Патриарх
Отложен визит патриарха РПЦ Кирилла в Татарстан. Сначала сообщили, что визит отложен из-за недомогания патриарха. Но как раз в этот день патриарх встретился со студентами Московского университета. Потом из кругов, близких к руководству РПЦ, поступили сведения, что перед визитом на стол патриарху положили аналитическую записку о проблемах в Казанской митрополии. Это якобы различные финансовые нарушения, в том числе и при строительстве объектов в Свияжске. Делались намеки на роскошный особняк у митрополита Анастасия. Упоминалось письмо на имя патриарха монахини из Татарстана. Поэтому визит в Татарстан был отложен. Была направлена по поручению патриарха комиссия в митрополию, чтобы разобраться и сделать выводы.
Но безотносительно выводов комиссии, то, что сам визит был столь внезапно (как будто кто-то сильно нажал на тормоза) отложен, уже есть некий знак высокого недовольства. Возможно, это была инициатива из Московского Кремля, патриарху посоветовали отложить визит. Скорее всего в администрации Путина встревожены положением в Татарстане, на его «религиозном фронте». В Татарстане стали происходит «салафитские» взрывы и теракты. В администрации президента России, особенно после того как в ФСБ России по поручению Путина был создан специальный крупный отдел по Татарстану, вероятно, решили заняться плотным контролем ситуации в Татарстане. Этот новый отдел наверняка уже выдал первые «антитеррористические» рекомендации, сделав независимый объективный анализ. Понятно, что Москва опасается «чеченизации» Татарстана, это для нее страшный сон, кошмар, это будет крупнейший удар по всей системе постсоветской России.
Здесь дело даже не в Универсиаде, а в фундаментальной системной угрозе. И к тому же, обжегшись на молоке, дуют на воду. Никаких денег для профилактики этого «кошмара» Москва не пожалеет. С этой точки зрения, возможно, решили заменить Анастасия на более «жесткого», ориентированного на федеральный центр, а не на руководство Татарстана, православного лидера. Возможно, Анастасия сменит московский «варяг», доверенное лицо Кирилла и Путина (я бы, например, обратил внимание на отца Тихона (Шевкунова), хотя некоторые эксперты называют отца Всеволода), человек с личным авторитетом, с которым руководство Татарстана не могло бы не считаться. Это решение напрашивается само собой. Можно вспомнить, как еще год назад эксперт РИСИ Яна Амелина встревоженно заявляла, что традиционный ислам не сможет противостоять нарастающей в Татарстане угрозе салафизма, это видно по тому, что соотношение посетителей на салафитских и ханафитских сайтах примерно 10:1, то есть битву за умы молодежи традиционный ислам уже проиграл. И выиграть битву с салафизмом в Татарстане может только православие.
Конечно, это весьма опрометчивое и опасное заявление, которое может привести к угрозе религиозных столкновений в республике. С этой точки зрения попытка бороться с салафизмом дедовскими методами «новокрешенской конторы» и чисто силового давления может иметь обратный негативный эффект. Возможно, именно этого салафиты и добиваются, сознательно провоцируя правоохранительные органы на «волны арестов», зарабатывая ореол мучеников. Ошибочная тактика лобового давления на оппонентов, избранная муфтием ДУМ РТ И. Файзовым, также может привести не к исчезновению салафизма, а лишь к его радикализации со всеми необратимыми негативными последствиями.
Ни один разумный человек в Татарстане не хочет превращения республики в арену вооруженных столкновений. Не хотят этого ни русские, ни татары, ни татарские, ни русские националисты, ни правоохранительные органы, ни руководство Татарстана, ни политическая «белоленточная» и коммунистическая оппозиция. Думаю, что и большинство так называемых «салафитов» этого не хочет, но если их загонять в угол, «ломать» их, то результат предсказуем (понятно, что с людьми, сознательно взявшими в руки оружие, компромисса быть не может). С этой точки зрения властям, возможно, необходимо срочно создать некий легитимный координирующий орган, реальную, а не косметическую Общественную палату Татарстана. Потому что в силу того, что власть ошибочно считает, что она управляет ситуацией, и она волюнтаристски административно все может решить, она слепо, как громадный танк, сползает к пропасти конфликта. Цена ошибки здесь может быть высока, может возникнуть, как показывает мировой опыт, резонансное лавинообразное необратимое развитие негативных процессов, и наши шансы на мирное развитие могут растаять, хотя все казалось так крепко и устойчиво лишь вчера. В восточных единоборствах иногда огромный перевес в силе может как раз привести к поражению, противник, направляя эту силу в ошибочном направлении, изматывает борца и, используя его инерцию, побеждает.
Тут, кстати, некоторые в Москве все время хотят освободить от должности республиканского прокурора Кафиля Амирова – большая глупость, между прочим, в современной сложнейшей ситуации в республике. Второго такого умного, мыслящего и вдумчивого прокурора сложно будет найти для Татарстана в России.
Митрополит Анастасий всегда говорил, что у него много высокопоставленных недоброжелателей. В частности, возможно, они постарались и приложили руку к этой критической аналитической записке в адрес патриарха. Отношение Казанского Кремля в то же время к митрополиту было довольно благожелательное. Анастасий всегда шел навстречу пожеланиям руководства Татарстана, проблемы не обострял, был склонен к разумному компромиссу, понимал, что Татарстан – дело тонкое. При всех его недостатках нужно отдать ему должное, он вел себя весьма дипломатично, корректно. Он не был сильным православным лидером, но может быть, именно это было благом. Как говорится, худой мир лучше доброй ссоры.
Но сегодня, вероятно, запрос на другого православного лидера в республике, того, который может подставить президенту Татарстана плечо и который пользовался бы безусловным моральным авторитетом среди православной общины Татарстана. Уже образование митрополии означает, что Татарстану отдается дань уважения и приоритета, понятно, что это решение политическое и утверждалось в администрации президента России. Важно, чтобы при этом не перегнули палку, не начали бы здесь активную православную миссионерскую деятельность, в том числе и среди татар. Духовная семинария в Казани ныне занимает третье место в рейтинге семинарий России (среди примерно полусотни), она непосредственно после московской и петербургской по качеству, то есть понятно, что это развитие завершится восстановлением в Казани православной Духовной академии.
Потому что хочет этого кто-то или не хочет, но Казань – восточная столица России, духовная столица мусульман России. И в КФУ необходимо реальное восстановление восточного разряда. Бюджет Российского исламского университета также должен достигнуть не менее миллиарда рублей, только это превратит его из заведения, больше похожего на прикладной техникум, в исламский университет международного уровня, ему нужен целевой федеральный грант. Сон разума рождает чудовищ. Попытка сэкономить на образовании, на идеологии, на культуре приводит к росту конфликтности общества, к его радикализации и салафизации. Увлечение спортом здесь может как раз радикализировать конфликт, так как спорт не отвечает на вопросы смысла жизни. На вопросы смысла жизни отвечает религия. В СССР эти вопросы игнорировались, гнались лишь за экономическими показателями и военным, стратегическим могуществом, человек считался винтиком, коммунисты мыслили поверхностно, в итоге «вавилонская» башня стремительно развалилась, потеряв доверие людей.
Патриарх собирается приехать 12 – 14 октября. Дата приезда совпадает с Днем памяти павших защитников Казани. Это явно ошибочное решение, неразумное. Оно лишь взвинтит обстановку среди татарского национального движения. Удачнее всего патриарху приехать в День празднования Казанской иконы Божьей Матери в начале ноября. Но и здесь патриарх в плену условностей. Если он приедет на празднование праздника иконы, то он должен будет ее посетить, а руководство РПЦ относится к этой иконе сдержанно, оно считает ее более католической, не совсем православной, так как передал ее в Казань римский папа Иоанн Павел II. Патриарху, возможно, нужно преодолеть инерцию, и так же как с визитом в Польшу, признать великую икону. Жизнь все равно все расставит на свои места.
Второй момент, патриарх Кирилл планирует рукоположить в сан епископа чистопольского кряшена. С учетом того, что в Татарстане не утихают споры, отдельный ли народ кряшены или татары, лишь принявшие православие, это может быть расценено, как сознательная попытка расколоть татарский народ. Понятно, что с обретением своего епископа кряшенское движение в республике усилится, что, естественно, не обрадует руководство республики. Стоит ли создавать еще одну потенциально конфликтную ситуацию? Зачем это нужно Москве? Чтобы еще раз доказать татарам, жива еще древняя иезуитская политика «разделяй и властвуй»? Не нужно быть пророком, чтобы понять, появление кряшенского епископа неизбежно явится некоей корреляцией к росту того же исламского салафизма в Татарстане. Пусть число этих радикалов увеличится на несколько сотен. Но в условиях неустойчивого равновесия эти несколько сотен могут быть катализатором негативного развития общего процесса. Может быть, через некоторое время, когда с экстремизмом внимательно и осторожно разберутся, этот вопрос в более спокойной обстановке можно будет решить. Здесь, кстати, не удержусь и расскажу об эпизоде с Ассамблеей народов Татарстана. В ее проспекте в числе народов Татарстана написано «кряшены» наряду с русскими, чувашами, украинцами и т.д. Так как возглавляет Ассамблею народов РТ Фарид Мухаметшин, председатель Госсовета РТ, и проспект явно был с ним согласован – то что это, действительно сенсационное признание руководством РТ кряшен отдельным народом республики?
Рашит АХМЕТОВ.
соотношение посетителей на салафитских и ханафитских сайтах примерно 10:1, то есть битву за умы молодежи традиционный ислам уже проиграл. И выиграть битву с салафизмом в Татарстане может только православие.
======
А что я говорил ?! От чего шли, к тому и пришли - пребывание Татарстана в составе России означает войну российского государства против татарского языка и культуры путем русификации, ассимиляции, навязывания все того же православия. Кстати, исход этой войны можно предсказать заранее - православие проиграет войну исламу, как оно проиграло его в течение всех предыдущих веков, несмотря на использование самих жестоких методов.
Даже никакого сомненья нет,что православие проиграет исламу,как и весь русский народ другим нациям. У них нет будущего.Уже сегодня идет исламизация Западной Европы,Америки и России, в том числе,потому что это самая верная религия,которая требует от человека не только чистоты тела, но и души.
Потому-то и "Гундяй" обратился к помощи государства,чувствуя свое бессилие,что и вызвало отток народа еще сильнее от православия.
Казань, конечно же, не восточная и не западная, не вторая и не третья столица России и вообще не Россия! Казань это центральная и первая столица Татарстана и татарского народа! И не надо вбивать татарскому народу эту рабскую и собачью психологию какой-то восточной или третьей столицы какой-то России. Хватит уже воспитывать эту служилую татарскую свору для Московских хозяев!
«Разделяй и властвуй» это не древняя иезуитская политика, а современная и постоянная политика Московии по отношению к татарам, поэтому не надо нести чушь.
«Кряшены» же в известной и немалой своей массе и довольно таки давно уже итак отделены от татарского народа по факту, по их психологии и самосознанию. И скажем, возможное формальное их отделение от татарского этноса сегодня на самом деле не имеет никакого значения. Тем более 25 тыс. или 35 тыс. «кряшенов» это в действительности не великая потеря для всего многомиллионного татарского народа, а вот для самих «кряшенов» это просто катастрофа и трагедия. Так как эти люди, т. е. «кряшены», будучи без сомнения по своему происхождению, по своей крови обыкновенными татарами (булгарами), просто с иной верой, окончательно оторвавшись от основной массы татар (булгар) в чем видимо и заинтересованы известные оккупанты, просто быстро и неминуемо прекратят свое существование как самобытная этноконфиссиональная группа и исчезнут. Это, конечно же, будет определенная потеря и для всего татарского народа, ибо именно «кряшены» еще сохраняют некоторые доисламские коренные тюркские элементы, как в языке, так и в культуре, многие из которых уже утратили сами татары-мусульмане, но все-таки эта утрата для всего татарского народа будет не критической. А вот для татар-кряшен это будет конец. Они сегодня уже итак недопустимыми темпами ассимилируются в русской среде, безвозвратно теряя свои особенности и черты, сливаясь с безликой русской массой и становясь просто русскими, что приводит к быстрому уменьшению их численности. Но потеряв и формальную связь с татарским ядром, и став якобы отдельным и «самостоятельным» народом отличным от татар, они в действительности, конечно же, не обретут никакой свободы или самостоятельности, а просто окончательно растворятся в русском народе, видимо собственно чего и добиваются определенные и известные силы.
Хотят кряшены быть отдельным народом- пожалуйста .Выеденного яйца не стоит кряшенская тема и кряшены . Здесь в Казакстане они с башкуртами косят под татармусульман с лучшем случае . В худшем их нет (хотя в не малом количестве прибыли в Казакстан ).