Патриотизм
* * *
Некоторые люди почитают себя патриотами потому, что любят ботвинью и что дети их бегают в красной рубашке.
А. Пушкин.
* * *
Потому что ваши дела заставляют меня часто краснеть от стыда, потому что я не слышу музыки в звяканье цепей и потому что меня не привлекает блеск штыков – вы утверждаете, что я не патриот.
М. Лермонтов.
* * *
Что за люди эти педанты-патриоты, которые думают, что для того, чтобы прослыть патриотом, достаточно кричать, кричать, кричать во все горло: «Давайте будем патриотами, будем народными!». Они забывают, что прежде всего надо быть человеком, притом честным. Патриотизм есть плод чести, а где у нас эта честь?
А. Никитенко.
* * *
Истинная народность не в том состоит, чтобы откапывать свой собственный навоз и называть его небесною манною, ниспосланною ради спасения народа.
Г. Благосветлов.
* * *
О, душою я до сих пор русский! – воскликнул он и в доказательство произнес несколько не употребительных в печати выражений.
М. Салтыков-Щедрин.
* * *
Как завелось у нас однажды,
Так, видно, будет и вперед –
Хоть грабит патриот не каждый,
Но что ни вор, то патриот.
А. Жемчужников.
шаймиев - патриот по такому раскладу.
150 лет прошло, а так актуальны стихи Алексе́я Миха́йловича Жемчу́жникова.
Преобладающий элемент в поэзии Жемчужникова — искреннее, глубоко прочувствованное и метко выраженное негодование на общественную ложь; Жемчужников представлял крайне редкий в то время пример истинного патриота, болезненно чувствующего действительное зло своей родины и желающего ей настоящего добра. Ходячая ложь, подменивающая патриотизм грубым национальным самомнением и шовинизмом, беспощадно обличается в сатире Жемчужникова. В одной из них, описав оборванного пьяницу, молящегося на церковной паперти в первый день Великого поста, поэт вспоминает о другом «греховоднике»:
О, торжествующий меж нами
Покрыт и срамом и грехами
Наш современник не таков!
Он, гордо лоб закинув медный,
Пред алтарем отчизны бедной
Священнодействовать готов.
Вы все, в ком так любовь к отечеству сильна
Любовь, которая все лучшее в нём губит -
И хочется сказать, что в наши времена
Тот честный человек, кто родину не любит.
Свершилось чудо!.. Червь презренный,
Который прежде, под землей,
Плодясь в стыде и потаенно,
Не выползал на свет дневной;
Который знал в былые годы,
Что мог он только воровски
Губить богатой жизни всходы,
В тиши подтачивать ростки,-
Преобразясь, восстал из праха!
Ничтожный гад стал крупный зверь;
И, прежнего не зная страха,
Подчас пугает сам теперь.
Заговорив людскою речью,
Как звери сказочных времен,
Как бы природу человечью
Порой выказывает он.
Знать, с классицизмом воротился
Мифологический к нам век:
Ни жеребец, ни человек -
Кентавр в России народился.
Носясь то вдоль, то поперек
По нашим нивам, весям, градам;
Кидая грязью с резвых ног,
Взметая пыль, лягая задом,-
Когда он, бешеный, бежит,
То с конским ржанием, то с криком,
И топчет все в порыве диком,-
Сама земля под ним дрожит!..
И утомясь, но все же гордый,
Что совершил безумный бег,
С своей полуживотной морды
Он пеной фыркает на всех...
И все сторонятся, робея,
Чтоб он не мог кого-нибудь -
Приняв, конечно, за плебея -
Иль оплевать, или лягнуть.
В ляганье вся задача скрыта;
Вся сила - в мускулах ноги...
Какая ж мысль, давя мозги,
Приводит в действие копыта?
Судя по всем чертам лица,
Нет мысли! Кроме разве задней..
Зато природа жеребца
В нем совершенней и приглядней.
Что за хребет! и что за рост!
Налюбоваться мы не можем!
Как гордо он вздымает хвост,
Своею мыслию тревожим...
Иных мыслителей в Москве
Теперь, по-видимому, бесит,
Что, стать пытаясь во главе,
Кентавр меж нами куролесит.
Им злой почудился в нем дух;
Кентавар
Глядят вперед они тревожно...
С их стороны такой испуг
Мне непонятен. Невозможно
Играть бесплоднее в слова
Иль заблуждаться простодушней...
Ведь ты ж сама была, Москва,
Его заводскою конюшней!..
А. Жемчужников.