Шаймиев не взял на себя такую ответственность. Время покажет.
      – Некоторые хотят видеть Минтимера Шаймиева председателем Всемирного конгресса татар.
      – Этот вопрос должен решить сам конгресс. Поставив во главе ВКТ политическую фигуру, не свяжем ли мы по рукам и ногам всех его деятелей?! У Минтимера Шариповича и так очень серьезная и ответственная должность государственного советника. Он ее очень достойно несет. Он мудрый человек, он сам должен озвучить свое видение ситуации.
      – Редактор газеты «Звезда Поволжья» Рашит Ахметов предлагает назначить Минтимера Шаймиева вице-президентом Российской Федерации. Как вы на это смотрите?
      – Я не могу так сильно углубляться в политику. Наша страна очень многонациональна. Не станут ли возмущаться другие народы, что назначили татарина, а не представителя их национальности? Я не думаю, что что-то изменится, назначь Путин своим заместителем татарина. Я не думаю, что, назначив вице-президентом страны татарина, что-то особенно изменится.
      – Сегодня у многих на слуху такие словосочетания, как «традиционный ислам», «татарский ислам», «бабаизм». Какое из этих определений наиболее подходящее? 
      – На мой взгляд, проблема очень простая. И среди ученых возникают разногласия. Мы разговариваем на языке, понятном простому народу. Сегодня как мусульмане, так и все остальные понимают под традиционным исламом ту форму исповедования религии, которая сложилась в нашей среде. А ту форму, которая нам непонятна и пришла извне, они понимают как нетрадиционную. Совершенно ясно, что с академической точки зрения таких разделений быть не может. Ислам - он един. Называя ислам традиционным, мы тут же наталкиваем людей на мысль, что существует и нетрадиционный ислам. Однако, переходя на простой язык, мы употребляем данный термин.
      – Но вот русские же присвоили православие, назвав Православную церковь русской. Почему бы и нам не называть ислам татарским?
      – У нас история немного другая. В русском государстве так сложилось, чуть ранее православие называлось греческой религией. Называть ислам татарским было бы не совсем правильным.
 

Беседовал
Рашит МИНХАЖ.


Комментарии (8)
Рафаэль, 07.12.2012 в 15:19

Как только человек попадает в каферское окружение начинает тухнуть .

Усал Татар , 07.12.2012 в 18:15

Вроде Кырганов не глупый человек .А до сих пор не понял что для русских псевдо христиан ,соблюдающий мусульман это враг номер один .И не важно для них какой они национальности будь то Татар или Узбек . Видимо зеленный еще !

Guest, 08.12.2012 в 00:32

Да, очень скользкий тип, этот Альбир Крганов, сразу видно!
Такой же марионеточный священник, как и Талгат Таджутдин!
Тоже, видимо, как и Талгат Таджутдин, исполняет роль муфтия, а на самом деле только вредит Исламу!
Надо было интервью брать не у марионеток, а у настоящих, искренних, честных и очень умных муфтиев - Шамиля Аляутдинова, Равиля Гайнутдина, Ильдара Аляутдинова!!!
А так читать глупости, направленные против мусульман не интересно!!!

Гаярь Искәндар, 08.12.2012 в 01:03

Не говорите глупостей! Москвичи доверяют Альбиру Крганову и надеются, что он сможет изменить ситуацию. А это непросто - здесь надо уметь договариваться со всеми, кто тебя окружает, даже с недоброжелателями.
Его родную деревню Шыгырдан, для которой Альбир хәзрәт немало сделал, вместе с Урта Әләзән и Гали Президент Татарстана поставил в пример на своем вчерашнем выступлении на Конгрессе татар: http://www.tatartime.com/?p=11863.

критик, 08.12.2012 в 10:18

насколько мне известно на днях и в турции сняли запрет на платки в общественных местах в том числе и в школах это во первых а во вторых мусульманин в своих поступках следует предписаниям книги Аллаха и сунны пророка и турция тут какая бы она не была мусульманской или еще какой то кстати турция это откровенно светское гос-во не может быть примером,да и еще этот крганов еще один факт попутал турция это не европа в ЕС ее не приняли

Guest, 08.12.2012 в 19:40

Альбир Крганов, как известно, - это соратник раиса сулейманова, яны амелиной, талгата таджутдина, файзова!
Это все сплоченная команда пламенных и яростных борцов с татарами, мусульманами и Исламом!
Это их работа!
Удивительно, что редакция публикует такие интервью, хотя, видимо, это специально, чтобы люди видели своих "героев" и сами анализировали!
Рашид Ахметов умный человек, хочет, чтобы мы своих врагов знали в лицо!!!
Этот "священник" в пример приводит отсталую Турцию, где Ислам всегда был слабый, но даже там сейчас сняли запрет на ношение хиджаба!
Но он умышленно искажает факты!
Он, например, говорит: "Однако возникает какое-то чувство беспокойства, когда видишь девушку, полностью завернутую в черные одеяния".
А причем тут черные одеяния???
В Исламе нет требований одевать черные одеяния!
Что за преднамеренные глупости, вводящие людей в заблуждение?
Женщина может согласно Исламу одевать одежду любого цвета, это вообще не регламентируется в Исламе!
Но платок (хиджаб) одевать надо!
Далее он говорит:
"И нет никакого вреда, если в дополнение к такой форме повязать какой-нибудь красивый пестренький платок". - Что это за бред?
Почему именно "Пестренький" платок?
В Исламе нет канонических запретов на цвет платков!
Любой цвет можно, но разве пестренький носить в школе - это эстетично?
Гороздо эстетичнее и со вкусом было бы, например, белый, слоновой кости, голубой, салатный, цвет фуксии, нежно розовый, зеленый, фиолетовый и т.д.
В общем он несет полную чушь, у него либо нет элементарных знаний Ислама, либо он сознательно их искажает, дабы ввести людей в заблуждение!
Потом, они хотят вместо уходящего в отставку талгата таджутдина поставить уважаемого Шаймиева - это же специально, чтобы оттолкнуть татар, мусульман от Ислама, т.к. все знают, что Шаймиев - убежденный атеист (хотя и порядочный, мудрый человек)!
Но Шаймиев молодец, он отказался, для него честь, авторитет дороже, чем эти манипуляции!
Далее. Этот якобы мусульманский священник на предложение Рашида Ахметова выдвинуть Шаймиева на должность вице-президента России говорит:
"Не станут ли возмущаться другие народы, что назначили татарина, а не представителя их национальности? Я не думаю, что что-то изменится, назначь Путин своим заместителем татарина. Я не думаю, что, назначив вице-президентом страны татарина, что-то особенно изменится".
Прочем тут татарин, и причем тут, что кто-то мифический будет предположительно возмущаться?
Очередной бред!
Дело не в том, что татарин, а что Шаймиев - мудрый, взвешенный, дальновидный, справедливый руководитель, это личность мирового масштаба, в России сейчас таких нет!
И притом татары по численности занимают второе место в России, так, что никто не будет возмущаться, его во всех регионах России, СНГ и мира уважают, такого авторитета ни у кого нет!
Но этот священник категорически против!
Т.к. он выполняет определенные задачи, которые препятствуют развитию, процветанию нашей республики и других регионов России, и которые не способствуют равноправию всех народов России!
Поэтому этот "экземпляр" ничего нового не сказал, это очередной раисик сулейманов!
А Шаймиев на самом деле мог бы быть прекрасным Президентом России, а не вице-президентом!
Масштаб его личности слишком велик, чтобы быть вице-президентом!
Россия тогда бы вылезла из болота, стала адекватной, развитой страной, где все народы равноправны, где права человека соблюдаются, где развивается наука, культура, образование, и с Россией тогда бысчитались в мире, как с цивилизованной страной!
В.В.Путин не здоров, видимо, т.к. везде об этом пишут, так что он все равно будет искать себе замену!
А лучшей замены ему не найти!
Все народы бы жили в мире и дружбе, не было бы горячих точек, конфликтов, т.к. Шаймиев - это настоящий мудрый Соломон (Сулейман)!
Это фигура историческая!
А Путин бы совершил таким образом благородное дело для всей страны, для возрождения России, и вошел бы в историю, как великий Президент-Реформатор!
А Кудрина, как умного финансиста, можно было бы поставить Премьером, министром эконимики - Эльвиру Набиуллину (она умная и прекрасный профессионал) или Оксану Дмитриеву (тоже умная, грамотная).

ЗИННУР ЗАКИРОВ, 13.12.2012 в 03:22

Спасибо двум Рашидам: Минхажу, за то что он снял маску с крганова, Ахметову, за то что напечатал это!
Я понял этого крганова по двум эпизодам: первый, когда Равиль Гайнутдин выступил резко и открыто в защиту мусульман - рабов - гастробайторов, когда сотнями их убивали, калечили. И тогда поднялось черносотенный вой с его обвинением во всех грехах. На передаче по ТВ у Минаева, когда спросили у этого крганова, как он относиться к заявлению Гайнутдина, он ответил, что он осуждает это заявление и у него другое мнение - так продав интересы этих несчатных единоверцев, мусульманской уммы, единство религиозных деятелей.
Второй раз по поводу сноса старой мечети и строительство на его месте огромного современного здания: Те же силы раздули скандал на ровном месте, с целью дискридитации именно Равиля Гайнутдина, за его принципиальность в защиту своих мусульман. Который не позволял разворовать немалые деньги на строительство мечети. Вот среди них, и одним из организаторов и был этот тип - Тукай и говорил про таких, что под чалмой у них шайтаны. Этот готов на все - лишь бы подняться.
Посмотрел бы он на зеркало и сидел бы дома в шыгырдане - не позорил бы татар!

ГОСТЬ, 13.12.2012 в 19:34

Да, это так!
Люди давно уже поняли, что этот священник неверующий человек, что он выполняет работу по подрыву Ислама!
А это интервью - лишь еще одно подтверждение!
Жаль, конечно, но что же делать...?
Предатели были во все времена и у всех народов!
Но радует то, что среди татар их мало!
Это счастье для всех мусульман, что у нас есть такие Истинно верующие, чистые, светлые, искренние, высокодуховные и интеллектуально развитые, современные муфтии, как Равиль Гайнутдин, Шамиль Аляутдинов (знаменитый ученый-богослов), Ильдар Аляутдинов - это гордость для всех мусульман!!!
Дай Бог им здоровья, счастья и прожить хотя бы до 120 лет на благо всего человечества!!!
и ДА УБЕРЕЖЕТ ИХ ГОСПОДЬ МИРОВ ОТ ВСЕГО ЗЛОГО, НЕЧИСТОГО, КОВАРНОГО И ЖЕСТОКОГО!!!