7 июня 2024 г. независимая общественно-политическая газета
Главная Общество Первооткрыватель (ч.2)
Рубрики
Архив новостей
понвтрсрдчетпятсубвск
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      

Первооткрыватель (ч.2)

5 января 2015 года
Первооткрыватель (ч.2)

     Оправданны и бесценны авторские зарисовки-штрихи к портретам легендарного созвездия ученых – Мечникова, Курчатова, Александрова, Иоффе, Королева, Туполева, связанных с казанской школой физиков. В этой же плеяде оказался заведующий кафедрой теоретической физики Казанского университета профессор М. Матисон. Б.Ф. Султанбеков помещает его «в круг расчисленных светил» мировой науки. 
     Вслед за автором книги хочется углубиться, продолжить движение в глубь созданного им тоннеля – историческую персоналистику. Не хочу отнимать «хлеб» у читателя, которому предстоит войти в тюрко-татарский цивилизационный мир, населенный «звездными» людьми – представителями самых разных областей социума – политики и экономики, культуры и искусства, военного дела и космонавтики. 
     Булат Султанбеков – не биограф исторических персон, вошедших в фокус его интереса. Но он, до мельчайших подробностей изучая пройденный ими путь, не просто «рассыпает» веер фактов, но и сам вместе с ними проходит весь их путь – от начального пункта до Голгофы. При этом у него нет заготовки – схемы, в которую можно было бы уместить жизнебытие каждого из них. Для исследователя судьба каждого из исследуемых персоналий неповторима, уникальна, поучительна. Вместе с ними он сопереживает, оживляет дух борцов той эпохи – безжалостной, бескомпромиссно-революционной. Он не извлекает «скелеты из шкафов прошлого», как хлестко выражаются некоторые наши именитые современники, а проделывает сложнейшую, первооткрывательскую, к тому же даже и сегодня опасную, с политической точки зрения, работу по воссозданию галереи адептов большевистского социализма. Ошибка в их характеристике сравнима с саперным делом. Профессор Султанбеков, независимо от ранга, чинов и постов, не восхваляет и не клеймит «жертвенников» времени разлома, он пропускает этот ряд «потрясателей» века через «суд» собственной совести, аппарат нравственности и беспристрастной объективности. Занятие правдоискательством до состояния «душекопательства» превращает Б.Ф. Султанбекова – историка в профессионального писателя, которому дозволено включение ресурса воображения в реальную хронику времени. В этой связи он предстает образцом определения меры соотношения правды и вымысла, мифа и реальности в хитросплетенной драматургии истории. И еще одна черта его творческой лаборатории. Он психоаналитик, доподлинный человековед. Расшифровка кода («черного ящика») мыслепотока, решений и действий исторических деятелей масштабного калибра – она за пределами обычного исследовательского занятия. Это искусство «вгрызания» в их ментальную толщу. 
     Приверженность, переходящая в страсть, Б.Ф. Султанбекова к историческим персоналиям не случайна. Она проистекает из редкостного ощущения трагизма и одновременно величия истых творцов истории, попавших в «воронку» разрушительного вихрепотока. Величину значимости их роли в истории он определяет тем, что отсутствие любого из них «в том месте и в то время» обеднило бы образ и суть любого судьбоносного акта – революции, Гражданской войны, строительства советской цивилизации. Часто любят повторять, что история не знает сослагательного наклонения. Это действительно так, ибо нельзя повернуть время вспять. Но историю всегда необходимо помещать в развилку альтернатив, реализация которых связана с активным действием субъекта как решающего агента истории. Чем больше включенных в исторический процесс пассионарно заряженных фигур, тем полнее и быстрее реализуется прогрессивная альтернатива, и, наоборот, чем чаще и усерднее вытаптывается интеллектуальное поле, тем вероятнее «победа» регресса. Если бы из этого плодородного поля не «выпололи» такие эпохальные фигуры, как М. Султан-Галиев, М. Вахитов, И. Алкин, К. Мухтаров и многие другие равнозначные им фигуры, колесница татарской, да и мировой истории, возможно, двигалась бы не в наклонном, а восходящем направлении. Булат Файзрахманович убежден, что сбережение каждой единицы из представителей подобной элиты, составлявшей генофонд нации, сделало бы ее историческую судьбу принципиально иной. 
     Элиты в неукротимом беге времени, конечно, воспроизводятся, но их качество снижается, когда их штампует система. Они не из того разряда, в котором каждое «зернышко» представляет невосполнимую, неконвертируемую драгоценность. Еще одну особенность подвижнического характера профессора Б.Ф. Султанбекова составляет неистовость, горячность, «бешеный» темп поисковой скорости. Чувствуется, что он торопится. Спешит успеть нанести недостающие штрихи на портрете прошлых эпох, вернуть добрые, светлые имена тех, кто мучительно выживал, отрывая от земли нечеловеческий тяжелый вес проблем двадцатого столетия, «века-волкодава». Спешит, чтобы извлечь бесценные уроки из опыта прошлого – а ведь из него прорастает будущее. Спешит, не замечая того, что продолжает давать открытый урок гражданственности, научного и нравственного подвига. В надежде ускорить процесс огранки качественно иной элиты, адекватной вызовам более сложного порядка. 
     Второй раздел книги посвящен национальному вопросу, точнее, осмыслению татарского фактора в контексте феномена «восстания этничности», бума регионализма и этнонационального «ренессанса». В рамках всеобщей закономерности возрастания роли национального фактора Булат Файзрахманович ищет ответы на остро дискуссионные вопросы. Чем был и остается татарский феномен в российской и мировой истории: негативно-тормозящим фактором или силой, ускоряющей прогресс? В чем секрет величия и одновременно слабости татар? Почему так сложно понять и принять высотность, образцовость татарского исторического подвижничества? Кто (что) подвигнет татарской народ к новому «золотому ренессансу», с которым связан исход трансформации современного человечества и, естественно, России, со всем набором глобальных проблем – войн, революций, кризисов, конфликтов? Как противостоять угрозам унификации видового многообразия, сохранить самобытность национальной культуры, ментальности, традиций? Что надо сделать, чтобы каждый из нас, млад и стар, чтил память предков, любил и гордился прошлым? На каждый из такого рода вопросов, разгоряченных буйством нашего времени, в книге обозначены подходы к поиску ответов. 
     Заметим, что у автора книги нет да никогда и не было стремления к беспочвенному возвеличиванию татарского народа, выискиванию в нем «богозаданных» черт, отличающих его от других этновеличин. Ибо, как известно, нет «богоизбранных» народов. Все они равны перед Всевышним. Да, он националист в том смысле, что таким должен быть любой, кто любит, знает и гордится своей нацией. Его отличие от националистов других мастей в том, что он неустанно и плодотворно работает над возвращением татар с задворок истории. 
     Представленная вниманию читателей книга не претендует на законченность, на истину в последней инстанции. Она служит лишь приглашением к размышлению над тем, что было, что есть и что может быть. Это честная, откровенная историческая повесть о судьбе татар и Татарстана, русских и всех народов России, в которой нет ни одной лишней страницы. 

Э.Р. ТАГИРОВ,
доктор исторических наук, профессор,
заведующий кафедрой
Казанского государственного университета культуры и искусств,
ректор Института культуры мира ЮНЕСКО.
 

На снимке: Булат Султанбеков.

Комментарии (1)
Guest, 11.01.2015 в 02:58

NETCAT_BBCODE_IMG