Первооткрыватель
«О татарах надо писать больше – они у нас везде,
и без татар российскую жизнь не поймешь.
Да и сами себя они должны понимать глубже».
В. Гиляровский – русский писатель (1853 – 1935 гг.).
Представлять читателю Булата Файзрахмановича Султанбекова – дело излишнее. Его имя уже давно стало брендом первооткрывательства, правдоискательства, воительства. «Татарстанский Сократ», ставший уже при жизни легендой и вознамерившийся взять планку (пока!) 90-летия, продолжает выдавать «на гора» один за другим фолианты, становящиеся событием, предметом горячей дискуссии. В каждом из них – печать многогранности его таланта: энциклопедичности знаний, остроты письменного и устного слова, смелости суждений, критичности и суровой требовательности к своим собратьям по «цеху» и прежде всего к себе. Неизменная характеристика его трудов – архивно-документальный изыск, виртуозность прочтения первоисточников, событийно-фактологическая детализация, возведенная до уровня концептуальных озарений. «Архивный олигарх», «архивная крыса», «архивный шаман»… Такого рода определения преследуют его вот уже 55 лет. В его домашне-квартирном формате «умещен» (в бумажном и оцифрованном виде) документальный фонд вековой истории страны.
Откуда такое неувядаемое многоцветие подвижнического дара? Родников, создавших далеко не простой характер и предопределивших особость стиля авторского мышления и действия, много. Это, конечно, сильная фамильно-династическая генетика: Булат Файзрахманович – результат естественного отбора из ветвистых побегов мощного родового древа. Его стойко-«булатный» образ «лепило» и историко-переломное время – эпоха «шестидесятников». Он был не просто свидетелем, но и ее сотворителем. Еще одно слагаемое султанбековского феномена – железная воля, неистовая работа над телом и духом своим. Не меньшее значение имело и счастливое везение: он «оперялся» в «гнезде» отцов-основателей легендарной казанской исторической школы – Евгения Ивановича Устюжанина, Ивана Михайловича Ионенко, Василия Ивановича Адо, Григория Наумовича Вульфсона, Аркадия Семеновича Шофмана… Их научно-революционной энергией заряжались многие поколения тех, что потом сами становились авторитетом в науке. Булат Султанбеков – один из них, без пропуска прошедший все классы профессионального созревания – от студента до профессора. Вот те глубинные энергетические пласты, и по сей день продолжающие не только подпитывать, но и усиливать его интеллектуальный софт.
Свидетельство тому – очередное традиционно-фундаментальное творение «У истории нет лишних страниц». Книга объемна не только в числово-страничном (399 страниц), но в историко-хронологическом и проблемно-тематическом измерении. Это своего рода «Краткая история ВКП(б)», наложенная и обогащенная историей Татарстана и татарского народа. Если объединить, систематизировать ключевые сюжеты, то в ней можно выделить два крупных блока проблем – персоналистский и этнонациональный.
«История любого народа «ткется» людьми». Это не просто авторский афоризм, но исследовательский принцип, философский ключ к тайнам прошлого. Возвращение имен, заселение истории людьми – это стратегическая цель не только данной монографии, но и всей научно-изыскательской и публикаторской деятельности Б.Ф. Султанбекова. Это интеллектуальное клише, «мета» его поискового творчества. Выстроенный им пантеон исторических лиц внушителен, он наполнен не только «богами с Олимпа» (Ленин, Сталин, Троцкий, Бухарин…), но и «винтиками» истории – пахарями земной нивы, солдатами войны, «прорабами» строек социализма, перводвигателями науки и высоких технологий, нефтяного бума и авиакосмонавтики, культуры и искусства. Впечатляющий ряд пассионариев – убиенных, расстрелянных, оболганных, «вымаранных», отодвинутых на обочину истории. И они не фон, не пейзаж или заставка-приставка к регионально-мировым процессам, а «жилы» истории, по которым клокотала энергия действия, созидания.
Б.Ф. Султанбеков – не хроникер и не летописец, хотя их миссию также блистательно выполняет. Он «склеиватель вековых позвонков истории», соединитель нитей прошлого с реальным временем через умение услышать «эхо» сотворенного великими столпами науки, полководцами, реформаторами и увидеть в их деяниях исток, предвестницу назревших перемен.
Каждое значимое явление есть продолжение процесса, «зачатого» в исходных складках времени. Так же как и любая закономерность, оно являет собой производное массы случайностей. К чему, спрашивается, профессор Б.Ф. Султанбеков Екатерину Великую включил в татарский контекст? Потому что именно ей волею судеб было предначертано ознаменовать свое историческое время «пыльцой» межконфессиональной толерантности, предстать в образе татарской «Аби-патша». Вот почему перо автора уже много лет продолжает с дотошностью писать ее исторический портрет. В данной книге Екатерина II предстает перед нами в новом ракурсе.
Не случайным является и обращение к жизне-бытию белогвардейско-генеральской когорты – Колчака, Деникина, Врангеля, Каппеля. Долгое время они оставались в сугубо негативно-контрреволюционном, часто унизительно-карикатурном оценочном облачении. А ведь они – цвет, элита российской военной мысли и практики эпохально-стыкового времени – времени уникального масштаба насилия, когда, по О. Мандельштаму, «Кровь-строительница хлестала на пороге новых дней». Что касается В.О. Каппеля, то Булат Файзрахманович уже в 2001 г. включил его в школьный атлас по истории Татарстана. Ибо здесь, под Казанью вспыхнул «звездный час» Каппеля, но здесь же «Красная армия научилась сражаться, здесь она научилась побеждать» (передовица «Правды» от 11 сентября 1918 г.).
Э.Р. ТАГИРОВ,
доктор исторических наук, профессор,
заведующий кафедрой
Казанского государственного университета культуры и искусств,
ректор Института культуры мира ЮНЕСКО.
(Продолжение следует.)
Свидетельство тому – очередное традиционно-фундаментальное творение «У истории нет лишних страниц». Книга объемна не только в числово-страничном (399 страниц), но в историко-хронологическом и проблемно-тематическом измерении. Это своего рода «Краткая история ВКП(б)»,
_________________________
Такая же лживая?
А вообще , весь данный текст показывает, что автор болеет "совковостью".
О татарах надо писать больше – они у нас везде
В период руководства Юсупова в бывшем институте культуры выделенная цитата полностью воплотилась в реальность.
"...без татар российскую жизнь не поймешь.
Да и сами себя они должны понимать глубже».
В. Гиляровский – русский писатель (1853 – 1935 гг.).
________________________________________________
Совершенно верно.
В настоящее время, это становится всё более и более очевидным.
С татарами надо разбираться по существу.
Но, прежде, они сами должны осознать это во всей полноте. История России, это прежде всего истории Татарии. В свете истории татар, история русских, это - частный и мелкий вопрос.
Татарский проект поглощен и переварен проектом Русским!
где ж гирлянда?!
новый год же!
эротику сюда один раз!
На...
C Новым Годом!
усеченный вариант.
где ж полная картина?
нечего анализировать.