2 марта 2024 г. независимая общественно-политическая газета
Главная Общество Памятник хану
Рубрики
Архив новостей
понвтрсрдчетпятсубвск
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
       

Памятник хану

28 декабря 2012 года
Памятник хану

     Одна из девелоперских компаний Казани при организационной поддержке Управления архитектуры и градостроительства горисполкома объявила открытый конкурс на разработку эскиза-идеи центральной архитектурной композиции, которая должна украсить привокзальную площадь в столице Татарстана. Среди уже предложенных на конкурс проектов есть памятник основателю Казанского ханства Улуг-Мухаммаду (1405 – 1445), известному своими грабительскими походами на русские княжества.
      Как свидетельствуют летописи, после образования им ханства со столицей в Казани в 1439 году Улуг-Мухаммад совершил кровавые походы на Нижний Новгород и Москву. Целью набегов было восстановление ига над Московским княжеством после распада единой Золотой Орды. В 1444 – 1445 годах Улуг-Мухаммадом был совершен еще один опустошительный поход на Москву, Рязань, Муром, Суздаль, Нижний Новгород, в ходе которого в плен попал московский князь Василий II.
      Следует отметить, что идея установить памятник средневековым ханам монгольского происхождения в Казани неоднократно поднималась татарскими национал-сепаратистами. При этом она каждый раз видоизменялась в зависимости от политической ситуации в России. Так, при Борисе Ельцине, когда федеральный центр позволял «брать суверенитета, сколько можно проглотить», часто озвучивались идеи памятников Чингисхану и Батыю. С началом правления Владимира Путина и укреплением властной вертикали националисты стали предлагать более скромные проекты. Однако в них во всех непременным условием являлось, чтобы это непременно были те, «кто побеждал русских».
      Теперь, если идея о памятнике хану Улуг-Мухаммаду будет реализована, гости из Москвы, Рязани и Нижнего Новгорода прямо на вокзале получат представление, куда они приехали и что ждет их в Казани. В центре привокзальной площади будет возвышаться живое напоминание о хане, который грабил и сжигал их города. Как говорится, рахим итегез – добро пожаловать в столицу Татарстана!
 

Рафис ДЕФИСОВ
(Раис Сулейманов).
(ИА REGNUM.)


Комментарии (43)
rt, 28.12.2012 в 22:03

Если уж ставить памятник татарским государственным деятелям, то лучшей кандидатурой был бы Сафа-Гирей хан. При его правлении государственная политика более всего отвечала национальным интересам. К тому же это и символ единения с крымскими татарами, а через них и с Турцией, что на сегодня вполне актуально.

Кунак, 28.12.2012 в 23:19

В России стоя памятники своим знаменитостям,государственным деятелям, и ничего. Памятник погибшим при штурме Казани воисками Ивана Грозного. Императрице Катерине, Ермаку в Сибир, не так давно воздвигнутому. В Туркменстане стоял памятник генералу Скобелеву, потопивший в крови последний оплот сопротивления туркмен крепость Геок-Тепе, в Грозном стоял памятник генералу Ермолову завоевателю Чечни,вызывавший гев и оскарбление чеченского народа. Эти имперские символы радуют только русских. Каждому свое. Со стороны русских княжеств было намного больше грабительских походов на Казанское ханство.
Со стороны Казани была как ответная мера.А Новгород, так вообще постоянно со своими ушкуйниками паслись под Казанью. Всё отражено в русских летописях. Улуг Мухаммет, Сафа Гирей, Сююмбикэ, заслуживают памятников.

Гость, 28.12.2012 в 23:54

Судя по тому, что раис сулейманов систематически разжигает ненависть по отношению к татарскому народу, он действительно крестился. Обычно именно ренегаты и предатели пылают такой ненавистью к своим бывшим единоверцам и соплеменникам, какую проявляет по отношению к мусульманам и татарам "рафис дефисов". Интересно, какое православное имя он взял при крещении ? Ему очень подошло бы имя Иван Предателев.

Guest, 29.12.2012 в 09:38

Это лишь один из 14 проектов обустройства привокзальной территории к Универсиаде в Казани. Да и то, кажется уже отвергнут. Вот так и делают из мухи слона. Пропаганда. Ничем не брезгуют. Ханам Казанского ханства и Волжской Булгарии нужно ставить памятники в Казани. Если есть памятник воинам Ивана Грозного, которые захватили Казань, то памятники ханам должны быть. Это история. Чем татарские ханы хуже московских князей? Стоит же памятник Юрию Долгорукому в Москве. Где памятники Гаязу Исхаки, Садри Максуди?

Guest, 29.12.2012 в 15:38

Алишев Салям Хатипович --- (р. 1929), историк, доктор исторических наук (1990). Заслуженный деятель науки РТ (1996). С 1966 в Институте языка, литературы и истории, с 1997 в Институте истории АН РТ (с 1991 заведующий отделением истории, с 1997 главный научный сотрудник). Труды по истории Казанского края 16-19 вв.

"В нашей исторической науке господствует мнение об основании Казанского ханства в 30— 40-х годах XV века пришедшим сюда из Золотой Орды ханом Улу Муха-медом. Изучение источников приводит к заключению, что по этому вопросу здесь речь не может идти лишь об этой личности. Ни одна из летописей, передавая сведения об УлуМухамеде, ничего не передает о его связях с Казанью, не сообщает не только об основании ее Улу Мухамедом, но и о том, что он когда-либо подходил к Казани. К такому выводу приходит автор на основе своих исследований. Улу Мухамед после изгнания из Сарая кочевал по степи, останавливался в городе Белеве и в Нижнем Новгороде. Татищев В. Н. пишет, что Улу Мухамед сначала “засяде в Белевс”, оттуда “поиде хан к Новгороду Нижнему и засяде в старом Новгороде Нижнем”. После похода в Муром “возвратился к Новгороду, к Нижнему Старому, в нем живяще”. Оттуда же он в 1445 году отправил своих сыновей против московского' князя Василия"*. Все это подтверждается летописными све-

' Смирнов А. П. Очерки по истории древних булгар.—Труды ГИМ, Т. XIX. М., 1940. С. 125.

" Греков Б. Д., Якубовский А. Ю. Ук. соч. С. 416. ' Татищев В. Н. История Российская. М.-Л., 1965, Т. 5. С. 259. " Там же.

денйями*: Улу Мухамеда считает царем казанским только упомянутая выше “Казанская история”, составитель которой путем признания золотоордынского хана казанским, поставил своей целью доказать преемственность Казани от Золотой Орды.,'

Исследователь В. В. Вельяминов-Зернов и некоторые другие историки опровергают эту версию “Казанской истории” как не соответствующую действительности и не подтверждаемую другими источниками. Однако, не сопоставив с други-.мй источниками и некритически относясь к “Казанской истории”, ряд русских и некоторые татарские историки в разные периоды писали и пишут об УлуМухамеде как; основателе казанского феодального государства".

А летописцы XVI века даже утверждали, что в 1445 году “царь Мамотек Улу Мухамедов сын, взял город Казань, вотчича Казанского князя Либея убил, а сам сел в Казани царствовати”'.

Но и не Махмут создал Казанское ханство, до этого оно имело уже своего князя “Либея” (по другим летописям, “Али”). Кто же этот князь “вотчич”? Татарские предания и письменные источники сообщают следующее. В 1391 году Тамерлан (Аксак Тимур) после разгрома Тохтамыша на юге Волжеко-КамскойБулгарии убил булгарского царя Абдуллу. •У Абдуллы было два сына: Алтынбек и Алибек, которые вместе с матерью спаслись бегством. Сторонники и приближенные царской династии вырастили сыновей Абдуллы, а затем якобы основали город, где правителем стал старший Алтынбек. Так говорится в предании “Об основании Иски Казани”. В других вариантах преданий говорится, что старшим был Алибек, а не Алтынбек. В период бедствия Тамер-лана одному было 9, другому 7 лет. Якобы в 1402 году Алибека призвали булгары и он засел в Казани, а Алтынбек ушел в Сибирь^. О том же Алибеке упоминают “Баян дастан ат-тарих”, “Повесть о несгораемой царевне”, книга “Дастан

'„ Исследования этого вопроса на основе новых материалов продолжа-

ются вестись многими учеными. • . Казанская история. М.-Л., 1954, С. 49—53.

' Вельяминов-Зернов В. В. Исследования о Касямовских царях и царевичах. СПб, 1863. С. 4—5. -•" Калинин Н. Ф. Казань, Татиздат, 1955, С. 31. ' Махмут, сын Улу Мухамеда.

" ПСРЛ, т. Vlll, СПб., 1859. С. 114; ПСРЛ, т. ХШ, М., 1965. ' “Вестник научного общества татароведеняя”, 1926, № 4. Борынты

татар эдэбияты. Казан, 1963. 344—346 б. 'Баженов В. Казанская история. Казань, 1847. С. 27—28. “Великие

и удельные князья Северной Руси в татарский период с 1238 по 1505 г.”

СПб, 1889. С. 164.

Аксак Тимур” и др. Обилие Упоминаний о нем не оставляет сомнений в его существовании. В русской транскрипции “Ли-бей” вполне соответствует Алибею (Алибеку). Ему в 1445 году должно было быть (1445—1391 + 9)63 года, что тоже вполне возможно.

В преданиях есть некоторые ошибки в передаче дат и мест, что вполне допустимо для устной памяти народа, но они не могут изменить основную их идею, идею преемственности Булгара и Казани. Разумеется, мы не собираемся утверждать, что Алибек был йервым ханом Казани. До него еще были правители, упомянутые в источниках.

Существует мнение, что Золотая Орда распалась на Казанское, Крымское и Астраханское ханства, что Волжская Булгария при Золотой Орде не имела никакой автономии'. И якобы до 1445 года существовало Казанское княжество, а с этого времени оформилось Казанское ханство. Если начать с последнего, то изучение источников приводит к противоположным выводам. Во-первых, само население государства никогда не называло его княжеством. В письменных произведениях правители Булгара и Казани назывались маликами, султанами, эмирами, падишахами. Эпиграфические памятники зафиксировали титулы эмир, малик, шах. Для обозначения князя широко пользовался титул “бек”. Во-вторых, русские ханами считали только чингизидов, всех остальных правителей титуловали только как князей. В глазах же населения Булгара и Казани они представлялись как ханы или цари. В 1445 году Улу Мухамедов сын Махмутс боем взял Казань. В связи с этим событием пишут, что образовалось ханство, то есть новое какое-то государство. Однако в 1445 году не произошло никакого изменения в государстве, ни в его форме, ни в структуре, ни в атрибутах. Произошла смена династий: булгарская была ликвидирована, установилась золото-ордынская. Но нет никаких аргументов для утверждения, что оформилось новое государство. Продолжало существовать то же самое государство, которое и было до прихода золото-ордынского царевича. С какого же времени?

Чтобы представить себе состояние Волжской Булгарии монгольского времени, развитие его государственности, надо обращаться к фактам исторической действительности, а не просто заявлять о неавтономности Среднего Поволжья. Основанием и признаками автономии Волжской Булгарии служили оседлый образ жизни населения и исповедание исламской религии, которые отличали ее от кочевнической и языческой Золотой Орды. Еще до монголов в Волжско-Камской

' Егоров В. А. Золотая Орда: мифы и реальность. М„ 1990. С. 8.

Вот так вот господа!!!)))

TAZ, 30.12.2012 в 03:26

СОБРАЛ ВСЯКУЮ ТУФТУ и радуется исторический дебил. Все, вышла время ваших баек. Татары уже узнают свою истинную историю, а не ваших баек, где унижены не только татары, но и сами русские, как вечные рабы.
Должны и будут стоять величественные памятники Великим татарам Чингизхану и Тохтамышу в центре Казани. Придет время они будут стоят и на Красной площади Москвы. Стоит же памятник в центре Москвы освободителям России татарам Минину и Беклемешеву-Пожарскому. Читай нормальные книги, например Васильева, Бертольда,Гумелева,Пескова, Енекиева, Князоа, Бушкова и др., а не истмусор - времена другие. Селагай раиски нам не указ.

TAZику))), 30.12.2012 в 10:32

"СОБРАЛ ВСЯКУЮ ТУФТУ и радуется исторический дебил" Дебил это ты!!! А Алишев Салям Хатипович заслуженный учёный РТ!!! У тебя самого сколько классов образования чудик? А этим кровожадным монголам утопивших в крови Булгарию, да и не только её, не место в Казани. Можешь в огороде своём их воткнуть.

раол, 30.12.2012 в 11:12

TAZ, 30.12.2012 в 03:26
Должны и будут стоять величественные памятники Великим татарам Чингизхану и Тохтамышу в центре Казани

Если Чингизхану - татарин, то историческая Родина татар - Монголия?

Рафаэль, 30.12.2012 в 11:47

Наша Родина планета Земля кто то против ?

Guest, 30.12.2012 в 11:57

Ничего иного от православного ваххабита Раиса Сулейманова и не ожидалNETCAT_SMILE_GRIN Судя по его реакции, даже памятник татарскому хану,является угрозой интересам РПЦ.

Guest, 30.12.2012 в 12:18

Татарам уже запрещают из Москвы даже памятники своим ханам строить.

Guest, 30.12.2012 в 12:33

На Казанском вокзале в Москве стоит скульптура Сююмбике. Скульптура слишком маленькая, белого цвета и сливается со стеной, к тому же на ней уже слой пыли. Наша царица которая ради нашего отечества пошла в плен со своим сыном заслуживает лучшего.Давайте сделаем что-нибудь для нее.

Guest, 30.12.2012 в 19:03

Шовинисты против памятников Великих и Храбрых татарских Ханов, т.к. они хотят, видимо, чтобы в Казани были памятники кровожадному Ивану Грозному Бешенному и Патриарху Кириллу - как символов жестокого самодержавия, страха, ненависти, пыток, алчности, насильственного крещения татарского народа! Чтобы татары жили в вечном страхе, а не как свободный народ!
Татарские Ханы никогда не нападалии и не грабили Россию, поэтому шовинисты, чтобы оправдать и обелить своих жестоких царей - палачей и убийц,
обливают грязью наших знаменитых Ханов, лишь бы на татарской земле были памятники только завоевателям, а не историческим героям нашего Великого и храброго народа!

Guest, 30.12.2012 в 19:36

"Татарские Ханы никогда не нападалии и не грабили Россию" Да да, конечно! В 1382г не Тактамыш сжёг Москву убив при этом 24000 жителей.

Гость, 30.12.2012 в 21:34

Если русским империалистам так уж неохота видеть памятники татарским ханам, то татарам вряд ли нравится видеть памятник русским князьям, нападавшим на наши города. Например, памятники князю Святославу, уничтожившему множество городов по всему Поволжью.
По словам академика Б. А. Рыбакова, походы Святослава 965—968 годов «представляют собой как бы единый сабельный удар, прочертивший на карте Европы широкий полукруг от Среднего Поволжья до Каспия и далее по Северному Кавказу и Причерноморью до балканских земель Византии»
Так что если русским шовинистам не нравится памятник хану Мухаммеду и они настаивают на политкорректности, то пусть они сначала снесут памятник князю Святославу в селе Холки Белгородской области. Как снесут, тогда и поговорим.

Guest, 30.12.2012 в 22:06

философ И.А. Ильин перечислил все многочисленные и опустошительные нашествия татар на Русь, в том числе и после "стояния на Угре" (1480), которое считается концом татарского ига – в 1521, 1537, 1552, 1571 (сожжение Москвы), 1591 гг. – и сделал вывод:

«Татары громили Московское царство с трех сторон: от Казани, от Сарая и из Крыма...
Всё это дела давно минувших дней и к нынешним татарам отношения никакого не имеют, поэтому и нет претензий к современным татарам. Сегодняшним днём жить надо и в будущее смотреть. Ломать как известно не строить!

Guest, 31.12.2012 в 02:55

На философа Ивана Ильина адекватные, здравомыслящие люди со здоровой психикой никогда не ссылаются, т.к. он широко известен, как ярый проповедник жестокости, смертной казни, инквизиции, отрицающий свободу человека, свободу человеческого духа, призывающий к языческому обожествлению государства и смешивающего государство с церковью, как человек с антиисторичным мышлением.

Философ И.А. Ильин все писал так, как ему было приказано русским царем, чтобы оправдать жестокую политику русского государства,
на этом он зарабатывал себе на жизнь!

Он давал решительный отпор прогрессивно и свободно мыслящим великому философу Н. Бердяеву, Вяч. Иванову, М. Волошину, А. Белому и «штейнерианцам» и «модернистам».

По Ильину, никакой общественной нравственности не должно быть – все это внешние, "гетерономные" запреты, только связывающие человека.

А в соединении закона и морали – сила Ислама!

Разделяемый Ильиным западный взгляд на право как на нечто индифферентное нравственности, лишь как на ограду свободы индивида следует признать неверным.
В условиях падшести человеческой природы такой подход фактически защищает право "грешить во все тяжкие" (и попробуйте указать на это – сразу поднимется вопль, что нарушаются "права человека").

Яков Кротов (Закончил исторический факультет МГУ. Священник Харьковско-Полтавской епархии Украинской Автокефальной Православной Церкви (обновлённой). Историк Церкви и русского провинциального дворянства, автор веб-сайта - собрания литературы по истории, философии и богословию) характеризует Ивана Ильина, как ПЕВЦА НАСИЛИЯ:
«А ведь Лев Толстой, в отличие от Ивана Ильина, певца насилия, в отличие от многих современных православных и не православных русских публицистов, которых хлебом ни корми, дай на кого-нибудь вакуумную бомбу сбросить, Толстой-то был боевой офицер и он порох нюхал, и он видел кишки, и он видел кровь, и он видел страдания. И вот этот человек знал цену насилию и войне!»

Великий философ Н.А. Бердяев пишет об Иване Ильине в статье
«КОШМАР ЗЛОГО ДОБРА» так:

«…Никакая жизнь не может цвести в этом царстве удушающего, инквизиторского добра. Такого рода демоническое добро всегда есть моральное извращение.
Напрасно И. Ильин думает, что он достиг той духовности, отрешенности и очищенности от страстей, которые дают право говорить от лица абсолютного добра.
Добро И. Ильина очень относительное, отяжелевшее, искаженное страстями нашей эпохи, приспособленное для целей военно-походных.

И. Ильин перестал быть философом ……Он ныне отдал дар свой для духовных и моральных наставлений организациям контрразведки, охранным отделениям, департаменту полиции, главному тюремному управлению, военно-полевым судам. …такие наставления ……принижают достоинство философа!

«Чека» во имя Божье более отвратительно, чем «чека» во имя дьявола.
Во имя дьявола все дозволено, во имя Божье не все.
Это причина того, что дьявол всегда имеет в нашем мире больший успех. Пусть казнь, как трагический и жертвенный акт, совершаемый в жизни, имеет свое оправдание, но не может иметь оправдания патетическое философствование о казни, не может быть оправдана любовь к такого рода занятию.

Духовный и нравственный сыск, разработанный в целую систему со всеми приемами утонченного феноменологического метода, подозрительность и одержимость злом, которому нужно ежеминутно сопротивляться силой, свидетельствуют о духовно нездоровом состоянии, о религиозно непросветленном отношении к жизни.
И особенно тяжелое производит впечатление, когда пишут о таких страшных вещах, как убийства, мечи, казни и пр. в стиле риторическом, с ложной возвышенностью …

Книга И. Ильина громко свидетельствует о том, что автор не выдержал духовного испытания нашей страшной эпохи, что он потерпел в ней нравственное поражение.
Книга эта есть болезненное порождение нашего времени. И. Ильин заразился ядом большевизма, который обладает способностью действовать в самых разнообразных, по видимости противоположных формах, он принял внутрь себя кровавый кошмар, не нашел в себе духовной силы ему противиться. Яд большевизма действует или в форме приспособления к большевикам, или в форме заражения его духом во имя целей противоположных, заражения насильничеством и злобностью. В сущности, большевики вполне могут принять книгу И. Ильина, которая построена формально и мало раскрывает содержание добра. Большевики сознают себя носителями абсолютного добра и во имя его сопротивляются силой тому, что почитают злом. Именно им свойственно резкое разделение мира и человечества на два воинствующих лагеря, из которых один знает абсолютную истину и действует во имя абсолютного добра, другой же есть предмет воздействия силой, как находящийся во тьме и зле.

Эта непомерная духовная гордыня большевиков свойственна и И.Ильину.
Он не просветлен тем христианским сознанием, что весь род человеческий поражен первородным грехом и потому не может распадаться на расу добрых, специально призванных бороться со злом силой, и расу злых — объект воздействия добрых.

Сам И. Ильин как будто бы не замечает своего исступленного отвлеченного морализма. .....Мы живем в одну из самых кровавых эпох всемирной истории, в эпоху, объятую кровавым кошмаром, когда всякий уверен в своем праве убивать своих идейных и политических противников и никто не рефлектирует над оправданностью действия мечом.

Кровавая война, кровавая революция, кровавая мечта о контрреволюции приучили к крови и убийству. Убийство человека не представляется страшным. ….И пафос И. Ильина непонятен по своей несвоевременности. …Уже у Белинского в последний его период можно найти оправдание «чекизма». …Можно ли сопротивляться силой меча злу самого большевизма? В этом также мало кто сомневается, как раньше мало кто сомневался в возможности сопротивления силой меча самодержавию…..

И. Ильин … ломится в открытую дверь и производит буйство без всякой надобности.
Но целью его является не только элементарное оправдание принципиальной допустимости меча и сопротивления силою, не повторение общих мест по этому поводу, а взвинчивание и укрепление той духовно-моральной атмосферы, которая нужна для немедленных походов, для контрразведки, для военно-полевых казней. Это есть раз-нуздание известного рода инстинктов, которыми и так одержимы русские люди в эмиграции, путем их духовного, философского, морального оправдания и возвеличивания.

И так все жаждут казней, но нужно эту жажду сделать возвышенной, духовной, исполненной любви и движимой долгом исполнить абсолютное добро.
Вот это — задача более сомнительная, чем задача доказать принципиальную допустимость меча и сопротивления силой. Но И. Ильин не замечает совершенной отвлеченности и формальности своего исследования.

…Или И. Ильин думает, что всякая власть, всякий государственный строй, установившийся и сложившийся, есть носитель абсолютного добра?
Или думает, что носителем абсолютного добра является только монархия?
Но это последнее утверждение, которое и есть, по-видимому, его утверждение, ниоткуда не вытекает.

Нет никакой очевидности в том, что добро И. Ильина есть подлинное и абсолютное добро, призванное силой бороться со злом. …
Согласно его построению, ему остается только силой принудить нас к признанию его добра.

Мышление И. Ильина глубоко антиисторично, он не видит исторического процесса, не проникает в его смысл. Динамика истории не дана его сознанию. Он не понимает исторического кризиса нашей эпохи, не предчувствует нарождения новой мировой эпохи. Он пишет моралистическую книгу так, как ее можно было бы написать во все эпохи, хотя пассивно она заражена кровавым ядом современности. Эта книга абсолютно статическая по своей конструкции, но она — характерное порождение современности с ее болезнями.

Наиболее неприятно и тягостно в книге И. Ильина — злоупотребление христианством, православием. Евангелием. Оправдание смертной казни евангельскими текстами производит впечатление кощунства.
В миросозерцании И. Ильина нет ничего не только православного, но и вообще христианского.
Православие явно взято напрокат для целей не религиозных, как это часто делается в наши дни.

Цитаты из Священного Писания, из учителей Церкви и из правил св. Апостолов и св. Соборов приклеены механически и не доказывают наличности у И. Ильина органического православного мировоззрения. Православие И. Ильина шито белыми нитками, и легко может быть обнаружен за этим внешним православием выученик немецкого идеализма, фихтеанец и гегелианец крайнего правого крыла.

Интересно отметить, что и правые и левые гегелианцы обыкновенно склонны к оправданию насилия и к отрицанию человека. Маркс ведь вышел из левого гегелианства. Неудачное употребление и злоупотребление евангельскими текстами обнаруживается уже в эпиграфе книги «О сопротивлении злу силою». И. Ильин, по-видимому, более всего запомнил в Евангелии текст об изгнании торговцев из храма - Приводя этот евангельский текст, И. Ильин, конечно, под торговцами в храме, которых нужно изгнать бичом, имеет в виду большевиков и вообще революционеров.
Но именно к большевикам никак не может быть отнесено это место. Большевики не торгуют в храме и не находятся в храме, так что их и изгонять оттуда нет надобности и нет возможности.
Большевики извне разрушают храм. Это совсем иная ситуация.

Торговцами же в храме действительно часто являются люди правого лагеря, нынешние единомышленники И. Ильина, преобразующие церковь в средство для осуществления своих не религиозных целей. И многих из них действительно следовало бы изгнать из храма бичом.

Вся настроенность книги И. Ильина не христианская и антихристианская.
Она проникнута чувством фарисейской самоправедности.
На это фарисейство обречен всякий, почитающий себя носителем абсолютного добра и от лица этого абсолютного добра осуждающий и карающий других. У таких носителей абсолютного добра легко создается ложная поза героизма и непримиримой воинственности.
Но христианская вера учит нас, чтобы мы непримиримо относились главным образом к собственному греху и собственным страстям, учит максимализму в отношении к себе, а не к другим.
Ильин же, ….прежде всего и более всего предлагает нам заняться непримиримой и кровавой борьбой с чужими грехами.
Он хочет укрепить самомнение и гордыню у мнящих себя носителями добра и духа. Слишком видно, как И. Ильин старается в своей книге понятие очевидности, которое он кладет в основание своего философствования, развивая дальше идеализм Фихте и Гегеля, сблизить и отождествить с христианским понятием благодати.

Вот эта фихте-гегелианская, философски-идеалистическая очевидность и является у него источником самомнения и гордыни.
Для него стало очевидным, что он носитель абсолютного добра и духа,— вот он и пошел сажать в тюрьмы и казнить от лица этой очевидности.
Но христианская вера предлагает нам быть более осторожными с такого рода очевидностью и потому менее осуждать ближнего.

Совершенно нехристианскими и антихристианскими являются взгляды И. Ильина на государство, на человека и на свободу.
Взгляды эти порождены ложной философией идеалистического монизма.
И. Ильину совершенно чуждо христианское разграничение двух порядков бытия и двух миров, мира духовного и мира природного, мира иного и «мира сего», порядка благодати и порядка природы, царства Божьего и царства кесаря.
Для него «мир сей», природный мир есть только арена осуществления абсолютного духа. Таков дух Фихте, дух Гегеля.
Отсюда вытекает и в корне не христианский взгляд на государство.

И. Ильин, в сущности, смешивает государство с Церковью и приписывает государству цели, которые могут быть осуществлены лишь Церковью.
Для него государство имеет абсолютное значение, является воплощением на земле абсолютного духа.
В этом он верный ученик Гегеля.
Гегель не верил в Церковь и подменял ее государством.
Государство брало у него на себя все функции Церкви.
Таков был результат крайних форм протестантизма.

Взгляд И. Ильина, как и взгляд Гегеля, на государство есть языческая реакция, возврат к языческой абсолютизации и языческому обоготворению государства. Одним из величайших деянии, совершенных христианством в истории, было ограничение абсолютности государства, преодоление империалистической метафизики, противопоставление бесконечной природы человеческого духа абсолютным притязаниям земного государства, земного царства.
Душа человеческая стоит больше, чем все царства мира.
В Евангелии сам Христос устанавливает принципиальное различие Царства Божьего и царства кесаря и отводит царству кесаря подчиненную и ограниченную сферу.
Но к этим мотивам в христианстве И. Ильин особенно глух.
…Государство есть подчиненное, ограниченное и служебное средство в деле осуществления Царства Божьего.
Государство не есть носитель абсолютного добра, абсолютного духа и оно может стать враждебным абсолютному добру, абсолютному духу.
Против зла земного града восставали древние пророки, Бл. Августин.
Истина, ограничивающая абсолютность государства, запечатлена кровью христианских мучеников.
А вся книга И. Ильина исполнена веры в то, что государство как носитель абсолютного добра и духа должно бороться со злом и может победить зло. Это есть не христианский, а гегелианско-монистический взгляд.
Государство должно и может ограничивать проявление зла в мире, пресекать известного рода обнаружения злой воли. …
Государство не есть носитель абсолютного духа и абсолютного добра, оно относительно по своей природе….

Но в книге И. Ильина государство и Церковь совершенно смешиваются и отождествляются. Непонятно даже, зачем нужна Церковь, если государство как носитель абсолютного духа и добра призвано к выполнению церковной функции борьбы со злом.

…Ильин же обоготворяет государство на том основании, что оно может побеждать зло.
...В смешении государства с Церковью, в абсолютизации относительного — основная ошибка И. Ильина.

Поэтому он выделяет привилегированную группу, выражающую государственную власть, которая представляется ему носителем абсолютного добра и духа, и от лица абсолютного добра и духа призванную истреблять зло в мире. Человеческое общество, бесспорно, не может существовать без государственной власти, которая будет силой ограничивать и пресекать проявления злой воли. Но этой неизбежной в греховном мире функции не следует придавать церковного значения.

Полицейский — полезная и нужная в своем месте фигура, но ее не следует слишком тесно связывать с абсолютным духом. Кесарю нужно воздавать кесарево, а не Божье.
Весь же пафос И. Ильина в том, что он кесарю воздает Божье.
С точки зрения христианской веры существуют лишь два начала, которые могут победить зло в его корне, это — начало свободы и начало благодати.
Спасение от зла есть дело взаимодействия свободы и благодати.
Принуждение же и насилие может ограничивать проявление зла, но не может бороться с ним.
Как и все инквизиторы, И. Ильин верит в принудительное и насильственное спасение и освобождение человека. Он придает принуждению, идущему от государства, благодатный характер, — оно превращается в непосредственное проявление любви и духа, как бы действие самого Бога через людей.

Все реакционные и революционные инквизиторы, начиная с Торквемады и до Робеспьера и Дзержинского, почитали себя носителями абсолютного добра, а нередко и любви. Они убивали всегда во имя добра и любви. Это — самые опасные люди. Дух этих людей гениально изобличил Достоевский.
И. Ильин хочет дать ныне философское обоснование этому опасному духовному типу.
.....И. Ильин последовательно отрицает свободу человека, свободу человеческого духа.
Он также отрицает свободу, как отрицали ее Фихте и Гегель, для которых существовала свобода абсолютного духа, свобода Божества, но не существовала свобода человека. Этот тип миросозерцания, совсем нехристианский, склонен отождествлять свободу с добром, с истиной….

И. Ильин понимает свободу исключительно нормативно — свобода для него есть принудительная организация добра в мире через государство. Этим отрицается онтологический смысл свободы, которая не только в конце, но и в начале.
Есть не только свобода, полученная от добра, но и свобода в принятии и осуществлении добра.
Греховному природному человеку всегда было трудно вместить небесную истину о свободе.
….В чем же религиозно-метафизические корни отрицания свободы человеческого духа у И. Ильина?

Религиозно-метафизические корни всех заблуждений И. Ильина скрыты в его монизме, или, если перевести на язык ересей первых веков христианства, в его монофизитстве и монофелитстве. ….

Все построение И. Ильина есть монофизитское отрицание человека.
…Пафос И. Ильина есть пафос отвлеченного добра, отвлеченной идеи, отвлеченного духа, в которых окончательно исчезает конкретная человеческая душа, живое человеческое лицо.
….Антихристианство И. Ильина прежде всего в том, что он верит исключительно в отвлеченное добро и отвлеченный дух.
Никакого отвлеченного добра христианство не знает и никогда ему человека не подчиняет. В основании христианской религии стоит существо, а не добро. Единственное добро есть сам Христос, Его Личность. «Я есмь путь, истина и жизнь». Суббота для человека, а не человек для Субботы. Человек выше Субботы. Существо выше отвлеченного добра и закона. В этом — своеобразие христианской морали, абсолютное отличие ее от морали … И. Ильина и всех моралистов мира.
Для христианства имеет абсолютное значение человеческая душа, человеческая личность, ее неповторимая индивидуальная судьба, а не только отвлеченное добро в человеке, не только абсолютный дух в человеке.
Для И. Ильина сам человек не имеет никакого значения, ….

Поэтому ему очень легко признать проявлением любви какое угодно истязание живого конкретного человека, поэтому во имя осуществления добра он признает допустимыми средства, совершающие насилие над человеком и истребляющие его.
Той же морали держались у нас революционеры, которые никогда не могли любить «ближнего» и готовы были истребить его во имя социализма, блага человечества справедливости и пр.
В сущности, И. Ильин хотел бы, чтобы человек перестал существовать и осталось ….один абсолютный дух.
И. Ильин не любит человека и отрицает любовь к человеку.
Под любовью к человеку он понимает принудительное осуществление в человеке совершенства и добра.
Не знаю любит ли он и Бога, боюсь, что он любит не Бога, который есть Существо, Личность, ….

Все построение И. Ильина обнаруживает неспособность любить личность.
Но любовь всегда есть утверждение лика любимого, утверждение его в Боге и в вечности, утверждение его, несмотря на нечистоту, греховность, замутненность этого лика. Нужно любить не только Бога в человеке, но и человека в Боге. Всеобъемлющая любовь должна была бы увидать в Боге и лик самого последнего из людей, самого падшего, самого грешного. Это и есть христианская любовь, к которой мы так мало способны. Полюбите нас черненькими, а беленькими всякий полюбит. Легче всего любить отвлеченное совершенство и добро. Это ничего не стоит, не требует никакого подвига. Любовь к ближнему, к которой призывал Христос, не есть любовь к отвлеченному совершенству и добру, но к единичному человеку с индивидуально неповторимым именем.

И. Ильин не хочет любить «ближнего», он любит самого «дальнего», любит абсолютное добро, носителем которого почитает себя.
Он исповедует законническую, фарисейскую, буржуазную мораль и во имя ее хочет истязать людей.
Отрицание человека, нелюбовь к человеку есть его великий грех, измена христианству, религии Богочеловечества. Он не обнаруживает понимания благодати в христианстве, он весь в законе.
Он не понимает различения между злом и грехом, не знает, что зло есть последствие греха.
Поэтому он повсюду видит злодеев, в то время как христианин прежде всего должен повсюду видеть грешников, и прежде всего в себе самом. Христианство не знает статических типов злодеев и добродетельных. Разбойник на кресте мгновенно обратился ко Христу. Добродетельный же может низко пасть.

Самый замечательный из русских старцев, с которым я много беседовал за несколько дней до моего принудительного выезда из России, говорил мне, что он придает главное, центральное значение для спасения России покаянию коммунистов и красноармейцев, и обращению их ко Христу. …

Вот это для И. Ильина, должно быть, совершенно чуждо. Религиозная победа над злом является для него не покаянием и обращением грешника, а принуждением его к добру и казнью его.
Церковь бесконечно дорожит индивидуальной человеческой душой и ее вечной судьбой.

Ильин ….дорожит не человеком, а государственной, правовой, мотальной нормой.
Это и значит, что он не вместил тайны Богочеловечества, ибо она невместима для рационалистического сознания.
И напрасно И. Ильин прикрывает свое фихтеанство-гегелианство ссылками на тексты Священного Писания и отцов Церкви. Ссылки на тексты Священного Писания ничего еще не доказывают, их любил делать даже г. Стеклов[7] в передовицах «Известий».

Безблагодатное законничество И. Ильина сказывается в том, что …книга его — самая безблагодатная из книг, в ней нет ни одного благодатного Божьего Луча.
Тонкие различия, которые он устанавливает между насилием и понуждением, есть казуистика и софистика законника.

Отвратительнее всего в книге И. Ильина его патетический гимн смертной казни! Оправдание меча не есть еще оправдание смертной казни. И. Ильин не брезгует даже тем, чтобы ссылаться на Евангелие в оправдание смертной казни. «Христос предвидел и указал такие злодейства («соблазнение малых»), которые по Его суждению делают смертную казнь лучшим исходом для злодея» (стр. 132). Тут И. Ильин ссылается на следующее место из Евангелия: «Кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его в глубине морской» (Матфей, гл. 18; 6). Евангелие говорит сильным, образно-символическим языком.
Слишком ясно, что Иисус Христос говорит тут: соблазнение малых сих есть такой великий грех, что для такого человека лучше было бы не родиться, лучше было бы ему умереть до совершения этого греха. Тут образно определяется размер греха.
Только больное воображение может увидать в этом месте призыв к смертной казни!

Христос сам был казнен смертью теми, для которых «очевидна» была соблазнительность его проповеди, но Он не призывал казнить.
Чудовищно предположить, что Сын Божий, Спаситель и Искупитель мира, занимался вопросами уголовной юстиции и вырабатывал систему наказаний. Это и есть неспособность разграничить Царство Божье и царство кесаря, которая повсюду чувствуется у И. Ильина.

И. Ильину мало, чтобы смертная казнь совершалась, ему непременно нужно, чтобы она была признана актом любви!

Вот центральное место его книги: «Отрицающая любовь постепенно как бы преобразуется в отрицательную любовь и находит свое завершение в земном устранении отрицаемого злодея... Духовная любовь проходит через целый ряд классических состояний, духовно необходимых, предметно обоснованных и религиозно верных. Эти состояния выражают собою постепенное отъединение и удаление того, кто любит, от того, кто утрачивает право на полноту любви; они начинаются с возможно полной любви к человеку и кончаются молитвою за казненного злодея.
Таково в постепенной нарастающей последовательности: неодобрение, несочувствие, огорчение, выговор, осуждение, отказ в содействии, протест, обличение, требование, настойчивость, психическое понуждение, причинение психических страданий, строгость, суровость, негодование, гнев, разрыв в общении, бойкот, физическое понуждение, отвращение, неуважение, невозможность войти в положение, пресечение, безжалостность, казнь» (стр. 139—140).

Мне редко приходилось читать строки более отвратительные.
Палач, совершающий казнь, находится в лучшем духовном и моральном состоянии, чем философ, упоенный описаниями этих «классических состояний» любви, ведущих к казни. ….
И кто может взять на себя решимость казнить от лица абсолютного добра и духа? Суд Божий неизвестен людям, и суд этот может казаться очень непохожим на наш.
И. Ильин думает, что он может вместо меня и вместо всякого другого человека совершить автономный для него акт утверждения добра силой и истребления зла силой.

Вот как описывает И. Ильин свое высокое самосознание, представляющее ему автономию и отрицающее ее у других:
«Когда нравственно-благородная душа ищет в своей любви религиозно-верного, волевого ответа на буйный напор извне идущего зла, то люди робкие, неискренние, безразличные, безрелигиозные, настроенные нигилистически и релятивистически, безвольные, сентиментальные, мира не приемлющие, зла не видящие могут только мешать этому исканию, путая, искажая и уводя его на ложные пути» (стр. 110). И еще сильнее: «Настоящее достижение человека начинается тогда, когда страсть его прилепляется к божественному предмету, или иначе, когда луч Совершенного пронизывает душу человека до самого дна его страстного чувствилища. Тогда человеческая страсть начинает из глубины сиять пронизавшими ее божественными лучами и сам человек становится частицею божественного огня» (стр. 123).

Все несчастье в том, что И. Ильин слишком сознает себя «частицею божественного огня».
Это есть обнаружение неслыханной духовной гордыни.

И. Ильин, конечно, ответит нам, что он говорит и действует не от себя, а от «живого органа общей священной цели, органа добра, органа святыни; и потому совершает все свое служение от ее лица и от ее имени» (стр. 154).
Но духовная гордыня и заключается в этом сознании, что ты действуешь от лица самого абсолютного добра.
Смиренней было бы, если бы И. Ильин действовал от своего человеческого лица.
Где же орган абсолютного добра, если не в Церкви? Но Церковь не занимается карательными экспедициями и не практикует смертной казни, не обладая даже для этого соответствующими орудиями.

Для И. Ильина очевидно органом добра является государственная власть.

Но ныне он принужден конструировать государственную власть на основании собственной автономии за отсутствием какой-либо русской государственной власти кроме советской.
Ссылки на инквизицию для положительных или для отрицательных целей стали банальны.
Но следует все-таки помнить, что инквизиция была продуктом варварской юстиции своего времени, разделяла приемы своей жестокой эпохи, веру в пытку и пр. И в инквизиции виновна не католическая церковь в ее существе, а человечество того времени, ошибки его нравственного сознания, его нравы, его общий уровень.

И. Ильин хочет восстановить инквизиционную юстицию в очень поздний час истории, час кровавый в своей непосредственной борьбе, но не приемлющий уже прежних форм морально-правового сознания.
Казнь в нашу эпоху может быть лишь непосредственным проявлением борьбы стихийных сил, а не формой юстиции. Это есть вопрос печального факта, а не права и оправдания.

И. Ильин — не русский мыслитель, чуждый лучшим традициям нашей национальной мысли, чужой человек, иностранец, немец Фихте духовно непереводим на русский язык. И. Ильин — националист в нормативном смысле…

Книга И. Ильина свидетельствует о том, что он принадлежит отмирающей эпохе «новой истории» с ее политицизмом, с ее культом государства, с ее национализмом, с ее отвлеченной философией и отвлеченной моралью, с ее оторванностью от живого Бога.

Он не имеет будущего, он живет в абстрактной, внежизненной мысли и абстрактном, внежизненном морализме.
Он не способен к отрешенности, не может мыслить спокойно, легко теряет равновесие.

И. Ильин обречен быть философом и моралистом тех слоев русского общества, которые отодвинуты в прошлое и принуждены злобствовать, если в них не совершится духовного переворота и возрождения, к которому призваны все люди без исключения.

…Крест ему нужен лишь для оправдания меча.
И. Ильин сам соблазняет «малых сих» он может отвратить от христианства тех, которые готовы были к нему прийти.
И если бы я склонен был толковать Евангельские тексты так, как толкует сам И. Ильин, то в принципе жизнь его была бы подвергнута опасности.
Вопрос совсем не в том, оправдан ли меч и действие силой, а в том, что есть добро и что зло в эпоху мирового кризиса, эпоху конца старого мира «новой истории» и рождения новых миров.

Спор с И. Ильиным совсем не формальный — это есть спор о самом содержании добра, об осуществлении в жизни Христовой правды.
Любовь к человеку, милосердие и есть само добро, неведомое отвлеченному идеализму И. Ильина. Человек есть Божья идея, Божий замысел, и отрицание человека есть богопротивление.

Guest, 31.12.2012 в 06:37

Чувствуется что про Ильина писал истинный христианин, ежедневно ходящий в церковь! Учитесь у Христа нацики, как автор речи про Ильина!)

Ленар(Татар), 31.12.2012 в 09:47

Сколько можно так жить!Теперь дело и до запрета памятников доходит!Скоро татарам дышать запретят!!!

Guest, 31.12.2012 в 17:20

, 31.12.2012 в 06:37
Чувствуется что про Ильина писал истинный христианин, ежедневно ходящий в церковь! Учитесь у Христа нацики, как автор речи про Ильина!)////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////

Под нациками Вы имеете в виду русских ультранаци, кои с флагом Христа пытались устроить массовые беспорядки в столице татарского государства Казани 4.ноября 2012г.?

Guest, 01.01.2013 в 18:14

Цитаты знаменитых историков прошлого о татаро-
монгольском "иге"
и мнение нашего современника - историка о фильме "Орда":
__________________________________________________

Еще в начале XIX в. Н. М. Карамзин полагал, что хотя:

"нашествие Батыево, … одно из величайших бедствий, известных нам по летописям государств, однако ж и благотворные следствия оного несомнительны!".

Эти "благотворные следствия" Н. М. Карамзин видел прежде всего в утверждении самодержавия ("Москва обязана своим величием ханам") и возвышении церкви благодаря льготам, полученным от завоевателей.

Н. М. Карамзин считал, что:

"иго татар обогатило казну великокняжескую исчислением поголовной дани и разными налогами, дотоле неизвестными, собираемыми будто бы для хана, но хитростью князей обращенными в их собственный доход" (Н. М. Карамзин. История государства Российского. [Собр. соч. в 12-ти томах], т. 5. СПб., 1892, стр. 235, 233.).

Мнения о том, что:

"русское единодержавие зародилось во время татарского завоевания, как неизбежное последствие покорения страны и обращения в собственность завоевателя", держался Н. И. Костомаров (Н. И. Костомаров. Исторические монографии и исследования, т. XII. СПб., 1872, стр. 90.).

Более осторожно отнесся к оценке влияния монголо-татар на формирование Русского государства К. Н. Бестужев-Рюмин, отвергавший мысль о происхождении царской власти от татарского завоевания и отмечавший лишь то, что:

"в администрацию вошло много восточного, особенно в финансовой системе; этого, кажется, нельзя отвергать, быть может, найдутся следы и в военном устройстве" (К. Бестужев-Рюмин. Русская история, т. 1. СПб., 1872, стр. 531.).

«Унаследованной от татар» считал «московскую финансовую организацию» П. Н. Милюков, который вообще относил Московское государство не к "Западу", а к "Востоку"
(П. Милюков. Очерки по истории русской культуры, изд. 6-е, ч. 1. СПб., 1909, стр. 165-167.).

Полагая, что монголо-татары ускорили уже развивавшиеся в стране социально-экономические процессы, М. Н. Покровский считал, что завоеватели «оказали весьма существенное влияние на ход исторического развития России».
Он разделял мнение, что «монголо-татары впервые установили систему налогового обложения и ввели почтовую связь» (См. М. Н. Покровский. Очерки истории русской культуры, т. 1. М., 1913, стр. 186-188.).

«Монголо-татары …..создали гораздо более благоприятные, чем прежде, условия для возвышения церкви». В итоге М. Н. Покровский приходит к выводу о том, что:

"объединение Руси вокруг Москвы было на добрую половину татарским делом" (См. М. Н. Покровский. Избранные произведения, кн. 3. Русская история в самом сжатом очерке. М., "Мысль", 1967, стр. 34.).


О ФИЛЬМЕ "ОРДА"
___________________:

Создатели мифов о страшных, кровожадных татарах или: “почему историк отказался консультировать фильм “Орда”?
___________________________________________________________________________

Историк, консультировавший съемочную группу фильма «Орда», рассказал журналисту радио «Азатлык» о причинах разлада с режиссером картины.
20 сентября состоялась премьера фильма Андрея Прошкина «Орда». Этим летом фильм показали в рамках Международного московского кинофестиваля, где он взял несколько номинаций. Критики высоко оценили картину, актер Марат Башаров с возгласами «Браво!» аплодировал стоя. В то же время картина породила интенсивную общественную дискуссию.
Обсуждался вопрос о том, смогли ли режиссеры и сценаристы, показывая жизнь татар во времена Золотой Орды, сохранить объективность. Не видя самого фильма, сложно представить себе полную картину. И все же в беседе с журналистом радио «Азатлык» режиссер Андрей Прошкин убеждал, что «Орда» никого не оставит равнодушным, в том числе и самих татар.

Даже несмотря на то, что создавалась «Орда» как художественный фильм, в работу съемочной группы были привлечены и историки. Среди них был Вадим Рудаков, кандидат исторических наук, долгое время изучающий период Золотой Орды. Рудаков работал на съемочной площадке историческим консультантом. Съемки были завершены на половину, когда историк решил расстаться с кинематографами. О причинах разлада и об истории съемок фильма «Орда» рассказал Вадим Рудаков.
– Вадим, скажите, когда и с какой целью к Вам обратилась съемочная группа фильма «Орда»?
- Съемочная группа от киностудии «Православная энциклопедия» обратилась ко мне в конце июня 2009 года. Художественному руководителю фильма мою кандидатуру в качестве исторического консультанта, в первую очередь по Золотой Орде, предложил мой однокурсник по МГУ. С художественным руководителем, продюсером, режиссёром и художником-постановщиком мы впервые встретились в начале июля. Кинематографистов очень интересовало, какой была Золотая Орда, в частности ее города. При таком интересе в конце беседы я даже сказал: «Ну, наконец-то, поставят фильм, где это государство будет показано нормально, реалистично, а не в виде набора жутких мифов».
Дело в том, что кинематографистам я сразу сказал, что являюсь специалистом по Орде, точнее по ее археологии, и, главным образом, по ее городам. Поэтому не могу консультировать «про все». Они это понимали и мы договорились о том, что в «своих вопросах», в пределах своей компетенции я буду консультировать их сам, а там, где тема будет далека от моих исследовательских интересов, я буду привлекать других консультантов. Я связывал создателей фильма со специалистами самых различных направлений исторической науки, выходил на знатоков своего дела по средневековой Руси, по иконам и церковной утвари, по вооружению и костюму, по тюркским языкам. И сам немного консультировал по данным темам, в частности, помогал найти им древнерусский храм, который можно было бы взять за основу первоначального Успенского храма Москвы. В свою очередь «Православная энциклопедия» находила специалистов по средневековому русскому православию.
- Понравился ли Вам сценарий и идея фильма? Приходилось ли Вам что-то убирать в сценарии или дополнять, изменять?
- Чтение сценария для меня, как для историка, оказалось настоящим испытанием нервной системы. Временами я просто не мог читать дальше, нуждался в периодических «передышках». Мои консультации во втором варианте сценария (первый не читал) почти не чувствовались. В сценарии были собраны все самые темные, жуткие мифы и небылицы о Золотой Орде, от многих которых отказались еще в XIX веке. Там было огромное количество ошибок, несуразностей и нелепостей. И было очень много сцен жестокости, причем часто беспричинной, совершенно ничем не мотивированной. Морально вынести такой текст было очень тяжело!
Я «спотыкался» буквально о каждое предложение. Поэтому замечания к сценарию (с приведенными отрывками из исторических источников) превысили текст сценария примерно в два раза! Также я написал краткое резюме к сценарию. Но подавляющее большинство моих замечаний было проигнорировано. Вначале режиссер пытался согласно моим замечаниям изменить текст. Но потом он сказал, что через 20 минут сценарий буквально «рассыпался», суть замысла пропадала, и режиссер перестал что-либо менять. Он, в частности, признавал, что сценарист написал историю никогда не существовавшего мира.
- По каким причинам Вы не довели консультационную работу до конца? Вас отстранили от работы или Вы сами отказались сотрудничать?
- Я сам отказался продолжать консультировать, и произошло это в конце июля 2010 года. Отказался тогда, когда понял, что уже никак существенно повлиять на историческую точность фильма не смогу. Я, конечно, мог и дальше консультировать и помогать воссоздавать какие-нибудь мелочи, но в целом уже не мог что-либо изменить.
Еще в конце апреля я узнал, что мои письменные замечания о несоответствии реального и «киношного» Сарая были тоже проигнорированы. Но дело в том, что в апреле мне успели задать целый ряд вопросов, на которые я должен был подготовить ответы, консультации. А сотрудница группы, которой я должен был передать подготовленные материалы, куда-то пропала. Появилась она в мае, получила часть консультаций и потом опять исчезла.
Заменившей ее сотруднице мне пришлось отвечать на оставшиеся вопросы уже в июле. А когда в конце июля мне опять позвонили и спросили: не могу ли я ответить на новую партию вопросов, я сказал, что прекращаю консультации. При этом добавил, что пусть мне позвонит режиссер-постановщик, или второй режиссер, и я объясню причины отказа. Мне никто не позвонил, тогда через некоторое время я сам позвонил второму режиссеру и объяснил причины прекращения консультаций. Она и раньше знала о моих недовольствах интерпретацией Орды кинематографистами, поэтому нисколько не удивилась и восприняла мой отказ спокойно.
- Андрей Прошкин, давая интервью радио «Азатлык» сказал, что картина может и не понравиться какой-то части зрительской аудитории, отмечая то, что в Татарстане очень превозносят период Золотой Орды, а для русских это время подчинения татарам, время – не совсем лучшее для русской части населения… Консультируя съемочную группу, предупреждали ли Вы, что картина может вызвать негативную реакцию у татар и других тюркоязычных народов?
- Конечно же, предупреждал и ни раз, и ни два. Прописал я это и в рецензии к сценарию. Образы татаро-монголов хоть и имеют некоторые человеческие черты, но общее впечатление складывается такое: жестокие, кровожадные, злые, недалекие, жадные. Даже шутки у них какие-то плоские и дурацкие. Все в худших традициях старых советских фильмов о татаро-монголах и кочевниках.
- Андрей Прошкин в интервью отмечал, что достоверной исторической картиной «Орду» назвать трудно, он акцентировал на художественном вымысле авторов, мифе, сказке, но в то же время говорил, что над фильмом работала целая группа консультантов-историков. Где лукавил Прошкин уловить сложно. Все-таки фильм изначально снимался как исторический или как?
- Сказать, что изначально он снимался как исторический, нельзя. Но консультации для группы требовались точные и профессиональные, то есть запросы были как на исторический художественный фильм. Но с принятием совершенно неисторического сценария все пошло в сторону мифа.
Андрей Прошкин сам признал, что эта история – легенда. Он отмечал, что сценарист описывает современный мир в мифической форме, которую они назвали Золотой Ордой. Здесь речь идет не об исторической картине, а о мифе. История используется в картине, лишь как декорация.
Режиссер частично выполняет свои обещания, что будет везде говорить и писать о том, что это миф, сказка, предание, а не исторический фильм. Действительно он так и поступает. Я читал и слышал подобные высказывания режиссера. В частности, на канале «Культура» было его интервью, где он прямо сказал, что это не исторический фильм, а миф. Он также говорил, что архитектура города Сарая в фильме не золотоордынская, а собранная из разных регионов мира: Азии, Северной Африки, частью придуманная…
Но, я сказал «частично», вы правильно отметили, одновременно он говорит о том, что над фильмом работала целая группа консультантов-историков, и что съемочная группа знакомилась с многочисленными историческими источниками и научной литературой. Здесь он тоже прав. Но вопрос в том, насколько кинематографисты использовали эти консультации и источники? Здесь то и «зарыта собака», потому что большинство консультаций и данных научных исследований не было использовано. Другой вопрос: как кинематографисты использовали научные консультации? Ответ: или были взяты материалы не с середины XIV века, а столетием раньше, когда происходило татаро-монгольское нашествие и зарождался Улус Джучи, а это, как вы понимаете, совершенно разный уровень экономики, культуры, даже разные религии. Или же данные исторической науки были взяты за основу, но совершенно искажены, переделаны до неузнаваемости. Так что на выходе получился фильм, где показана не реальная Орда, а вымышленная, я бы сказал карикатурная.
- Если снимался художественный фильм, то для чего тогда съемочной группе вообще нужны были консультации профессиональных историков?
Подобный вопрос мне задавали историки и не только. Но я понимаю, зачем съемочной группе нужны были исторические консультации. Дело в том, что невозможно ставить фильм, писать сценарий, не представляя эпохи, стран и народов, о которых идет речь. Кинематографистам нужно было знать, что представляла из себя Золотая Орда, как выглядели татаро-монголы, какой была столица государства, и конечно же, как выглядела Русь того времени.
Естественно, по Руси знаний у них было больше. Золотая же Орда для большинства современных людей – это terra incognita. В учебниках истории кроме слов о монгольском нашествии, взимании дани, набегах и Куликовской битве об этом интереснейшем государстве почти ничего не сказано. А дальше кинематографисты начинали уже выдумывать. Но для того, чтобы выдумывать, нужно знать, отчего отталкиваться! Им нужны были консультации в качестве своего рода исторического фундамента, на котором они могли бы уже возводить свои придуманные кинематографические стены. Выше фундамента уже гуляла фантазия людей искусства.
- «Орда» снималась в Астрахани, недалеко от руин исторического города золотоордынского периода – Сарая. Это была Ваша идея?
- Да, я предложил это кинематографистам, когда они искали место для съемок ордынских сцен. Места соответствуют расположению реального Сарая, при том весьма живописные. Это степная, а точнее полупустынная полоса, холмистая, пересекаемая бэровскими буграми, там есть соленые озера. Очень красиво! Особенно, в конце лета и осенью, когда берега покрываются красной, багровой травой. Тут же рядом протекает река Ахтуба с ее пойменными лугами, стадами овец, табунами лошадей и верблюдами. К тому же на городище работают археологи, и у них всегда можно получить консультации. Также в 15-20-ти километрах от Селитренного начинается настоящая пустыня с барханами – Рын-пески.
Но первоначально деятели кинематографии решили найти подходящую натуру в другом месте, в оренбургских степях, куда и поехали. Но по разным причинам, в том числе и из-за отсутствия большой реки, отказались от этой затеи.
- Все ли в кинематографическом Сарае сделано, воссоздано правильно? На трейлере очевидно, что это город из песка.
- Правильнее было спросить немного по-другому: что в кинематографическом городе Сарай сделано, воссоздано правильно? Для полного представления всего образа важно увидеть фильм целиком, а не только декорации и отрывки из трейлера. Но, согласно увиденному, отвечу: почти ничего. Когда я осмотрел макет будущих декораций Сарая в начале декабря 2009 года, то сразу сказал, что здесь нет ни одного золотоордынского здания. Передо мной предстал какой-то набор стереотипных представлений о восточном городе: кривые и узкие улицы, сплошь глинобитные сооружения, плоские крыши, скученность застройки. В городах Орды постройки были, как правило, одноэтажными (хотя могли быть при этом очень высокими) и дома стояли отдельно друг от друга, окруженные оградами-дувалами.
У нас был долгий разговор с художником-постановщиком. Я пытался хоть в чем-то приблизить макет к реальному Сараю. И мы даже договорились с ним, что часть зданий можно изменить. Камнем преткновения стали два главных вопроса – многоэтажность застройки и примыкание зданий друг к другу. Но уменьшить этажность в декорациях было нельзя, так как в этом случае становились видными «задники» декораций соседних построек. А скученность, «прилепленность» друг к другу жилищ нельзя было изменить из-за того, что резко увеличивалась бы площадь декораций. А этого не позволяли сделать в первую очередь финансовые возможности фильма.
Режиссер сказал, ничего менять не будем. Он объяснил мне конкретно по каждой постройке, улице, почему нельзя менять сделанный макет. Всегда находилась своя причина. В итоге я понял, а кинематографисты подтвердили: в силу придуманности, мифичности сценария, реальный город Сарай сюда никак не впишется.
В отрывках фильма можно увидеть здания на крутом обрыве террасы Ахтубы, они сделаны в компьютерной графике. По цвету и структуре постройки выглядят даже не глиняными, а песчаными. (Хотя эти обрывы состоят преимущественно из глины и суглинков, только верхние слои состоят из песка). Но в фильме все выглядит песчаным. Сами декорации смотрятся глинобитными, мозаик не видно. А ведь многие общественные здания украшались роскошной мозаикой и майоликой. Безусловно, работа художника достойна уважения, но к историческому Сараю этот город не имеет никакого отношения. Художник-постановщик сказал мне, перед тем как показать модели декораций Сарая: ««Вадим, вы меня, наверное, убьете, но я создал совсем не то, что Вы консультировали». Оказалось, что там не было ни одного золотоордынского здания! Об этом я открыто заявил комиссии. А через несколько месяцев художник-постановщик давал интервью прессе, где говорил совершенно другие слова, утверждая, что воссоздал город Сарай по мере возможности, и для более полной правдивой реконструкции, мол, не хватало информации, были противоречивые сведения исторических консультантов. Это неправда. Во-первых, научных знаний о городской джучидской архитектуре у нас достаточно, чтобы пусть не на 100 %, но примерно на 90 % воссоздать Сарай. Во-вторых, я не знаю, о консультациях, противоречащих моим знаниям.
Художник-постановщик неоднократно говорил журналистам, что археологи раскопали всего 2% территории Сарая. И это число он выставляет в качестве чуть ли не главного аргумента для оправдания своих фантазий. Но он не понимает, что 2% – это около 30 тысяч квадратных метров! Добавьте сюда десятки тысяч квадратных метров, раскопанных на других ордынских городищах. Для археологической науки – это огромные площади. И этой информации достаточно, чтобы мы могли делать четкие выводы о планировке городов Улуса Джучи.
По словам художника-постановщика, мои консультации – это всего лишь мое мнение. Но я в подтверждение своих аргументов приносил огромное количество статей и книг других историков. Тем самым доказывая, мои консультации не являются собственными выводами, а научно установленный факт. Повторюсь, что в вопросах не своей компетенции я привлекал других историков. В действительности слова художника-постановщика были лишь отговорками и попытками оправдать сделанный ими фантастический Сарай.
-Для того чтобы вырисовывалась полная картина какой-либо эпохи важны детали. Справились ли художники фильма с воссозданием материальной культуры эпохи Золотой Орды? Насколько, по-вашему, историчны костюмы, вооружение, посуда и другие бытовые предметы ордынцев?
- Я не специалист по историческим костюмам, в этой области кинематографистов консультировал Юрий Кулешов. Но костюмы при осмотре и дальнейшей совместной доработке стали историчными, по словам Кулешова, примерно на 50 %. Он тоже не совсем был рад тому, что уже было на картине. Скажу от себя, что, например, татарские послы в реальности, как любые представители знати одевались роскошно: на них были дорогие халаты с золотыми и серебряными нитями, то есть парчовые ткани. На них были шелка и драгоценные камни, золотые и серебряные пояса. А в отрывках из фильма я увидел, что послы были одеты в халаты, в которых ходили рядовые ордынцы. Нельзя послов хана наряжать в костюмы чабанов!
Согласно историческим источникам, еду и напитки подавали в серебряных и золотых или позолоченных сосудах. В Орде была широко распространена глазурованная посуда, даже в небогатых домах имелась таковая. Археология дает нам обширнейший материал, говорящий о широком распространении поливных сосудов.
Какая была «атмосфера» в период Золотой Орды мы можем только догадываться. Но в фильме показана в основном «дикая Орда». Да жестокости и дикости там хватало, как, впрочем, в любом средневековом государстве. Были убийства ради престола, истребления жителей взятых городов и сел, в том числе древнерусских, существовали и рабы… Но были также и утонченная поэзия, роскошные постройки с мозаикой, споры ученых и богословов, красивые платья и орнаментированная посуда, бани, школы и медресе, широкие улицы городов, наконец, и общественные туалеты, о которых не мечтали тогда в Европе!
- Вадим, режиссер Андрей Прошкин так же говорил, что период, когда жил митрополит Алексий, мало изучен. Так ли это на самом деле?
- И да, и нет. С одной стороны мы, конечно, знаем немного об эпохе на территории Восточной Европы по сравнению, например, с XIX веком или со средневековой Западной Европой, где сохранились сотни тысяч, если не миллионы документов. Но в то же время знаем и не так уж мало. Повторяю: воссоздать Орду более или менее близко к реальности у нас имеется возможность, было бы желание.
Так один журналист написал материал, из которого следует, жизнь Золотой Орды приходилось восстанавливать буквально по крупицам, якобы «исторических свидетельств почти не сохранилось», что «кинематографистам легче было бы сделать кино о жизни пещерного человека», все это говорит о безграмотности.
- На Ваш взгляд, будет ли фильм иметь успех? Насколько картина удачна с художественной точки зрения?
- С художественной и драматической точки зрения он должен получиться весьма удачным. Сюжет интересный, присутствует драматический накал, внутренние переживания, сомнения и борения главного героя… Массовому зрителю, думаю, фильм понравится.
Татарам уже давно пора самим снимать художественный фильм о Золотой Орде. Но хотел бы пожелать татарским кинематографистам подойти к этому очень взвешенно, избежать ошибки излишнего «обеления» Золотой Орды, избежать, как уже говорил, проведение прямых аналогий татар Орды с татарами современными. Но политические и национальные предпочтения обычно всегда берут верх над исторической правдой, поэтому подозреваю, что до исторически правдивого показа Улуса Джучи еще очень далеко.

Автор: Римма Бикмухамметова

Источник: etatar.ru

http://sovet-naroda.blogspot.ru/2012/12/blog-post_9337.html?utm_source=feedburner&utm_medium=email&utm_campaign=Feed:+blogspot/AYLYQ+(%D0%A1%D0%92%D0%9E%D0%91%D0%9E%D0%94%D0%90)

Guest, 02.01.2013 в 00:02

Обеими руками "за" памятник основателю Казанского ханства хану Олуг-Мухаммеду!

TAZ, 02.01.2013 в 03:29

ОППОНЕНТАМ 10.32 И РОАЛ. Я же вам советовал читать книги нормальных историков. А этих заслуженных - пошли они своими званиями - они на то и заслуженные, что лизали до блеска своих языков. А честные сидели в тюрмах и психушках.
В отношении нас в монголию: ДА МЫ МЭНГЭЛЫ - ЧТО ОЗНАЧАЕТ ВЕЧНЫЕ. Ты хоть посмотри на нас татар - мы более европейцы чем многие русские. Посмотри на монгол, которые даже сегодня далеко не уходят от своих пастбищ и юрт и посмоти на карту великой евразийской МЭНГЭЛ империи Видимо Батый хан допустил историческую ошибку приняв в Золотую Орду русские княжество - пожалел. Так бы русские княжества перебили друг друг, переграбили бы друг друга, перепродали бы в рабство женщин и детей друг друга купцам "Шейлокам". Читай, если конечно хочещь что-то понять, а не показать только отравленные шовинизмом гнилые зубы, Пескова Д.Н. "Железный век" Книга небольшая, есть элктр. вариант.

Guest, 02.01.2013 в 03:35

Мы тоже "ЗА!", но, кроме этого, надо еще поставить памятники основателю Волжско-Камской Булгарии Хану Алмасу, храброй и мудрой царице Сююмбике, и самоотверженным,героическим, преданным своей стране и своему народу, защитникам Каханского Ханства!

TAZ, 02.01.2013 в 03:49

ДОП. На западе уже ждали вас на закуску генуизские ордена под руководством папы, объявивший православных схизматиками, подлежащие к уничтожению.Так что не долго оставалась русским княжествам, если бы Ордынцы не взяли в свой Союз. Ярослав Всеволодович, его сын Алексадр Невский отлично понимали, что ждет русских и вошли в Золотую Орду. Посмотри на нашествие Гитлера, тонко направленное "мировыми силами" и ты все поймешь - было тоже самое.

Guest, 02.01.2013 в 04:04

ЗНАМЕНИТЫЕ ТАТАРЫ:

Общество и политика

Акчура Юсуф , советник президента Турции Мустафы Кемаля паши Ататюрка, автор идеи пан-тюркизма
Садри Максуди - Президент татарской республики "Идель-Урал"
Мулюков Марат - Основатель и первый председатель Всетатарского Общественного Центра
Шаймиев Минтимер, Президент Республики Татарстан


Вооруженные силы

Улу-Мухаммед, основатель казанского ханства, величайший военачальник, разбил 30-тысячную русскую армию силами 3 000 уланов.
Ибрагим, Казанский хан, разбил в 1467 году многочисленные московские войска в знаменитом речном бою на Волге. Возможно, единственное крупное речное сражение между русскими и казанскими татарами
Мухаммед-Эмин, казанский хан . Неоднократно наносил поражения русским войскам (самое известное сражение 1508 года, когда 30 000 казанцев уничтожили 200 000 русскую армию, мародерствовашую под стенами Казани).
Сафа-Гирей, выдающийся военачальник, организатор успешной обороны от русской агрессии
Чапкун Отучев, мурза, герой обороны Казани в 1552 году
Япанча-бек, князь, герой обороны Казани в 1552 году
Мамыш-Бирде, сотник, мурза, организатор сопротивления русским в 1552-1556 году (казнен в Москве)
Кул-Шариф, имам, герой обороны Казани в 1552 году
Батырша (Габдулла Галиев) , герой татарского народа, публицист, лидер мусульман
Дивлет-гирей, крымский хан
Кириша Минибаев (Кузьма Минин)
Бахтияр Канкаев, сподвижник Е.И.Пугачева в Крестьянской войне 1773-1775, главнокомандующий повстанцев
Мухамедьянов Шакирьян (Александр Матросов), Герой Советского Союза посмертно
Загитов Газий, герой первым водрузивший знамя победы над рейхстагом Фашистской Германии
Сафиуллин Гани, Герой Советского Союза
Салихов Мидхат, Герой Советского Союза
Салихов Гатаулла, Герой Советского Союза
Султан Амет-Хан, заслуженный летчик-испытатель СССР, дважды Герой Советского Союза
Абдершин Алимкай, Герой Советского Союза
Акчурин Pасим, генерал-полковник
Баляев Асым, Герой Советского Союза
Бичурин Амир, контр-адмирал
Гареев Махмут, генерал армии
Искандеров Марс, вице-адмирал
Ляпин З.Г., контр-адмирал
Чураков Фатих, Герои Советского Союза, генерал-полковник
Ягудин Керим, Герой Советского Союза
Ислам

Аляутдинов Шамиль - имам-хатыб Московской мемориальной мечети
Баруди Галимджан ибн Мухаммаджан (1857-1921) – богослов, мюрид последнего суфийского шейха Волго-Уральского региона Зайнуллы Расулева
Бигеев Муса, философ, теолог, общественный деятель и публицист
Гайнутдин Равиль, председатель Совета Муфтиев России, председатель президиума Духовного Управления Мусульман Центрально-Европейского Региона России
Марджани Шигабутдин, татарский богослов
Мустафин Ахметзян, имам Московской Соборной мечети
Фаизханов Габдельгаллям, татарский просветитель, теолог, философ, публицист, автор первой татарской грамматики, заложил основы экономической теории у татар
Фаизханов Хусаин, татарский просветитель, теолог, философ, публицист, идеолог общероссийской гражданственности

Искусство

Литература

Кул Гали, булгарский поэт, ему принадлежит самый древний литературный памятник-поэма "Сказание о Юсуфе", написанная в 1236 году
М.Сараи-Гулистани (XIV век)
М.Мухаммадьяр (1496/97-1552)
Г.Утыз-Имяни (1754-1834)
Кандалый Габдельжаббар (1797-1860)
Ахмет Ерикей, поэт
Исхаки Гаяз, писатель
Махмут Габдель,писатель
Миннуллин Туфан, татарский драматург и общественный деятель
Мустай Карим
Наджми Назар
Исмаил Бей Гаспар-Олы (Гаспринский), общественный и политический деятель, языковед, педагог и издатель
Хади Закир, писатель
Ахмет Саттар, поэт, дипломант поэтического конкурса им В.Высоцкого
Муса Джалиль, поэт и патриот, Герой Советского Союза
Габдулла Тукай, писатель-классик татарской литературы. Еще страничка
Ахмадулина Белла, поэтесса
Сибгат Хаким, Народный Поэт Татарстана
Фатих Амирхан (1886-1926), татарский писатель, публицист-просветитель. Основатель газеты "Эль-ислах" ("Реформа", 1907-09). Повесть "Татарская девушка" (1909), рассказы.
Хади Такташ
Гафури Мажит, поэт, писатель, драматург
Хасан Туфан, писатель
Исанбет Наки, татарский писатель, заслуженный деятель искусств России
Кави Наджми, писатель
Абсалямов Абдурахман, писатель
Хайруллин Ильдар, поэт и композитор
Бухараев Равиль, писатель, поэт, журналист
Ибрагимов Галимджан, писатель, ученый, публицист

Театр, Кино, Сценическое искусство
Абдрашитов Вадим Юсупович,советский и российский кинорежиссёр. Народный артист РФ
Камал Галиаскар, драматург, основоположник татарской драматургии, «отец» татарского театра, его имя присвоено Татарскому Государственному Академическому Театру, с которым была связана вся его жизнь и деятельность
Тинчурин Карим, драматург, артист, режиссер, театральный деятель, Народный Артист Татарстана
Шамуков Габдулла, актер, писатель, Народный Артист России, Народный Артист Татарстана, Заслуженный Артист Башкортостана
Абджалилов Халил
Кариев Абдулла
Зейняшева Гельшат, поэтесса, автор текстов популярных песен
Фахрутдинов Анвар - заслуженный артист РСФСР, БАССР и народный артист БАССР
Гарай Бархят , король юмора и смеха
Хасанов Ильяс, мастер пантомимы
Сейфуль-Мулюков Эльдар, актер
Шакуров Сергей, артист театра и кино, народный артист России
Салимжанов Марсель, режиссер, народный артист СССР
Сабиров Рашит - народный артист РТ, мастер художественного слова и искрометный миниатюрист
Хаматова Чулпан, артистка театра и кино
Башаров Марат, актер
Литвинова Рената, актриса
Алибасов Бари, продюсер, руководитель музыкальной шоу-группы «На-На»

Балет, Танцы

Мухамедов Ирек, артист балета, балетмейстер
Нуреев Рудольф, артист балета, балетмейстер, дирижер
Сабитова Лилия, балерина, народная артистка Российской Федерации
Хайруллина Фирдаус, артистка татарского театра, народная артистка Республики Татарстан, заслуженная артистка Российской Федерации

Эстрада

Асадуллин Альберт, певец
Бигичева Халидя, солистка группы «Изге Ай»
Билалов Зуфар, певец, заслуженный артист Татарстана
Галимов Айдар, певец, заслуженный артист Татарстана и Башкортостана
Гайнуллин Айдар, певец, баянист, многократный лауреат международных конкурсов баянистов, обладатель кубка мира по классу баян за 2001 год (г.Лондон), Музыкальный руководитель московского татарского Вокально-Инструментального Ансамбля "Бахэт"
Ибрагимов Ренат, певец, Народный артист РФ и РТ
Кыямов Эльфис, певец, Народный Артист Республики Татарстан
Набиев Наиль, певец, лауреат всесоюзного фестиваля "Песни дружбы-91", руководитель московского татарского Вокально-Инструментального Ансамбля "Бахэт"
Разакова Малика, юная и прекрасная Звезда Татарстана
Рахимкулов Габдулла, певец, Народный артист республики Татарстан.
Сахабиева-Бигичева Зухра, певица, Народная артистка Республики Татарстан
Фатехова Наиля - заслуженная артистка России и Татарстана
Фатхутдинов Салават, народный артист Татарстана и Башкортостана
Хабибуллина Роза - заслуженаня артистка Татарстана
Хамитова Лилия -певица, Народная Артистка Республики Татарстан
Чанышев Марат - исполнитель (вокалист групп "Премьер-министр", "ПМ")
Шарибжанов Ренат - автор, исполнитель, бас-гитарист группы «Дюна»
Шигапов Ильдар - певец, заслуженный артист Российской Федерации
Шигапова Динара - вокалистка музыкальной группы "Стрелки"

Классика

Абязов Рустем, создатель, руководитель и главный дирижёр Казанского государственного камерного оркестра "La Primavera"
Авзалова Альфия, народная артистка Татарстана, заслуженная артистка России
Бигичев Хайдар, оперный певец, солист Татарского академического театра оперы и балета им.М.Джалиля
Губайдуллина Софья - выдающийся композитор
Жиганов Назиб - выдающийся композитор
Залялетдинов Эмиль - певец, Заслуженный Артист РФ, Народный артист РТ
Ибушев Георгий - певец, Народный артист РТ
Кудашева Фарида, эстрадная певица. Народная артистка Башкортостана и Татарстана, Заслуженная артистка РСФСР
Мансуров Фуат, дирижер Большого театра РФ
Садыкова Сара - выдающийся композитор, автор музыки и популярных песен
Сайдашев Салих - выдающийся татарский композитор и дирижер
Сунгатуллина Зиля, оперная певица
Хамиди Латыф - композитор
Шагимарданов Рустем - дирижер, музыкант, лауреат всероссийских и международных конкурсов
Шакиров Ильгам, певец, народный артист РФ, народный артист Татарстана
Шамсутдинова Масгуда - выдающийся композиторЯруллин Фарид - выдающийся композитор
Яхин Рустем - выдающийся композитор

Рок-Музыка

Алкара Бату, певица, музыкант и основатель татарской группы «Башкарма» в Финляндии здесь можно скачать их песни
Аляутдинов Рустам, молодой поэт и музыкант, лидер музыкальной группы "Многоточие"
Бедретдин Дениз, музыкант и основатель татарской группы «Башкарма» в Финляндии здесь можно скачать их песни
Рамазанова Земфира, поэтесса и рок-исполнительница
Камалова Зуля, певица
Яруллин Радик, певец и музыкант, Вокалист и звукооператор группы «Айкай», Клавишник музыкальной группы «C_File», Ди-джей Центра Татарской Молодежи «Ак Барс»
Ренат Шарибджанов, бас-гитарист группы "Дюна"

Изобразительное искусство

Урманче Баки, выдающийся мастер, художник-патриарх. Страничка-музей Баки Урманче

Телевидение

Сейфуль-Мулюков Фарид, политолог, телеведущий программы "Международная панорама"
Жандарев Ильдар, телеведущий
Камолов Антон, самый стильный телеведущий 1999г, лучший телеведущий 2001г
Садретдинова Динара, ведущая программы "Мусульмане" на телеканале РТР, единственная российская телеведущая в хиджабе

Радио

Валиулин Ринат, ведущий передачи «Что старенького?» на радиостанции «Эхо Москвы»

Интернет

Гамиль Гибадуллин, (Амиль Нур) ветеран татарской интернет-журналистики

Спорт

Баскетбол

Авлеев Руслан
Хамитов Роман

Биатлон

Ахатова Альбина - олимпийская чемпионка
Ишмуратова Светлана, чемпионка мира в эстафете, серебрянный призер в личных гонках

Бокс

Чагаев Руслан, чемпион мира
Гатин Фаат, чемпион Европы
Кутдюсова Зульфия, многократная чемпионка мира по боксу и кикбоксингу
Хаматов Айрат, чемпион мира

Борьба

Сафин Шазам, чемпион мира по греко-римской борьбе
Самигуллин Рашид, Заслуженный мастер спорта Республики Татарстан
Бикташев Хабиль, чемпион мира по Дзю-До
Мадьяров Накип, чемпион мира по Самбо
Нуриманов Рамиль, чемпион мира по Курэш

Воллейбол

Фасахов Нил, Олимпийский чемпион
Хусаинова Гюзель, лучший игрок Чемпионата России 1999г, лучший игрок Европейского турнира команд-юниорок 2000г, кандидат в мастера спорта по воллейболу

Гандбол

Шабанова Рафига, чемпионка СССР и олимпийская чемпионка 1976г. по гандболу

Единоборства

Гилаев Айрат, многократный чемпион мира по борьбе на поясах
Кутдюсова Зульфия , многократная чемпионка мира по боксу и кикбоксингу
Кутуев Ринат, трехкратный чемпион мира по каратэ, двенадцатикратный чемпион Узбекистана по каратэ, чемпион Узбекистана по кикбоксингу
Нуриманов Рамиль, многократный чемпион мира по борьбе на поясах
Садриев Шамиль, многократный чемпион мира по борьбе на поясах

Стендовая стрельба

Мефтахетдинова Земфира, олимпийская чемпионка Сиднея-2000, бронзовый призер Афин-2004, неоднократная чемпионка мира и Европы по стендовой стрельбе

Легкая атлетика

Абзалилов Тимур
Ахметшин Ильдар
Галлямова Альбина
Кашапов Равиль
Назипов Мухаметхамат
Нурутдинова Лилия
Самитова Гульнара
Султанова Фирая

Тяжелая атлетика

Тимерзянов Е.А., заслуженный тренер СССР

Теннис

Исланова Рауза, замечательная теннисистка, входившая в первую десятку лучших игроков СССР. Мама чемпиона мира Марата Сафина.
Сафин Марат, чемпион мира
Сафина Динара, чемпион среди юниоров
Тарпищев Шамиль, Президент Федерации тенниса России

Фехтование

Гилязова Наиля, Многократная чемпионка РФ, Европы, мира и олимпийских игр по фехтованию

Футбол

Билялетдинов Динияр, "Локомотив- Москва"
Дасаев Ринат, вратарь N 1 во всем мире в 1988 году, вратарь команды «Спартак»
Измайлов Марат, обладатель Кубка России 2000/01; серебряный призер чемпионата России 2001 года, атакующий полузащитник сборной России "Локомотив" (Москва), участник футбольной сборной ЧМ 2002
Нигматуллин Руслан, голкипер сборной России, "КАМАЗ" (Набережные Челны); "Спартак" (Москва); "Локомотив" (Москва); "Верона" (Италия) , участник футбольной сборной ЧМ 2002
Ильхан Мансыз, лучший бомбардир стамбульского клуба "Бешикташ", игрок сборной Турции
Хидиятуллин Вагиз, полузащитник, команды: Спартак(Москва), ЦСКА, Сборная СССР
Хусаинов Галимзян, Спартак(Москва)

Хоккей

Билялетдинов Зинэтулла, защитник, команда "Динамо"(Москва), Сборная СССР, тренер команды "Динамо"(Москва)
Ишматов Рафаил, тренер Молодежной Сборной России, тренер команды "Салават Юлаев" и СКА (Санкт-Петербург)
Рахматуллин Ильдар, чемпион мира среди молодежных команд
Хабибулин Николай, голкипер клуба НХЛ "Тампа Бэй Лайтнинг" и олимпийской сборной России
Шалимов Виктор, нападающий, команда: Спартак(Москва)

Художественная гимнастика

Батыршина Яна, чемпионка Мира и Европы
Гизикова Зарина, чемпионка Мира и Европы
Зарипова Амина, чемпионка Мира и Европы
Кабаева Алина, Олимпийская чемпионка, многократная чемпионка Мира и Европы
Утяшева Ляйсан, чемпионка Мира и Европы
Шугурова Галима, чемпионка Мира и Европы

Мотоспорт

Кадыров Гапдрахман, 1-й чемпион Европы и мира по мотогонкам на льду. Единственный в СССР 6-кратный чемпион мира в мотогонках на льду, чемпион Европы, чемпион СССР, 3-кратный чемпион СССР в командных гонках, Заслуженный мастер спорта по мотоспорту

Шахматы

Бареев Евгений, один из ведущих гроссмейстеров мира
Камский Гата, чемпион мира по шахматам
Галлямова Алиса, чемпионка мира по шахматам
Даутов Рустем, один из ведущих шахматистов Германии
Нежметдинов Рашид, чемпион России по шахматам и шашкам
Сакаев Константин, гроссмейстер
Юсупов Артур, один из сильнейших шахматистов мира, претендент на чемпионский титул в 80-х гг 20 века
Наука

Фахретдин Ризаэтдин, татарский теолог, ученый, историк, философ
Акчурин Pинат, кардиохирург, профессор мед.наук, академик РАМН
Ахтамзян Абдулхан, академик, историк
Валиев Камиль, академик -физик
Мирзаянов Вил, ученый-химик, правизащитник, диссидент
Нигматулин Роберт, академик РАН, физик
Сагдеев Роальд, академик, физико-химик
Сюняев Рашид, академик, астрофизик
Исхаков Дамир, академик АНРТ, историк


Экстремальные условия
Абдрашитов Шамиль Мунасыпович,Герой Советского Союза, участник Великой Отечественной войны
Зиганшин Асхат, герой-моряк
Хайруллин Газинур, Герой РФ

Guest, 02.01.2013 в 22:07

В этом списке явно не хватает таких ярких неординарных личностей - татар, которые много сделали как для Татарстана, так и для развития, совершенствования РФ:

1. Сююмбике - мудрая, преданная своему народу и храбрая царица Казанского Ханства
2. Зуфар Фаткутдинов - мыслитель 20 века, известный своими мудрыми афоризмами, которому при жизни установили бронзовый бюст в Америке
3. Заки Зайнуллин - писатель, доктор наук, яркий лидер татарского народа
4. Фаузия Байрамова - писатель, ученый, патриот татарского народа
5. Фандас Сафиуллин
6. Индус Тагиров - академик
7. Рафаэль Хакимов
8. Разиль Валеев

Guest, 03.01.2013 в 22:35

Великих татар много, но увековечить их память нам в этой стране никогда не дадут. Так как мы подвергаемся дискриминации не только по отношению к нашему языку, но даже по отношению к нашей истории.
Татарофобский фильм "Орда" тому яркое подтверждение.

Guest, 05.01.2013 в 15:17

Казанские татары никакого отношения не имеют к завоевателям, т.е. татаро-монголам никакого родственного отношения. Прямыми потомками Волжских булгар являются казанские татары. Так к чему разговоры по поводу памятников Ч.Хану или Улу Мухамеду да еще в Казани. Историю надо знать! А уж если и ставить памятник в центре Казани, то Эмиру Алмасу ( Алмушу). И памятник защитникам Казани. Мы не татары! Мы булгары! Кол Гали тоже по Вашему Татарин? Не смешите народ! TAZ проси прощения за свою дремучесть и грубость у доктора исторических наук Алишева С.Х. !

Кунак, 05.01.2013 в 15:49

Товарищ Алишев СХ в своем комменте полностью делает ссылки на писания русских историков и летописи, которые писались не всегда независимо от царей. После завоевания Казанского ханства целый месяц жглись книги со всех общественных библиотек города и частных домов. Оккупантам книги были не нужны, кроме драгоценностей. Многое из исторического пропало безвозвратно. Приходилось по крупицам все восс- танавливать татарским историкам.

TAZ, 06.01.2013 в 07:12

Я ГОТОВ ИЗВИНИТСЯ ПЕРЕД АЛИШЕВОМ, ЕСЛИ ОН ГОТОВ ВСЕНАРОДНО ПОКАЯТЬСЯ ЗА ТО ЧТО СТОЛЬКО ЛЕТ ОНИ ДУРИЛИ ТАТАРСКИЙ НАРОД, ДЕЛАЯ ИХ РАБАМИ, УПРЯТОВ В СВОИХ ФИЛЬКИНОГРАМОТАХ ЕГО ВЕЛИКУЮ ИСТОРИЮ. ПРЕЖДЕ ЧЕМ УПРЕКНУТЬ МЕНЯ ЧИТАЙТЕ ЧТО Я ВАМ СОВЕТОВАЛ. А ТАК СПОР ГЛУХОГО СО СЛЕПЫМ ПОЛУЧАЕТСЯ.

Guest, 07.01.2013 в 01:58

ТАЗу вовсе не обязательно в своем посте нарушать правила правописания. Известному в научном сообществе Алишеву вовсе не обязательно извиняться перед каким то неведомым ТАЗом. Людям исторически образованным вовсе не обязательно читать рекомендованного ТАЗом неизвестного писаку.
И вообще я рекомендовал бы нашим "шариковым" от науки все таки сначала взять в руки научную книжку, внимательно изучить ее. Потом взять другую, потом третью... И только потом, со знанием собственной значимости, поучать других. Вы, друзья, как тот чукча из анекдота, который "не читатель, а писатель"...
P.S. Кстати, манера ТАЗа выражаться чем то неуловимо напоминает манеру другого "великого ученого" - Фана Валишина. Тот такой же "чукча", только от философии - читать он не читает, но писаниной своей весь мир завалил уже.
P.P.S. Естественно, что "чукча" здесь - фольклорный персонаж из распрострененных в советское время анекдотов. Никакого отношения к реальному и уважаемому мной народу не имеет.

Гость, 08.01.2013 в 14:18

СКОЛЬКО ЖЕЛЧИ ЛЬЁТСЯ, САМИ В НЕЙ ЗАХЛЕБНЁТЕСЬ. ИЗУЧАЙТЕ КОРАН - ПОЛЕЗНОЕ ДЕЛО

Guest, 08.01.2013 в 16:24

Если сладенького охота - влючи российский телевизор, и зомбируйся втихомолку. Хлебай сладкое сочиво и не учи людей жить.

Guest, 08.01.2013 в 16:57

Какой смешной и жалкий этот шовинист от 07.01.2013 в 01:58!

Он, ничего не зная сам, еще пытается чему-то нас учить...!!!
Да... Нет предела человеческой глупости!!!
Правильно говорят, что: "Есть только две бесконечные вещи: это человеческая глупость и Вселенная!" (А. Энштейн)

Guest, 08.01.2013 в 21:05

Ни одному татарскому хану нет памятника в Казани. В Москве Юрий Долгорукий стоит же. А мы татары совсем лишены своей истории. Это не нормально.

Guest, 08.01.2013 в 21:10

Конечно, это ненормально!
Надо предлагать кандидатуры, искать спонсоров и устанавливать!
Достойных людей - исторических Героев у нас очень много!
Самим нам надо проявлять инициативу, все ведь от народа зависит!!!

Guest, 08.01.2013 в 21:18

Какой смешной и жалкий этот шовинист от 07.01.2013 в 01:58!

Он, ничего не зная сам, еще пытается чему-то нас учить...!!!
Да... Нет предела человеческой глупости!!!
Правильно говорят, что: "Есть только две бесконечные вещи: это человеческая глупость и Вселенная!" (А. Энштейн)
====================================================
Это почему же я шовинист, недоделанный ты наш? Только от того, что ткнул шарика мордой в его какашку, чтобы он так больше не проказничал? И тебя я еще ничему не учил. А вот ты, ТАЗик, обсирая уважаемых людей, пытаешься всех учить "как надо любить Родину". Алишев, видете ли для него не ученый! А ты кто такой, чьих, так сказать, будешь?! Есть какие то труды за спиной? Или только пальцы веером? Прежде чем хотеть, чтобы тебя и твои взгляды уважали, научись сначала уважать других. И не марай корявыми пальцами имя Эйнштейна!

Алмаз улы, 09.01.2013 в 13:54

А где в писке знаменитых татар имена: Ильсии Бадретдиновой - одна из немногих, кто поет протестный рок по-татарски; Ильмиры Исрафиловой - открыто и смело сказавшая оккупантам, кто они есть. Генерал Антонов - из крещеных, они тоже наши; Юрий Шевчук - тоже татарских кровей. А Рашит Ахметов где в списке? Я преклоняюсь перед его мужеством и смелостью!
Считаю список весьма неполным!

Guest, 09.01.2013 в 18:00

Вы правы, уважаемый Алмаз улы, 09.01.2013 в 13:54!
Хорошо, что Вы дополнили!
Список ведь составляли люди, и могли кого-то упустить!
Поэтому читатели сами должны дополнять, чтобы он был полным!

Аналитик, 09.01.2013 в 23:57

Алмаз улы, 09.01.2013 в 13:54
Юрий Шевчук - тоже татарских кровей.
=========
Ну, Шевчука на том основании, что у него была какая-то толика татарской крови, включать в список знаменитых татар ни к чему. Мало ли на свете обрусевших татар ? Гордиться тем, что так много татар обрусело, нам совершенно ни к чему, это не предмет гордости, а скорее печали.

Guest, 10.01.2013 в 00:20

У Шевчука мама чистая 100 % татарка, а папа украинец!
Но он гордится, что мама татарка!
Вы правы, что обрусевшими гордиться не надо, хотя это не их вина, а скорее всего - беда!
Такая ведь политика всегда была - русификации и ассимиляции!

Русский, 25.02.2013 в 19:44

А вы еще рядом памятник Адольфу Гитлеру предложите поставить, как Путин к этому отнесется?А нас все равно больше, х... Вам, а не памятник во славу ГЕНОЦИДА РУССКОГО НАРОДА!