Памяти Валиуллы Якупова
27 августа 2012 года в Казани состоялась конференция, посвященная предстоящим сороковинам памяти исламского богослова Валиуллы Якупова, начальника учебного отдела Духовного управления мусульман Татарстана, убитого ваххабитами 19 июля 2012 года в подъезде собственного дома. В тот же трагический день случился теракт в отношении муфтия республики Илдуса Файзова, в ходе которого был подорван его автомобиль, а сам глава мусульман Татарстана с ранениями доставлен в больницу (в настоящий момент он находится на домашнем лечении).
Открыл работу мероприятия, проходившего в Центре исламской культуры «Иман», Наиль Гарипов, имам Апанаевской мечети Казани, долгое время работавший вместе с покойным Валиуллой Якуповым и сменивший его на этом посту. Мусульманский деятель отметил, что для татарского народа в одном ряду будут стоять такие крупные богословы, как Габденнасыр Курсави (1776 – 1812), Габдрахмана Утыз Имяни (1754 – 1832), Шигабутдин Марджани (1818 – 1889), Каюм Насыри (1825 – 1902), Зайнулла Расулев (1833 – 1917), Ишмухамед Динмухаметов (1842 – 1919), Валиулла Якупов (1963 – 2012). И поэтому гибель последнего в расцвете сил для татарского народа огромная и трудновосполнимая потеря. «Вот почему важно сейчас понять ту угрозу, которую несет нам нетерпимость и радикализм на религиозной почве», – отметил Наиль Гарипов.
Член экспертного совета по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Минюсте РФ, исламовед Роман Силантьев привел статистику гибели мусульманского духовенства в постсоветской России: с 1995 года по 2012 год в России от рук террористов погибло 50 духовных мусульманских лидеров (после убийства суфийского шейха Саида Чиркейского 28 августа с.г. теперь таковых уже 51), и это не считая огромного количества нападений, которые, к счастью, не закончились летальным исходом. «Если бы в Русской православной церкви, которая по численности духовенства значительно больше мусульманского, были бы такие потери, то православный мир считал бы это катастрофой», – провел аналогию московский ученый. По мнению Романа Силантьева, в убийстве мусульманского духовенства есть определенная закономерность: удар ваххабитами всегда наносится по первым лицам и их заместителям в муфтиятах с одной целью – деморализовать и запугать мусульманскую умму, причем нередко подобные нападения совершаются в канун или во время религиозных праздников. «Ваххабитам необязательно на все посты своих сторонников ставить, им нужно, чтобы их занимали люди, которые сквозь пальцы смотрят на их деятельность», – считает исламовед.
Руководитель Приволжского центра региональных и этнорелигиозных исследований Российского института стратегических исследований Раис Сулейманов проанализировал реакцию на последние события в Татарстане со стороны интеллигенции и властей. «Муфтию Татарстана Илдусу Файзову ставят в вину… борьбу с ваххабизмом. Борьба с ваххабизмом в Татарстане теперь считается преступлением», – поражается эксперт логике рассуждений чиновников и представителей ряда местных околонаучных кругов. По словам Раиса Сулейманова, фундаменталисты Поволжья не только не затаились после терактов, а наоборот, перешли к реваншу: вышли на уличные демонстрации, абсолютно не скрывая своих взглядов по ликвидации российского государства и создании на его месте халифата, при этом объединившись с «белоленточным» движением, которое увидело в исламистах союзников по борьбе с «режимом Путина». Более того, несмотря на свой пока что непрофессионализм, террористов в Татарстане отличает упорство: буквально через месяц после теракта в Казани они планируют новые в разных частях города, правда, их подводит пока неумение грамотно изготавливать взрывчатку. «Но они учатся, и в конце концов их упорство может привести к повторению терактов, причем нельзя исключать более изощренных способов типа акций шахидов-смертников или захвата заложников», – полагает эксперт. Сулейманов отметил, что большой проблемой применительно к столице Татарстана остается деятельность различных частных исламских центров, маскирующихся под культурно-образовательные учреждения, но являющиеся логовами фундаментализма. Ученый призвал обратить внимание на деятельность Центра изучения Корана «Рашида» в пос. Вознесение (на юге Казани), Центра «Семья» в пос. Высокая Гора, ячейки «Такфир валь-Хиджра» в пос. Инеш, казанских мечетей Ометлеляр, Салихжан, Аль-Ихлас и в пос. Петровский.
Председатель Совета улемов Российской ассоциации исламского согласия Фарид Салман предложил рассматривать события в Казани в контексте общемировых процессов ваххабизации мусульманской цивилизации. «Сейчас в Сирии ваххабиты последовательно разрушают государство при поддержке Запада, так и в России это осуществляется с целью разрушать такие столпы государства, как традиционные для его населения религии», – уверен мусульманский богослов. «Удар по Русской православной церкви, нанесенный «белоленточными» в рамках дела «Pussy Riot», и удар ваххабитами по традиционному для мусульманских народов России исламу – все это в рамках общего курса по дестабилизации ситуации в стране», – считает Фарид Салман.
«Деятельность ваххабитов не была бы столь эффективной, если бы не роль их пособников, выступающих в качестве лоббистов их интересов в информационном пространстве», – начала свое выступление начальник Сектора кавказских исследований Российского института стратегических исследований Яна Амелина. Яркими представителями федерального ваххабитского лобби являются председатель Исламского комитета России Гейдар Джемаль, журналист Максим Шевченко, сотрудник Московского центра «Аль-Васатыйя» Ринат Мухаметов и политолог Руслан Курбанов. На региональном уровне в роли «адвокатов» сбежавшего в Лондон при содействии своих покровителей из числа высокопоставленных чиновников одного из идеологов ваххабизма Рамиля Юнусова выступают шеф-редактор националистической газеты «Безнен гажит» Искандер Сиразиев, елабужский журналист Линар Мифтахов и экс-председатель Всемирного форума татарской молодежи Руслан Айсин.
Научный сотрудник Российского института культурологии Галина Хизриева считает, что наивно объяснять причину распространения ваххабизма только экономическими причинами: «И в Дагестане в лес уходят дети из обеспеченных семей, и в Татарстане идеологией ваххабитов интересуются совсем не бедные». При этом в своей пропаганде ваххабиты имеют всего несколько шаблонных идиом, однако когда в теологических спорах с мусульманами-традиционалистами их аргументы исчерпываются и им возразить остается нечем, они переходят к открытым угрозам физической расправы.
Подвел итог круглого стола директор Центра «Иман» Наиль Гарипов, рассказавший, что у Валиуллы Якупова была эволюция во взглядах на ваххабизм в Татарстане. «В конце 1990-х и в самом начале 2000-х годов Валиулла-хазрат еще думал, что татарские салафиты не такие, как северокавказские, что до взятия оружия в руки они не дойдут. Однако с 2002 года ему стало понятно, что эти надежды остались благими пожеланиями и лишь приукрашивают реальную ситуацию того, что творится в мусульманской умме республики», – заметил он, добавив, что в дальнейшем именно покойный богослов бил тревогу, надеясь быть услышанным государством.
Участники мероприятия пришли к выводу, что стабильность – иллюзия, которую так упорно поддерживали власти Татарстана, игнорируя решение проблемы ваххабизма в регионе и дезинформируя федеральный центр, заверяя его в том, что ситуация держится под контролем. Основная надежда здесь возлагается на мудрость президента Татарстана Рустама Минниханова, которому уже давно необходимо стать политиком, а не только заниматься экономическими проектами, и федеральные органы власти, которые, как надеются эксперты, все-таки не хотят допустить, чтобы Татарстан превратился в аналог Дагестана на Волге.
Ислам БАТЫЙ.
Если сам себя не назовешь ученым, то другие почему-то этого не делают. Вся статья шита раискиными гнилыми нитками.
шить по другому у автора видимо не получается. много развелось вахабитского гнилья....
Кто сможет возглавить борьбу за свободу Татарстана за тем будущее. Смогут преверженцы традиционного Ислама воглавить борьбу ? Если нет они политические трупы .
Винер-хазрат, конечно, пост в УПРАВЛЕНИИ мусульманами занимал крупный, но зачем же называть его в одном ряду с Курсави, Утыз Имяни, Марджани и другими крупными богословами ? Оставил ли он после себя хоть один богословский труд по исламу ? Если нет, то покойный был религиозным бюрократом-управленцем, не более того.
Вся антимусульманская рать во главе с отъявленными чекистами-прохвостами поднялась на борьбу за спасение своей родной империи - империи зла во всем мире, носящей название РФ. Не должно быть никакого запрета на гарантированную Конституцией самой империи свободы вероисповедания. Все, что пугает этих амлеиных, силантьевывых, сулеймановых, это независимое, неподконтрольное чекистскому охвостью мусульманское вероисповедание. Почему? Да, потому что такое является признаком инакомыслия. Оскорбительно мусульманину молиться под контролем этих бандюг, когда он за свою веру готов отдать жизнь. Напрасно стараетесь. Ваши игры с религией закончатся для вас же плохо. Разве вам, идиотам, не хватает Кавказа?
Эти уроды сначали убили Винера (хотя их просто используют, они могут и не знать что их хозяева убили), затем рейдерски захватили его Иман. Не зря Амелина такая довольная ходит.
Якупов потенциально мог развиться в крупного оригинального богослова. Работал над докторской. После защиты мог бы быть муфтием. Недостатки были, а у кого их нет? Главное был трудолюбив и тянулся к знаниям, у него был кругозор.
Труд на благо своего народа - это для татар сегодня главное.
Многие занимаются имитацией труда . Но их жены и дети выдают их .
Якупов потенциально мог развиться в крупного оригинального богослова ?! Ему в момент смерти было 49 лет, а вот ни одного богословского труда за ним не числится, насколько мне известно. Ну не считать же богословским трудом Винера статью "Ханафитский мазхаб, его значение и актуальность", где он ссылается не высказывание мусульманского деятеля, а на высказывание В.В. Путина ! Ну и богослов был покойный ! В кавычках, конечно.
с юных лет-сотрудник.и все они-сотрудники.конечно же,на путина ссылается.вот и весь богослов,земля ему пухом.