Памяти Льва Овруцкого (некролог)
На 66 году своей жизни скончался в Казани известный публицист Лев Мирович Овруцкий. Для многих жителей Татарстана в памяти он навсегда останется как борец с этнократией, клановостью и кумовством, которые с эпохи «парада суверенитетов» расцвели в нашем регионе. Его статьи и книги уже вошли в золотой фонд классики общественно-политической аналитики конца ХХ – начала XXI вв., относящейся к периоду правления Минтимера Шаймиева. Обладая талантливым мастерством журналиста, он сумел показать ту эпоху, запечатлеть ее события, оставить будущему поколению историков великолепные источники в виде своих публикаций как отражение критического взгляда на свою современность. Книги «До и после оваций» (1989), «Шаймиев – реальный и виртуальный» (2000), «Разговоры с Хакимовым» (2000), «Следы великой немоты» (2000), «Когда республики были большими» (2004), «Татарский национал на rendez-vous» (2006) – прекрасные документы по истории постсоветского Татарстана. Известен Овруцкий и как историк: в 1992 году вышла его книга «Левые эсеры: программа и тактика» (в соавторстве с Алтером Литвиным), написанная на основе его кандидатской диссертации.
Мне довелось познакомиться лично со Львом Мировичем на научных конференциях, которые организовывались Центром евразийских и международных исследований Казанского государственного университета (ликвидирован Ильшатом Гафуровым), когда Almamater еще была местом для дискуссий (это пришлось на времена ректорства Мякзюма Салахова). В январе 2009 года в КГУ был организован симпозиум «Татарстан-2008», на котором мы подводили политические итоги развития нашего региона в 2008 году. После этого, кстати, мы решили (я тогда работал в этом университетском центре) подобную конференцию делать ежегодно, чтобы, приглашая в университет местных экспертов и политологов в январе нового года, проанализировать ушедший год. К сожалению, с новым руководством вуза эта прекрасная традиция канула в Лету.
Льва Овруцкого как раз мы и пригласили на один из первых таких форумов, и затем он был одним из постоянных их участников. Всегда импозантно выглядящий и одевающийся как английский денди, Лев Мирович предпочитал не выступать как докладчик, а оппонировать таковым. Его вопросы всегда отличались остроумием, меткостью, попаданием «в самое яблочко» и наличием здорового чувства юмора. После одной из таких конференций, бывших уникальными дискуссионными площадками, я подошел к Овруцкому за автографом к его книге «Шаймиев – реальный и виртуальный», которая должна быть на полке у каждого, кто хочет понять, что творилось в Татарстане в 1990-е годы во времена никому ничего из простых людей не давшего «суверенитета». Ее автор рассказал такую историю: когда ему вручили награду «Золотое перо России» в 2004 году, никто из местного Союза журналистов Татарстана даже не позвонил поздравить его. Никого, впрочем, это не удивляет: пятый (!) срок подряд председательствующая в Союзе журналистов Татарстана Римма Ратникова, известная всем журналистам республики пока только тем, что «сдала» Дом журналиста какому-то богатому инвестору, давно уже «забронзовела» на своем посту.
В последние годы Лев Овруцкий тяжело болел, но продолжал активно работать. Им были выпущены в 2011 году две книги: «Бедный Славкин», являющаяся сборником эссе на исторические и политические темы, и «Четвертый отпечаток» о судебной и правоохранительной реформе. Помимо издания своего наследия (в его книгах обычно публиковались статьи автора по одной или нескольким близким темам) Овруцкий, ушедший с 2006 года на покой, или, как он сам говорил, отложивший перо в ящик, тем не менее выступал достаточно активно в электронных СМИ. На сайтах информационных агентств Regnum, «Бизнес-Онлайн» и KazanWeek им публиковались статьи, из которых, если их собрать вместе, можно издать его последнюю книгу. В этих своих последних работах он брался писать на темы, волнующие казанцев: бездарной работе нынешнего мэра города, топонимическим войнам по поводу наименования улиц, изменениям в ментальном восприятии нынешних и прошлых событий новым поколением татарстанцев, которые уже взрослеют при Рустаме Минниханове.
Стиль его публицистики для многих останется эталоном. К счастью, еще есть те мастера слова, что умеют писать так же профессионально, как и принято в стиле серьезной казанской журналистики, какую любят и ценят казанские читатели: Елена Чернобровкина, Алексей Демин, Татьяна Сидорова, Лев Жаржевский, Вера Постнова, Рашит Ахметов, Юрий Алаев, Игорь Дурманов, Ирек Муртазин, Борис Бронштейн, Марина Юдкевич и ряд других, которых интересно и занимательно читать. Сегодня журфак КФУ, правда, не может похвастаться подготовкой таких кадров: по опыту знакомства со студентами знаю, что в среднем в каждой группе из 25 - 30 учащихся лишь трое-четверо хоть как-то на практике занимаются журналистикой. Это с горечью отмечал и ушедший от нас Лев Мирович.
Анализируя жизнь таких людей, сумевших оставить после себя богатое наследие своего творчества, понимаешь, что человек может изменять окружающую несправедливость своим словом, если умеет не бояться его произносить и публиковать. Глядя на таких людей, ты и понимаешь значение выражения «СМИ – это четвертая власть», ярким представителем которой как раз и был Лев Мирович Овруцкий (1946 - 2012).
Раис СУЛЕЙМАНОВ.
«…борец с этнократией, клановостью и кумовством, которые с эпохи «парада суверенитетов» расцвели в нашем регионе.»
Ах, как замечательно сказано! Мы ведь знаем, что в России в это время не было кланов и кумовства. Не было и этнократии – не называть же руководство какой - нибудь козлодоевской губернии этнократами только на том основании, что они русские по национальности.
Как же сладостно было бороться за демократию в отдельно взятой национальной республике: можно честно прослыть свободолюбцем, да и заодно пнуть зарвавшуюся «татарву», возомнившую себя способной создавать бюджетораспильные группировки по примеру старших товарищей из Москвы. Да, да… Что позволено Юпитеру – не позволено быку…
Помнится, в начале своей миссии по освобождению Татарстана от «этнократов» Овруцкий вызывал у меня отторжение своими резкими пассажами. В последние годы он успокоился, его материалы стали более взвешенными. Новое зубастое поколение «борцов за свободу»(здесь надо добавить – Татарстана от татар, наверное…) в лице Сулейманова не дало пропасть делу ветерана. Даже его кончину они, подобно каннибалам, употребляют на пользу своего, несомненно, возвышенного и благородного предприятия. Не пропадать же мясу…
Полностью согласен с предыдущим комментатором . К таким деятелям как Овруцкий испытываю устойчивую неприязнь . Они бы также рьяно критиковали еврев И Израиль , но как говорится свое говно не воняет. Раис в регнуме написал статью о вахабитах ,оказывается он себя считает татарином и мусульманом .
До этого как то к Овруцкому относился равнодушно, но после статеи Раиски, появилась устойчивая неприязнь, Раис пачкает в дерьмо все к чему касается, и те кто общается с Раисом они тоже похожи на измазанных в дерьмо!
про покойников нельзя говорить плохо - если вы религиозные люди. Вы себя поливаете грязью, а не его.
Тогда и про Сталина , Ленина , Гитлера плохо говоритьнельзя список продолжать ? или это касается только этого товарища? По делам его ...
Если покойник "поговнил" хорошенько на подведомственной территории, то почему бы о нем не говорить плохо? Что за начетничество такое? Что за табуирование негативных отзывов..? Говно остается говном - мертвое оно или живое...
Ай Моськи, знать они сильны,
Что лают на Слоны