Памятник Чингисхану
Почему возник этот вопрос? Несколько лет назад в газете «Звезда Поволжья» была опубликована моя статья под названием «Почему в Казани нет памятника Чингисхану?». Откликов не было ни положительных, ни отрицательных. Зато была закрыта газета «Tatar ile», опубликовавшая под рубрикой «7 чудес Татарстана» материал, посвященный теме памятника Чингисхану.
Позволю себе процитировать эти строки («Tatar ile» №36 сентябрь 2007 г.): «После того как в претендентах на чудо Татарстана появился памятник Чингисхану, количество звонков в редакцию намного возросло. Звонили люди из разных уголков республики, работающие в различных сферах деятельности, все они были едины в одном – памятник Чингисхану, несомненно, одно из чудес Татарстана». Признаться, такой реакции не ожидал никто, учитывая, что к этой исторической личности складывалось неоднозначное отношение. Ведь «благодаря» учебникам по истории в сознании обывателя прочно сформировался его образ варвара–завоевателя. Возвращаясь к вышесказанному, газета «Tatar ile» была закрыта без всяких объяснений. И вот через пять лет в «ЗП» появляется статья под названием «Памятник Чингисхану» (N18 от 17 мая 2012 г.), где автор, профессор КГУ А.Г. Мухамадиев, высказался предельно откровенно о том, имеет ли Чингисхан к истории средневекового Поволжья убедительную сопричастность, и ссылаясь на арабского историка Ибн-ал-Асира приводит факты: «избиение монголов булгарами после битвы на Калке в 1223 г.». Одна очень любопытная деталь, какие только племена и народы не упоминает профессор, но только лишь не имя татар. За исключением только одного факта. Невольно возникает вопрос, от имени какого народа выступает профессор? Какой народ не причастен к эпохе Чингисхана? На этот вопрос нет ответа, так как без татар – прямых потомков хуннов не могло быть и самого Чингисхана и его династии. Сегодня об этом достаточно много сказано, не будем повторяться за исключением нескольких слов – Чингисхан плотью и кровью связан с историей татар и перечислять число первоисточников, доказывающих это, не хватит, возможно, и суток.
Памятник в Казани Чингисхану необходим, и в этом нет сомнений. Он нужен всем, кто осознает себя татаром, а не татарином.
Наркас МУЛЛАДЖАНОВ.
P.S. В историческом музее в Улан-Баторе есть картина, где изображена мать Чингисхана Оелун-эке, по-татарски – «бике». Она обращается к богу Неба Тенгри и просит наделить энергией небесной ее сына, чтобы изменить этот невыносимо несправедливый земной мир. Мир, когда дети не слушались родителей, а жены не считались с мужьями, старшие не воспитывали младших, а младшие не обращали внимания на советы старших. Богатые не платили дань центру, т.е. Орде, а центр не мог прокормить свой народ. Когда путь разума был неизвестен и никто не хотел знать более, чем знал… Когда процветали воры, лжецы и разбойники. Когда от бесконечных грабежей, лошади не знали покоя от угонов. Когда кони, идущие в авангарде, не имели отдыха и гибли. Когда было такое время и такие племена жили без порядка и смысла. Когда, наконец, пришел человек, заявивший, что изменит этот чудовищный мир. Да, планету охватил ужас, и в этом была горькая правда. К одним Чингисхан пришел с претензиями, а от других потребовал извинений и проявления покорности, у третьих отобрал награбленное, а не сдержавших данное обещание жестоко наказал, у неразумных отнял жизнь, испепелил их жилища. «Божьей карой» назвали западные народы деяния Чингисхана. Но не было на свете человека такой силы и мудрости. Он хотел, чтобы мир жил по законам, каким была его Яса (писание). Он не преследовал людей за веру. Бог один, говорил он, и ему все равно, каким образом люди проявляют свою любовь к нему. Он не уничтожал людей из-за цвета кожи и волос. Он верил обещаниям покорившихся и жестоко наказывал за обман и предательство. Он страстно хотел, чтобы мир жил по законам, но мир этого не хотел и тогда, как сказал французский историк XIII века Жуанвиль, «он установил мир во Вселенной ценой войны». Около пятнадцати лет торжествовал порядок и длился мир, но люди этого не помнят, в памяти осталось одно зло. Зло, разрушающее душу, тело и память из поколения в поколение, и в этой стихии не оказалось ни начала, ни конца для смертного человека.
Мы, татары, обязаны воздать должное ему, хотя и сознаем, что он не всегда был справедлив в отношении нас. Мы, татары, даже в самые суровые годы не отказались от своего имени татар как многие тюркоязычные народы, связанные с эпохой Чингисхана.
Язылганга кушылам...
Волжские татары- это бывшие волжские булгары. И это факт, тем более после последних исследований, доказавших, что днк современных поволжских татар, почти полностью схоже с днк булгар, не считая малейшей доли примеси половецкой крови. Татарами нас называли русские, и это имя просто прижилось после завоевания Казани в 1552 году, но больше, после прихода к власти в России большевиков. Татаро-монгольские орды несколько раз сжигали наши города, такие как Болгар, Биляр, Сувар и другие. Наши предки вели с ними кровопролитную войну. К тому же не Чингисхан покорил Булгарию, а его внук, а Чингисхан к этому времени был уже мертв. Так с какой стати, мы, потомки древних болгар, столько потерпевших и потерявших от Ченгисхана, должны ставить ему памятник, да и ещё вносит его в чудеса татарстана!? Это, на мой взгляд, как минимум возмутительно.
Я тоже был в каком то смысле потрясен после прочьтения этой статьи в газете, особенно ее окончанием. Автор повторяет: "мы татары, мы татары, не отказались от своего имени даже в самые суровые годы"
Казанские татары даже еще в 19 веке называли себя булгарами. Иван Грозный, после завоевания Казанского Щанства, писал: "Наконец-то булгарская корона моя" . Ведь мы называем себя татарами всего может век, максимум два. А по тому, что пишет автор (мы не отказались от своего имени в суровые годы... И причесляет название татары ко временам Чингисхана, а тогда та уш булгары даже думать не думали называться так) можно подумать, что он не волжский татарин, а какой нибудь монгольский или сибирский.
Почему тогда у сибирских татар, астраханских, литовских язык аналогичный языку поволжских татар? Сибирские татары тоже потомки булгар? Иван Грозный завоевывал татарское ханство и Куликовская битва была с татарами, а не с булгарами. Да и вся русская история пишет только о татарах. Потомками булгар считают себя чуваши.
Сталин в 1944 году приказал создать булгарскую историю татарам, запретил "Идегей". Сталин опасался татар и планировалось переименовать Волгу в Сталину, об этом еще Молотов говорил.Татар хотели переселить еще в 1944 году из Казани, как крымских татар, да оказалось в Красной Армии слишком много татар, воюют хорошо, поэтому отложили до конца войны.
19:34
Отвечаю
Язык схожий, потому что тюрский, чувашский кстати тоже похож, а литовские татары пришли в Литву в 13 веке, то были бежавшие булгары с волги, в основном знать, т.к. Булгарию завоевали татаро-монголы. Грозный завоевал Казанское Ханство, и получил, как кем -то уже было сказано, корону болгарскую, в то время в Казани татарами себя называли только правящий класс, седельцы так называемого Дивана(что-то вроде парламента и их роды, потомки чингизитов) а про битву... Ни кто и не говорит, что там булгоры сражались, хотя там и принимали участия воины с этих земель, так как они уже входили в состав общего золотоордынского государства, но костяк были именно татары. Учите историю.
Факты не вяжутся. Откуда было столько татар в Куликовской битве и с той, и с другой стороны7 материализовались из воздуха и исчезли? Зачем булгарской знати, исламской бежать в католическую Литву? Лучше бежали бы на юг к единоверцам. Литовское княжество пригласило боевые отряды татарской конницы для борьбы с немцами. Это были самые лучшие войска в то время. Пригласили потому что Невский (брат Батыя) с помощью татар разбил рыцарей на Чудском озуре, что казалось невероятным.Раньше рыцари были непобедимы. Православная церковь России с помощью татар отразила католический крестовый поход на восток. И в Грюнвальдской битве одержали победу татары, а не булгары. И кому русские княжества платили ясак 200 лет - булгарам? Теория о том, что знать называла себя татарами, а простой народ булгарами тоже сомнительна. Попахивает примитивным марксистским классовым подходом. Булгарский трудящийся народ и татары эксплуататоры.Такое государство в условиях кочевья вообще было бы крайне неустойчиво.
по воле случая, купил вашк газетку, скорее всего в первый и в последний раз. статья, как говориться, и смех и грех.
как в коментарии сталин попал? и раз уш он хотел всех переселить, что же он после войны этого не сделал?? может он ещё и детишик татарских жрал?)) он та, в отличии от троцкого, к нам более менее нормально относился.
литовские татары выходцы с Булгара, а в Литву они пошли, потому что было материально выгодно, она тогда сражалась с тефтонами, т.к. в то время была ещё язычиской, немного позже приняла католичество.
На счёт булгаро-татар. не верьте власовским учебникам, хотя и в них написанно, что этонос волжских татар в основном составляют потомки булгар(с легкой примисью толи половцев, толи печенегов и сибиряков). Земли булгарсие, а живут на них татары, смекаете подвох?) куда же делись булгары, телепортнулись??)) просто названице прижилось т.к. руские всех восточников татарами называли. И спорить тут нечево, к тому же были проведены иследования, не только российскими учёными, если не ошибаюсь это была как раз перед замутом реконструкции Булгара и Свияжска, и было доказано, и было доказано, что современные казанские, башкирские, чувашские, самарские ит.д. татары это и есть потомки тех самых, булгар. довольно громкие иследования были надо сказать, даже по телеканалу Россия показывали, так что не усерайтесь и не спорьте, это доказано наукой, гинэтикой называемой.
Добавлю к вышенаписанному, так что Чингисхан к поволжским татарам ни какого отношения не имеет, если не считать того, что его внук баты, мстя за то, что мы окружили и разбили их армию(первыми в мире) после завоевания Хорезма, сжог наши города и присоединил нас к своей Золотой Орде, так как более особо крупных побед мы над ними не одержали, в составе которой мы и просуществовали несколько веков. Он же и множество нашего народа убил и наши города все пожог(было кем-то уже сказано). так что памятник чингисхану в татарстане, всё равно что тамплиерам в египте или нацистам на красной площади.(извиняюсь за резкость)
По телеканалу Россия показывали - весомый аргумент. Вы верите всему, что показывают и говорят на телеканале Россия? Гуманитарная наука ничего окончательно не доказывает, это процесс. В ней есть различные гипотезы, иногда прямо противоположные.И процесс познания развивается по законам диалектики. Сталин в 1954 году хотел татар выселять. Сначала евреев, затем татар. Очень подозрительный был, татарам никогда не верил. Сталин православную семинарию кончил. Уфимскую губернию Башкирии отдал, хотя там башкир просто не было.
Литовские татары ехали в Литву из Золотой Орды, Ногайской Орды, Крымского ханста. Были также потомки Мамая, например Глинские. Елена Глинская - мать Ивана Грозного. В Литве было княжество Мансура и еще одно татарское княжество. В Литве их никто булгарами не называл, в том числе и они сами. Чарлз Бронсон и писатель Генрих Сенкевич - литовские татары. А не литовские булгары.
будьте адекватны! если не верите в то, что показывают по России, то читайте все комментарии, которые были написаны выше! перечитайте, может до вас что нибудь дойдёт!
С какой стати мы, потомки булгар, должны ставить памятник разрушителю и завоевателю нашего народа? Нет, такого памятника у нас быть не должно! Мы не татары, мы булгары!
Памятник Чингисхану надо ставить в Москве, но не в коем случае в Казане. Москвичей (русских) до сих пор новгорода называют татарами. Только при чингизитов русские окрепли, Москва стала белокаменной. За 300 лет никто на Москву не нападали. Русские в знак благодарности должны поставить такой памятник у себя в столице. У нас в столице памятник Чингисхану - это позор, неуважение к своим предкам, истории.
В Казани уже есть памятники чингизидам - правителям Казани 15-16 вв., это их же могилы и мавзолей на территории Казанского Кремля. "Булгары", что не возмущаетесь?!))
Это не чингисхану так-то. А последним правителям Казанского ханства. А булгары это и есть волжские татары.
Ставьте. я за!!!! все таки великий был человек! хотя я и отношусь к покоренным народам, но врагом умею восхищаться! он герой того времени
булгарию и ррусские княжества не он покарял, а его внук батый. чингисхан ещё в 1227 умер. ивообще к поволжским татарам ни какого отношения не имеет.
Памятник нужно обязательно поставить в Москве, от благодарных потомков
==== БОЛГАР ====
Болгарлар берләшегез!
Иптәшләрне яшегез!
Туганнар блән куршебез,
Во! - дияр - яшләребез.
Болгарлар берләшегез!
Иптәшләрне яшегез!
Туганнар блән кyршебез,
"Татар" - димәс - yзебез.
Болгарлар берләшегез!
Иптәшләрне яшегез!
Туганнар блән кyршебез,
"Чуваш" тугел yзебез.
Болгарлар берләшегез!
Иптәшләрне яшегез!
Туганнар блән куршебез,
Болгар! - дияр - yзебез.
Болгарлар берләшегез!
Изге булсын крәшегез!
Тәңрә биргән көчегез!
Боек Болгар - җаныбыз!
Болгарлар берләшегез!
Терек булсын эшегез!
Сукалый йорәгебез:
Болгар Иле - илебез!
Болгарлар берләшегез!
Иптәшләрне яшегез!
Туганнар блән куршебез,
Во! - дияр - яшләребез.
Чыңгыз тугы
Татарның яңа буын
Чыңгыз тугын янә торгыза
Хас дошманы җәйли угын
Кылган кинә эчен кыздыра!
Милләтпәрвәр бас алынга!
Ишле булырсың бу адымда
Туймас убырның
Урыны калмасын
Туган илнең җирендә!
Чыңгыз хан - әлбәттә татар булган, һәзерге монгол (халха-ойрат) кавемнәренән түгел.
Шуңа дәлилләр күп.
Чыңгыз нәселеннән булган затларның исемләрен генә алыйк. Рубрук язганча Чыңгыз хан үз исеме урысча дигәндә "Звон железа" булган имеш, татарча Тимер чың була инде. Икенче яктан билгеле кытайлар "р" хәрефе булмаганга күрә аның исемен Темуджин дип язалар иде.
Шулай ук Джучи -хан исеме татар дастаннарында Яучы дип бирелә, ягъни урысча дигәндә "Воин".
Шулай ук хатынның исеме Бөртек (татарларга билгеле инде алтын бөртеге — крупица золота) булган. Чит телле язуларда "Борте " дип сакланган.
Азрак ялган видео карагыз, күбрәк укыгыз. Башны да эшләтү зарур.
Чыңгызны монголлар гына түгел, кытайлар да үз ягына тарталар, һәтта соңгы елларда урыслар да активлашты.
Ә кайбер надан татар һаман болгарчылык белән саташа.
...
И это подтверждается тем, что Чингиз-хан любил Джучи-хана больше, чем всех своих детей мужского и женского пола, так что ни у кого не было смелости в присутствии Чингиз-хана произнести имя Джучи-хана с неодобрением. В то время когда известие о смерти Джучи-хана пришло в орду, никто не мог сообщить это Чингиз-хану. В конце концов все эмиры решили, что Улуг-Джирчи, который был приближенным и одним из великих эмиров, сообщит об этом, когда получит приказание о джире. Затем Улуг-Джирчи, когда Чингиз-хан отдал приказание о джире, найдя время удобным, сказал тюркский джир:
Тенгиз баштын булганды ким тондурур, а ханым?
Терек тубтын джыгалды ким тургузур, а ханым?
Чингиз-хан в ответ Джирчи сказал тюрский джир:
Тенгиз баштын булганса тондурур олум Джучи дур,
Терек тубтын джыгылса тургузур олум Джучи дур.
Смысл слов Джирчи был таков: «Море до основания загрязнилось 3, кто (его) очистит, о царь мой? Белый тополь покатился с основания, кто (его)поставит, о царь мой?» В ответ Чингиз-хан говорит Джирчи: «Если море загрязнилось до основания 4, тот, кто очистит (его), — сын мой Джучи; если ствол белого тополя покатился с основания, тот, кто поставит, — сын мой Джучи!» Когда Улуг-Джирчи повторил свои слова, слезы потекли из его глаз. Чингиз-хан сказал тюрский джир:
Козунг йашын чокуртур конглунг голды балгаймы?
Джиринг конгуль бкуртур Джучи ольди болгаймы?
В ответ Чингиз-хану Джирчи сказал тюрский джир:
Сойлемекке эрким йок сен сойлединг, а ханым!
Оз йарлыгынг озге джаб айу ойлединг, а ханым!
Когда Джирчи повторял свой джир и при этом слезы стали видны на (его) глазах, Чингиз-хан говорит: «Твой глаз проливает слезы, разве сердце твое наполнилось? Речь твоя заставляет рыдать сердце, разве Джучи умер?» Так как в то время вышло повеление Чингиз-хана, что каждый, кто скажет слово о смерти Джучи, подвергается наказанию Чингиз-хана, то вследствие этого Джирчи в ответ Чингиз-хану говорит: «Говорить об этом не имею силы и воли, ты сам сказал, о царь мой, указ твой над тобой самим пусть будет, ты хорошо подумал, о царь мой, так как это — так». Тогда Чингиз-хан сказал тюрский джир:
Кулун алган куландай кулунумдин айрылдым,
Айрылышкан анкаудай эр олумдин айрылдым.
то есть: «Подобно лосю, которого на охоте гонят, чтобы убить, сам он убегает, а детеныш его остается, также я отделился от своего ребенка и подобно простаку, который из-за простоты попал в среду врагов в расчете на дружбу и отделился от спутников,так я отделился от мужественного сына моего». Когда от Чингиз-хана изошли такие слова, все эмиры и нойоны встали, выполнили обычай соболезнования и стали причитать 4. Через 6 месяцев после смерти Джучи-хана Чингиз-хан также распростился с миром.
Урыс транскрипциялы хаталарны төзәтсәң шулайрак булады инде:
Dingez bashtan bolgandi kem tondizir, a xanim?
Tirak toptan czigildi kem torgizir, a xanim?
Чингиз-хан в ответ Джирчи сказал тюрский джир:
Dingez bashtan bolgansa tondirir ulim Czoci dir,
Tirak toptan czigilsa torgizir ulim Czoci dir.
Kuzen yashen cigartir kunlen tuldi bulgaymi?
Czirin kunel aqirtir Czoci ulde bulgaymi?
В ответ Чингиз-хану Джирчи сказал тюрский джир:
Soylamakka irkem yuq sin soyladen, a xanim!
Uz yarligin озге джаб айу ойлединг, а ханым!
Тогда Чингиз-хан сказал тюркский джир:
Кулун алган куландай кулунумдин айрылдым,
Айрылышкан анкаудай эр олумдин айрылдым.
Заглянул случайно, а тут столько швали булгаристкой. Травили-травили эту заразу, так и не вытравили. Видимо нельзя расслабляться и надо быть бдительными, а то ведь враги татарской государственности не дремлют: нет,нет да и подложат эдакую свинью.
0.8. 0.6 1:37
У вас шизофрения вы почитайте, там факты правильные.
Вы действительно правы, монголы нас травили травили, да вот и не вытравили обломайтесь! "уважаемый"
Байку про монгольское завоевание уже сами русские историки высмеяли.(хотя бы вот это исследование http://www.velesova-sloboda.org/geo/homyakov-russia.html#01_2 Оно в целом антитатарское, но написано по принципу : истина дороже) Завоевателями были тюркские племена объединенные Чингизом от Байкала до Каспия.
Ну а если вы верите мифическим монголам, то, в виду своей виртуальности, они действительно никого не смогли вытравить. Ну а мы татары уж постараемся, чтобы от этой продажной мерзости, скрытой под брендом булгаризма, не осталось и следа.(Читайте в инете: несмотря на вашу количественную и умственную ничтожность, шовинисты и в купе с ними татарофоб р.сулейманов, считают вас союзниками в деле ликвидации национальных республик).
Поддерживаю Рената. Задумайтесь татары, вот еще одна разновидность булгаристов-коллаборационистов. Отрывок из длинного опуса (http://www.apn.ru/publications/article25467.htm)
"Кроме того, были проведены интервью в группе татарской молодёжи из числа футбольных фанатов, представители которой называют себя «булгаристы». Они также называют себя «тенгрианцами», поскольку являются приверженцами тюркского неоязычества («нового тенгрианства»). Кроме того, для данной группы характерно то, что свою татарскую идентичность они связывают с историей Волжской Булгарии, отрицая какую-либо преемственность своего народа от Золотой Орды, которую считают «государством монгольских оккупантов». По мнению председателя Общества ревнителей истории, данную группу татарской молодёжи целесообразно именовать «неоязычники-булгаристы», чтобы отличать их от других приверженцев «нового тенгрианства», которые занимают крайне русофобские позиции, а свою татарскую идентичность связывают именно с историей Золотой Орды, которую называют «государством татарского народа».
Казалось бы, какая нужда интервьюировать татарскую молодёжь в рамках исследования, которое посвящено мировоззрению русской молодёжи? Но дело в том, что данная группа неоязычников-булгаристов и исследуемая группа славянских неоязычников являются союзниками. Показательно, что свои языческие праздники они празднуют совместно. Неоязычники-булгаристы считают, что у татарского народа «нет будущего вне союза с народом русским». Характерно, что у неоязычников-булгаристов также наблюдается отрицательное отношение как к государственному образованию «Республика Татарстан», так и к государственному образованию «Российская Федерация». Респонденты данной группы негативно оценивают сложившуюся в Республике Татарстан «этнократию» и считают, что пренебрежение интересами русского этноса отрицательно скажется в будущем и на ситуации в Республике Татарстан, и на ситуации в стране в целом. «Мы не хотим, чтобы Татария превращалась в Кавказ на Волге и нашим русским братьям пришлось бы уезжать отсюда»,- заявляют неоязычники-булгаристы@.
Ренат, волжские татары-потомки волжских болгар, спорить нечего, все равно что отрицать то, что современные русские это потомки славян и заявлять что они, те самые норманские россы.
Татары поволжью-булгары. Это доказано и гинетикой, и историческими событиями, и археологией, и простой логикой. А подобные заявления, типо мы потомки чингисхана, монголов и тех самых татарских орд, пришедших с современного северного китая и сибири, меня одновременно и смешат, и злят. Ибо это полная глупость, чушь и ересь. Люди, оставлявшие коментарии выше, ясно и четко это доказывают.
Я вас не совсем понял, или же вы глупо и по детски непризнаете это, или вы, говоря что татары(видимо сибирские, вот только зачем!??), вытрявят волжских татар-потомков булгар?? И как же вы собираетесь это сделать и зачем это вообще нужно?призываете к геноциду волжских татар(подчеркну-потомков булгар)? Называйте вещи своими именами.
Суть моего поста, в том, что монгольское завоевание миф лишенный здравого смысла. Изучайте серьезно данный вопрос. Кроме научных изысканий и доказательств есть (повторюсь) здравый смысл. Как это возможно: от завоевателей не осталось ни поселений, ни артефактов, даже, хотя бы одного слова монгольского или имени? И это за 300 лет владычества (вернее будет 500). Эта была Великая Степь, населенная тюрками. Булгары это только часть великого конгломерата тюркских этносов. От хакасии и Тувы до Кумыков и Балкарцев. Все заселено нашими сородичами. Языки кумыков, карачаев и балкар в особых деталях и фразеологии совпадает с татарским. Все мы осколки великих тюркских империй. За это наследие борются не только казахи но и сами русские (полистайте инет, увидете,например,-"Великая Тартария империя русов"). Мы сформировались как нация под именем Татары. "Булгаризм" в ее нынешнем виде наносит огромный вред национальному движению. Для меня и моих родственников вообще не понятен булгарский бред. По линии отца дед крмский, бабушка мишарка (всегда называла себя татаркой). По линии матери- казанский. Себя считаю казанским татаром. Жена ногайская татарка (ее родственники из сев.казахстана). Дети опять же казанские татары. Зачем это скудоумный булгаризм, который во всю используют враги татарской государственности.
P.S. Владею в совершенстве татарским, крымским, турецким и еще изъясняюсь на др. тюркских языках и не вижу между ними практически никакой разницы. К стати учебниках истории Тур.республики. вообще нет монгольского завоевания, - и Атилла и Чингиз представлены (и это научно верно) как великие тюркские полководцы.
ренат, то, что завоевания монголы, а точнее внук Читнгисхана Батый, проводили руками покорённых ими народов, которые стали называться в последствии общим название татары, И ТАК ВСЕМ ПОНЯТНО. сдесь идёт спор о том, что чингисхан и волжские татары ни какого отношения друг к другу не имеют(не считая тогго, что их покорил, повторюсь, его внук Батый).
и не соглашаться с эти, полное безумие и шизофренизм. а про татарскую государственность... её уже давным давно нет, а свою историю, кто мы и от куда, помнить нужно, и забывать не в коем случае нельзя! называясь татарами, мы должны помнить, что наши предки великие болгары.
В войсках завоевателей процент покоренных народов не может превышать 20%. Закон военной стратегии. Иначе оно становится опасным и неуправляемым. Даже Вермахт не допускал превышение иностранных легионов более 10% от ее общей численности. Например на Украине в дивизию СС в первом призыве пришло записываться более 100 тысяч украинцев. Взяли только 40 тысяч. Короче, хватит уже этой фантасмагории с монгольским нашествием. Чего только не придумаете, чтобы оправдать эту историческую чушь.
Болгары ! хватит вмешиваться в татарский сайт !
Скажу татарам, в том числе и другим из Урало-алтайской семьи :
Убить народ легко - достаточно лишить его прошлого.
Роджер Желязны. Театр одного демона
Так вот татар почти что убили, а убийство началось не только с 1944-46 года, значительно ранее - с 1552, и даже со дня принятия ислама с 1312 года. Читайте хотя бы это :http://www.islamnews.ru/news-16904.html Ислам и национализм – два противоположных полюса И конешно, указ 1944 года, можно сказать, был последним гвоздем татарскому гробу, через фальсификацию, через мифологизацию так называемыми "болгарами", о которых вообще,мало что известно, но их так вырастилисловно слона их мухи, хотя муха эта давно была мертва, их сделали такими добрыми, добродушными,(не то что татары, кыпчаки,печенеги, хазары... которые имеют больше шансов стать предками нынешних татар, чем эти "болгары") которые якобы спасли великих руских от вымирания голодом, кормя их бесплатным хдебом...
Безгә нишләргә ?
Җавап, көндәй ап ачык-анык, болгар-славяннардан тазартылган, чын Татар тарихын миллион-миллион тираж белән бастырып хәрбер татарның кулына тапшыру, һәм ул өстәл китабы булырга тиеш. Бу яңарышның, яңадан тууның бердәнбер юлыдыр ! Һәм тагын бер китап : Метрополиянең кол булган халыкларга булган сәясәтен ачыклаган китап БУЛСЫН.
Имеют больше шансов стать предками??? Прям таки до слез
Предками не не могут стать сейчас, они были и это в нашем генофонде заложено, в истории. Хузары МОГУТ стать предками казанских татар?! что за нелепицы вы пишите
А вот половецкой крови в нас достаточно.
Замечу так же, что это сайт не татарский, а сайт газеты "звезда поволжья". Да даже если он и татарский, то казанских татар, кои и есть потомки булгар( прошу, прежде чем писать, читайте то, что писали до вас!) и не кто их не выращивал, это история, о которой должны помнить все, тем более казанские татары.
Ә татарлар болгарлар, бары тик болгарлар гына дип раслау – тинтәклек, болгар компоненты татарда бик аз, мишәрләрдә, себер, кырым, әстерхан, касыйм, Литва-блорус-поляк татарларында бернинди болгар каны да юк. Болгар компоненты турында бары тик Идел-Урал татарларының мишәр булмаган өлешендә генә сөйләргә була. Анда да төп өлешне Казан ханлыгын төзегән Алтын урда татарлары, кыпчаклар тәшкил итә, Алтын урданың беренче пайтәхете, Бату ханның беренче ставкасы шәһре Болгарның үзеннән башлап.
Димәк, бу очракта, дискуссиянең темасы татарлар Чыңгыз татарларымы, әллә болгарлармы түгел, - ә гомумбер, бердәм, бүленмәс татар халкының берлеге. Болгар компоненты өлешчә булган Идел-Урал татарларын гына аерып алып, калганын татар дөньясыннан, татар мохитыннан алып ташлау турында бу очракта гәп. Татарны таркату, кечерәйтү, юкка чыгару турында, татар хәтле татарны Мәскәү төзеп биргән шул өтек республика кысаларына кагып кертеп, калган татарлардан баш тарту турында сүз бара Мәскәү провокаторлары тарафыннан. Татарны төп мирасыннан, тарихыннан, данлы үткәненнән, ата-бабаларыннан баш тарттырып мәңгелеккә Мәскәүнең бер болгар өязе итү турында сүз.
Ә тарих төпкелләренә үк кереп киткән вакытта, болгарлар – һуннарның дәвамчылары, ә һуннар исә, Европага күченгәнче көнчыгышта татар Сюнну империясе төзегән булганнар. Болгарлар да барыбер шул ук татарлар була.
Хәзер инде генетикага килик.
Болгарчыларның күккә чөеп, татарларның болгар булуы турындагы бөек ачыш итеп күрсәтелгән Кравцова zpvfkfhs - ,thybylb lo mbnlb uisqkҗми хезмәт түгел, ә гади бер реферат, гади бер диссертация. Андый дисертациялщр, рефератлдарны меңәрләр эшлиләр елына бу илдә.
Миңа билгеле булганча, бу “хезмәт” татарларның һәм болгарларның кардәшлеген өйрәнү буенча ниндидер бер капитал эш булып санала алмый. Бу эштә нигездә кайбер маркерларның, авыруга бирешү маркерларының булу-булмавына карап элеккеге ДНК һәм хәзерге геннардагы үзенчәлекләр буенча Татарстан халкының төрле авыруларга бирешү-бирешмәүчәнлеге эволюцион үсештә тикшерелгән. Автор үзе үк язуынча, выборкага Татарстандагы төрле вакытлардагы, шул ук вакытта болгар заманындагы каберлекләр һәм хәзерге Татарстан халкы алынган. 57 кабер калдыклары сөякләрен 200 рус һәм 200 татар татарстанлының каннары белән чагыштырып караганнар тикшерүчеләр. Автор үзе язуынча, кулларында булган мөмкинлекләре, җиһазлары, һәм дә әйтергә кирәк, бик аз, аеруча финанс мөмкинлекләре һәм дә бик ярлы җиһазлары белән. Нигездә үз теләкләре белән каннарын бирүчеләр, шул ук университет укытучылары һәм талиплары булганнар выборкада. Хезмәтенең азагында, “заключение” дигән өлешендә, Кравцова татар халкының этногенезы турында болай дип яза « Татарский народ, как и любая другая этническая общность, является продуктом сложного исторического развития ... Современные татары многими чертами своей культуры, языка, отчасти и антропологического типа проявляют несомненную близость к тюркоязычным народам (башкирам, казахам, узбекам), формирование которых проходило в тесном контакте двух рас - европеоидной и монголоидной. Данные, полученные при анализе трех групп полиморфных генетических маркеров в современной популяции татар, указывают на большой запас генетической неоднородности, что объясняется интенсивными процессами метисации, происходившими в древности и имеющими место в настоящее время. Выявлено преобладание европеоидного компонента в современном генофонде татар, при этом отмечено присутствие монголоидных черт, особенно в митохондриальном генофонде, что согласуется с антропологическими данными”.
Хәзер инде нәтиҗәләрнең ни кадәр объектив булуына да тукталып китик. Беренчедән, хезмәт авторы үзе үк генетик тикшерүләрнең башка илләрдә нык алга китүе турында, Россиянең бу өлкәдә чамасыз артта калуы турында, мондый тикшерүләргә бик зур финанслар кирәк булуы, булган кадәр финанслар кысаларында андый тикшерүләрнең бик чикле генә нәтиҗәләргә, тулы булмаган нәтиҗәләргә китергәне турында яза. Неантерталларның генын укыр өчен 5 миллиард доллар акча киткән икән, аннан унмеңнәрчә азрак финанеслау вакытында сөяк калдыкларының төгәл геномын уку мөмкинлегенең мөмкин булмаган дәрәҗәдә түбән булуы турында да. Аеруча борынгы сөякләрдәге геннарны, андага маркерларны аерып алу вакытында хезмәт гомумән тулы түгел, уннан бер өлешендә дә. ДНКны тулысынча беркем дә укымаган, ДНКлар бары тик берничә маркер буенча тикшерелгән генә. Шуңа да бу нәтиҗәләрне, борынгы һәм хәзерге татарстанлылардагы татарларның болгарлар булуы турындагы капитал хезмәт дип атарга беркемнең дә хакы юк.
Икенчедән, тикшерелә алган кабер калдыкларының яртысы да болгарларныкы түгел. Автор 13-16 гасыр кабер калдыклары турында, Казан ханлыгы татарлары кабер калдыклары турында яза күп өлештә, ә болгар кабер калдыкларын күпчелек очракта, начар сакланулары аркасында хезмәт авторлары тикшерә алмаганнар. Шуңа да бер-ике дистә болгар кабер калдыгының берничә маркер буенча гына тикшерелгән геномын ниндидер олуг фәнни тикшерү дип бер дә әйтеп булмый.
Өченчедән, тикшерүләргә бары тик Татарстан татарлары гына алынган, аларның да нигездә Казан татарлары. Ә Татарстанда татарларның биштән бере генә яши, бу выборка кешеләренең кан составы буенча гына бар татар халкы турында һич тә сөйләп булмый. Бар татарларны, Касыйм татарларыннан Себер татарларына кадәр, һәм дә ким дигәндә берничә меңлек выборка алып тикшерми торып гомуми татар генофонды турында сөйләп тә торасы юк. Ә тикшерелгән өлеше дә генофондның бик төрле булганын ачыклаган: “отмечается расовая неоднородность” (Кравцова).
Фәнне сәяси максатларда куллану Советлар союзы вакытында да, хәзер дә бер дә юк та түгел, сирәк күренеш тә түгел. Уфа генетикларын мисал итеп китерергә була бу очракта (Хөснетдинова). Бу “галим башта Урал арты башкортларында (Белорет районы) 67 % монголоид геннары бар дип яза иде, аннан соң бу күрсәткечне 45 % ка төшерде, Уфа җитәкчелеге кушуы буенча. Ул гына да түгел, үз “хезмәт”ләрендә монголоидлыклары йөзләрендә үк кычкырып торган башкортларны “бар башкортлар да европоидлар” (элек яртысына якын монголоидлар дип яза иде) дип нәтиҗә дә чыгарып куйды. Ничек мондый могҗизаи үзгәреш, эволюция барлыкка килгәне аның соңгы “хезмәт”енең кереш өлешендә ачыла. Соңгы хезмәтләрендә күрсәтелгәнчә, ул выборкага башкорт милләте вәкилләре итеп Уфаның 100 башкортын алган икән. Ә алар күпчелек очракта, башкорт язылган татарлар. Кравцованың хезмәте дә андый евротырышлыклардан азат түгелдер бәлки.
Ярар тырышып-тырышып болгарларны да, татарларны да (Кравцова), башкортларны да (Хөснетдинова), русларны да (Лункин, Малярчук, аеруча Морозова) европалыларга ярарга тырышып европалы итеп күрсәттек ди. Тик бу ни бирә соң бу халыкларга? Европа геннары яхшыракмы? Мин бу өлкәдә нидер расларга теләмим, тик япон генетикларының европа халыклары геннарының көчсезрәк, күпкә дефектлырак, сәләтсезрәк булуы турында язганнарын гына укыганым бар (Европа һәм Азия вәкилләре кушылган вакытта Азия вәкиленең геннары өстенгәрәк чыга күпчелек). Бу тырышлыклар безнең европалыларның комплекс неполноценностиларын йоктыруыбызны гына дәлилли.
Европалыларның үзләренә килгәндә дә, шул ук алманлылар, шул ук французлар, шул ук итальяннар, шул ук испаннар мәсәлән, шулай ук бик күп төрле геннар, антропологик типлар җыелмасы тәшкил итәләр. Французларның бургундларында азиат геннары бар, норманнарында – герман халыклары геннары өстенлек итә. Итальяннарның төньяк өлкәләрендә герман халкы геннары, урта Италиядә роман антропологик тибы, сицилиялеләр яртылаш - африканнар, азиатлар. Үзләрендә төрле, хәтта африкан компоненты булудан бер дә оялмыйлар да, аннан баш та тартмыйлар, гыйльми тикшерү нәтиҗәләрен дә бер дә фальсификацияләмиләр.
Аннан тагын бер момент. Тикшерү нәтиҗәләре бары тик игрек-хормосомага (аналар гены) гына карый. Чынлап та киләсе буынга игрек хромосалар күбрәк тапшырыла. Тик шулай да, тулы картинаны күз алдына китерер өчен икс-хромосомаларны (аталар геннары) да тикшерергә кирәк, чит ил генетиклары кебек. Ә татарларның икс-хромосомаларында монголоид өлеше, шул ук автор язуынча – шактый гына.
Без Чыңгыз белән, Чыңгыз татарлары белән бернинди дә уртаклыгыбыз юк дип әйтер өчен иң беренче Чыңгызның, чыңгыз татарларының каберләрен эзләп табарга кирәк (алар бер дә халха-монгол түгел), борынгы калдыклардагы геномны тиешле дәрәҗәдәге төгәллек белән укый алучы дистәләрчә миллион доллар торган җиһазлар сатып алырга кирәк генетикларыбызга (андыйлар бөтен илдә юк), аннан соң дистәләрчә миллион сумга төшереп ул геномны укырга кирәк. Җиде миллион татардан ким дигәндә 70 мең выборка алып, һәм дә татарның бар группаларыннан да, бар территорияләрдән дә, аларның геномнарын ачыкларга кирәк аннан соң. Шуннан соң гына чагыштырып карарга, һәм шуннан соң гына ниндидер нәтиҗәләр чыгарырга. Кравцова үзе язганча, аның бу хезмәте бары тик алдагы тикшерүләргә, чын тикшерүләргә предпосылка гына булып тора. “в данном исследовании были созданы предпосылки для массового изучения древнего генофонда (Кравцова, заключение).
Памятник Ч.Хану надо поставить в Монголии. Тимучин, он же Ч.Хан. Монгольский народ назвал его Ч.Ханом в честь почитания. У нас уже есть пример завоевателям ставить памятники. Памятник окруженный водой: русским завоевателям. Так давайте поставим памятник внуку Ч.Хана- Батыю. Да не смешите казанцы мир. Имейте элементарную гордость. Казанские татары - булгары.
Мин риза!!!! Я только за установление памятника Чингиз-хану!!!!!!!!!! Наш предок!!!!
Удивляюсь, я вам братья татары, что вы уже и покойных родителей спросили, мои говорили мы татары, и после этого любые пересуды о татарах меня уже не интересуют, от мнения своих родителей отказаться значит отказаться от родителей.А что касается памятника, то он должен быть для тех у кого есть история и дети.
Cвидетельство о регистрации
Ульяновской городской общественной организации
«Булгарская национально-культурная автономия»
под номером ОГРН 1127300001070
в Управлении Министерства юстиции РФ
по Ульяновской области получил Председатель Совета
Ульяновской городской общественной организации
«Булгарская НКА» Ямбаев Хамза Рахибович.
http://bulgar-ul.narod.ru/novosti/bulgarskaya_avtonomiya/
2013 ел "БАЯН и ДЖИК" 2013 ел
Интернационалисты тюрки булгары провозгласили
2013 год годом "БАЯНа и ДЖИКу", боровшихся за
свободу и независимость Урал-Иделя от захватчиков.
Тарихтан тезислар
Халкыбызның байтак өлешенең телебездән, мәдәниятебездән, гореф-гадәтләребездән читләшүенең сәбәпләре күп төрле. Шуларның иң мөһимнәре дип түбәндәгеләрне атарга буладыр:
-Бөтен цивилизацияле илләр өчен дә хас булган урбанизация, ягъни авыл халкының шәһәргә күченүе. Беләбез ки, татар теле һәм мәдәнияте авыл халкы тарафыннан сакланып килде. Ә шәһәрләрдә, шул исәптән Татарстанда да, күпчелек урыс телле халык яшәде. Һәм шәһәргә күчкән татар балалары телләреннән читләшергә мәҗбүр булдылар. Авылларда инде халык аз калды.
-Татар яшьләренең Россия киңлекләренә таралуы һәм шунда яшәве дә телебезне кулланучыларны нык киметте.
-Татар гаиләләрендә татар мохите булдырылмау, татарча сөйләшмәү дә шуның төп сәбәпләрнең берсе.
- Милли телдә укытуны тыю да, турысын әйткәндә, хөкүмәтнең азрак санлы милләтләрне бетерүнең иң хәлиткеч коралы булып тора.
-Шундый ук корал дип махсус язылган Россия тарихын атарга була. Катнаш телле укучылар булган сыйныфларда “Татар – монгол игосы” дип аталган теманы үтү шундук татар баласын мескенгә әйләндерә башлый. Ә бу исә өстә әйтелгән аяныч хәлләргә китерә.
Аңлашыла ки, бу язманың максаты – Россия һәм татар тарихы турында яңа фикерләр китерү булачак, чөнки бигрәк тә бу көннәрдә бу тема бик актуаль. Монда тарих тезислар шәкелендә генә бирелә.
X гасырның икенче яртысында Киев кнәзләре Святослав һәм аңардан соң Владимир Ока – Идел буйларында булган татарлар, кыпчаклар, болгарлар, хәзәрләр җирләренә талау походлары оештыралар.
Йөз еллар үткәч, Идел – Ока тирәлегендәге татарлар (мишәрләр), кыпчаклар, болгарлар, болгарларның вассаллары булган төньяк халыклары җирләрен басып алып Суздаль, Владимир (соңрак Мәскәү), Муром кнәзлекләрен төзиләр
XI гасырдан XIII йөзгә кадәр күп тапкырлар Болгар җиренә һөҗүм итәләр, шәһре Болгарны җимерәләр, Ашлы каласын алалар, Идел Болгариясен бик каты зәгыйфләндерәләр. Ул тулысынча кнәзлекләр кулына төшү куркынычы астында кала.
Болгария дигән дәүләтнең төп халкы татарларның ата-бабалары була. Аларның җиренә VII-VIII гасырларда Азов диңгезе буеннан төрки телле болгарлар килеп керә һәм төп халык өстеннән хакимлек итә башлыйлар. Ләкин X гасырның ахырында болгарларның төп өлеше Көнчыгыш Европага күчеп китә, калганнары татарлаша.
Татарлар Идел буенда гына булмыйлар, алар ике меңнән артык еллар буе бөтен Евразия далаларында хакимлек итәләр. Кайвакыт алар төрле исемнәр астында йөриләр. IX – X гасырларда алар көнчыгыш себер далаларында, Урта Азиядә, Көньяк Уралда урнашкан Кимәк каһанлыгын төзиләр. Бу дәүләт булачак Алтын Урданың тәүге этабы була.
Кнәзләрнең Идел Болгары иленә кул сузган вакытларында бу дәүләт башта Кимәк каһанлыгы, соңрак Җучи олысы (Алтын Урда) орбитасына кергән була. Бу дәүләтләр татарлар империясе буларак, алардан башка анда кыпчаклар һәм кимәкләр күпләп яшәгән була. Ләкин алар соңрак тарих битләреннән төшеп калалар, чөнки башка халыклар (татарлар, казахлар, башкортлар) исәбенә кереп китәләр. Монголлар алар арасында аз була һәм алар зур роль уйнамый.
Табигый ки, татар хакиме (үзе дә татар нәселеннән булган) Бату Болгарияне урыс кнәзлекләре коллыгыннан коткара: Башта ул (1236 елда) Бөек Шәһре Биләргә (кнәзләр Болгарны җимергәч, башкала Биләргә күчерелгән була) килеп, каты кул белән татар-булгар низагларын туктата, җирле татарлар һәм алар яклы булган болгарлар хакимиятен урнаштыра.
Шуннан соң, Бату 1237 – 1238 елларда элек болгарларга һөҗүм итеп азаплаган төньяк – көнчыгыш славян кнәзлекләрен басып ала. Болгарга кул тидермәгән кнәзлекләрне тими. Авылларга кереп тә тормый. Халык күпләп кырылмый, тормыш тиз җайлана.
1238 елда Владимир кнәзлегенә Бөек кнәз итеп Всеволод углы Ярослав утыртыла. Ул Бату янына үз теләге белән килгән була. Батуның планы буенча, бөтен урыс җирләренең якынча өчтән берен тәшкил иткән җирләр Җучи олысы составына вассал буларак кертеләләр. Соңрак халыкка вассаллык билгесен белдерә торган символик күләмдәге ясак салына. Ул һәр кеше кеременең уннан бер өлешенә тигез була. Ләкин ул Алтын Урдада тотрыклы еллар булганда гына җыела. Соңрак ясакны Мәскәү кнәзе үзе җыя һәм халык исәбенә байый.
Сугышып алган кнәзлекләрдә татар хакимиятләре (баскаклар) урнаштырыла, алар күзәтү һәм ясак җыю функцияләрен генә башкаралар.
Татарлар килгәнче якынча 150 ел буе урыс кнәзлекләрендә канкоюлы низаглар барган була. Гади халык бу хәлдән туя, шуңа күрә татарлар урнаштырган тәртип аларга бик ошый. Тормыш тиз арада алга китә.
Шул рәвешле Бату күп халкы һәм икътисадый потенциалы зур булган кнәзлекләрне кулда тотарга уйлый. Моны гарантияләү өчен Ярославның улы Александрны аманәт (заложник) итеп тота һәм Батуның улы Сартак аның белән дуслаша һәм андасы булып китә. Моны яшерер өчен соңрак рәсми тарихта Александр Невский турында яңа тарих уйлап чыгарыла.
Калган кнәзлекләрне Бату Европа илләре вассалы итүне күздә тота һәм соңрак бу өлешчә шулай булып чыга да.
Ярослав, Бөек кнәз дип аталганлыктан, үзенең исемен җисеменә туры китерергә тырыша. Ул Бату алдында башка кнәзлекләрне дә үз кул астына кертү кирәклеге таләбен куя. Берләштерелгән татар-урыс чирүләре Киев, Смоленск һәм башка кнәзлекләрне көч кулланып Ярослав кул астына кертәләр.
Кайсыбер көнбатыш тарафына качкан кнәзләр киңәше һәм рим папасы котыртуы аркасында, көнчыгыш Европа католик динендәге илләрдә Бату – Ярослав дәүләтенә каршы Тәре йөртүчеләрнең агрессив көчләре оеша башлый. Шуны булдырмау максаты белән шулай ук берләшкән татар-урыс чирүләре 1240 – 1241 елларда ул илләрне айкап чыгалар. Бу поход куркыту һәм оеша башлаган берлекләрне таркату акты була. Бату анда бертөрле дә хакимият урнаштыру, ясак салу гамәлләрен башкармый. Бу походның нәтиҗәсе – урыс кнәзлекләрендә католик динен булдырмау һәм Ярославны чын мәгънәсендә бөтен урыс җирләренең Бөек кнәзе итү була.
Әлеге хәлләр барган елларда урыс кнәзлекләрендә, бигрәк тә көнчыгыш тарафында катнаш урыс – татар телле халыклар яшәгән була. Татар телле халыкның нигезен Киев тирәләрендә һәм Идел – Ока буйларында борынгы гасырларда ук яшәгән төрки халыклар: татарлар, кыпчаклар, болгарлар, карабүрекләр һәм башкалар тәшкил итә. Соңрак татар ханы тарафыннан җибәрелгән күп санлы йомышлы, дәүләткә хезмәт итүче татарлар да кушыла. Ул гына да түгел, Киев кнәзлегендә православие кертелде дигән елларда Русьта ислам кертелгән була. XVI – XVIII гасырларда русьта татар теле һәм ислам белән көрәш төрле кискен һәм канкоюлы формаларда бара. Әлбәттә, болар тарихта юк.
Урта гасырлардагы карталарны карасаң, Евразиянең бик күп җирләре Татария (Тартария) дип аталган. Һәм бу шулай булган да. Шуңа күрә без Алтын Урданы Олуг (Бөек) Татарстан дип атарга хаклыбыз.
Кызганычка каршы, XV гасырда Олуг Татарстандагы эчке низаглар аркасында дәүләт җимерелә һәм 1505 елдан башлап Мәскәү кнәзләре татар ханы ярлыгыннан башка хакимлек итә башлыйлар. Озакламый бүлгәләнгән татар ханлыклары Мәскәү тарафыннан басып алына башлый.
Әлбәттә, китерелгән тезислар рәсми тарихка туры килмиләр һәм укучыда бик күп сораулар һәм кайсыберләрендә ачу тудырачаклар. Ләкин бу тарих логик яктан тел тидермәслек, дип әйтергә була, һәм татар халкы мондый тарих белән мактана һәм горурлана алыр иде. Ләкин дөреслеккә якынмы соң бу яңа тарих? Автор уенча, бик якын. Моны аңлар өчен, шулай ук чын тарихыбызның нигә, ничек яшерелгәнлеге турындагы, һәм башка мөһим сорауларга җавап алыр өчен төп материалны уку кирәк. Ул “Татар электрон китапханә”сендә һәм “Урал татарлары” дигән сайтларда урнаштырылган һәм “Татарның чын тарихы” дип атала. Бу язманы башкарганда өч йөздән артык борынгы заманнардан башлап хәзерге вакытка кадәр дөнья күргән һәм интернетта урнаштырылган төрле тарихи чыганаклар кулланылды, күбесенең исеме китерелде.
Язманы ачу өчен эзләү системасында авторның яки әсәрнең исемен җыярга кирәк.
Илдус Хуҗин
Красноуфимск
«Татарның чын тарихы» дигән әсәрнең бераз яңартылган варианты «Альтернатив тарих» дип атала. Аны авторның сайтында укырга була : tatartarihy.jimdo.com
Сәлам белән автор
==== ТАРТАР БАШЫ ====
(дер-дер менд-менд тар-тар лар-лар)
Башлар ватып гомер үткәнме?!
Ул милләтне корбан иткәнме?!
Аның кылыч хаман үткәнме?!
Бетле тартар бүген беткәнме?!