19 ноября 2024 г. независимая общественно-политическая газета
Рубрики
Архив новостей
понвтрсрдчетпятсубвск
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
       

Питрау

3 августа 2013 года
Питрау

     Ежегодно отмечаемый кряшенами православный праздник Питрау (Петров день), который сопровождается у этого самобытного православного тюркоязычного этноса, помимо религиозной церемонии в храмах, фестивалем с участием фольклорных ансамблей и творческих групп самодеятельности и народными гуляниями, стал объектом исламского прозелитизма. 12 июля на Питрау в селе Зюри Мамадышского района Татарстана среди выставленных на стихийной ярмарке товаров кряшенам пытались продавать исламскую литературу, хиджабы, татарские тюбетейки, шамаили и другую мусульманскую продукцию. Многие кряшены были удивлены и не понимали: зачем на православном празднике православного народа продавать мусульманскую атрибутику?
      «Мне показалось совершенно странным, что никому из кряшенского православного духовенства не дали выступить на трибуне с приветственным словом перед началом самого фестиваля», – поделился своими впечатлениями от мероприятия настоятель церкви св. Николая дер. Кряш-Серда Пестречинского района Республики Татарстан о. Димитрий (Сизов). По словам кряшенского священника, «Питрау (Петров день) все-таки является православным праздником, а его сейчас стремятся превратить в некий аналог кряшенского Сабантуя, и тот факт, что даже в программу не включили выступление хоть кого-то из христианского духовенства, является свидетельством стремления нивелировать религиозную составляющую этого мероприятия, которое является важным символом этноконфессионального самоопределения кряшен».
      Кряшенский активист из Набережных Челнов Евгений Иванов рассказал ИА REGNUM, что продажа мусульманской продукции на кряшенских религиозных праздниках проводится не первый раз. «Точно такая же была история в прошлом году на Питрау в Пестречинском районе Татарстана: кряшены возмущались, но реакции никакой не было», – отметил Иванов. Он добавил, что в 2010 году в преддверии Всероссийской переписи населения на Питрау выступали татарские певцы, которые с трибуны агитировали кряшен записываться татарами, а не кряшенами. «Был даже случай, когда на Питрау выступал зачем-то мулла, что вообще совершенно непонятно: разве можно представить, чтобы на Курбан-байрам выступал перед мусульманами православный священник», – сокрушается он.
      Ранее ИА REGNUM сообщало, что длительное время председателем Форума кряшенской молодежи был Александр Долгов, исповедующий ислам. Однако факт того, что молодежную организацию кряшен возглавлял мусульманин, отрицали и ответственные чиновники аппарата президента Татарстана, и руководство Общественной организации кряшен Республики Татарстан, которые на страницах официозной кряшенской газеты «Туганайлар» стремились представить Долгова в качестве православного христианина. Вскоре сам Долгов, оставив после многочисленных случаев публичного возмущения независимых от Казанского Кремля кряшенских активистов, выступил с серией статей на мусульманскую тематику, в которых он не скрывал, что исповедует ислам.
 

(ИА REGNUM.)


Комментарии (32)
Аналитик, 04.08.2013 в 00:22

12 июля на Питрау в селе Зюри Мамадышского района Татарстана среди выставленных на стихийной ярмарке товаров кряшенам пытались продавать исламскую литературу, хиджабы, татарские тюбетейки, шамаили и другую мусульманскую продукцию. Многие кряшены были удивлены и не понимали: зачем на православном празднике православного народа продавать мусульманскую атрибутику?
============
Вообще говоря, на московском сабантуе христианские миссионеры тоже пытались продавать свою литературу. Если это можно делать христианам на Сабантуе, который ни в коем случае не является христианским праздником, то почему нельзя мусульманам на Питрау?

Тимерче, 04.08.2013 в 01:06

Имеет место быть парадоксальная ситуация.
Начнем с того, что национальность - это нечто отличное от религиозной принадлежности. По идее каждый взрослый человек волен выбирать себе религию либо быть атеистом, агностиком, или же иметь мировоззрение основанное возможно и на собственной философии.
В современном мире многие лидеры общественного мнения, популярные рок-музыканты, например, являются приверженцами иногда довольно экзотических восточных религиозных систем и культов, что не означает, что они перестали быть англичанами или русскими.
Тогда почему кряшен, если это действительно национальность, а не религиозная принадлежность, как на том настаивают "поборники" признания якобы существующего отдельного от татар кряшенского народа не может быть мусульманином, атеистом или буддистом?
Что касается христианской религиозной традиции в среде кряшен. То об этом имеются красноречивые исторические свидетельства в частности одного из миссионеров, профессора казанской духовной семинарии Машанова
Машанов М. А. профессор духовной академии. «Записки миссионера» 1875

Отправляясь из азани, я думал, что крещеные отличаются от русских только своим языком и одеждою. Я думал, что русский дух и христианство окончательно привились к крещеным, возвысили их в религиозном отношении до степени русских, так как 300-летнего периода, вполне достаточно для того, чтобы насадить в их сердцах христианство так глубоко, как оно укоренилось, например, в сердце русского крестьянина. Словом я надеялся встретить крещеных ревностными сынами православной церкви, твердыми исполнителями её уставов и достаточно сведущими в главных и необходимых для всякого христианина истинах веры. Но, к несчастью, надежды мои должны были рущиться при первой же встрече с крещеными. Первый разговор с крещеными показал всю неосновательность моих надежд; он доказал мне, что, крещеный стоит далеко ниже русского в отношении усвоения им христианства. Чем дольше я жил и чем больше входил в тесные сношения с крещеными, тем сильнее я убеждался, что крещеные почти все представляют поле, над которым еще нужно трудиться пастырям русской церкви для того, чтобы православная вера привилась к этим младенцам веры надлежащим образом. Знакомство с верою крещеных ничтожное, уровень религиозного их развития чрезвычайно низок. Большая часть их только по имени христиане, а в существе дела скорее мухаммедяне, хотя этого часто не сознают и сами крещеные, считая мухаммедянекие понятия христианскими. Стоит только всмотреться в быт и в убеждения крещеных и видимый образ христианства спадет с них само собою; в душе крещеного обнаружится или ужасная религиозная пустота, или всецелое господство мухаммедянских понятий и воззрений, так что, смотря на крещеных и зная, что они уже около 300 лет исповедуют христианскую веру, русскому человеку становится стыдно за них, А между тем нельзя не сознаться, что у громадного большинства крещеных сумма мухаммеданских воззрений понятий, обрядностей, суеверий далеко превышает сумму христианского знания и христианской обрядности, превышает настолько, что с трудом можно узнать в чем заключается их христианство. Сказанное относится к лицам, не чувствующим наклонности отпасть в мухаммеданство. О последних нечего говорить. Там нельзя заметить и следов христианства.
В громадном большинстве крещеных с трудом можно отыскать христианские понятия, им почти неизвестно христианство, как учение веры. Положим, и русский крестьянин мало знает христианство со стороны его догматического учения, но зато у него есть запас знаний религиозно-легендарных, (То есть таких. л)с» снтц. события смешаны с апчщшфическилт или измышленными) а .жогда и богатый запас сведений из св. истории. Напрасно мы стали бы искать среди крещеных легенды с христианским характером; место их заступают легенды мухаммеданского характера и происхождения. Много раз я задавался вопросом, в чем же собственно состоит христианство у крещеных? Я вступал с ними в разговоры о тех или других религиозных предметах с целью испытать их в знании веры, и на все свои вопросы получал один прискорбный ответ: «где нам знать это». огда я сообщал им самые элементарные сведения из области религии, они обыкновенно говорили: «мы до сих пор еще этого не слыхали». Всего печальнее то, что они не знакомы с учением церкви о таких пунктах веры, которые преимущественно подвергаются нападению со стороны мухаммедан, например с учением о Божестиве Христа, с учением об иконах и т. п. Так в д. Томасовом Починке один крещеный спросил меня, указывая на икону: «неужели это - Бог? Мухаммедте говорят, что русские почитают иконы Богами»... Что показывает подобный вопрос,, как не самое крайнее незнание христианства?
Далее снова выдержка из «Записок миссионера»:

«Они крестились, не будучи нисколько знакомы с истинами веры и по крещении не усвоили их. Между мухаммеданами и крещеными ходят легенды о характере первоначального обращения казанских инородцев в христианство самого возмутительного свойства. Так многие крещеные казанских инородцев в христианство, рассказывали мне, что царь Иван Васильевич Грозный приказывал сажать татар в бани, наполненные дымом, и там морить их голодом до тех пор, пока они не изъявляли согласия на принятие христианства. онечно, подобная легенда составлена татарами из вражды к христианству. Но все-таки они должны иметь некоторую долю правды, иначе нельзя объяснить их большую распространенность между крещеными (Подобный именно взгляд на способы обращения татар к христианству существует и между-крещеными деренни «Три сосны».) и убеждение в истине лиц, даже совершенно не сочувствующих мухаммеданам. А при таком насаждении христианства не могло быть у крещеных достаточных сведений о вновь принятой религии. Они крестились не потому, что видели его превосходство пред мухаммеданством, а потому, что их побуждали креститься часто внешние обстоятельства. А как могли родители, нснаученые сами должным образом истинам веры, передать эти истины своим детям? Потомки не получали, естественно, никакого религиозно-христианского воспитания от своих предков. Но этого еще мало. Мало знакомые с христианством, первые крещеные были достаточно знакомы с мухаммеданством. Само собой разумеется, что родители, не будучи в состоянии сообщить своим детям христианских религиозных понятий, не могли в тоже время оставить их без религиозного воспитания и воспитывали их в мухаммеданстве.

….
Русский крестьянин всегда смотрел и смотрит на татарина, хотя бы и крещеного, как на человека низшего по происхождению. Даже в настоящее время часто можно слышать суждения русских крестьян, где они с высоты . величия смотрят на крещеных. Такая судьба обыкновенно постигает отношения между народом победителем и народом побежденным. Это исторический закон, который обнаруживается при всех завоеваниях. Возьмите историю любого народа-завоевателя, посмотрите на отношение его к завоеванным народам, и вы увидите проявление этого закона. Впрочем, нам не нужно обращаться к другим народам, искать там аналогий и по ним заключать об отношениях русских к татарам крещеным. Это легко может видеть каждый. Стоит только ему несколько времени пожить в деревни, население который состоит из русских и крещеных для того, чтобы убедиться в справедливости сказанного. В такой деревне каждый день можно услышать брань русского крестьянина, рассердившегося на крещеного, - брань вроде следующей: «татарская лопатка, татарская собака» и т. п. Что это означает, как не то, что русский крестьянин в своем собственном мнении ставит крещеного несравненно ниже себя и вследствие этого величает его собакой и прочими оскорбительными прозваниями. Здесь некоторый род презрения относится не к религии, а к национальности. Татарин, во мнении русского мужика, всегда останется в некотором унижении, несмотря на принятие им христианства. Мне приходилось слышать, как русскими крестьянами открыто было высказываемо мнение, что крещеные, во всяком случае, ниже русских. Так однажды я с одним сельским учителем из крещеных, женатым на крещенской же девице, пришел в гости в дом одного русского крестьянина в Верхнем Машляке. Тут было человек семь гостей, между которыми были и крещеные. Стали обедать. Во время обеда хозяин и говорит учителю: «зачем ты женился на крещенке? Ведь ты учитель, за тебя могли бы отдать замуж и русские; учителю-то как-то и неприлично жениться на крещенке». Понятно, какое впечатление должны были произвести на крещеных эти слова русского. А о чем свидетельствует тот факт, что русские почти никогда не женятся на крещеных женщинах? Объяснять это различием языка не вполне удовлетворительно. Русские, живущие вместе с крещеными или вблизи их, 'все говорят отлично по-татарски. Из бесчисленного множества русских, живущих в крещенских деревнях, мне не случалось встретить ни одного, который бы не говорил по-татарски. Различием одежды и строя домашней жизни также нельзя объяснять отсутствие браков между русскими и крещеными, потому что крещеные не особенно сильно привязаны к своей одежде; проживая среди русских, они иногда начинают носить русскую одежду. Что же касается домашней жизни, то неужели крещенская женщина, проживая с полгода в русском дом, не могла бы привыкнуть к русскому домохозяйству, уловить те отличительные черты в хозяйстве, которые ей нужно изменить. онечно, никто не станет спорить, что различие языка, одежды и образа жизни служат препятствиями при заключении браков между русскими и крещеными. Но мне кажется, что одними этими причинами нельзя совершенно объяснить полное отсутствие подобных браков. Главную причину этого нужно искать в том мнении, какое имеют русские о крещеных. Национальная гордость русских, если не стоит здесь на первом плане, но все-таки занимает видное место в ряду этих причин. Но если русский простолюдин так высокомерно относился к крещеным, то люди, занимающие тот или другой чиновнический пост, отвращали крещеных от себя и от русских вообще своим жестоким обращением взяточничеством, которому особенно подвергались инородцы и, в частности, татары. Не зная русского языка, запуганные русским чиновничеством, почти беззащитные de facto пред высшим начальством, они несли тяжкое иго чиновничества, проклиная чиновников и в лице их всех русских. Печально было положение крещеных в прежнее время. Ныне открылись для него, по крайней мере, средства кое-как защитить свою личность и собственность от хищнического набега чиновников; но что было прежде во время деспотизма чиновничества? рещеные молча страдали,.но в душе проклинали все русское.»

При таких отношениях между русскими и крещеными, конечно, не могло быть никакого доверил со стороны последних к первым. Все более или менее имеющее интерес, крещеный старался скрыть от русского; дружеская, откровенная беседа, которая велась между крещеными, тотчас прекращалось при появлении в среду их русского. Все заставляло крещеного постоянно бояться русских, и в разговоре с ними быть осторожными, как обыкновенно бывают осторожные люди, когда замечают около себя присутствие какого-нибудь шпиона или опасного человека. У крещеных даже составилось особенная, специально назначенная для этой цели, предупредительная фраза. огда крещеные замечают, что русский, присутствующий между ними, понимает по-татарски, то тотчас стараются предупредить Друг друга, следующий фразой: чабатасы тшиек (чабата - лапти и тишек -дыра). Фраза эта сама по себе не имеет смысла, а составлена единственно с целью предупреждения, потому что сказать по-татарски: ул татарча бля (он по татарский знает) было бы нелепо -русский понял бы предупреждение И вот изворотливый ум крещеного придумал эту спасительную фразу. Она, по моему мнению, очень важна. Если бы даже не сохранилось никаких указаний на отношения между собой русских и крещеных, то одной этой фразы достаточно, чтобы понять, что отношения русских к крещеным были самые нелюбезные, и возбуждала в крещеных постоянно опасения перед русскими.
Такие отношения русских к крещеным, конечно, не замедлили вызвать ненависть со стороны последних, - ненависть, которая по большей части скрытно таится в душе крещеного, но иногда обнаруживается и явно. Питая ненависть к русским, крещеные, само собою, разумеется, встречали со стороны их еще большее нерасположение к себе. Еще доселе, живя постоянно среди Мухаммедам, многие русские не едят вместе с ними. Тожесамое я встречал и в тобольской губернии только в гораздо больших размерах. Там русский ни за что не позволит есть мухаммеданину из той посуды, из которой он ест сам, а употребляет для этого какую-нибудь дрянную' посуду, например, ту, которая назначена для кормления кошек, собак и пр. Такое презрение русских к мухаммеданам возбуждает в последних сильное нерасположение к первым. Это нерасположение у мухаммедан к русским продолжается и по принятии христианства, вследствие чего между русскими и крещеными "воцаряется взаимная ненависть, которая обнаруживается при всяком удобном случае. Даже живя в одной и той же деревне, русские и крещеные никогда не отличаются особенным расположением друг к другу. Во время праздников они редко ходят в гости друг к другу. Разве только под влиянием всепримиряющей водки русский человек зайдет в гости к крещеному, вообще же редко можно увидеть русского в гостях у крещеного и наоборот. Между тем все русские.знают по-татарски, следовательно, могли бы вести время в дружеском обществе. Очевидно, затаенная неприязнь препятствует им сблизиться меж собою. Эта неприязнь часто высказывается открыто с той и другой стороны, на словах и на деле. Так, живя в Шемуртбашах, я не раз слышал как русские бранили крещеного - полевого (Полевой это человек, который избирается известною деревнею на лето с целью осматривать поля и пригонять к старосте захваченный на поле скот. Староста взыскивает с хозяина загнанного скота 5O коп. в пользу общества.) за то, что он загонял скот только у русских, а крещеных отпускал на волю. При этом русские не пропускали случая, чтобы не побранить жесточайшим образом всех крещеных и мухаммедан вообще. Во всех поступках русских проглядывало явное нерасположение к крещеным. Это нередко выводит крещеных из терпения и заставляет их принимать те или другие меры к ограждению себя от русских. Иногда положение крещеных, особенно если в деревне большинство русских, бывает очень невыгодно. Мне рассказали, д. Томасов Починок образовалась именно вследствие неприязни между русскими и крещеными. рещеные д. Томасова Починка раньше жили д. Янцыварах, где очень много было русских. Там между ними происходили постоянные, враждебные стычки, наконец, крещеные, натерпевшись вдоволь разных притеснений от русских, вынуждены были переселиться и поселились лет 75 назад вблизи мухаммедан, как своих единоплеменников, в' надежде встретить в них дружеское и родственное сочувствие, несмотря на то, что для поселения крещеных было отведено место в трех верстах от Мухаммеда некой деревни Машляк, с которой теперь Томасов Починок составляет одну деревню. Таким образом, вражда русских была причиною, что крещеные, поселились на месте самом невыгодном для христианства, потому что в Томасовом Починке и в окрестностях этой деревни живут все мухаммедяне, а между тем сама деревня Томасов Починок очень небольшая. Нужно удивляться, как здесь крещеные до сих пор не отпали от христианства и сохранили к нему некоторую долю привязанности. ,
Но если русские питают ненависть и вражду к крещеным с своей стороны не медлят отплатить русским той же монетою, т. е. за вражду враждой, и если крещеному удастся чем-нибудь повредить и отомстить русскому, то это как-то особенно радует его. Так однажды несколько крещеных с особенным удовольствием рассказывали мне, как они поймали и побили русских мужиков и их жен, пришедших на участок крещеных за ягодами. В заключение рассказа крещеные прибавили: «досталось же этим русским - кяпирам» (неверующим) (Это название очень характеристично в устах крещеного. Русские в глазах крещеных -- неверующие, как называют русских только мухаммедане.) Вот еще другой факт, свидетельствующий о ненависти крещеных к русским: - когда крещеные услышат пение русских, то обыкновенно говорят: «вон закричали русские свиньи».

Guest, 04.08.2013 в 01:21

Михаил Александрович Машанов (1852-1924)
профессор Казанской духовной академии

Guest, 04.08.2013 в 07:47

Очень интересные характеристики взаимоотношений. В советское время крящены наверное перестали быть православными. Так они татары или это уже некий субэтнос? Из заметок следует, что они даже гораздо критичнее относятся к русским, чем татары.

Guest, 04.08.2013 в 14:09

Это на самом деле так. Я тоже это замечала. Моя подруга - кряшенка, но она говорит: "Я не понимаю русский народ". То есть менталитет у нее не русский, не православный, а настоящий татарский-мусульманский. Она говорила, что знает от своей бабушки, которая знала от своих предков, что у них - кряшенов, дома на самом почетном месте всегда находился Коран, и они хоть и были вынуждены раньше ходить в православную церковь (так как местные попы сторого следили за этим), но дома они не соблюдали православные молитвы и обычаи, и даже презирали их, а русских считали неверными и безбожниками. А когда резали домашнюю скотину, то говорили "Бисмилла" (во имя Аллаха), т.е. как и мусульмане. И что интересно, она говорит, что и сейчас в крященских деревнях они соблюдают этот ритуал: говорят "Бисмилла", когда режут скотину.
А основы православия они даже не знают, т.е. им когда-то навязали его, как чужую одежду, но потом многие вернулись в Ислам, а некоторые остались по инерции православными.
Может быть это потому, что с русской фамилией легче устроится на работу и сделать карьеру в России? Ведь в России всегда враждебно относились ко всем, у кого фамилия не Иванов?
То, что привнесено извне, навязано насилием, огнем и мечом, то не может быть принято людьми искренне, сердцем. Это всегда будет чужим, и подсознательно будет отторгаться.
Поэтому кряшены и не стали настоящими православными, и всегда держались за родной татарский язык, как за спасительную соломинку, лишь бы не стать русскими. Они и сейчас все прекрасно и чисто говорят на татарском, и даже помнят те старые татарские слова, которые татары-мусульмане уже забыли. Они за счет языка и сохранили татарскую идентичность, хоть их и заставляли всегда считать себя не татарами, а кряшенами.

Халида Хамидуллина, 04.08.2013 в 14:11

У моей подруги дядя (по словам подруги) был военкомом в Нижнекамске в 60 годы. ее рассказ со слов дяди. "Призывники татары из кряшенских сел в большинстве своем писали себя в анкетах "русский", хотя ни единого слова не знали по-русски. Не записывали (потому что никто их еще "не надоумил") себя кряшенами или татарами, а именно русскими. Это факт.

Это о чем говорит? В условиях антитатаризма в государственных учебниках истории для школ даже татары-мусульмане, не редкость, отказывались от самоназвания "татарин". На днях один пермяк из Палазны (Пермская область), живущий в Москве, рассказал историю, как в детстве одного татарина (запамятовала татарские им и фамилию)постоянно хульганье района травили татарскостью. Этот парнишка вырос , изменил свои имя, отчество, а фамилию взял жены и стал, кажется, Владимир Григорьевич то ли Заварыкин, то ли Заварзин. Это факт.

По этим же причинам с приходом перестройки среди кряшен стали работать православные и общественные миссионеры, которые призвали татар-кряшен отказаться от первой составляющей. Чтобы отделить татар-кряшен от татар-мусульман. Это факт.

Almas, 04.08.2013 в 19:44

Татары опомнитесь вы же татары - какой, к черту, Питрау, что это за мракобесие и язычество. Мы народ Тнгри, древний тюркский народ. Хватит этого религиозного мракобесия, хватит верить всяким языческим и пришлым к нам от семитов культам, таким как это христианство или мусульманество - это все языческие выкидыши иудаизма. Мы же единный древний тюркский народ - народ Тнгри! Мы верим непосредственно во Всевышнего - Любовь, Разум и Правду - Тнгри, а не в различные религиозные семитские или какие-либо еще учения и демагогии о Боге. Вы же не язычники - какой Питрау - опомнитесь, иначе исчезнете, растворившись в русской массе!

Guest, 05.08.2013 в 17:45

Татары-мусульмане никогда не растворятся в русской массе!
Если за 500 лет они не растворились, и сумели защитить свою родную религию Ислам (жертвуя своими жизнями!), которую они добровольно приняли, а не по указке сверху, и не под угрозой убийства и пыток (как насаждали православие татарам варвары-мракобесы - Иван Грозный Кровавый и другие русские цари), то теперь уже никогда татары не растворятся.
А вот тем татарам, которых насильственно крестили, им труднее сохранять национальную татарскую идентичность, хотя он все равно считают себя татарами и чисто говорят по-татарски, но их все равно записывают кряшенами, чтобы создать видимость, что это другой этнос (принцип: "Разделяй и влавствуй!").
А большинство кряшенов, как известно, вернулись добровольно в Ислам, и сейчас тоже возвращаются, т.к. православными, в полном смысле этого слова, они так и не стали, и обычаи православные не соблюдают. Они говорят, что это им чуждо, видимо, подсознательно и на генном уровне это чувствуют.

Guest, 05.08.2013 в 19:46

Кряшенами во время последней переписи записалось несмотря на колоссальные усилия Москвы 24 тысячи человек по всей Росии. Сами лидеры кряшенского движения оценивали до этого число кряшен в Росии в 200 тысяч. Попытки этнизации кряшен, которые говорят на татарском языке , провалились.

Guest, 05.08.2013 в 19:51

Раис Сулейманов раскрыл суть раскачивани, кряшенского движения -это единственное движение вместе с ОРК в Татарстане, которое ориентировано на Москву.

Guest, 05.08.2013 в 21:03

Guest, 05.08.2013 в 19:51
"... которое ориентировано на Москву. "
+++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++
Да ладно вам. Кряшенские, татарские и прочие мозги не переделаешь. Если уж что-то вошло при воспитании в семье, оно всегда в голове. Всегда идёт осознанное или не осознанное сравнение воспитанного архетипа и архетипа русского. У русских этого нет, а у "инородцев" есть. Последним это дает определённое культурологическое преимущество при прочих равных, стимулирует мышление, так сказать. А позитивность или негативность направленности принимаемых при этом решений и действий зависит от качеств каждой конкретной личности.

Guest, 06.08.2013 в 01:14

Что-то, как-то очень обще. Наши архетипы могут, наверное взаимодействовать только в условиях реального равноправия культур. Иначе вот Юрий Гагарин Фикрята Табеева Федей называл. А тот этим гордился.

Guest, 06.08.2013 в 01:16

Почему то Джона Кеннеди Иваном Кеннеди не назвают.

Guest, 06.08.2013 в 02:36

Джона Кеннеди не называли Иваном потому, что Америка не являлась колонией СССР, а была и есть самостоятельное государство.

Guest, 06.08.2013 в 11:30

Guest, 06.08.2013 в 01:14

Что-то, как-то очень обще... Иначе вот Юрий Гагарин Фикрята Табеева Федей называл.
_________________________________________________
Ну не перебирать же все конкретные казусы из жизни и истории. А приведенный вами пример характеризует гуманитарный кругозор персонажей и стиль того времени.

Guest, 06.08.2013 в 14:46


"Ну не перебирать же все конкретные казусы из жизни и истории. А приведенный вами пример характеризует гуманитарный кругозор персонажей и стиль того времени".
-----------------------------
А разве сейчас что-то изменилось?
Эти "конкретные казусы из жизни и истории" и "стиль того времени" не были ведь случайностью, а были закономерностью тоталитарного русского государства в течение 500 лет по отношению к татарскому народу - всем давали русские клички и оскорбительные, унизительные названия; насильственно крестили, лишая родной мировой религии Ислам; облагали непосильными повышенными налогами по сравнению с православными; лишали земли и другой собственности; запрещали татарам жить на берегах больших рек; заставляли татар жениться на русских женщинах, а татарок насильно заставляли выходить замуж за русских; запрещали жить в городах (всех татар прогоняли в деревни, чтобы оторвать их от своей городской культуры, образования, и надеясь сделать их одичавшими неграмотными деревенскими жителями, забывшими свою великую историю, культуру и великих героических предков), хотя они всегда были жителями городов и привыкли к городской культуре; запрещали получать образование; не допускали во властные структуры; запрещали развивать свою культуру и т.д.
Это все "прелести" зависимого положения татарского народа на протяжении почти 500 лет.
Но татары очень стойкий, мужественный, героический народ с прочным и несгибаемым духовным стержнем, это высоконравственный народ, поэтому они сохранили свою национальную идентичность, родную религию, и сохранились как нация!

Зайхметов, 06.08.2013 в 22:58

В очередной раз Ахметов жопу себе в коментах разорвал. Интересный он парень наш одноногий и косоватый на один глазик дед ахмет.

Guest, 07.08.2013 в 09:51

Ненависть из шовинистов так и прет. Судя по некоторым комментариям стиль не только не изменился, но он стал почти человеконенавистническим. Потому что фашизм это процесс, это деградация, это бесовщина. Шовинисты производят впечатления одержимых бесом. Кто не уважает другие народы, не уважает и свой.

гость, 07.08.2013 в 13:58

Зайхметов, 06.08.2013 в 22:58
В очередной раз Ахметов жопу себе в коментах разорвал. Интересный он парень наш одноногий и косоватый на один глазик дед ахмет.
----------------------------------------------------
Очень красноречив. Как бы тебе самому не стать одноногим и косым ! Сколько злости, желчи в тебе ! не от большого ума ! Нельзя переходить на личности. Ущербный какой!

Guest, 08.08.2013 в 01:44

Зайхметов, 06.08.2013 в 22:58
"В очередной раз Ахметов жопу себе в коментах разорвал. Интересный он парень наш одноногий и косоватый на один глазик дед ахмет.
===================
Ваня, разве можно так грязно и низко выражаться о таком уважаемом, умном, интеллигентном и авторитетном человеке, как г-н Рашит Ахметов?
Уровень вашего интеллекта и нравственности ниже плинтуса, и можно только сожалеть о том, что есть такие особи в нашем обществе.(
А на счет ног вам не стоит радоваться, может быть вы завтра останетесь без обеих ног или рук - все может быть... Может быть в аварию, например, попадете и т.д. Никто ведь не знает заранее, что с ним случится. Поэтому учитесь думать и взвешивать свои слова. Разумный человек отличается от глупца как раз умением мыслить и взвешивать свои слова.

Guest, 08.08.2013 в 19:32


О нравственности, этике и правилах поведения человека в социуме.


Речь

Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) сказал: «Доброе слово [в адрес другого человека, а тем более близкого, подчиненного или родственника] — милостыня [то есть вернется благом сказавшему, как в земной обители, так и в вечной]» /1/.

***

Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) сказал: «Оскорбление покорного Богу (мусульманина) /2/ [то есть любого, кто относит себя к мусульманской вере /3/] приравнивается [по степени греха] к аморальному (развратному) поступку [это констатирует то, что данный невоспитанный человек сошел с верного пути, с пути набожности, и ему следует серьезно задуматься над своим поведением]. А убийство покорного Богу (мусульманина) [того, кто считает себя мусульманином, причисляет к мусульманской вере] — безбожие [по степени греха приравнивается к безбожию]. Посягательство на его имущество подобно посягательству на его жизнь [то есть категорически недопустимо]» /4/.

***

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Человек, в сердце которого вера /5/ [с осознанием ее постулатов /6/ умом и сердцем], может оступиться во многом (ему могут быть присущи самые разные человеческие качества и характеристики), но предателем или лжецом [когда проговаривание лжи или совершение предательства совершаются преднамеренно] он быть не может» /7/.

***

«[Знайте, люди, о наличии] у верующего [особой] проницательности! Остерегайтесь ее [испытывайте в разговоре с таким человеком чувство уважения, следите за своей речью, с ним не тратьте слова попусту, ведь он видит вас насквозь]. Поистине, он смотрит светом Творца (Божественным светом) [а потому видит много большее, чем другие; зрит в корень]» /8/.

***

Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) говорил: «Воистину, человек, не задумываясь [о последствиях], может проговорить слово (или фразу), которым Господь будет настолько доволен, что поднимет этого человека на [высочайшие] уровни /9/. В то же время он — и нет сомнений в этом, не следя за собственной речью, может сказать слова, которые вызовут крайнее недовольство Господа и низведут его в Ад /10/» /11/. Великий имам ан-Навави, комментируя, сказал: «Данный хадис побуждает нас внимательно относиться к собственной речи. Тот, кто хочет что-то сказать, первым делом пусть подумает о пользе своих слов. Если ее нет, то нужно промолчать» /12/.

***

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь миров и приветствует) сказал: «Кто уверовал в Аллаха (Бога, Господа) и в [истинность, неотвратимость] Судного Дня, тот пусть говорит благое (хорошее) либо молчит!» /13/.

***

Суфьян ибн ‘Абдулла ас-Сакафи спросил у Пророка: «Что наиболее опасно для меня?» Посланник Божий ответил: «Вот это», — и указал на язык /14/.

***

Пророк, завершая однажды перечисление благородных поступков и качеств, способствующих вхождению человека в райскую обитель, сказал одному из своих сподвижников, Му‘азу ибн Джабалю: «Хочешь узнать о том, что поможет тебе овладеть всем этим (что стоит в итоге всего перечисленного мною)?» Тот ответил: «Конечно, о посланник Аллаха». Пророк, указывая на язык, сказал: «Придерживай вот это!» Му‘аз в изумлении спросил: «Разве мы будем отвечать за то, что говорим?» Пророк (да благословит его Господь и приветствует) ответил: «Удивительно, Му‘аз! Ты разве не знаешь о том, что люди будут сбрасываться в Ад, падая ничком, именно за сказанное их языками?!» /15/ Это и ругань, и сплетни, оскорбления, ложные обвинения, хвастовство, лицемерие, споры, причинение боли другим, ложь и многое другое, что легко сходит с уст, но сколь тяжелым может оказаться на чаше грехов в Судный День!

***

«Верующий не может быть (1) порочащим (поносящим, дискредитирующим), (2) проклинающим, (3) грубым (непристойным, неприличным), (4) ругающимся и похабным», — подчеркивал заключительный Божий посланник /16/.

***

Сподвижник пророка Мухаммада Ибн ‘Аббас сказал: «Пять качеств, присутствие которых в человеке намного более ценно для него, чем стадо прекрасных верблюдов /17/:

1. Не разговаривай на темы, тебя не касающиеся (а это и пустословие, и разговоры о том, в чем ты несведущ). В противном случае тратишь время зря. Здесь ты не защищен от ошибки и греха.

2. Если говоришь о том, к чему имеешь отношение, то говори к месту, с расчетом точного попадания в цель. Часто бывает, что люди говорят о касающемся их, но не к месту, за что и упрекаемы.

3. Не спорь! Ни с терпеливым (умным), ни с глупцом. В терпеливом ты пробудишь чувство неприязни к тебе (он победит тебя как минимум ответным молчанием), а глупец причинит тебе боль (своим невежеством и невоспитанностью).

4. В отсутствие друзей говори о них то, что хотел бы слышать из их уст о себе (вспоминай о них только в хорошем ключе). Умей прощать друзьям и желай им только благоденствия, как желаешь это самому себе.

5. Совершая поступки, будь мужчиной: не упускай из виду очевидность воздаяния за благое и необратимость наказания за греховное» /18/.

***

Однажды сподвижник пророка Мухаммада (да благословит его Господь миров и приветствует) Абу Зарр спросил о благодарности, которую высказывают (проявляют) люди в адрес того, кто совершил благой поступок [то есть как к этому относиться, есть ли в этом что-то предосудительное и насколько благостно то приятное чувство, которое появляется в душе того, кто совершил этот добрый и полезный для других поступок]. Божий посланник ответил: «Это — скорая радостная весточка [от Господа миров] для верующего» /19/.

***

Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) говорил: «Хорошим проявлением покорности человека пред Богом является такое качество, как умение игнорировать все то, что его не касается [то есть он ставит перед собой цели и задачи земного и вечного характера и сосредоточен мыслями, словами, делами на их реализации; сосредоточен на главном]» /20/.

***

Вахб ибн Мунаббих, вспоминая мудрость рода пророка Дауда (Давида), говорил: «Умный должен знать (понимать, чувствовать) время, в котором живет; придерживать язык (когда это необходимо) и полностью отдаваться своему делу» /21/.

***

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Если вас трое, то пусть не перешептываются двое, игнорируя третьего, пока не смешаются с другими людьми, ведь это [когда их лишь трое и двое игнорируют третьего] может опечалить его [он будет чувствовать себя чужим, а потому подобное общение — когда двое из собравшихся перешептываются неслышно для третьего и не вводят его в курс дела — не соответствует этике поведения верующего]» /22/. У Ибн ‘Умара, одного из передавших данный хадис /23/, уточнили: «А если четверо?» Он ответил: «Это [общение двоих] не навредит» /24/.

То же самое касается случая, когда трое общаются вместе и двое из них начинают говорить на непонятном для третьего языке. Если есть в этом необходимость, например, рабочего характера, то им следует получить одобрение третьего на подобное общение или перешептывание. Безусловно, здесь говорится о том перешептывании, которое касается хорошего и не несет в себе злого умысла, ведь скрытое общение, перешептывание, касающееся распространения греха, вражды и сеяния смуты в любом случае и при любых условиях запрещено текстом Корана (58:9) /25/.

В Священном Коране сказано: «Верующие, если вы беседуете между собою тайно [не желаете придавать обсуждаемое огласке], то не разговаривайте о грехе, вражде либо о непокорности посланнику [Божьему, Мухаммаду, а тем более не делайте этого открыто, публично]. [Если даже и] беседуете тайно [то говорите на темы, касающиеся] праведности (доброты, любви, благочестия) и набожности [а это тысячи самых разных тем о хорошем, позитивном, положительном, что приукрасит вашу земную жизнь, поможет отстраниться от греха, беспечности и лени, укрепит отношения с другими людьми и поспособствует благополучию в вечности]. Бойтесь Бога [и не совершайте очевидного греха, особенно когда это касается сеяния смуты, разжигания розни и неприязни, ведь рано или поздно] вы к Нему будете собраны [для ответа за содеянное]. Тайные беседы [перешептывания между собою, способствующие распространению греха и сеющие вражду, неприязнь между людьми] лишь от Дьявола, [и старается он] опечалить верующих [по итогу распространения различного рода сплетен]. Но он (Сатана) ни в чем им (верующим) не навредит [они от этих тайных сговоров и злых интриг не пострадают], кроме как если будет на то позволение Аллаха (Бога, Господа) [то есть что-то может быть одобрено Творцом, дабы, например, укрепить дух и волю того или иного человека, раскрыть для него самого, насколько его высокопарные слова расходятся с фактическими делами, тем более теми из них, в которых следует проявить упорство и терпение]. И именно на Аллаха (Бога, Господа) пусть полагаются верующие [что освободит их от страха перед дьявольскими препятствиями на жизненном пути, которые мудростью Творца призваны поднять их на новые уровни веры и благочестия, знаний и жизненного опыта]» (Св. Коран, 58:9, 10).

***

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) наставлял: «Страшитесь Ада! [Будьте набожны пред Богом, сторонясь явных грехов и совершая благие дела!] И пусть же [благое] будет проявлено хотя бы половинкой финика [чем-то очень малым и незначительным, совершенным во благо других] или, если даже столь малого у вас нет, добрым словом [подбадривающей, правдивой, успокаивающей, воодушевляющей, дарящей положительные эмоции вашему собеседнику речью]» /26/.
/1/ См, например: Аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 4. С. 1904; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 13. С. 550.

/2/ В Исламе есть разница между понятиями «верующий» (му’мин) и «покорный Богу» (муслим). Первый — это тот, кто не только обязателен пред Богом в вопросах, например, религиозной практики, но вдобавок к этому в его сердце (именно в сердце) вера, а потому внутреннее состояние и внешнее проявление, дела, поступки, освещены ею — он благороден, сострадателен, добр, щедр, последователен. Второй же — это тот, кто покорен Богу, например, сторонясь явно запретного и делая в меру своих сил обязательное, но вера не вошла в его сердце (хотя может присутствовать в речевом обороте и используемых им религиозных терминах), а потому там (в сердце, сознании и подсознании) темно, эмоции, дела и поступки не всегда светлы, позитивны и добры. В Коране об этом говорится так: «Сказали бедуины: «Мы уверовали [то есть уверовали сердцем]». Ответь [им, о Мухаммад]: «Вы не уверовали, а лишь стали покорны (стали мусульманами, покорными Богу в отдельных ритуальных действиях, поступках или словах). Когда же вера войдет в ваши сердца, [тогда вы по праву сможете назвать себя верующими]» (см. Св. Коран, 49:14).

/3/ А настоящее положение дел касательно сути человеческой души и сознания известно лишь Господу миров. В Коране сказано: «Воистину, Богу лучше известно о тех, кто сошел с верного пути, и Он, как никто другой, знает о тех, кто идет по нему» (Св. Коран, 6:117). То есть делать выводы о том, что какой-то человек является безбожником, неверующим, на основе, например, его поступка или сказанных им слов, — категорически недопустимо. Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) предостерег: «Кто обратится к человеку, делая акцент на его безбожности или используя обращения типа „эй, враг Божий“, а тот на самом деле не является таковым [в нем хоть малость, но имеется веры в Бога, он является носителем основных постулатов веры, хотя бы в чем-то проявляет покорность пред Творцом], тогда данная [„смелая“] характеристика возвращается обратно к сказавшему [подобным обвинением он сам себя лишает веры, так как свое самомнение вознес до небес, начав вершить суд за Господа миров. Он слишком многое на себя взял, ведь это было не в его праве и не его забота]». Хадис от Абу Зарра; св. х. аль-Бухари и Муслима. См., например: Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 2. С. 396, 397, хадисы № 1734, 1735 и пояснение к ним; аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 4. С. 1925, хадисы № 6103, 6104; ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 56, хадис № 111—(60).

/4/ Хадис от Ибн Мас‘уда; св. х. ат-Табарани. См., например: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 284, хадис № 4634, «сахих». В данном хадисе акцент сделан на взаимоотношениях мусульман, но такое же отношение к чести, имуществу и жизни другого касается всех, кто является че-ло-ве-ком, вне зависимости от того, к какой культуре и религии он себя относит. Об этом четко сказано в других аятах и хадисах. Например, говоря о качествах верующих, Священный Коран свидетельствует: «Они не убивают душу [не посягают на жизнь других], которая свята пред Всевышним» (см. Св. Коран, 25:68). Также Творец подчеркивает пагубность убийства следующими словами: «Кто убьет душу не за душу и не за преступление [кто совершит подобный тяжкий грех, наказанием за который предусмотрена смертная казнь], тот [по степени греха] подобен убийце всего человечества. [Убив кого-либо из людей, на следующее утро человек просыпается уже не человеком в полном смысле этого слова, а — убийцей]» (см. Св. Коран, 5:32). В достоверном хадисе сказано: «Верующий (му’мин) — это тот, с кем люди [будь то мусульмане или немусульмане] не опасаются ни за себя, ни за свое имущество [то есть находясь рядом с ним, являясь, например, его соседом или имея торговые либо партнерские отношения, они чувствуют себя в безопасности]». Хадис от Фадаля ибн ‘Убейда; св. х. Ибн Маджа. См., например: Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 423, хадис № 3934, «сахих»; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 548, хадис № 9144, «хасан».

/5/ «Сказали бедуины: «Мы уверовали [в Бога, Творца всего сущего, и в Судный День]». Ответь [о Мухаммад]: «Вы не уверовали, а лишь стали покорны (стали мусульманами, покорными Богу в отдельных ритуальных действиях, поступках или словах). Когда же вера войдет в ваши сердца, [тогда вы по праву сможете назвать себя верующими]» (см. Св. Коран, 49:14).

/6/ О постулатах веры читайте в моей книге «Мусульманское право».

/7/ Хадис от Ибн ‘Умара и др.; св. х. аль-Байхакы и др. См., например: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 590, хадис № 10014, «хасан»; аль-Кардави Ю. Аль-мунтака мин китаб «ат-таргыб ват-тархиб» лиль-мунзири. В 2 т. Каир: ат-Тавзи‘ ван-нашр аль-исламия, 2001. Т. 2. С. 274, хадис № 1779, «сахих»; аль-Кари ‘А. (умер в 1014 году по хиджре). Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. В 10 т. Бейрут: аль-Фикр, 2002. Т. 7. С. 3050, хадис № 4860.

/8/ Хадис от Абу Са‘ида аль-Худри и др.; св. х. ат-Тирмизи, ат-Табарани и др. См., например: Ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Бейрут: Ибн Хазм, 2002. С. 867, хадис № 3140; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 16, хадис № 151; аль-‘Аджлюни И. Кяшф аль-хафа’ ва музиль аль-ильбас: В 2-х ч. Бейрут: Аль-кутуб аль-‘ильмия, 2001. Ч. 1. С. 35, хадис № 80; Заглюль М. Мавсу‘а атраф аль-хадис ан-набави аш-шариф [Энциклопедия начал благородных пророческих высказываний]. В 11 т. Бейрут: аль-Фикр, 1994. Т. 1. С. 96.

/9/ Мусульманские ученые, комментируя и поясняя данный хадис, предполагали, что здесь подразумеваются те слова, которые несут пользу для других людей, прибавляют оптимистического настроя, избавляют от чувства печали и безысходности, освобождают от различного рода притеснений (давления) или какой-либо формы зла. См., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 14. С. 376, 377; аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси. Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан. Т. 13. С. 14.

/10/ Мусульманские ученые предполагали, что здесь подразумеваются те слова, которые оскорбительны для других, несут вред, зло или смерть другим людям. См., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 14. С. 376, 377; ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]. В 10 т. Бейрут: аль-Калям, 1987. Т. 9. С. 327; аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси. Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан. Т. 13. С. 14.

/11/ Хадис от Абу Хурайры; св. х. Ахмада, аль-Бухари, Муслима, ат-Тирмизи, Ибн Маджа, аль-Багави и др. См., например: Аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 4. С. 2032, хадисы № 6477, 6478; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 14. С. 373, хадисы № 6477, 6478; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 126, хадис № 2060, «сахих»; ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 1197, хадисы № 49—(2988), 50—(2988); ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 9. С. 327, 328, хадисы № 49—(2988), 50—(2988); аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси. Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан. Т. 13. С. 13–16, хадисы № 5706–5708. Также см.: Аль-Кари ‘А. Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. Т. 7. С. 3036, хадис № 4834.

/12/ См.: Ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 9. С. 328; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 14. С. 377; аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси. Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан. Т. 13. С. 14. Для более глубокого понимания и практического осознания данной темы рекомендую прочитать материал «Сукут (сомт). Молчание» в моей книге «Мир души».

/13/ Хадис от Абу Хурайры; св. х. аль-Бухари и др. См., например: Аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 4. С. 2032, хадисы № 6475, 6476; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 14. С. 373, хадисы № 6475, 6476.

/14/ Хадис от Суфьяна ибн ‘Абдуллы ас-Сакафи; св. х. Ахмада, Муслима, ан-Насаи, ат-Тирмизи, ад-Дарами, аль-Багави, ат-Табарани, Ибн Маджа и др. См., например: Аль-Бага М. Мухтасар сунан ат-тирмизи [Сокращенный вариант свода хадисов ат-Тирмизи]. Бейрут: аль-Ямама, 1997. С. 347, хадис № 2412, «хасан сахих»; аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани. Т. 10. Ч. 19. С. 258, хадис № 4; аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси. Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан. Т. 13. С. 5. хадис № 5698, «сахих».

/15/ Хадис от Му‘аз ибн Джабаля; св. х. Ахмада, ат-Тирмизи, ан-Насаи, Ибн Маджа и др. См., например: Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 427, хадис № 3973, «сахих»; аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани. Т. 10. Ч. 19. С. 258, хадис № 7; аль-Бага М. Мухтасар сунан ат-тирмизи. С. 386, хадис № 2619, «хасан сахих»; аль-Мунзири З. Ат-таргыб ва ат-тархиб мин аль-хадис аш-шариф [Побуждение (к благому) и удержание (от греховного) в пророческом наследии]. В 4 т. Бейрут: Ихья ат-турас аль-‘араби, 1968. Т. 3. С. 528, хадис № 23, «хасан сахих»; аль-Кардави Ю. Аль-мунтака мин китаб «ат-таргыб ват-тархиб» лиль-мунзири: В 2 т. Каир: ат-Тавзи‘ ван-нашр аль-исламия, 2001. Т. 2. С. 253, хадис № 1727.

/16/ Хадис от Ибн Мас‘уда; св. х. Ахмада, ат-Тирмизи, Ибн Хаббана и др. См., например: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 464, хадис № 7584, «сахих»; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Бейрут: Ибн Хазм, 2002. С. 580, хадис № 1982, «хасан»; Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин. Т. 2. С. 397, хадис № 1736, «хасан».

/17/ С учетом современных ценностей: «чем табун прекрасных породистых скакунов», «чем автомобильный салон, полный эксклюзивных и дорогостоящих моделей автомобилей» или «чем коллекция самых дорогих и редких бриллиантов».

/18/ См.: Аль-Мунзири З. Ат-таргыб ва ат-тархиб мин аль-хадис аш-шариф. Т. 3. С. 535, 536.

/19/ Хадис от Абу Зарра; св. х. Ахмада, Муслима, Ибн Маджа и аль-Багави. См., например: Ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 1059, хадис № 166—(2642); ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]. В 10 т. Бейрут: аль-Калям, 1987. Т. 8. С. 428, хадис № 166—(2642); аль-Мунзири З. Мухтасар сахих муслим [Сокращенный вариант свода хадисов имама Муслима]. Бейрут: аль-Ямама, 1996. С. 154, хадис № 500; аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси. Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан [Благородный поступок в приближении (к читателям) свода хадисов Ибн Хаббана]. В 18 т. Бейрут: ар-Рисаля, 1991. Т. 13. С. 82, хадис № 5768, «сахих».

/20/ Важно отметить, что здесь речь идет о сосредоточенности на собственном жизненном пути и целенаправленности, которые не оставляют времени на выискивание чужих ошибок, на сплетни, обсуждение кого-то или просто пустопорожнюю речь — они лишь убивают время. Хадис от Абу Хурайры, аль-Хусайна ибн ‘Али, Абу Бакра и др.; св. х. Ахмада, ат-Табарани, ат-Тирмизи, Ибн Маджа, аль-Хакима и др. См., например: Ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Бейрут: Ибн Хазм, 2002. С. 668, хадисы № 2322, 2323; аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани. Т. 1. Ч. 1. С. 88, хадис № 41, а также т. 10. Ч. 19. С. 257, хадис № 3; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 503, хадис № 8243, «сахих». Также см.: Аль-Мунзири З. Ат-таргыб ва ат-тархиб мин аль-хадис аш-шариф. Т. 3. С. 540, 541, хадисы № 51–55.

/21/ См.: Аль-Газали М. (450–505 гг. по хиджре). Ихья ‘улюм ад-дин [Воскрешение наук о вере]. В 6 т. [б. м.]: Нахр ан-нил, [б. г.]. Т. 3. С. 106.

/22/ Хадис от Ибн Мас‘уда; св. х. Ахмада, аль-Бухари, Муслима, ат-Тирмизи и Ибн Маджа. См., например: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 58, хадис № 842, «сахих»; аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 4. С. 1980, хадис № 6290; ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 899, хадис № 37—(2184); Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 2. С. 319, хадис № 2/1601.

/23/ Текст хадиса от Ибн ‘Умара см., например: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 57, хадис № 827, «сахих»; аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. Т. 4. С. 1979, хадис № 6288.

/24/ То есть если вас четверо, тогда двое могут поговорить о чем-то необходимом для них шепотом либо на непонятном для остальных двоих языке. Но перешептываться троим отдельно от четвертого — нельзя.

/25/ Подробнее по теме см., например: Нузха аль-муттакын. Шархрияд ас-салихин. Т. 2. С. 318, 319.

/26/ См., например: Аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 4. С. 1904, хадис № 6023; там же. Т. 4. С. 2053, хадис № 6563; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 13. С. 550, хадис № 6023; там же. Т. 14. С. 509, хадис № 6563.
(информация с сайта umma.ru)

Guest, 09.08.2013 в 15:00

Господа-товарищи! Всё-таки это - газета, а не интернет-библиотека.

Guest, 09.08.2013 в 17:13

Господа-товарищи! Всё-таки это - газета, а не интернет-библиотека.
=========================
Умные комментарии, которые расширяют кругозор читателей, и позволяют им задуматься о самом главном (о смысле жизни человека, о нравственности, воспитанности, справедливости и т.д.) очень интересны и полезны людям.
Спасибо за такие комменты.
Не нужны только злобные, оскорбительные, безнравственные комменты, которые совсем неуместны в этой умной, высоконравственной и демократичной газете.
Спасибо редактору за очень умную и честную газету, дай Бог ему здоровья и удачи!

Зайхметов, 13.08.2013 в 22:00

Guest,он же Рашид ! У тебя видимо серьезные проблемы либо с психикой либо с эго . Ты сам пишешь комментарии потом сам же на них отвечашь.....Это какая то паранойя . Причем хотя бы имена себе разные придумывал . Намалевал целую телегу выдержек из Корана .Потом сам начал спорить с собой ! Рашид это что от безысходности от того что никто твою газету не читает ?? Пиши тогда ее на ТАТАРСКОМ . Ах да забыл ,тогда ее точно никто читать не будет ,и вылетит твоя газета в трубу

Guest, 14.08.2013 в 01:40

Зря вы так. Газета очень интересная, умная и познавательная.
Успехов и удачи уважаемому г-ну Ахметову!

Петр, 14.08.2013 в 13:31

Агрессивность ислама в РТ - нарастает.
"Метить" территорию - основной принцип.
Посмотрите - надо обязательно в чисто русскую деревню татар-мусульман подселить и мечеть воткнуть, с подачи главы безусловно.
Что уж про бедных кряшен говорить...

Guest, 14.08.2013 в 14:06

Петр, 14.08.2013 в 13:31
"Метить" территорию - основной принцип.
+++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++
Такие проблемы надо обсуждать со стерхами, айфонами, чистильщиками квартир от пыли. Почему государство в экстазе соединяется с конфессиями, причем федеральная власть - конкретно с одной? Риторический вопрос? Но от ответа зависит свобода совести, записанная в Конституции.

Guest, 14.08.2013 в 14:55

"Газета очень интересная, умная и познавательная" Вот только слишком уж долго материалы в ней не обновляются. Посмотрите бизнес онлайн или интертат хотя бы, как они в ногу со временем пишут.

Рафаэль, 14.08.2013 в 18:06

"Газета очень интересная, умная и познавательная" Вот только слишком уж долго материалы в ней не обновляются. Посмотрите бизнес онлайн или интертат хотя бы, как они в ногу со временем пишут.==============================================На БО пишут ,но коменты не пропускают .Мои коменты почти все не пропускают модераторы .

Guest, 14.08.2013 в 18:17

"Мои коменты почти все не пропускают модераторы " Странно! Наверное в комментах разжигаете всякую рознь?)))

Guest, 14.08.2013 в 19:19

На БО в основном они сами комменты пишут, очень однообразные.

Рафаэль, 14.08.2013 в 20:53

Никакой розни . Отвечаю на писульки русских шовинистов .Модерация у них однобокая .Но порой печатают интересные статьи .